Реферат на тему: Любовная лирика Пушкина

Реферат на тему: Любовная лирика Пушкина

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно весёлым и любезным’’. На второй день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу “ Евгения Онегина ”. В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.Я помню чудное мгновенье: Шли годы. Бурь порыв мятежный. Душе настало пробужденье. Передо мной явилась ты, Рассеял прежние мечты, И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, И я забыл твой голос нежный, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты Твои небесные черты. Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадёжной, В глуши, во мраке заточенья И сердце бьётся в упоенье, В тревогах шумной суеты, Тянулись тихо дни мои, И для него воскресли вновь Звучал мне долго голос нежный, Без божества, без вдохновенья, И божество, и вдохновенье, И снились милые черты. Без слёз, без жизни, без любви. И жизнь, и слёзы, и любовь 6 Перед нами встаёт образ женщины удивительного обаяния, способной внушить чувство самое чистое и глубокое. И если даже образ этот не столько реальный, сколько идеальный, рождённый фантазией поэта, первоосновой его всё же была женщина вполне реальная — Анна Петровна Керн. Стихотворение – это целая “поэма ” о подлинной любви, о её этапах. Первая встреча с Анной Петровной Керн на балу в Петербурге в 1819 году и кратковременное увлечение ею летом 1825 года в селе Михайловском – вот реальная основа стихотворения. Оно чётко делится на три равные части, по две строфы в каждой. Такая композиция организует восприятие стихотворения и придаёт гармоническое единство в целом. Любовь воспринята поэтом как светлая непередаваемая радость, подлинно возвышенное чувство. Даны самые общие контуры пленительного женского облика. Их очень немного: “ голос нежный ”, “милые черты ’’, “ небесные черты”. Дважды повторенные сравнения “ как мимолётное виденье, как гений чистой красоты ” также не придают женскому образу конкретного характера – наоборот, они усиливают впечатление чего – то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых, определяющих признаков. Здесь любовь – уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра. Что испытала Анна Керн в это поистине “чудное мгновение” своей жизни? Мелькнула ли у неё мысль о бессмертии? Скорее всего, нет. Она была счастлива в этот миг. Бесспорно, сердце её переполнилось грустью и волнением; наверное, она догадывалась о том, какую жемчужину держит в руках. Но сумела ли она понять, в чём гениальность этих стихов? Должно быть, она жадно искала там похвал своей красоте, свидетельств восхищения, ведь для неё это было любовное послание. Разглядела ли она, что стихи не только о любви, но и о поэзии, о судьбе поэта? Что “чудное мгновенье”, о котором вспоминает Пушкин, — не только встреча в доме Олениных, но и волнения ранней молодости, блеск петербургских салонов, общение с высокими умами и яркими талантами, с прелестными и благосклонными красавицами – всё то, что ослепило его после лицейского уединения? Жизнь “без слёз”, “ без жизни ”, “без любви ”- это существование поэта вне творчества. “В душе настало пробужденье ”- это о поэтическом вдохновении, посетившем его в Михайловском, в одиночестве.

29 января 1815 года. Лицей. “Я счастлив был! нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не было видно! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице — сладкая минута!” Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался Отрадой тихою, восторгом упивался И где веселья быстрый день? Промчался лётом сновиденья, Увяла прелесть наслажденья, И снова вкруг меня угрюмой скуки тень! В лицее Александр Сергеевич Пушкин пережил свою первую, трепетно- возвышенную любовь, которая принесла ему много страданий. Катенька Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом жила с матерью в Царском Селе. В неё были влюблены Пушкин, Пущин, Малиновский. По скромности своей, Екатерина Павловна не стремилась кружить головы своим поклонникам и прошла в жизни Пушкина и его лицейских товарищей лёгкою и светлою тенью. О ней думает Пушкин, когда во второй главе “Евгения Онегина” пишет: “Она поэту подарила младых восторгов первый сон, И мысль о ней одушевила его цевницы первый стон”. Екатерине Павловне Пушкин посвятил своё стихотворение “Желание”. (1815 -1816) Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви И все мечты безумия тревожит. Но я молчу; не слышен ропот мой; Я слёзы лью; мне слёзы утешенье; Моя душа, пленённая тоской, В них горькое находит наслажденье. О жизни час! лети, не жаль тебя, Исчезли в тьме, пустое привиденье; Мне дорого любви моей мученье, — Пускай умру, но пусть умру любя! Это стихотворение передаёт только одну грань любовного чувства – печаль уныния, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы, дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от неё. Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека – в этом смысл стихотворения. 3 6 сентября. 1823года. Пушкин только что приехал из Кишинёва в Одессу. Здесь он впервые познакомился с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Она произвела на Пушкина большое впечатление. Граф Соллогуб писал: “Екатерина Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательную, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё”. Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке. Он носил почти постоянно этот перстень (по поводу которого написал своё стихотворение “Талисман”) и подарил его на смертном одре поэту. Жуковскому. Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья Ты в день печали был мне дан. К Елизавете Ксаверьевне обращены шедевры его лирики “Сожжённое письмо”. Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет Минуту!. вспыхнули! пылают — лёгкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит О провиденье! Свершилось! Тёмные свернулися листы; На лёгком пепле их заветные черты Белеют Грудь моя стеснилась.

Теперь, кажется и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться.” Закрыта последняя страничка поэтического дневника Александра Сергеевича Пушкина. Почему же нас так привлекают эти стихотворения, хотя прошло уже более ста лет с момента их написания? Возможно, многообразием тем, многоликостью души автора, поэтическим языком, и, конечно, огромным чувством любви – одним из самых светлых и прекрасных чувств, испытанных и пережитых поэтом. Оно дарило ему и радость, и восторг, и печаль, и ревность, и грусть. Любовь – это прекрасное животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты, а красота для Пушкина – святыня. Поэт беззащитен перед красотой. Его сердце отзывается на неё восторгом. 10 “Я вас любил ” (Любовная лирика Александра Сергеевича Пушкина) Возникшее в Древней Греции понятие “лирика ’’служило для определения произведений, которые пелись под аккомпанемент лиры. Лирика сама по себе – вид поэзии, в котором с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир человека, сфера душевной жизни поэта. Лирика охватывает множество стихотворных жанров (например, элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина — А. М. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит “больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или молчании пустыни ”. (М.Горький.О Пушкине. М. – Л., 1937, стр.77) Красота мысли, красота жизни, красота чувства- вот основной смысл и содержание лирики Пушкина. Лирика Пушкина — это чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармоническое совершенство формы. Пушкин в своей лирике создает условный поэтический образ “лирического героя ”, который не полностью отождествляется с автором, но является носителем его мировоззрения, выражает отношение автора к действительности. Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале. В лирических стихах Пушкина с особенной полнотой и вместе с тем со скупой сдержанностью раскрывается личность самого поэта, внутренняя сила и богатство его восприятия жизни. Но Пушкин не замыкался никогда в узкой сфере своих личных впечатлений. Его лирика откликалась на все многообразие действительности, на все голоса окружающего его мира. Н.В. Гоголь писал, что для восприятия художественного богатства лирики Пушкина нужен тонкий вкус: “ Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. [ H. B. Гоголь. Собр. соч. в семи томах, т. 6, М, “Художественная литература”, 1967, стр.73. Все творчество Пушкина можно определить как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта.

Из глухой псковской усадьбы воображение переносило поэта в далекие страны, в давно минувшие времена, которые он воскрешал с тщательным мастерством великого психолога. Греческий миф в «Прозерпине», Египет в «Клеопатре», французская революция в «Андрэ Шенье», «19 октября 1825 г.», борьба России с Наполеоном, в воспоминании Пушкина крепко связанная с Лицеем, величавая мудрость Востока в «Подражании Корану», в «Разговоре книгопродавца с поэтом» мудрость иная, художественная, в причудливом сочетании с печальной страстностью любовной лирики. Наконец там же, в Михайловском, осенило его высокое духовное вдохновение, выразившееся в «Пророке». Но и это не все, это только часть написанного за два года в деревне. Там Пушкин закончил «Цыган», написал три с лишним главы «Евгения Онегина» и «Графа Нулина». Там и начал и кончил «Бориса Годунова», который вздымается, как Казбек над длинной горной цепью. В разгаре работы над «Годуновым» у Пушкина срывается признание: «Я чувствую, что дух мой созрел окончательно. Я могу творить» (июль 1825 г.)

Тема любви в лирике Пушкина

Богат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим чувствам. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества — южный период.

В это время Пушкиным были написаны южные поэмы. В поэме “Цыгане” два необычайных героя. Алеко — человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане — дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. Но

По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь — это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Поэт осуждает Алеко за его ревность к Земфире, отмечая, что нельзя лишать жизни другого человека.

Оставь нас добрый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним

Не нужно крови нам и стонов

Но жить с убийцей не хотим…

В “Бахчисарайском фонтане” Пушкин

Но пусть она вас больше не тревожит

Я не хочу печалить вас ничем…

Поэт не хочет тревожить возлюбленную женщину ради своего счастья.

Так дай вам бог любимой быть другим…

Великолепным образцом интимной лирики Пушкина является стихотворение “К***”, написанное в Михайловском, где поэт встретил Анну Петровну Керн, племянницу Осиповых:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Пушкин очень романтично раскрывает образ своей возлюбленной: “чудное мгновенье”, “гений чистой красоты”. Поэт называет голос нежным, стараясь как можно красивее передать черты своей возлюбленной.

Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни поэта. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством. Пробужденная душа раскрылась для любви. В этом стихотворении выделяются три состояния души поэта.

Первое состояние души, когда перед поэтом появилась красота, которую он хорошо запомнил.

Второе состояние проявляется в момент душевного угнетения — воспоминание утрачено. Третье — красота появилась вновь, и поэт получает прилив вдохновенья. Любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем и слезами.

Презентация на тему: Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина

Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин

Лицейский период В лицее Александр Сергеевич Пушкин пережил свою первую, трепетно-возвышенную любовь, которая принесла ему много страданий. Катенька Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом жила с матерью в Царском Селе. В неё были влюблены Пушкин, Пущин, Малиновский. По скромности своей, Екатерина Павловна не стремилась кружить головы своим поклонникам и прошла в жизни Пушкина и его лицейских товарищей лёгкою и светлою тенью. Екатерине Павловне Пушкин посвятил своё стихотворение “Желание” (1815 -1816).

Медлительно влекутся дни мои. И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви, И все мечты безумия тревожит. Но я молчу; не слышен ропот мой; Я слёзы лью; мне слёзы утешенье; Моя душа, пленённая тоской, В них горькое находит наслажденье. О жизни час! лети, не жаль тебя, Исчезли в тьме, пустое привидение; Мне дорого любви моей мученье, — Пускай умру, но пусть умру любя!

Период южной ссылки Особенно отличается поэтической зрелостью, подлинностью любовная лирика Пушкина периода южной ссылки. Чувствуется непосредственность, живость любовных переживаний. Кроме того, любовной лирике этого периода присущ особый психологизм, причем ярко выраженный. Взять хотя бы стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты. », посвященное Амалии Ризнич:

Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой Твои глаза не следуют за мной. Заводит ли красавица другая Двусмысленный со мною разговор — Спокойна ты; веселый твой укор Меня мертвит, любви не выражая.

В этот период и были написаны Пушкиным южные поэмы. Они также пронизаны психологизмом, в них поэт также пытается постичь глубину любовных переживаний. Герой поэмы “Кавказский пленник”(1822 г.) жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — в край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен:

Свобода! Он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Страстями чувства истребя, Охолодев к мечтам и лире. Свершилось. целью упованья Не зрит он в мире ничего. Он раб. И жаждет сени гробовой. Благодаря любви молодой черкешенки, наш герой получает возможность обрести свободу. “Ты волен,— дева говорит,— беги”. Из-за безответной любви гибнет “дева гор”, но, все поняв, наш герой ни слезинки не роняет. Душа его холодна. Безответна.

В поэме “Цыганы” мы видим подобный характер. Поэма написана в 1824 году. Она является завершением романтического цикла произведений Пушкина. Время написания поэмы совпадает с очень важными событиями в жизни автора. Начатая на юге в январе 1824 года, поэма закончена в Михайловском 10 октября.В основу «Цыган», как и других «южных поэм», легли собственные наблюдения и впечатления поэта. Однако автобиографический элемент выступает здесь в новом качестве. Он проявляется в совмещении жизненных ситуаций автора и героя: странствования Пушкина с цыганским табором в Молдавии летом 1821 года становятся подосновой истории героя, что акцентируется совпадением имен (Александр-Алеко). Автобиографическое начало определяет характер лирического повествования: сходство мыслей поэта и героя — оба они отрицают «неволю душных городов», «оковы просвещенья».

В Петербурге в 1818-1820 гг. Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне,о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию. В сентябре 1820 г. на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа

Киселёва (Потоцкая)поэтически описывала «фонтан слёз».Этот поэтический образ запёчатлён и в стихотворении «Фонтан любви. ».

Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. Твоя серебряная пыль Меня кропит росою хладной: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль. Фонтан любви, фонтан печальный! И я твой мрамор вопрошал: Хвалу стране прочел я дальнoй; Но о Марии ты молчал. Светило бледное гарема! И здесь ужель забвенно ты? Или Мария и Зарема Одни счастливые мечты? Иль только сон воображенья В пустынной мгле нарисовал Свои минутные виденья, Души неясный идеал? В «Бахчисарайском фонтане» Пушкин выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за то, за что осуждает и Алеко: за ревностную любовь к хану.

Михайловский период и последние года жизни. Любовная лирика Михайловского периода во многом напоминает стихи этой тематики, написанные в южный период Любовь у Пушкина — это животворящая сила. Пушкин проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека. Но все же после южной ссылки ощутим возраст поэта: он повзрослел, и стихи его теперь отличаются большей зрелостью и лиризмом.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова Жена М.С. Воронцова, урожденная графиня Браницкая. Современники видели в ней красивую, умную, прекрасно образованную и воспитанную женщину. Знакомство Е.К. Воронцовой с Пушкиным состоялось не ранее 6 сентября 1823 года в Одессе. Поэт часто бывал в ее салоне. Она стала предметом его любви. Увлечение было сильным и взаимным. Е.К. Воронцова проявляла живой интерес к Пушкину и ценила в нем незаурядного поэта. 6 сентября. 1823года. Пушкин только что приехал из Кишинёва в Одессу. Здесь он впервые познакомился с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Она произвела на Пушкина большое впечатление. Граф Соллогуб писал: “Екатерина Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательную, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё”. Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке. Он носил почти постоянно этот перстень (по поводу которого написал своё стихотворение “Талисман”).

Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи — Храни меня, мой талисман. В уединенье чуждых стран, На лоне скучного покоя, В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман. Священный сладостный обман, Души волшебное светило. Оно сокрылось, изменило. Храни меня, мой талисман. Пускай же ввек сердечных ран Не растравит воспоминанье. Прощай, надежда; спи, желанье; Храни меня, мой талисман. 1825 год.

Анна Оленина 1827 год. Пушкин возвращается в Москву. Но Москва не та, да и сам поэт не тот, уставший от жизни, от нескончаемых скитаний. Ему скоро 30 лет, но нет семьи, друзей. Встреча с Анной Олениной возвращает его к жизни. Пушкин помнил дочку Олениных, Анечку, ещё девочкой, когда ей чуть перевалило за первое десятилетие. А сейчас он увидел двадцатилетнюю красотку, умную и блестящую. И, увидев ее, влюбился. Красавице льстило, что гений припал к ее ногам. Пушкин сделал предложение, но получил отказ. Поэт страдал. С его – то гордостью – получить отказ! Пушкин замкнулся, несколько месяцев ничего не писал. И как результат данной неразделённой любви – бессмертные строки…

Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадёжно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам бог любимой быть иным.

А.П.Керн – поэтическая муза Пушкина. В 1819 году на званом вечере в доме Оленина в Петербурге Пушкин встретился с молодой красавицей А. П. Керн. На юного поэта эта встреча произвела глубокое впечатление. Летом 1825 года А. П. Керн приехала в гости к своей тетушке П. А. Осиповой, усадьбу которой в Тригорском Пушкин регулярно посещал. Встретив здесь А. П. Керн, поэт вспомнил о старом, мимолетном знакомстве. А когда 19 июля 1825 года Анна Петровна уезжала из Тригорского, Пушкин приехал и вручил ей на прощание эти стихи. А. П. Керн обратила внимание на некоторое замешательство поэта в момент их вручения.Замешательство поэта не было случайным. Пушкин не хотел, чтобы эти стихи воспринимались биографически-приземленно, как портрет Анны Петровны Керн и как описание истории их отношений. Житейские факты, явились для Пушкина лишь первотолчком к созданию стихотворения о святыне любви и ее роли в судьбе человека. Ведь обращены они к «гению чистой красоты» — образу высокому, небесному, взятому Пушкиным из стихотворения Жуковского «Лалла Рук».

Керн Анна Петровна. К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. 1825 год.

ЛЮБОВЬ По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тринадцатой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года. “Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась”. Н.Н.Пушкина

«Моя МАДОННА» Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение.18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны… Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу – жену. Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении “Мадонна”, посвящённом Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображённом на картине, поэт узнаёт прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, — Чистейшей прелести чистейший образец. 1830 год.

Тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую страсть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства. Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

Детства милые виденья в творчестве Пушкина

Выставка «В мире детства» («. детства милые веденья») отражает разные аспекты детской жизни: воспитание, образование, круг чтения, развлечений и занятий.

В некотором роде выставка эклектична, ибо на ней представлены вещи, временной диапазон которых достаточно велик: от 18 века до наших дней. Но всех их объединяет мотив детства.

Уголок детской спальни представляют старинные вещи XIX века: кроватка деревянная токарной работы, детские кожаные сапожки, спальные принадлежности — расшитые наволочка и одеяльце, а также фартук — из рода Зубовых, потомков Е.Н.Вульф.

С.Т.Аксаков в романе «Детские годы Багрова-Внука» описывает подобную обстановку. «В маленькой детской висела прекрасная люлька на медном кольце, ввернутом в потолок. Эту люльку подарил покойный дедушка. в ней качались и я, и моя вторая сестрица».

Непременно, детскую спальню с кроваткой осенял образ Ангела-хранителя, защиту и покровительство которого ребенок получал при крещении.

Мир детства немыслим без «нянюшек» и бабушек. Поэтому здесь представлена детская работа Осиповой Елены «Колыбельная». Именно из уст Арины Родионовны и бабушки М.А.Ганнибал маленький Пушкин слышал песни и сказки, постигая через них народную мудрость.

Сама тема детства занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина. Она звучит в романе «Дубровский», в повести «Капитанская дочка». Весь роман «Евгений Онегин» полон образами детей: тут и дворовый мальчик с Жучкою в салазках, и «мальчишек радостный народ», который «коньками звучно режет лед», и внук няни, передающий письмо Татьяны Онегину, и «ребят дворовая семья». «…детства милые виденья» послужили для Пушкина могучим источником вдохновенья.

О системе воспитания и образования русского дворянина в конце XVIII века Пушкин повествует в повести «Капитанская дочка». На портрете молодого человека в красном камзоле (II пол. XVIII века, неизвестный художник) мы видим современника пушкинского Петруши Гринева. Характерными фигурами домашнего воспитания и образования будущего дворянина были были: «дядька» и француз-гувернер. Среди учебников представлены: «Отрок географ, или начальная география» 1820 г.; «Практическая геометрия» 1761 г.; «Детский наставник, или полная Российская азбука» 1819 г.; традиционные письменные принадлежности: стакан для перьев 1899 г., подсвечник 19 в., письменный прибор — сер. 19 в., перочистка бисерная — сер. 19 в.

Русский язык, словесность и историю, а также танцы, верховую езду и фехтование преподавали специальные учителя, которых приглашали «по билетам». Учитель сменял гувернера.

Большинство русских дворян, по традиции, готовили своих детей к военному поприщу. Мальчика с рождения записывали на военную службу.

Петруша Гринев, поступая в семнадцать лет на службу, получает от отца ряд нравственных наставлений: «береги честь смолоду», «на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся».

Философия детства, которая обнаруживается в повести, требует, чтобы в ребенке прежде всего воспитали честь и ум.

В «Записке о народном воспитании» Пушкин писал: «16-17 лет дворянский юноша заканчивал учение, чтобы вступить в службу или пуститься в свет». Заканчивался период детства и начиналась взрослая жизнь.

В отличие от Петруши, который воспитывался дома, сам Пушкин получил прекрасное образование в Лицее, которое приравнивалось к университетскому («Пушкин — лицеист»; худ. А.С.Андреев. 1979).

Девочка-дворянка в конце 18 — начале 19 веков из рук крепостной нянюшки поступала под надзор гувернантки — чаще всего француженки, иногда англичанки.

Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным, и чаще всего домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать, держать себя в обществе, элементарным навыкам рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте («Портрет детей Карла Гайли», 1830-40 гг., неизвестный художник). Иные барышни получали светское воспитание и образование в учебных заведениях типа Смольного института благородных девиц или Екатерининского института.

Одним из излюбленных занятий барышни было рукоделие (столик для рукоделия I пол. XIX в., гравюра английского худ. Томкинса «Утренние занятия», 1770 г.). В повести «Капитанская дочка» Пушкин пишет: «…Мария Ивановна села в угол и стала шить». (В витрине вышивка цветной шерстью крестом , 1845 г.).

С конца 18 в. до 80-х г. XIX было широко распространено увлечение бисером, о чем свидетельствует коллекция старинного бисера из собрания музейного фонда.

Известно, что во II пол. XVIII — нач. XIX веков в России при многих помещичьих усадьбах существовали небольшие мастерские, в которых крепостные девушки занимались всякого рода рукоделием. Обычно дворовых девочек 8-10 лет посылали обучаться рукоделию в мастерскую, известную своим высоким уровнем. Кончив обучение, девочка возвращалась к своим хозяевам уже опытной мастерицей, способной выполнять сложные работы и обучать других своему искусству. Вышивальщиц в старину называли «пялишницами».

Особое место в жизни девочек-барышень занимали балы. «Там будет бал, там детский праздник» — писал Пушкин в романе «Евгений Онегин». И мы видим бальные атласные туфельки I пол. XIX в., сумочки из шелка и бархата конца 18 — нач. 19 в., рожок для прикрепления цветов к платью. — сер. XIX в., а также работы современного мастера Г.Медведевой на тему бала, карнавала, героев пушкинских сказок.

Дамами на детском балу были 13-16-летние барышни, приезжавшие в сопровождении матерей. Возраст кавалеров мог быть самым разнообразным. Детские праздники начинались и оканчивались раньше балов для взрослых.

С.Л.Пушкин, отец поэта, часто устраивал в своем доме танцевальные вечера для детей, на которые съезжались все знакомые. В 1805 -1811 гг. Пушкин посещал такие танцевальные вечера у кн. Трубецких и Бутурлиных. По четвергам он со своей сестрой Ольгой и матерью Надеждой Осиповной посещал балы у Йогеля.

Детские балы у Йогеля пользовались наибольшей популярностью в Москве, (один из таких балов описан в «Войне и мире» Л.Толстого). По свидетельству современников, святочные балы у Йогеля были самым ярким явлением в светской жизни Москвы.

Чаще всего праздники приурочивались к какой-нибудь дате: именины, Рождество, Святки, Новый год. Иногда они растягивались на несколько дней. К ним тщательно готовились: мастерили костюмы, придумывали сценарий, готовили сюрпризы и подарки сувениры.

Одной из самых распространенных забав во время праздников являлись детские спектакли. Актерами в таких постановках были сами дети, хотя иногда и взрослые принимали участие. Сценарий, как правило, писался родителями, а иногда для постановки выбирали пьесу из взрослого репертуара.

Бал, рождественская елка устраивались в гостиных. Зачастую интерьер их украшали картины с изображениями библейских сюжетов («Мадонна с младенцем»,

конец XVIII в., неизвестный художник), семейные портреты, фотографии. На выставке представлена ценная коллекция фотографий конца XIX века из рода Б.Г.Карпова, внука Е.Н.Вульф, тригорской приятельницы А.С.Пушкина.

Картина современного художника В.М.Секрета изображает Троице-Сергиеву Лавру. В Рождество дети вместе с родителями ходили на службу в храм.

Рождественская елка объединяла всех детей: и дворянских, и крестьянских. Вместе дети предавались зимним играм, катаниям на санках (гравюры худ. А.О.Орловского «Качели», 1826 г. и «Катание на санях» с оригинала XVIII века).

А.К.Толстой в повести «Детство Никиты» описывает детский рождественский праздник: «В гостиной от пола до потолка сияла елка множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево . свет от неё шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками.

. В гостиной раскрылись двери, вошли деревенские мальчики и девочки».

Рождество — это праздник радостного чуда, сказки. И здесь уместно вспомнить сказку Гофмана «Щелкунчик». В ней удивительно тонко передается таинственная атмосфера ожидания праздника: «Вы все, конечно, знаете тот особый праздничный запах, когда кажется, что к нам в гости пришел душистый лес вместе с самым сладким уголком кондитерской. В гостиной отец вешает на елку стеклянные

украшения, а матушка перевязывает лентой подарки. Отсюда, из этой комнаты, и ширится по всему дому сладкий рождественский аромат. В воздухе тихо и нежно играют невидимые музыканты. Такую музыку человек слышит лишь в предвкушении большой радости. «

И поэтому так уместны здесь фантазии на тему «Щелкунчика» худ. О.Крестовской и деревянные фигурки, исполненные Б.М.Козминым.

Современный мир детства отражен в работах художника Б.М.Козмина, ретроспективной идиллии Н.Аксеновой, её 10-летней дочери Александры: «Цирк», «Зимние фантазии».

Участники выставки: Отдел музейных фондов Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское», Отдел книжных фондов Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское», Пушкиногорская муниципальная детская школа искусств им. С.С.Гейченко, Центр эстетического воспитания г.Великие Луки, Крестовская О.А. (Москва), Козмин Б.М. (Петровское), Аксенова Н.А. (Пушкинские Горы), Козмина Саша (Пушкинские Горы)

Вещи из частных коллекций предоставили: Аксенова Н.А., Василевич Н.Б., Густова Л.И., Козмина Л.В.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector