Детское и сказочное в творчестве Л

Сочинение по рассказам Л. Н. Толстого. Главный персонаж детских рассказов Толстого — крестьянский ребенок («Филипок», «Старый дед и внучек», «Котенок», «Девочка и грибы», «Пожар»). Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей писатель раскрывает в их поступках, в действиях, отношении к окружающим. Один из привлекательных образов — любознательный, настойчивый мальчик Филипок (рассказ «Филипок»). Малыш преодолевает все трудности и достигает цели — его принимают в школу учиться. Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. В рассказе «Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде.

Многие рассказы писателя вызывают у нас глубокое сопереживание («Акула», «Прыжок», «Котенок» и др.). Высокого психологического накала в этих рассказах достигает Толстой быстрым развитием сюжета. В рассказе «Акула» за двумя плавающими в океане мальчиками погналась акула. Выручают героев находчивость, самообладание отца одного из мальчиков — офицера-артиллериста, метко выстрелившего из корабельной пушки в акулу. В рассказе «Прыжок» находчивость капитана, приказавшего своему сыну прыгнуть с высокой реи в море, также спасает жизнь мальчику. Не менее трогателен рассказ «Котенок», где герой прикрывает своим телом от разъяренных собак любимого котенка. Сюжеты этих рассказов динамичны. Одно действие быстро сменяется другим. Во многих рассказах Толстого изображены правдивые картины сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Солдат-кино житье» и др.). Погибла корова, и семья голодает («Корова»). Отец — солдат, и нет работника в семье: нужда, голод одолевают («Солдаткино житье»). Но писатель вводит в рассказы оптимистические ноты.

  • Ø Возвратился солдат домой и восстановил хозяйство.
  • Ø Заработала бабка 20 рублей, служа у господ нянькой, и купили корову.

Однако в подобных произведениях не встретит протеста героев против существующего строя. Рассказывая детям о быте крестьян, Толстой не вскрывает основных причин тяжелой жизни народа. Толстовское «непротивление злу» пронизывает, как видим, и некоторые его детские рассказы. Иногда эти идеи выступают в произведении открыто («Бог правду видит, да не скоро скажет»). Велика заслуга Толстого в создании научно-популярных произведений для детей. Вместо длинных скучных статей писатель обращается к «описаниям», «рассуждениям», занимательным историям, живым ответам на детские вопросы «отчего?» и «как?» («Отчего потеют окна и бывает роса», «Как волки учат своих детей», «Магнит», «Черемуха» и др.). Писатель знакомит маленьких читателей с явлениями природы, с особенностями животного мира, дает им элементарные сведения из области физики, химии. Он стремился воспитать в детях вдумчивое, чуткое отношение к родной природе. Даже в научной книге Толстой проявляет себя прежде всего как художник, внося в нее, по выражению С. Я. Маршака, «живой голос», «живые наблюдения» («Заяц», «Русак», «Орел», «Лебедь» и др.).

В цикле рассказов о Бульке и Мильтоне («Булька», «Булька и кабан», «Фазаны», «Мильтон и Булька», «Черепаха», «Булька и волк», «Что случилось с Булькой в Пятигорске», «Конец Бульки и Мильтона») автор не толко сообщает много интересных сведений о повадках и свойствах собак, фазанов, волков, диких кабанов, но и обращает внимание детей на преданность животного человеку, стремится внушить им любовь ко всему живому. Свойственная Толстому простота и сжатость повествования не исключает сюжетной напряженности эпизодов, выразительности описаний.

Значительно реже обращается писатель к жанру сказки. Большинство его сказок носят познавательный («Волга и Вазуза», «Шах и Дон»), реже дидактический («Три подводы») или аллегорический характер («Царь и рубашка»). Толстой пересказал для детей известную сказку Г. X. Андерсена «Царское новое платье» (1858) и поместил ее в «Азбуке». В дальнейшем он переработал эту сказку, высоко оценивая ее за остро критическую направленность. Толстой обращался и к русскому былинному эпосу. Сохраняя былинный ритм, он пересказал для детей несколько былин героического содержания, отражающих могущество, силу, патриотические чувства человека из народа («Микулушка Селянинович», «Вольга-богатырь», «Сухман»).

Наблюдая, как дети воспринимают прочитанное им произведение, Л. Н. Толстой отмечал ряд художественных принципов, необходимых в произведениях для маленьких читателей: лаконизм повествования, простоту содержания. Занимательность в произведениях для детей писатель видел в содержании, а не в изощренности и надуманности формы. В рассказе «Прыжок» подробное описание положения мальчика, стоявшего на рее, он заменяет короткой фразой: «Стоило ему оступиться, и он разбился бы о палубу». В басне «Собака и повар» Толстой изменяет первоначальный текст на описание, более понятное крестьянскому ребенку. Краткость изложения, однако, не исключила применения писателем художественно-изобразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, антитез (вспомним рассказы «Булька», «Лев и собачка»). В поисках естественности повествования Толстой нередко применяет прием сказа, когда рассказ исходит от действующего лица или очевидца событий («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»).

Особое внимание обращал он на язык произведений. Художник писал: «Работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Обращаясь преимущественно к крестьянским детям, Толстой стремился к демократизации языка и потому пользовался, по его выражению, «языком, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может делать поэт».

Краткое содержание «Живые и мёртвые» Льва Толстого

Сочетание традиционной манеры Льва Толстого излагать мысли со временем, сделавшим универсальной тему войны, чувствуется в произведении русского автора «Живые и мёртвые», журналиста, Константина Симонова.

Тяжелые военные реалии

Отражаются события второй мировой войны, её первых месяцев, когда немцы в России на Западном фронте продвигались к Москве. Роман ярко иллюстрирует оборону Москвы и контрнаступления советских войск в начале декабря.

Герой книги Ваня Синцов, молодой военный журналист, отдыхающий с супругой в Крыму,

Ему приходится видеть многие смерти, не единожды попадать под бомбёжки, вести допросы, протоколируя их, участвовать в распространении фронтовых газет, помогать лётчикам сбитых бомбардировщиков. Судьба обрекает его на участие в боях в окружении.

История продолжается его знакомством с человеком трагической судьбы. Тогда Серпилина,

Синцов все же продолжает бороться с врагом, сменяя локации и военные подразделения, не сомневаясь в том, что способен быть одним из тех, кто принесет победу своей страны, но часто отчаявшись в человеческой природе.

Они с Серпилиным, одержав победу над врагом в ряде тяжелых сражений, выйдя из множества окружений, сдав по приказу оружие, отправляются в тыл. Но затишью в жизни героя не судьба была наступить. Немецкие танки и бронетранспортеры, попавшиеся на пути колоне, начинают расстрел невооруженных бойцов.

Позже он получает ранение и попадает в плен, откуда ему удается сбежать. Тем не менее, у него нет никаких гарантий того, что он будет способен выжить, ведь у него нет ни партийного билета, ни документов, удостоверяющих личность.

В хаосе вторжения он теряет связь с женой, и прилагает все усилия, чтоб разыскать её в ходе продолжения своего участи в военных действиях. Первая половина книги наполнена напряженным неведением того, что будет с ним, и что случилось с его женой.

Герою удается добраться домой, где его спящего застает супруга, которая до этого вынуждена была заниматься подготовкой, которую предполагает диверсионная работа в фашистском тылу.

Изменчивость хода военных действий

Вернувшись на фронт, он попадает в ряд непрерывных, кровопролитных сражений под Москвой. Отступление дивизии, покидая занимаемые позиции, сменяется стабилизацией положения.

На протяжении основного времени повествования, описывается тяжелый, долгий, постоянно прерывающийся гибелью одного военного или партийного руководства за другим, процесс восстановления Синцовым партийного билета. Это усложнено ещё и тем, что ошибочно к руководству попало письмо, извещающее о гибели Синцова, который позже узнает, что всех потрясла, как выясниться неправдивая информация, гибель его супруги.

Как командир взвода, Синцов, получивший звание после потери командного состава, осуществляет командование стрелковой дивизией.

Главному герою вскоре удается захватить в плен одного из немецких генералов.

Синцов связывает свою жизнь с женщиной, которая вскоре рожает ему дочь, но девочка умирает.

Позже новая супруга, узнав о возможности того, что первая жена Синцова жива, расстается с ним, предварительно сообщив о надежде воссоединения семьи.

Главный герой открывается перед читателями со всеми его недостатками и нерушимой верой в победу.

Произведение полно захватывающих описаний фактических сражений, отступлений, и окружений, роман наполнен аурой войны, не только её ужасами, но и наградами её героев, их духом, а больше всего её слепым игнорирование любого несоответствия живого и мёртвого.

Симонову удалось отразить в гигантском комплексе персонажей и событий неуловимую пыль, которая неумолимо оседает на людей на войне.

Сказки Толстого Льва Николаевича

Отличительными чертами написанных Толстым сказок для чтения были высокая выразительность и простота, абсолютно полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык. Весь список сказок Толстого составлен из русской жизни, в основном из жизни деревни. Данные по природоведению, истории даны в простой форме сказок и художественных рассказов. Большинство рассказов посвящены нравственной теме, занимающих всего несколько строк.

Лев Николаевич Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в которых через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Рассказы и сказки по темам пословиц Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок — запоминающийся и яркий, басня или пословица учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщенной форме определять ценность людских поступков.

Презентация на тему произведение Прыжок Л.Н. Толстого

Скачать презентацию бесплатно в формате PowerPoint [ppt(x)]:

1. Толстой, Лев Николаевич — великий писатель 19 века — золотого века русской литературы. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии 09.09.1829 г., умер 20.11.1910 г. в возрасте 82 лет. Граф, принадлежал знатному богатому роду. Был в родственных связях с князьями Трубецкими, Голицыными и другими аристократами. По материнской линии состоял в родстве с А.С.Пушкиным. В молодости Толстой прошел военную службу на Кавказе, участвовал в героической обороне Севастополя. После отставки много путешествовал по Европе. Насыщенная событиями и впечатлениями жизнь в дальнейшем помогла одаренному художнику слова сотворить истинные литературные шедевры.

2. Жанр произведения — рассказ. В отличие от сказки — выдуманного фантастического произведения, рассказ — это быль, правдивая история..

3. Герои рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок» — матросы (народ на палубе), мальчик, его отец — капитан корабля и обезьянка.

4. Краткое содержание — В спокойный теплый день на палубе корабля, возвращавшегося из кругосветного плавания, скучали матросы. Вдруг шустрая обезьянка забрала у 12-летнего мальчугана — сына капитана — шляпу и стала карабкаться с ней на мачту корабля. Раззадоренный насмешками матросов, мальчик бросился отбирать свою шляпу у обезьянки и в погоне за ней забрался на самый верх высоченной мачты. Матросы испугались, что мальчишка упадет с такой высоты и разобьется насмерть. Уже никто не смеялся. Вдруг из каюты вышел капитан. Сразу оценив всю серьезность ситуации, он закричал на сына :»Прыгай в воду или я застрелю тебя!» Мальчик спрыгнул в море. Матросы бросились в воду и спасли мальчика.

5. Вопросы по рассказу:

Где разворачиваются события? (На корабле)

Откуда возвращался корабль? (Из кругосветного плавания)

Сколько лет было мальчику? (12)

Кто был отец мальчика? (Капитан корабля)

Почему мальчик бросился за обезьянкой? (Она забрала у него шляпу. Он пытался отобрать ее).

Мальчик не испугался высоты. За обезьянкой он лез все выше и выше, не взирая на опасность. Что послужило причиной такого безрассудного поведения?

Почему капитал заплакал после того, как его сына спасли?

6. Другие детские рассказы Л.Н.Толстого, рекомендуемые для чтения:

Архирей и разбойник.

7. Высота мачты — мачты на кораблях, которые в 19 в. могли совершать кругосветные путешествия, достигали высоты 25 м, т.е. 8-ми этажного дома. Палубы были сделаны из твердых, как камень, пород дерева.

8. Выводы — мальчику вовсе не было жаль своей шляпы. Ему стало неприятно оттого, что над ним смеются. Стараясь защитить свое достоинство, он совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. Нельзя предавать такое значение насмешкам толпы. Надо иметь свое собственное мнение и не поддаваться сиюминутной обиде. Родители очень любят своих детей и всегда стараются защитить их от беды.

9. Кульминация — место особого напряжения событий в тексте.

10. Текст состоит из 3 частей:

вступление — описание места, где разворачиваются события;

завязка — обезьянка забирает у мальчика шляпу, все смеются, мальчишке обидно;

кульминация — мальчик в погоне за обезьянкой забрался на самый верх мачты. ему угрожает смертельная опасность;

развязка — капитан решительными действиями спасает сына.

11. Как вы думаете, кто виноват в том, что чуть не случилось несчастье? Матросы своими насмешками обидели мальчика, подтолкнули его к рискованному поступку.

12. Почему Лев Толстой назвал свой рассказ «Прыжок»? (Именно прыжок спас мальчику жизнь).

13. Опишите характер мальчика. (Гордый, смелый, юный и безрассудный)

14. Опишите характер капитана. (решительный, человек действия, очень любит своего сына, гордый).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector