Детский Садик Мотылёк — Сайт для воспитателей и родителей

У лукоморья дуб зелёный — Сказки Пушкина

Сказки > Сказки Пушкина

У лукоморья дуб зелёный

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

У Лукоморья дуб зеленый

Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет». Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г. А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики. Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли. А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться. Давайте и мы с вами вспомним прекрасный мир Лукоморья, описанный А.С. Пушкиным

У лукоморья дуб зелёный

Из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

там чудеса, там леший бродит. Русалка на ветвях сидит

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;

И с ними дядька их морской

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;

колдун несет богатыря

Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с бабою Ягой идет-бредет сама собой

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

18 комментарии

КОМУ ДОМАШКА ЛАЙК

кошмар это учить

начало легкое а конец трудный

начяло лёгкое а конец трудняк ))):)

Вы лохи, там не дядька их морской, а Дядька Черномор

Начало очень легкое но язык заплетается! А конез вообще не могу запомнить! И это мне задали на дом учить. Ужааааас.

Нет, Юки, это пока не ужас. Ужас — это учить наизусть всего «Евгения Онегина»!

У лукоморья это не ужас, у меня сын его наизусть рассказывает он в первом классе. А вот мцири вот это ужас

просто супер я выучила

Ну Каец еле выучил конец,а начало вроде норм

Не представляю себе бурого волка , всю жизнь был серый волк ,стал БУРЫМ )))

Геннадий, а между тем, это не очепятка.
За четыре года до того, в 1824 г., поэт набросал три строки с тем же эпитетом:
Иван Царевич по лесам
И по полям по горам
За бурым волком раз гонялся
(II, 473, 995)

Вот что пишет по этому поводу С.А. Рейсер — литературовед и библиограф
Простое житейское наблюдение, обращение к сказке, к басне, к былине, «Слову о полку Игореве» свидетельствуют о том, что волк всегда серый. «Бурый» же неизменно разъясняется словарями как «темно-коричневый с сероватым или красноватым оттенком»1 или как «темно-красноватый»,2 что для волка, казалось бы, совершенно неестественно.
С точки зрения обычного словоупотребления перед нами ошибка или описка, едва ли не нуждающаяся в редакторском исправлении. Но двукратное, хронологически близкое употребление слова «бурый» в том же контексте исключает описку и, подтверждая устойчивость этого эпитета, заставляет искать ему объяснение.3
В качестве источника естественно напрашивается фольклор, и прежде вего то, что Пушкин мог услышать от Арины Родионовны.
Со времени публикации П. В. Анненкова (Сочинения Пушкина; СПб., 1855, т. I, с. 438) известны пушкинские записи в прозе рассказанных Ариною Родионовной сказок.4 В одной из них, между прочим, читаем: «Что за чудо, говорит мачиха, вот что чудо: у моря лукоморья, стоит дуб, а на том
158
дубу золотые цепи и по тем цепям ходит кот: в верх идет сказки сказывает, вниз идет — песни поет».5
Эта запись могла быть сделана от 9 августа 1824 г. и, до 4 сентября 1826 г., т. е. в период вынужденного пребывания поэта в Михайловском.
Набросок относится к «Сказке о царе Салтане», написанной в 1831 г. Но приведенный отрывок был изъят из этого полудиктанта на несколько лет раньше для «Руслана и Людмилы». Запись эта была у Пушкина в Петербурге, о чем свидетельствует жандармская помета красными чернилами на рукописи.
В сохранившемся отрывке «бурого волка» нет, он хотя и предположительно, однако с достаточной степенью вероятности может быть отнесен к тому же рассказу няни.
Но тогда сразу же возникает другой вопрос: откуда пришло к ней это словоупотребление?
Мы имеем возможность документировать наш ответ.
Арина Родионовна Яковлева (1758—1828), уроженка с. Суйда Копорского уезда Петербургской губернии, большую часть жизни провела на Псковщине, в Михайловском, у своих бывших владельцев (она получила вольную в 1799 г., но навсегда осталась в семье Пушкиных).
Обращение к диалектному словарю Псковской области (по счастью, такой имеется) дает неожиданные результаты. «Бурый» в значении «серый», «темный» зарегистрировано в селе Мигиново Островского района.6
«У миня хазяин был, вроди кулака, работал у ниво, как бурый волк» — подобный оборот зафиксирован шесть (!) раз в следующих местах: Крутцы Новоржевского района, Болотница Бежаницкого района, Чертёны Дновского района, Копылок Пустышкинского района, Пахомово Великолуцкого района и, что нам особенно существенно, — Камено Опочецкого района, т. е. в непосредственной близости от Михайловского!
Как видим, Пушкин мог усвоить это словоупотребление не только от няни, но и в живом общении с крестьянской средой Псковской губернии.
Мы не знаем, как возник этот оборот. Дело в том, что в том же псковском словаре есть весьма близкое: «Как бурый вол работать», что кажется более «осмысленным». Не превратился ли «вол» в «волка»? Это предположение (для наших целей вообще не существенное), однако, опровергается. Дело в том, что в польском языке есть слово «bury», которое в исторических языковых словарях разъясняется как «ciemno-szaro-brunatni» или «koloru ciemnoszarego z plamami».7 Необходимо указать, что во втором случае в качестве примера приведен именно «bury wilk».8 Нельзя, наконец, не упомянуть о том, что в авторитетнейшем словаре М. Фасмера польское «bury» переводится тоже как «темно-серый».9
159
Таким образом, становится очевидным, что, введя в свои стихи выражение «бурый волк», Пушкин очередной раз имел «непосредственную встречу с живой народной речью».10 Никакой ошибки он не совершил; вероятно, его привлекло разрушение привычного постоянного эпитета.
В русской журналистике 1825 г. неожиданно возникла полемика о существовании волков непривычного (не серого) цвета. Журналист А. Ф. Воейков в статье «Прогулка в селе Кускове» упомянул, между прочим, что в этом поместье гр. П. Б. Шереметева «прежде жили пегие и черные волки».11
В журнале «Сын отечества» автор, скрывшийся под криптонимами Д. Р. К., — т. е. Греч12 или, по разысканиям С. А. Фомичева, Ф. В. Булгарин, — полемически заметил, что в статье этой названы «черные волки, о которых мы доселе не слыхивали и не видывали».13
Воейков немедленно ответил на этот выпад в «Русском инвалиде» статъей «Доказательство того, что есть на свете черные и пегие волки и что они водились в селе Кускове».14 Статья была без подписи, но авторство редактора газеты Воейкова бесспорно. В статье он ссылался даже на Бюффона.
В следующем же номере «Сына отечества» полемика была продолжена. Теперь уже Воейков уличался в том, что его статья в «Русском инвалиде» и, в частности, утверждение о черных и пегих волках представляет собою «парафраз» из изданной в Москве в 1787 г. анонимной брошюры «Краткое описание села Спаского Кусково тож».15 Дело в том, писал оппонент Воейкова, что в этой брошюре сказано, будто в зверинце жили редкие волки черного и пегого цвета (с. 18), но это совсем не значит, что они «водились», т. е. обитали на свободе, как выходит из заглавия заметки Воейкова. Впрочем, Д. Р. К. признавал, что «на Дону иногда, хотя весьма редко, попадаются темношерстые волки с проседью (курсив журнала. — С. Р.)».16
Нет никакого сомнения, что Пушкин, внимательнейше следивший за современной ему журналистикой, знал все эти статьи. Не исключено, что они сыграли свою роль в употреблении им оборота «бурый волк». Привычный эпитет «серый» оказался, таким образом, расшатанным.17
С. А. Рейсер

Во времена Пушкина «русалка» — птица с женским обликом.

Обожаю А.С.Пушкина. А стихотворение «У Лукоморья» особенно. Этот шедевр, дочка (ходит в старшую группу) легко выучила в поездках на автобусе в садик и обратно, просто, чтобы убить время. Так что школьники — не плачьте, развивайте память, вам еще и письма «Евгения Онегина» учить.

Моему ребёнку 4,5 года и он знает это стихотворение на изусть и очень любит его, сам рассказывает.

я уже пожилой человек мне но помню этот стих со школы и так же стихи лермонтова блока некрасова и много других русских поэтов меня поражает невежество многих молодых людей они что не русские что ли почему их не интересует наша родная история или они просто тупые как говорится(как сибирский валенок)

У лукоморья дуб зелёный

Из поэмы «Руслан и Людмила» — А.С. Пушкин

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

А.С. Пушкин. «У Лукоморья»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. Обобщить знания учащихся о Пушкине; познакомить с прологом “ У лукоморья”.
  2. Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.
  3. Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству.

    Портрет А.С. Пушкина, стенд о жизни Пушкина.
  1. Выставка книг А.С. Пушкина.
  2. Портрет композитора М.И. Глинки, ТСО – аудиокассета “Марш Черномора”.
  3. ТСО видеокассета “У лукоморья” – мультфильм.
  4. Рисунки с изображением сказочных персонажей, дуб, мягкая игрушка (домовой).

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

а) Упражнения на дыхание.
б) “Пятиминутка” (жужжащее чтение).

(Слайд 1). Сегодня наш урок посвящён А.С. Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик.

II. Проверка домашнего задания.

1. Обобщение. (Слайд 2). Что мы знаем о А.С. Пушкине (дети рассказывают о няне Пушкина, о лицее, о семье Пушкина).

А.С.Пушкин родился в Москве. Отец его происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и 2 младших брата. В доме Пушкиных любили бывать писатели, поэты. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много сказок, песен, замечательно рассказывала, пела. Маленький Саша очень любил слушать.

– Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певчие сказки!

Сказки, стихи Пушкина прекрасны. Читать их надо не спеша, представляя, как будто видишь всё, что рисует словами поэт.

2. Выставка книг (показ иллюстраций из книг).

а) Домашнее задание. Принести произведения А.С. Пушкина из домашней библиотеки (детская литература), (дети делают краткий анализ книг и выставляют на полку).
б) Беседа учителя.

– Всю жизнь рядом с нами находятся наши верные друзья – книги. Посмотрите на это великолепное издание. Давайте представим себе на минутку, что из этой книги исчезли все иллюстрации.

Как однообразно, скучно, невыразительно будет выглядеть такая книга!

(Слайд 3). Оформление книги – дело сложное, в котором принимают участие люди разных профессий, но главная роль принадлежит художнику-иллюстратору, который делает рисунки для книги. В этой роли художника-иллюстратора участвовали не только вы, но и ваши родители. Вам, как настоящим художникам, предстояла трудная, но увлекательная работа, (анализ детских рисунков).

– Ваши родители выполнили задание: нарисовать обложку к книгам А.С. Пушкина (сказки). Дети выставляют работы своих родителей с кратким комментированием. (Слайд 4).

– Кто же создаёт книжные иллюстрации? (Художник-иллюстратор.)

Физкультминутка (Йотированные гласные).

3. Чтение последней части с “Сказки о рыбаке и рыбке”. Дети читают “цепочкой”.

Учитель: – прочитав сказку, вы наверно, поняли, когда так говорят у разбитого корыта”? (Всё потерял, что было. Остался ни с чем.)

Обобщение: старуха осталась у разбитого корыта, а старик? Он, как и прежде, будет жить у самого синего моря. И если снова попадётся в его сети золотая рыбка, он поступит, как и в первый раз. Отпустит он рыбку золотую и скажет ей ласковое слово….. (дети говорят слова рыбки).

Физкультминутка “море волнуется”.

III. Основная часть урока.

1. Знакомство с новым материалом. (Слайд 5).

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег (включается аудиокассета “Шум моря”). Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны).

Молодцы! Я Вас сегодня приглашаю в волшебную страну! Представьте, что мы вдруг оказываемся у лукоморья, а там растёт огромный дуб. (На доске открывается изображение дуба.)

– Что означает слово “лукоморье”? (Лукоморье – изогнутый, как лук, берег моря; изгиб берега, залив.)
– Похож ли наш дуб на волшебный ? (Не очень.) Чего не хватает, чтобы можно было назвать его волшебным? (Какое ни будь чудо должно быть.)
– Посмотрите внимательно и вспомните какой писатель рассказал об этом дубе? (А.С. Пушкин.)
– Может кто помнит стихи Пушкина об этом дубе. (Ученик читает отрывок.)

2. Первичное чтение по частям с комментированием.

Изучаем пролог к поэме-сказке “Руслан и Людмила” (отрывок “У лукоморья”).

а) читаем, анализируем, дети прикрепляют “золотую цепочку кота”.
б) значение слов: леший, русалка, домовой, водяной, духи;
в) значение слов: витязи, старину;
г) краткий анализ сказки “Руслан и Людмила”.
Знакомство с композитором М.И. Глинкой (аудиокассета) “Марш Черномора” отрывок из оперы М.И. Глинки.
д) Знакомство с художником В. Васнецовым – репродукция картины “Иван Царевич на сером волке”.
е) Обобщение по отрывку “У лукоморья”

3. Работа над текстом. Чтение учащимися по частям с кратким комментированием.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

– У лукоморья – это неизвестная, сказочная местность, изогнутый, как лук, берег моря, а на берегу – дуб, крепкий, красивый, могучий.

На доске дуб зелёный, золотая цепь, кот учёный.

Давайте, не будем спешить в волшебную сказочную страну. Сначала поговорим о чудесах, в которые все люди верят: о русалке, лешем, домовом, колдунах ….

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).

На столе рисунки: леший, русалка, избушка, водяной Мягкая игрушка – домовой.

Домовой, леший, водяной – это не люди, а духи. Их никто не видел, а только слышал: домовой стучит, возится за печкой; водяной – хозяин рек, озёр. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт песни без слов. Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.

Леший может быть высоким как дерево, а может быть ниже травы, укрываясь земляничным листочком.

Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт, заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих костей.

Избушка на курьих ножках (Кто в ней живёт ?).

там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

– Что за чудо: из моря выходят 30 витязей, точь в точь равны и голосом, и волосом , и лицом и ростом. А выходят они из моря на 1 час, и с ними дядька их морской. (Рисунок витязей, книга “Сказка о царе Салтане.)

Витязь – воин, солдат. Наши витязи были богатырями.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый. (Как называли на Руси сильных, храбрых?).

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

Физкультминутка “ветер дует”.

Сегодня мы изучаем вступление к поэме – сказке, а дальше события развиваются так: киевский князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг, веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, воцаряется тьма. Когда снова становиться светло все, с ужасом, замечают, что Людмила исчезла! Это злой волшебник, Черномор, похитил её и унёс в свой ,заколдованный, замок.

Ребята А как вы себе представляете Черномора?

Злой, маленький, бородатый….

(Рисунок колдуна с богатырями, портрет М.И. Глинки, аудиокассета– запись “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”.)

Вот замечательный русский композитор М.И. Глинка, (портрет на доске), написал на сюжет этой поэмы – сказки оперу.

Кто знает, что такое опера?

(Музыкально – театральное произведение, где артисты поют). Давайте послушаем отрывок из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”, который называется “Марш Черномора”.

Итак, колдун с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые в богатые одежды и идёт к ней, окружённый толпой слуг. Торжественно звучат трубы, возвещая о приближении хозяина замка. Музыка резкая, жёсткая, отрывистая.

Затем слышатся тихие, трепещущие звуки. Они поднимаются всё выше и выше и замирают наверху.

Вторая часть марша звучит светло, легко. В оркестре нежно и звонко играют колокольчики. Их звучание придаёт музыке волшебный, сказочный характер. Видимо, это великолепный замок Черномора, полный дивных чудес и сияние драгоценных камней, которыми щедро украшен замок.

(Вторую часть можно послушать на уроке музыки.)

– Понравилась вам музыка? Каким вы представили себе Черномора?

(Важный, гордый, но трусливый). С помощью звуков Глинка нарисовал портрет Черномора.

(Я увидела, как Черномор крадётся. А я увидела, как он важно идёт и грозно шагает, а слуги несут его бороду. Когда музыка звучала громко, она изображала Черномора злым, а когда тихо, т.е., как бы попискивала, то я видела его слабым и трусливым).

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с бабаю – ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!

С помощью красок мы можем изобразить любой сюжет, портрет. Так великий художник Виктор Васнецов написал картину “Иван Царевич на сером волке”.

Одной из самых любимых тем для художника является сказка. На полотнах Васнецова ожили для нас почти все герои русских народных сказок.

(Репродукция картины В. Васнецова “ Иван Царевич на сером волке”.) Царевна грустит в темнице, а ей служит волк. Иван – Царевич преодолевает все трудности, чтоб освободить её.

Баба – Яга живёт в избушке на курьих ножках, летает по белому свету в ступе, заметает следы метлой. Характер у Бабы – Яги вредный, но она может совершать и добрые дела. Служат ей лягушки, змеи, чётные коты, вороны.

(Рисунок Бабы – Яги, Кащея. Учебник “ИЗО в начальной школе” В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.)

И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…

Смотрите, какая сказочная картина получилась! Здорово!

А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных героев.

“Лукоморье”, изгиб морского берега, слово -то какое красивое!

Читала в древних летописях: “От Царьграда до Лукоморья 300 вёрст”. (Расстояние.)

“ Лукоморье – на синем море сказок, на острове Буяне…”. Пушкину тоже захотелось, также как и нам, попасть в сказочную страну. А почему бы и нет? Ведь он сказочник. И вот он садится под дуб, и (учебник “Русская азбука” 1 класс, иллюстрация) кот учёный свои сказки говорит ему. Одну из них Пушкин поведал нам, поэма – сказка “Руслан и Людмила” (книга).

А теперь я вам предлагаю внимательно посмотреть и послушать мультфильм “ У лукоморья”.

3. Просмотр видеофильма. Мультфильм “У лукоморья”.

IV. Итог урока. Обобщение, оценки.

– В прологе поэт утверждает, что и простонародное может быть прекрасным, в нём он отразил самые главные особенности народной сказки: как будто мозаику складывал поэт, сочиняя эти строчки. И каждый кусочек мозаики превратился в отдельную сказку. А отдельные картинки мозаики складывались в общую картину волшебных сказок.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.

  1. Ворожейкина Н. И. “Рассказы по родной истории”, М.: Просвещение, 1998.
  2. Критская Е. Д. “Музыка”, М.: Просвещение, 2007.
  3. Кузин В. С., Кубышкина Э.И. “Изобразительное искусство в начальной школе”, М.: Дрофа, 2008.
  4. Пушкин А. С. “Руслан и Людмила”, М. : “Детская литература”,1985.
  5. Порудоминский В. “Первая Третьяковка”, М. : “Детская литература”,1978.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: