Державин стихи о родине

Загадка с разгадкой

Кто, еще прозрачный школьник,
Учит Музу чепухе
И торчит, как треугольник,
На шатучем лопухе?

Головастый внук Хирона,
Полувсадник-полуконь,
Кто из рук Анакреона
Вынул скачущий огонь?

Кто, Державину докука,
Хлебникову брат и друг,
Взял из храма ультразвука
Золотой зубчатый лук?

Кто, коленчатый, зеленый
Царь, циркач или божок,
Для меня сберег каленый,
Норовистый их смычок?

Кто стрекочет, и пророчит,
И антеннами усов
Пятки времени щекочет,
Как пружинками часов?

Гаврила Романович Державин

Гаврила Романович Державин – великий русский поэт. Судьба его была непростой, но, не смотря на жизненные трудности, сын мелкого помещика, жившего в нужде, смог выбиться в люди.

Родился он в начале июля 1743 года. Семья, жила бедно. Денег катастрофически не хватало. Будучи в возрасте 16 лет, Гаврила Романович поступает в казанскую гимназию, где проучился в течение трех лет. Вряд ли кто-то из людей, знавших его в детские и юношеские годы, мог предположить, что перед ним будущий гений русской словесности, министр юстиций Российской Империи и вообще уважаемый человек.

Данные в гимназии Державину знания, были сумбурными. Он много читал, и знал немецкий язык, но в его образование не было некой системности. Уже будучи учеником гимназии, он начал пробовать писать стихи. После окончания обучения в казанской гимназии, Гаврила Романович отправляется на службу в армии, был зачислен рядовым в Преображенский полк рядовым. Участвовал в дворцовом перевороте, замышляемым Екатериной II.

Когда Екатерина II стала русской императрицей, она не забыла никого, кто в тот момент выступил в её поддержку. Державин долго еще был простым солдатом, живя в казарме, он сочинял стихи, занимался переводами. Будучи уже офицером русской армии, участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева. Во время боевых действий талант Державина – поэта раскрылся по-новому. Стоит отметить, что творчество его находилось под большим влиянием Михаила Ломоносова. Приняв самое деятельное участие в подавление восстания Пугачева, Державин не получил новых чинов и привилегий. Поэт был переведен на гражданскую службу. Положение его было не из лучших. На жизнь он зарабатывал игрой в карты.

К концу 18 столетия, жизнь начала налаживаться. В 1784 году Гаврила Романович стал олонецким губернатором, позже руководил тамбовской губернией. Потом Державин был кабинет-секретарем императрицы, а с 1802 по 1803 годы министром юстиций. На государственной службе он не раз сталкивался с коррупцией, взяточничеством и казнокрадством. Под впечатлением от увиденного, поэт написал оду «Властителям и судиям». Будучи министром юстиций, был отправлен Александром I в отставку, с формулировкой – «Ты слишком ревностно служишь».

Умер Гаврила Романович Державин в 1816 году. Гаврила Державин – главный представитель жанра классицизма в русской литературе, он был человеком, благодаря трудам которого в Российской Империи зарождалась и крепла поэзия. Не будь в русской истории Державина, то, скорее всего не было бы Пушкина и других великих русских поэтов.

Г.Р.Державин

«…Державин – какое имя! Дивное явление. »

Богатырь русской поэзии, Г. Р. Державин (1743 – 1816) неразрывными узами связан с Казанью. 3-его июля 1743-его года в селе Сокуры Лаишевского уезда Казанской губернии в семье небогатого армейского офицера из дворян Романа Державина родился старший сын-Гавриил. В 1754 году, после смерти Романа Державина, семья его перебралась в Казань на жительство, а в 1759 году, после открытия в Казани 1-й мужской гимназии, Гавриил Державин и брат его Роман были приняты на казенный счет в число первого набора казанских гимназистов. За время пребывания в казанской гимназии Державин изучил немецкий язык и пристрастился к черчению и рисованию. В различных торжествах в казанской гимназии Державин исполнял обязанности « артиллериста » — пиротехника. Недостатки систематического образования он старался пополнить чтением. Книги пробудили в юноше охоту к самостоятельному стихотворству, он начал тайком писать стихи.
В 1760 году 17-летний Державин по поручению вычертил большую карту Казанской губернии, украшенную различными фигурами и ландшафтами в красках. Эта карта была отправлена Шувалову, куратору Московского университета, которому была подчинена казанская гимназия. В 1761 году Г. Державину пришлось возглавить археологическую экспедицию в село Успенское Спасского уезда, расположенное на месте древнего столичного Болгарского государства — Болгара Великого ( ныне это село Болгары около 120 км от Казани ). Таким образом, Г. Державин был лучше многих других знаком с историей местного края и внес свой вклад в дело её изучения.
В казанской гимназии Г. Державину удалось пробыть до 1762 года. Шувалов, являвшийся главным начальником казанской гимназии, в виде награды за хорошие успехи Державина записал его рядовым в гвардейский полк, рассчитывая, что пока тот окончит гимназию, он уже сможет заочно выслужить 1-й офицерский чин. Но вышло иначе. В 1762 году на престол вступил Петр 111. Он вздумал для прославления своего имени затеять войну и приказал вызвать на действительную службу всех числившихся в рядах гвардии и армии. В силу этого указа 18-летнему Г. Державину пришлось в начале 1762 года покинуть казанскую гимназию, не закончив её, и отправиться в далекий Петербург тянуть безрадостную, тяжелую лямку солдата в Преображенском полку.
Семья Державина осталась в Казани, и он продолжал поддерживать тесную связь с городом, ведя переписку с родными и лично посещая Казань. С мая 1763 года по май 1764 года Г. Державин поле получения чина капрала провел частично в Казани годовой отпуск, и отсюда отвез в Петербург на военную службу младшего брата. В августе 1778 года Гавриил Романович снова приехал в Казань, чтобы познакомить со своей матерью 16-летнюю жену свою Екатерину Яковлевну Бастидон ( 1760-1794 ). Этот месяц, проведенный поэтом в Казани, очень благотворно отозвался на его творчестве. В Казани в 1778 году Г. Державин закончил « Эпистолу к Шувалову ». Хваля Шувалова за покровительство делу просвещения в России, Державин отнюдь не надеялся заслужить милостивое внимание могущественного вельможи уже по одному тому, что этот временщик Елизаветы Петровны был при Екатерине 11 далеко не в фаворе. Державин, ранее печатавший свои стихи без подписи, под этим опасным стихотворением впервые поставил свою фамилию. С этим же приездом в Казань в 1778 году связано и другое его стихотворение « Препятствие к свиданию с супругой ». Оно было напечатано в « Санкт – Петербургском вестнике » за февраль 1779 года ( ч. 111, стр. 114 ) под заглавием « Песенка отсутствующего мужа ».
Последний раз Г. Державин посетил Казань в 1784 году по пути в город Олонец, но уже не застал в живых свою старушку — мать. Хотя родных у поэта в Казани больше не оставалось, город был попрежнему дорогим для него. До конца дней своих поэт сохранил любовно – умиленные чувства к родному Поволжью, к Казани. Вспомним его прекрасное стихотворение « Арфа », написанное в 1798 году. На шестом десятке лет Державин высказывает пламенное желание вновь увидеть родные места, величавую Волгу и Каму, хочет вновь почувствовать себя казанцем. Обращаясь к арфе и певице, поэт восклицает :

« Как весело внимать, когда с тобой она
Поет про родину, отечество родное,
И возвещает мне, как там цветет весна,

Как время катится в Казани золотое!
О колыбель моих первоначальных дней!
Невинности моей и юности обитель!
Когда я освещусь опять твоей зарей,
И твой попрежнему всегдашний буду житель?
Когда наследственны стада я буду зреть,
Вас, дубы Камские, от времени почтенны!
По Волге между сел на парусах лететь,
И гробы обнимать родителей священны?
Звучи, о арфа! ты все о Казани мне! »

Заключительная фраза этого стихотворения « Отечества и дым нам сладок и приятен », адресованная Казани, обошла всю Россию.
Так выразил свою любовь и восхищение своей малой родине — Казани- один из величайших поэтов России Г. Р. Державин.

Гавриил Романович Державин

Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи — времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: «И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!»

Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в «Оде к Фелице». Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными — растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами. Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества — простоту, милосердие, просвещенность, скромность — а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни. Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта — ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю. Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа».

Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».

Даже в оде «Бог», с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:

Точно также и в «Водопаде» автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что,с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: «. И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.»

Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют.

Здесь же, в «Водопаде», Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места — карельского водопада Кивач.

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. — дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика — жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение «Ласточка», посвященное памяти рано умершей первой жены:

Сама идея обращения к маленькой птичке для того, чтобы поделиться с ней своим горем, на два десятилетия раньше была абсолютно невозможна. Теперь же, во многом благодаря Державину, поэтическое мироощущение изменилось. Простые человеческие чувства требовали простых слов. Отсюда — интерес Державина к анакреонтической лирике, названной так по имени знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта, прославившегося своим радостным отношением к жизни, воспеванием любви, дружбы, веселья, вина.

В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным «К лире», поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в «Водопаде» поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: «. Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь.»

Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в «Приглашении к обеду»:

Иногда — радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении «Соловей во сне»:

Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме «Евгению». Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.

В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю. Тынянов):

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже — литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то

Умер Гаврила Романович, 8 (20) июля 1816, в своем любимом имении Званка, Новгородской области.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector