Снигирь (Державин)

← Гитара Снигирь [1]
автор Гавриил Романович Державин (1743-1816)
Гимн Сафы Венере →
См. Стихотворения 1800 . Дата создания: май 1800, опубл.: «Друг просвещения», 1805, № 6 [2] .

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь? [3]
С кем мы пойдем войной на Гиену? [4]
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов;
С горстью россиян всё побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом,
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и Богом,
Скиптры давая, зваться рабом,
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, снигирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами! — что воевать?

Державин снегирь текст

ПОЭТИЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕРЖАВИНА

(Державин Г. В. Стихотворения. — М., 1981. — С. 3-18)

Гаврила Романович Державин (1743-1816) прожил долгую я сложную жизнь, полную взлетов и падений, почетных назначений на высокие посты и бурных ссор с вельможами и царями. Сын бедного офицера, он начал службу рядовым солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII столетия. Но бессмертным в веках стал не Державин — чиновник, статс-секретарь, сенатор, министр, а Державин-поэт. Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, — русским не только по языку, но, главное, — по мышлению, «филозофии», как говорил он сам. Истоки «русского склада» ума и творчества Державина коренятся в тех условиях, в которых происходило его формирование как человека и художника. Для поэзии 1760-х — начала 1770-х гг. характерен пристальный интерес к национальной истории и фольклору. В ранних стихах Державина можно заметить сильнейшее влияние песен А. П Сумарокова, виднейшего лирического поэта середины столетия, который создал ряд талантливых литературных стилизаций под народную песню. С другой стороны, большое воздействие на развитие Державина оказали сатирические сочинения Сумарокова, равно как и сатирическая линия народной литературы XVII-XVIII вв., с которой Державин был хорошо знаком. Значительное влияние на формирование Державина как поэта оказало творчество М. В. Ломоносова. Хотя в одном из ранних программных стихотворений, «Идиллия», Державин и отрекался начисто от «высокой» поэзии: Не мышлю никогда за Пиндаром гоняться И бурным вихрем вверх до солнца подыматься, боясь, чтоб «в жару б не сгореть в полвека моего, не треснуть бы с огня», — но, подтверждая это заявление своими песнями и другими стихотворениями «легких» жанров, а то же самое время в ряде произведений он как раз и поднимался «вверх до солнца» «бурным вихрем». Вместе с тем во многих одах Державин ориентировался не на Ломоносова, а на Сумарокова с его открытой публицистичностью. Подобная ориентация на «образец» для поэта-классициста была необходима, поскольку одним из основополагающих принципов теория и практики классицизма был принцип «подражания образцам». Следуя за Ломоносовым, молодой Державин старательно воспроизводит не только программную учительность, но и самую форму од «образца», вводит огромное число заимствований и прямых цитат из ломоносовских стихотворений. Подражая же Сумарокову, Державин пишет резко публицистические произведения, гораздо более оригинальные по форме, воспроизводит гражданственный стиль «образца», но прямых заимствований из Сумарокова у него почти нет. Различный подход Державина к проблеме подражания, поставленный в зависимость от того, как решал эту проблему поэт, на которого в данном произведении ориентировался Державин, — такой подход определенно свидетельствует об осмысленности и осознанности его поисков, о его осведомленности в сущности литературно-теоретических споров эпохи. Однако стихи первого периода творчества Державина в подавляющем большинстве не отличаются высокими достоинствами: они подражательно-традиционны, вялы и тяжелы. «Обрести самого себя» в поэзии Державину помогло сближение с «львовским кружком» — группой молодых поэтов, композиторов, художников, связанных дружескими отношениями и общностью поисков новых путей в литературе и искусстве. В состав кружка входили такие известные впоследствии люди, как -поэты Н. А. Львов, М. Н. Муравьев, И. И. Хемницер, В. В. Капнист, композиторы Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянскнй, В. А. Пашкевич, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др. Близки к кружку были Я. Б. Княжнин и Д. И. Фонвизин; какие-то (доныне не раскрытые) отношения связывали с кружком А. Н. Радищева. Именно в кружке сформировалось то направление, которое в истории русской литературы позднее получило наименование «предромантизм». В творчестве предромантиков на первый план выдвигается человеческая индивидуальность и окружающий ее объективно-реальный, конкретно-чувственный мир; отвергнув теорию «подражания образцам», предромантики пришли к романтической концепции гениальности, вдохновения как источника поэтического творчества. А отсюда неизбежно вытекало новое поэтическое видение мира; идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества; частная жизнь частного человека и связанная с этим полнейшая ломка сложившейся жанровой и образной систем; отказ от нормативности как классицистической, так и сентименталистской вообще, и «правил» в частности; образ автора, органически входящий в произведения: попытки создания индивидуальных характеристик людей; обилие конкретных намеков; внимание к бытовым деталям, воплощение быта в живописно-пластических образах: смелое сочетание прозаизмов и просторечия с высокой архаизированной лексикой; идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки; поиски индивидуальной формы произведения; пристальный интерес к проблеме национального содержания и национальной формы, то есть признание того, что в разные эпохи и у людей разных национальностей существовали различные «вкусы» — иначе говоря, отказ от критерия «изящного вкуса», единого для всех времен и народов, и выход к идее исторической и национальной обусловленности человека, народов, литератур. Предромантизм выдвинул как центральные — проблемы историзма, философии истории, зависимости национального характера от истории и т. д Решить эти проблемы в полной мере смог только реализм, но важным шагом, который сделали предромантики, была сама постановка этих проблем в философии и литературе. Поэты-предромантики разных стран Европы с особой остротой поставили вопрос о национальных формах поэзии, о национальных системах стихосложения, обращаясь за помощью к фольклору как источнику, во-первых, специфически национальных ритмов, а во-вторых, свойственных только данному народу средств художественной выразительности, арсеналу образов, роднику древней мифологии и т. д. Ту же цель имело обращение к мифологиям разных народов Запада и Востока. Так, например, Державин, помимо древнерусской («славенской») и античной, использовал образы и мотивы «варяго-росской» (скандинавской), древнееврейской (библейской), китайской и индийской мифологии.

1. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. VIII. М.- Л., 1952, с. 374.

2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М, 1953, с. 50.

3. 3ападов А. В. Мастерство Державина. М., 1958, с. 122.

4. См.: Благой Д. Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М., 1959, с. 136.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 1, с. 374.

6. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1947, с. 137.

7. Западов А. В. Мастерство Державина, с. 146.

Державин снегирь текст

Владеете ли вы информацией о том, какие заболевания есть у ваших учеников?

Да, эта информация доступна всем педагогам школы

Да, но только касаемо детей класса, которым я руковожу

Нет, это конфиденциальная информация

Нет, мне это не нужно

Всего проголосовало: 65

Текущий номер

Каждый из нас приходит к главной формуле жизни, проделав свой путь в тысячу ли

номер 08, от 25 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Сегодня школьная программа чрезмерно перегружена и не дает ученикам цельного представления о мире и многомерности человека. Академические дисциплины в учебном плане искусственно разделены, а линии отрыва произвольны. Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», ищет ответ на вопрос, как готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире.

В чем ценность конкурса «Успешная школа»? Что происходит с российским обществом сегодня? Связана ли отставка Ольги Васильевой с критикой проектов ФГОС на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ? На эти и другие вопросы в интервью «Учительской газете» ответил глава комиссии СПЧ по образованию и науке, академик РАО Александр Асмолов.

Уметь планировать свои действия, не упускать детали и видеть главное в огромном потоке информации – важный навык для современного учителя. Без планирования рабочий день превращается в клубок событий, которые пересекаются, мешают друг другу, а иногда и отменяются. Андрей Сиденко делится инструментами, которые помогают ему держать фокус на главных вещах, успевать больше и не опаздывать на важные встречи.

Дети ездят в школу на беспилотных автобусах. Роботы стирают, гладят и складывают белье. Астронавты открывают первую колонию на Марсе. Такова реальность завтрашнего дня. И дети XXI века станут теми, кто воплотит смелые фантазии в жизнь, а учителям предстоит направить умения и таланты подрастающего поколения в нужное русло. Станислав Секретов подготовил обзор книжных новинок, главный герой которых – наше будущее.

Наши приложения

«Учительская газета», №6 от 16 февраля 2010 года

На манер снегиря…

Факультативное занятие по литературе в 10-м (профильном, социально-гуманитарном) классе

Тема: «Времен связующая нить…». Сравнительный анализ оды Гавриила Державина «Снигирь» и стихотворения Иосифа Бродского «На смерть Жукова». Учительская газета

Общедидактическая цель: организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности, осмыслению связей и отношений в объектах изучения.

Цели для учащихся:

— обогатить свою память знаниями о русской литературе, истории, живописи;

— развивать умение производить анализ поэтического текста;

— научиться устанавливать связи между фактами и произведениями искусства.

Учащиеся самостоятельно находят сведения о русских поэтах и русских полководцах, выявляют черты сходства и различия между поэтическими текстами, готовят выразительное чтение стихов, подбирают репродукции картин русских художников, отвечают на проблемные вопросы.

Форма организации образовательного процесса: семинар.

— портреты поэтов и полководцев;

— репродукции картин русских художников;

Задания группам учеников

Общее задание для биографов, историков, искусствоведов, чтецов, группы технической поддержки:

«Для гостиной своего петербургского дома министр юстиции Г.Р.Державин заказал портрет. Хозяин дома изображен на фоне снегов, освещенных зарей; со скалы низвергается водопад. Как было принято в XVIII веке, эта картина — аллегория, и каждая деталь имеет значение. Подпись по-латыни поясняет, что изображают розовый восход, скала и белизна снегов.

Каким хотел остаться в памяти потомков Державин? Какие три качества ценил в себе поэт? Что обозначают аллегорические образы на портрете?»

1. Составить словарную статью (150-200 слов) с описанием жизни и творчества поэта, указав основные факты жизни и творчества.

2. Ответить на вопросы:

— что в биографии Г.Р.Державина и И.А.Бродского поразило вас?

— какие черты личности сближают этих поэтов?

1. Составить словарную статью (150-200 слов) с описанием жизни великого русского полководца, указав основные факты воинской карьеры.

2. Назвать устаревшую и специальную лексику в оде Г.Р.Державина «Снигирь» и стихотворении И.А.Бродского «На смерть Жукова», дайте толкование слов.

1. Какие основания для сравнения двух поэтических текстов вы можете назвать?

2. Почему именно образом снегиря начинается и заканчивается стихотворение, посвященное памяти великого русского полководца?

3. Почему в названии оды Державина мы читаем «Снигирь» вместо привычного «Снегирь»?

Кто из русских художников запечатлел на своих полотнах русских поэтов Г.Р.Державина, И.А.Бродского, русских полководцев А.В.Суворова и Г.К.Жукова?

1. Прочитать стихи наизусть.

2. Что может считаться связующей нитью между веками?

Группа технической поддержки

1. Какие черты личности сближают двух великих полководцев — А.В.Суворова и Г.К.Жукова?

2. Что может считаться связующей нитью между веками?

1. Организационный этап

Учащиеся рассаживаются по группам: биографы, историки, литературоведы, чтецы, искусствоведы, группа технической поддержки.

2. Этап проверки домашнего задания и подготовки к работе на основном этапе

Учитель: Сегодня, сравнивая поэтические тексты Г.Р.Державина и И.А.Бродского, мы попробуем установить связь между XVIII и XX веками. Эпиграфом к теме исследования могут служить бессмертные строки А.С.Пушкина:

О, сколько нам открытий

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Надеюсь, что в ходе нашей совместной работы каждый из вас сделает свое, пусть небольшое, открытие.

Перед вами план разбора лирического произведения (см. приложение), он станет для нас ориентиром в работе. Кроме того, каждая группа получила свое задание. Первое знакомство со стихами у нас уже состоялось, сегодня мы учимся сравнивать.

3. Этап обобщения и систематизации знаний

Учитель: Итак, ода Гавриила Романовича Державина «Снигирь». Необходим биографический и фактический комментарий. Слово о поэте скажут биографы.

Учитель: А что знаем мы об А.В.Суворове? Слово о полководце говорят историки.

После биографического и исторического комментариев сложная для восприятия современного читателя ода становится понятной, усиливается ее торжественное и горестное звучание. Чтецы читают оду «Снигирь». Всем ли понятна лексика XVIII века? Наши историки могут сделать необходимые пояснения.

Перенесемся в XX век. Иосиф Александрович Бродский пишет стихотворение «На смерть Жукова», где в заключительных строках мы читаем: «Бей, барабан, и, военная флейта, громко свисти на манер снегиря». Случайно ли, спустя более 170 лет, появились эти строки?

Обратимся к фактам. Что могут сказать биографы о Бродском?

Прежде чем прозвучит стихотворение «На смерть Жукова», хотелось бы вспомнить факты биографии прославленного русского полководца XX века. Историки подготовили справку, им слово.

И к Суворову, и к Жукову судьба не всегда была благосклонна, но жизнь полководца XX века наполнена большими драматическими событиями, поэтому усиливается трагизм звучания в стихотворении Бродского. Послушаем чтецов.

Чтецы читают стихотворение Бродского. Историкам предлагается прокомментировать устаревшую и специальную лексику.

Учитель: Какие, на ваш взгляд, черты личности сближают поэтов — Державина и Бродского?

Пришло время послушать литературоведов. Безусловно, перед ними стояла самая трудная задача: сравнительный анализ поэтических текстов. Сделать анализ кратко, обратить наше внимание на самое главное.

По плану семинара каждая группа получила свое задание. Искусствоведы расскажут о том, кто из русских художников запечатлел на своих полотнах поэтов — Державина, Бродского, полководцев – Суворова, Жукова.

(Предполагаемый ответ: сообщение о картинах — И.Репина «Пушкин на лицейском акте», В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», П.Корина «Портрет маршала Жукова».)

Учитель: Все группы, кроме литературоведов, получили одно общее задание: ответить на проблемный вопрос. Послушайте это задание (см. выше).

(Предполагаемый ответ. Подпись по-латыни поясняет: «Правосудие изображается скалой, пророческий или поэтический дух — розовым восходом, верное сердце — белизной снега». Сегодня это верность закону, незамаранная честь, принципиальность, поэтический дар и искренность, чистота помыслов.)

Учитель: Таким хотел остаться Державин в памяти потомков. Не правда ли, очень современны и востребованны эти качества сегодня? Мы многое узнали о наших выдающихся соотечественниках, давайте попробуем определить, какие черты объединяют личности русских полководцев — Суворова и Жукова, русских поэтов — Державина и Бродского, русских художников — Репина, Сурикова, Корина?

4. Этап подведения итогов

Учитель: Итак, сегодня на семинаре мы еще раз вспомнили, что подразумевает задание «литературоведческий анализ текста», попытались провести сравнение поэтических текстов, установить связь между веками.

Что же может считаться связующей нитью между веками?

(Предполагаемый ответ: родной язык как средство передачи знаний, память поколений людей, знание истории своей страны, знание литературы и других видов искусства и др.)

Учитель: Вопросы факультативного занятия исчерпаны. Все группы подготовились хорошо.

5. Этап рефлексии

Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Какое открытие вы сделали сегодня, какой урок вынесли для себя? Запишите свой краткий ответ.

Екатерина ЛОБАЧЕВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора средней школы №70, победитель XII конкурса «Сто друзей», Киров

План разбора лирического стихотворения

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Преобладание общественных или личных интонаций.

V. Структура стихотворения.

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

г) по ассоциации;

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, эпитет.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: перифраза, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлаботоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая, простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

6. Строфика (двустишие, трехстишие, четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие, сонет, онегинская строфа).

7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Державин снегирь текст

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов
С горстью россиян все побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и богом,
Скиптры давая, зваться рабом;
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, снигирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами!- что воевать?

Гаврила Державин: снегирь.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: