Николай Севастьянович Державин

[03(15).12.1877 г., село Преслав, ныне Запорожской области, — 26.02.1953 г., Ленинград], филолог, историк, методист, академик АН СССР (1931 г.), действительный член АПН РСФСР (1944 г.), профессор (1917 г.). Окончил историко-филологический институт в Нежине (1900 г.). Преподавал русский язык и литературу в гимназиях Батуми (1900-1904 гг.) и Тбилиси (1904-1907 гг.). Одновременно руководил Обществом народных университетов Тбилиси, где по инициативе Державина было открыто 12 школ грамотности для местного населения. С 1912 г. вёл научно-педагогическую работу в высшей школе и научных учреждениях Ленинграда и Москвы: Ленинградском университе (ректор в 1922-1925 гг.), МГУ (1941-1949 гг.), Институте славяноведения АН СССР и др. Труды по вопросам слав, истории и филологии и по общему языкознанию. Государственная премия СССР (1948 г.).

Обобщением собственного опыта стала работа Державина «К вопросу о преподавании русского языка и литературы в средней школе» (1911 г.), где обосновывалось место литературного образования в средней школе как фундамента всей последующей интеллектуальной и культурной жизни человека. Словесность, по мысли Державина, развивая живое, образное мышление ребёнка, формируя его творческую активность и самодеятельность, определяет нравственный рост личности. Раскрытие воспитательных возможностей гуманитарных дисциплин связывалось им с освобождением школьной практики от формализма и логического схематизма. Целью обновлённого курса литературы становилось развитие образного мышления учащихся, формирование творческой активности и самодеятельности через создание у воспитанников навыков научного понимания и толкования явлений художественного творчества. Анализ целостного произведения включал 3 последовательных этапа: самостоятельное чтение учеников, повторное совместное с учителем чтение, сопровождавшееся комментарием и стилистическим разбором, а также рассмотрение формально-содержательного своеобразия памятника в ходе классной беседы. В старших классах преимуществ, внимание уделялось самостоятельной работе с текстом, письменным творческим сочинениям. Только на данной ступени предполагалось введение обзорного курса истории русской литературы 19 века. Параллельно намечался концентрический путь обучения грамматике русского языка, отдельные разделы которой преподавались в тесной связи с анализируемым литературным материалом.

В пособии «Основы методики преподавания русского языка и литературы в трудовой школе» (1917 г.), опираясь на традиции Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина и др., Державин расширил используемые приёмы интерпретации текста и как внутренне закономерные структуры психологических, эстетических и нравственных аспектов содержания, и как исторические явления (знакомство с биографией писателя, историко-литературной ситуацией и т. п.). Соответственно изменялся исторический курс литературы, включавший теперь изучение смены направлений в литературном процессе, их идейно-художественные различия. Уровень школьного преподавания русского языка, по убеждению Державина, должен соответствовать современным научным представлениям о языке. Обучение необходимо сосредоточить на осознанном наблюдении, анализе языковых фактов (индуктивный метод), многообразия разговорной речи. Уроки русского языка должны раскрыть «широкую картину жизни слова», помочь детям овладеть словом «как органом мысли». Выработанный научный подход к обучению родному языку отразился в созданных Державиным учебниках: «Маленькая грамматика для начальных и приготовительных классов» (1918 г., 1924 г.), «Учебник русской грамматики» (1918 г., 1924 г.). Дальнейшая научно-методическая деятельность Державина концентрировалась вокруг проблем строительства высшей школы и реформы университетского образования.

Литература: Бepков П. Н., Академик. Н. С. Державин, Вестник ЛГУ. 1947, № 12; Краткие сообщения Института славяноведения, вып. 11, М., 1953 (библ.); Булахов М. Г., Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь, т. 2, Минск, 1977.

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 252.

Державин, Николай Севастьянович

Николай Севастьянович Державин
200px
15.12.1877 (3)— 26.2.1953
Место рождения
Место смерти
Академик Н. С. Державин

Никола́й Севастья́нович Держа́вин (3 (15) декабря 1877, Преслав, ныне Запорожской области Украины — 26 февраля 1953, Ленинград) — советский филолог-славист и историк, академик АН СССР (1931). Отец К. Н. Державина.

Содержание

Биография

Происхождение и образование

Н.С. Державин родился в селении, основную массу населения которого составляли переселенцы-болгары, и с детства увлёкся болгарским языком и культурой.

Окончил гимназию в Симферополе с отличием.

Слушатель Санкт-Петербургского университета в 1896—1897. В 1900 г. окончил Историко-филологический институт в Нежине.

Академическая деятельность

После революции сделал быструю карьеру в Петрограде. С 1917 г. Н.С. Державин был избран профессором, а в 1922—1925 — ректором Петроградского университета. В 1925 г. возглавил кафедру славянской филологии, в 1930—1937 гг. переведённую из университета в Ленинградский ИФЛИ. С 1944 г., после восстановления этой кафедры в ЛГУ, занимал должность её заведующего непрерывно до конца своей жизни.

После резкого усиления позиций Н. Я. Марра, Н. С. Державин был избран академиком АН СССР (незадолго до другого марриста И. И. Мещанинова) в 1931 г., без стажа члена-корреспондента. В 1931—1934 гг. был директором Института славяноведения АН СССР (помещавшегося в Ленинграде).

В середине 1930-х — начале 1940-х, после репрессий против славистов и фактического разгрома академического славяноведения [1] , отстаивал эту дисциплину и внёс определённый вклад в её реабилитацию в СССР. В 1943 г. Н.С. Державин был назначен заведующим вновь созданной кафедрой славянского языкознания также и в МГУ, но, так как он жил в Ленинграде, кафедрой фактически с самого начала руководил С. Б. Бернштейн, с 1948 сменивший Н. С. Державина на посту заведующего и формально. С 1947 г. до конца жизни Н.С. Державин — директор ленинградского отделения восстановленного в Москве ИнСлава (Института славяноведения АН СССР).

В годы Великой Отечественной Войны также сотрудник Ленинградского отделения Института истории АН СССР (ныне — Санкт-Петербургский институт истории РАН).

Увлечение теорией Н. Я. Марра

После знакомства с «новым учением о языке» Н. Я. Марра горячо увлёкся этой теорией вплоть до самых абсурдных положений (включая «анализ по четырём элементам»). Державин был одним из немногих, кто даже после смерти Марра и поворота большинства его последователей в 1940-е гг. к объективной науке занимался поиском «четырёх элементов» и «яфетической системы» в строе славянских языков, а румынский язык пытался объявить славянским (в духе марровских теорий скрещивания); В. М. Алпатов называет его «одним из самых дремучих марристов» [2] . В 1929 г. участвовал в кампании против пытавшегося противостоять марризму Е. Д. Поливанова, утверждая, что у того «нет никаких научных трудов» (у Поливанова было 84 публикации).

Общественная деятельность

В годы войны активно занимался общественной деятельностью в духе недолго просуществовавшего сталинского панславизма, был членом Антифашистского и Всеславянского комитетов, членом редакционной коллегии журнала «Славяне». Державин был доктором Софийского университета (1944) и почётным членом Болгарской АН (1946). В 1948 удостоен Сталинской премии первой степени.

Значение деятельности

После кончины Н. С. Державина С. Б. Бернштейн записал в дневнике: «Несмотря на все его недостатки и грубые ошибки, которые он делал очень часто, имя его будет тесно связано с развитием славяноведения. Меня часто раздражали его труды, его выступления, его действия, но … я его всё же любил. Через всю свою жизнь он пронёс любовь к болгарскому народу, его истории, культуре, языку». [3]

Державин, Николай Севастьянович

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Державин, Николай Севастьянович» в других словарях:

Державин, Николай Севастьянович — Николай Севастьянович Державин Академик Н. С. Державин Дата рождени … Википедия

Державин Николай Севастьянович — [3(15).12.1877, с. Преслав, ныне Запорожской области, ‒ 26.2.1953, Ленинград], советский филолог, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Ректор Ленинградского университета (1922‒25). Заведующий кафедрой славянской филологии Ленинградского… … Большая советская энциклопедия

Державин Николай Севастьянович — (1877—1953), филолог, славяновед, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Окончил Нежинский историко филологический институт (1900). Научная и педагогическая деятельность Державина проходила в ЛГУ: ректор (1922—25), заведующий… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович — (1877 1953) российский историк, филолог, академик АН СССР (1931). Работы по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. Государственная премия СССР (1948) … Большой Энциклопедический словарь

Державин Николай Севастьянович — (1877 1953), филолог, славяновед, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Окончил Нежинский историко филологический институт (1900). Научная и педагогическая деятельность Д. проходила в ЛГУ: ректор (1922 25), заведующий кафедрой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Державин Николай Севастьянович — (1877 1953), историк, филолог, академик АН СССР (1931). Работы по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. Государственная премия СССР (1948). * * * ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович… … Энциклопедический словарь

Державин, Николай Севастьянович — Род. 1877, ум. 1953. Историк и филолог. Специалист по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. С 1931 г. академик АН СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1948). Отец К. Н. Державина (см.) … Большая биографическая энциклопедия

ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович — [3(15). 12.1877, с. Преслав. ныне Запорожской обл., 26.2.1953, Ленинград], филолог, историк, методист, акад. АН СССР (1931), д. ч. АПН РСФСР (1944), проф. (1917). Окончил ист. филол. ин т в Нежине (1900). Преподавал рус. яз. и лит ру в гимназиях… … Российская педагогическая энциклопедия

ДЕРЖАВИН — 1. ДЕРЖАВИН Гавриил (Гаврила) Романович (1743 1816), поэт, представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей самодержавия, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти ( Фелица ,… … Русская история

Державин — Державин фамилия. Известные носители: Державин, Александр Сергеевич (1864 1933) иерей, святой Русской православной церкви. Державин, Андрей Владимирович (р. 1963) музыкант группы «Машина Времени». Державин, Владимир Васильевич… … Википедия

ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович

[3(15). 12.1877, с. Преслав. ныне Запорожской обл., — 26.2.1953, Ленинград], филолог, историк, методист, акад. АН СССР (1931), д. ч. АПН РСФСР (1944), проф. (1917). Окончил ист.-филол. ин-т в Нежине (1900). Преподавал рус. яз. и лит-ру в гимназиях Батуми (1900—04) и Тбилиси (1904—07). Одновременно руководил Об-вом нар. ун-тов Тбилиси, где по инициативе Д. было открыто 12 школ грамотности для местного населения. С 1912 вёл науч.-пед. работу в высш. школе и науч. учреждениях Ленинграда и Москвы: Ленингр. ун-те (ректор в 1922—25), МГУ (1941—49), Ин-те славяноведения АН СССР и др. Труды по вопросам слав. истории и филологии и по общему языкознанию. Гос. пр. СССР (1948).

Обобщением собств. опыта стала работа Д. «К вопросу о преподавании рус. яз. и лит-ры в ср. школе» (1911), где обосновывалось место лит. образования в ср. школе как фундамента всей последующей интеллектуальной и культурной жизни человека. Словесность, по мысли Д., развивая живое, образное мышление ребёнка, формируя его творческую активность и самодеятельность, определяет нравств. рост личности. Раскрытие воспитат. возможностей гуманитарных дисциплин связывалось им с освобождением шк. практики от формализма и логич. схематизма. Целью обновлённого курса лит-ры становилось развитие образного мышления учащихся, формирование творч. активности и самодеятельности через создание у воспитанников навыков науч. понимания и толкования явлений худож. творчества. Анализ целостного произв. включал 3 последоват. этапа: самостоят. чтение учеников, повторное совместное с учителем чтение, сопровождавшееся комментарием и стилистич. разбором, а также рассмотрение формально-содержат. своеобразия памятника в ходе классной беседы. В старших классах преимуществ, внимание уделялось самостоят. работе с текстом, письменным творческим сочинениям. Только на данной ступени предполагалось введение обзорного курса истории рус. лит-ры 19 в. Параллельно намечался концентрич. путь обучения грамматике рус. яз., отд. разделы к-рой преподавались в тесной связи с анализируемым лит. материалом.

В пособии «Основы методики преподавания рус. яз. и лит-ры в трудовой школе» (1917), опираясь на традиции Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина и др., Д. расширил используемые приёмы интерпретации текста и как внутренне закономерные структуры психол., эстетич. и нравств. аспектов содержания, и как ист. явления (знакомство с биографией писателя, ист.-лит. ситуацией и 1. п.). Соответственно изменялся ист. курс лит-ры, включавший теперь изучение смены направлений в лит. процессе, их идейно-худож. различия. Уровень шк. преподавания рус. яз., по убеждению Д., должен соответствовать совр. науч. представлениям о языке. Обучение необходимо сосредоточить на осознанном наблюдении, анализе языковых фактов (индуктивный метод), многообразия разговорной речи. Уроки рус. яз. должны раскрыть «широкую картину жизни слова», помочь детям овладеть словом «как органом мысли». Выработанный науч. подход к обучению родному языку отразился в созданных Д. учебниках: «Маленькая грамматика для нач. и приготовит, классов» (1918), «Учебник рус. грамматики» (1918). Дальнейшая науч.-метод. деятельность Д. концентрировалась вокруг проблем строительства высш. школы и реформы университетского образования.

Соч.: Элементарный курс рус. грамматики для самообразования, СПБ, 1914; К вопросу об университетской реформе, «Науч. работник», 1925, кн. 1; Борьба за высш. школу, «Последние новости», 1923, № 2.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое «ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович» в других словарях:

Державин, Николай Севастьянович — Николай Севастьянович Державин Академик Н. С. Державин Дата рождени … Википедия

Державин Николай Севастьянович — [3(15).12.1877, с. Преслав, ныне Запорожской области, ‒ 26.2.1953, Ленинград], советский филолог, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Ректор Ленинградского университета (1922‒25). Заведующий кафедрой славянской филологии Ленинградского… … Большая советская энциклопедия

Державин Николай Севастьянович — (1877—1953), филолог, славяновед, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Окончил Нежинский историко филологический институт (1900). Научная и педагогическая деятельность Державина проходила в ЛГУ: ректор (1922—25), заведующий… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович — (1877 1953) российский историк, филолог, академик АН СССР (1931). Работы по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. Государственная премия СССР (1948) … Большой Энциклопедический словарь

Державин Николай Севастьянович — (1877 1953), филолог, славяновед, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Окончил Нежинский историко филологический институт (1900). Научная и педагогическая деятельность Д. проходила в ЛГУ: ректор (1922 25), заведующий кафедрой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Державин Николай Севастьянович — (1877 1953), историк, филолог, академик АН СССР (1931). Работы по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. Государственная премия СССР (1948). * * * ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович… … Энциклопедический словарь

Державин, Николай Севастьянович — Род. 1877, ум. 1953. Историк и филолог. Специалист по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. С 1931 г. академик АН СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1948). Отец К. Н. Державина (см.) … Большая биографическая энциклопедия

Державин, Николай Севастьянович — (1877 1953) филолог, историк, академик АН СССР (1931), АПН РСФСР (1944). Вёл научную и преподавательскую работу в Батуми, Тбилиси, Ленинграде, Москве (в т.ч. в 1922 25 ректор ЛГУ). Труды по вопросам славянской истории и филологии и по общему… … Педагогический терминологический словарь

ДЕРЖАВИН — 1. ДЕРЖАВИН Гавриил (Гаврила) Романович (1743 1816), поэт, представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей самодержавия, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти ( Фелица ,… … Русская история

Державин — Державин фамилия. Известные носители: Державин, Александр Сергеевич (1864 1933) иерей, святой Русской православной церкви. Державин, Андрей Владимирович (р. 1963) музыкант группы «Машина Времени». Державин, Владимир Васильевич… … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: