Державин Гаврила Романович

Русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки. Религиозно-философские размышления («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774 &#151 94; «Бог», 1784; «Водопад», 1791 &#151 94); лирические стихи.

Биография

Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 &#151 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды».

В 1782 написал «Оду к Фелице», обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II &#151 назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 &#151 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог «ладить» с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 &#151 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 &#151 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 «избрал совсем другой путь». Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода «На смерть кн. Мещерского» (1799), ода «Бог» (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: «Я &#151 царь, я &#151 раб, я &#151 червь, я &#151 бог»; «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791 &#151 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения «К лире», «Похвала сельской жизни». Эстетические воззрения Державина выражены в трактате «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811 &#151 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: «Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна» и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество «Беседа любителей русского слова», в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и «заметил» юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Умер 8 июля (20 н.с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

Гавриил Романович Державин

Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи — времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: «И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!»

Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в «Оде к Фелице». Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными — растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами. Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества — простоту, милосердие, просвещенность, скромность — а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни. Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта — ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю. Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа».

Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».

Даже в оде «Бог», с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:

Точно также и в «Водопаде» автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что,с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: «. И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.»

Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют.

Здесь же, в «Водопаде», Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места — карельского водопада Кивач.

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. — дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика — жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение «Ласточка», посвященное памяти рано умершей первой жены:

Сама идея обращения к маленькой птичке для того, чтобы поделиться с ней своим горем, на два десятилетия раньше была абсолютно невозможна. Теперь же, во многом благодаря Державину, поэтическое мироощущение изменилось. Простые человеческие чувства требовали простых слов. Отсюда — интерес Державина к анакреонтической лирике, названной так по имени знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта, прославившегося своим радостным отношением к жизни, воспеванием любви, дружбы, веселья, вина.

В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным «К лире», поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в «Водопаде» поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: «. Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь.»

Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в «Приглашении к обеду»:

Иногда — радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении «Соловей во сне»:

Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме «Евгению». Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.

В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю. Тынянов):

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже — литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то

Умер Гаврила Романович, 8 (20) июля 1816, в своем любимом имении Званка, Новгородской области.

Державин Гаврила

Краткая биография Гаврилы Р. Державина (14 июля 1743 — 20 июля 1816).

Гавриил (Гаврила) Романович Державин — русский поэт, крупнейшая фигура русского классицизма, литературы эпохи Просвещения. Появился на свет 14 июля (3 июля по ст. ст.) 1743 г. в родовом имении в д. Кармачи Казанской губернии. Был сыном небогатого помещика и потомком рода, основателем которого, как утверждало семейное предание, был татарский мурза. Сами не имевшие образования, родители Державина заботились о том, чтобы их дети были воспитанными и образованными. В 1750 г. Гаврилу отправили в немецкий пансион, а с 1759 по 1762 г. он был учеником Казанской гимназии.

Девятнадцатилетним юношей Державин поступил на военную службу, служил в Преображенском полку солдатом лейб-гвардии; в составе этого воинского формирования принимал участие в государственном перевороте, в результате которого трон достался Екатерине П. В 1772 г. Державин получает офицерскую должность, но его военная карьера складывается таким образом, что ему приходится уйти в отставку и поступить на гражданскую службу.

В 1773 г. журнал «Старина и Новизна» публикует «Ироиду, или Письма Вивлиды к Кавну» — дебютное произведение Гавриила Державина, представлявшее собой перевод с немецкого отрывка из Овидия. Поначалу творя в русле традиций, заложенных Ломоносовым и Сумароковым, он в 1779 г. начинает идти по собственной литературной стезе, создавая произведения в стиле, который затем почитался как образец философской лирики.

Воспевавшая Екатерину II ода «Фелица», написанная в 1782 г., изменила дальнейшую биографию Державина, принеся ему известность — не только литературную, но и общественную. Благодаря этому он в 1784 г. попал на пожалованную императрицей должность наместника Олонецкой губернии, которую занимал всего до 1785 г. из-за конфликта с местными властями. Не сложились у него отношения и с тамбовскими чиновниками, когда в 1786 г. его назначили губернатором Тамбовской губернии, поэтому на посту Г.Р. Державин продержался до 1788 г., пока не был отозван императрицей в столицу. За недолгий срок губернаторства поэт проявил себя непримиримым противником различных злоупотреблений со стороны чиновников, немало сделал на стезе просвещения населения.

В 1789 г. Державин возвратился в столицу. В 1791-1793 гг. находился на должности кабинет-секретаря Екатерины II, после чего императрица за излишнее рвение лишила его поста. Привыкший говорить правду в лицо, слишком независимый и деятельный, Державин нажил себе немало недоброжелателей за время госслужбы. С 1793 г. он заседал в Сенате, с 1794 г. занимал должность президента Коммерц-коллегии, в 1802-1803 гг. — министра юстиции, после чего в 60-летнем возрасте ушел в отставку.

Уволившись с госслужбы Гавриил Романович живет не только в Санкт-Петербурге, но и в Новгородской губернии, где у него было имение Званка. Даже будучи чиновником, он не прекращал литературной деятельности, написал множество од, а после ухода в отставку получил возможность полностью на ней сосредоточиться. Ближе к концу творческого пути Гавриил Романович попробовал себя жанре драматургии, написав ряд трагедий. В 1808 г. был издан сборник его сочинений в четырех томах.

Петербургский дом Державина был местом встреч литераторов, в 1811 г. круг завсегдатаев стал официально зарегистрированным литературным обществом «Беседа любителей русского слова», главой которого был он сам и А.С. Шишков. Взгляды его на язык и литературу были достаточно консервативными, но это не мешало Державину с интересом и благосклонно относиться к новаторским явлениям в поэзии. Широко известен факт из биографии Пушкина, когда его заметил и «в гроб сходя, благословил» «старик Державин». Его творчество в русле классицизма стало той почвой, на которой взросла поэзия Пушкина, Батюшкова, поэтов-декабристов.

Умер Державин 20 (8 июля по ст. ст.) 1816 г. в своем имении. Его похоронили недалеко от Великого Новгорода, в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря. Место захоронения в годы Великой Отечественной войны превратилось в руины из-за артобстрелов. Лишь в 1959 г. останки Державина и его супруги перезахоронили в Новгородском детинце, однако в 1993 г. вернули на прежнее место, когда собор был отреставрирован.

Гавриил Державин

русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель

Гаврила Романович Державин

Гавриил (Гаврила) Романович Державин родился (3) 14 июля 1743 года в Казанской губернии. Его родители были небогатыми дворянами. Семье приходилось часто переезжать в связи с переводами отца-военного по службе. В 1754 году, когда Гавриле было всего 11 лет, его отец умирает. В 1759 году Державин поступает в Казанскую гимназию, после окончания которой в 1762 году он становится солдатом лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1762 году молодой солдат участвует в дворцовом перевороте, в результате которого на престол всходит Екатерина II. В 1772 году Державин был произведён в офицеры. Именно к этому периоду относятся его первые выступления в печати. В 1773 году Державин участвовал в подавлении пугачёвского восстания, вскоре после которого был уволен на гражданскую службу в чине коллежского советника.

В 1777 году, используя покровительство князя Вяземского, Державин поступает на службу в Сенат. Через год он женится на Екатерине Яковлевне Бастидон.

В 1782 году Державин написал оду «Фелица», которая была посвящена императрице Екатерине II. Ода Екатерине понравилась. В награду поэту была передана золотая табакерка с бриллиантами, в которой лежали пятьсот червонцев, а вскоре пожалован чин губернатора сначала Олонецкой, а потом Тамбовской губернии.

В обоих случаях Державин очень рьяно принимался наводить на вверенных ему территориях порядок. Боролся с коррупцией и недисциплинированностью среди своих подчиненных. Разумеется, это приводило к постоянным конфликтам. Поэтому вскоре его переводят в столицу, где он занимает ещё более высокие должности.

Всё это время он продолжал писать свои возвышенные оды. После прихода к власти Александра I Державин был назначен министром юстиции. В 1803 году он уходит в отставку и занимается работой над собранием своих сочинений, первые четыре тома которого были изданы в 1808 году.

В 1815 году поэт присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, где юный Пушкин очень поразил его своим выступлением.

(8) 20 июля 1816 года Гаврила Романович Державин умер в своём новгородском имении Званка и был похоронен в Петербурге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Державин Гаврила Романович

Русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки. Религиозно-философские размышления («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774 &#151 94; «Бог», 1784; «Водопад», 1791 &#151 94); лирические стихи.

Биография

Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 &#151 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды».

В 1782 написал «Оду к Фелице», обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II &#151 назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 &#151 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог «ладить» с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 &#151 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 &#151 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 «избрал совсем другой путь». Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода «На смерть кн. Мещерского» (1799), ода «Бог» (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: «Я &#151 царь, я &#151 раб, я &#151 червь, я &#151 бог»; «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791 &#151 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения «К лире», «Похвала сельской жизни». Эстетические воззрения Державина выражены в трактате «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811 &#151 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: «Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна» и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество «Беседа любителей русского слова», в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и «заметил» юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Умер 8 июля (20 н.с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

Гавриил Романович Державин

Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи — времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: «И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!»

Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в «Оде к Фелице». Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными — растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами. Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества — простоту, милосердие, просвещенность, скромность — а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни. Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта — ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю. Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа».

Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».

Даже в оде «Бог», с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:

Точно также и в «Водопаде» автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что,с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: «. И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.»

Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют.

Здесь же, в «Водопаде», Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места — карельского водопада Кивач.

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. — дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика — жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение «Ласточка», посвященное памяти рано умершей первой жены:

Сама идея обращения к маленькой птичке для того, чтобы поделиться с ней своим горем, на два десятилетия раньше была абсолютно невозможна. Теперь же, во многом благодаря Державину, поэтическое мироощущение изменилось. Простые человеческие чувства требовали простых слов. Отсюда — интерес Державина к анакреонтической лирике, названной так по имени знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта, прославившегося своим радостным отношением к жизни, воспеванием любви, дружбы, веселья, вина.

В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным «К лире», поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в «Водопаде» поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: «. Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь.»

Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в «Приглашении к обеду»:

Иногда — радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении «Соловей во сне»:

Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме «Евгению». Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.

В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю. Тынянов):

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже — литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то

Умер Гаврила Романович, 8 (20) июля 1816, в своем любимом имении Званка, Новгородской области.

Гавриил Державин

русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель

Гаврила Романович Державин

Гавриил (Гаврила) Романович Державин родился (3) 14 июля 1743 года в Казанской губернии. Его родители были небогатыми дворянами. Семье приходилось часто переезжать в связи с переводами отца-военного по службе. В 1754 году, когда Гавриле было всего 11 лет, его отец умирает. В 1759 году Державин поступает в Казанскую гимназию, после окончания которой в 1762 году он становится солдатом лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1762 году молодой солдат участвует в дворцовом перевороте, в результате которого на престол всходит Екатерина II. В 1772 году Державин был произведён в офицеры. Именно к этому периоду относятся его первые выступления в печати. В 1773 году Державин участвовал в подавлении пугачёвского восстания, вскоре после которого был уволен на гражданскую службу в чине коллежского советника.

В 1777 году, используя покровительство князя Вяземского, Державин поступает на службу в Сенат. Через год он женится на Екатерине Яковлевне Бастидон.

В 1782 году Державин написал оду «Фелица», которая была посвящена императрице Екатерине II. Ода Екатерине понравилась. В награду поэту была передана золотая табакерка с бриллиантами, в которой лежали пятьсот червонцев, а вскоре пожалован чин губернатора сначала Олонецкой, а потом Тамбовской губернии.

В обоих случаях Державин очень рьяно принимался наводить на вверенных ему территориях порядок. Боролся с коррупцией и недисциплинированностью среди своих подчиненных. Разумеется, это приводило к постоянным конфликтам. Поэтому вскоре его переводят в столицу, где он занимает ещё более высокие должности.

Всё это время он продолжал писать свои возвышенные оды. После прихода к власти Александра I Державин был назначен министром юстиции. В 1803 году он уходит в отставку и занимается работой над собранием своих сочинений, первые четыре тома которого были изданы в 1808 году.

В 1815 году поэт присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, где юный Пушкин очень поразил его своим выступлением.

(8) 20 июля 1816 года Гаврила Романович Державин умер в своём новгородском имении Званка и был похоронен в Петербурге.

Гаврила Державин

Краткая биография Гаврилы Р. Державина (14 июля 1743 — 20 июля 1816).

Гавриил (Гаврила) Романович Державин — русский поэт, крупнейшая фигура русского классицизма, литературы эпохи Просвещения. Появился на свет 14 июля (3 июля по ст. ст.) 1743 г. в родовом имении в д. Кармачи Казанской губернии. Был сыном небогатого помещика и потомком рода, основателем которого, как утверждало семейное предание, был татарский мурза. Сами не имевшие образования, родители Державина заботились о том, чтобы их дети были воспитанными и образованными. В 1750 г. Гаврилу отправили в немецкий пансион, а с 1759 по 1762 г. он был учеником Казанской гимназии.

Девятнадцатилетним юношей Державин поступил на военную службу, служил в Преображенском полку солдатом лейб-гвардии; в составе этого воинского формирования принимал участие в государственном перевороте, в результате которого трон достался Екатерине П. В 1772 г. Державин получает офицерскую должность, но его военная карьера складывается таким образом, что ему приходится уйти в отставку и поступить на гражданскую службу.

В 1773 г. журнал «Старина и Новизна» публикует «Ироиду, или Письма Вивлиды к Кавну» — дебютное произведение Гавриила Державина, представлявшее собой перевод с немецкого отрывка из Овидия. Поначалу творя в русле традиций, заложенных Ломоносовым и Сумароковым, он в 1779 г. начинает идти по собственной литературной стезе, создавая произведения в стиле, который затем почитался как образец философской лирики.

Воспевавшая Екатерину II ода «Фелица», написанная в 1782 г., изменила дальнейшую биографию Державина, принеся ему известность — не только литературную, но и общественную. Благодаря этому он в 1784 г. попал на пожалованную императрицей должность наместника Олонецкой губернии, которую занимал всего до 1785 г. из-за конфликта с местными властями. Не сложились у него отношения и с тамбовскими чиновниками, когда в 1786 г. его назначили губернатором Тамбовской губернии, поэтому на посту Г.Р. Державин продержался до 1788 г., пока не был отозван императрицей в столицу. За недолгий срок губернаторства поэт проявил себя непримиримым противником различных злоупотреблений со стороны чиновников, немало сделал на стезе просвещения населения.

В 1789 г. Державин возвратился в столицу. В 1791-1793 гг. находился на должности кабинет-секретаря Екатерины II, после чего императрица за излишнее рвение лишила его поста. Привыкший говорить правду в лицо, слишком независимый и деятельный, Державин нажил себе немало недоброжелателей за время госслужбы. С 1793 г. он заседал в Сенате, с 1794 г. занимал должность президента Коммерц-коллегии, в 1802-1803 гг. — министра юстиции, после чего в 60-летнем возрасте ушел в отставку.

Уволившись с госслужбы Гавриил Романович живет не только в Санкт-Петербурге, но и в Новгородской губернии, где у него было имение Званка. Даже будучи чиновником, он не прекращал литературной деятельности, написал множество од, а после ухода в отставку получил возможность полностью на ней сосредоточиться. Ближе к концу творческого пути Гавриил Романович попробовал себя жанре драматургии, написав ряд трагедий. В 1808 г. был издан сборник его сочинений в четырех томах.

Петербургский дом Державина был местом встреч литераторов, в 1811 г. круг завсегдатаев стал официально зарегистрированным литературным обществом «Беседа любителей русского слова», главой которого был он сам и А.С. Шишков. Взгляды его на язык и литературу были достаточно консервативными, но это не мешало Державину с интересом и благосклонно относиться к новаторским явлениям в поэзии. Широко известен факт из биографии Пушкина, когда его заметил и «в гроб сходя, благословил» «старик Державин». Его творчество в русле классицизма стало той почвой, на которой взросла поэзия Пушкина, Батюшкова, поэтов-декабристов.

Умер Державин 20 (8 июля по ст. ст.) 1816 г. в своем имении. Его похоронили недалеко от Великого Новгорода, в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря. Место захоронения в годы Великой Отечественной войны превратилось в руины из-за артобстрелов. Лишь в 1959 г. останки Державина и его супруги перезахоронили в Новгородском детинце, однако в 1993 г. вернули на прежнее место, когда собор был отреставрирован.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Державин Гаврила Романович

Русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки. Религиозно-философские размышления («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774 &#151 94; «Бог», 1784; «Водопад», 1791 &#151 94); лирические стихи.

Биография

Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 &#151 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды».

В 1782 написал «Оду к Фелице», обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II &#151 назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 &#151 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог «ладить» с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 &#151 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 &#151 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 «избрал совсем другой путь». Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода «На смерть кн. Мещерского» (1799), ода «Бог» (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: «Я &#151 царь, я &#151 раб, я &#151 червь, я &#151 бог»; «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791 &#151 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения «К лире», «Похвала сельской жизни». Эстетические воззрения Державина выражены в трактате «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811 &#151 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: «Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна» и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество «Беседа любителей русского слова», в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и «заметил» юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Умер 8 июля (20 н.с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)

Пушкинскую эпоху называют золотым веком русской поэзии не только благодаря

Александру Сергеевичу. В это же время творили прекрасные поэты — Державин,

Батюшков, Жуковский, Баратынский, баснописец Крылов, начинали Лермонтов и

Гавриил Романович Державин был непосредственным предшественником Пушкина. Он был славой XVIII века, его боготворили, им восхищались. Можно сказать, что слава

Державина перешла к Пушкину.

Сам Александр Сергеевич вспоминает, как он относился к Державину в юности:

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду Это было

в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к

нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и

поцеловать ему РУКУ» руку, написавшую «Водопад». Державин был очень стар Он

был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел,

подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мУгны, губы отвислы:

портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до

тех пор, пока не начался экзамен в

русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.

Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его

стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел

«Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах

описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина,

голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не

помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в

восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли. «

Это Пушкин написал в 1835 году, к этому времени отношение его к поэзии Державина

по существу не изменилось. Он считал его великим поэтом.

Некоторые мыслители считали, что великая русская литература началась с оды

Державина «Бог». Именно этой одой он открыл свое собрание сочинений:

О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени

превечный, Без лиц, в трех лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет

места и причины, Кого никто постичь не мог. Кто все собою наполняет, Объемлет,

зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог.

Ты есть! — природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет,

Ты есть — и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих; Я

телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я Бог!

Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел ? — безвестен; А сам собой я быть не

Державин — поэт классицизма. Но он внес в классицизм «сердечную простоту»,

поэтому его оды, его лирические стихи как бы шагнули из условностей классицизма

в живую жизнь. В творчестве поэта отразилось много конкретных черт русской

жизни, русского быта, живых русских раздумий того времени. В них появилось

Современному читателю порой читать Державина трудновато. Но таков поэтический

язык допушкинской эпохи. Это русский язык еще неустоявшийся и пестрый, еще не

приведенный в гармонию. Он насыщен формами и оборотами, которые шли из старины.

Родился Гавриил Державин близ Казани в семье мелкопоместного дворянина. Систематического образования не получил. Десять лет прослужил солдатом в Преображенском полку. В 1772 году был произведен в офицеры. В 1977 году перешел на штатскую службу: служил в сенате, был губернатором в Петрозаводске и Тамбове, затем секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I. Отличаясь независимостью характера и прямотой («Горяч и в правде черт!» — говорил он о себе), Державин нередко ссорился с начальством, побывал даже под судом. С 1803 года жил на покое, проводя лето в своем имении Званке, на берегу Волхова.

Сочинять стихи он начал, еще будучи солдатом, писал в казарме. В 1776 году свои

оды поэт напечатал отдельной книжкой, но без обозначения своего имени. Книжка

осталась незамеченной. Позже он был принят в кружок популярных в то время

писателей — Н.А. Львова,

И.И. Хемницера, В.В Капниста, многому учился у них, штудировал труды теоретиков

классицизма — Буало, Батте, читал Горация и других античных авторов.

Эти штудии Державину сильно помогли Свои новые сочинения он анонимно печатал в

петербургских журналах — и это уже были истинно державинские произведения- «На

смерть князя Мещерского», «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного

отрока». Читатели почувствовали, что никто из прежних поэтов, ни Сумароков, ни

Ломоносов, с такой смелостью не пользовались «низким штилем», не вводили так

просторечия, не рисовали с такой смелостью в стихах самих себя, своих знакомцев,

окружающую обстановку В стихах классицистов все было регламентировано, а

Державин, сохраняя оду как жанр, насыщал ее новым содержанием.

Огромный успех имела ода Державина «Фелица», написанная в 1782 году. Под видом

царевны «Киргиз-Кайсацкия орды» Фелицы поэт вывел императрицу Екатерину. Та,

прочитав оду, наградила поэта и дала ему личную аудиенцию.

Державин нарисовал в «Фелице» образ Екатерины как просвещенной «матери

отечества», неустанно радеющей о благе подданных, свято соблюдающей законы,

умной и простой в быту й привычках Поэт пытался создать идеальный образ монарха.

В каком-то смысле эта ода была уроком поэта царям.

Державин воспевал императрицу, но при этом сатирически рисовал ее вельмож. За

что те, естественно, мстили ему. Так он и был услан подальше от столицы в глухую

Олонецкую губернию — но губернатором. Державин объездил весь Север Во время

плавания по Белому морю однажды в шторм он чуть не погиб

Гавриил Романович был очень смелым, решительным, мужественным человеком. Есть в

его биографии и такой факт. Когда до Петербурга дошли слухи о восстании

Пугачева, Державин добился назначения его в команду к генералу Бибикову,

возглавлявшему правительственные войска против повстанцев. Три года он провел в

огне крестьянской войны, два раза чуть не попал в плен к самому Пугачеву

«В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед», — писал Белинский.

А историк русской литературы Г Гуковский подтверждает: «Его стихи рвут из рук,

их переписывают в заветные тетради, они не нуждаются даже в печати, их и без

того знают наизусть все. » Это уже 80-90 годы конца XVIII века

Державин придавал огромное значение изобразительной силе стихов, звуковой,

Прочитаем вместе замечательное стихотворение «Лебедь», в котором и звукопись

прекрасна, и изобразительность изумительная, и со-

держание очень серьезное — в этом стихотворении, которое напоминает греческое

предание о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей, мы видим,

что Державин знал себе цену как поэту и понимал, что останется он в памяти людей

не как вельможа, а как великий поэт.

Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь, С душой бессмертною и пеньем,

Как лебедь, в воздух поднимусь

В двояком образе нетленный, Не задержусь в вратах мытарств; Над завистью

превознесенный, Оставлю под собой блеск царств.

Да, так! Хоть родом я не славен, Но, будучи любимец муз, Другим вельможам я не

равен И самой смертью предпочтусь.

Не заключит меня гробница, Средь звезд не превращусь я в прах, Но, будто некая

цевница, С небес раздамся в голосах

И се уж кожа, зрю, перната Вкруг стан обтягивает мой, Пух на груди, спина

крылата, Лебяжьей лоснюсь белизной

Лечу, парю — и под собою Моря, леса, мир вижу весь; Как холм, он высится главою,

Чтобы услышать Богу песнь.

С Курильских островов до Буга, От Белых до Каспийских вод, Народы, света с

полукруга, Составившие россов род.

Со временем о мне узнают: Славяне, гунны, скифы, чудь, И все, что бранью днесь

пылают, Покажут перстом и рекут:

«Вот тот летит, что, строя лиру, Языком сердца говорил И, проповедуя мир миру,

Себя всех счастьем веселил».

Прочь с пышным, славным погребеньем, Друзья мои! Хор муз, не пой! Супруга!

облекись терпеньем! Над мнимым мертвецом не вой.

Державин прославил в своих стихах полководцев Румянцева и Суворова, казачьего

атамана Платова, но прославил и простого русского солдата — Росса, как он

возвышенно его называл. Он пишет и о барышнях-дворянках, и воспевает девушек

крестьянок. Он большой жизнелюб, поэтому пейзажи его очень настоящие,

выразительные, яркие. Природа у Державина бодра и целительна.

Мы начали рассказ о Державине с отрывка из воспоминаний Пушкина. Но Пушкин не

знал, что через несколько дней после этого экзамена в Лицее Гаврила Романович

сказал Аксакову: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин».

Презентация «Державин»

Державин Гавриил Романович вошел в историю не только как знаменитый государственный деятель, но и как поет и писатель. Его стихи и по сегодняшний день находят ценителей. Презентация «Державин» рассказывает, о жизни и творческом пути человека, который смог противостоять не только системе, но и многим людям, от которых зависела его жизнь. Державин Гавриил Романович родился в семье дворян, которые не были богатыми и воспитывали своих детей, как могли. Еще в детском возрасте Державин потерял отца, что, несомненно, повлияло на жизнь и творчество Державина. Смерть жены и бесконечные долги не сломали поэта и политического деятеля, он с энтузиазмом и восторженностью продолжал писать и продвигаться по карьерной лестнице.

Презентация о биографии Державина дает возможность больше узнать об этом поэте 17 века. Дискутировать на тему биографии Державина можно в на уроке литературы в средних и старших классах. Его жизнь позволяет сделать выводы не только для творческих личностей, но и для политических деятелей.

Вы можете просмотреть слайды на сайте obrazovaka.ru или скачать презентацию на тему «Державин» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Презентация рекомендована для:
7 класса

Биография и творчество державина

Краткая биография Гаврилы Р. Державина (14 июля 1743 — 20 июля 1816).

Гавриил (Гаврила) Романович Державин — русский поэт, крупнейшая фигура русского классицизма, литературы эпохи Просвещения. Появился на свет 14 июля (3 июля по ст. ст.) 1743 г. в родовом имении в д. Кармачи Казанской губернии. Был сыном небогатого помещика и потомком рода, основателем которого, как утверждало семейное предание, был татарский мурза. Сами не имевшие образования, родители Державина заботились о том, чтобы их дети были воспитанными и образованными. В 1750 г. Гаврилу отправили в немецкий пансион, а с 1759 по 1762 г. он был учеником Казанской гимназии.

Девятнадцатилетним юношей Державин поступил на военную службу, служил в Преображенском полку солдатом лейб-гвардии; в составе этого воинского формирования принимал участие в государственном перевороте, в результате которого трон достался Екатерине П. В 1772 г. Державин получает офицерскую должность, но его военная карьера складывается таким образом, что ему приходится уйти в отставку и поступить на гражданскую службу.

В 1773 г. журнал «Старина и Новизна» публикует «Ироиду, или Письма Вивлиды к Кавну» — дебютное произведение Гавриила Державина, представлявшее собой перевод с немецкого отрывка из Овидия. Поначалу творя в русле традиций, заложенных Ломоносовым и Сумароковым, он в 1779 г. начинает идти по собственной литературной стезе, создавая произведения в стиле, который затем почитался как образец философской лирики.

Воспевавшая Екатерину II ода «Фелица», написанная в 1782 г., изменила дальнейшую биографию Державина, принеся ему известность — не только литературную, но и общественную. Благодаря этому он в 1784 г. попал на пожалованную императрицей должность наместника Олонецкой губернии, которую занимал всего до 1785 г. из-за конфликта с местными властями. Не сложились у него отношения и с тамбовскими чиновниками, когда в 1786 г. его назначили губернатором Тамбовской губернии, поэтому на посту Г.Р. Державин продержался до 1788 г., пока не был отозван императрицей в столицу. За недолгий срок губернаторства поэт проявил себя непримиримым противником различных злоупотреблений со стороны чиновников, немало сделал на стезе просвещения населения.

В 1789 г. Державин возвратился в столицу. В 1791-1793 гг. находился на должности кабинет-секретаря Екатерины II, после чего императрица за излишнее рвение лишила его поста. Привыкший говорить правду в лицо, слишком независимый и деятельный, Державин нажил себе немало недоброжелателей за время госслужбы. С 1793 г. он заседал в Сенате, с 1794 г. занимал должность президента Коммерц-коллегии, в 1802-1803 гг. — министра юстиции, после чего в 60-летнем возрасте ушел в отставку.

Уволившись с госслужбы Гавриил Романович живет не только в Санкт-Петербурге, но и в Новгородской губернии, где у него было имение Званка. Даже будучи чиновником, он не прекращал литературной деятельности, написал множество од, а после ухода в отставку получил возможность полностью на ней сосредоточиться. Ближе к концу творческого пути Гавриил Романович попробовал себя жанре драматургии, написав ряд трагедий. В 1808 г. был издан сборник его сочинений в четырех томах.

Петербургский дом Державина был местом встреч литераторов, в 1811 г. круг завсегдатаев стал официально зарегистрированным литературным обществом «Беседа любителей русского слова», главой которого был он сам и А.С. Шишков. Взгляды его на язык и литературу были достаточно консервативными, но это не мешало Державину с интересом и благосклонно относиться к новаторским явлениям в поэзии. Широко известен факт из биографии Пушкина, когда его заметил и «в гроб сходя, благословил» «старик Державин». Его творчество в русле классицизма стало той почвой, на которой взросла поэзия Пушкина, Батюшкова, поэтов-декабристов.

Умер Державин 20 (8 июля по ст. ст.) 1816 г. в своем имении. Его похоронили недалеко от Великого Новгорода, в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря. Место захоронения в годы Великой Отечественной войны превратилось в руины из-за артобстрелов. Лишь в 1959 г. останки Державина и его супруги перезахоронили в Новгородском детинце, однако в 1993 г. вернули на прежнее место, когда собор был отреставрирован.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Державин Гаврила Романович

Русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки. Религиозно-философские размышления («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774 &#151 94; «Бог», 1784; «Водопад», 1791 &#151 94); лирические стихи.

Биография

Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 &#151 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды».

В 1782 написал «Оду к Фелице», обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II &#151 назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 &#151 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог «ладить» с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 &#151 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 &#151 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 «избрал совсем другой путь». Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода «На смерть кн. Мещерского» (1799), ода «Бог» (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: «Я &#151 царь, я &#151 раб, я &#151 червь, я &#151 бог»; «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791 &#151 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения «К лире», «Похвала сельской жизни». Эстетические воззрения Державина выражены в трактате «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811 &#151 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: «Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна» и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество «Беседа любителей русского слова», в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и «заметил» юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Умер 8 июля (20 н.с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

Гавриил Романович Державин

Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи — времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: «И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!»

Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в «Оде к Фелице». Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными — растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами. Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества — простоту, милосердие, просвещенность, скромность — а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни. Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта — ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю. Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа».

Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».

Даже в оде «Бог», с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:

Точно также и в «Водопаде» автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что,с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: «. И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.»

Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют.

Здесь же, в «Водопаде», Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места — карельского водопада Кивач.

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. — дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика — жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение «Ласточка», посвященное памяти рано умершей первой жены:

Сама идея обращения к маленькой птичке для того, чтобы поделиться с ней своим горем, на два десятилетия раньше была абсолютно невозможна. Теперь же, во многом благодаря Державину, поэтическое мироощущение изменилось. Простые человеческие чувства требовали простых слов. Отсюда — интерес Державина к анакреонтической лирике, названной так по имени знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта, прославившегося своим радостным отношением к жизни, воспеванием любви, дружбы, веселья, вина.

В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным «К лире», поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в «Водопаде» поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: «. Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь.»

Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в «Приглашении к обеду»:

Иногда — радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении «Соловей во сне»:

Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме «Евгению». Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.

В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю. Тынянов):

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже — литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то

Умер Гаврила Романович, 8 (20) июля 1816, в своем любимом имении Званка, Новгородской области.

Биография Державина Гавриила Романовича

Державин родился 3 (14) июля 1743 в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Казанской губернии.

Учился в Казанской гимназии, и уже в это время начал писать стихи. Гимназию он не окончил, из-за произошедшей канцелярской ошибки Державин был призван на военную службу в Петербург на год раньше положенного срока . Его записали, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. Державину пришлось десять лет ждать офицерского чина, при этом, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме.

Вместе с полком участвовал в перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. В период военной службы, находясь в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, стал шулером, совершил ряд уголовных проступков.

Только что произведенный в офицеры, Державин в качестве члена секретной следственной комиссии принял деятельное участие в усмирении пугачевского бунта.

Позднее Державин был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян, и был вынужден в течение нескольких лет зарабатывать на жизнь карточной игрой, причем не всегда честной.

В жизни и творчестве Державина принципиальные перемены произошли в конце с70-х годов. В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем будет воспевать в своих стихах в течение многих лет под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта.

В 70-е годы Державин, несмотря на свой неуживчивый характер, понемногу начал продвигаться по служебной лестнице, постепенно занимая все более и более ответственные посты.

Так, он был олонецким и тамбовским губернатором, затем статс-секретарем Екатерины II и сенатором, государственным казначеем, наконец министром юстиции.

В поэзии с 1779 он избрал «свой особый путь». До 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода – торжественное поэтическое произведение, чья размеренная и звучная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, этот традиционный жанр сумел преобразовать и вдохнуть в него совершенно новую жизнь.

Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как Ода к Фелице, Ода на смерть князя Мещерского, Бог, Водопад были написаны непривычным для того времени удивительно звучным языком.

В последние десятилетия его жизни новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70–80-е годы, значительно усилились. Поэт отказался от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, любовью, дружбой, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII – начале XIX вв. – дружеские послания, любовная лирика, шуточные стихи – жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Это ничуть не смущает старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, так как именно таким образом он может в стихах выразить свою индивидуальность.

Удивляет тот факт, что несмотря на новаторский характер творчества Державина, его литературное окружение в конце жизни составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того изящного и легкого слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. Державин состоял с 1811 года в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литературный стиль.

Однако, Державину это не помешало понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал в Царскосельском лицее на экзамене.

Последние годы жизни прожил на полном покое, частью в Петербурге, частью в своей новгородской деревне Званка.

Державин умер 8 (20) июля 1816 в своем любимом имении Званка.

Гавриил Державин

русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель

Гаврила Романович Державин

Гавриил (Гаврила) Романович Державин родился (3) 14 июля 1743 года в Казанской губернии. Его родители были небогатыми дворянами. Семье приходилось часто переезжать в связи с переводами отца-военного по службе. В 1754 году, когда Гавриле было всего 11 лет, его отец умирает. В 1759 году Державин поступает в Казанскую гимназию, после окончания которой в 1762 году он становится солдатом лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1762 году молодой солдат участвует в дворцовом перевороте, в результате которого на престол всходит Екатерина II. В 1772 году Державин был произведён в офицеры. Именно к этому периоду относятся его первые выступления в печати. В 1773 году Державин участвовал в подавлении пугачёвского восстания, вскоре после которого был уволен на гражданскую службу в чине коллежского советника.

В 1777 году, используя покровительство князя Вяземского, Державин поступает на службу в Сенат. Через год он женится на Екатерине Яковлевне Бастидон.

В 1782 году Державин написал оду «Фелица», которая была посвящена императрице Екатерине II. Ода Екатерине понравилась. В награду поэту была передана золотая табакерка с бриллиантами, в которой лежали пятьсот червонцев, а вскоре пожалован чин губернатора сначала Олонецкой, а потом Тамбовской губернии.

В обоих случаях Державин очень рьяно принимался наводить на вверенных ему территориях порядок. Боролся с коррупцией и недисциплинированностью среди своих подчиненных. Разумеется, это приводило к постоянным конфликтам. Поэтому вскоре его переводят в столицу, где он занимает ещё более высокие должности.

Всё это время он продолжал писать свои возвышенные оды. После прихода к власти Александра I Державин был назначен министром юстиции. В 1803 году он уходит в отставку и занимается работой над собранием своих сочинений, первые четыре тома которого были изданы в 1808 году.

В 1815 году поэт присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, где юный Пушкин очень поразил его своим выступлением.

(8) 20 июля 1816 года Гаврила Романович Державин умер в своём новгородском имении Званка и был похоронен в Петербурге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: