Демон, анализ поэмы Лермонтова

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»

Демоны — это падшие ангелы, служащие Сатане и обладающие огромной силой, но они ограничены Богом в своих действиях. Так говорит Св.Писание: «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (От Марка 1:27). В Откровении 12:9 записан текст, наиболее отчетливо характеризующий демонов: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Падение сатаны с небес описано в книгах Исаии 14:12-15 и Иезекииля 28:12-15. В Откровении говорится, что сатана забрал с собой треть ангелов, когда согрешил. В Послании от Иуды 6 также упоминаются согрешившие ангелы. Поэтому, вероятно, что демоны — это ангелы, последовавшие за сатаной в грехе против Бога.
Теперь сатана и его демоны стремятся обмануть и уничтожить последователей Бога (1 Петра 5:8; 2 Коринфянам 11:14-15). В Библии демоны называются злыми, нечистыми духами (Матфея 10:1; Марка 1:27) и ангелами сатаны (Откровение 12:9). Сатана и его демоны вводят в заблуждение мир (2 Коринфянам 4:4), атакуют христиан (1 Петра 5:8; 2 Коринфянам 12:7) и воюют со святыми ангелами (Откровение 12:4-9). Демоны — духовные существа, но они могут обретать физические формы (2 Коринфянам 11:14-15). Демоны / падшие ангелы являются врагами Божьими, но врагами поверженными. Тот, Кто в нас, намного могущественнее того, который в мире (1 Иоанна 4:4).
Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» является падшим ангелом. Очевидно, что Лермонтов, каким-то образом изучал и впоследствии умело оперировал знаниями и фактами, изложенными в демонологии (спорная наука о демонах). Демон Лермонтова — образ собирательный.
Среди многочисленных, описанных в разной литературе демонов, наиболее характерные черты, схожие с Демоном Лермонтова имеют:

— Агиросион. Он отвечает за смерть детей от 13-ти до 20-ти лет, видит у них «признаки» будущего греховного поведения и лишает жизни, чтобы они попали на тот свет, не отягощенные большим количеством грехов.
— Азазель (Азаэль) — падший Херувим, вступавший в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.).
— Ами (Авнас). Появляется изначально в виде жаркого пламени, но через некоторое время принимает форму человека. Его полномочия — наделять чудесным знанием.
— Абигор (Элигос) — великий Герцог, который появляется в образе прекрасного рыцаря, открывает тайные вещи и знает о делах будущего. Он вызывает любовь Властителей и великих персон.
— Араквиэль (Арасиэль, Аркиэль,Аркас, Сараквуаэль) Один из предводителей падших ангелов, которые сожительствовали с «дочерьми человеческими». Согласно некоторым источникам, Араквиель — один из 5 ангелов, которые поведут человеческие души на Страшный Суд. Его имя приблизительно означает «осуществляющий господство над землей».
— Асмодей (Асмодеус, Ашмедай, Сидонай). Демон вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Персам он был известен по меньшей мере три тысячи лет назад как Айшма-дэв, один из духов, составляющих верховную триаду Зла.

Что же за образ создал М.Ю.Лермонтов в своей поэме?
Михаил Юрьевич работал над «Демоном» практически всю свою недолгую творческую жизнь, с 1829 г. по 1841г., имеется пять редакций этого произведения, читая которые интересно наблюдать творческое взросление самого поэта.
Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой — фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Под пеленой фантастики сюжета скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.
Демон притягивает, завораживает и возбуждает фантазию своей мощью, силой, планетарным масштабом образа, поражает трагичной глубиной.
Сущность внеземного происхождения соседствует в нем с приземленными, понятными человеку противоречиями:

С одной стороны:
— гордое утверждение личности, противопоставленное не гуманному миропорядку;
— бунтарь, романтик, индивидуалист и революционер, стремящийся к бесконечному расширению границ познания. В Священном Писании, в книге Екклесиаста мысль о познании мира звучит так: «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [Еккл.1, 18]);
— пламенный борец за справедливость.

«…гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенья бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего».

С другой стороны:
— изгнанник, несущий страшное наказание (Бог-тиран страшным проклятием испепелил и опустошил его душу, сделав ее холодной и мертвой). ОН возложил на Демона ответственность за все зло мира, его прикосновение смертельно для всего живого;
— одинокое бессмертное существо, чьей жизни нет конца.

«Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет…»

«… прежними друзьями
Я был отвергнут; как эдем,
Мир для меня стал глух и нем».

И все-таки, Демон поражает читателя ощущением огромной силы и правоты, невероятным пафосом образа и деятельного начала. Его страсть губительна, но устоять перед ней невозможно. Безлюбовность мира породила в Демоне ненависть и отрицание, следовательно главная определяющая стихия его — любовь. Ненависть Демона — это оскорбленная любовь равнодушного мира.
Пожалуй, лучше Белинского сказать невозможно: «отрицает для утверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не в действительности истины как истины, красоты как красоты, блага как блага, но как этой истины, этой красоты, этого блага… он тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины. И, пока эта новая истина для вас только призрак, мечта, предположение, догадка, предчувствие, пока не сознали вы её, не овладели ею, — вы добыча этого демона и должны узнать все муки неудовлетворенного стремления, всю пытку сомнения, все страдания безотрадного существования».

Поэма «Демон» имела многочисленные авторские варианты.
Первая редакция, как и две последующих, не сильно отличаются друг от друга, сюжет несколько сумбурен, герои не в полной мере выразительны, слог и даже рифмы не совершенны (что вполне простительно для пятнадцатилетнего юноши). Действие происходит в неопределенном месте, Демон влюбляется в безымянную монахиню, ревнует ее к ангелу, очаровывает и отправляет ее душу в ад.
В четвертой и пятой редакциях все несколько иначе. Образы героев поэмы «весомы, грубы, зримы», музыкальность стихотворных строк завораживает и погружает в астрал (параллельный, тонкий мир). Объект страсти Демона не абстрактная монахиня, а конкретная княжна Тамара. Полагаю, что имя выбрано не случайно, ибо на рубеже 12-13 вв. в Грузии действительно правила такая царица, сравнить по значимости которую можно, пожалуй, с Екатериной II или английской Елизаветой I. Благодаря проведенным Царицей Тамарой реформам 13 век в истории Грузии считается «золотым веком» .Тамара дважды выходила замуж (первый супруг был из русских князей, брак был расторгнут вследствие творившихся князем бесчинств), была необычайно красива, умна, религиозна и трудолюбива. В ее правление было создано множество памятников искусства и словесности (поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре).
После смерти Грузинская церковь причислила Царицу Тамару к святым, грузины-горцы считают ее святой-целительницей всех недугов, предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

М.Ю.Лермонтов, вложивший всего себя, всю силу и страсть своей души в Демона, создал новый символический образ на все времена, образ разрушителя и созидателя, особенно востребованный в революционные периоды истории.
Спустя несколько десятилетий образ Демона был визуализирован Врубелем, которому в уникальной технике живописи удалось с фантастической точностью донести до зрителя всю мощь и трагизм, революционность и романтизм образа, созданного гением Лермонтова.

То не был ангел-небожитель.
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик — о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!

Революционное, бунтарское начало Демона вдохновили многих новаторов русского искусства Серебряного Века. Не на крыльях ли Демона Горьковский буревестник «.. реет гордо и свободно над седой равниной моря…» в ожидании скорой бури.
Демон покровительствует индивидуалистическому творческому началу Серебряного Века: литераторам (Хлебников, Блок, Маяковский, Булгаков и др.), художникам (Врубель, Кандинский, Малевич и др.), композиторам (Рахманинов, Прокофьев, Стравинский и др.).
Рождаются новые формы, новые направления, новые идеи, новые средства выражения в искусстве. Идеи революционной романтики охватывают и всю общественно-политическую жизнь российского общества.
А если дать волю полету безудержной фантазии и предположить, что Демон, бросив Кавказ, направил свой полет на север, где узрел другую прекрасную деву по имени Российская Империя, очаровал и поцеловал ее, ввергнув в адскую пучину революций и хаоса?! (развитие событий согласно первой редакция поэмы).
Поцеловав Деву-Россию в 1991 г. Демон отдал ее на растерзание демону Мамону — демону скупости и богатства (согласно второй редакции поэмы отправив поцелованную возлюбленную в преисподнюю).
Третья редакция поэмы тоже не обещает возлюбленной Демона райских кущ…

Демон, анализ поэмы Лермонтова

Лермонтов писал поэму «Демон» с пятнадцатилетнего возраста, постоянно возвращаясь к ней на протяжении десяти лет. Он менял сюжет, добавляя новых персонажей, детали, обстановку, но образ главного героя оставался неизменным.

Используя в Демоне легенду о злом духе, который был свергнут с неба за то, что взбунтовался против божественной власти и кавказский фольклор о поглотившим девушку-грузинку горном духе Лермонтов придал своей поэме иносказательный характер. Однако, несмотря на фантастический сюжет в поэме заложен глубокий философский смысл. В Демоне с большой глубиной и силой выражен протест против подавляющих личность человека условий.

Писатель рассказывал, что самым сильным тираном мира является Бог, а Демон тут делает все, чтобы навредить всем, поэтому ходит во врагах Бога. Вкладывая свой смысл в понятие добра и зла, Лермонтов противопоставляет свое видение настоящей христианской морали, в которой покорность Богу означает добро, а неповиновение ему — зло.

Для Лермонтова добро — это борьба, а зло – это покорность и смирение. Однако, все это совершенно не значит, что поэт отрицает добро, он просто может красиво вместить в даннои понятии свой смысл.

Присутствие Бога в поэме незримо, хотя он и является действующим лицом. Автора каждый раз посещают воспоминания, как и его персонажей, которые говорят о нем, обвиняя во всех грехах, свершающихся на земле, так как он является творцом преступников.

Азраил, наказанный за мгновенный ропот изгнанник. Он, как и Демон сильный, но побежденный. Демон, же в отличие от него имеет вину страшнее. Он проклят Богом, который сделал его душу мертвой и холодной. Выгнав его из рая, Бог возложил на него еще и ответственность за все зло на земле. По воле Бога он стал орудием зла и печатью роковой жжет все, к чему прикасается. В этом заключается страшная трагедия Лермонтовского героя.

Любовь, для Демона стала точкой его возрождения. Тамара словно живой водой напоила его жаждущую пустыню души. И он вновь постиг святыню любви, добра и красоты.

В его воскресшей душе вновь проснулись забытые мечты и чувства. Душа Демона откликнулась на возрождение жаждой жизни, жаждой общения с родственной душой сама, испытывая при этом огромные человеческие чувства. Любовь к прекрасной Тамаре возродила в нем любовь ко всему живому, позволила ему восхищаться красотой окружающего мира, он ощутил потребность нести добро – все те чувства, которых лишил его Бог, когда проклинал его.

Что же привлекало мятежного Демона в Тамаре? То, что она была очень красива, было бы мало для любви, ведь он повидал немало красавиц, но ни одна не зацепила его душу. В ней он нашел родного человека, который может понять его. Бунтарская мысль ее о судьбе рабыни, был своего рода протест, который он ощутил и познал сполна. Полная гордыни ее душа, как будто специально ждала демонскую печать.

Поэма Демон несет в себе большой социальный смысл. Автор наделил своего героя чертами живых людей, своих современников. В 30-х годах 19 столетия бунтарские настроения передовой молодежи искали выход, они безжалостно подвергали критике самодержавную действительность.

«Демон», анализ поэмы Лермонтова

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.

Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» не стала исключением. За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. Образ Демона, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. Над поэмой Михаил Юрьевич работал 12 лет.

В начале работы поэт сочувствовал своему герою. Стремление Демона быть безграничным в чувствах и действиях, вызов обыденности существования, дерзость бунта против божественных установок были притягательны для юного Лермонтова. Демон — необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве. Когда-то он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья», но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».

Пролетая над долинами роскошной Грузии, он видит, как танцует молодая княжна Тамара. В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты». Но его любовь не нужна Тамаре, ведь она ждет своего жениха — отважного князя Синодала.

Все герои поэмы, кроме Демона, замкнуты в пространстве своей судьбы. Трагические обстоятельства управляют ими, и сопротивление им бесполезно. Отважный князь спешит на брачный пир и минует часовню, где всегда приносил «усердную молитву». Как только «презрел удалой жених обычай предков своих», как только он перешел границу предписанного, смерть от «злой пули осетина» настигла его. Может быть, это месть Демона?

Создавая свою поэму, Лермонтов вспомнил услышанную им на Кавказе старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку. Когда дух Гуда узнал, что Нино любит земного юношу, не в силах терпеть муки ревности, накануне свадьбы он засыпает саклю влюбленных огромной снежной лавиной. Но Лермонтова не устраивает принцип: «Так не доставайся же ты никому!» Его Демон действительно ради любви готов преобразиться: он лишен энергии зла и жажды мести, и в нем нет ревности.

Любовь к Тамаре для Демона — попытка освобождения от холодного презренья к миру, на которое обрек его бунт против Бога. «Зло наскучило ему» оттого, что он не встречает ему сопротивленья в людях, которые охотно используют подсказки Дьявола. Демон «сеял зло без наслажденья», он лишен тщеславного удовлетворения от своей власти над ничтожными людьми.

Когда Тамара горюет о погибшем женихе, Демон

. К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью . на нее смотрел.

В этот момент он не был ни ангелом-хранителем, ни «ада духом ужасным». Когда Тамара решает сузить свою жизнь до мрачной кельи монастыря, Демон хочет вернуть ей всю широту свободы и подарить пространство вечности. Он обещает Тамаре рай всезнанья, рай свободы:

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня.

Но цена такой свободы слишком высока — отказ от всего ничтожного земного, то есть смерть. Поэтому Тамара и хочет спастись от «неотразимой мечты» лукавого духа. На помощь ей приходит Ангел, не верящий в преображение Демона, поэтому он возвращает его к прежней роли злодея. Таким образом, у Неба не хватило веры в добро, сознания его силы в душе Тамары и возможности его в Демоне. Тамара же оказалась способна не только полюбить Демона, но и позаботиться о спасении своей души. После ее смерти «грешная душа» Тамары омыта слезами Ангела, ведь она «ценой жестокой искупила» возможность того, чтобы рай ей все-таки открылся.

Смерть Тамары — победа любви к Демону, но сам он не спасен этой победой, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Увидев, как душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения на груди Ангела, Демон окончательно побежден:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои.

Причину поражения Демона Лермонтов увидел в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта.

Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, — вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения».

Сакля — хижина, жилище кавказских горцев.

Анализ поэмы «Демон» — не единственное сочинение, связанное с Лермонтовым:

Вершина романтического творчества Лермонтова – поэмы «Демон» и «Мцыри»

Над «Демоном» поэт работал около десяти лет, (первая редакция написана в 1829 году, седьмая в 1839 году). Бунт поверженного ангела против Бога, трагедия гордого одиночества, попытка возродиться через любовь,- все это было близким Лермонтову. Неслучайно в богоборческих монологах Демона (из-за которых поэму не удавалось напечатать до 1858 года) слышится и авторский голос. Лермонтов соединил в поэме все философские вопросы, которые его волновали: право человека на познание и на бунт против мирового порядка во всех его проявлениях; и моральная цена, что человек должна или не должен платить за свою волю.

Трагический конфликт, положенный в основу поэмы, не может, быть решенный как простая арифметическая задача — указанием на то, какие герои положительные, а какие отрицательные и как себя следовало бы вести себя отрицательному герою, чтобы стать положительным. Лермонтовский Демон, этот грандиозный образ Ума, Воли и Зла, привлекательный и страшный одновременно. Лермонтов был убежден, что добро и зло — два начала, которые рождаются с одного корня, что очень часто злом оборачивается возможное, но нереализованное добро. Поэма Лермонтова вдохновила М. А. Врубеля, художник создал серию всемирно известных иллюстраций. А. Г. Рубинштейн написал одноименную оперу.

Герой поэмы «Мцыри», в отличие от Демона, является антиподом байронического героя. Это «естественный человек», которым руководит не протест против законов общества, а урожденная любовь к воле, стремлению, к деятельной, полноценной жизни. Родина, куда Мцыри убегает из монастыря, является идеальным воплощением воли и детских воспоминаний о семейной любви. Попытка найти идеал и для Демона, и для Мцыри заканчивается трагически. Концовка «Мцыри» будто бы контрастная концовке «Демона»: Демон остается жить с проклятием на устах, Мцыри умирает, никого не проклиная. Однако именно этим финалом подчеркивается заложенное в обеих поэмах возражение.

Художественный опыт Лермонтова — лирика, автора поэм, драматурга и прозаика, сконцентрировался в романе «Герой нашего времени» (1838-1840), которому предназначено было стать последним большим произведением писателя. В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошла стычка с сыном французского посланца Эрнестом де Варантом. Поводом стало светское соперничество из-за княгини М. А. Щербатовой, которая отдала предпочтение Лермонтову (ей посвящены стихи «На светские цепи. », «Молитва» («В минуту жизни трудную. »)). Ссора вышла за рамки личного: поэт защищал не только свою честь, но и национальное достоинство (вероятно, здесь сыграла роль и аналогия с последней дуэлью Пушкина: Лермонтов переносил на своего соперника чувства, которые он и вся интеллигентная Россия ощущала к другому французу — Дантесу).

Дуэль закончилась примирением, после того как Варант ошибся, а его соперник выстрелил в воздух. Однако Лермонтов был арестован и отдан военному суду (дуэли в России были запрещены). Арестанта посещали друзья и литературные знакомые, в том числе В. Г. Белинский, который долго находился под впечатлением личности Лермонтова. В письме Боткину от 16-21 апреля 1840 года Белинский писал:

«Глубокий и могущественный дух! Как он правильно смотрит на искусство, какое глубокое и чистое непосредственное ощущения утонченного! . Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его умном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей глубокой веры в достоинство того и другого. Я это сказал ему — он улыбнулся и сказал: Дай Бог!».

В апреле 1840 года Лермонтова перевели в Тенгинский пехотный полк, в действующую армию на Кавказ. В начале мая Лермонтов выехал из Петербурга. В Москве он был на именинном обеде Н. В. Гоголя. В июне прибыл в Ставрополь, а в июле уже принимал участие в постоянных стычках с горцами. Ему поручили команду разведчиков-кавалеристов, которая выполняла особо опасные задачи. Очевидцы сообщали о бесшабашной храбрости Лермонтова, которая приводила в удивление даже кавказских ветеранов. Однако Лермонтов не любил войны и нередко сочувствовал горцам. Он посвятил бою при реке Валерик, в котором погибло около 900 человек, один из ярчайших в русской поэзии антивоенных стихов:

  • Я думал: жалкий человек,
  • Чего он хочет. Небо ясно,
  • Под небом места много всем,
  • Но беспрестанно и напрасно
  • Один враждует он — зачем?
  • («Валерик»).

«Валерик» в переводе с чеченского значит «мертвая вода» или «река смерти». Для Лермонтова мертвая не только река, запруженная телами убитых, с красной от крови водой. Смертоносной, а потому и мертвой является идея, ради которой люди убивают друг друга. Участников кровавой резни зверская стычка наводит на раздумья о бестолковости вражды. Самым страшным опытом боя оказывается лицо смерти, увиденное вблизи:

  • . и ем едва ли
  • Вблизи когда-нибудь,
  • Как умирают,
  • Дай вам Бог
  • И не видать.

В начале февраля 1841 года, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приехал в Петербург. Его представили к награде за храбрость, но Николай І отклонил представление. Он ненавидел Лермонтова за смелость и оригинальность. Прочитав «Героя нашего времени», царь нашел роман «отвратительным». «Такие романы портят характер,- писал он царице, которой книга очень понравилась.- Это жалкая книга, которая показывает большую испорченность автора».

Поэт провел в столице три месяца, окруженный общим вниманием. Он был полный творческих планов, рассчитывал получить отставку и полностью посвятить себя литературе. Однако в начале апреля Лермонтову приказали на протяжении 48 часов оставить Петербург и отправиться на Кавказ, и уже 12 апреля петербургские литераторы и друзья проводили поэта. В мае он прибыл в Пятигорск и получил разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Однако предписания из Петербурга категорически требовали, чтобы Лермонтов отбыл в полк.

В Пятигорске Лермонтов встретил своих бывших знакомых, в том числе товарища по Школе юнкеров Н. С. Мартынова — человека неразумного и болезненно самовлюбленного. На одному из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных Лермонтов начал шутить над Мартыновым, вспыхнула ссора, которая закончилась вызовом на дуэль. Последняя состоялась 15 июля между 6 и 7 часами вечера. Дуэлянты встретились возле подножия горы Машук, вблизи Пятигорска. Лермонтов не выстрелил (наверное, он собирался стрелять в воздух, а это не разрешалось делать тому, кто стреляет первым). Мартынов подошел к барьеру и убил Лермонтова выстрелом практически вплотную. Почти в то же мгновение над Пятигорском взорвалась ужасная гроза, из-за которой секунданты не сразу смогли отвезти тело убитого. Узнав о гибели Лермонтова, Николай І не смог скрыть своего удовлетворения, выразив его словами: «Собаке — собачья смерть». Общество, пораженное очередной «смертью поэта», восприняло ее как непоправимую потерю для русской литературы. Лермонтов погиб, не дожив трех месяцев до своего двадцатисемилетия, но созданная им поэтическая вселенная уникальная, безграничная и бессмертная:

  • Мой дом везде, где есть небесный свод,
  • Где только слышны звуки песен,
  • Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
  • Но для поэта он не тесен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: