Деградация души человека в рассказе А

Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ «Ионыч».
В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение человека.
Перед нами проходит практически вся сознательная жизнь врача Дмитрия Ионыча Старцева, от его приезда в губернский город С. до «воцарения» в нем. В начале рассказа мы видим совсем еще молодого человека, полного надежд и мечтаний. Он грезит о счастливом личном будущем, о плодотворной профессиональной деятельности, об интересной и содержательной жизни. И поначалу начинает действовать, осуществляя свои мечты. Так, не успев приехать в С., Старцев тут же знакомится с «самой интересной» семьей в городе – Туркиными.
Прочитав описание этих людей, мы понимаем, что это «интересное семейство» — самые заурядные люди, обыватели, мнящие себя интеллигентами. Но понимает ли это «умный и тонкий» Старцев? Слушая очередной графоманский роман Веры Иосифовны о благородной деятельности на благо простого народа, герой понимает, что она «читала о том, чего никогда не бывает в жизни». Но все же «слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать».
Уже в этот период своей жизни Дмитрий Ионыч начинает поддаваться «соблазну обывательства» — как хорошо никуда не стремиться, ничего не делать, ни о чем не думать, а лишь покоиться в тепле и уюте…
Чехов не спешит обвинять своего героя. Он показывает, что Старцеву, всю зиму проведшему в деревне, лечившему мужиков и ничего не видевшему, кроме этого, было ново и интересно общаться с благородными людьми, побыть в теплой семейной обстановке. Разве можно молодого человека винить за это?
Но постепенно герой все чаще и чаще начинает выбирать покой, а не развитие души. Даже в любовных делах он ставит на первое место собственное умиротворенное состояние. Думая, что влюблен в Котика, даже отправившись на свидание к ней (на кладбище!), Старцев остается в «русле» обыденной жизни. Этот герой не мучается бессонницей от любви, не ищет каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Нет! Все у него происходит как-то «серо и буднично». Не дождавшись Котика, Старцев садится в коляску с мыслями «Ох, не надо бы полнеть!», а на следующий день едет делать Екатерине Ивановне предложение.
Хотя в этот период жизни душа Дмитрия Ионыча еще не угасла. На кладбище, где он был один на один с вечностью, ему приходят в голову мысли о кратковременности жизни и необходимости прожить ее интересно и содержательно. Герой понял, что он жаждет любви: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…»
Однако что этот человек сделал, чтобы осуществить свое желание? Даже сидя в ожидании своей любимой, герой думает о приданом. В голове у него рисуется идеал семейной жизни. И мы видим, что этот идеал отнюдь не выходит за рамки самых ограниченных представлений: «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку. » Как сказали бы писатели начала 20 века, самые типичные мещанские мечты…
Котик отказала герою – у нее были грандиозные планы на будущее. После этого отказа Старцев испытывал неприятные эмоции – оскорбленное самолюбие не давало ему покоя, …но и не более. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спад, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».
Далее, начиная с четвертой главки, мы наблюдаем очень быструю деградацию героя. Видимо, никаких событий, способных взволновать его душу, больше не происходило. А вернее, мне кажется, герой решил не «подпускать» их к себе. Зачем? Это лишняя душевная боль и бессонница. Гораздо проще жить так, как все, – думая лишь о своем желудке и кошельке.
Так Старцев и существует, постепенно превращаясь в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».
Важно, что часть вины за деградацию Дмитрия Ионыча Чехов возлагает на его окружение. С жителями города С. безболезненно можно было либо играть в карты, либо говорить об урожае, либо пить. Других тем для разговоров, иных жизненных интересов у этих людей не было: «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…»
И даже второе появление Котика не смогло изменить направления жизни Ионыча: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне – это были бы «лишние хлопоты».
Финал рассказа подводит итог существованию героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне жизнь Ионыча богата – у него огромная практика, множество знакомых, большое количество денег. Однако внутренне этот человек мертв. «Футляр», который он надел на себя, полностью поглотил этого человека, превратив его в ходячую мумию.
Название рассказа полностью отражает степень деградации героя – из молодого перспективного врача Дмитрия Ионовича Старцева он превратился в обычного стяжателя Ионыча, потеряв при этом уважение не только окружающих людей, но и свое собственное. А что может быть страшнее этого?

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Ионыч / Деградация души человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Смотрите также по произведению «Ионыч»:

«Деградация души человека в рассказе «Ионыч»»

Одной из основных тем творчества является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ «Ионыч».

В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение человека.

Перед нами проходит практически вся сознательная жизнь врача Дмитрия Ионыча Старцева, от его приезда в губернский город С. до «воцарения» в нем. В начале рассказа мы видим совсем еще молодого человека, полного надежд и мечтаний. Он грезит о счастливом личном будущем, о плодотворной профессиональной деятельности, об интересной и содержательной жизни. И поначалу начинает действовать, осуществляя свои мечты. Так, не успев приехать в С., Старцев тут же знакомится с «самой интересной» семьей в городе — Туркиными.

Прочитав описание этих людей, мы понимаем, что это «интересное семейство» — самые заурядные люди, обыватели, мнящие себя интеллигентами. Но понимает ли это «умный и тонкий» Старцев? Слушая очередной графоманский роман Веры Иосифовны о благородной деятельности на благо простого народа, герой понимает, что она «читала о том, чего никогда не бывает в жизни». Но все же «слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать».

Уже в этот период своей жизни Дмитрий Ионыч начинает поддаваться «соблазну обывательства» — как хорошо никуда не стремиться, ничего не делать, ни о чем не думать, а лишь покоиться в тепле и уюте…

Чехов не спешит обвинять своего героя. Он показывает, что Старцеву, всю зиму проведшему в деревне, лечившему мужиков и ничего не видевшему, кроме этого, было ново и интересно общаться с благородными людьми, побыть в теплой семейной обстановке. Разве можно молодого человека винить за это?

Но постепенно герой все чаще и чаще начинает выбирать покой, а не развитие души. Даже в любовных делах он ставит на первое место собственное умиротворенное состояние. Думая, что влюблен в Котика, даже отправившись на свидание к ней (на кладбище!), Старцев остается в «русле» обыденной жизни. Этот герой не мучается бессонницей от любви, не ищет каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Нет! Все у него происходит как-то «серо и буднично». Не дождавшись Котика, Старцев садится в коляску с мыслями «Ох, не надо бы полнеть!», а на следующий день едет делать Екатерине Ивановне предложение.

Хотя в этот период жизни душа Дмитрия Ионыча еще не угасла. На кладбище, где он был один на один с вечностью, ему приходят в голову мысли о кратковременности жизни и необходимости прожить ее интересно и содержательно. Герой понял, что он жаждет любви: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…»

Однако что этот человек сделал, чтобы осуществить свое желание? Даже сидя в ожидании своей любимой, герой думает о приданом. В голове у него рисуется идеал семейной жизни. И мы видим, что этот идеал отнюдь не выходит за рамки самых ограниченных представлений: «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…» Как сказали бы писатели начала 20 века, самые типичные мещанские мечты…

Котик отказала герою — у нее были грандиозные планы на будущее. После этого отказа Старцев испытывал неприятные эмоции — оскорбленное самолюбие не давало ему покоя, …но и не более. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спад, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Далее, начиная с четвертой главки, мы наблюдаем очень быструю деградацию героя. Видимо, никаких событий, способных взволновать его душу, больше не происходило. А вернее, мне кажется, герой решил не «подпускать» их к себе. Зачем? Это лишняя душевная боль и бессонница. Гораздо проще жить так, как все, — думая лишь о своем желудке и кошельке.

Так Старцев и существует, постепенно превращаясь в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».

Важно, что часть вины за деградацию Дмитрия Ионыча Чехов возлагает на его окружение. С жителями города С. безболезненно можно было либо играть в карты, либо говорить об урожае, либо пить. Других тем для разговоров, иных жизненных интересов у этих людей не было: «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…»

И даже второе появление Котика не смогло изменить направления жизни Ионыча: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне — это были бы «лишние хлопоты».

Финал рассказа подводит итог существованию героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне жизнь Ионыча богата — у него огромная практика, множество знакомых, большое количество денег. Однако внутренне этот человек мертв. «Футляр», который он надел на себя, полностью поглотил этого человека, превратив его в ходячую мумию.

Название рассказа полностью отражает степень деградации героя — из молодого перспективного врача Дмитрия Ионовича Старцева он превратился в обычного стяжателя Ионыча, потеряв при этом уважение не только окружающих людей, но и свое собственное. А что может быть страшнее этого?

Сочинение на тему: Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками.

Рассказ «Ионыч», как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности. В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя. В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества.

Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека. Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно. Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения.

По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания.

Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой. Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну. Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки. », — размышляет он.

И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился. Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя. ». И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей», он имеет целью лишь одно — «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой» и периодически отвозить их в банк.

Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходно Точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства.

Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость. В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного.

«Кажется, что едет не человек, а языческий бог», — говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации. А. П. Чехов — прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей.

Писатель рассказывает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, показывая их обыденные проблемы, скучное существование. Антон Павлович в своих трилогиях и пьесах высмеивает пошлость людей и мещанство как социальную болезнь.

В рассказе «Ионыч» автор показывает нам деятельного человека, доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, с его привыканием к рутинной повседневной жизни, он деградирует как личность. Сначала Старцеву нравилось ходить в дом Туркиных, самой образованной семье города, где и Вера Иосифовна рассказывает «о том, что никогда не бывает в жизни», и Котик с «талантом» пианистки, и Иван Петрович с его «негосударственно» и, здравствуйте пожалуйста», — все это привлекло и нравилось Старцеву поначалу. Спустя какое-то время он влюбляется в Котика, но получает отказ. Старцев быстро успокоился и именно тогда встал на путь полного духовного падения. У него появляются мысли о большом приданом, и мысли вроде: «А к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам.

» Вобщем Старцев все больше и больше погружался в пошлую, однообразную жизнь губернского городка. Чтобы ярче показать падение героя, Чехов изображает Старцева через четыре года, акцентируя внимание на внешности: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». К тому времени героя уже не интересовали окружающие, он снисходил до них только для того, чтобы поиграть в карты.

Его любимым занятием стало перебирание денег, полученных за день. Даже в городе заметили, что Старцев изменился не в лучшую сторону. Можно сделать вывод, что существование в такой теплой среде может затянуть любого умного, деятельного человека, сделать из него обыкновенное, духовно опустошенное существо, а именно таким стал герой рассказа «Ионыч».

Другое, не менее привлекательное и правдивое произведение — «Вишневый сад». В котором автор показывает обывательскую жизнь людей. В пьесе сочетаются хороший юмор и трагедия. Чехов говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая бросается деньгами, и ее брата Гаева, который все свое состояние проел на леденцах. Но, вообще, Чехов большое внимание уделяет в пьесе времени, оно является центральной в комедии.

Самое интересное, что автор как бы делит героев на живущих только прошлым, настоящим и будущим. Писатель также показывает и мелочные интересы героев.

Раневская, Гаев, Фирс — все они живут воспоминаниями о былых временах, о том, как было хорошо им тогда. Привыкшие к ничегонеделанью, они даже не могут принять правильное предложение Лопахина, касающееся их имения, а именно от них зависит дальнейшая судьба вишневого сада.

В этой пьесе Чехов также очень ярко показывает деградацию отдельных героев, говоря о том, что прошел их век и наступило время для нового поколения, с прогрессивными мыслями, умных и деятельных людей. Особенностью А.

П. Чехова является то, что он один из немногих умел так точно, ярко изобразить повседневное существование людей своей современности. За свою жизнь писатель написал множество прекрасных произведений, которые внесли огромный вклад в русскую литературу.

Драма крушения человеческой личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Школьное сочинение

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу «среда заела». Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе «Ионыч» как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — «обретение»: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: «. Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости». В это время герой знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в «футляр», отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое «он втянулся незаметно, мало-помалу», становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а «выезжает» уже «не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами».

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: «Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!»

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание «дьячковского сына» обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ «Ионыч» — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было «светлый огонек» и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как «среда заела человека», но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе «Ионыч» звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: