Деепричастный оборот, примеры предложений

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.

Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

  • Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
  • В избушке, распевая, дева прядёт.
  • Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
  • Гусь, увидя детей, улетел.
  • Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений

cleverinvestor.ru

Яндекс тИЦ n/a
Google PageRank n/a
Дата первой регистрации 27.05.2013
Дата регистрации 27.06.2018
Дата выставления на продажу 30.10.2019

Продажа

Компания REG.RU выступает Гарантом корректности сделки и обеспечивает правомерность передачи доменного имени Покупателю с соблюдением всех правил и регламентов. После совершения сделки по покупке домена Покупатель становится полноправным владельцем домена, а Продавец получает средства от продажи.

Телефон в Москве

Бесплатный звонок по России

Выделите и нажмите Ctrl+Enter

  • Принимаем к оплате
  • Все способы оплаты

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании
материалов сайта письменное согласие обязательно. Торговые марки, логотипы и марки услуг, размещенные на данном сайте,
являются собственностью ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» или третьих лиц.

Сопоставление стихотворения «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака

Ни одно время года не вызывало у русских поэтов такого очарования, как осень. Потому-то они и посвящали свои лирические произведения этой прекрасной поре.

Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. У Пушкина же и Пастернака само увядание природы изображается как могучее проявление жизни. В этом плане очень показательны такие стихотворения, как «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака. Оба произведения проникнуты чувством искренней и открытой любви к осеннему времени года. Видимо, ни Пастернак, ни Пушкин не любят времена года, кажущиеся им однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимой осени, наполнена восхищением.

«Осень» А.С.Пушкина – самое значительное стихотворение, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы. Оно разбито на фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени:

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей.

«Октябрь уж наступил…» — это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определенную пору осени – октябрь.

Второй, третий и четвертый фрагменты повествуют об остальных временах года: весне, зиме и лете. Описание лета и весны, не так любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но, в то же время, у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы. Это достигается благодаря употреблению небольшого количества существительных, уточняющих слов и оборотов (причастных, деепричастных, прилагательных). А если уточнения и используются, то они точно передают настроение и отношение поэта к описываемому.

Вот описание лета:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Получается, что всего четырьмя существительными словам («зной», «пыль», «комары», «мухи») Пушкин создает не только картину лета, но и передает свое отвращение к нему. Эпитет «красное» имеет здесь, по-моему, иронический смысл. К зиме же Пушкин относится лучше, чем к лету и весне, но явное предпочтение отдается все же осенней поре. Эта пора года – кульминация красоты. В этом, на мой взгляд, Пастернак с Пушкиным солидарны.

Несмотря на то, что объем стихотворения «Бабье лето» , как у произвдения Пушкина, золотая осень у него описана великолепно:

Лист смородины груб и матерчат.

… сгоревший на солнце орешник

Словно жаром костра опален.

Поэты создают замечательные картины, прибегая к цветовым краскам. Например, красный цвет ассоциируется у них с огненным: «огонь опять горит», «орешник, словно жаром костра опален», «все пред тобой сожжено». Удивительно и то, что оба певца природы обращаются к образам рощи и дороги. У Пушкина:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает…

А вот у Пастернака:

Здесь дорога спускается в балку.

… как в воду опущена роща.

Пользуются они и такими приемами, как переплетение описания природного великолепия с бытовыми картинами и деталями:

Лист смородины груб и матерчат.

В доме хохот и стекла звенят.

В нем шинкуют, и квасят, и перчат,

И гвоздики кладут в маринад.

Каков же быт в пушкинском стихотворении? В «Осени» бытовые зарисовки более относятся к самому поэту, нежели к другим:

Чредой слетает сон, чредой находит голод.

Я снова жизни полн – таков мой организм.

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Осень пробуждает в Пушкине поэта, поднимает его над миром на волнах вдохновения и дает ему радость плавания в любую сторону, в какую поэтическая душа пожелает:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем…

Поэт остро чувствует, что все на земле подвержено исчезновению. Но именно потому, что ничего здесь нам не дано удержать, и возникает в душе иная любовь к этой жизни, любовь-умиление, бескорыстная любовь к красоте.

Таким образом, мы видим, что стихотворения Пушкина и Пастернака, отличающиеся в основном объемом и строфикой (октава у Пушкина и катрен у Пастернака), воспевают прекрасное время года, называемое осенью, и видят в нем огромный источник жизненной силы. Эти произведения необыкновенно точны в изображении подлинной красоты и прелести скромной осенней природы.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Сопоставление стихотворения «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

15 причастных оборотов в произведениях пушкина

Педагогической практики. Специальность Преподавание в начальных классах. Субуханкулова Константина Олеговича. Место прохождения практики: Муниципальное общеобразовательное учреждение.

Продать в москве ноутбук Acer Aspire 7540

Продажа ноутбука Acer Aspire GG32Mibk осуществлялась по низкой цене за наличный расчет или в кредит, была возможна оплата картой. ID: Последняя цена: руб. Подобрать аналог. Нет в наличии более 30 дней.

Продать разбитый ноутбук MSI GX633

Соки и йогурты Соковыжималки Йогуртницы. Кухонные товары Кухонные весы Фильтры для воды Кухонные принадлежности. Кухонные грили Аэрогрили Электрические грили Электрошашлычницы. Оборудование для производства домашнего алкоголя Самогонные аппараты. Варочные поверхности.

Быстрая скупка ноутбука DELL Adamo XPS

Сногсшибательный дизайн, невероятно удобное и продуманное расположение нижней панели относительно стола для улучшенного охлаждения уже привлекают внимание. Шикарные характеристики достаточной для серьезной работы и объемной игры оперативной памяти в 4 Гб, двухъядерный процесс — параметры, о которых мечтает современный пользователь. Наличие Bluetooth 2. Высокоемкостная батарея обеспечивает продуктивную функциональность мощной машины в течение 3 ч. Закажите ноутбук Dell Adamo XPS по телефону заказы принимаются с 11 до 18 часов ежедневно online заказы принимаются круглосуточно.

Продать запчасти на ноутбук HP Elitebook 1030 G1 X2F22EA

С его миниатюрным HP EliteBook Folio G1 Z2W80ES не только легко носить с собой — с ним легко решать сложные задачи и рабочие дела, ведь его внутренние компоненты обеспечивают его большой производительностью, а внутренняя память SSD типа гарантирует бешеную скорость работы системы и мгновенный отклик на действия пользователя. Кроме этого, установлен тип памяти является бесшумным в работе и не боится ежедневных транспортировок, ведь более ударопрочным по сравнению с традиционным жестким диском. Дополнительно, данная модель способна порадовать широким рядом встроенных разъемов, одним из которых является высокоскоростной USB Type-C, которые позволят подключать периферийные устройства и синхронизировать ноутбук с другими гаджетами. Общий изящный образ этого компактного ноутбука довершает современный дизайн с тонким корпусом, выполненном в серебристом цвете.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Деепричастный оборот, примеры предложений

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.

Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

  • Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
  • В избушке, распевая, дева прядёт.
  • Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
  • Гусь, увидя детей, улетел.
  • Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений

Об одной распространенной ошибке – неправильном употреблении деепричастных оборотов

Где можно допустить такую ошибку?

1) В сочинении;
2) в изложении;
3) в тесте (в тестах часто есть задания по культуре речи).

Для начала нужно ошибку «осознать», т.е. понять, почему так сказать нельзя. Я объясняю это следующим образом. Разберем пример (см. схему).

Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. А если есть добавочное действие – значит, должно быть слово, которое обозначает основное действие. Чаще всего таким словом оказывается сказуемое. Кроме того, подлежащее должно называть производителя двух действий – и основного, и добавочного. Если это требование не соблюдается, то получается ошибочное выражение.

Разберем основные типы ошибок при употреблении деепричастных оборотов.

1. *Подходя к этой комнате, за дверью раздались странные звуки.

Основное действие совершают звуки (звуки раздались). Добавочное действие совершает другой субъект (например, он или я). Значит, ошибочность предложения в том, что у двух действий (основного и добавочного) разные производители. Исправить можно приблизительно так: Когда я подходил к этой комнате, то услышал, что за дверью раздались странные звуки.

2. *Выйдя на улицу, мне стало холодно.

Данное предложение безличное, в нем не может быть подлежащего. А значит, нет и субъекта действия (на субъект действия указывает дополнение мне). В таких предложениях нельзя употреблять деепричастный оборот. Исправить можно так: Когда я вышел на улицу, мне стало холодно.

В безличных предложениях можно употребить деепричастный оборот в том случае, если главный член выражен инфинитивом: Устраиваясь на ночлег, следует выбрать место посуше. В данном предложении подлежащего нет. Но у основного и добавочного действий («выбрать» и «устраиваясь») один и тот же субъект действия («вы выбираете» и «вы устраиваетесь»).

3. *Приехав в Москву, машина будет разгружена.

Данное предложение – страдательная конструкция. Значит, производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают. Подлежащее называет объект основного действия и субъект действия, названного деепричастием. Проще говоря, приедет в Москву машина, а разгружать ее будет кто-то, а не она сама себя. Исправить можно так: Когда машина приедет в Москву, она будет разгружена.

Деепричастный оборот чаще всего относится к сказуемому. Но иногда может также относиться и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Главное условие правильности построения предложений все то же: основное действие и дополнительное действие должны иметь все тот же субъект.

Она просила договориться о встрече, предварительно позвонив Андрею.
(Договариваться и звонить будет тот, кого она просила,– одно и то же лицо.)

Лежа на диване, широко раскинув руки, он тихонько напевал.
(Он лежал на диване, и он раскинул руки.)

Говорившая все это время, не повышая голоса, она вдруг начинала курить.
(Она говорила, и она не повышала голоса.)

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложение, выбрав правильное продолжение. Объясните свой выбор.

А. Сдав экзамены, .

1) . нас направили сразу же на практику.
2) . нам сразу стало легко.
3) . мы уехали отдыхать.

Б. Увидев этого страшного зверя так близко, .

1) . мне стало страшно.
2) . я испугался.
3) . раздался ее пронзительный крик.

(Задания подобного типа можно найти в сборниках для подготовки к ЕГЭ, например: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Русский язык / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. М.: Интеллект-Центр, 2003.)

Задание 2. Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, почему так нельзя сказать.

1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

Задание 3. Отредактируйте данные предложения.

1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.

2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.

5. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

Ответы к заданию 3

1. Подлежащее не называет субъекта добавочного действия, выраженного деепричастием (печаль и надежда не знакомились со стихотворением).

Это стихотворение оставило в моем сердце печаль, но в то же время и надежду.

2. Подлежащее не называет субъекта добавочного действия (лирический герой не читал стихи современных поэтов). Кроме того, предложение неудачное, даже если деепричастный оборот будет употреблен правильно, т.к. то, что «в каждом стихотворении есть свой лирический герой», и так очевидно.

3. Известно, что от расстановки знаков препинания зависит смысл предложения (классический пример: Казнить нельзя помиловать). В данном случае с точки зрения пунктуации все знаки препинания стоят правильно, но именно такая расстановка знаков приводит к речевой ошибке: деепричастный оборот употреблен в безличном предложении. Чтобы исправить ошибку, достаточно по-другому расставить знаки:

Самое главное, ребята поняли, занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах: нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. У основного и добавочного действий разные субъекты.

Она еще не успела разобраться в своем избраннике, как лавина чувств захватила ее.

5. То же самое, что и в предложении № 4.

Он увидел Татьяну. В нем вспыхивают чувства к ней.

6. Деепричастный оборот в безличном предложении не употребляется.

Нужно было время, чтобы он вернулся из мира стихов в реальность.

Помощь в отработке данной темы могут оказать следующие книги:

1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Рольф, 1999.

2. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. М.: Айрис, 1995. (Даны примеры ошибочных предложений, их исправленные варианты, краткое объяснение.)

3. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. (Даны примеры ошибочных предложений, комментарий к ним.)

Деепричастный оборот, примеры предложений

Вопрос об обособлении членов предложения практически во всех пособиях по русскому языку для школьников, желающих самостоятельно подготовится к экзамену по русскому языку, изложен крайне односторонне. Основной упор сделан на правила пунктуации, тогда как вопросы теории, связанные с обособленными членами, в частности с обстоятельствами, не рассматриваются. Результатом такого подхода оказывается, во-первых, вытеснение обособленных членов на периферию сознания школьника, изучающего синтаксическое строение русского предложения. Никаких иных задач, кроме расстановки знаков препинания вокруг найденного в тексте причастного или деепричастного оборота, школьники перед собой и не ставят, забывая, что обособленный член требует такого же разбора, как и необособленный (необходимо определить разряд обособленного члена, объяснить его статус в предложении). Во-вторых, знак равенства, поставленный в сознании школьника между понятиями «обособленное обстоятельство» и «деепричастный оборот», «обособленное определение» и «причастный оборот», приводит к таким ошибочным формулировкам в ответах абитуриентов: «*предложение осложнено необособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом» . Следовательно, говоря о правилах постановки знаков препинания при обособленных членах, а также оговаривая случаи необособления, необходимо сочетать вопросы практики с вопросами теории. Тогда правило будет восприниматься в общем контексте синтаксического описания предложения в русском языке.

Ниже будет представлено правило употребления знаков препинания при обособлении обстоятельств, мы оговорим случаи необособления деепричастий и деепричастных оборотов и попытаемся проанализировать, какую роль в общем строе предложения выполняет эти конструкции. Также будут даны задания, которые позволят школьнику не только расставить запятые, тем самым проверив свои практические умения, но и дадут возможность сделать синтаксические разборы текстов.

Обстоятельство – один из второстепенных членов предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия («как?», «каким образом?») или на время («когда?»), место («где?», «куда?»), причину («почему?»), цель («зачем?»), условие («при каком условии?», «вопреки чему?») протекания действия во времени. В соответствии со значением обстоятельства и по характеру заданного к нему вопроса определяется разряд обстоятельства. Обстоятельства выражаются наречиями, неопределенной формой глагола (инфинитивом), существительными с предлогами, деепричастиями и неразложимыми сочетаниями наречного характера.

Обособляются, то есть выделяются на письме запятыми, чаще всего обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастиями с зависимыми словами. Для деепричастия с зависимыми словами принято определение «деепричастный оборот». Ядро правил об обособлении обстоятельств составляют правила о знаках препинания при деепричастном обороте.

Основное правило: деепричастные обороты, как правило, обособляются независимо от их места в предложении .

Этим правилом пишущему следует руководствоваться в первую очередь. При обособлении следует учитывать следующие сложные случаи:

Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза или после союзного слова, отделяется от него запятой (для проверки оборот можно переставить в любое другое место в предложении): Золушке очень понравилось на балу, но, помня о предупреждении феи, она ушла незадолго до наступления полуночи. Она очень торопилась и, спускаясь по дворцовой лестнице, обронила один из своих хрустальных башмачков .(Практически все примеры, в том числе тексты для анализа, придумываются Н.В. Николенковой. В тех редких случаях, когда фантазия оставляла автора, использовались примеры из «Справочника по пунктуации» Д.Э. Розенталя. На все случаи использования примеров из данного пособия будут даны ссылки.)

Если деепричастный оборот стоит после союза «А», то возможны два типа пунктуационного оформления. В одном случае «А» соединяет части независимо от наличия деепричастного оборота (для проверки оборот можно переставить в любое другое место в предложении), в этом случае запятая перед деепричастным оборотом по основному правилу ставится : Принц не соглашался с доводами отца, а, рассуждая о возможной женитьбе, всячески отстаивал свою точку зрения . В другом случае «А» не соединяет частей, а вводит сам деепричастный оборот (тогда оборот нельзя оторвать от союза), в этом случае обособляется весь оборот вместе с «А», то есть запятая после союза не ставится : Необходимо было уговорить принца познакомиться хотя бы с какой-нибудь девушкой, а уговорив его, как можно быстрее организовывать вечер знакомств . Сравни также: Мачеха не отказывала Золушке в отдыхе, а, взваливая на нее непосильную работу, не давала ей возможности иметь свободную минутку для сна. Принц хотел сам выбрать себе невесту, а выбрав её, тут же объявил о своем желании вступить в брак .

Если перед деепричастным оборотом стоит частица ЛИШЬ, ТОЛЬКО, то интонационно оборот не выделяется, но запятая перед ним стоит, при этом частица входит в оборот : Стать счастливой можно, лишь будучи доброй и внимательной к людям . Исключение составляют случаи тесной связи оборота со сказуемым, когда постановка запятой может нарушить смысл фразы: Они встретились только будучи уже взрослыми . (Пример взят из «Справочника по пунктуации» Д.Э. Розенталя.)

Последний приведенный пример требует теоретического комментария.
Формулировка «тесная связь со сказуемым» достаточно расплывчата и часто имеет значение «является частью сказуемого». Подобного рода объяснения в справочниках даются на случаи, когда именная часть составного именного сказуемого выражена каким-то оборотом – сравнительным ( Луна была как блин ) или определительным ( Она пришла взволнованная встречей ). Однако в приведенном примере оборот с деепричастием не входит в сказуемое, деепричастные формы не рассматриваются в качестве способа оформления части составных сказуемых. Как же классифицировать данный оборот с точки зрения его функции в предложении? Думается, что ближе всего к истине будет выделение его в качестве обстоятельства со значением времени. При этом рекомендуется не забыть, что частицы членами предложения не являются и, следовательно, не подчеркиваются вместе с деепричастным оборотом.

Два однородных деепричастных оборота, соединенные союзом «И», запятыми не разделяются по общему правилу постановки знаков препинания при однородных членах . По вечерам, перемыв всю посуду и перегладив вещи мачехи и ленивых сестер, Золушка позволяла себе немного помечтать . В случае использования повторяющихся союзов для соединения ряда однородных деепричастных оборотов также действует правило пунктуации при однородных членах. «Ты сможешь отправиться на бал вечером, убравшись в доме, и полив огород, и пересадив розы под окна моей спальни, и перебрав мешок гречневой крупы» , — заявила мачеха Золушке . Два однородных деепричастных оборота, связанных без участия союза, разделены только запятой, дополнительного знака не ставится – Познакомившись со всеми девушками на балу, потанцевав с каждой, поговорив с некоторыми наиболее приятными, принц был весьма разочарован .

Союз «и» может оказаться между двумя деепричастными оборотами, но соединять не их, а другие члены предложения, чаще всего однородные сказуемые. За этим надо следить и анализировать, какова функция союза «и». Например: Золушка вошла в зал, немного робея от всеобщего внимания, и, улыбнувшись гостям, смело направилась к принцу . – Союз «и» здесь соединяет два однородных сказуемых, первый из деепричастных оборотов относится к первому сказуемому, второй – ко второму сказуемому, между собой они не связаны, что и подчеркивает пунктуация предложения. Министр выполнил свой долг, примерив туфельку сестрам Золушки, и, положив драгоценный башмачок в шкатулку, собрался попрощаться с неприятными особами .

В начале или в самом конце деепричастного оборота может находиться вводное слово. Оно не отделяется запятой от оборота: Принц пробежал мимо спрятавшейся Золушки, по-видимому не заметив её в темной аллее . Если же вводное слово окажется в середине деепричастного оборота, оно выделяется двумя запятыми: Сестры не смогли узнать Золушку, заметив, вероятно, только дорогой наряд очаровавшей Принца незнакомки .

Не забывайте о том, что вводные слова не рассматриваются в качестве членов предложения .

Чаще всего обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, оказываются обстоятельствами времени (смотри, например, предложения из пункта 4) или причины (примеры из пункта 5 и первый пример пункта 1). Для более точного определения типа обособленного обстоятельства можно не только задать к нему вопрос, но и попробовать заменить деепричастный оборот подходящим по смыслу придаточным предложением, к примеру: Золушке очень понравилось на балу, но, помня о предупреждении феи, она ушла незадолго до наступления полуночи. = Золушка ушла с бала незадолго до полуночи, потому что помнила о предупреждении феи .

Задание: расставить пропущенные знаки препинания

В домике на окраине заброшенной деревни жили ни с кем не общаясь и не получая ни от кого помощи сестрица Аленушка и братец Иванушка. Братец очень любил и уважал старшую сестрицу, но будучи еще несмышленышем частенько не слушал её благоразумных советов. Однажды в жаркий летний день отправившись в город за покупками но позабыв взять с собой в дорогу воду брат с сестрой попали в пренеприятную историю. Иванушка захотев по дороге пить не стал слушать наказов умной Аленушки, а найдя первую же лужу попил прямо из нее. Всем известно, что выпив не прошедшую специальную обработку жидкость легко заработать кишечную инфекцию а попробовав воду из лужи недолго и отравиться. Иванушка же глотнув водицы из придорожной лужицы превратился в козленка. Мальчик удивился обнаружив в воде вместо своего привычного отражения рогатое существо и, решив прогнать незнакомого зверя размешал водичку рукой… нет, ногой… Но внимательнее присмотревшись Иванушка понял: это существо, которое отвечая на каждое его движение улыбается ему из лужицы, — он сам. Иванушка громко зарыдав и по-козлиному заблеяв бросился к сестрице, но подойдя к Аленушке в растерянности остановился. Ведь козлики не умеют разговаривать а издавая нечеловеческое блеяние нельзя объяснить девочке смысл страшной беды. Но Аленушка все поняла сама лишь посмотрев на бывшего еще 10 минут назад братцем зверя и горько заплакав обняла Иванушку. Так и стали дети жить вместе переживая навалившуюся беду и стараясь не думать о ней. Вернуть же прежний облик Иванушка смог только пройдя через многие опасные испытания (продолжение после следующей группы правил).

Дополнительное задание : определите разряды обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Если подобрать вопрос не получается, думайте о смысле.

Исключение из основного правила: деепричастные обороты не обособляются в следующих случаях:

Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм : Золушка слушала принца едва переводя дыхание. Он бежал сломя голову. Золушка работала не покладая рук.

В этом случае необособленный оборот выполняет роль обстоятельства образа действия и синонимичен по смыслу наречию или существительному ( = «не дыша», «быстро», «без отдыха».

Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица «и» : «Можно жить счастливо и не посещая балов», — с грустью размышляла Золушка. Она была красавицей и не стремясь к этому.

Здесь мы не обособили обстоятельство уступки (вопреки посещению балов, вопреки стремлению к чему-то).

Если деепричастный оборот образует вместе со сказуемым смысловой центр высказывания : Они жили ни с кем не знакомясь. Надев тесный башмачок, сестрица ходила прихрамывая на левую ногу. Золушка работала напевая веселые песенки .

В данном случае необособленными оказываются обстоятельства образа действия, когда по смыслу фразы более важным оказывается даже не само сообщение о действии, а информация о способе его совершения.

Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово «который» в составе придаточной определительной части, то такой деепричастный оборот от самой придаточной не отделяется : Мачеха определила Золушке работу, сделав которую девочка могла рассчитывать на кратковременный отдых .

В этом случае перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, но придаточное вводится деепричастным оборотом, выполняющим функцию обстоятельства времени.

Если деепричастие утратило глагольное значение : Королевский дворец находился не доходя ста метров до дома Золушки и её отца .

Здесь нужно особенно отметить три оборота: «начиная с», «исходя из», «смотря по». Данные сочетания являются составными предлогами, если их первую часть, деепричастие по происхождению, можно убрать без изменения смысла предложения.

Обособление перечисленных оборотов возможно, если необходимо специальное его выделение, например :

» Ты должна быть дома начиная с полуночи!» — строго приказала фея . Но: оборот с НАЧИНАЯ С обособляется, если носит характер уточнения, попутного пояснения или не связан с понятием времени: Золушка страдала от невнимания к себе со стороны отца все детские годы, начиная с 7 лет .
Смета расходов на бал была составлена исходя из имеющихся в королевской казне наличных . Но: оборот с ИСХОДЯ ИЗ обособляется, если по смыслу относится к производителю действия, который сам может «исходить из чего-то»: Фея предоставила Золушке возможность самой выбрать модель поведения в критических случаях, исходя из ситуации.

Королевский министр решил действовать смотря по обстоятельствам. – оборот СМОТРЯ ПО имеет значение «в зависимости от». Но: если оборот имеет значение уточнения или присоединения, то он обособляется: » Лошадей, смотря по величине кареты, может быть от двух до восьми», — заметила фея, разглядывая мышеловку .

Если деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена предложения с необособленным обстоятельством, которое обычно выражено наречием или существительным: Мачеха и её дочери разговаривали с гостями надменно и не слушая ни одного обращенного к ним слова. Принц стоял в дверях залы неподвижно и не спуская глаз с только что вошедшей Золушки.

Деепричастный оборот, примеры

Деепричастие это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном. Эта часть речи обладает признаками наречия и глагола. Деепричастия отвечают на вопросы что делая? что сделав? Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Добрые советы с примерами деепричастных оборотов

В употреблении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов нередко допускаются ошибки, связанные с несовпадением производителей действия в сказуемом и деепричастии, например:

«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа».

Запомните: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому производителю действия.

В приведённой фразе это языковое правило нарушено: на самом деле к станции подъезжал говорящий (а не шляпа).
Необходимо изменить предложение так, чтобы оба действия (в сказуемом и деепричастном обороте) относились к одному и тому же деятелю:

«Подъезжая к станции, я уронил шляпу».

Ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов могут быть связаны с отсутствием в предложении глагола, например:

«Возвращаясь домой, мне стало грустно»;

«Как он трогателен, произнося этот монолог».

Деепричастный оборот не может присутствовать в предложении, в котором нет сказуемого, выраженного глаголом. Деепричастие обязательно должно относиться к глаголу или (в редких случаях) к причастию, примеры:

«Возвращаясь домой, я загрустила»;

«Произнося этот монолог, он выглядел очень трогательно»;

«Людям было не под силу сдержать напор волн, нахлынувших на берег, сметая всё на своём пути».

Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в определенно-личном предложении, могут возникнуть сомнения в том, что предложение построено правильно, например:

«Уходя из дома, не забудьте выключить электроприборы».

Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в неопределенно-личном предложении, возможны ошибки, например:

«Закончив институт, выпускников направили на работу в московские школы».

В определенно-личных предложениях деепричастие вполне уместно и относится к подразумеваемому подлежащему:

«Уходя из дома, не забудьте выключить электроприборы».

В неопределенно-личных предложениях деепричастие всегда должно относиться к подразумеваемому неопределенному деятелю, пример:

«Играя в гольф, обычно пользуются несколькими различными клюшками».

Если это правило нарушается, налицо ошибка:

«Закончив институт, выпускников направили на работу в московские школы». (Закончили институт выпускники, а не те, кто направил их в московские школы.)

Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в безличном предложении, возможны ошибки, например:
«Даже находясь около камина, мне холодно».

В безличных предложениях деепричастие или деепричастный оборот уместны только в том случае, если в предложении присутствует неопределённая форма глагола. Как правило, это безличные предложения с общим значением необходимости или возможности / невозможности, например:

«Решая задачу, можно пользоваться любыми справочными материалами»;

«Отправляясь в путешествие, нужно брать с собой карту».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: