Анализ стихотворения сова «Дедушка Мазай и зайцы»

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы»

1. Представление учащимся картины И.И. Левитана «Большая вода», как способ формирования зрительного образа такого природного явления, как половодье. Беседа по картине, с целью развития речи детей при передаче своих художественных впечатлений при просмотре картины.

2. Первичное понимание идеи стихотворения (работа над его названием).

Краткая вступительная беседа о Некрасове.

По словам Н.А.Добролюбова, «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». Посмотрите на портрет Николая Алексеевича Некрасова. Каким вы его себе представляете? Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Н.А.Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы».

– О чем рассказывает вам название произведения?

3. Первичное чтение текста учителем.

– Какими мыслями вам хотелось бы поделиться после прослушивания стихотворения? Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?

4. Повторное чтение по картинам (по сюжету) с остановкой на «непонятных словах»; составление картинного плана с использованием набора сюжетных картинок.

– Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?

Толкование слов развивает воображение, умение представлять детали картины (силки, багры, тягота, потеха, «лопочут ушами», ухнул и др.).

5. Эпизодическое чтение, сопоставление отношения к зверькам Мазая и мужиков. Составление системы образов, рисование героев (читательская оценка поступков героя).

Чтение первой картины.

– В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)

– Что такое совесть?

Чтение второй картины.

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.

– Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)

Чтение третьей картины.

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Что значит слово «горемыка»?

– Почему Мазай так назвал зайца?

Чтение четвертой картины.

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал?

Чтение пятой картины.

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

Чтение шестой картины.

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?

– Как нужно прочитать слова односельчан?

– Обиделся ли Мазай на эти замечания?

– Как нужно прочитать слова Мазая? Прочитайте.

Выразительное чтение после разбора.

Чтение седьмой картины.

– Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Почему автор использует другое построение стихотворения?

(Смена ритма в тексте используется автором для передачи стремительности движений вместо размеренной речи старого человека. Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег).

Чтение восьмой картины.

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?

– А как вы думаете? (Он их не бьёт не только весной, но и летом).

– Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.

7. Заключительная беседа по прочитанному. Понимание идеи стихотворения.

– Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

– Перечитайте строки, в которых раскрывается его характер.

И ещё следует обратить внимание детей на название стихотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую своего отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по-человечески.

Дедушка Мазай и зайцы

Дедушка Мазай и зайцы
Каждое лето рассказчик приезжал на неделю в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старого охотника Мазая и вместе с ним поохотиться. Как-то раз во время охоты начался сильный дождь, и рассказчик с Мазаем укрылись в сарае. Старик начал рассказывать истории про деревенских охотников: один поломал курок у ружья, и ходит с коробком спичек, а другой носит с собой горшок с угольками, потому что руки зябнут. Один из рассказов автор записал.

Мазай рассказывал, что в их низменном крае велось бы гораздо больше дичи, если бы мужики в весенние паводки не ловили и убивали зайцев. Раз Мазай поехал за дровами. Вдруг увидел он островок, на котором собрались зайцы. Мазай забрал их к себе в лодку. Ещё одного зайца подобрал он с пня, зайчиху взял в лодку и накрыл зипуном. На проплывавшем мимо бревне сидело с десяток зайцев. Мазай зацепился за багром за сучок на бревне и поволок его за собой.

Вся деревня смеялась с Мазая. А за деревней, как только он причалил к берегу, все зайцы пустились бежать врассыпную. Только две пары осталось. Они измокли и ослабли. Мазай их положил в мешок и принес домой. За ночь они отогрелись. Утром Мазай отпустил их в лес.

Дед мазай текст некрасов

УМК: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «В океане света» Часть 1, « Школа 2100»
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Форма урока: самостоятельная работа.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 4 класс (1 часть);
карточки для самостоятельной работы с разноуровневыми вопросами
Цели урока:
1) познакомить с произведением «Дедушка Мазай и зайцы», формировать умение анализировать стихотворение, понимать настроение лирического героя и поэта, навыки выразительного чтения стихотворения.
2) развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка, внимание к авторскому слову, к точному употреблению слов в поэтической речи, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, творческое воображение
3) воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому. Раскрыть нравственный смысл произведения: Любить природу — значит любить Родину. Охранять природу — значит охранять Родину.

Проверка домашнего задания

Задает вопросы по первой части стихотворения

Отвечают на вопросы.

Организационный момент, Целеполагание.

Знакомит с темой урока и целью.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить на уроке.

Чтение стихотворения
( 2 часть).
Работа с разноуровневыми вопросами к тексту.

Контролирует чтение детьми сказки.
Дает задание, контролирует осознанность прочитанного текста

Читают несколько раз стихотворние.
Самостоятельно работают с текстом, отвечают на вопросы.

Слушает ответы детей.

Отвечают на вопросы. Обсуждают.

Подводит итог, анализирует таблицу.

Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом

Индивидуальное домашнее задание.

Предлагает несколько вариантов заданий.

Желающие записывают задание

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.

— О чём идёт речь в первой части?
— Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?
— Прочитайте описание летнего дождя.
— Как автор подчёркивает силу дождя?
— Как поэт и Мазай оказались в сарае?
— Что вы узнали о Мазае?
— Каким вы увидели главного героя в этой части?
— Над чем поэт «от души хохотал»?

III. Сообщение темы и цели урока.

  • Рассказ учителя.

Очень интересна история написания этого стихотворения. Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотится. В этих походах его спутником был дед Мазай. Он и рассказал об одном интересном случаи.

  • Словарная работа.

— Так как стихотворение написано очень давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.
— Посмотрите в сносках объяснения некоторых слов. ( аршин, сажень, зипун.)
— А вот и еще несколько слов, которые могут быть для вас непонятны:
Доска:

  • Силки(силок) — петли для ловли птиц и мелких животных.
  • Багры (багор) — шесты с металлическим крючком.
  • Тягота — тяжесть, груз.
  • Потеха — забава, веселье.
  • Лопочут — говорят быстро, много, неясно.
  • “Лопочут ушами” (в стихотворении) — шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство.
  • Ухнул (от слова “ух!”) — издал резкий, громкий звук.

Чтение 2 части стихотворения. Работа по карточкам.
Блок А
— О чем это стихотворение ?
— С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает?
— Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
— Что увидел дед?
— Как он поступил?
— Как дед Мазай обращается с зайцами?
— О какой черте характера Мазая говорит автор?

— Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?
— Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев.
— Какими душевными качествами обладает Мазай?
— В каких словах мы слышим большой упрек мужикам?
— Как односельчане отнеслись к поступку деда Мазая?
— Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег.

Блок В
— Только ли ради потехи « прокатил он деревней зайчишек ?
— Прочитайте совет деда Мазая зайцам. Запишите это предложение.
Понравился ли вам дед Мазай?
Как бы вы поступили в данной ситуации?
-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?

VI . Рефлексия.
Прочитайте пословицу к нашему уроку. Подходят ли она к стихотворению? Можем ли мы утверждать, что «Охранять природу — значит охранять Родину.»

— Найдите ошибки в следующих строчках:
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы граблями (силками) ее не давили;
Только уселась команда босая (косая),
Весь городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! — сказал я. — Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!»;
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится лосиха (зайчиха);
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают…
Мы за деревней в кустах (в реке) очутились.
Тут мои кролики (зайчики) точно сбесились…

Дедушка Мазай и зайцы

Интересное стихотворение про Дедушку Мазая, который проявил благородство и заботу, спасши зайцев, которые попали в трудную ситуацию из за подъема воды. Несмотря на то, что дед Мазай был охотником, он пришел на выручку зайцам, посадил в свою лодку и довез до суши. А самых слабых и обессилевших зайцев он накормил, обогрел и тоже выпустил на волю. Но посоветовал им не попадаться ему в охотничий сезон.

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,

Нa небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нем,

А разразилась жестоким дождем!

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые

С силой стремительной. Я и Мазай,

Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

Дети, я вам расскажу про Мазая.

Каждое лето домой приезжая,

Я по неделе гощу у него.

Нравится мне деревенька его:

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах;

Домики в ней на высоких столбах

(Всю эту местность вода понимает,

Так что деревня весною всплывает,

Словно Венеция). Старый Мазай

Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,

Торной дорогой ходить ему — скука!

За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем:

«Лес не дорога: по птице, по зверю

Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
Этап урока