Дед Мазай и зайцы»

Название «Дед Мазай и зайцы»
Дата 25.06.2014
Размер 49.72 Kb.
Тип Справочники, творчество

ДОУ д/с №1 «Звёздочка» г. Ртищево

Познание. Конструктивная деятельность.

Тема: «Дед Мазай и зайцы»

Программное содержание. Учить детей создавать выразительно образ зайца из солёного теста и природного материала.

^ Образовательные задачи : формировать умение детей использовать в работе природный материал, солёное тесто.

Развивающие задачи: развивать творческие способности детей, умение создавать в воображении образ на основе схемы, мелкую моторику пальцев рук, способность к формированию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в конструктивном творчестве.

^ Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, положительное отношение к результатам своей деятельности, уверенность в своих силах, доброту, взаимопомощь, любовь к животным.

^ Предварительная работа . Изготовление из природного материала фигуры деда Мазая, из солёного теста и природного материала зайца, лодки из папье-маше. Оформление панно «Река разлилась». Рассматривание иллюстраций, чтение и пересказ стихотворения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», лепка животных.

^ Используемые образовательные области.

Познание, коммуникация, труд, социализация, здоровьесберегающая.

Словарная работа. Половодье, островок, гурьба, аршин, сажень.

^ Методы и приёмы . Актуализация знаний детей; моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; рассматривание, объяснение, практический, рефлексивный анализ.

^ Развивающая среда : картины И. Левитана «Весна. Большая вода» Фигурки деда Мазая и зайца, сделанные из природного материала и солёного теста, лодка из папье-маше, панно «Река разлилась», семена ясеня, веточки, стека, салфетки.

Ход.

  1. Организационный момент.

Вос-ль. Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и выскажем добрые пожелания.

Дети. Здравствуйте!

  • Доброе утро, дорогие гости!
  • Добро пожаловать к нам!
  • Мы очень рады вас видеть!
  • Рады, что вы пришли в гости именно к нам!
  • Нам приятно вас видеть такими красивыми!
  • Нам хочется, чтобы вы ушли от нас хорошем настроении.

Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, к картине. Вспомните, какое время года мы называем «утром года».

^ Дети. «Утром года» мы называем весну.

Вос-ль: Наступила весна. Сошёл снег, прошёл ледоход и разлились реки. Затопила большая вода низины и луга. Посмотрите, как красиво отражаются в воде стволы деревьев. Тихо плывёт по воде лодка. (Выставляет на панно лодку с фигурой деда Мазая). Кто сидит в лодке?

Дети: В лодке сидит дед Мазай.

Вос-ль. Вспомните историю про деда Мазая. Зачем он отправился на реку.

Дети: он поехал собирать ветки, которые плавали в воде.

^ Вос-ль: что произошло с ним дальше.

Дети: Он увидел зайцев, которые спасались от воды на островках, плавающих брёвнах и пнях.

Вос-ль: Послушайте, как описывает эту историю поэт Николай Алексеевич Некрасов.

«Я раз за дровами в лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину».

Вос-ль: Вот и сегодня дед Мазай увидел беспомощных зайцев, которые спасались от большой воды, сидя на ветках, плавающих брёвнах.

Ребята, а что могло бы случиться, если бы никто не пришёл на помощь животным.

Дети. Они могли бы погибнуть. Зайцы плавать не умеют и могли бы утонуть. Все должны заботиться о животных.

Вос-ль: Да, какие вы заботливые.

Смотрите (указывает на фигурку зайца) на нижней ветке дерева сидит маленький зайчонок. Ещё немного- и косой окажется в воде.

(Ставит фигурку зайца в лодку). Теперь зайчишка в безопасности. А вода всё прибывает. Надо спешить. Давайте поможем деду Мазаю найти и спасти зайцев.

Вос-ль показывает фигурку зайчонка, из чего он сделан.

Дети: из теста и природного материала.

Вос-ль: посмотрите на ушки, из чего они сделаны.

Вос-ль: они действительно похожи на настоящие заячьи ушки. А из чего сделаны лапки и хвостик.

Вос-ль: Животных мы уже лепили, в помощь вам карта- схема лепки зайца.

Прежде, чем мы приступим к работе, давайте поиграем в пальчиковую игру «Дом деда Мазая».

На двери замок весит.

За дверями стоит стол

Вокруг дома чистокол.

Тук-тук-тук дверь открой,

Заходите я не злой.

^ Руки над головой, изображают крышу дома

Пальцы сцеплены в «замок»

Правая рука сжата в кулак, левая накрывает её открытой ладонью

Руки вытянуты перед собой вперёд, пальцы растопырены

Левая ладонь, сжатая в кулак, стучит в правую ладонь

^ Прямые руки в стороны. Пальцы вверх

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на осанку детей. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь, затрудняющимся детям.

4. Заключительная часть.

По окончании работы детей появляется дед Мазай

Дед Мазай: У-у-у! Сколько тут зайчишек появилось! Спасибо вам ребятки, за вашу помощь. ^ Вос-ль направляет лодку с дедом Мазаем к работам детей.

Вос-ль: Ах, какие получились зайчишки-шалунишки. Так и норовят прыгнуть в лодку. (Сажает зайчат в лодку и т.д.). Когда все зайчата окажутся в лодке, вос-ль берёт одного зайчонка и говорит за него.

Зайчонок: Спасибо, вам дети, и тебе дедушка Мазай. Вы спасли нас от гибели, наши норы затопила вода.

Вос-ль: Дети, я тоже хочу вас поблагодарить за то, что вы добры и отзывчивы. За вашу работу, все старались и поэтому в глазах зайцев выражена вам благодарность. Я рада за вас и уверена, что вы придете на помощь попавшим в беду. А закончить мне хочется словами поэта Н. Некрасова.

Дедушка Мазай и зайцы

В августе, около «Малых Вежей»,
С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!

Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые

С силой стремительной. Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,

Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:

Вся она тонет в зелёных садах;
Домики в ней на высоких столбах

Летом её убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,

(Всю эту местность вода поднимает,
Так что деревня весною всплывает,

Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
Торной дорогой ходить ему — скука!

За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём:

«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!

Раз в кураже* я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!

За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;

Вечером пеночка нежно поёт,
Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точёны, рисованы очи.

Ночью. ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.

Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит. »

Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,

Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять**.

Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка — заяц уходит,

Дедушка пальцем косому грозит:
«Врёшь — упадёшь!» — добродушно кричит.

Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —
Больно, родимый, я зябок руками;

Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружьё положу,

Над уголёчками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!

«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.

Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)

Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал.

Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слёз!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! ещё мало! Бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.

«То-то! — сказал я,— не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывём в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я её, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала. Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас — да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и «с богом!» сказал.

И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур — зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь. Ууу-х. »

Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом:
Шкура плохая — линяет косой. »

Стихотворения, посвященные русским детям » 1. Дядюшка Яков

Дом — не тележка у дядюшки Якова.
Господи боже! чего-то в ней нет!
Седенький сам, а лошадка каракова;
Вместе обоим сто лет.
Ездит старик, продает понемногу,
Рады ему, да и он-то того:
Выпито вечно и сыт, слава богу.
Пусто в деревне, ему ничего,
Знает, где люди: и куплю, и мену
На полосах поведет старина;
Дай ему свеклы, картофельку, хрену,
Он тебе всё, что полюбится, — на!
Бог, видно, дал ему добрую душу.
Ездит — кричит то и знай:

«По грушу! по грушу!
Купи, сменяй!»

«У дядюшки у Якова
Сбоина макова
Больно лакома —
На грош два кома!
Девкам утехи —
Рожки, орехи!
Эй! малолетки!
Пряники редки,
Всякие штуки:
Окуни, щуки,
Киты, лошадки!
Посмотришь — любы,
Раскусишь — сладки,
Оближешь губы. »

«Стой, старина!» Старика обступили
Парней, и девок, и детушек тьма.
Все наменяли сластей, накупили —
То-то была суета, кутерьма!
Смех на какого-то Кузю печального:
Держит коня перед носом сусального;
Конь — загляденье, и лаком кусок.
Где тебе вытерпеть? Ешь, паренек!
Жалко девочку сиротку Феклушу:
Все-то жуют, а ты слюнки глотай.

«По грушу! по грушу!
Купи, сменяй!»

«У дядюшки у Якова
Про баб товару всякого.
Ситцу хорошего —
Нарядно, дешево!
Эй! молодицы!
Красны девицы,
Тетушки, сестры!
Платочки пестры,
Булавки востры,
Иглы не ломки,
Шнурки, тесемки!
Духи, помада,
Всё — чего надо. »

Зубы у девок, у баб разгорелись.
Лен, и полотна, и пряжу несут.
«Стойте, не вдруг! белены вы объелись?
Тише! поспеете. » Так вот и рвут!
Зорок торгаш, а то просто беда бы!
Затормошили старинушку бабы,
Клянчат, ласкаются, только держись:
«Цвет ты наш маков,
Дядюшка Яков,
Не дорожись!»
— «Меньше нельзя, разрази мою душу!
Хочешь бери, а не хочешь — прощай!»

«По грушу! по грушу!
Купи, сменяй!»

«У дядюшки у Якова
Хватит про всякого.
Новы коврижки,
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик!
Отцы почтенны!
Книжки неценны;
По гривне штука —
Деткам наука!
Для ребятишек,
Тимошек, Гришек,
Гаврюшек, Ванек.
Букварь не пряник,
А почитай-ка,
Язык прикусишь.
Букварь не сайка,
А как раскусишь,
Слаще ореха!
Пяток — полтина,
Глянь — и картина!
Ей-ей утеха!
Умен с ним будешь,
Денег добудешь.
По буквари!
По буквари!
Хватай — бери!
Читай — смотри!»
И букварей таки много купили —
«Будет вам пряников: нате-ка вам!»
Пряники, правда, послаще бы были,
Да рассудилось уж так старикам.
Книжки с картинками, писаны четко —
То-то дойти бы, что писано тут!
Молча крепилась Феклуша-сиротка,
Глядя, как пряники дети жуют,
А как увидела в книжках картинки,
Так на глазах навернулись слезинки.
Сжалился, дал ей букварь старина:
«Коли бедна ты, так будь ты умна!»
Экой старик! видно добрую душу!
Будь же ты счастлив! Торгуй, наживай!

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ. «Дед Мазай и зайцы» — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемklass-klass.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Николай Алексеевич НЕКРАСОВ. «Дед Мазай и зайцы»» — Транскрипт:

1 Николай Алексеевич НЕКРАСОВ

2 «Дед Мазай и зайцы»

3 Дети, я вам расскажу про Мазая. Каждое лето домой приезжая, Я по неделе гощу у него. Нравится мне деревенька его:

4 Летом ее убирая красиво, Исстари хмель в ней родится красиво,

5 Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах

6 (Всю эту местность вода поднимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция)

7 Старый Мазай разболтался в сарае: «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями её не ловили, Кабы силками её не давили;

8 Зайцы вот тоже, — их жалко до слёз! Только весенние волны нахлынут, И без того они сотнями гибнут, —

9 Нет! Ещё мало! Бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть.

10 Я раз за дровами В лодке поехал – их много с реки К нам в половодье весной нагоняет – Еду, ловлю их. Вода прибывает.

11 Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам;

12 Уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.

13 Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами!

14 Прыгнули зайцы мои, — ничего!

15 Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой.

16 То-то, — сказал я: — не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

17 Этак гуторя, плывём в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

18 Взял и его – тягота не велика!

19 Только что начал работать веслом, Глядь, у куста копошится зайчиха – Еле жива, а толста, как купчиха!

20 Я её, дуру, накрыл зипуном – Сильно дрожала…Не рано уж было,

21 Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лёжа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нём. «Взял бы я вас – да потопите лодку!»

22 Жаль их, однако, да жаль и находку – Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок…

23 Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь-ко: что делает старый Мазай!» Ладно! Любуйся, а нам не мешай!

24 Мы за деревней в реке очутились. Тут мои зайчики точно сбесились: Смотрят, на задние лапки встают, Лодку качают, грести не дают:

25 Берег завидели плуты косые, Озимь, и рощу, и кусты густые.

26 К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил – и: «С богом!» — сказал…

27 Мигом команда моя разбежалась,

28 Только на лодке две пары осталось – Сильно измокли, ослабли;

29 В мешок Я их поклал – и домой приволок;

30 За ночь больные мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись;

31 Вынес я их на лужок: из мешка Вытряхнул, ухнул —

33 Я проводил их всё тем же советом: «Не попадайтесь зимой!» Я их не бью ни весною, ни летом: Шкура плохая – линяет косой…»

35 Творческая работа. Составление характеристики Мазая. План: 1.Кто такой Мазай? 2.Его отношение ко всему живому. (Какие слова говорят об этом?) 3.Черты его характера, речь. 4.Отношение автора и односельчан к Мазаю.

36 Игра-тест. Впятеро больше бы дичи велось, Кабы мешками ее не ловили. (сетями) Только осенние воды нахлынут. (весенние ) Сами ни с места: я взял одного, прочим скомандовал: плывите за нами. ( прыгайте сами ) Только уселась команда босая, весь островок пропал под водой. (косая ) Глядь, у куста копошится лосиха. (зайчиха )

37 Игра-тест. мои зайчики точно сбесились, Смотрят, на задние лапы встают, Дружно кричат, грести не дают. ( лодку качают ) За ночь соседи мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись. ( больные )

38 К природе надо относиться бережно, надо ее любить Что сегодня сбережешь, завтра пригодится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector