Дата смерти лермонтова по новому стилю

1814, октябрь – родился в Москве, в доме генерал-майора Ф.Н.Толя напротив Красных ворот в семье Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых.

1817, 24 февраля – умерла Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта. «Житие ей было 21 год, 11 месяцев и 7 дней» (Надпись на мраморном памятнике в Тарханах). Михаил передан отцом на воспитание бабушке Е.А.Арсеньевой.

1824, 14 января – цензор Александр Красовский разрешил к печати «La Tourterelle, Romance Russe de M-r Michel de Lermantoff, mise en musique par» в музыкальном журнале «La Harpe du Nord».

1825 – первая поездка с Е.А.Арсеньевой на Кавказ. В списке посетителей и посетительниц Кавказских вод в 1825 г. по июль под NoNo 54-62 числятся: «Столыпины: Мария, Агафья и Варвара Александровны, коллежского асессора[1] Столыпина дочери из Пензы. Арсеньева Елисавета Алексеевна, вдова поручица[2] из Пензы, при ней внук Михайло Лермонтов».

1827–1829 – обучение в Благородном пансионе при Московском университете; начало поэтической деятельности.

1828 – написана в Тарханах первая поэма М.Ю.Лермонтова «Черкесы».

1829 – первая редакция поэмы «Демон».

1830–1832 – учеба в Московском университете.

1832 – запись до 20-го мая: «Тульскому губернскому предводителю Елецкого помещика подполковника и кавалера Григория Васильева сына Арсеньева прошение» о том, что «после смерти. капитана Юрия Петровича Лермантова остался сын Михайла, достигший уже до 18 летнего возраста». Просьба внести его «в дворянскую родословную книгу Тульской губернии». («Труды Тульской губернской ученой архивной комиссии», Тула, 1915, стр. 91.) 1 октября 1831 г. Кропотове Ефремовского уезда Тульской губернии умер Юрий Петрович Лермонтов, сорока четырех лет от роду. Погребен в церкви села Шипова.
1 июня – «В правление императорского Московского университета от своекоштного студента Михайла Лермантова прошение» об увольнении «по домашним обстоятельствам», с просьбой «снабдить надлежащим свидетельством для перевода в императорский Санктпетербургский университет».
Июль – начало августа – переезд в Петербург.
14 ноября – приказ по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров о зачислении Лермонтова на правах вольноопределяющегося унтер-офицером в лейб-гвардии Гусарский полк.
17 декабря – заведующий Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Нейдгардт дал предписание командиру школы Шлиппенбаху о переименовании Лермонтова в юнкера «с показанием по спискам из дворян».
Обучение в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. С 1830 по 1832 год создано более 300 стихотворений и 13 поэм.

1834 – в рукописном журнале юнкеров «Школьная заря» помещены «Гошпиталь», «Петергофский праздник», «К Тизенгаузену» и другие «юнкерские» поэмы и стихотворения Лермонтова.

1835 – окончание Школы в звании корнета лейб-гвардии гусарского полка; завершение работы над пьесой «Маскарад». Четырехактная редакция «Маскарада» представлена Лермонтовым в драматическую цензуру императорских театров.
30 июня – цензор Никитенко разрешил к печати августовскую книжку «Библиотеки для чтения», где была напечатана поэма Лермонтова «Хаджи-Абрек».

1836, 30 или 31 марта – Лермонтов гостил в Петербурге у Никиты Васильевича Арсеньева (в Коломне, за Никольским мостом). Здесь его видел М. Н. Лонгинов, с которым Лермонтов провел вечер после обеда и которому показывал «тетрадь in folio и очень толстую; на заглавном листе крупными буквами было написано: «Маскарад».
конец апреля – начало мая – письмо Лермонтова к Е. А. Арсеньевой в Москву о том, что квартира нанята «на Садовой улице в доме князя Шаховского за 2000 рублей».
24 декабря – Лермонтов простудился и по болезни отпущен из полка.

1837 – гибель поэта А.С.Пушкина, создание стихотворения «Смерть поэта».
28 января – Лермонтовым написаны первые 56 стихов «Смерти поэта». В копии при «Деле о непозволительных стихах» – дата: «28 генваря 1837 г.».
Первая половина февраля – Лермонтов написал заключительные 16 стихов «Смерти поэта» («А вы, надменные потомки. «).
27 февраля – опубликован высочайший приказ: «Его императорское величество в присутствии своем в Санктпетербурге февраля 27 дня 1837 года, соизволил отдать следующий приказ: . по кавалерии переводятся: Лейб-гвардии Гусарского полка корнет Лермантов в Нижегородский Драгунский полк прапорщиком». Подписал военный министр генерал-адъютант граф Чернышев. ( ИЛИ, Лерм. собр., Комплект «Высочайших приказов».) Ссылка на Кавказ.

1838 – возвращение в Петербург. В № 18 «Литературных прибавлений» к «Русскому инвалиду» за подписью «-въ» напечатана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1839 – в журнале «Отечественные записки» напечатано стихотворение «Дума». В марте в «Отечественных записках» (т. II, № 3, отд. III, с. 167–212) напечатана за подписью «М. Лермонтов» «Бэла. Из записок офицера о Кавказе». Закончена работа над поэмой «Демон».
24 октября – В. А. Жуковский записал в своем дневнике: «Поездка в Петербург (из Царского Села) с Вьельгорским по железной дороге. Дорогой чтение «Демона». («Дневники В. А. Жуковского», СПб., 1903, стр. 508.)
конец декабря – И.С. Тургенев впервые видел Лермонтова в доме княгини Шаховской. (И.С. Тургенев, «Литературные и житейские воспоминания». СС в 12 томах, т. 10. – М.: Гослитиздат, 1956, с. 331.)
31 декабря – на новогоднем балу в зале Дворянского собрания в Петербурге И. С. Тургенев видел во второй и последний раз Лермонтова.[3] В эту же ночь смелая выходка Лермонтова против дочерей Николая I Марии и Ольги (одетых в голубое и розовое домино) восстановила против него Бенкендорфа. (Висковатов, стр. 314-316.)

1840, 1 января – дата стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен. «: «1-ое Января».
Продолжение работы над романом «Герой нашего времени».
20 января – в «Литературной газете» 20 января 1840 г. (стлб. 133) напечатано стихотворение «И скучно, и грустно», подписанное «М. Лермонтов».
16 февраля – бал у графини Лаваль, на котором произошло столкновение между Лермонтовым и сыном французского посланника Эрнестом де Барантом.
18 февраля – дуэль с Э. де Барантом за Черной речкой, на Парголовской дороге.
конец апреля – начало мая – отъезд Лермонтова от Карамзиных на Кавказ. Стихотворение «Тучи». Вторая ссылка на Кавказ.
9 мая – на именинном обеде у Н.В.Гоголя в Москве (в саду у Погодина) Лермонтов читает поэму «Мцыри».

1841 – публикация романа «Герой нашего времени».
24 мая – рапорт пятигорского коменданта о болезни Лермонтова и ходатайство о разрешении ему пользоваться минеральными водами в Пятигорске. ( «Исторический вестник» 1880, кн. 4, стр. 881.)
Последние числа мая – вышли «Отечественные записки», т. XVI, No 6, в котором напечатано стихотворение «Кинжал», подписанное: «М. Лермонтов».

1841, 15(27) июля – дуэль и смерть. См. на сайте «Литература для школьников» Смерть М.Ю.Лермонтова. Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея.
В апреле 1842 года прах Лермонтова погребен в фамильном склепе Арсеньевых (Тарханы Пензенской губернии Чембарского уезда).

Примечания:

1. Колле’жский асе’ссор – с 1717 по 1917 год гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах. До 1884 года соответствовал чину майора. (вернуться)

2. Пору’чица – женск. к поручик; жена или вдова поручика. Поручик (польск. porucznik, чеш. porucik) – чин (воинское звание) младшего офицерского состава в армии дореволюционной России. Второй обер-офицерский чин, рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана. (вернуться)

3. «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки. и т. д.» (И. С. Тургенев, СС в 12 томах, т. 10. – М.: Гослитиздат, 1956, с. 331.)
«На бале Дворянского собрания. » – . «в ночь с 31 декабря 1839 г. на 1 января 1840 г. в Дворянском собрании не было вообще никакого бала или маскарада. Остается предположить, что Тургенев «видел Лермонтова на маскараде в декабре 1839 года, как он пишет, но в какой-то другой день и в другом месте. Первый публичный маскарад Дворянского собрания в этом сезоне был устроен вскоре после Нового года – 9 января 1840 года.» (Герштейн Э. Судьба Лермонтова. – М.: Сов. писатель, 1964, с. 77, 78). (вернуться)

195 лет со дня рождения Лермонтова

Анна Ахматова говорила когда-то, что каждый юбилей Михаила Лермонтова — начало какого-нибудь катаклизма. Действительно: столетие со дня рождения — 1914 год — начало Первой мировой войны. Столетие со дня смерти — 1941 год — начало Великой Отечественной. Надеемся, что это относится только к круглым датам и промежуточная — 195 лет со дня рождения — нам ничем не грозит. Так что давайте просто праздновать. Кстати, а кто будет праздновать?

Странная традиция сложилась у нас в городе. Юбилей Куприна — и только гатчинская Библиотека имени Куприна возлагает цветы на могилу писателя, устраивает вечер его памяти. Юбилей Лермонтова — и только Библиотека им. Лермонтова проводит Лермонтовские чтения, зовет читателей на экскурсии по лермонтовским местам, показывает кинофильмы и моноспектакли по мотивам его произведений. Я специально позвонила в Библиотеку им. Маяковского, изучила сайт Российской национальной библиотеки. Лермонтова в плане нет. Что ж, будем праздновать вместе с Библиотекой им. Лермонтова.

Михаил Лермонтов фотография

О программе лермонтовских дней нам рассказала ведущий методист Библиотеки им. Лермонтова Мария Ольховская:

— В эти дни библиотека проводит Лермонтовские чтения. Уровень их очень высок, сравним со знаменитыми Пятигорскими чтениями. Достаточно сказать, что к нам приедут лермонтоведы из Москвы, Пензы, Ярославля, Кемерова. Среди них — заведующий лермонтовским кабинетом Пушкинского дома Николай Беляев, доцент Кемеровского университета Эльмира Афанасьева, Георгий Москвин из МГУ и многие другие. Тематика чтений самая разнообразная. Так, доклад петербургского писателя Александра Мелихова называется «Обаяние зла» и посвящен образу Печорина. Кроме литературоведческих будут и сообщения, касающиеся биографии Лермонтова, например «Казачий сотник Михаил Лермонтов» или «Лермонтов и Лопухина».

Но библиотека не только устраивает юбилейные торжества, но и проводит каждодневную работу по популяризации творчества Лермонтова. У нас открыта уютная Лермонтовская гостиная, в которой собраны раритетные и современные издания произведений поэта, материалы по лермонтоведению. Все желающие могут ознакомиться с ними.

— В связи с этим вопрос: кто сейчас читает Лермонтова? Неужели только «проходят» по школьной программе?

— Среди наших читателей много студентов Университета, они тоже «проходят» Лермонтова. Школьников меньше: видимо, хватает школьных библиотек. А вообще существует устойчивый интерес к биографии Лермонтова, его личности. Отсюда многие приходят к чтению его стихов и прозы, таким путем открывая его для себя.

— А в мистические совпадения дат жизни Лермонтова и событий мирового масштаба вы верите? Сталкивались ли с чем-нибудь подобным?

— Лично я — нет. Но у каждого большого поэта есть мистическая составляющая творчества. И Лермонтов не исключение. Наверно, что-то можно найти.

Лучшие дня

Трехкратный чемпион
Посетило:162
Лика Стар
Посетило:72
Резидент Comedy Club
Посетило:61

— И последнее: в программу юбилейных торжеств включены две экскурсии по лермонтовским местам. Но нам как-то привычнее видеть Лермонтова на Кавказе. Действительно, редкие наезды в Петербург почти не нашли отражения в его творчестве. Неоконченный роман «Княгиня Лиговская», оборванная почти в самом начале повесть «Штосс». Да и места, связанные с жизнью Лермонтова в Петербурге, — их мало, они все известны.

— На первый взгляд это так. Но все же в недописанной петербургской поэме «Сказка для детей» мы находим один из самых прекрасных пейзажей нашего города. А действие бессмертного лермонтовского «Маскарада» происходит в доме Энгельгардта на Невском.

«Под маской все чины равны. »

Наряду с Петербургом Достоевского, Петербургом Блока, Петербургом Ахматовой существует и лермонтовский Петербург. Пусть небольшой, но узнаваемый

Невский, 30, дом Энгельгардта, ныне — Малый зал им. М. В. Глинки Петербургской филармонии. Да, здесь происходит действие лермонтовской пьесы «Маскарад», здесь бедная Нина теряет браслет, здесь неистовый Арбенин думает, что его обманули, унизили, ославили. А почему, собственно, неужели только из-за браслета? Невинный флирт, не более, откуда эти страсти роковые? Может быть, история дома Энгельгардта подскажет нам ответ?

Почему же Арбенин так приревновал Нину?

Василий Энгельгардт был человеком, любившим пожить весело и с размахом. Доставшийся его жене в приданое дом он превратил в некий петербургский «Пале-Рояль», где на первом этаже были магазины, а на втором — бальные залы. Тут-то и происходили знаменитые маскарады «у Энгельгардта».

Итак, на протяжении шести лет, пока действовала выданная Энгельгардту привилегия на устройство публичных маскарадов, дом был притчей во языцех. Здесь бывали все — от императора, императрицы и великих князей до дам полусвета. Недаром в лермонтовской пьесе баронесса Штраль говорит:

Как женщине порядочной решиться

Отправиться туда, где всякий сброд,

Где всякий ветреник обидит, осмеет;

Рискнуть быть узнанной.

И все же, почему так болезненно реагировал Арбенин на мнимую измену Нины? И почему цензура долго не пропускала «Маскарад» на сцену?

Дело в том, что в доме Энгельгардта творилось не только веселое маскарадное действо. На третьем этаже помещалась небольшая гостиница, то, что позднее называлось «номера». И бывало так, что легкий флирт, начавшийся в бальной зале, завершался этажом выше прямой изменой. К тому же широко известна была некрасивая история с княгиней Долгорукой, урожденной Апраксиной, которую государь Николай Павлович завлек в комнаты наверху и обесчестил. После этого отца княгини сделали сенатором, а императрица, для того чтобы пресечь слухи, настояла на том, чтобы император стал крестным отцом родившегося у княгини ребенка.

И слова князя Звездича в лермонтовской драме:

Там женщины есть. чудо.

И даже там бывают, говорят.

— были восприняты цензурой как намек на «события, действительно произошедшие в нашей столице».

Так что драма «Маскарад» увидела свет уже после смерти Лермонтова, в 1852 году.

А дом Энгельгардта пережил время расцвета и времена упадка. Во время последней войны в него попала бомба, и восстановили дом только в 1949 году. В 1970-х перестроили угол для метро. И, бывая на концертах в Малом зале Филармонии, напрасно искать следы веселого и легкомысленного прошлого дома Энгельгардта.

«Тут сани Печорина остановились. »

Самый «петербургский» роман Лермонтова — несомненно, «Княгиня Лиговская». Лермонтов начинает его писать в 1836 году в Петербурге, в доме Шаховского (Садовая, 41).

Он нанимает здесь квартиру для бабушки, сам живет в Царском Селе, но часто приезжает в Петербург. Описания улиц и площадей столицы, маршруты героев, места, где они живут, — все описано точно, даже скрупулезно. Так, главный герой романа Григорий Александрович Печорин служит в лейб-гвардии конном полку, манеж которого находится на Конногвардейском бульваре, и едет домой по Вознесенской улице (теперь Вознесенскому проспекту), затем «вдоль по канаве» (Екатерининский канал), по Невскому, Караванной и через Симеоновский мост по Фонтанке. Лермонтов поселяет Печорина в доме известного богача полковника Григория Кушелева (Фонтанка, 32). «Тут сани Печорина остановились у богатого подъезда с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящей обделкой». Возможно, выбор дома для Печорина не случаен — богач, меценат, баловень судьбы Григорий Кушелев был хорошо известен в столице. На акварели художника Людвига Премацци изображен кабинет Кушелева. Так и кажется, что, глядя на эту акварель, Лермонтов описывал обстановку кабинета Печорина.

Сейчас дом № 32 по Фонтанке занимает Дом детского творчества. Он был основан 6 ноября 1927 года, назывался тогда Домом детского коммунистического воспитания и располагался в доме № 19 по Владимирскому проспекту. С 1945 года Дом находится по адресу: наб. Фонтанки, 32. Его современное название — Дом детского творчества «Фонтанка-32».

Еще один герой романа «Княгиня Лиговская», бедный чиновник Красинский, живет где-то за Обуховым мостом. Потом там же поселит своих героев Достоевский. Действительно, это был убогий квартал, жители которого едва сводили концы с концами. И ресторация «Феникс», где встречаются Печорин и Красинский, находилась именно там, где ее помещает Лермонтов: «Феникс» — ресторация весьма примечательная по своему топографическому положению в отношении к задним подъездам Александринского театра».

Ну а завязка повести «Штосс» происходит в знаменитом музыкальном салоне Михаила Виельгорского на Михайловской площади. Помните? «У графа В. был музыкальный вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приема. »

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

История написания элегии «Смерть Поэта» М. Ю. Лермонтова

29 января (по новому стилю 10 февраля) в 2 часа 45 минут пополудни Пушкин скончался. Много лет спустя маститый ученый — академик Семенов-Тян-Шанский вспоминал, как его, в те дни десятилетнего мальчика, дядя его, цензор Семенов, лицейский приятель Пушкина, взял с собою на Мойку и там, возле дома поэта, в толпе, они видели Лермонтова. В эти часы, когда Пушкин прощался с друзьями, зарождалось одно из величайших творений поэзии. Написано оно было дома, у бабушки, на Садовой. К Лермонтову и Раевскому сошлись приятели, знакомые. Разговор идет только о Пушкине. А Лермонтов, не обращая внимания на споры и шум, пишет взволнованную элегию:

  • Погиб Поэт! — невольник чести —
  • Пал, оклеветанный молвой,
  • С свинцом в груди и жаждой мести,
  • Поникнув гордой головой.
  • Не вынесла душа Поэта
  • Позора мелочных обид,
  • Восстал он против мнений света
  • Один, как прежде… и убит!
  • Убит. к чему теперь рыданья,
  • Пустых похвал ненужный хор
  • И жалкий лепет оправданья?
  • Судьбы свершился приговор!
  • Не вы ль сперва так злобно гнали
  • Его свободный, смелый дар
  • И для потехи раздували
  • Чуть затаившийся пожар?
  • Что ж? веселитесь… он мучений
  • Последних вынести не мог:
  • Угас, как светоч, дивный гений,
  • Увял торжественный венок.
  • Его убийца хладнокровно
  • Навел удар… спасенья нет:
  • Пустое сердце бьется ровно,
  • В руке не дрогнул пистолет.
  • И что за диво? издалека,
  • Подобный сотням беглецов,
  • На ловлю счастья и чинов
  • Заброшен к нам по воле рока;
  • Смеясь, он дерзко презирал
  • Земли чужой язык и нравы;
  • Не мог щадить он нашей славы;
  • Не мог понять в сей миг кровавый,
  • На что он руку поднимал.
  • И он убит — и взят могилой,
  • Как тот певец неведомый, но милый,
  • Добыча ревности глухой,
  • Воспетый им с такою чудной силой,
  • Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
  • Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
  • Вступил он в этот свет завистливый и душный
  • Для сердца вольного и пламенных страстей?
  • Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
  • Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
  • Он, с юных лет постигнувший людей.
  • И прежний сняв венок — они венец терновый,
  • Увитый лаврами, надели на него:
  • Но иглы тайные сурово
  • Язвили славное чело;
  • Отравлены его последние мгновенья
  • Коварным шепотом насмешливых невежд,
  • И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
  • С досадой тайною обманутых надежд.
  • Замолкли звуки чудных песен,
  • Не раздаваться им опять:
  • Приют певца угрюм и тесен,
  • И на устах его — печать.

Он писал, и образы «Евгения Онегина» неотступно следовали за его мыслями. И прежде всего — сцена дуэли:

  • «Ну, что ж? убит», решил сосед. Убит.
  • И Лермонтов пишет:
  • Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит.
  • Убит, как Ленский — «поэт неведомый, но милый», воспетый Пушкиным и точно так же сраженный на поединке.

Сердце Пушкина Лермонтов назвал вольным, страсти — пламенными, дар — свободным и смелым. Он сказал, что Пушкин всегда восставал против света и потому убит. Он назвал его невольником чести, дивным гением, нашей славой. И, подумав о тех, кто травил и преследовал Пушкина, безотчетно нарисовал на полях профиль жандармского генерала Дубельта. Потом переписал стихотворение набело. И назвал его «Смерть Поэта».

Присутствующие приняли стихи так горячо, что Лермонтов, по существу еще не выступавший в печати, решается начать свой поэтический путь этим стихотворением, распространить его, ибо чувствует неодолимое желание громко, на всю страну сказать о Пушкине правду: великий поэт казнен рукою Дантеса по приговору аристократии. Стихи должны быть прочитаны тотчас, пока вереница людей проходит через квартиру, чтобы проститься с Пушкиным. Город ждет слова правды.

С помощью своих сослуживцев Раевский берется размножить стихи. И в тот же вечер они переписываются в несколько рук и уже на следующий день прокатываются по Петербургу, как эхо речей, которые раздавались в толпе, осаждавшей пушкинскую квартиру.

По словам современников, на Мойке в те дни перебывало около пятидесяти тысяч человек. Принимая во внимание численность тогдашнего населения Петербурга — около 300 тысяч — нетрудно представить себе впечатление, какое произвели на царя и на шефа жандармов эти десятки тысяч — шестая часть населения столицы. До Бенкендорфа доходят слухи, что во время перевоза тела в Исаакиевскую церковь почитатели Пушкина отпрягут лошадей в колеснице и повезут ее на себе. Что в церковь явятся депутации от мещан и студентов и будут сказаны речи. Шеф жандармов видит в этом манифестацию, проявление скрытых общественных сил. Вот почему гроб с телом Пушкина ночью тайно, под конвоем жандармов перенесен и поставлен не в Исаакиевской церкви, а в придворной, Конюшенной, куда будут впускать по билетам. Вот почему мертвого Пушкина отправляют из Петербурга в Михайловское тоже ночью и тоже в сопровождении жандарма.

В те дни на друзей Пушкина возведено опасное обвинение. Бенкендорф объявляет им, что Пушкин был главой тайного общества, «либеральной» или «демагогической» партии. А они — его друзья — заговорщиками, членами этой пушкинской партии. Это они ответственны за скопление публики. Это они хотели устроить Пушкину народные похороны, подобные тем, какие устроили республиканцы в Париже генералу Ламарку. Друзья Пушкина — Жуковский, Вяземский, Александр Тургенев — встревожены. Они стараются доказать, что никогда не замышляли против правительства, что Пушкин не был ни либералом, ни демагогом, а в зрелые годы стал человеком благонамеренным и умер, как подобает христианину и верноподданному. «Он был глубоко предан государю»,- стремится уверить царскую семью Вяземский. Ему вторит Жуковский. В своем известном письме о последних минутах Пушкина он изобразил благостную кончину поэта, примирившегося с престолом и с богом.

Цель Бенкендорфа достигнута. Друзья поэта, лучше других угадывающие тайных виновников его гибели, напуганы и, стремясь отвести от себя обвинения, создают ложный образ поэта — поэта, который на самом деле до конца оставался независимым и вольнолюбивым. Так под пером друзей возник образ официозного Пушкина. В своей переписке друзья поэта соблюдают предельную осторожность. И хотя Вяземский пишет, что Пушкина положили в гроб «городские сплетни, людская злоба, праздность и клевета петербургских салонов, безыменные письма», он вынужден тут же добавить, что это «неполная истина». Полную истину во всеуслышание объявил Лермонтов.

Биографии великих и известных людей

Дата рождения: 15 октября 1814 года
Дата смерти: 27 июля 1841 года
Место рождения: город Москва

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, драматург, Лермонтов М.Ю. — художник, офицер русской армии, родился 3 октября 1814 года в Москве. Его родители переехали в Москву из Тархан, а крестной стала бабушка, которая и дала ему имя Михаил. Именно его бабка, Елизавета Арсеньева, стала его первым учителем и воспитателем.

В бабушкином имении в Тарханах и прошло детство будущего великого поэта. Когда ему было десять лет началось путешествие на Кавказ, из которого мальчик принес с собой много впечатлений. В 12 лет он был отправлен в благородный пансион, где он начал сочинять стихи и всерьез увлекся чтением.

Обучение в пансионе заняло два года. В шестнадцать лет он поступил в университет Москвы. Уже в студенческие годы он продемонстрировал литературный талант. Именно в университете он начал писать много стихов. Университет Михаил не закончил, в 1832 году он решил прекратить обучение. Он сразу же переехал в Петербург, где пожелал поступить на третий курс Петербургского университета, но два года в московском учебном заведении не были аргументом для профессоров Петербурга и ему предложили начать обучение с первого курса. Для Лермонтова это было неприемлемо и он поступил в Школу прапорщиков. Бабушка оказала поддержку в этом его решении.

Его стихотворное творчество в период обучения в школе юнкеров и прапорщиков не было плодотворным, он целиком отдался прозе и много работал над романом «Вадим», который должен был показать пугачевщину, но Лермонтов так и не закончил это произведение.

Сразу же после окончания обучения в школе он пошел в гусарский полк. К этому времени он написал уже много стихов, но ничего не публиковал, хотя высший свет и офицеры прекрасно знали о таланте Лермонтова. Без его ведома в журнале «Библиотека для чтения» было опубликовано стихотворение «Хаджи Абрек». Лермонтов отнесся к этому весьма негативно и долгое время не желал публиковать свои стихи. Примерно в этот же период времени умер Пушкин. Известие глубоко потрясло Лермонтова, который был поклонником поэзии мастера. Михаил написал стих «Смерть поэта», которое повлекло за собой арест молодого поэта и расследование под надзором самого императора.

В защиту молодого поэта выступили друзья А.С. Пушкина, бабушка Лермонтова, которая привлекла все свои связи. Благодаря поддержке наказание не было суровым — он был разжалован из офицеров в прапорщики и отправлен служить на Кавказ в драгунский полк.

Его первая командировка на Кавказ была непродолжительной, но оставила на нем свой отпечаток. Поэту очень понравился дух Кавказа, жизнь горцев, местный фольклор и легенды. Это все стало основой для его последующего литературного творчества. Сразу же по возвращении в Петербург он написал «Мцыри» и «Демон», которые были сразу же опубликованы.

Стихотворение «Смерть поэта» обратило на него внимание общества, он уже был достаточно популярен и признан критиками, а потому его литературная карьера быстро пошла в гору. В 1840 году он участвовал в дуэли с Эрнестом де Барантом, которая закончилась без жертв, но все же стала основанием для повторной ссылки на Кавказ во время боевых действий. Теперь у него было время, чтобы начать работу над романом «Герой нашего времени», который Лермонтов задумал еще во время службы в драгунском полку на Кавказе.

Этот роман был издан в виде отдельных глав, затем в качестве отдельных повестей, а потом и в виде законченного романа. В 1840 свет увидел и единственный сборник стихов поэта, который вышел при его жизни.

В 1841 году Лермонтов приехал в отпуск в Петербург и повидался с друзьями и семьей. Он остановился в Пятигорске, где встретил Мартынова. Ссора между ними вылилась в дуэль, которая завершилась смертью Лермонтова. Короткая жизнь поэта была очень плодотворной, он написал актуальный и по сей день роман «Герой нашего времени», создал множество стихов, которые стали хрестоматийными.

В 1835 он выпустил знаменитую драму «Маскарад», которая впоследствии была экранизирована. Его вклад в литературу России трудно переоценить.

Важные вехи жизни Михаила Лермонтова:

— Родился 3 октября 1814
— Поступил в благородный пансион при московском университете в 1828
— Поступил в МГУ в 1830
— Перешел в петербургскую школу юнкеров и прапорщиков в 1932
— Публикация стихотворения «Смерть поэта» и начало первой ссылки на Кавказ в 1837
— Публикация поэм «Мцыри» и «Демон» в 1838
— Публикация первого сборника стихов Лермонтова и дуэль с Эрнестом де Барантом, ссылка на Кавказ в 1840
— Смерть поэта на дуэли в 1841

Занимательные факты из биографии Михаила Лермонтова:

— Первая подростковая любовь Лермонтова — девятилетня девочка, встреченная им на Кавказе — оставила на нем отпечаток на всю жизнь и в немалой степени стала причиной его любви к Кавказу
— Лермонтов считал, что русский фольклор наполнен большей поэзией чем француская словесность, хотя его первым учителем был француз Capet, который старался, но не сумел, привить ему любовь к французской литературе и языку
— Лермонтов был полиглотом и овладел несколькими иностранными языками самостоятельно, он читал в оригинале писателей из Англии, Франции и Германии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector