Справочник литератора

Правила русской орфографии

Дактиль

Дактиль (от греч. daktylos — палец) — трёхсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на первый из трёх слогов ( ). В античном стихосложении, откуда и взято это название, дактилем назывался стихотворный размер, стопы которого состояли из одного долгого и двух кратких слогов (— ).

Пример дактиля в русском стихе:

(М. Ю. Лермонтов, Тучи.)

* Ударный слог обозначается знаком , безударный слог — знаком .

Дактиль примеры стихов лермонтова

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

— 4-стопный (лирика, эпос),

— 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

— 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

— вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

— 2-стопный (в XVIII в.)

— 4-стопный (с XIX в.)

— 3-стопный (с XIX в.)

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (начало XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ли ручьи́ — __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Моро́з-воево́да дозо́ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Обхо́дит владе́нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (с середины XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!

(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).

х О дит

хо – значит хорей.

В слове хОдит два слога, а ударение на первом слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на первом слоге – это хорей.

до мб Ай

мб – значит ямб.

В слове домбАй два слога, а ударение на втором слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на втором слоге – это ямб.

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

Д – дактиль

АМ – амфибрахий

А – анапест

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

Д актиль

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

АМ фибрахий

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

А напест

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

Дактиль

Дактиль представляет собой одну из форм организации слогов в стихотворении. Стопа (элемент стихотворной структуры) дактиля состоит из трёх слогов, первый из которых является ударным. Если представить это в виде схемы, где «_» – безударный слог, а «!» обозначает ударный слог, то получим следующий вид:
! _ _

Сам термин пришёл из греческого языка; «daktylos» буквально означает «палец». Считается, что это название возникло в связи со сходством этой стопы и пальца руки: первая фаланга пальца длиннее остальных двух. Аналогично расположены слоги в дактиле, где первый слог более сильный и долгий, нежели другие два.

Литературоведы отмечают, что в русской силлабо-тонической поэзии XVIII века чаще встречались двухстопные дактили (схема: ! _ _ ! _ _ ). С XIX века были наиболее распространены трёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _ ! _ _) и четырёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _! _ _ ! _ _ ) дактили.

Для наилучшего запоминания размеры можно заучить фразу «Вырыта| дактилем| яма глу|бокая». Как видим, здесь представлен четырёхстопный дактиль.

Многие известные поэтические произведения написаны именно этим метром. Самое первое, что приходит на ум, когда речь заходит о четырёхстопном дактиле, это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи»:

Тучки не|бесные|, вечные |странники!
Степью ла|зурною|, цепью жем|чужною
Мчитесь вы|, будто как| я же, из|гнанники
С милого| севера| в сторону| южную.

Кто же вас| гонит: судь|бы ли ре|шение?
Зависть ли |тайная? |злоба ль от|крытая?
Или на |вас тяго|тит преступ|ление?
Или дру|зей клеве|та ядо|витая?

Вот ещё один пример стихотворения М. Ю. Лермонтова, написанного дактилем:

Я, матерь| божия,| ныне с мо|литвою
Пред твоим |образом|, ярким си|янием,
Не о спа|сении|, не перед| битвою,
Не с благо|дарностью|, иль пока|янием,

Не за сво|ю молю| душу пус|тынную,
За душу| странника| в свете без|родного;
Но я вру|чить хочу |деву не|винную
Тёплой за|ступнице| мира хо|лодного.

«Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвой…)».

В этих отрывках представлены полные стопы, содержащие ровно по три слога. Часто можно встретить строки, в которых последняя стопа укорочена на один-два слога. Примером этого может служить стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Звёзды закрыли ресницы». Оно написано трёхстопным дактилем. Особенность размера заключается в том, что в каждой строке есть как полные стопы, так и неполные, содержащие по 1-2 слога. Однако среди них есть ударные, поэтому такую стопу необходимо учитывать как полную.

Звёзды зак|рыли рес|ницы,
Ночь завер|нулась в ту|ман;
Тянутся |грёз вере|ницы,
В сердце лю|бовь и об|ман.

Кто-то во |мраке тос|кует,
Чьи-то ры|данья зву|чат;
Память бы|лое ри|сует,
В сердце — на|смешки и |яд.

Тени за|бытой уп|рёки…
Ласки не|давней об|ман
Звёзды не|мые да|лёки,
Ночь завер|нулась в ту|ман.

В другом стихотворении В. Я. Брюсова, «Ночью (Дремлет Москва, словно самка спящего страуса…» помимо стоп, характерных для дактиля, встречаются паузы и короткие стопы (хореи). Тем не менее, размер этого произведения всё равно соответствует пятистопному дактилю.

Дремлет Моск|ва, словно| самка спящего |страуса,
Грязные |крылья по |тёмной |почве рас|кинуты,
Кругло-тя|жёлые |веки без|жизненно |сдвинуты,
Тянется |шея — без|звучная, |чёрная| Яуза.

Чуешь се|бя в афри|канской пус|тыне на |роздыхе.
Чу! что за| шум? не ле|тят ли а|рабские |всадники?
Нет! ка|чая грузными |крыльями| в воздухе,
То прибли|жаются |хищные |птицы — стер|вятники.

Падали |запах зна|ком кры|латым раз|бойникам,
Грозен| голос| близкого к |жизни воз|мездия.
Встанешь, гля|дишь… а о|ни все кру|жат над по|койником,
В небе ж тро|пическом |ярко свер|кают со|звездия.

Многие произведения Афанасия Афанасьевича Фета написаны трёхстопным дактилем. Вот отрывки некоторых из них:

Ты гово|ришь мне: прос|ти!
Я гово|рю: до сви|данья!
Ты гово|ришь: не грус|ти!
Я замыш|ляю при|знанья.

Дивный был |вечер вче|ра!
Долго он |будет в по|мине;
Всем, — только| нам не по|ра;
Пламя блед|неет в ка|мине.

«Ты говоришь мне: прости…».

Зеркало| в зеркало,| с трепетным |лепетом,
Я при све|чах наве|ла;
В два ряда| свет — и та|инственным |трепетом
Чудно го|рят зерка|ла.

Страшно при|помнить ду|шой оро|белою:
Там, за спи|ной, нет ог|ня
Тяжкое |что-то над| шеею| белою
Плавает|, давит ме|ня!

«Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…».

Вот лёгкое и нежное стихотворение Ивана Андреевича Бунина, написанное четырёхстопным дактилем:

Тает, си|яет лу|на в обла|ках,
Яблоня| в белых, куд|рявых цве|тах.

Зыбь обла|ков и мел|ка, и неж|на,
Возле лу|ны голу|бая о|на.

В холоде| голых, проз|рачных ал|лей,
Пробует |цокать, тре|щит соло|вей.

В доме, уж |тёмном, в рас|крытом ок|не,
Девочка |косы плет|ёт при лу|не.

Сладок и| нов ей ве|сенний рас|сказ,
Миру рас|сказанный |тысячу |раз.

Благодаря использованному метру ритм произведения действительно кажется тающим: сначала звучит первый громкий ударный звук, а затем ритм ослабевает. При этом последняя укороченная стопа, состоящая из одного ударного слога, придаёт оптимистичный мажорный настрой.

Прекрасное стихотворение Анны Ахматовой «Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…») также написано дактилем.

Муза-сест|ра загля|нула в ли|цо,
Взгляд её| ясен и| ярок.
И отня|ла золо|тое коль|цо,
Первый ве|сенний по|дарок.

Муза! Ты |видишь, как| счастливы |все
Девушки|, женщины|, вдовы…
Лучше по|гибну на коле|се,
Только не| эти о|ковы.

Знаю: га|дая, и |мне обры|вать
Нежный цве|ток марга|ритку.
Должен на |этой зем|ле испы|тать
Каждый лю|бовную| пытку.

Жгу до за|ри на о|кошке све|чу
И ни о |ком не тос|кую,
Но не хо|чу, не хо|чу, не хо|чу
Знать, как це|луют дру|гую.

Завтра мне |скажут, сме|ясь, зерка|ла:
«Взор твой не| ясен, не| ярок…»
Тихо от|вечу: «О|на отня|ла
Божий по|дарок».

Что касается размера, то нельзя сказать, что он один и тот же на протяжении всего произведения. В нечётных строках видим четыре стопы, включая состоящую из одного ударного слога. В чётных насчитывается по три стопы, в том числе стопа, состоящая из одного ударного и одного безударного слога. В последней строке содержится всего две стопы дактиля, причём одна укорочена на один слог.

Известно, что в XVIII веке моду на дактиль задал А. П. Сумароков. Как видим, на протяжении всего XIX столетия эта мода не затухала: такие авторы, как И. А. Бунин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет пишут стихи этим размером. Эта тенденция даже перешла в XX век – многие авторы (А. А. Ахматова, В. Я. Брюсов, И. Северянин и другие) создают свои произведения, используя дактиль. Попытка обосновать применение этого метра с пролетарских позиций была предпринята в двадцатые годы прошлого века, когда размеренность дактиля сравнивали с ударами молота. Таким образом, дактиль является востребованным метром, который позволяет создавать самые различные стихотворения, как мажорные и ритмичные, так и мелодичные и романтичные.

Каким стихотворным размером строка «Тучки небесные, вечные странники»?

Каким стихотворным размером написана строка «Тучки небесные, вечные странники»?

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, за ним следуют два безударных.

Дактиль — он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое,
Как ключик Тортилы, оно золотое.
«Золото — золото», — вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете. — 4 года назад

Стихотворение М.Ю. Лермонтова написано трехсложным размером — четырехстопным дактилем. Обратите внимание на ударение. Первый ударный слог, два других — безударные. Четыре стопы. Вам в комментарии к вопросу привели прекрасный пример, как запомнить дактиль. Вообще Лермонтов изящно использовал дактиль в своих стихах.

Схематично будет выглядеть вот так:

Стихотворение «Тучки» написано 4-стопным дактилем (с ударением на первом слоге).

Вообще, трехсложный размер стиха широко входит в русскую литературу именно с лирикой Лермонтова. Эта, на первый взгляд, формальность, сравнима с переходом с 2D на 3D в современном кинематографе.

Третий слог придает строфе объем, трехмерность, которая и делает русскую поэзию поистине великой. Подлинно трагическая глубина, глубина человеческой души и глубина небес открываются в лирике Лермонтова именно благодаря трехсложным размерам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector