Образ России и народа в поэме Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не только сатира на Россию Чичиковых и Собакевичей, но это также и лирическая поэма о России — родине великого народа. Гоголь писал «Мертвые души» не как спокойный созерцатель жизни, а как горячий патриот, уверенный в великом будущем России, понимавший свой народ и ненавидевший все то, что мешало развитию народных сил.

В помещичьей и чиновничьей среде Гоголь не обнаружил ни одного порядочного человека. Она населена мерзавцами, мошенниками и пошляками. Полным контрастом предстает в изображении

Интересен рассказ Собакевича о достоинствах умерших крестьян, «словно бы они все живы и здоровы». Давно уже нет на свете непревзойденного умельца — печника Милушкина, или искуснейшего каретника Михеева, или чудо-сапожника Максима Телятникова, или Пробки Степана, могучей силищи мужика, или бойкого Еремея Сорокоплехина, приносившего оброку до пятисот рублей, а память о них жива. Чичиков, возвратившись в город, с необычным для него искренним волнением и юмором размышляет о горестной судьбе мужиков. Конечно, понимаешь, что это рассуждения не Чичикова, это лирический голос самого автора, который восхищается русским народом.

Человек из народа овеян у Гоголя поэзией, часто вызывает ассоциации с песней. Песня, в которую народ вкладывал свое сердце, свою печаль и свою мечту о свободной, счастливой жизни, проходит лирическим лейтмотивом через все эпизоды, где предстает перед нами образ Руси и ее народа. Любовь писателя к своей родине и к своему народу наиболее полно выразилась в пророческом уподоблении России со стремительно несущейся тройкой: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земле, и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Герцен высоко ценил патриотизм Гоголя, он писал, что «Мертвые души» — «удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный». Интересно, что Гоголь сам дал эскиз обложки для своей книги. Слово «поэма» он выделил самыми крупными буквами на фоне голов двух богатырей. Это был как бы подзаголовок. А весь рисунок представлял бричку Чичикова, бутылки, бокалы, танцующую пару и вьющиеся вокруг завитки со зловещими черепами — весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано светлым по черному.

Обложка точно передавала основную идею произведения. Черной силе «мертвых душ» противостояло светлое, жизнеутверждающее начало — мечта о счастливой России и свободном русском народе. «Широкие черты человека величаво носятся и слышатся по всей русской земле», — писал Гоголь.

Образ автора в поэме «Паломничество Чайльда Гарольда»

Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» — это лирический дневник поэта. В ней он показал свое отношение к жизни, свои философские взгляды. Поэта, с одной стороны, захватывает красота, яркость и многоплановость человеческой личности, а с другой — он отрицает одну за другой все основы европейской жизни, не находя в них высокого и вечного. Максимализм поэта-романтика, его непримиримое отношение к несовершенству, его неутомимое стремление к впечатлениям «иных миров», где, вероятно, можно достичь высокого идеала, вдохновили поэта на создание поэмы-путешествия. Португалия, Испания, Албания, Греция, Швейцария, Италия возникают перед читателем поэмы в ярких картинах, преисполненных и увлечения, и боли. Проблемы свободы и рабства, смысла человеческой жизни, цивилизации и варварства, любви и искусства, войны и мира, патриотизма и религии в поэме Байрона раскрылись не только в политическом, философском, психологическом и эстетичном планах, но также как личное переживание.

Чайльд Гарольд — сын в свое время. Уже в первой песне поэмы он теряет интерес к жизни и становится одиноким. Мир, который широко раскинулся перед «неугомонным беглецом» и показанный в захваченном рассказе автора поэмы, не развеивает его пасмурности, а побуждает искать смысл жизни и проклинать «пороки юных лет». Даже в любви Гарольд остается холодным и пасмурным. В песне о любви «Инессе» он изнемогает от тоски и не надеется, что его поймут. Автор поэмы, хотя и разделяет с Гарольдом тоску разочарования, но все равно окрылен жизнью, которая дарит путешествие. Роскошная природа Луситании, героическая Испания, морская буря и ясное небо, свобода и поэтическое вдохновение, свобода и освободительная война захватывают Байрона, его мир величественный, динамический, он чрезвычайно яркий рядом с бледными впечатлениями героя, который утомлен светом. Поэт преисполнен страсти в отношении ко всему, будто море во время бури, его до глубины души волнуют глубокие жизненные противоречия.

Поэт-романтик ищет справедливости в мире, который возникает в поэме как возможность гармонии, которая всегда остается недосягаемой. Волшебная природа Синтри соседствует с грязным Лиссабоном, мужественные и суровые испанцы вынуждены быть рабами иностранных завоевателей, веселая Севилья окружена кровавыми картинами войны, которая началась ради славы тирана. Героизм, смелость, способность на смертельный риск, присущи народу Испании, не завоевывают свободы. Байрон, такой непохожий на своего героя, также обреченный на разочарование, трагизм, одинокость. Стремление найти родную, верную тебе душу не находит отклика в целом мире. Погиб друг поэта, любимая далеко. Страдания переполняют душу. Но они морально не убивают поэта. Он и дальше верит в гармонию жизни, в то, что идеал все же таки где-то есть и отыскать его возможно и необходимо.

Свобода и любовь, природа и поэзия для Байрона даже в скорбном отчаянии остаются нетленными вечными ценностями.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков в обществе, говорит о Петербурге как о “среде”. Таким образом, в романе ставится вопрос о влиянии “среды” на человека, в данном случае о влиянии Петербурга на Раскольникова и на появление его теории.
С одной стороны, Достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период времени. Отличительной особенностью является топографическая точность изображения города, упоминание реальных мест, достопримечательностей Петербурга. Это создает эффект сопричастности происходящему, придает ощущение реальности. Даже жара, духота — исторически верные мотивы, современники отмечали необычайную жару в Петербурге летом 1865 года. С другой стороны, автор создает странную атмосферу полуяви; следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ. Мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества. Духота, на которой акцентирует внимание автор, — это символ безысходности, бесперспективности положения героев. Они мечутся по городу и не могут спастись от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа. С описанием каморки Раскольникова в романе появляется мотив тесноты, стесненности. Пульхерия Александровна сравнивает комнату сына с гробом, и это неудивительно. “На аршине пространства” живут и другие герои романа: Мармеладовы, Соня. Это герои самые “униженные и оскорбленные” в романе, а Лизавета, самое беззащитное и забитое существо в романе, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой. Теснота — явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане. Еще один мотив, который постоянно выделяет автор, — это мотив грязи на улицах, и не только. Петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, “вонючий, пыльный> зараженный городом воздух” — с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны — с другой. Не случайно Раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство. Фонтаны дают живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе. Возможно, Раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких. Мотив воды, однако, принимает зловещий характер: в реке пытается утопиться пьяная женщина.
С урбанистическим пейзажем в роман входят картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества. Автор поднимает проблемы, актуальные для современного ему Петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при помощи теории Раскольникова. Наиболее важными проблемами отягощена семья Мармеладовых. В этом “Преступление и наказание” перекликается со стихотворением Н. А. Некрасова “Утро”: те же проблемы пьянства, проституции, дуэлей, экономического расслоения городских жителей, мотив самоубийств. В романе оканчивает жизнь самоубийством Свидригайлов, другие герои делают попытки, пьет и погибает пьяным под колесами экипажа Мармеладов, “пошла по желтому билету” Соня и в общем-то то же самое собиралась сделать Дуня, заставляет просить подаяние своих детей Катерина Ивановна. Все эти герои — непосредственное окружение Раскольникова, город с его проблемами является той средой, в которой создается и находит себе применение теория Раскольникова. Петербург становится той сценой, на которой проходит жизнь героев. На улицы большого города выходят герои романа: и Катерина Ивановна с детьми, и Сонечка, и даже Раскольников приходит на Сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его.
Таким образом, автор создал в романе необычайный образ Петербурга — конкретную социально-бытовую картину и город символов одновременно. Традиция изображения Петербурга как города контрастов, города таинственного и в то же время конкретно реалистического, узнаваемого идет в русской литературе от Н. В. Гоголя, писателя “натуралистической школы”; Петербург Достоевского вместе с образом крупного столичного города ввел в роман особую атмосферу духоты, тесноты, грязи, жалкого существования героев и их проблем. Петербург, с одной стороны, та “среда”, в которой существуют герои, в которой берет свои социальные истоки теория Раскольникова. Хотя причина преступления главного героя заключается не в том, что эта “среда заела”, но, безусловно, атмосфера Петербурга психологически подтолкнула Раскольникова к преступлению.

193637 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Сочинение по произведению на тему: Образ Петербурга в произведениях Гоголя

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.
Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной. Они не понимают, не видят, не слушают меня. ” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.
“Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.
Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости. ”.
Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.
Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.
Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.
В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector