Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина

Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?

В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема -тема любви.Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов.Любовь захватывает все помыслы человека,все его силы.

Чтобы любовь не выдохлась,необходимо расстаться и навсегда,что происходит во всех рассказах Бунина.Все его герои живут в ожидании любви,ищут её и чаще всего,опалённые ею,гибнут.Любовь у писателя долго не живёт в семье,в браке,в буднях.Короткая,ослепительная вспышка,до дна озарившая души влюблённых,приводит их к трагическому концу гибели,самоубийству,небутию.В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты:душевная чистота,мечтательность,пылкое воображение,соединённая с непрактичностью и безволием.И яснее всего раскрываются они в любви.Все они относятся к женщине с сыновьей чистотой и благоговением.Готовность погибнуть ради любимой женщины,романтическое поклонение,рыцарское служение ей и в то же время недооценка себя,неверие.Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются местами с женщинами.Это энергичная,волевая «полесская колдуунья» Олеся и»добрый,но только слабый»Иван Тимофеевич,умная,расчётливая Шурочка Николаевна и «чистый,милый,но слабый и жалкий» подпоручик Ромашов.Все эти купринские герои с хрупкой душой,попавшие в жестокий мир.

Через всё творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и прекрасного чувсва.»Всякая любовь-великое счастье,даже если она не разделена»- эти слова из рассказа «Тёмные аллеи» Бунина могли бы повторить все герои.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Школьные сочинения по литературе

Тема любви в произведениях
И. А. Бунина и А. И. Куприна.

К. Г. Пуастовский писал: «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание».

Произведения П. А. Бунина и А. И. Куприна охватывают различные аспекты любви. У некоторых персонажей это чувство вызывает ощущение полёта, у других – наоборот: ощущение близкое к печали. Ни одна из историй не похожа на другую, в каждой есть своя изюминка, ведь любовь многолика в своём проявлении. И чаще всего она необъяснима, ведь когда любят по-настоящему, никогда не могут объяснить за что именно, за какое качество любят человека, а любят просто за то, что он существует. В рассказе И. А. Бунина «Грамматика любви» некто Ивлев узнаёт именно о таком необъяснимом чувстве. Он пытается понять, что именно испытывал к Лушке помещик Хвощинский, что после смерти возлюбленной обрёк себя на одиночество и «больше двадцати лет просидел на кровати» в её комнате. Это «сложное чувство» не покидало душу несчастного помещика до самой его смерти. Рассказ «Грамматик любви» относится к той серии рассказов, которые не раз доказывают, что поистине настоящая любовь несёт за собой чаще всего печальные конец. Но есть в ней своё счастье, ведь не каждому человеку даётся в жизни этот великий мир. В рассказе А. И. Куприна «Олеся» счастье главных героев тоже длится недолго. Время, когда они находились вместе, принесло им много теплоты и нежности друг другу, подарило им обоюдную возможность почувствовать, что они кому-то дороги и очень нужны, ощутить на себе заботу любимого человека. Эти светлые мгновения не заменимы ни чем другим, они уникальны и неповторимы. Ни одна любовь не проходит без самопожертвования, если она действительно любовь. Главная героиня Олеся во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу не боится жизненных обстоятельств, которые пытаются помешать их счастью, и несмотря на внутренний страх идёт в церковь. Это ещё раз доказывает, что если человек уверен в своём чувстве, то никакие преграды ему не страшны, и ни один недоброжелатель не сможет уничтожить те великодушие, нежность и преданность, давно упрочившие своё место человеческом сердце. И пусть даже герои не смогли быть вместе так, как они всегда мечтали, всё равно они сохранили свою духовную чистоту и благодарны судьбе за посетившее их души чувство, за то самое чувство, которое сильнее смерти.

«Свет» и «печаль» — это неразделимые понятия в любовных рассказах И. А. Бунина и А. И. Куприна. И часто за счастливо проведённым безоблачным временем над головами героев нависают нескончаемые тучи препятствий, жизненных обстоятельств и непонимания общества. В рассказе «Солнечный удар» И. А. Бунин знакомит читателей с необычным, но вполне жизненным случаем, когда из случайной, ни к чему не принуждающей встречи, выросло и окрепло стойкое чувство. Именно оно заставило главного героя поручика чувствовать себя «постаревшим на десять лет». Тот свет, что был пролит на его жизнь «слишком большой любовью, слишком большим счастьем», постепенно меркнул. Поручик не знал ни имени, ни адреса возлюбленной. «Розовый пароход» унёс её навсегда из жизни поручика, тем самым, дав ему почувствовать себя единственным, «так страшно несчастным во всём городе». Не просто печально, а даже трагично завершается и рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главная героиня Вера Николаевна, как и все женщины, мечтала о сильной любви, на которую, как заметил генерал Аносов, уже больше не способны мужчины. Но именно с таким по силе чувством и уготовила ей встречу судьба. Вера Николаевна уже давно чувствовала к мужу ни что иное как «прочную дружбу» и пыталась соответствовать достойной хозяйке имения: «делать приёмы, хорошо одеваться и т. д.». Письма от загадочного Г.С.Ж. помогли ей снова почувствовать себя дорогой кому-то и любимой. А для незнакомца Желткова Вера была единственной радостью в жизни. И как впоследствии заметил и сам муж Веры: «… он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим… Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают…». Но тогда окружающие в поведении незнакомца видели лишь нечто позорное, и в одном были точно уверены, что «жалеть его нечего». Общество «произнесло» своё последнее слово, свой приговор, тем самым, только приблизило Желткова к логическому завершению его страдания. А ведь он ничего не требовал от возлюбленной, он был способен на самоотдачу и ничего не просил взамен. Светлое чувство привело страдальца к печальному концу, а Вера Николаевна почувствовала, что истинная любовь, к которой она стремилась, «прошла мимо неё».

Я считаю, что взгляд Бунина и Куприна на чувство любви похож: оба писателя в своих рассказах не раз проносили идею о том, что это преданное чувство подчас становится единственным смыслом жизни и зачастую приводит к трагедии (у Хвощинского в рассказе «Грамматика любви», у Желткова в рассказе «Гранатовый браслет»). Но есть в их мнении и различие. А. И. Куприн изображает любовь более поэтично и красиво, ставит акцент на самопожертвовании героев, на их нежном и чистом отношении друг к другу. Бунин изображает любовь разную: в его произведениях есть как исключительная преданность помещика Хвощинского, так и «псевдолюбовь» Мити и Кати. Мне ближе купринское изображение этого чувства. В его творчестве любовь не существует без романтичных и тонких отношений, без чуткого понимания человеческого сердца.

Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)

Тема любви в произведениях писателей рубежа 19-20 веков особенна – зачастую она окрашена в пессимистические, даже трагические тона. Чехов, Бунин, Куприн – все они испытывают тоску по настоящей, сильной, искренней любви, однако не видят ее вокруг себя. По мнению этих художников слова, современные им люди разучились любить, они эгоистичны и корыстны, душа их черства, а сердце холодно. Но потребность любить заложена в человеке от природы. Именно поэтому почти все герои Чехова, Бунина, Куприна несчастны: они стремятся к любви, но не могут ее постичь.
Однако эти писатели убеждены, что любовь – самое яркое и счастливое, что может быть в жизни каждого человека. И в своих произведениях они показывают примеры такой любви. С огромной силой меня поразили рассказ А.П. Чехова «О любви» и рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Они о разном и, в то же время, об одном и том же, В рассказе Чехова говорится о том, что люди, не решаясь изменить свою жизнь, навсегда остаются несчастными, упускают свою любовь.
Помещик Алехин рассказывает историю. Он был влюблен в замужнюю женщину – Анну Алексеевну. Эта воспитанная, умная, начитанная дама была женой посредственного, серого человека, которого, по сути, и не любила. Что держало ее рядом с ним? Привычка, страх перемен, страх серьезного поступка? Хотя симпатию и родство душ с Алехиным героиня начала испытывать почти сразу. Но выбрала рутинную жизнь. Со временем у нее появляются двое детей, и она продолжает жить с нелюбимым человеком.
Герои даже не говорили о своем чувстве. Зачем? Ведь все равно они не решились бы что-то поменять. И только отъезд любимой заставляет Алехина признаться ей: «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, — о, как мы были с ней несчастны! — я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить». Но было уже поздно – герой потерял свое счастье навсегда.
Рассказ же Бунина «Кавказ» показывает обратную ситуацию. Героиня и герой решились убежать от мужа героини. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.
Кавказский пейзаж резко контрастировал с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастировало и душевное состояние героев. Здесь они были вместе, на фоне этого солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте».
Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву, к привычной и постылой жизни.
Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» — тот человек, который любил героиню, и про которого упоминалось лишь вскользь.
Этому человеку отданы лишь финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.
О величайшей потребности любить рассказывает нам и Куприн. Его герой Желтков («Гранатовый браслет») – то счастливчик, которому было подарено умение любить. Этот человек испытывает великое чувство к замужней женщине, стоящей выше его по социальному положению. Никогда Желтков не сможет соединиться с ней, однако это для него не главное. Этот человек счастлив тем, что видит Веру Николаевну, дышит с ней одним воздухом, иногда может слышать ее голос. Ради своей любви, из-за нее Желтков уходит из жизни, в последний миг обожествляя свою любимую: «Да святится имя твое».
Герои Бунина любят немного по-другому. Их чувство – это яркая вспышка, любовь-страсть, которая непременно проходит, иногда сменяясь трагедией («Темные аллеи», «Холодная осень», «Кавказ» и др.). Любовь, по Бунину, часто разрушает, калечит, убивает. Но все же — это самое великое, самое высокое и божественное, что доступно человеку на этой земле.
В этом с Буниным солидарны и Чехов, и Куприн. Любовь – божественный дар, за которой нужно быть благодарным всевышнему. Без этого чувства жизнь пуста и никчемна. И пусть иногда любовь выглядит как порок, разрушающий, испепеляющий, уничтожающий. Однако поистине несчастны те, кто не способен испытать этого порочного и, одновременно, божественного чувства.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / О любви / Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)

Смотрите также по произведению «О любви»:

Что значит быть счастливым?

Диспут по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

Современный ритм жизни заставляет учителя менять подходы к организации урока литературы. Многие преподаватели уже не представляют себе работу без использования компьютера. Это объясняется тем, что новые информационные технологии обеспечивают насыщенность занятия, доступность, наглядность, способствуют лучшему усвоению материала, повышению интереса к предмету.

Сегодня школьнику надо уметь не только делать доклады, вести репортажи, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах по возникающим морально-этическим проблемам, быть оппонентом в споре. На этом уроке знакомимся с правилами корректного ведения диспута.

Статья опубликована при поддержке компании «ДиВиКонсент», предлагающей компьютерную технику ведущих мировых производителей организациям в Минске и Республике Беларусь. В каталоге на сайте dvk.by представлен широкий ассортимент ноутбуков и персональных компьютеров, мониторов и моноблоков, принтеров и многофункциональных устройств. В «ДиВиКонсент» также стоит заглянуть, если Вам необходимо купить проектор для школы, проекционный экран или интерактивные доски. На все представленные в каталоге товары имеется официальная гарантия сервисных центров производителей. Обратите внимание, что технику могут приобрести только юридические лица и ИП и только по безналичному расчету.

О формление класса, микроклимат должны быть располагающими к диспуту. Стулья, столы можно поставить парами. На уроке используются технические средства: персональный компьютер и мультимедийный проектор (для презентации в Microsoft Power Point.)

Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами корректного спора. (Переход к слайду 2; слайд 1— тема урока.)

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.

4. Я пересказываю фразу, что мне не вполне понятна.

5. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

6. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы.

7. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание 1 .

Отмечаю, что эти правила нужно воспринимать не как требование извне, а как внутренние установки: это облегчает их восприятие и принятие.

Н ет более популярной темы на телевидении, в кино, литературе, чем любовь. Ежегодно миллионы пар с сияющими глазами приходят в загс и церковь и в торжественной обстановке клянутся любить друг друга до конца жизни. Для некоторых брак действительно становится бесценным приобретением. Для других он просто терпим. Через короткий промежуток времени они начинают понимать, что совершенно не выносят совместную жизнь.

— В чём же дело? При каком условии любовь может быть длиною в жизнь? (Учитель должен вести диалог, заостряя противоречия или задавая вопросы репродуктивного типа: “Что будет, если. ” и т.п. Учащиеся высказывают свою точку зрения.)

Учитель. Разница в том, что одни семейные пары строят свой союз на любви, а другие — на увлечении. Такие браки длятся недолго. Нами прочитаны замечательные рассказы, которые и дают предмет для спора. (Работа в группах. Предлагаю по желанию сформировать круг общения.)

Вопросы для обсуждения (переход к слайду 3)

  • Что такое счастье?
  • Сколько раз в жизни может любить человек?
  • Какие ассоциации вызывает у вас слово “семья”?
  • Следует ли прислушиваться к мнению других, например родителей, когда любишь?
  • Что делает людей родными?
  • Правда ли, что любят одних, а женятся на других?
  • Сколько правды в народной мудрости “Стерпится — слюбится”?
  • Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке?
  • Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?
  • Свободная любовь — признак прогресса или упадка общества?
  • Когда человек по-настоящему счастлив? 2

В течение десяти минут работа в группах, затем каждый в споре утверждает свою точку зрения.

Учитель. Часто говорят, что любовь нужно подтверждать поступками. Давайте проверим это утверждение, обратившись к рассказу И.Бунина «Кавказ».

— В чём счастье и несчастье героев рассказа?

— Что он оставляет в душе читателя?

— Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

— Можно ли простить измену?

— Может ли человек по своей воле уходить из жизни?

Далее учитель приводит слова одного из героев Максима Горького: “Лежала на мне гора обид. Дышать не мог. А как простил, — нет горы, от обид ничего не осталось”.

— Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения.

(Совмещая идеи, можно попытаться дать новое понимание проблемы прощения.)

Учитель. В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться? (Еккл. 4, 9–11). Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ А.Куприна «Куст сирени».

— Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»?

— Что вас тронуло в этом произведении?

— Счастлива ли Вера Алмазова?

— Назовите произведения о любви, самоотверженности, которые читали раньше.

— Что их объединяет, а что рознит?

Учитель. Семья — простейшая форма единения людей. В семье человек усваивает народные традиции и мораль. Семьёй ограничивается сфера деятельности женщины. Согласны ли вы с этим утверждением?

(Учащиеся приводят альтернативные идеи.)

Давайте вспомним рассказ А.Чехова «О любви».

— В чём суть рассказа?

— Ваши предположения о развитии событий. По каким приметам вы сделали такие выводы?

— Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”

Учитель. Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, как должна быть выстроена семья. Попробуйте записать свои советы. А теперь посмотрите на следующий слайд. Согласны ли вы с такими утверждениями? (Переход к слайду 4.)

  • Никогда не пилите друг друга, умейте прощать;
  • не пытайтесь перевоспитать друг друга;
  • не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних;
  • научитесь ценить друг друга;
  • оказывайте друг другу знаки внимания;
  • будьте вежливы, общительны;
  • помните только хорошее;
  • берегите здоровье своё и родственников.

А сейчас обратимся к письмам великих людей, адресованным любимым женщинам. (Переход к показу слайдов 5–7.) Поищем мудрости и в афоризмах о любви (слайд 8).

Любовь в письмах выдающихся людей XIX века

“Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один. Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь — тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье.

Наполеон Бонапарт — Жозефине, 3 апреля 1796 года

Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя — и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться.

А.С. Грибоедов — жене Нине. 24 декабря 1828 года

Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы — одно заблуждение и безумие.

А.С. Пушкин — Н.Н. Гончаровой, март 1830 года

Любовь и брак в высказываниях и афоризмах

Любить — значит делать добро.

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви — это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому.

Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.

Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

Хороший брак покоится на таланте к дружбе.

То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценностной важности брака.

Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как.

Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали.

— Какая мысль понравилась вам больше всего? Запишите её в тетрадь, сопроводив своими комментариями.

Обобщение

— Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе?

— Что нового вы поняли, осознали?

Примечания

1 Морозова М. Диалоговые технологии в воспитательном процессе // Воспитание школьников. 2006. № 7.

2 Абозина Г.А. Поговорим ещё раз о любви // Классный руководитель. 2007. №1.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector