Урок развития речи — Что такое аннотация и как её составить — методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами

Скачать:

Вложение Размер
annotaciya.gorbunova.docx 24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое аннотация и как её составить.

Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами;

Задачи: — формировать умения: анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;

– развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;

– воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.

Оборудование : индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации); карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

диагностические карточки; выставка книг.

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап.

— Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.

К а лендарь, я н варь, и н ей, ш о ссе, с т олица, н а тюрморт, о ц енка, б и ография, р я бина.

— Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).

— Кто написал без ошибок?

— Кто допустил 1-2 ошибки?

— Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.

— Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)

— Проверим. (Слайд № 1)

— Определите тему урока.

— Запишите название темы в тетрадь (Слайд № 2)

-Попробуйте сформулировать цели урока. (Познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).(Слайд № 3)

III. Работа по теме урока.

1 ) Мотивация необходимости знаний по данной теме.

— Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем , когда Вы станете грамотными читателями.

2) Подготовка к восприятию нового материала .

— Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг(выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

— Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.

— Предположите, что означает слово «аннотация».

— Что Вам в этом поможет? (Толковый словарь).

— Найдите это определение и запишите его в тетрадь.

3) Знакомство с понятием «аннотация».

— Прочитайте определение, которое Вы нашли. (Аннотация – короткая характеристика книги.) (Слайд № 4)

— Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о чем?

— Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

— Проверьте, есть ли аннотации в твоих учебниках по литературному чтению и окружающему миру? (работа в парах)

— Ка догадались, что это аннотация?

— Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.

4) Аналитическое чтение аннотации.

— Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?(карточки)

Маленькая девочка нездорова: она равнодушна к жизни. Отец и мать готовы исполнить любой ее каприз, но беда в том, что у девочки нет капризов. Но однажды она захотела. слона. Может ли ее желание исполнится? Об этом знает только родительское сердце.

— Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация? ( «Слон» )

— Кто автор этого произведения? ( А.Куприн).

5) Сопоставительный анализ аннотаций.

— Давайте сравним одно и то же произведение и найдём отличие. (карточка)

А . В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке, которые отправились из Москвы в тайгу, где работал их отец.

Б. Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к Синим горам, где работал их отец. Какой интересной

была эта поездка!

— Что вы прочитали? (аннотацию)

— Докажите, что это аннотация.

— О каком произведении идёт речь в этих аннотациях? («Чук и Гек»)

— Кто автор этого произведения? ( Аркадий Петрович Гайдар)

— В чем отличие аннотации под буквой А от аннотации под буквой Б?

— В какой из аннотаций автор постарался заинтересовать читателя?

— Как он это сделал? (Включил в аннотацию собственную оценку произведения)

— Итак, что такое аннотация? Где находится аннотация?

— Евдокия Васильевна предлагает нам познакомиться с аннотациями к разным книгам. ( учебник,с73)

— Вы помните произведения Виктора Драгунского? Какие?

-Прочитай аннотацию к сборнику Виктора Драгунского «Денискины рассказы».

«В книгу вошли весёлые рассказы для детей».

— Подходит ли эта аннотация к сборнику «Денискины рассказы?» Почему Вы так считаете?

— Виктор Драгунский действительно писал весёлые рассказы для детей? Докажи.

— Это пример очень короткой аннотации.

— Выскажите предположения, а как же сделать аннотацию более подробной?

-Узнаем, правы ли мы были. Воспользуйся советами Летучей Мыши. (с.74) (Можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник; назвать имена главных героев и указать, что они школьники). (Слайд № 5)

— Дополни короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского. Пользуйся советами Летучей Мыши. (В книгу вошли веселые рассказы для детей: «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства» «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска.)

IV. Физминутка для глаз. (слайд № 6)

6) Составление аннотации по книгам (групповая работа). Игра «В библиотеке».

— Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке».

— Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге.

— В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию: (Слайд № 7)

1. Писатель….. рассказывает о ……..

2. Удивительные события происходят в книге………

3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.

4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………

— Но вы можете самостоятельно составить план своего выступления.

— Я выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения.

1 группа — П.Ершов «Конек -Горбунок»

2 группа – Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

3 группа – Русская сказка «Крошечка — Хаврошечка».

— После выступления каждая группа должна дать оценку выступлениям своих товарищей.

— Вспомните, как правильно оценить выступления. (оценивая выступления своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.)

— Оценку выступления можно давать по плану:

1. Соответствует ли доклад заданной теме? Определи главную мысль этого сообщения.

2. Что ты узнал нового из выступления своего товарища?

7)Работа в группах.

8) Прослушивание диалогов .

-Итак, один из Вас – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге. Не забудьте о правилах этикета!

— С каким понятием мы сегодня познакомились?

— С помощью теста я проверю, как вы усвоили эту тему.

— Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов.

1. Аннотация – это …

у) краткий пересказ содержания;

б) подробное изложение текста.

2. Какие сведения может содержать аннотация?

р) сведения об авторе;

т) иллюстрации к произведению;

а) краткое содержание;

г) перечень всех героев произведения;

— Назовите буквы правильных ответов (УРА!) (Слайд № 7)

— Что Вам понравилось на уроке?

— Что оказалось трудным?

VII. Домашнее задание.

— Дома Вы прочитаете в учебнике (с.75 упр.29) аннотацию к знаменитой книге Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» и дополните её. Чтобы дополнить аннотацию, Вам нужно будет выяснить, как называются все три повести о Малыше и Карлсоне, и указать в аннотации эти названия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится совместно с психологом.

Урок русского языка по теме «Порядок разбора глагола по составу» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по ОС «Школа 2100″Урок разработан согласно требованиям технологии построения урока .

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» и презентацию к нему.

презентация к уроку развития речи 2 класс «Что такое текст» «Перспективная начальная школа» работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне».

презентация к уроку русского языка 2 класс «Урок развития речи. Составь загадку».

Учебно-методический комплект по русскому языку.

Сформировать четкие представления о хороших и плохих поступках;Формировать умение налаживать контакт с окружающими;Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость.

Что такое аннотация и как её написать

Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация в книге обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).

Образец аннотации:

Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989.-С. 44–60. Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Образцы клишированных аннотаций:

В книге исследуется (что?).

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?).

В монографии дается характеристика (чего?).

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как.

В книге анализируется (что?).

Главное внимание обращается (на что?).

Используя (что?), автор излагает (что?).

В книге дается (что?).

Особое внимание уделяется вопросам (чего?).

В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?).

Показывается (творческий) характер (чего?).

Устанавливаются критерии (чего?).

В книге подробно освещаются (что?).

В статье на основе анализа (чего?) показан (что?).

В заключение кратко разбирается (что?).

По материалам: «Культура устной и письменной речи делового человека:
Справочник. Практикум».-М.:Флинта: Наука, 2000.

При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Как написать аннотацию к статье?

Соискатели ученой степени, аспиранты и многие студенты знают, что научная статья должна сопровождаться аннотацией. Но далеко не все знают, как именно написать аннотацию к статье. В начале учебы это вполне объяснимо, но даже солидные ученые зачастую не придают большого значения аннотациям. Они сотрудничают с редакторами и копирайтерами, которые отлично знают, как пишется аннотация к статье, и берут на себя все технические тонкости. А молодые авторы пытаются написать аннотацию к статье самостоятельно, допуская много ошибок. Ошибки эти достаточно типичны, но они препятствуют продвижению статьи, ее одобрению научным сообществом и даже развитию карьеры перспективного специалиста.

Однако, насколько несправедливым это ни покажется, толковая статья может оказаться недооцененной из-за неправильной аннотации. Чтобы не получать свой текст на доработку, не тратить драгоценное время и нервы на мартышкин труд, лучше раз и навсегда выяснить, как правильно пишется аннотация к статье, запомнить и/или сохранить примеры аннотаций. Шаблоны аннотации к статье достаточно просты и лаконичны, но пользоваться ими нужно грамотно, чтобы не множить бессодержательные и безликие фразы, не раскрывающие сути вашей работы. Это касается написания аннотации к статье как на русском, так и на английском языке.

Что такое аннотация? Что пишут в аннотации к статье?
Аннотация – это сочетание краткого содержания и объективной характеристики текста. Аннотациями сопровождаются тексты разного стиля и жанра: книги (монографии и сборники), статьи, рукописи и публикации. Аннотации нужны читателям, редакторам, составителям, рецензентам и самим авторам, чтобы получить представление о предстоящем чтении, помочь в выборе, классифицировать и не потерять статью среди других на похожие темы. На первый взгляд, аннотацию легко перепутать с резюме, но между ними есть принципиальная разница. Аннотация всегда располагается перед началом текста, даже если содержит некоторые выводы. Есть и другие характерные особенности аннотации:

  • Главная цель аннотации – передать тему и основную мысль статьи, ее важнейшие тезисы и отличия от других статей аналогичной тематики. Аннотация должна продемонстрировать особенности статьи с точки зрения ее назначения и содержания, новизну, актуальность и уникальность, при этом не цитируя и пересказывая текст.
  • Аннотация выполняет поисково-информационную функцию: отражает релевантность статьи заданной теме. Это особенно важно в современном научном мире, где поиск информации осуществляется автоматическими компьютерными системами по заданным алгоритмам.
  • Объем аннотации небольшой, как правило, он не превышает 500 печатных знаков (включая пробелы и знаки препинания). Это оптимальный объем для не затянутой передачи сути статьи, поэтому он рекомендован к использованию согласно ГОСТ 7.9-95 СИБИД (для русскоязычных статей) и принят во всем мире.
  • Аннотация помещается перед статьей или в самом ее начале – это общее правило для всех научных журналах, отечественных и зарубежных. Аннотация к статье на русском языке озаглавливается буквально: «Аннотация». Аннотация к статье на английском языке подается под заголовком «Abstract».
  • Аннотация обязана быть объективной. Увлеченность автора темой статьи – это хорошо для процесса работы, но неприемлемо в формате аннотации. Лаконичность и формулировки по существу – достоинства хорошей аннотации к статье. Субъективное мнение разрешается выражать только авторитетным рецензентам, но никак не автору публикации.

Соблюдение этих формальных требований позволяет написать аннотацию к статье правильно, но форма не должна подавить содержание. Создавая аннотацию к статье, старайтесь как минимум заинтересовать, а как максимум – убедить реципиентов в важности вашей работы. Хороша аннотация – это своего рода «реклама» статьи, ее анонс и тизер, но крайне сдержанный и интеллигентный, рассчитанный на соответствующую аудиторию.

Как писать аннотацию к статье? Оформление аннотации
Осознание того факта, что успех и принятие научной статьи во многом зависят от качества аннотации, не должно вас пугать и/или тем более мешать объективно оценивать работу. Приступая к созданию аннотации к статье, руководствуйтесь такими правилами:

  1. Чтобы верно сформулировать главную мысль статьи для аннотации, задайте себе вопрос: «О чем я хочу сказать читателям? Какую нужную и полезную информацию мне нужно донести до аудитории?». Выделите только принципиально важные сведения, основные положения, и без сожалений оставляйте «за кадром» все остальное, менее выразительное. Тот, кто заинтересуется статьей по аннотации, прочитает текст полностью, но именно яркая, цепляющая аннотация побудит его к этому.
  2. Хорошо представляйте себе читательскую аудиторию, включая редакторов и рецензентов. Старайтесь писать так, как понятно и привычно именно этим реципиентам. Придерживайтесь научно-делового стиля текста, используйте пассивные речевые конструкции («прослеживается идея», «раскрывается проблема» и т.п.). Но не злоупотребляйте узконаправленными терминами, чтобы аннотация легко воспринималась даже на слух и была понятна, в том числе, даже не специалисту в вашем вопросе.
  3. Аннотация объемом около 450-500 печатных знаков (но не больше 600 печатных знаков) должна уместиться в 4-6 предложений, информационно емких и не повторяющих друг друга по смыслу. Ключевые слова для поиска статьи желательно располагать во втором и/или третьем предложении аннотации. Ключевые слова аннотации должны конкретизировать тему и область изучения статьи.
  4. Поместите аннотацию в начале статьи, но после ее заголовка, имен авторов и перечня ключевых слов статьи. В теле аннотации обойдитесь без цитирования и списков, используйте обобщающие формулировки без подробностей. Завершите аннотацию своими (автора) контактными данными, которые могут понадобиться редакционному коллективу, рецензентам и другим заинтересованным лицам. Информацию для связи не обязательно, но желательно уместить в общие 500 знаков аннотации.
  5. В аннотации к статье откажитесь от пустых фраз, не несущих осмысленного содержания. Экономьте свое и читателей время, лучше сообщите нечто оригинальное о статье и работе над ней, укажите важные фактические материалы, наглядно иллюстрирующие текст, результаты труда и некоторые выводы. Если статья получила практическое применение, не забудьте упомянуть об этом.

Тем не менее, в оформлении аннотации к статье применяются устойчивые выражения и стандартные речевые конструкции, которые встречаются повсеместно, но продолжают использоваться. Это своего рода «костыли» для авторов и читателей, помогающие первым направить свою мысль в нужное русло, а вторым – быстро найти заключительные выводы. Не стоит отказываться от стандартизированных фраз полностью, но ваших силах выбрать наиболее разумные из них. Например: «Статья посвящена исследованию. »; «Особое внимание уделяется. »; «Основное содержание исследования заключается в…»; «Оригинальный авторский взгляд будет интересен специалистам в области. » и т.п.

Пример аннотации. Образец аннотации к статье
Для лучшего понимания задачи прочтите эту аннотацию к статье. Не используйте ее как шаблон в собственной работе, или хотя бы заменяйте стереотипные формулировки другими, более подходящими по смыслу именно в вашем случае:

Как видите, в этой аннотации нет цитат, лишних определений и сложных терминов. Аннотация кратко и по сути передает основное содержание научной работы и дает представление об авторском подходе.

Как написать аннотацию к статье на английском языке?
Сотрудничество с зарубежными научными учреждениями и публикации в англоязычных изданиях требуют сопровождения статей англоязычными аннотациями. Аннотация на английском языке адресована читателям, не владеющим русским языком, поэтому должна быть максимально грамотной и адекватной тексту статьи. Написать аннотацию на английском правильно не так сложно, как кажется на первый взгляд:

  1. Требования к содержанию и оформлению аннотации на английском и русском языках не отличаются. Потому, если у вас уже готова добротная аннотация на русском, можно перевести и отредактировать ее, а не писать заново.
  2. Перевод аннотации на иностранный язык желательно доверить профессиональному переводчику, специализирующемуся на текстах научной стилистики в рамках вашей специальности. Это также может быть ученый, хорошо владеющий английским языком.
  3. Если у вас нет возможности обратиться к переводчику, попробуйте воспользоваться программой для автоматического перевода текстов. Выбирайте качественную программу, позволяющую настраивать стиль текста и выбирать уровень сложности перевода. После автоматического подстрочного перевода непременно вычитайте полученный текст и внесите правки.
  4. Никогда не используйте и/или не отправляйте рецензентам (читателям, в редакцию и т.п.) неотредактированный, «сырой» вариант аннотации после автоматического переводчика. Найдите возможность показать аннотацию носителям языка и узнать, насколько текст удобочитаем и понятен.
  5. Аннотация к статье на английском языке, как и на русском, содержит некоторое количество стандартных опорных фраз. Используйте их для облегчения своей работы: «The article is about…»; «Much attention is given to…»; «The article gives a detailed analysis of…»; «The article is important because…» и т.д.

Как видите, написать аннотацию к статье не так уж просто, но вполне возможно, если подойти к этой задаче обдуманно и не лениться. Написание статьи не освобождает автора от необходимости знакомить читателей со своей работой, продолжать развитие темы и контактировать с другими специалистами, прямо или косвенно заинтересованными в сотрудничестве. Поэтому мы надеемся, что вам удастся написать по-настоящему информативную аннотацию к статье и получить позитивную обратную связь от аудитории. Удачи и успехов в работе!

Справочник студента. Что такое аннотация

Каждый год новое поколение студентов решает проблемы, с которыми ранее сталкивалось и которые успешно решило поколение предыдущее. Например, многим учащимся вузов приходится искать ответ на вопрос о том, что такое аннотация, потому что некоторые Alma mater требуют эту важную часть работы уже на уровне курсового проекта, а для диплома эта составляющая обязательна в любом университете. Так что те, чьи вузы требуют аннотацию на ранних стадиях обучения, испытывают меньшие затруднения, чем те, кто впервые подходит к проблеме создания курсовой на этапе написания дипломной работы. Раньше – значит, легче. И все же, что такое аннотация?

Ваша визитная карточка

Это краткое содержание вашей работы, которое позволит участникам комиссии быстро составить представление о содержимом аннотируемого проекта. Качественная аннотация к курсовой в лаконичной форме излагает задачи, методы и выводы, которые автор считает важными. Нужно очень внимательно работать над этой составляющей проекта, потому что нередко только ее и прочитают на защите. Впрочем, иногда просматривают еще и введение с заключением. Так что аннотация проекта – это ваша визитная карточка на защите курсовой или дипломной работы.

Не усложняйте…

Чтобы составить правильное представление о том, что такое аннотация, необходимо помнить, что по ГОСТу она не должна быть большой. Максимум — 150 слов, минимум – 120. Но поверьте, проблема нижней границы для вас стоять не будет, потому что сжать и концентрированно изложить информацию многим студентам, не имеющим подобного опыта, бывает сложно. Как правило, готовая аннотация выглядит как два абзаца по 8-9 строк. Но лучше ориентироваться при определении объема необходимой работы на подсчет числа слов в Word, а не на абзацы.

Обязательные слова

Что такое аннотация и с чем ее едят, точнее, как ее написать? Для начала выделите три основных термина, без которых ваша работа становится бессмысленной. Эти слова обязательно должны быть упомянуты в аннотации, но сами термины расшифровывать не надо, обычно комиссия в достаточной степени подготовлена, чтобы вас понять. Если же ваши исследования были посвящены малоизученной теме и там много недавно созданных понятий, смело их употребляйте, но будьте готовы к тому, что на защите спросят об их значении.

Помощь не будет лишней

Обязательно напишите четыре предложения, описывающие ваши главные выводы. И желательно связать между собой эти фразы, чтобы текст получился логичным и компактным. Обязательно покажите аннотацию научному руководителю и нескольким знакомым.

Человек, не знающий вашей темы, все равно в этом отношении может быть полезен – он увидит нелогичность и несвязность. Поэтому не брезгуйте ничьей помощью. Если вы претендуете на очень высокую оценку, поищите на гуманитарных кафедрах преподавателя философии или логики, попросите его отредактировать вашу аннотацию. Он также сможет задать вам толковые вопросы, способные навести на удачную мысль.

Как видите, аннотация – это не очень сложно, но для написания действительно высококачественной работы вам может понадобиться помощь профессионалов. Не стесняйтесь обращаться к людям, ведь отличная оценка в приложении к диплому того стоит!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: