Чему учит басня крылова ворона и лисица

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

Басня Крылова Ворона и лисица

Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Басня Ворона и лисица читать

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Басня Ворона и лисица — анализ

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

Басни Крылова и их аллегорический смысл

Благодаря своим комедийным, лирическим и сатирическим произведениям, Иван Андреевич Крылов занял почетное место среди великих литераторов 18- 19 века. Но славу «народного мудреца» писатель заслужил исключительно благодаря своим знаменитым басням.

Крылов обладал уникальной способностью, будучи представителем дворянства, смотреть на события, происходящие в государстве, в том числе и на феодально–крепостнический строй, глазами простого народа. Его сатира беспощадна к алчным личностям, необразованным людям, угнетающих низшие слои населения.

«Ворона и лисица»

В басне «Ворона и лисица» Крылов уличает такой порок человечества как лесть. Неразумная ворона, которая раздобыла ля себя кусок сыра, не устояла перед одами в свой адрес, сочиненными хитрой лисицей. Для того чтобы согласиться с мнением лисы о собственной неотразимости, ворона раскрыла рот — кусок сыра упал прямо в лапы хитрого зверя.

Автор учит нас не верить лестным словам, которые могут оказаться простым обманом неприятеля. Крылов сатирически высмеивает самовлюбленных людей, которыми легко манипулировать при помощи похвалы и лести.

«Кукушка и петух»

Еще один порок – лицемерие, попал под сатирический прицел Крылова в басне «Кукушка и петух». Петух начал хвалить кукушку за ее райское пение, подчеркивая, что никогда в жизни не слышал более красивого голоса птицы. Кукушка не замедлила с ответом и также похвалила петуха, говоря ему о том, что он поет лучше, нежели райские птицы.

Эту картину наблюдал соловей – птица, которая действительно красиво поет. Набравшись смелости, соловей заявил, что у них обоих ужасные голоса, а хвалят они друг друга безосновательно. Действительно, лицемерие часто присуще людям. Без должной искренности мы начинаем ложно хвалить человека, и получаем в свой адрес такой же набор ответной сладкой и приятной лжи.

«Волк и Ягненок»

Данная басня – это отражение крепостнических отношений в России. Сильные и властные люди (прототипы волка) ищут пути, как получить выгоду от простых беззащитных крестьян (прототипы ягненка). В конечном итоге, не найдя логических объяснений будущим противозаконным действиям, угнетатели выставляют главной причиной собственное желание.

«Демьянова уха»

Остро и сатирично в басне «Демьянова уха» автор высмеивает людей, которые, не считаясь с чужими интересами, навязывают другим людям свои идеи. В частности, Крылов имел в виду бездарных писателей, уверенных в своей гениальности, которые заставляют других людей хвалить собственные произведения, тем самым убеждаясь в своих творческих способностях.

«Петух и жемчужное зерно»

В басне «Петух и жемчужное зерно» автор критикует глупых людей, мещанство, которые не замечают истинных ценностей жизни, гоняться только за земными благами. Многие люди, не понимая смысл и ценность вещей, сразу отправляют их в разряд пустых и ненужных. Крылов ударяет сатирой по человеческому невежеству и ограниченности, заставляя читателя задуматься о том, не присущи ли ему подобные качества.

«Тришкин кафтан»

В своем произведении, Крылов поднимает весьма актуальный для своего вопрос обедневших помещиков. Чтобы раскрыть смысл басни обратимся к истории. В период, предшествующий воне 1812 года, многие помещики обеднели из-за того, что привыкли жить на «широкую ногу».

Чтобы не ограничивать себя в возможности веселиться и гулять, они начали массово закладывать в залог свои поместья, чтобы получить кредитные средства. Прогуливая все деньги, помещики не могли выплатить необходимые проценты и лишались своих имений. Именно такие расточительные дворяне и стали прототипам Тришки, который чинил свой кафтан неразумно, и в итоге остался вовсе без него.

Аллегорический смысл басни

Прототипами большинства басней Крылова служили реальные исторические личности, включая правящих монархов. Аллегория басен позволяет сохранить конфиденциальность, но прямо дать намек на то, о каком именно человеке идет речь. Аллегория людей и животных позволяет придать личностям свойства, характерные для зверей: хитрость лисы, самовлюбленность петуха, хищность волка.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Рассказ, новелла и повесть как эпические жанры: роль художественной детали
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСалтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Жанр басни. «Ворона и Лисица»

Средняя общеобразовательная школа № 17 с углублённым изучением отдельных предметов

Жанр басни. «Ворона и лисица»

Сравнительный анализ басни Эзопа и

Цели урока: продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни, тренироваться в сопоставительном анализе.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с неполным текстом басни, карточки с заданиями для групповой работы, на книжной полке выставка книг Крылова, портрет баснописца, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица»

2. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока с опорой на опыт учащихся.

— Ребята, с баснями вы уже знакомились в начальной школе. Не страшно! Потому что возможность каждый день открывать что-то новое в уже знакомом – самое удивительное, что у нас есть. И нужно без устали этой возможностью пользоваться. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве , ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.

— Считается, что первым сочинителем басен был Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. (Слайд №1)

Известным баснописцем был Жан де Лафонтен, французский поэт, живший в XVII веке. (Слайд №2)

— Написать басню — очень нелегкое дело. Многие русские писатели брались за этот жанр, но прославился лишь один. Догадались кто?

3. Слово о Крылове. (Слайды №3-5)

Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра.

Басни начал писать в 1805 году, перевёл две басни французского баснописца Лафонтена. Так Крылов нашёл своё призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней — последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Сравнительный анализ басни Эзопа и

3. Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с басней «Ворона и Лисица» и басней Эзопа «Ворон и Лисица»

Каждому из вас, наверное, приходилось слышать: «соловья баснями не кормят», «хватит басни рассказывать». Легко догадаться, какой смысл у слова «басня»: пустой рассказ, ложь, враки. Но это только одно значение слова.

Есть и другое значение, литературное. Басня – один из малых эпических жанров. Эпический, потому что басня – это всегда рассказ, повествование. Малый – потому что рассказ этот совсем небольшой, почти как анекдот.

Прочитаем басню Эзопа.

( Читает подготовленный ученик)

— Вам эта басня не показалась знакомой?

— Почему подумали именно о басне «Ворона и Лисица»?

— Чем эта басня похожа на рассказ? Чем она похожа на сказку?

— И все-таки басня — это не рассказ, не сказка, не анекдот. А что тогда?

Какова задача басни? ( На ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.)

Басня не только поучает, она высмеивает. Поэтому басня не только эпический, но и сатирический жанр. Она показывает недостатки людей, смеётся над ними.

— У вас на партах лежат листы с текстом басни, прочитайте, её, пожалуйста, про себя. (Самостоятельное чтение басни без морали.)

В процессе работы мы должны с вами ответить на вопрос: «Почему Ворона каркнула?»

— Назовите героев басни. Давайте понаблюдаем за ними. Для этого разобьёмся на группы, и каждая группа выполнит небольшое задание. (Дети быстро разбиваются на группы, состав которых заранее определён учителем, рассаживаются по местам и получают задания на карточках. Время работы в группе — 5-7 минут).

— Давайте послушаем 1 группу и познакомимся с результатами их труда.

1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает?

Проворонить – значит _________________________________________.

2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________

3. Сравните свои догадки с мнением , автора «Толкового словаря живого великорусского языка».

Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение).

4. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?

Ворона за море летала, да вороной и вернулась.

Пугана ворона и куста боится.

Не летать вороне в высокие хоромы.

Перечитайте первые строки.

— Всего лишь четыре строчки! Как вы думаете, почему Крылову было так дорого слово «взгромоздясь»?

(Выступление 2 групы. Слайд с изображением вороны.)

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась…

1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться. ____________________________________________

2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь? ___________________________________

3. Какой можно представить Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь?____________________________________________

Получается, как у Успенского: «На ель она взлетела, а, может, не взлетела, а, может быть, на пальму с разбегу взобралась».

Попробуем обобщить, какой же мы видим Ворону в басне Крылова?

(Совместными усилиями составляем список эпитетов и строим схему, где записываем: тяжёлая, крупная, неуклюжая, громкоголосая. )

— Согласитесь, характеристика Вороны была бы неполной без той оценки, которую даёт нашей героине Лисица.

Ребята из 3 группы выразительно нам прочитают необходимый фрагмент из басни и прокомментируют его.

— Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!

1.Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону. ______________________________________________

2. Как речь Лисицы характеризует саму Лисицу?

Дополним схему (записываем слова: голубушка, светик, петь мастерица, царь-птица).

-Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной).

— Насмешка, притворство в литературе получило название иронии. Ирония рождается от столкновения противоположных точек зрения, как молния рождается от удара грозовых туч (в схеме появляется изображение молнии с надписью – ирония, в тетради записывается новое понятие).

— Вернёмся к 3 группе (слайд с изображением лисы).

Речь Лисицы характеризует не только Ворону, но и саму Лисицу. Какой мы её представляем?

— Вы отметили неоднократно повторяющийся в речи Лисицы звук /с/, в старину было принято к обычным словам добавлять обращение сударь, сударыня, впоследствии эти слова упростились, и остался только звук /с/: «Будьте добры-с, извольте-с. Подобной манерой речи отличались либо люди зависимые, заискивающие, либо лукавые, стремящиеся к личной выгоде, в русском языке даже слово новое появилось – обсударить, т. е. обмануть. Подобная манера речи свойственна и лисе Крылова: она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.

— Образ Лисы прочно укрепился в народном сознании по сказкам и пословицам. Вспомним, какие ассоциации вызывает у русских людей рыжая плутовка?

(Выступление 4 группы.)

Русский народ образовал множество слов и выражений от слова лиса.

Прочитайте их и объясните, что они значат?

Он облисит кого угодно — _______________________________________

Налисил и напел сладко — _______________________________________

Лису петь — ___________________________________________________

Проверьте себя. Переносное значение слова лисица объясняет так:

Лисица — хвастуха, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра, корыстный льстец.

— Сформулируем черты Лисицы ещё раз и запишем их в схему. (Слева появляется запись: плутовка, проныра, льстец.)

— Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий. Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы. Значит, Лисица не так плоха или не так проста? Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (В схеме заполняется правый столбик: хитроумная, сообразительная, находчивая.)

— Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло».

— Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.)

— А что Ворона слишком громко пела? («Кар-кар».)

— Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения.

— Где же ангельский голосок?

Издевательство Лисицы достигло предела, Ворона решила продемонстрировать своё уменье:

«Сыр выпал – с ним была плутовка такова».

Значит, Лиса ещё и победительница? (Дополняем схему словом победительница.)

— После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями. На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)

— Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно.

Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие?

(В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.)

— Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.)

— Как же так? Наши читательские симпатии на стороне Лисы, мы её даже назвали победительницей в поединке за сыр, а автор прямо говорит, что Лиса – обманщица..

( Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.)

В начале своей басни сочинитель объявляет Лисицыны деяния гнусными и вредными, после же смеётся более над Вороною, нежели над Лисицею.

4. Сравнительный анализ басен.

Сравним басню Крылова с басней Эзопа. А для этого ответим на вопросы.

— Что общего у этих басен?

— Чем они различаются?

— Сразу видно, что басня Эзопа прозаическая и короткая. Басня Крылова — стихотворная и более длинная. Почему она длиннее? Другой сюжет? Другие герои? Нет. В чём же дело? (Крылов даёт характеристики героев)

— Где стоит поучительная часть?

— Трудный вопрос. Сравните поучительные части. Одинаков ли смысл басен у Эзопа и Крылова?

5. Заключительное слово учителя:

В баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная, в них– отражение мудрости народа, его житейской философии. Я не ошибусь, если скажу, что имя в России знает и стар и млад, что несомненно, говорит о том, что крыловские моськи, волки, мартышки, лисицы, свиньи живут среди нас, а это значит, что басни великого баснописца не потеряли своей актуальности и сегодня.

6. Домашнее задание: Выучить басню наизусть. Нарисовать иллюстрацию. Прочитать статью учебника «Басня как эпический жанр»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: