Человек и природа в лирике Ф

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же час несущим в себе самостоятельную идею.

Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко более того противоречивое единство человека и природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы. «

Тютчев возрождает определенные черты античного мировосприятия, и в то же час в его позиции выступает самостоятельная личность, которая сама по себе — целый мир. Тютчев утверждает в своей лирике образ человека, достойного Вселенной. Он утверждает потенциальную божественность человеческой личности.

Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут, Во всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ослепительно это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», который скатила со своей головы земля; «светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ногея

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест.

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «. на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья», она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полны неизъяснимой притягательной прелести, и почва не только унылая, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и чувствуем его прикосновение.

Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но вдали не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах» начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой.

Но дальше мы видим масштабность и таинственную величавость природы:

Лишь высших гор до половины Туманы покрывают, скат, Как бы воздушные руины Волшебством созданных палат. Тютчев постоянно стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: «А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное». Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Кончен пир, умолкли хоры. » сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали — Звезды на небе сияли, Ночь достигла половины.

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная сначала, теперь звучит сильно и уверенно:

Как над беспокойным градом,

Над дворцами, над домами,

Шумным уличным движеньем

С тускло-рдяным освещеньем

И бессонными толпами, —

Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь для Тютчева прежде всего евятая: «Святая ночь на небосклон взошла. » В ней столько тайн и загадок:

. На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул.

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженочный шум.

Откуда он, сей шум непостижимый.

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый, Т

еперь роится в хаосе ночном.

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождик — его струи

По листьям весело звучали.

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, активный и космически холодной, но постоянно неповторимой, такой, которую нельзя запамятовать, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Человек и природа в поэзии Федора Тютчева

Русский поэт, политик, дипломат. Творчество Тютчева относят к поздним романтикам, его называют «поэтом мысли», «поэтом-философом». Поэт углубляется в философское, космическое осмысление жизни, он старается найти образец гармоничности и открывает его в самой природе. Природа в его стихах одухотворена, он видит в «ясности осенних вечеров» торжественную «красоту и безмолвие» («Осенний вечер»), он утверждает, что по-настоящему человек может раскрыться только в одиночестве, в единении с природой: «Молчи и кройся, и таи // Мысли и чувства свои…» («Молчание»). Тютчев не подает готовых выводов — его своеобразность в том, что он будит живую мысль, приглашает через тонкое ощущение звука, войти в вечность Вселенной. Одним из прекраснейший циклов поэта есть «Денисьевский цикл», где воспроизведена история трагической любви к Елене Денисьевой. Стихи «Весь день она лежала в забвении…», «О, не беспокой меня…», «Не говори мне…» являются яркими образцами любовной лирики.

На протяжении двадцати лет Тютчев живет в Мюнхене, но тема родины, России всегда звучит в его стихах. С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои упоминания. Я не знаю человека, которому не была бы знакома эта лирика. В детстве мы читаем стихи на детских утренниках:

  • Зима недаром злится,
  • Прошла ее пора
  • Весна в окно стучится
  • И гонит со двора…
  • А со временем нас начинают привлекать другие тютчевские строки:
  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!

И здесь мы видим другого Тютчева, выразителя человеческих чувств и певца природы, лирика, мыслителя, чей талант направлен на воспевание высокой красоты и духовности.

От самого начала своего творчества Федор Тютчев определился как представитель философской поэзии, в которой осмысливается жизнь вселенной и таинство бытия. В сравнении с вечным обновлением природы человек представляет собой «злак земной»:

  • Смотри, как на речном просторе,
  • По склону вновь оживших вод,
  • Во всеобъемлющем объеме
  • За льдиной льдина вслед плывет.

Для выражения сложного мира человеческой души поэту часто приходится использовать образы природы: солнце, голубое небо, пение деревьев, цвета радуги и безграничный океан:

  • Как океан объемлет пласт земной,
  • Земная жизнь кругом объята снами;
  • Настанет ночь — и звучными волнами
  • Стихия бьет о берег свой.
  • Это глас ее: он будит нас, он просит…
  • Уж в пристани волшебной ожил челн;
  • Прилив растет и быстро нас уносит
  • В неизмеримость темных волн.

Автор будто сопоставляет человека и природу, состояние человеческой души и состояние природы, наблюдает каждое движение внутренней жизни, битье сердец — природы и человека. Хочется углубиться в эти таинственные движения, наблюдать за странными, приподнятыми и трепетными явлениями. И невольно прислушаешься к своему внутреннему состоянию, к битью собственного сердца и в тот же время — к жизненным силам природы за окном жилья. Хотя идея сопоставления внутреннего состояния человека с теми или другими явлениями природы в поэзии не новая, она существовала до Тютчева, тем не менее сам он проследил и воссоздал таинственные порывы души через зримое развитие явлений природы.

Лирика Ф. Тютчева представляет собой чрезвычайное объединение зримых примет внешнего мира и того субъективного впечатления, как влияет на поэта мир:

  • Есть в осени первоначальной
  • Короткая, но дивная пора
  • Весь день стоит как бы хрустальный,
  • И лучезарны вечера…

Приход весны поэт усматривает в первом зеленеющем листочке, разжигание августа ощущает в медовом дыхании гречки. Самое главное, что Тютчев умел не просто передать красоту окружающего мира, а дал возможность читателю ощутить эту красоту. Федор Иванович Тютчев никогда нарочито не прибегал к звуковой организации стиха, тем не менее язык звуков был ему близким и понятным:

  • Певучесть есть в морских волнах,
  • Гармония в стихийных спорах,
  • И стройный мусикийский шорох
  • Струится в зыбких камышах.

Эти строки являются своеобразным отражением не только внешней стороны естественных явлений, но и собственного естества человека, и собственных ощущений. И есть еще один аспект творчества Тютчева: читая его строки, ощущаешь единство красок и звуков в отображении каждого явления. Лирика Федора Ивановича Тютчева помогает увидеть внешний мир глазами художника, где пейзажи, написаны с натуры, содержат в себе и мысль, и чувство, и расположение духа, и раздумья.

Тема природы в лирике Тютчева

Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева
Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с людскими слезами <стихотворение «Слезы людские, о слезы людские. »).
Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза», «Вешние воды». Весна всегда чиста и прекрасна: Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенье; Не знаю, долог ли был сон, Но странно было пробужденъе. Осень — время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест. Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять. ».
Весна у Тютчева — это не только настоящее. Она имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность:
А там, в торжественном покое, Разоблаченная с утра, Сияет Белая гора, Как откровенье неземное. Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Так, в жизни есть мгновенья.»).
Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «. в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением (стихотворение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы: Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенъ я Единомысленную рать.
Тютчев полагал, что Россия должна держаться единства, основанного на духовных началах:
Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой. Растленъе душ и пустота. Что гложет ум и сердце ноет, — Кто их излечит, кто прикроет. Ты, риза чистая Христа.
Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом.
Тютчев — современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:
Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика:
Он милосердый, всемогущий, Он; греющий своим лучом И пышный цвет, на воздухе цветущий, Й чистый перл на дне морском. Поэзия — это не просто чистая философия. У нее есть свои образы и категории. Эти .категории Тютчев рисует в виде символов, знаков:
Есть близнецы — для земнородных Два божества — то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных — Она угрюмей, кротче он. Философские начала связаны с христианским мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу:
Все отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог. Это стихотворение написано под впечатлением любви к Денисьевой. Замечательным стихотворением на христианский мотив является «И в Божьем мире то ж бывает. ». Оно проникнуто светлой надеждой. Именно «в Божьем мире» Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.
Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятные образы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный, многообразный мир форм. » Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в безвременной тьме». Хаос может принимать форму моря:
И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и ревет. При этом Тютчев противопоставляет хаос — море состоянию покоя, где покой — утес:
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,
Но, спокойный и надменный. Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем:
..Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон. О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представление, если не скажем еще об одной его теме — теме любви. Любовь Тютчева — это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределение» Тютчев говорит о любви как о «поединке роковом»:
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенъе, сочетанъе,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.
В стихотворении «Близнецы», любви противопоставляется самоубийство. Любовь бывает разной: взаимной и неразделенной. И не всегда любовь приносит радость и счастье.
Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон:
И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь. Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы. И любовь, и поэзия, и философия — все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Одно из таких автобиографических стихотворений — «О, как убийственно мы любим. ». Здесь поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год не прошел — спроси и сведай, что уцелело от нея. »
Тютчевская поэзия — это сильный порыв к истине, душевное человеческое устремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Ф. И. Тютчев известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Одной из главных. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемschkola2-prk.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Ф. И. Тютчев известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Одной из главных.» — Транскрипт:

1 Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева

2 Ф. И. Тютчев известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Одной из главных в лирике Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира.

3 Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека. Почти все его стихи это оригинальные пейзажные зарисовки различных времен года. Некрасов отметил необыкновенную способность Тютчева улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

4 Восхищение красотой природы одна из отличительных черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, воспевающее родную природу, заслуживает самого пристального внимания. Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека.

5 В одном из своих произведений «Есть в осени первоначальной…» он говорит о начале осени.. Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Она готовится ко сну, напоследок радуя человеческий взор волшебной красотой.

6 Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода мягкая, поражающая своим спокойствием: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

7 Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов, поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние тёплые дни.

8 Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

9 Люди заканчивают полевые работы. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

10 Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле.

11 Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность, сопричастность этому миру.

12 Тютчев выражает восхищение всем, что его окружает. Помогают ему выразить свои эмоции такие эпитеты, как дивная пора,,чистая лазурь,лучезарный вечер, а также сравнение день как бы хрустальный.

13 Природа поражает сменой сезонов, особенно наступлением красивейшего времени года осени.

14 Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано в форме обращения.

15 Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствлении души из-за отдаления человека от природы.

16 Они не видят и не слышат, Живут в сём мире, как впотьмах… Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах.

17 Тютчев был тончайшим мастером пейзажей. Но в его стихотворениях, живописных картинах природы, нет простого любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, об извечных вопросах человеческого бытия.

18 Приём олицетворения- один из основных в тютчевской лирике, где природа редко предстаёт как просто фон, она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

19 Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Всё в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним «понятным сердцу языком».

20 Более торжественно это стихотворение звучит благодаря употреблению устаревших, высоких слов («лик», «чрево», «древо»).Особая смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры, используемой в риторических вопросах: Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил.

21 Автор использует такие выразительные художественные средства, как развёрнутые метафоры и олицетворения (» не совещалась с ними в беседе дружеской гроза», «солнцы не дышат», «ночь нема была»), сравнения («живут в сём мире, как впотьмах»). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа.

22 Основная идея данного стихотворения– мысль Тютчева о единстве взаимоотношений человека и природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» к природе люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить.

23 Презентацию создали ученицы 10 А класса МОУ «СОШ 2» Шкрябун Мария и Пискун Ульяна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector