Человек и природа в лирике Ф

Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.

В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души. Все его стихи проникнуты романтикой, она — в открытии неведомого, в противоположности обычному, в противопоставлении света и тьмы, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.

Романтический герой стихов Тютчева — сам поэт. Его лирическое «я» выражает различные стороны движения внутренней жизни человека. Герой стихотворений — философ, созерцатель природы или влюбленный, мечтательный юноша.

Природа и человек, по Тютчеву, состоят из двух частей. Одна часть — одухотворенная, одушевленная, разумная и гармоничная, «дневная». Другая — «бездна», дикая, неуправляемая, стихийная, «ночная».

Его «поэзия дня» рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, телесный и одухотворенный мир:

Лазурь небесная смеется

Ночною смытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Поэт слышит «вечный хор» в природе, она для него — как «блистательный покров», природа светится изнутри, освещенная солнцем. Природа не мираж, она реальность мира, и именно ее реальность привлекает Тютчева как поэта. В многообразных образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени. Но поэт не растворил образы природы в поэтическом «я», скорее наоборот, его лирический герой растворяется в «животворном океане» природы:

Игра и жертвы жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман,

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан.

Другая, «ночная», стихия в природе проявляется как хаос, катаклизмы, бури, катастрофы. В человеке — это страсти, тоже приводящие к катастрофе:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ночь обнажает это стихийное, хаотическое начало:

Светлая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел.

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен, и гол,

Лицом к лицу пред пропастью темной

Единство души человеческой и природной открывается нам лишь на мгновенье.

Стихотворения Тютчева музыкальны и живописны. Времена года — это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл стихов о весне. «Весенние воды» — начало праздника природы, первые его вестники. Здесь показано движение в природе от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням. Все это сопровождается звуками, шумами, голосами, веселым оживлением:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Шумы природы поэт передает самим звучанием стихов, используя аллитерации: «бегут», «будят», «брег», «блещут», «гласят», «гонцы», «весна», «выслала», «вперед».

А «Весенняя гроза» — шедевр, воспевающий природу: «Люблю грозу в начале мая. » За весной следует грозовое лето: «Как весел грохот летних бурь. «, «В душном воздухе молчанье. » Новое действо природы — осень:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Особенность взгляда Тютчева на природу — внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни.

Зимнее действо природы — в стихотворении «Чародейскою — зимою. » Под музыку стихов представляются магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги -кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.

Тютчев нередко пишет «о двойной бездне», «двух беспредельностях». Живой телесный космос и мертвящий бестелесный хаос — две могущественные силы: ночной хаос поглощает золотой свет дня, но солнечный огонь разгоняет хаос:

Но не пройдет двух-трех мгновений,

Ночь испарится над землей,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной.

Природа и хаос противоположны друг другу и, в то же время, они объединяются в мировом бытии. Это составляет для поэта загадку. Но результат этого таинственного союза проявляется в человеке, который оказывается сыном Земли, и, в то же время, он относится к хаосу.

Слияние человека с гармонической природой — положительно, слияние с бестелесным хаосом — страшно и губительно.

Тютчев подчеркнул идею ценности телесного существования и самостоятельности жизни природы:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа «дышит», «погружается в сон», «трепещет», а утром «радуется» и «смеется». Природа бывает полна любви и неги, страдает, как человек.

Тютчев с особой любовью проводит мысль о гармоничном союзе человека и природы.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же час несущим в себе самостоятельную идею.

Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко более того противоречивое единство человека и природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы. «

Тютчев возрождает определенные черты античного мировосприятия, и в то же час в его позиции выступает самостоятельная личность, которая сама по себе — целый мир. Тютчев утверждает в своей лирике образ человека, достойного Вселенной. Он утверждает потенциальную божественность человеческой личности.

Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут, Во всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ослепительно это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», который скатила со своей головы земля; «светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ногея

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест.

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «. на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья», она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полны неизъяснимой притягательной прелести, и почва не только унылая, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и чувствуем его прикосновение.

Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но вдали не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах» начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой.

Но дальше мы видим масштабность и таинственную величавость природы:

Лишь высших гор до половины Туманы покрывают, скат, Как бы воздушные руины Волшебством созданных палат. Тютчев постоянно стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: «А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное». Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Кончен пир, умолкли хоры. » сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали — Звезды на небе сияли, Ночь достигла половины.

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная сначала, теперь звучит сильно и уверенно:

Как над беспокойным градом,

Над дворцами, над домами,

Шумным уличным движеньем

С тускло-рдяным освещеньем

И бессонными толпами, —

Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь для Тютчева прежде всего евятая: «Святая ночь на небосклон взошла. » В ней столько тайн и загадок:

. На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул.

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженочный шум.

Откуда он, сей шум непостижимый.

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый, Т

еперь роится в хаосе ночном.

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождик — его струи

По листьям весело звучали.

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, активный и космически холодной, но постоянно неповторимой, такой, которую нельзя запамятовать, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Человек и природа в поэзии Федора Тютчева

Русский поэт, политик, дипломат. Творчество Тютчева относят к поздним романтикам, его называют «поэтом мысли», «поэтом-философом». Поэт углубляется в философское, космическое осмысление жизни, он старается найти образец гармоничности и открывает его в самой природе. Природа в его стихах одухотворена, он видит в «ясности осенних вечеров» торжественную «красоту и безмолвие» («Осенний вечер»), он утверждает, что по-настоящему человек может раскрыться только в одиночестве, в единении с природой: «Молчи и кройся, и таи // Мысли и чувства свои…» («Молчание»). Тютчев не подает готовых выводов — его своеобразность в том, что он будит живую мысль, приглашает через тонкое ощущение звука, войти в вечность Вселенной. Одним из прекраснейший циклов поэта есть «Денисьевский цикл», где воспроизведена история трагической любви к Елене Денисьевой. Стихи «Весь день она лежала в забвении…», «О, не беспокой меня…», «Не говори мне…» являются яркими образцами любовной лирики.

На протяжении двадцати лет Тютчев живет в Мюнхене, но тема родины, России всегда звучит в его стихах. С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои упоминания. Я не знаю человека, которому не была бы знакома эта лирика. В детстве мы читаем стихи на детских утренниках:

  • Зима недаром злится,
  • Прошла ее пора
  • Весна в окно стучится
  • И гонит со двора…
  • А со временем нас начинают привлекать другие тютчевские строки:
  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!

И здесь мы видим другого Тютчева, выразителя человеческих чувств и певца природы, лирика, мыслителя, чей талант направлен на воспевание высокой красоты и духовности.

От самого начала своего творчества Федор Тютчев определился как представитель философской поэзии, в которой осмысливается жизнь вселенной и таинство бытия. В сравнении с вечным обновлением природы человек представляет собой «злак земной»:

  • Смотри, как на речном просторе,
  • По склону вновь оживших вод,
  • Во всеобъемлющем объеме
  • За льдиной льдина вслед плывет.

Для выражения сложного мира человеческой души поэту часто приходится использовать образы природы: солнце, голубое небо, пение деревьев, цвета радуги и безграничный океан:

  • Как океан объемлет пласт земной,
  • Земная жизнь кругом объята снами;
  • Настанет ночь — и звучными волнами
  • Стихия бьет о берег свой.
  • Это глас ее: он будит нас, он просит…
  • Уж в пристани волшебной ожил челн;
  • Прилив растет и быстро нас уносит
  • В неизмеримость темных волн.

Автор будто сопоставляет человека и природу, состояние человеческой души и состояние природы, наблюдает каждое движение внутренней жизни, битье сердец — природы и человека. Хочется углубиться в эти таинственные движения, наблюдать за странными, приподнятыми и трепетными явлениями. И невольно прислушаешься к своему внутреннему состоянию, к битью собственного сердца и в тот же время — к жизненным силам природы за окном жилья. Хотя идея сопоставления внутреннего состояния человека с теми или другими явлениями природы в поэзии не новая, она существовала до Тютчева, тем не менее сам он проследил и воссоздал таинственные порывы души через зримое развитие явлений природы.

Лирика Ф. Тютчева представляет собой чрезвычайное объединение зримых примет внешнего мира и того субъективного впечатления, как влияет на поэта мир:

  • Есть в осени первоначальной
  • Короткая, но дивная пора
  • Весь день стоит как бы хрустальный,
  • И лучезарны вечера…

Приход весны поэт усматривает в первом зеленеющем листочке, разжигание августа ощущает в медовом дыхании гречки. Самое главное, что Тютчев умел не просто передать красоту окружающего мира, а дал возможность читателю ощутить эту красоту. Федор Иванович Тютчев никогда нарочито не прибегал к звуковой организации стиха, тем не менее язык звуков был ему близким и понятным:

  • Певучесть есть в морских волнах,
  • Гармония в стихийных спорах,
  • И стройный мусикийский шорох
  • Струится в зыбких камышах.

Эти строки являются своеобразным отражением не только внешней стороны естественных явлений, но и собственного естества человека, и собственных ощущений. И есть еще один аспект творчества Тютчева: читая его строки, ощущаешь единство красок и звуков в отображении каждого явления. Лирика Федора Ивановича Тютчева помогает увидеть внешний мир глазами художника, где пейзажи, написаны с натуры, содержат в себе и мысль, и чувство, и расположение духа, и раздумья.

Человек и природа в поэзии Тютчева

С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои воспоминания. Но я не знаю человека, которому была бы не знакомая эта лирика. В детстве мы читаем стихотворение на детских праздниках:

Зима недаром злится

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

А впоследствии нас начинают влечь другие его строки:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

И здесь мы видим другого Тютчева, выразителя

Смотри, как на речном просторе,

По склону вновь оживших вод,

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывет.

Для выражения сложного мира человеческой души поэту часто приходится использовать образы природы: солнце, голубое небо, пение

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь — и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

В своих строках автор вроде бы исследует человека и природу, состояние человеческой души и состояние природы, наблюдает каждое движение внутренней жизни, битья сердец — природы и человека. Хочется проникнуть в эти таинственные порухи, наблюдать за странными, возвышенными и трепетными явлениями. И невольно прислушиваешься к своему внутреннему состоянию, к битью собственного сердца, и, в то же время, к жизненным силам природы за окном жилища.

Хотя идея сопоставления внутреннего состояния человека явлениям природы в поэзии не новая, она существовала до Тютчева, однако именно он проследил и воспроизвел таинственные порухи души через зримое развитие явлений природы.

Лирика Ф. И. Тютчева являет собой чрезвычайное сочетание зримых примет внешнего мира и того субъективного впечатления, которое производит на поэта мир:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Приход весны поэт видит в первому зеленеющему листочку, разгар августа чувствует в медовому дыханию гречихи.

Главнее всего, что Тютчев умов не просто передать красоту окружающего мира, а дал возможность читателю почувствовать эту красоту.

Федор Иванович Тютчев никогда умышленно не прибегал к звуковой стороне стихотворения, однако язык звуков был ему близкой и понятной.

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Эти строки являются своеобразным отпечатком не только внешнего бока естественных явлений, но и собственное естество человека, и собственные ощущения. Но есть еще один аспект творчества Тютчева: читая его строки, чувствуешь единство красок и звуков в отображении определенного явления. Лирик Федора Ивановича Тютчева помогает увидеть внешний мир глазами художника, где пейзажи, написанные из натуры, содержат и мысль, и чувство, и настроение, и размышления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector