Чайковский на стихи пушкина

Жизнь и творчество русского композитора

Пушкин Александр Сергеевич

1799-1837. Великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Его творчество претерпело эволюцию от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, сочетающего всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф.Достоевского) с национальным элементом. Пушкина современники справедливо называли «солнцем русской поэзии».

Многие страницы жизни и творчества Пушкина были связаны с замечательными усадьбами России, которые принадлежали либо ему самому, либо его друзьям и родным. В них поэт всегда очень плодотворно работал. Самой знаменитой из пушкинских усадеб является Михайловское на Псковщине, где Пушкин провел два года и где, согласно его завещанию был похоронен у стен Святогорского монастыря. Чайковский очень высоко ценил творчество Пушкина. Учеником Петербургской консерватории, Чайковский написал музыку к некоторым сценам из трагедии «Борис Годунов», но до нашего времени эта музыка не сохранилась. К одному из студенческих спектаклей Чайковский, уже будучи профессором Московской консерватории, написал музыку на стихи песни Земфиры из поэмы «Цыганы». Позже Чайковский написал на сюжеты Пушкина две самых знаменитых своих оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». На пушкинские тексты написаны также опера «Мазепа», романс «Соловей» и хор «Что смолкнул веселия глас».

В качестве эпиграфов к пьесам из «Времен года» (Январь и Сентябрь) использованы стихотворения Пушкина. В пьесе Январь, «У камелька» взяты строки из стихотворения «Мечтатель», написанного в 1815 году шестнадцатилетним поэтом. В пьесе Сентябрь, «Охота» использованы строчки из «Графа Нулина».

Чайковский на стихи пушкина

Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок».

Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.

Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

БОРИС ГОДУНОВ
Boris Godunov — Eugeny Nesterenko

Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. К сожалению, произведение не было закончено Римским-Корсаковым в связи со смертью композитора Мусоргского. Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.

Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др.
Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.

Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.
Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России

По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

Чайковский на стихи пушкина

Искренность и теплота – главные характерные и привлекательные черты музыки П.И. Чайковского. Это относится и к его романсам, которых он создал более 100.

Романсы композитор сочинял на протяжении всей своей творческой жизни. Они отличаются большим жанровым и тематическим разнообразием и воспринимаются своего рода лирическим дневником Чайковского.

Особенности романсов П.И. Чайковского

П.И. Чайковский. Фото А. Эйхенвальда (Вторая половина 1860-х годов, Москва)

Романсы Чайковского обращены к простому слушателю. Они близки к культуре городского бытового романса. Чувства в них выражены искренно и просто. Чайковский с детства любил романсы Алябьева, Варламова, Гурилева. «Я не могу без слёз слышать «Соловья» Алябьева, – говорил он. – А по отзыву знатоков это верх пошлости».

Конечно, многое Чайковский воспринял и от своих предшественников – М. Глинки и А. Даргомыжского, а также от романтики немецких композиторов, особенно Шумана. С Шуманом Чайковского сближала страстная лирическая взволнованность. Но при всём этом вокальная лирика Чайковского отличается ярко выраженным индивидуальным своеобразием.

Многие музыковеды отмечают свойственные романсам Чайковского черты «оперности», связь между камерным вокальным и оперным творчеством композитора.

Сам композитор считал необходимым донести до слушателя своё живое чувство во всей его полноте и непосредственности. Он как бы «переводил» словесный текст на язык музыки, выделяя в поэтическом тексте прежде всего доминирующий психологический мотив и находя соответствующую ему музыкальную интонацию. На этом и строился романс. Душевное состояние и переживание Чайковский умел передать в развитии, достигая постепенно особой напряженности выражения.

Выбор стихов

Этот вопрос всегда волнует любителей романсов: по какому принципу композитор выбирает авторов текстов? Почему известные стихи порой не привлекают внимание композиторов, а автором текста становится случайный или малоизвестный поэт? Это одна из загадок художественного творчества. Ведь иногда привлекает не всё произведение целиком, а только отдельная строка или удачный яркий образ. Основная часть романсов Чайковского всё-таки написана на высокохудожественные тексты выдающихся русских поэтов XIX в.: А. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Плещеева, Л. Мея, Н. Некрасова, Я. Полонского, А. Апухтина и др., а также на стихи Г. Гейне и И. Гёте, французских поэтов. Некоторые романсы написаны Чайковским на собственные стихи (под псевдонимом N.N.).

П. И. Чайковский в мантии доктора Кембриджского университета. Фото Ф. Мейтланд (Кембридж, 1/13 июня 1893 г.)

Обращает на себя внимание тот факт, что поэзия Пушкина в вокальном творчестве Чайковского представлена всего одним романсом «Соловей», при этом на переводный, а не оригинальный текст из «Песен западных славян». Чем это можно объяснить? Ведь известно, что Чайковский любил творчество Пушкина, создал две оперы на сюжет его произведений: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».

Стихи Пушкина строились на принципе гармонии, а композитору были близки настроения тоски, одиночества, томления по недостижимому идеалу и страстная «мятежность чувств». Чайковский говорил об А. Фете, что он «не просто поэт, скорее поэт-музыкант», который «в лучшие свои моменты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область».

Музыкальность стиха А. Толстого также притягивала Чайковского: «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов». Это же качество отмечал Чайковский и в лирике А. Апухтина.

О некоторых романсах П.И. Чайковского

Мы уже указывали на то, что Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Первый написанный им романс – «Мой гений, мой ангел, мой друг» на слова А. Фета (вторая половина 50-х годов). Чайковского тогда был учеником Училища Правоведения. А цикл романсов на стихи Д. Ратгауза был сочинен весной 1893 г., и это одно из самых последних сочинений композитора.

Романс «Отчего?», созданный композитором в 1869 г. (стихи Г. Гейне в переводе Л. Мея), – популярнейший образец вокальной лирики Чайковского. Этот романс отличается глубиной и одновременно лаконизмом и изяществом формы. Один краткий мелодический оборот у Чайковского, вначале звучащий как задумчивая фраза, достигает почти трагического звучания. Это отчаянный крик душевной боли и страдания.

Отчего побледнела весной
Пышноцветная роза сама?
Отчего под зеленой травой
Голубая фиалка нема?

Отчего так печально звучит
Песня птички, несясь в небеса?
Отчего над лугами висит
Погребальным покровом роса?

Отчего в небе солнце с утра
Холодно и темно, как зимой?
Отчего и земля вся сера
И угрюмей могилы самой?

Отчего я и сам все грустней
И болезненней день ото дня?
Отчего, о скажи мне скорей,
Ты – покинув – забыла меня?

«Средь шумного бала…» – один из самых популярных романсов П.И. Чайковского. Стихотворение было написано в 1851 г., а романс – в 1878 г.

Алексей Толстой посвятил стихи совей будущей супруге Софье Миллер, урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде в Петербургском Большом театре.

Софья Андреевна, как и все остальные гости, была в маске: «тайна … покрывала черты». На том маскараде Софья Андреевна поразила и И. С. Тургенева, но А. К. Толстой был очарован Софьей Андреевной сильнее, полюбив её на всю жизнь.

Жизнь Софьи Андреевны была очень сложной. Она родила дочь от князя Г. Н. Вяземского, но тот отказался жениться на ней и убил на дуэли её оскорбленного брата Юрия. Родившуюся дочь, Софью Бахметеву, другой брат Пётр с супругой оформили как своего ребенка.

Через некоторое время Софья Андреевна Бахметева вышла замуж за конногвардейского полковника Льва Миллера, но брак этот им обоим счастья не принёс. Вот в этот момент и были посвящены ей стихи влюбленного А. К. Толстого.

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь —

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя — я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Они стали мужем и женой лишь через 12 лет после того шумного бала, на котором познакомились.

А. К. Толстой скончался в 1875 г., жена пережила его на 20 лет и умерла в Лиссабоне в 1895 г. Похоронена рядом с мужем. Ко времени смерти Софьи Андреевны романс «Средь шумного бала» уже был создан.
Стихотворение привлекло внимание многих музыкантов, т.к. оно словно просилось на музыку. Сразу два композитора положили стихи на музыку: Б. Шереметьев и А. Шефер. Но оба эти музыкальных варианта не прижились.
Прошло еще несколько лет, и в 1878 г., уже после смерти А. К. Толстого, Чайковский создал к ним свою музыку. Этот романс исполняют уже более 100 лет.

Чайковский выбрал жанр вальса. Но в музыке всё внимание сосредоточено на интимных чувствах, когда существуют лишь двое – и больше никто им не нужен. Как это бывало и с другими текстами романсов, Чайковский внёс небольшие изменения в текст и пунктуацию.

Этот романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда.

Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской музыкальной культуре.

Романс «День ли царит…» на слова А. Апухтина отличается характером музыки – экспрессивным, ярким, оптимистичным. Важную роль играет в романсе партия фортепиано с колоритными пассажами. Это очень жизнеутверждающий романс, как и два других: «Кабы знала я, кабы ведала» (стихи А. К. Толстого) и «Я ли в поле да не травушка была» (стихи И. 3. Сурикова).

Тема душевной тоски, сожаления о былом и безвозвратно ушедшем звучат в романсах «Ночи безумные» на стихи А. Апухтина и «Ночь» на стихи Я. Полонского.

Источник огромной популярности романсов Чайковского среди даже неискушённых в музыке людей – в тех переживаниях, которые свойственны любому человеку в различные моменты их жизни: надежд и горьких разочарований, несоответствия между высокими порывами к идеалу и томительно однообразными серыми буднями повседневного бытия.

Известные исполнители романсов П.И. Чайковского

Многие известные вокалисты включают в свой репертуар романсы Чайковского. Назовём лишь некоторые имена: З. Долуханова, Б. Гмыря, С. Лемешев, И. Козловский, Н. Обухова, Л. Собинов, М. Максакова, В. Борисенко, И. Архипова, П. Лисициан, А. Ведерников.

«Зимний вечер» в творчестве А.С. Пушкина, музыке и живописи

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели по содержанию урока:

  • В процессе вокально-хоровой работы развивать навыки кантиленного пения.
  • Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух.
  • Способствовать умению анализировать, сравнивать, обобщать.

  • Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великим произведениям искусства, русской культуре.
  • Экскурсия.
  • Работа с текстом стихотворения, песни.
  • беседа с включением занимательных вопросов.
  • исполнение по нотной записи.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр.

ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, фонограммы: Романс “Зимний вечер” М.Яковлев, видеофрагмент фильма “А.С.Пушкин”, презентация “Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина, Музыке и живописи”.

Учитель читает стихотворение А.С.Пушкина:

“Приветствую тебя, пустынный уголок
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…
Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят…”

У: Кто автор этих строк?

У: Чему они посвящены?

Д: Селу Михайловское.

У: Чем дорого поэту это место?

Д: А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. В течение двух лет поэт находился там в ссылке.

У: Вы правы, именно эта красота вдохновляла поэта на создание своих гениальных произведений.

У: Какие произведения были созданы в селе Михайловском?

Д: Поэма “Руслан и Людмила”, “Сказка о царе Салтане”, главы романа “Евгений Онегин” и многие стихотворения.

У: Сейчас мы совершим экскурсию в родное имение семьи Пушкиных.

(Видеозапись фрагмента д/ф “А.С.Пушкин”.)

У: Я думаю, вы сами убедились, насколько красива природа Псковской губернии села Михайловское.

С чем можно сравнить эти дивные места?

Д: С музыкой, с песней.

У:А я бы сказала строчкой из вам знакомой песни : “Всюду музыка звучит”.

(Дети исполняют песню “Всюду музыка звучит”.)

У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые окошки снегом. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для А.С.Пушкина, а другую.

“Ах, умолчу о мамушке моей,
О прелести таинственных очей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя
С усердием перекрестит меня…”

У: О ком эти строки?

Д: О няне А.С.Пушкина – Арине Родионовне Яковлевой.

У: Что вы знаете об Арине Родионовне?

Д: Арина Родионовна была верным другом в тяжелую пору ссылки поэта в селе Михайловском. С ней он вел бесконечные беседы, расспрашивал о старине, читал ей только что написанные стихи, слушал ее рассказы, сказки, песни.

У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне?

“Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня…
“Наша ветхая лачужка
И печальна и темна
Что же ты, моя старушка
Приумолкла у окна…”

У: Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всем белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского.

У: Как называется цикл пьес П.И.Чайковского, состоящий из 12 номеров, посвященных

каждому месяцу года?

У: Сейчас прозвучит пьеса “У камелька”, а посвящена она январю.

(Звучит пьеса “У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковский.)

У: Какой вечер нарисовала музыка?

Д: Добрый, уютный, теплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведет задушевную беседу.

У: Как звучала мелодия?

Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня.

И здесь не обошлось без стихов А.С.Пушкина. Эпиграфом к этой пьесе были выбраны такие строки А.Пушкина:

“И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек
И свечка догорела…”

У: Созвучны ли эти строки с музыкой пьесы? Что их объединило?

Д: Мечтательность, задушевность.

У: Да, будто мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки. Знаете ли вы, сколько сказок А.С.Пушкин написал с уст Арины Родионовны?

У: Сейчас я проверю, как вы их знаете:

“У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…”

(Поэма “Руслан и Людмила”.)

“Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…”

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.)

“Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить…”

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

“Глядь опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто…”

(“Сказка о рыбаке и рыбке”.)

“Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шуи утих, и царь забылся…”

(“Сказка о золотом петушке”.)

“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…”

(“Сказка о царе Салтане”.)

У: Молодцы, хорошо знаете сказки. А сейчас, давайте споем нашу любимую песню “Сказки гуляют по свету”.

У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном?

“Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То, заплачет как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То, заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей”.

У: Какой вечер предстал перед нами?

Д: Холодный, метельный.

У: Поэт словно смотрит в темное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле. Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?

Д: Она “кроет небо”, “крутит вихри”, “воет”, “плачет”, “шумит соломой”, “стучит в окно”.

У: Ударения в словах падают на какие звуки?

У: Что они изображают?

Д: Завывание вьюги.

У: Первая часть посвящена бури. А вторая?

Д: Обращена к няне.

У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается ее развеселить, стряхнуть с ее души грустную тягость зимнего вечера. Найдите эти строки.

“Что же ты моя старушка
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?”

У: Однако, не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль. Что просит он у няни?

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла”.

У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит ее спеть их, потому что в них он видит истинную поэзию народного творчества. Есть ли повтор строк?

Д: Опять картина бури.

У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость. Музыкально ли это стихотворение?

У: Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи?

Д: Взволнованную, тревожную, кружащуюся…Темп – умеренный, лад – минорный, ритм – спокойный.

У: На эти стихи было написано несколько романсов и русская народная песня.

У: Посмотрите на нотную запись. Народная или композиторская это мелодия?

У: Как определили?

Д: Распевы, повтор мелодии – реприза, двуголосие.

У: Да вы правы, это русская народная песня “Зимний вечер”. Послушайте, как она звучит.

(Учитель поет песню.)

У: Как прозвучала песня?

Д: Плавно, напевно, мелодия взлетает вверх словно ветер.

У: Какой ритм изображает метель?

Д: Чередование четверти и восьмой.

У: Благодаря этому создается ощущение танца. Какого?

(Разучивание по нотной записи.)

У: Это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Послушайте его.

(Звучит романс “Зимний вечер” М.Яковлева в исполнении И.Козловского.)

У: Сравните романс с русской народной песней.

Д: В романсе мелодия более монотонная, нет больших скачков, ритм более ровный.

У: Кто исполнил романс?

Д: Певец-солист и фортепиано.

У: Чем жанр романса отличается от песни?

Д: Ярче раскрыты чувства. Каждая строчка романса была спета по-разному.

У: Вы правы, в романсе происходит более тесная связь между литературным текстом и мелодией. Мелодия романса с одной стороны передает монотонность завывающей вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне. Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия?

У: Для А.С.Пушкина они не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая ее, он ее слышал.

Не только композиторы и поэты в своих произведениях восхищались красотой зимнего вечера. Вглядитесь в эти художественные работы. Что их роднит?

Д: Зимний пейзаж.

У: Какая из представленных картин, рисунков созвучна музыке, звучащей на уроке?

(Дети показывают картины и обосновывают свои ответы.)

У: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?

У: Чьи стихи звучали на уроке? Какие музыкальные произведения появились благодаря поэзии А.С.Пушкина?

У: Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина – поэмам, сказкам, романам, стихам обращались композиторы. Только романсов было создано около 200. По произведениям А.С.Пушкина были созданы оперы, балеты, оратории. Ребята, когда вы будите читать книги А.Пушкина вспомните, что у многих его произведений есть еще и вторая жизнь – в музыке.

“К чему поэту пьедестал?
Не вечен камень пьедестала.
Суть в том, кем для России стал
Кудрявый правнук Ганибала.
Лишь он мог так шутить хитро,
Влюбляться озорно и нежно,
Так лишь его могло перо
Грустить светло и безнадежно.
И на вопрос: “Кто ваш поэт? –
В строенье ль каменном, в избушке
Один у русского ответ, –
Он, улыбнувшись, скажет: “Пушкин”
(Т.Кузовлева)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: