Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Тема поэта и поэзии весьма обширно представлена в творчестве Владимира Владимировича Маяковского. Данная тематика волновала поэта, трогала его. В стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” поэтический стиль поэта раскрывается ярко и своеобразно.

Яркие образы, можно сказать неповторимые появляются в лирике Маяковского:
“В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето…”

Как точно и тонко передает атмосферу жаркого июльского дня поэт, словно талантливый художник с

“А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз…”

Этими строчками передает всю полноту близости человека к природе, понимание земного мироустройства, прелесть заката.

Лирический герой стихотворения бросает вызов самому дневному светилу, он сравнивает себя с ним. Поэт – это светило поэзии. Отсюда и назначение самой этой творческой профессии, а также сам смысл творчества. “Светить”, освещать жизнь светом добра, любви и красоты. В этом предназначение

Стихотворение заканчивается оптимистичными строчками, и действительно прекрасная, талантливая поэзия остается в памяти людской, любимой на века. Она “светит” всегда, согревая сердца людские.

Это знаковое стихотворение Владимира Владимировича Маяковского о творчестве. о предназначении поэзии в целом. Поэзия – солнце, которое светит людям.

И хоть создано данное поэтическое произведение в 1920 году прошлого столетия, изучают, перечитывают и любят его почитатели безграничного таланта поэта и сегодня.

Роль поэта в общественной жизни, как гражданина своей родной страны во многом волновала Маяковского. Безусловно, что и воспитательная роль поэзии занимала его мысли.

Данное стихотворение можно поставить эпиграфом ко всему творчеству этого великого поэта нашей страны.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», анализ

Пушкина называли «солнцем русской поэзии», а Владимир Маяковский сравнил саму поэзию с солнцем и написал стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», об анализе которого пойдет речь далее.

Уже первые строки этого стихотворения помогают читателю погрузиться в атмосферу веселой сказки, забавного приключения. Перед его взором возникает, с одной стороны, совершенно конкретная местность (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева), с другой стороны, появляется ощущение чего-то необычного, что встречается лишь в сказках: что-то вроде «в некотором царстве, в некотором государстве». Само название настраивает на восприятие какого-то приключения, которое произойдет с героем, носящим то же имя, что и автор. Подобное абстрагирование от своего имени разовьют в прозе ХХ века Венедикт Ерофеев.

Привычная, на первый взгляд, картина захода солнца вдруг превращается в фантастическую картину: «в сто солнц закат пылал» (характерная для стиля Маяковского гипербола). Слегка замедленное, обстоятельное, наполненное легким юмором начало постепенно усиливает, как бы «подогревает» интерес к повествованию, заставляет с нетерпением ожидать того события, которое было обещано в заглавии.

Само же необычайное событие преподносится очень эмоционально:

Такие разговорные интонации придают стихотворению доверительность, свойственную всей поэзии Маяковского. Не случайно так много у него «Писем» и «Разговоров». Кроме того, оживление вносит и использование в буквальном смысле стершейся метафоры: у поэта солнце действительно заходит и садится, как если бы это было какое-то существо. Не без юмора рисует он свою необычайную встречу с солнцем, только скрадывает фантастику, окружая ее незатейливыми приметами быта, сопровождая скупыми, но очень красочными деталями: «ввалилось, дух переведя, заговорило басом…», «сконфужен, я сел на уголок скамьи…», «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я».

Беседа между поэтом и светилом протекает неторопливо и непринужденно. Поэт в шутливо-озорном тоне подразнивает солнце, а то, в свою очередь, подзадоривает: «Поди, попробуй!». В диалоге и в авторских ремарках множество разговорной лексики: «Ну что ж, садись, светило!»; «Слазь! Довольно шляться в пекло!»; «Дармоед!»; «… и ретируюсь задом».

Так же искусно обращается Маяковский и омонимами:

Чем так, без дела заходить ,
Ко мне на чай зашло бы.

Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони ,
гони , поэт, варенье!

Конечно, герои стихотворения весьма своеобразны: сильное, но при этом ласковое и трудолюбивое солнце и поэт, немного усталый, сперва даже слегка раздраженный, но безмерно любящий жизнь, знающий цену себе и своему творчеству. Наверное, поэтому он позволяет себе так запросто разговаривать с «самим» небесным светилом.

Произведение удивляет смелостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце – два товарища: «Ты да я, нас, товарищ, двое!». Но за бытовым планом отчетливо проступает иной – серьезный, даже патетический. Маяковский на самом деле утверждает созидательную роль поэзии, которая не только преобразует все вокруг. Подобно солнцу, живое слово поэта согревает людей, освещая самые темные закоулки их жизни, разрушает предрассудки, рассеивает сомнения, как тьму, окружавшую многих на протяжении всей жизни. Именно поэтому и сходятся во мнении эти два светила, что позволяет утверждать:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Необычность произведения создается и целым каскадом рифм: от точной: «РОСТА – просто» до абсолютно не совпадающей по звучанию: «не тая – ты да я». Традиционное разделение строки на небольшие отрезки-ступеньки позволяет выдерживать паузы и ставить логическое ударение на самых значимых словах. Большое количество неологизмов: «златолобо», «занежен», «вспоем» — придает стихотворению неповторимый стиль. Некоторые их них требуют пояснения. Например, «взорим» может означать «взойдем над землей, чтобы озарить ее».

Таким образом, поэт размышляет не только о поэтическом творчестве, но и защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного труда, если он посвящен высокой цели.

В.В. Маяковский.
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Урок словесности

7-й класс

1. Работа над заголовком. Прогнозирование.

– Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)

Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)

Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.

2. Работа с текстом. Восприятие и истолкование.

Послушайте внимательно стихотворение. Отметьте изменение интонации.
– Оправдались ли наши первоначальные предположения?
– Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
– О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?

(Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)

– Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?

(В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.)

– Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова плыла.

(Значения заранее записаны на доске, или кто-то из учеников работает со словарем.)

Плыла – 1. Передвигаться по поверхности воды или в воде. 2. Плыть на судне или ином плавучем средстве. 3. перен. Плавно двигаться или плавно распространяться. 4. перен. Представляться взору движущимся или кружащимся. 5. Переливаться через край.

– В каком значении употреблено здесь слово плыла? Какой образ помогает создать это слово?

(Что-то зыбкое, едва колышущееся медленно на-двигается и заполняет собой все вокруг.)

– Как в этой части представлено солнце? Его работа?

(Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра. снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)

– Обратимся к толковому словарю за объяснением значения слова залить.

Залить – 1. Покрыть сплошь водой или иной жидкостью. 2. Испачкать жидким. 3. Потушить водой. 4. Наполнить что-нибудь жидким, густеющим, твердеющим. 5. Налить, наполнив что-нибудь.

– В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить?

(Залить – покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа – жара плыла и залить мир – проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)

– Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?

(Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)

– Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?

(Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)

– Нет ли другого чувства у героя?

(Он сменил гнев на милость и обратился к солн-цу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.)

– Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?

(Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)

(На доске записано определение слова каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.)

– Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:

«. чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»?

Объясним значения этих слов.

Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости.

Обратимся к толковому словарю за подтверждением.

Зайти – 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться.

– Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?

(В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.)

– Как передан испуг поэта? Чем он вызван?

(Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.

Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)

– Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:

Черт дернул дерзости мои
Орать ему.

(В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!)

– В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?

Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.

(Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)

– Как меняются взаимоотношения героев?

(Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)

– В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?

(Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)

– Как звучат последние строки:

– Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэ-зии?

(Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)

– Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?

(Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.
Трезвонится – звонит во все колокола.
Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)

– Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?

(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)

3. Заключение.

– Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось? Какое настроение после урока?

4. В качестве домашнего задания

можно предложить работу по карточкам.

Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся обороты _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, где слово залить имеет значение (какое?) _______.
Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие _______. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы рухнула _______, чтобы во всем мире _______.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче » В. Маяковский

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Владимир Маяковский

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,
27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему, —
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Анализ стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче », которое было написано поэтом летом 1920 года, очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. Однако автор посчитал, что солнце, каждый день путешествующее по небу одним и тем же маршрутом, является бездельником и тунеядцем, которому попросту нечем себя занять.

Однажды, наблюдая за тем, как оно «медленно и верно» спускалось за деревню, Маяковский обратился к небесному светилу с гневной речью, заявив, что «чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!». И – оказался сам не рад такому предложению, так как солнце действительно явилось к Маяковскому в гости, опалив его своим жаром: «Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!». В итоге небесное и поэтическое светила провели за одним столом целую ночь, жалуясь друг другу на то, как трудно им живется. И Маяковский осознал, что он в любой момент может отказаться от своих стихов и сменить перо, к примеру, на обычный рубанок. Однако солнце лишено такой возможности, и ему каждый день необходимо вставать и освещать землю. На фоне откровений небесного гостя автор почувствовал себя весьма неуютно и понял, что только такой самоотверженный труд может действительно изменить этот мир, сделать его светлее и чище.

В заключительной части стихотворения «Необычное приключение» Маяковский призывает каждого человека не только следовать своему призванию, но и любое дело выполнять с максимальной самоотдачей. Иначе смысл существования попросту теряется. Ведь люди приходят в этот мир с определенной миссией, которая заключается в том, чтобы «светить всегда, светить везде до дней последних донца». Поэтому нет смысла жаловаться на усталость и сетовать на то, что кому-то судьбой определен более легкий жизненный путь. Беря пример со своего гостя, Маяковский заявляет: «Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!». И этой простой фразой подчеркивает, насколько важное значение имеет работа каждого из нас, будь то поэт или же обычный труженик села.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: