Быть знаменитым некрасиво» (тема поэта и поэзии в творчестве Б

В стихотворении “Быть знаменитым некрасиво” Б. Пастернак сам ответил на вопрос, в чем заключается назначение поэзии:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

“Самоотдача” — вот то слово, которое дает ключ к пониманию творчества Пастернака. Он писал не потому, что стремился к известности, славе, всенародному признанию, а потому, что поэзия — крик его души, способ самовыражения. Значимость художника определяется не количеством им написанного, а его честностью и силой отзвука в сердцах читателей. Пастернак умел добиться этого отзвука. Став лауреатом Нобелевской премии, он писал:

Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Для того чтобы заставить читателя плакать, нужно быть гением. Эти слова сказаны были о прозе, но их в равной мере можно отнести и к лирике Пастернака. Он не оставляет читателя равнодушным. В противовес всем обстоятельствам, созданным тоталитарным государством, обрекающим на молчание и творческую гибель не только Пастернака, но многих его современников, поэзия осталась жить. Творчество Пастернака оказалось выше запретов и гонений. Это может означать только одно — поэт верно понимал свое предназначение и делал то, что считал правильным.
Нет необходимости глубоко анализировать лирику Пастернака для того, чтобы понять отношение автора к своим произведениям. Дело в том, что во многих стихах он прямо высказывает это отношение. Достаточно вспомнить стихотворения “Так начинают. Года в два. ”, “Определение поэзии”, “Поэзия”. Особенно интересно и необычно второе из упомянутых стихотворений. В нем бросается в глаза мнимая произвольность определений поэзии: кажется, что подбор слов обусловлен не смысловой, а, скорее, звуковой близостью. Действительно, на первый взгляд, странный ряд: свист, щелканье льдинок, ночь, поединок соловьев, горох, слезы вселенной, Фигаро. Удивительно: наряду с традиционными атрибутами любовной лирики, так ши как ночь и соловьи, — слезы вселенной в лопатках и горох. Но на самом деле здесь звучит настоящая поэзия, впитавшая все богатства мира. Мир, раздробленный на такие несхожие составляющие, все же представляет собой необыкновенную цельность, единство всего сущего. Все предметы связаны между собой, превращаются один в другой. В этом романтическом стихотворении неожиданным оказывается финал — вселенная глуха к поэзии. Но главное не в этом, а в том, что поэзия — есть и она воплощение и единство всего, что только существует на свете. Близко к “Определению поэзии” и другое стихотворение — “Поэзия”. Даже названия их сходны. Во втором стихотворении тоже дается в некотором смысле определение: поэзия не есть нечто искусственное, надуманное, противостоящее жизни, но — часть жизни, составляющая человеческого бытия. Поэт умеет находить лирическое начало в самых обыденных вещах и мыслях, которые на деле оказываются не такими уж и обыденными. Для подтверждения этого можно вспомнить одно из ранних стихотворений Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать. ” Оно построено на уподоблении природных явлений и поэтического вдохновения, начала творчества. Творчество становится прямым продолжением весенних процессов в природе, причем стихийность написания стихов так же естественна, как ливень и ветер:

И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Философичность лирики Пастернака заключается в том, что она решает одну из самых важных проблем современности — трагический разлад человека и мира, ставшего ему враждебным и кажущегося лишенным смысла. Природа видится современному человеку равнодушной, подчас — жестокой.
Все направлено против людей (в их собственном понимании): стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы обрушиваются непредсказуемо и несут гибель. Но Пастернак привык видеть природу в ином свете, его восприятие близко к пушкинскому, тютчевскому, фетовскому:

Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.

Окружающий мир пронизан человеческими эмоциями и уже потому не может быть чуждым. Пастернак живет чувством сопричастности природе, этим пронизано его творчество, что бросается в глаза даже человеку, впервые открывшему его книгу.
Еще одна характерная черта лирики Пастернака — религиозность, скорее, даже не религиозность (это слово в наше время приобрело не совсем однозначное определение с оттенком иронии), а искренняя вера и стремление донести ее до читателя. Выражение этой веры, в частности, в том, что у Пастернака природа не живет своей особой жизнью, а является равноправной участницей человека в попрании смерти “усильем воскресенья”. Здесь достаточно сослаться на стихотворения “На страстной”, “Рождественская звезда” (гениальный союз простоты и виртуозности), “Чудо”, “Гефсиманский сад”.
Поэт должен во всем “доходить до самой сути”, как писал Пастернак в одном стихотворении. Но суть эту не таить в себе, а нести читателю, говоря с ним не с оттенком превосходства, а как с равным, с Человеком. Талантливый человек не должен возвышаться над толпой, “но быть живым, живым и только”. В этом — высшее предначертание поэта. Чацкий, вобравший в себя “дух отрицанья и сомненья”, пытается перенести западные идеи и принципы в условия отечественной действительности. Его не было в Москве около трех лет — за это время он стал чужим местному обществу и чуждым городу человеком. “Нет, недоволен я Москвой!” — восклицает он. Чацкий бичует пороки “офранцуженной” Москвы, страстно ненавидит всех “французиков из Бордо” и проклинает москвичей, которые этих “французиков” принимают.
На протяжении всей пьесы Чацкий клеймит позором фамусовых, молчалиных, скалозубов и им подобных. Под конец он произносит свой знаменитый монолог, после чего требует карету и уезжает навсегда. Но разве это что-нибудь изменило? Нет, главная забота Фамусова — “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
Все осталось на своих местах. Чацкий своими бурными и язвительными речами не заронил даже крупицы сомнений у тех, с кем так ожесточенно спорил. От традиций избавляться очень трудно. Герой пьесы Грибоедова одинок духовно, но наверняка в России найдутся люди, придерживающиеся передовых взглядов. А значит, “фамусовское общество” не напрасно так боится всего нового, в нем не случайно зреет предчувствие беды.
Тем не менее героев комедии Грибоедова можно встретить и сегодня. Хочется верить в то, что “фамусовщина” — это не массовое явление, но отдельные черты, такие как мещанство, ограниченность, косность взглядов, как видно, неистребимы.

Пастернак — Быть знаменитым некрасиво (чит. М.Царев)

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.

Быть знаменитым некрасиво. (Борис Пастернак)

Быть знаменитым некрасиво.
Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

«Быть знаменитым некрасиво. »

«В области слова я более всего люблю прозу,
а вот писал больше всего стихи. Стихотворение
относительно прозы — это тоже что этюд
относительно картины. Поэзия мне представляется
большим литературным этюдником».
Б.Л. Пастернак

Творчество Бориса Леонидовича Пастернака стоит особняком в истории русской литературы. Он жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы. И посреди всего этого — прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Рожденный на изломе судеб, Борис Пастернак сумел стать одним из символов своего века.
Стихи занимают отдельное место в его творчестве. Из-под его пера вышло множество замечательных строчек. Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник стихов под названием «Когда разгуляется», вобрал в себя избранные работы автора. В книге отчетливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. Именно в этом сборнике было напечатано стихотворение «Быть знаменитым некрасиво. », которое можно назвать своеобразным сводом правил настоящего поэта. Именно в этом произведении Пастернак раскрывает свое отношение к творчеству.

Стихотворение имеет программный смысл, как бы продолжая пушкинское обращение к «Поэту». Лирический герой, продолжая мысль великого поэта о независимости художника от «любви народной», вносит в свое суждение нравственную оценку:
Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Говоря о правилах истинного поэта, автор осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что это мешает стремлению «ввысь». Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Мы видим, что Пастернак не приемлет пустой, незаслуженной славы, ему проще кануть в неизвестность, чем быть на устах у всех, ничего для этого не сделав. Такая позиция заслуживает только уважения. Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».
Неповторимая судьба поэта понимается Пастернаком как связующее звено между прошлым и будущим в единой цепи искусства, верность призванию:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Однажды выбрав этот путь, поэт не должен отступаться от него никогда.
Также важным произведением для раскрытия образа поэта в представлении Пастернака может служить стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути. », написанным в тот же год, что и первое, и вошедшее в один и тот же сборник.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Из данного четверостишия следует стремление лирического героя, который условно может быть приравнен к самому Пастернаку. Стремление к жизни, к познанию ее тайн и загадок, жажда деятельности и чувства. В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу — проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты. Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что он стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь, потому что только, когда человек чувствует, он живет на самом деле. Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни.

Интересна роль природы в творчестве Пастернака в целом и в этом стихотворении в частности. Она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:
Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Быть знаменитым некрасиво

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СНАЙПЕР. К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Григорий Аросев / НГ-Ex libris , 29.01.2015

Сегодня 125-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака. И хотя о Пастернаке написано невероятно много, промолчать нельзя. Потому что в настоящее время востребованными остаются не только его проза, стихи и переводы, но (возможно, даже в первую очередь) его личность. Пастернак был крепким, упрямым, сильным – но вместе с этим поразительно жизнелюбивым, уважавшим других и сохранявшим чувство собственного достоинства. И – умевшим видеть радость в горе, красоту в несчастье и солнце там, где его нет. Примерно за год до смерти, когда уже произошли отвратительные «околонобелевские» события, Пастернак написал стихотворение «Единственные дни». Никто, кроме него, не мог так сказать:

На протяженье многих зим

я помню дни солнцеворота,

и каждый был неповторим

и повторялся вновь

. Я помню их наперечет:

зима подходит к середине,

дороги мокнут, с крыш течет

и солнце греется на льдине.

Вокруг зима, и, кажется, нет ей конца. Но увидеть в ней солнце, да как увидеть – на это был способен лишь Пастернак. Читаешь его строки, и откуда-то изнутри поднимается обжигающее чувство любви к жизни. Солнцеворот наступает не только на улице, но и в душе. И так у Пастернака всегда. Почти все, кто внимательно читал стихи Пастернака, замечали его неповторимую светящуюся энергию счастья, оптимизма и жизнелюбия. Пастернак как будто был рожден для счастья, радости, всеобщих любви и восхищения. А трагические эпизоды он воспринимал как частный случай.

«Жизнь была хорошая», «я все сделал, что хотел», – эти фразы Пастернак произнес незадолго до смерти. Хочется верить, что и жизнь могла бы сложиться удачнее и сделать он мог бы побольше. Но Пастернак прекрасно понимал то, что спустя почти двадцать лет после его смерти выразил Александр Кушнер: «Большей пошлости на свете нет, чем клянчить и пенять». Конечно, Пастернак писал о боли. И о страдании. И о смерти. Но. И это у него чаще всего получалось по-особому. Как ни у кого другого.

В 1956 году Пастернак написал стихотворение «В больнице». В нем речь идет о больном, которого скорая привезла в неотложку. Первая часть стихотворения не сказать что пышет оптимизмом: «Его положили у входа./ Все в корпусе было полно./ Разило парами иода,/ и с улицы дуло в окно». Но затем, во второй половине, главный герой, который только что вдруг «. понял, что из переделки/ едва ли он выйдет живой», обращается к Богу с молитвой, в которой выражает восхищение совершенством Божьих дел, включая собственную ночь смерти. А затем герой говорит поразительное:

Мне сладко при свете неярком,

Чуть падающем на кровать,

Себя и свой жребий подарком

Бесценным твоим сознавать.

Герой, которому остается жить несколько дней, благодарит Бога за свой жребий, осознаваемый как подарок. И когда? На грани смерти. Фантастическая любовь к жизни, на которую способен был лишь Пастернак. Сейчас, пятьдесят лет спустя, когда страсти улеглись, а факты прояснились, кажется, что он писал о себе, как будто предсказывая свои последние дни и минуты. А может, он доподлинно знал, как будет себя вести и ощущать. И хотя неизвестно, о чем он думал в момент смерти, однако известно его последнее слово. И это слово было «рад». Вряд ли случайно, с трудом объяснимо, и в любом случае прекрасно. Не мог Пастернак попрощаться с этим светом чеховским «Давно я не пил шампанского» или чем-то наподобие.

(Кстати, объяснить слово «рад» с трудом, но возможно. В биографии Пастернака ее автор Дмитрий Быков выдвинул предположение, что этим сдержанным восклицанием писатель, находившийся одновременно и на земле, и на небесах, не попрощался с окружающими, а, наоборот, поприветствовал собравшихся друзей и знакомых, уже ожидавших его на том свете.)

Справедливости ради: судьба была к Пастернаку чрезвычайно благосклонна. С одной стороны, да, он долгое время был в опале. Да, он подвергался травле из-за «Живаго» и Нобелевской премии, в результате чего окончательно подорвал здоровье и умер. Да, его последняя возлюбленная, Ольга Ивинская, и ее дочь провели в заключении немало лет – всё из-за близости с Пастернаком. Однако в ответ на все «да, он. » есть и свои «зато». Зато Пастернак умер семидесятилетним в собственной постели, в отличие от покончивших с собой Есенина и Маяковского, которые были в два и более раза моложе его. Зато Пастернак жил в относительном достатке, в отличие от Блока, умершего в нищете в возрасте сорока одного года. Зато Пастернак ни единого дня не провел за решеткой, в отличие от Мандельштама и многих других.

Пастернак ничего не сделал против совести. Но жизнь его любила. Так с чего бы ему не отвечать ей искренней взаимностью?

Я глубоко восхищен стихами Пастернака, стараюсь учить их наизусть и распространять по мере сил, но для меня он прежде всего автор «Доктора Живаго», одного из самых выдающихся русских романов XX века. Возвращаюсь к нему каждые три-четыре года и, хоть следующая мысль и прозвучит банально, каждый раз нахожу в нем новые пласты, новые уровни. Так будет и дальше, нет сомнений.

Но, на наше счастье, Пастернак у каждого свой.

Думая об этом материале, я задался вопросом: а что значит личность Пастернака для других? И попросил представителей четырех поколений рассказать, какое место в литературном сознании каждого из них занимает Борис Пастернак. Среди любезно согласившихся ответить на этот вопрос есть и известные литераторы, однако, чтобы не отвлекать читателя, всяческую конкретику о цитируемых людях я опущу, а также перемешаю высказывания, лишив их поколенческо-хронологического порядка. Добавлю лишь, что по роду занятий мои респонденты отличаются друг от друга, хотя все они наполовину – или полностью – профессионально связаны с литературой. Родились ответившие на этот вопрос в следующих годах: 1938, 1960, 1978, 1994.

Владимир, кандидат наук: «В возрасте 22 лет я прочел небольшую книжку стихотворений Пастернака «Земной простор». И она меня потрясла. Могу даже сказать: она перевернула мое сознание. И Пастернак вошел в состав моей крови. Я просто стал другим человеком. Больше в моей жизни такой силы катастроф, связанных с языком и словом, не случалось».

Евгений, филолог: «Прежде всего он для меня огромная, бесконечная, распахнутая миру детская радость узнавания: «Ты в ветре, веткой пробующем, не время ль птицам петь…» Вот это вот все «опробывание» мира, и открытие мира, и удивление ему, и, да, все-таки – радость. Возраст меняется, меняется и слово, но не меняется в нем эта ребяческая глубина и полнота чувства. Кроме того, поэт – сознательно/подсознательно/бессознательно – свидетельствует о мире, не об абстрактной «человеческой вселенной», а о своей эпохе. И Пастернак здесь – свидетель защиты. Он один из немногих, которыми, как мне кажется, плотоядная та эпоха – все-таки спасена».

Мария, поэт: «Для меня Пастернак «Сестры моей – жизни» и Пастернак «Второго рождения» – это не просто два разных автора, а два автора, к которым у меня во многом противоположное отношение. Первый при всем «волшебстве» небрежен, нетерпелив, неряшлив, цветист. Более поздний Пастернак хотя и существует для меня лишь в отдельных стихотворениях («О, знал бы я, что так бывает», «Гамлет» и т.д.), но Существует – с большой буквы».

Леонид, писатель и драматург: «Борис Леонидович Пастернак – это литературный снайпер. Можно взять отдельную строку, или целое стихотворение, или полностью роман – все это попадает точно в цель, которую наметил писатель. Поэтому знает человек творчество Пастернака, любит его или холоден, он все равно в повседневной жизни нет-нет да и вставит в свой разговор бессмертные, а потому очень нужные людям строчки-мысли великого прозаика, поэта и переводчика: «Быть знаменитым некрасиво», «Не читки требует с актера, а полной гибели всерьез», «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну». Пастернак был, есть и ему быть на радость читателям всей планеты».

© «Центр поддержки отечественной словесности»

Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Борис Пастернак – поэт с философским мышлением, вдумчивый художник, очень заинтересованно смотрящий в жизнь, которая его окружает. Ум поэта пытается проникнуть в самую суть предметов и вещей, разобраться и понять их, а так же рассказать всему миру о своих открытиях.

Писатель очень скупо использует художественные средства, присущие его языковому арсеналу, но это совершенно не сушит его стихи, а только подчеркивает художественное мастерство. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано в период последнего творчества признанного

А ведь действительно, любовь человека очень мимолетна, непостоянна, несправедлива и, зачастую, подвергается законам моды. Но поэт возвышен над толпой. Он стремится творить для людей, но не прислушивается к их восторженным возгласам.

Искусство Пастернака сродни небожителям, дарящим людям блага, и не требующим ничего взамен, а к славе он относится как к суете мирской. Он радуется своему творчеству. Оно является его стихией и способом существования. Поэт живет наполнением мира красотой, он просто не может не сочинять

И только когда душа человека открыта для людей, когда она жива, рождается настоящий шедевр искусства. Если художник начинает беречь себя, экономить свои силы, то начинает заканчиваться творчество, а оставшееся мастерство не будет приносить новых плодов.

Особую выразительность речи, при небольшом объеме слов, приносят фразеологизмы “Не видать ни зги” и “Быть притчей на устах у всех”, которые Борис Пастернак употребляет в стихотворении.

Прочитав несколько четверостиший стихотворения Бориса Леонидовича, позволяет взглянуть на творчество новым взглядом. Это не является способом добывания денег или работой – это больше образ жизни, от которого поэт уже не может отказаться, пока он жив.

«Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»»

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену.

Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях.

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство художника. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано признанным мастером в срок его «последних песен». Оно сообщает внутреннее восприятие поэтом своей роли и сути на земле.

Быть знаменитым некрасиво.

Не это поднимает ввысь.

Не надо заводить архива.

Над рукописями трястись.

Действительно, людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Но поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Выть притчей на устах у всех.

Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни небожителям, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Он испытывает радость от самого творчества. Оно его стихия и способ существования. Поэт не может не сочинять, для него это значит существовать, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.

Истинный художник — постоянно первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, более того не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь.

Но пораженъя от победы

Ты сам не должен отличать.

Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива суть человеческая человека, когда она открыта миру и людям. Так существовать тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Если художник начинает себя беречь, экономить силы, кончается творчество, а оставшаяся мастеровитость не принесет новых плодов.

В этом стихотворении Борис Пастернак употребляет фразеологизмы: «Быть притчей на устах у всех» и «Не видать ни зги». Они придают особую выразительность речи при малом объеме слов. Повторение в последнем четверостишье слова «живым» указывает на большое роль, которым наделяет автор тот самый эпитет.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Всего в несколько четверостиший стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака заставляет по-новому взглянуть на творчество. Это не способ добывания финансов, не работа — это образ шзни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив.

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (117,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомить с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о творчестве, изучить его индивидуально-языковой стиль; отработка задания В 8 в подготовке к ЕГЭ.

Тип урока: интегрированный (литература + русский язык)

Оборудование: слайды, маршрутные листы (стихотворения)

I. Организация начала урока (1 мин.)

– Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
– Знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака.
Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких изобразительно-выразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить.
Кроме этого, продолжим отрабатывать навыки по выполнению задания В 8.
Запишите тему урока «Борис Пастернак. Размышления о времени, жизни, любви… Индивидуально-языковой стиль поэта».

(Слайд 1: портрет поэта)

«Февраль. Достать чернил и плакать…» (читает учитель)

Это стихотворение одно из самых любимых у поэта. Им он открывает свои поэтические сборники. Дома вы также учили стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наизусть (по выбору).

II. Проверка домашнего задания (5 мин.)

(Выразительное чтение стихотворений Б. Пастернака наизусть)

– Почему выбрано это стихотворение? О чём оно?

III. Слово учителя (10 мин.)

Борис Пастернак – удивительный человек: замечательный поэт, тонкий философ, ценитель жизни. Он был разносторонне одарённым человеком. Говорят, во многом человека делает семья.

– Что вы знаете о семье Пастернака?

Отец: Леонид Осипович Пастернак – известный художник.
Мать: Роза Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка. В доме Пастернаков всегда царила атмосфера любви и гармонии. Сюда часто приезжали известные люди искусства: Скрябин, Толстой, Серов, Врубель. Борис Пастернак писал о своём детстве так: « Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».
Естественно то, что Пастернак впитал в себя с детства и музыку, и литературу, и умение размышлять. Долгое время он не мог выбрать свой путь.

– Как Пастернак пришёл в литературу?

От отца он унаследовал способность рисовать, от матери заниматься музыкой. В 13 лет он оставляет живопись ради музыки, и за 6 лет добивается высоких результатов в этой области искусства. Ему прочили будущее блестящего композитора. В 1908г., окончив гимназию с золотой медалью, поступает на юридический факультет Московского университета. Через год он переходит на философский факультет историко-филологического факультета. Всё это время Пастернак пишет стихи, которые редко кому показывает. Пастернак серьёзно увлёкся в 1912г. философией. Ему прочили блестящую карьеру. Но и это занятие он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни.

Первый сборник Пастернака вышел в 1914г. («Близнец в тучах»). Затем появились и другие:

1917г. – «Поверх барьеров»
1918г. – «Темы и вариации»
1922г. – «Сестра моя – жизнь»
1932г. – «Второе рождение»
1943г. – «На ранних поездах»
1956-59г. – «Когда разгуляется»

(Слайд 4: связь с футуристами)

Ранние стихотворения Пастернака могут показаться малопонятными: свою литературную деятельность поэт связывал с футуристами («футурум» будущее). В 1914г. Он знакомится с Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуристов, Пастернак всё-таки искал свой самостоятельный путь в литературе. Очень требовательный к себе, поэт ищет своё предназначенье. «Единственное, что в нашей власти, – пишет он, – это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».
В своих стихотворениях Пастернак постоянно размышляет о назначении человека вообще, поэта в частности. Не случайно нам трудно выделять стихотворения по темам: человек у Пастернака не отделим от природы, от проявлений страстей.
Поэт очень требователен к себе, не случайно под стихотворениями раннего периода творчества стоит две даты: первая – время написания, вторая – время доработки, шлифовки.

IV. Анализ текста (15 мин.)

1) По заданию В 8 ЕГЭ

(Слайд 5: текст стихотворения «Февраль…»)

Несколько раз Пастернак на протяжении всей своей жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь ощущения лёгкости, сиюминутности впечатления. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией:
« И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд».
Поэтическим принципом Пастернака становится подчинение не логике, норме, правилу, а ассоциациям, порыву души.
Постараемся определить, как достигается эта выразительность.
(чтение и анализ текста)
«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).

С помощью каких художественных средств Пастернаку удаётся передать живость и энергию стихотворения?

1) анафора
2) сравнение
3) ассонанс
4) назывное предложение
5) инфинитив
6) безличное предложение
7) эпитет
8) метафора
9) аллитерация
10) литота

Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9

(Слайд 6: ответы по тексту)

2) Работа в парах

– Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом в данном отрывке.

1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. (Эпитет)

2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. (Метафора)

3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной (олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Анафора, синт. параллелизм)

4) Не волнуйся, не плачь, не труди (бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. (Сравнение)

5) Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора)

– Использование разнообразных средств выразительности позволяли Пастернаку найти словесное выражение своим чувствам.
Не случайно в одном из своих стихотворений Пастернак писал о том, что мечтал постичь тайну сути.

(Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»).

– Постоянное размышление о человеке, о его предназначении, месте в жизни, о любви проходит через всё творчество Пастернака. Невозможно выделить отдельную тему: всё переплетено, всё взаимосвязано. Вынешь, извлечёшь один элемент, и всё потеряет смысл, рассыплется.
Но и не терпел пустого сотрясания воздуха.

(Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»)

– У каждого человека есть жизненный выбор, который ему рано или поздно предстоит сделать. Пастернак свой выбор сделал: всю жизнь он жил в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос о его выдворении из страны, чего он не мог позволить. « Для меня это невозможно, – решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия»

(Чтение стихотворения «Нобелевская премия»)

V. Итог

Сокровенный смысл человеческого существования, по мнению Пастернака, в слиянности, спаянности с миром, с природой. В этом он видит источник силы, возможность приобщения к вечному круговороту жизни. Это даёт возможность преодолеть ощущение одиночества, осознание кратковременности собственного земного бытия.
Последним стихотворением Пастернака стало стихотворение «Единственные дни».

(Чтение стихотворения «Единственные дни»)

1) Задание в тетрадях письменно (5 мин.)

Ответьте письменно на вопрос: Что нового открылось мне в творчестве Б.Л. Пастернака?

VI. Домашнее задание (2 мин.)

Анализ стихотворения (по выбору) в форме сочинения:

«Нобелевская премия»
«Быть знаменитым некрасиво»
«Единственные дни».

VII. Резерв

Фонограмма песни «Метель», «Свеча горела» на стихотворение Б. Пастернака по выбору.

Литература:

  1. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, «Филин», 1993.
  2. Борис Пастернак. Стихи. Россия – Родина моя. Москва: Художественная литература, 1967.
  3. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988
  4. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Москва: Полифакт, 1995.
  5. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 252 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:



Почтовый адрес для отправки произведений:
123557, —>