Буревестник стих лермонтова

ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах. Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает. Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!

Ветер воет. Гром грохочет.

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря.

март 1901

«Жизнь», 1901, № 4; сб. «Песни борьбы», изд. Союза русских социал-демократов, Женева, 1902, с. 20

Поэзия в большевистских изданиях 1901-1917 / Вступ. статья, сост., подг. текса и примеч. И. С. Эвентова. Л., Сов. писатель, 1967 (Б-ка поэта)

«Вряд ли в нашей литературе можно найти произведение, которое выдержало бы столько изданий, как «Буревестник» Горького. Его перепечатывали в каждом городе, он распространялся в экземплярах, отпечатанных на гектографе и на пишущей машинке, его переписывали от руки, его читали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся. Вероятно, тираж «Буревестника» в те годы равнялся нескольким миллионам» (Е. Ярославский. См.: «Революционный путь Горького», М.— Л., 1933, с. 8 — 9).

Песня написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге 4 марта 1901 года. Ирония судьбы в том, что песня была напечатана легально — в четвертом номере журнала «Жизнь» (апрель 1901). Она не задумывалась как самостоятельное произведение, а входила в сатирический рассказ «Весенние мелодии», где разные слои общества изображались в виде птиц. Эту песню пел чижик (видимо, студент). Цензура запретила печатать рассказ полностью, но песню чижика непредусмотрительно разрешила (целиком «Весенние мелодии» были напечатаны нелегально на гектографе нижегородскими радикалами). Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу. Вместо «Ждите! Скоро грянет буря!» поставил «Пусть сильнее грянет буря!». В результате, 17 апреля Горького и его закадычного друга — поэта Скитальца арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода. Проводы его вылились в массовую демонстрацию. В мае журнал закрыли.

Песня была положена на музыку П. Н. Ренчицким (мелодекламация).

Студенческим волнениям 1901 года посвящены также «Студенческая марсельеза» и «Опричники не умерли» А. Богданова, «Лес рубят. » Г. Галиной, «Маленький султан» К. Бальмонта и анонимная солдатская песня «Грех тяжкий». Поэт Бальмонт и детская писательница Галина за подобную «дерзость» были высланы из столицы, но это только усилило оглушительный успех их произведений.

«Песня о буревестнике» М. Горький

«Песня о буревестнике» Максим Горький

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!

Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний!

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря.

Анализ стихотворения Горького «Песня о буревестнике»

«Песня о буревестнике» — финальная часть рассказа «Весенние мелодии», который был создан Максимом Горьким в Нижнем Новгороде весной 1901 года. Однако само произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено цензурой к печати. И лишь финал рассказа, написанный в форме белого стиха, в апреле 1901 году был опубликован в журнале «Жизнь» как самостоятельное литературное произведение под названием «Песня о буревестнике».

Учитывая тот факт, что сам рассказ «Весенние мелодии» носил ярко выраженные пропагандистский и бунтарский характер, сомнений в революционной подоплеке «Песни о буревестнике» не возникает. Однако цензура посчитала этот отрывок вполне миролюбивым и не усмотрела крамолы в недвусмысленном призыве «Буря! Скоро грянет буря!». Тем не менее, именно это произведение стало одним из важнейших агитационных материалов при подготовке двух революций – 1905 и 1917 годов.

Если отбросить идеологическую подоплеку «Песни о буревестнике», то само по себе стихотворение представляет огромную литературную ценность. Максим Горький – далеко не единственный поэт, писатель и драматург, который решил обратиться в своем творчестве к морской тематике. Однако мало кому из представителей русской литературы на рубеже 19 и 20 веков удалось так ярко, красочно и захватывающе рассказать о приближающемся шторме, используя для этого все языковое богатство оттенков.

Начинается произведение с описания надвигающейся бури, когда «над седой равниной моря ветер тучи собирает». Но, несмотря на непогоду, «между тучами и морем гордо реет буревестник», которого автор считает очень смелой птицей. Более того, в крике буревестника Максиму Горькому чудится радость и «жажда бури». В качестве образного и запоминающегося контрастного приема автор описывает поведение чаек, которые в это же время «стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей». Не менее пугливо ведет себя «глупый пингвин», который «прячет тело жирное в утесах», и гагары, которым «недоступно наслажденье битвой жизни».

Таким образом, буревестника Максим Горький отождествляет с неким высшим существом, которому подвластно управлять морской стихией, и который радуется надвигающейся бури и «над тучами смеется», то есть готов открыто вступить в схватку с непогодой и выйти из нее победителем. Более того, автор сравнивает буревестника с пророком победы, который только и жаждет того, чтобы буря грянула сильнее. И совсем неважно, что она может унести жизни тысяч других обитателей моря и суши, которые не без оснований опасаются высоких волн, воющего ветра, блеска молний и грома.

В контексте пропаганды революционных идей «Песня о буревестнике» обретает совершенно иной смысл. В ней звучит неприкрытый призыв к изменению действующего общественно-политического строя и свержению самодержавия, избавиться от которого без народной «бури» — массового и кровопролитного восстания – не представляется возможным. Однако ни буревестника, ни автора произведения совершенно не заботит судьба «чаек» и «глупых пингвинов», которые рассчитывают на то, что буря скоро уляжется, и все в мире вернется на круги своя.

Примечательно, что «Песнь о буревестнике» являлась одним из самых любимых литературных произведений Владимира Ильича Ленина, который открыто признавал огромную агитационную ценность этого стихотворения и посвятил ему несколько идеологических статей, в которых раскрывал феномен Максима Горького, как «поэта революции» и «предвестника бури», отмечая при этом удивительно живой и образный язык автора и его бесспорный литературный дар.

Буревестник стих лермонтова

Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит —
То прянет, то отхлынет прочь.

Всё раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьёт чугун.

Громадные тучи нависли широко
Над морем и скрыли блистательный день.
И в синюю бездну спустилась глубоко
И в ней улеглася тяжёлая тень;
Но бездна морская уже негодует,
Ей хочется света, и ропщет она,
И скоро, могучая, встанет, грозна,

«Буря мчится. Снег летит. «

Буря мчится. Снег летит.
Ветер воет и свистит.
Буря страшная ревёт,
Буря крышу с дома рвёт.

Крыша гнётся и грохочет.
Буря плачет и хохочет.
Злится буря, точно зверь,
Лезет в окна, лезет в дверь.

Романтическое мироощущение в поэзии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов — поэт юности, аккурат в юношеские годы им грезят и упиваются. Меня больше всего привлекает в нем романтика, мятежность, героичность, мечтательность, вера в высокие идеалы. Очень часто бывают такие минуты, когда чувствуешь себя одиноким в этом мире, всеми покинутым. И тогда приятно перечитать знакомые стихотворения: «Парус», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко сосна». Привлекает в поэзии Лермонтова его искренность, пламенность. Лермонтов начал писать рано, четырнадцатилетним подростком. И очень скоро освободился от прямых подражаний старшим, научился воплощать свой собственный добросердечный опыт. Дневники Лермонтова — это непрерывный лирический монолог, пламенная стихотворная исповедь. Лермонтов рано осознал себя «избранным», человеком загадочной и непременно высокой, трагической судьбы. Избрав своим орудием поэзию, он не мечтал занять скромное место на журнальной странице. Он должен был произнести перед миром слово, какого не сказал ни Пушкин — его кумир, ни Байрон, никто прочий из поэтов. И вся его жизнь — это никогда не прекращавшийся труд, непрерывные поиски совершенства, стремление выказать в поэзии ещё небывалое.

Лирическое «я» раннего Лермонтова — это героическая натура, жаждущая света, свободы, активной деятельности. И картины природы помогают раскрыть образ героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Они дополняют портрет героя, дают вероятность более проворно ощутить его характер.

Где бьет волна о брег рослый,

Где бешеный памятник небрежно положен,

В сырой земле и в яме неглубокой —

Там спит герой, друзья! — Наполеон!

Шум волны, которая снова и снова набегает, однообразно плещется о скалу, вызывает чувство вечности, величия. Такие чувства испытывал Лермонтов к личности Наполеона. Для поэта он герой, который постоянно стремился вперед и которому покорялись народы. Окружающую природу Лермонтов изображает как святилище, где покоится прах «честолюбивого изгнанника».

В ранней лирике с необычайной яркостью видна двойственность героя — тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной красоте и музыкальности:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы приподнято росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной. —

и разочарование в морали «света», в любви, в дружбе, отрицание ценностей земного бытия.

Стою — ужель тому ужасно

Стремленье всех надземных сил,

Кто в жизни чувствовал напрасно

И жизнию обманут был?

Все эти глубокие противоречия художественного сознания Лермонтова заставляют его вглядеться в себя. В центре лирики — непрерывный процесс внутреннего размышления. Излюбленной формой поэта становится «отрывок», как бы момент душевной жизни, вырванный из ее потока.

Лишь только жук ночной,

Жужжа, в долине пролетит порой;

Из-под травы блистает червячок,

От наших дум, от наших бурь далек.

Природа тиха, безмятежна, помогает человеку забежать вовнутрь себя, услышать звук души.

Герой зрелой лирики Лермонтова полон эмоциональных переживаний, энергии. Он жаждет обнять душой всю вселенную и заключить ее в своей груди, хочет обрести единство с природой.

Для чего я не родился

Этой синею волной?

Как бы громко я катился

Под серебряной луной.

Настроения поэта близки полотнам Айвазовского. На них изображено бушующее Черное море, огромные вздымающиеся волны, разлетающиеся на тысячи брызг.

Лермонтовский герой по-прежнему чужд обществу, по-прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Дружеские встречи, участие близких людей не удовлетворяют его. Герою Лермонтова с его титанической душой мало внимания отдельных людей. Ему надобно сочувствие вселенной — так грандиозны его жизненные запросы. Образы, взятые из мира природы, становятся символами людских судеб и отношений: разлучены сосна и пальма, утес и тучка золотая, теряет дикую и суровую вольность Кавказ. Сразу вспоминается «Песня о буревестнике» Горького, образ молнии и бури несет в себе приближающееся потрясение — революцию. У Лермонтова человек не может обрести единение ни с природным, ни с фантастическим миром. Всюду его поджидает трагедия, и повсюду рушатся его светлые мечты и надежды. Везде таится зло, которое может появиться в обличье добра, красоты, заворожить, очаровать услаждающими душу звуками. В этом развитии зла и есть обобщающая сила лермонтовского отрицания.

И дик и чуден был около

Весь божий мир; но высокомерный дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего.

Поэма показывает новый взлет мятежных и свободолюбивых романтических настроений поэта. В последующих стихах изображаются шумные бури природы, тайные страсти, язык произведений оглушителен. Лермонтов играет со светотенью, применяет резкие контрасты. Все дышит бунтом.

Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

В поэме «Мцыри» основной герой хочет выйти из монастыря-тюрьмы, стремится повидать родные края, его манят далекие горы. Он совершает побег, остается один на один с природой. Мцыри вступает в единоборство с ней: сражается с барсом, мечется в темном, не выпускающем из своих объятий лесу. Природа и он едины по духу. Горы, ручьи так же прекрасны, как личность Мцыри, барс так же храбр и ловок, как он. В поздней лирике поэт, не принимая и отрицая реальность, все чаще ощущает ее верх. Лермонтов приходит в тупик, конфликт невозможно разрешить. В лирику проникают мотивы усталости, безысходности, Лермонтов обращается к теме родины. Но в природе России поэт не находит отрадных красок, бескрайние поля, пыльные дороги, степи лишь усиливают тоску поэта. Лермонтов задумывается о судьбе России, о ее нынешнем поколении, описывает стихотворения «Выхожу один я на дорогу», «Дума», «Родина».

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье.

Последние стихи Лермонтова мрачны, он много думает о смерти, о своей трагической судьбе, об одиночестве. В его пейзажах преобладают осенние краски, пасмурное настроение, серое небо, сквозной ветер, облетевшие листья, голые дубы с уродливыми ветками. Везде запустение, безнадежность.

Толстой сказал о Лермонтове: «Власть имеющий». И на самом деле, стихи Лермонтова завораживают, берут в плен, ты уносишься из реальности в сказочный мир лермонтовских образов. Прочитав томик поэта, становишься старше, начинаешь много понимать, для тебя открываются неведомые до этого миры. Все стихи Лермонтова сильно продуманы, прочувствованы, выстраданы им. У поэта была тонкая, музыкальная личность, его строки мелодичны, свободно льются. Не случайно многие стихотворения Лермонтова были положены на музыку и стали знаменитыми романсами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector