Бунт народа в повести Пушкина «Дубровский»

А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и «дикость» дворянства, в романе «Дубровский» выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.

Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных «идолов».

Бунт в душе народа почти всегда «выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.

В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных

В своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди — это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.

Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.

Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.

После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.

Предыдущий реферат из данного раздела: Драма в судьбе Евгения Онегина

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Сюжет и замысел повести «Дубровский»

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А.С.Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.

Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель Нащокин, знавший некоего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, лишился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Писатель заботился о рЬалистической правдивости своего романа, о приближении его к подлинной действительности.

Реализм Пушкина в этом романе принимает критическую окраску. Каждое из действующих лиц в «Дубровском» носит признаки своей социальной принадлежности. Например, » богатый помещик Троекуров. Его роль в романе «злодейская». Но до натуре он совсем не «злодей». У него есть задатки благородства и великодушия. Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь

Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загладить свою несправедливость и вернуть старику Дубровскому отобранное имение. Но все эти хорошие задатки гибнут в той атмосфере, в которой он живет: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивления. «Избалованный всем, что только окружало его, — говорится в романе, — он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров — явление типическое, и не только для своего времени. Такие Троекуровы неизбежно возникают в обстановке безграничного произвола одних и полного бесправия других. В старике Дубровском сказывается та же дворянская порода, только в иных формах.

Бедность (конечно, относительная) не только не уменьшает, но еще и обостряет дворянскую гордость. В столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, он не мог удержаться от зависти при виде великолепной псарни своего богатого соседа и сказал ему колкость, на которую тот сначала не обратил внимания. Окончательный разрыв последовал тогда, когда Дубровский, верный своим твердым дворянским правилам, потребовал присылки к нему троекуров- ского псаря для наказания за его дерзкий ответ. Возникшая из пустяков ссора растет и приводит в конце концов к тяжелым последствиям как для самого старика Дубровского, так и для молодых героев романа — Владимира и Маши.

Это постепенное развитие вражды, разгорающейся, как костер, описано у Пушкина с величайшим художественным мастерством: все события естественно вытекают одно из другого. Крестьяне в романе непримиримее и последовательнее в своей ненависти к насильникам, чем их обиженный барин. Поведение их самое решительное: «Умрем, а не выдадим», — говорят они Владимиру. Крестьяне вступаются за молодого барина, потому что только в нем и могут найти хоть какую-нибудь защиту.

Они боятся жестокости и произвола чужого господина, особенно такого, как Троекуров. Кучер Антип говорит: «Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави — у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет». Противозаконная передача имения чужому господину служит толчком для восстания. Владимир становится атаманом крестьян. Он поддерживает дисциплину, осуществляет военное руководство. В его действиях есть хотя и не совсем ясная, но все же какая-то общая идея: он грабит, например, только богачей, чиновников и казну, а прочих не трогает.

О содержании последнего, третьего тома можно судить только по черновым наброскам, из которых видно, что Дубровский должен был в конце концов соединиться с Машей Троекуровой. Затем следует, как обозначено в плане, «развязка» — очевидно, благополучная. Текст «Дубровского», не получивший еще окончательной отделки, обладает такими же свойствами, как и вся пушкинская проза вообще: ясностью, простотой и сжатостью. Достаточно одного какого-нибудь жеста, движения, слова — и перед нами весь человек. Вот, например, как сообщает Дубровский дворовым о смерти отца: «Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался».

Сразу виден сильный человек, владеющий собой и не привыкший обнаруживать свои чувства, и только быстрый, решительный шаг (он появляется «вдруг») и это «отрывисто» выдают его внутреннее волнение. Кажется, все так просто и естественно, а между тем мало кто мог бы так безошибочно найти нужную деталь, чтобы показать человека. Незаконченный и оставшийся в рукописи «Дубровский» имеет некоторую романтическую окраску «разбойничьего» романа. Но в то же время дает широкую социальную картину, написанную с глубоким реализмом.

Все фигуры здесь типичны: и Троекуров, бесцеремонно командующий своими мелкопоместными соседями, и окружающие его подхалимы, вроде Антона Пафнутьевича, и прямой, честный старик Дубровский, стоящий на страже своей чести, и приказные, готовые на любое беззаконие для удовлетворения сильного человека, угодливые перед вые- 164 литература шими и наглые в обращении с низшими, и крестьяне, упорные в борьбе за правду.

Представители разных групп и сословий изображены в «Дубровском» с величайшим художественным совершенством.

ДУМА — стихотворение философско-исторического содержания. («Дума» Лермонтова).

Благородный разбойник (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)

Средняя оценка: 4.4

За свою короткую, но яркую творческую жизнь А.С Пушкин представил нам множество образов благородных романтических героев. Один из них — Владимир Дубровский, персонаж одноименной повести, опубликованной в 1841 г.

Владимир — молодой потомственный дворянин, единственной сын Андрея Гавриловича Дубровского, известного своей добропорядочностью, честностью и неподкупным характером. Волею автора, Владимиру приходится перенести две тяжелые утраты: смерть любимого отца и потерю родового имения. Узнав, что виновником всех бед является помещик Кирила Петрович Троекуров, молодой Дубровский решает любой ценой отомстить ему. Первое, что он делает — уводит своих крепостных, которые по продажному суду перешли к Троекурову, в лес и становится предводителем шайки разбойников.

Первое впечатление о Дубровском может показаться не слишком привлекательным: «он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Ему было свойственно поведение, характерное для большинства молодых людей его возраста и сословия. Однако, по мере развития сюжета, автор раскрывает такие черты характера Дубровского, которые позволяют говорить о его благородстве, порядочности, ответственности и чести.

Впервые Дубровский проявляет эти качества, подъезжая к родительскому дому: «он смотрел около себя с волнением неописанным». Глубина чувств Владимира проявляется в описании встречи Владимира с отцом и няней Егоровной. Узнав о причине болезни отца и подлости Троекурова, молодой Дубровский решает отмстить обидчику. Но обида не ослепила Владимира: возглавив отряд разбойников, он грабит только тех людей, которые, по его мнению, из-за денег и власти утратили человеческие качества. В свою очередь, Дубровский своими поступками постоянно подтверждает, что для него понятия чести, достоинства, благородства — не пустой звук. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти финансы, а возвратил их обратно. Позже, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: «. Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».

О положительных качествах молодого Дубровского говорит и тот факт, что все крепостные отца готовы были сложить за него свои головы. Но, чувствуя ответственность за судьбы вверившихся ему людей и понимая обреченность своего положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. В данных обстоятельствах вряд ли существовало лучшее решение, которое он мог предложить своим людям.

Во всех поступках Дубровского видны сила, смелость и бесстрашие. И только при встречах с любимой девушкой, Машей Троекуровой, грозный разбойник становится робким и сдержанным. Любовь для него — чувство чистое, возвышенное. То, что обман и любовь для Дубровского вещи несовместимые еще раз подтверждает его благородство. Чтобы разрешить это противоречие, Владимир признается Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Более того, в своем стремлении сделать девушку счастливой, не омрачать ее жизни потерей родных, Владимир готов отказаться от своего первоначального намерения.

И хотя автор оставлет читателям возможность самим «дописать» дальнейшую судьбу Владимира, образ «благородного разбойника» Дубровского можно ставить в один ряд с такими вымышленными и реальными людьми, как Робин Гуд, Зорро, Олекса Довбуш и Емельян Пугачев.

Вместе с сочинением «Благородный разбойник (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)» часто ищут

Популярность темы: 116025 | Оценка: 4.4 | Комментарии: 3 | Закладки:

Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы I-VI)

Цель: познакомиться с содержанием произведения; выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; работать над выразительным чтением; воспитывать культуру связной речи, совершенствовать умение выражать свое мнение.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести «Дубровский».

І. Слово учителя.

— Компас страны Читали снова привел нас в Россию, к творчеству великого Пушкина. Мы снова работаем с произведениями на языке оригинала.

Сегодня мы начинаем читать необычное произведение Пушкина: в его основу легли события и факты, имевшие место в России XIX века, но описанные под другими именами и названиями. При жизни автора это произведение так и не было напечатано (и мы поймем почему). Пушкин поселил своих героев в дорогих его сердцу местах и навсегда запечатлел в повести образ любимой няни; главная мысль произведения соотносится с темой других произведений поэта.

Но прежде произведем небольшой экскурс в историю России.

  • Какое страшное, постыдное явление существовало в России до 1861 года?
  • Можно ли утверждать, что крепостное право пагубно влияло не только на крепостных крестьян, но и на самих помещиков? Каким образом?

Давайте послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»*, написанного в 1819 году, т.е. за 13 лет до написания повести «Дубровский».

* Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

  • . Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  • Среди цветущих нив и гор
  • Друг человечества печально замечает
  • Везде невежества убийственный позор.
  • Не вида слез, не внемля стона,
  • На пагубу людей избранное судьбой,
  • Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  • Присвоили себя насильственной лозой
  • И труд, и собственность, и время земледельца,
  • Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  • Здесь рабство тощее влачится по браздам
  • Неумолимого владельца.
  • Здесь тягостный ярм к гробу все влекут,
  • Надежд и склонностей в душе питать не смея,
  • Здесь девы юные цветут
  • Для прихоти бесчувственной злодея.
  • Опора милая стареющих отцов,
  • Младые сыновья, товарищи трудов,
  • Из хижины родной идут собой умножит
  • Дворовые толпы измученных рабов.
  • О, если бы голос мой умел сердца тревожить!
  • В груди моей горит бесплодный жар
  • Но не дан мне судьбой витийства грозный дар?
  • Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный
  • И рабство, павшее по манию царя,
  • И над отечеством свободы просвещенной
  • Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Учитель. Давайте посмотрим, описанием каких событий Пушкин хотел встревожить сердца читателей.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка планов к тексту (попарно, по партам). Рецензирование планов.

Прочитать по 2 удачных (по мнению учащихся) плана к каждой главе.

2. Беседа с элементами текстологического анализа.

  • Что мы знаем о помещиках Андрее Гавриловиче Дубровском и Кирилле Петровиче Троекурове?
  • Какова, на ваш взгляд, главная черта характера каждого из друзей?

(Дубровский — чувство собственного достоинства, гордость; Троекуров — властолюбие, тщеславие).

• Что было предметом особого увлечения соседей?

3. Выразительное чтение эпизода «На псарне» (главаІот «Хозяева
и гости пошли на псарный двор» до «Между тем Андрей Гаврилович
скрылся, и никто того не заметил») с последующей беседой

  • Почему Дубровский ушел из гостей?
  • Почему писарь Парамошка посмел обидеть соседа-помещика?
  • Извинился ли Троекуров за нанесенную обиду?
  • Почему Троекуров возмутился неподчинением Дубровского?
  • Как он повел себя?
  • Почему Троекуров вызвал Дубровского на суд? Каково было решение суда и чем оно продиктовано?
  • Чем занимался в Петербурге молодой Дубровский? Почему он спешно вернулся домой?

4. Выразительное чтение эпизода «Приезд Троекурова. Смерть Дубровского» (глава IV, от «Наконец он велел запрячь себя беговые дрожки» до «…не велел выгнать его со двора. пошел!»)
• Стал ли Троекуров после смерти Дубровского владельцем Кистеневки?

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Крепостное право не только угнетало крестьян, но и отравляет души помещиков, давая им власть над другими людьми, развращало души холопов, вообще, общество, которое зиждилось на крепостном правое, на власти денег, не признавая справедливых законов.

Решительные люди не могут смириться с таким положением вещей.

IV. Домашнее задание.

Прочитал главы VII-XII, ответить на вопросы:

  1. Куда направился Владимир Дубровский и его люди после пожара? Почему его крепостные были заодно со своим барином?
  2. Какое новое лицо появилось в имении Троекурова?
  3. Какому испытанию подверг учителя Кирилла Петрович?
  4. Что открылось в день храмового праздника?
  5. Каким образом Дубровский оказался в имении?
  6. В чем Дубровский рассказал Маше перед уходом?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector