Венеция — Б

«Венеция» Борис Пастернак

Я был разбужен спозаранку
Щелчком оконного стекла.
Размокшей каменной баранкой
В воде Венеция плыла.

Все было тихо, и, однако,
Во сне я слышал крик, и он
Подобьем смолкнувшего знака
Еще тревожил небосклон.

Он вис трезубцем Скорпиона
Над гладью стихших мандолин
И женщиною оскорбленной,
Быть может, издан был вдали.

Теперь он стих и черной вилкой
Торчал по черенок во мгле.
Большой канал с косой ухмылкой
Оглядывался, как беглец.

Туда, голодные, противясь,
Шли волны, шлендая с тоски,
И гондолы* рубили привязь,
Точа о пристань тесаки.

Вдали за лодочной стоянкой
В остатках сна рождалась явь.
Венеция венецианкой
Бросалась с набережных вплавь.

* В отступление от обычая
восстанавливаю итальянское ударение — П.

Анализ стихотворения Пастернака «Венеция»

Борис Пастернак с детства мечтал стать музыкантом либо поэтом. Но судьба распорядилась иначе: после успешного окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1912 году отправился в Германию, чтобы изучать философию. Во время каникул к нему в гости приехали родители и сестры, тогда же было решено совершить небольшое семейное путешествие, конечной точкой которого была избрана солнечная Венеция.

Спустя год Борис Пастернак написал стихотворение «Венеция», которое является произведением-воспоминанием. В нем автор передает свои первые впечатления от страны, о которой до этого слышал много восторженных отзывов. Вопреки расхожему мнению, Венеция оставила в душе молодого Пастернака двоякие впечатления. За роскошью фасадов роскошных дворцов он сумел рассмотреть обыденность и неприглядность чужого мира, который распахнулся перед ним вместе со «щелчком оконного стекла».

Венецию, воспетую многими поэтами, Пастернак сравнивает с размокшей в воде баранкой, которая в предрассветном мраке предстает серой и неприглядной. При этом автор отмечает, что, еще не полностью проснувшись, он услышал надрывный женский крик, который окончательно вырвал его из объятий Морфея, заставив впервые взглянуть на романтическую страну по-иному. Этот крик поэт сравнил с жалом скорпиона и трезубцем повелителя водных глубин, острия которого вдруг неожиданно вынырнули из воды, напомнив о том, что глупо верить в ту Венецию, которую под воздействием книг и рассказов очевидцев нарисовал себе в воображении поэт. И именно это первое впечатление заставило Пастернака относиться к мнимому волшебству одной из самых красивых стран мира с опаской и некоторой предвзятостью. Так, автор вспоминает, что «большой канал с косой ухмылкой оглядывался, как беглец», словно бы напоминая поэту, что он здесь чужой, и нет никакого смысла притворяться в том, что этот мир может принять его в свои объятия, такие недружелюбные и настороженные. Поэтому Пастернак отмечает, что под общим впечатлением «в остатках сна рождалась явь», которая настолько отличалась от того, что ожидал увидеть и почувствовать поэт, что заставила его окончательно пробудиться и задуматься над тем, что мифы далеко не всегда соответствую реальности. Однако символом этой загадочной страны для поэта стала венецианка, которая «бросалась с набережной вплавь», воплотив в себе смелость и отчаяние.

Реферат: Борис Пастернак

Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Многие годы прошедшие со дня рождения Бориса Пастернака до неузнаваемости изменили образ существования людей. Его детство и юность пришлись на последнее десятилетие исторически устоявшегося уклада русской и – шире – европейской жизни. Конец 19 и начало 20 века еще долго именовались в обиходе «мирным временем».

Повесть наших отцов,

Из века Стюартов,

Отдаленней, чем Пушкин,

Констатировал Пастернак в 1925 году. За прошедшее с тех пор время значение этих слов многократно усилилось. Поразительны перемены в духовной жизни, в искусстве, отношении к нему и историческим надеждам, связанным с деятельностью художников.

Весной 1894 года на съезде художников России близкий друг Толстого Николай Николаевич Ге говорил, что творческая личность – художник становится решающей силой общества и в этом он видит главную, характерную линию исторического развития. В мире европейской жизни открывалось новое пространство, куда каждый со своим устремлялись одаренные люди. Определяющим при этом была сила обновляющегося живого слова, которая захватывающе и себялюбиво сказывалась на всем и на всех. Высота примера требовала от начинающих жертвенной смелости. Их одержимость разгоралась в атмосфере религиозно-философических вечеров, докладов и диспутов, открытых и привлекательных, как рыцарские турниры. У мальчиков и девочек вступавших в жизнь, горели глаза и захватывало дыхание.

Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух этого удивительного времени, а затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников в написанных им стихах и прозе. Его работы, лирические по преимуществу, стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.

И быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года. Он считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Впоследствии он писал: «…Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».

Мальчику рано представлялось, что окружающая действительность требует от него ответа, — осознания и воплощения. Работы отца, в особенности натурные зарисовки и эскизы, музыкальный мир состояний и образов, возникавший во время ежедневных занятий матери, были именно такой школой, стихией перевоплощения. Он чувствовал этот язык, он был ему родным, почти разговорным. Он любил осмысливать и рассуждать, это помогало справиться с волнением, смягчить тоску и душевную истому.

В последствии Пастернак поступает в университет на философское отделение историко-филологического, он хочет найти опору в том, чего достигла научная мысль в ходе своего многовекового развития. Увлеченно занимаясь на первых курсах, он в то же время начинает писать стихи и прозу.

Но попытки прочесть эти первые опыты хоть в узком кругу натолкнулись на непонимание и насмешки. Ценой душевных страданий он еще на 2 года воспретил себе эти занятия.

Чувство неисчерпаемых возможностей трехтысячелетней европейской исторической традиции и свободной красоты ее духа избавило Пастернака от потребности бесцельных поисков в других, модных и экзотических культурных направлениях и оградило от желания силой внедрять свои мысли и представления в чье-либо сознание.

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны 5 его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит…

За лето он написал стихотворения первой своей книги, и к новому 1914 году она вышла в том же издательстве под названием «Близнец в тучах».

Начало войны Пастернак воспринял как крушение исторических надежд своей молодости. В письмах родителям трагическое описание страшного народного горя предвосхищает последующие трактовки этой темы в его прозе и стихах.

Освобожденный от военной службы, он поехал на Урал, а затем в Прикамье конторщиком химических заводов, работавших на оборону.

Он был потрясен красотой Урала. Работа в конторе позволяла ему заниматься переводом Суинберна и писать свое. Большинство сделанного в то время затерялось или было напечатано значительно позже, К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака «Поверх барьера».

Военные годы стали для Пастернака профессионально плодотворными, — выявились и определились черты его мастерства, которые крепли и развивались в дальнейшем. Более того, месяцы одинокой жизни в провинции укрепили его в началах художественного аскетизма – сознательного развития задатков, которые способствовали ему в его призвании, и подавлении тех, которые, по его мнению, служили помехой и вели к дисгармонии и самоуничтожению. С этого времени он часто говорит о себе как об инструменте и непрестанно озабочен, чтобы его звучание не фальшивило. Можно сказать, что взамен физиологического абсолютного слуха, отсутствие которого было поводом отказа от профессии композитора, он вырабатывает и развивает в себе духовный абсолютный слух. «Единственное, что в нашей власти, — пишет он, — это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».

Узнав о февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 года книга лирики «Сестра моя жизнь» поставила Пастернака в число первых литературных имен своего времени. Задолго до ее опубликования в 1922 году она приобрела известность в списках, а ее издание вызвало восторженные отзывы поэтов самых разных направлений: В. Брюсова, М. Цветаевой, В. Маяковского, О. Мандельштама и Н. Асеева.

Радость победы в Великой Отечественной Войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго».

Идеологический погром, начавшийся с августа 1946 года, сопровождался волнами новых репрессий. Пастернак жил в сознании, что его могут арестовать. Роман о Юрие Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти.

Работа над романом заняла целое десятилетие. Осенью 1952 года Борис Пастернак перенес тяжелый инфаркт миокарда, поэтому последние поправки в текст были внесены зимой 1955. Роман должен был выйти в свет в журнале «Новый мир». Но редактор журнала Константин Симонов отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более чем на 30 лет. В ноябре 1957 года роман вышел в Италии, за ним последовали зарубежные русские издания и переводы практически на все языки мира.

С 1946 года Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».

Разразившийся вслед за этим политический скандал, получивший во всем мире название «дело Пастернака», напоминал по своим формам худшее явление прошлого. Пастернак через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии и подписать не им составленное печатное заявление. Были остановлены все издания его переводов, и Пастернак был оставлен без заработка. Всемирная слава, безденежье и неуверенность в том, что он на 7 десятке сможет прокормить родных и близких, и в то же время сотни писем с просьбой о денежной помощи из тех средств, которыми он сам не мог воспользоваться.

С начала 1960 года Пастернака постоянно мучают боли в спине, в апреле состояние ухудшилось и 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался.

Сейчас роман «Доктор Живаго», его стихи и проза печатаются огромными тиражами, о которых автор не мог и мечтать. Его читают, о нем много говорят и пишут. Все это заставляет с горькой радостью вспомнить слова, сказанные Пастернаком за два года до смерти: «Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

Детство Аюверс

Повесть (1918, опубл. 1922)

Автор: Борис Леонидович Пастернак (1890—1960)

Краткое содержание произведения «Детство Аюверс»

Женя Люверс родилась и выросла в Перми. Летом живали на берегу Камы на даче. Однажды, проснувшись среди ночи, Женя испугалась огней и звуков на другом берегу реки и расплакалась. Отец, войдя в детскую, пристыдил ее и коротко объяснил: это — Мотовилиха. Наутро девочка узнала, что Мотовилиха — казенный завод и делают там чугун. Самые существенные, беспокоящие ее вопросы она умышленно не задала. В это утро она вышла из младенчества, в котором находилась еще ночью, в первый раз заподозрив явление в чем-то таком, что явление оставляет про себя либо открывает только взрослым.

Шли годы. Для Жени это были годы одиночества. Отец постоянно был в отъездах, редко обедал и никогда не ужинал. Когда же раздражался и утрачивал самообладание, то становился совершенно чужим человеком. Мать, появляясь, осыпала детей ласками, проводила с ними целые часы, когда им менее всего этого хотелось, но чаще они видели мать отчужденной, без повода вспыльчивой.

В Екатеринбурге жизнь пошла по-новому. Сережа и Женя поступили в гимназию. Появилась подруга — Лиза Дефендова, дочка псаломщика. Сережа подружился с братьями Ахмедьяновыми.

Среди сослуживцев отца был симпатичный бельгиец Негарат, вскоре вынужденный вернуться на родину. Перед отъездом он сказал, что часть своих книг оставляет у Цветкова. При желании Люверс могут ими пользоваться.

Как-то в августе Женя забралась на поленницу и увидела чужой сад. Три незнакомки в саду разглядывали что-то. Через некоторое время они проследовали в калитку, а невысокий хромой человек нес за ними большой альбом или атлас. Хромающий молодой человек продолжал занимать ее и в последующие дни. Она увидела его со своим репетитором Диких выходящим из книжной лавки, куда через минуту они с Сережей зашли за Тургеневым. Оказывается, хромой и был тем самым Цветковым, о котором говорил Негарат.

Однажды родители собрались в театр, а Женя засела за взрослое издание «Сказок Кота Мурлыки». В двенадцатом часу вдруг послышались голоса, топот и громкий, полосующий крик мамы. Детей заперли в их комнатах, а наутро отправили Женю к Дефендовым, а Сережу к Ахмедьяновым.

Живя у чужих людей, Женя впервые измерила глубину своей привязанности к маме. Она вдруг почувствовала, что страшно похожа на нее. Это было ощущение женщины, ощущающей свою внешность и прелесть. Из отведенной ей комнаты она вышла не своей, изменившейся, новой походкой.

Ночью у Дефендовых она опять увидела Цветкова, Хромой удалялся от окна с поднятой в руке лампой. За ним двинулись, перекашиваясь, длинные тени, а за ними и сани, которые быстро вспыхнули и: мотнулись во мрак.

По возвращении домой ей объяснили причину маминой болезни, По окончании спектакля их жеребец в момент появления родителей стал биться, вздыбился и насмерть задавил прохожего, а мама заболела нервным расстройством. «Тогда и родился мертвый братец?» — спросила Женя, слышавшая об этом у Дефендовых.

Вечером пришел удрученный чем-то репетитор. Погиб его друг — Цветков. Женя вскрикнула и бросилась вон из комнаты. «Чем объяснить этот всплеск чувствительности? — думал Диких. — Очевидно, покойный произвел на эту маленькую женщину особо глубокое впечатление, которому есть свое имя».

Тут он ошибся. Впечатление действительно было жизненно важно и значительно, но смысл его был в том, что в ее жизнь вошел другой человек, третье лицо, то, которое имеют в виду евангельские заповеди, когда говорят о любви к ближнему.

Источник: «Русская литература XX века», 1997. Общая редакция и составление доктора филологических наук Вл. И. Новикова

Пастернак Борис Леонидович

(1890-1960) русский прозаик, поэт, переводчик, мемуарист

Борис Леонидович Пастернак был щедро одарен от природы. С детства его основными увлечениями были музыка, поэзия и рисование. Он воспитывался в известной московской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, известным художником-иллюстратором и портретистом.

Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от музыкальной карьеры и занималась воспитанием детей. В семье было два сына и две дочери. Несмотря на скромный достаток, она устроила в своем доме своеобразный литературно-художественный салон, где бывали Ге, Рахманинов, Рильке, Серов, Скрябин, Толстой.

Борис Леонидович Пастернак начал заниматься литературой в 22 года. К этому времени он успел попробовать свои силы в сочинении музыки, блестяще закончил философское отделение историко-филологического факультета университета.

Вернувшись в 1912 году в Москву после стажировки в Марбургском университете и короткой поездки в Италию, Пастернак вошел в группу «Лирика», которая занимала промежуточное место между символизмом и футуризмом. В1914 году он завершает свою первую книгу «Близнец в тучах», а через три года вторую — «Поверх барьеров».

Название второй книги как бы определило творческое кредо поэта. Он не примкнул ни к одной из существовавших в начале века группировок, хотя симпатизировал и немного подражал Блоку, был знаком с Маяковским, который какое-то время был его другом и литературным соперником.

Уже в ранних стихах Борис Пастернак проявил себя как поэт со своей сложившейся поэтической системой. Об этом, в частности, писал в своем критическом отзыве основатель символизма Валерий Брюсов. Пастернаковские стихи причудливы, наполнены различными ассоциациями, построены на впечатлениях автора, необычны по образам, сложны по языку.

Вместе с тем, если воспользоваться выражением Осипа Мандельштама, поэт отразил «шум времени», воплотил в своих стихах вещественный мир, новинки техники, шумы трамваев, поездов, велосипедов. При этом его стихам всегда присущ внутренний динамизм и свежесть восприятия — «у капель тяжесть запонок», «песни колотой куски». Не случайно поэтесса Марина Цветаева назвала пастернаковскую поэзию «световым ливнем», «сквозняком», «разгадкой».

Летом 1917 года Борис Пастернак начинает работать над третьей книгой — «Сестра моя жизнь», которую публикует в 1922 году. В ней отразилась атмосфера революционных перемен. Книга явилась переходной в творчестве поэта, а когда в 1923 году Пастернак опубликовал другой свой сборник стихов «Темы и вариации», его стали называть одним из первых поэтов России.

В это же время происходят перемены в его личной жизни: его родители и сестры эмигрируют в Европу, а сам он женится на художнице Евгении Лурье, и у него рождается сын.

Борис Леонидович Пастернак занимается и прозой. В 1922 году он пишет повесть «Детство Люверс», где повествование ведется от лица девочки-подростка, потом историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925—1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926—1927), а затем свои личные воспоминания — под названием «Охранная грамота» (1931) и «Люди и положения. Автобиографический очерк» (1956-1957).

Переход от лирической тональности ранних стихов к произведениям эпического характера был связан со стремлением Пастернака отразить судьбу своего поколения. С конца двадцатых годов поэт начал сочинять повесть под условным названием «Революция» — о жизни и смерти, о судьбе своего поколения. Повесть должна была стать частью большого романа. Мысль о романе-эпопее преследовала поэта многие годы, и только в конце жизни, Борис Пастернак реализовал эту идею, создав роман «Доктор Живаго».

Судьба писателя развивалась сложно и противоречиво. Несмотря на то, что о нем говорили как о ведущем советском поэте, он не писал стихов о рабочем классе и в течение восьми лет не печатал оригинальных произведений, занимаясь переводами английских, немецких и французских классиков. Его переводы трагедий Шекспира считаются лучшими, хотя, например, Корней Чуковский считал, что в «Гамлете» Пастернак выразил больше себя, чем Шекспира.

В личной жизни поэта произошли новые изменения: он развелся и женился на Зинаиде Нейгауз, которая ради него оставила своего мужа — Станислава Нейгауэа, известного музыканта. От второго брака у Бориса Пастернака рождается еще один сын.

Несмотря на то, что новые произведения поэта отличаются от его раннего творчества большей философской глубиной и простым языком, читатели не признают их. В этой сложной для себя обстановке, Борис Леонидович Пастернак пишет свой знаменитый роман «Доктор Живаго». В нем писатель выразил отрицательное отношение к революции, к социальным экспериментам. Он публикует роман в Италии в 1957 году, а к концу 1958 года книга переводится на 18 языков.

В СССР роман «Доктор Живаго» признали антисоветским, и началась травля писателя, которая усилилась еще больше после того, как ему присудили Нобелевскую премию по литературе. Эта высокая награда стала признанием большого таланта Пастернака и его неравнодушного отношения к жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Название: Борис Пастернак
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат Добавлен 17:37:16 03 июля 2010 Похожие работы
Просмотров: 97 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать