Опять весна — Б

«Опять весна» Борис Пастернак

Поезд ушел. Насыпь черна.
Где я дорогу впотьмах раздобуду?
Неузнаваемая сторона,
Хоть я и сутки только отсюда.
Замер на шпалах лязг чугуна.
Вдруг — что за новая, право, причуда?
Бестолочь, кумушек пересуды…
Что их попутал за сатана?

Где я обрывки этих речей
Слышал уж как-то порой прошлогодней?
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.

Это она, это она,
Это ее чародейство и диво.
Это ее телогрейка за ивой,
Плечи, косынка, стан и спина.
Это Снегурка у края обрыва.
Это о ней из оврага со дна
Льется безумолку бред торопливый
Полубезумного болтуна.

Это пред ней, заливая преграды,
Тонет в чаду водяном быстрина,
Лампой висячего водопада
К круче с шипеньем пригвождена.
Это, зубами стуча от простуды,
Льется чрез край ледяная струя
В пруд и из пруда в другую посуду, —
Речь половодья — бред бытия.

Анализ стихотворения Пастернака «Опять весна»

Ведущее место в поэзии Пастернака отведено природе. Как правило, содержание его стихотворений – это не просто пейзажные зарисовки. Повествуя о временах года, рассветах и дождях, Борис Леонидович рассказывает читателям о природе мирового бытия. Жизнь в представлении поэта – нечто вечное, безусловное. Пастернака удивляет чудо существования. Даже самое распространенное природное явление способно поразить его. Каждый раз он будто совершает большое открытие:
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Весне – поре тотального обновления и перерождения – Борис Леонидович посвятил множество стихотворений. Перечислим лишь некоторые из них: «Весна в лесу», «Весеннею порою льда…», «Весенний день тридцатого апреля…», «Март», «Весна, ты сырость рудника в висках…».

«Опять весна» – произведение, датированное 1941 годом. В нем проявилась характерная для лирики Пастернака особенность – рассказ о самых высоких темах по-домашнему, с использованием тона неформальной беседы. По точному замечанию литературоведа Синявского, Борис Леонидович посредством прозаизмов поэтизировал мир. В анализируемом тексте в одной строфе встречаются телогрейка за ивой и чародейство с дивом. У менее талантливого стихотворца подобное сочетание выглядело бы форменной нелепостью. У Пастернака оно выступает в роли черты неповторимого стиля. Интересен синтаксис произведения «Опять весна». Первая строфа отличается обилием коротких предложений, их количество почти совпадает с числом стихов. Далее ситуация меняется. Вторая строфа включает в себя два относительно длинных предложения. Получается, что по ходу текста преодолевается хаотичная раздробленность впечатлений. Ей на смену приходит гармония. Для ее олицетворения Борис Леонидович прибегает к анафоре. Единоначатие придает речи более напевное, плавное звучание, а строфе – синтаксическую законченность.

Пастернак любил употреблять лексику, не слишком распространенную в русской литературе. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем свежее, сподручнее, лучше для поэта. В стихотворении «Опять весна» самый яркий пример, подтверждающий этот тезис, – использование слова «быстрина», обозначающего участок речного русла, где вода течет быстрее, нежели на соседних отрезках русла. По мнению переводчика и поэта Озерова, точное знание лексики, встречающейся у Бориса Леонидовича, дает читателям возможность открыть образную связь, доселе недоступную.

Борис пастернак весна

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишенных выраженья.

Борис Пастернак: весна.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Авторская поэзия Б.Пастернака «Опять весна…». Приемы анализа стихотворного текста

Цели:

  • Образовательные:
    • продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
  • Развивающие:
    • организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
    • формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • Воспитательные:
    • формирование положительной мотивации к литературному чтению;
    • воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа Power Point. презентация к уроку, таблицы цветовосприятия, рефлексия.

I. Оргмомент

– Доброго всем утра, удачного дня и хорошего настроения!

II. Настрой на работу

– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Каждый урок – это частичка вашей жизни, а в жизни важно, чтобы рядом был друг, близкий человек, способный понять и подарить своё тепло. Возьмитесь за руки, соедините ладони, почувствуйте тепло своих рук, своих сердец. Улыбнитесь друг другу.
– На сегодняшнем уроке я приглашаю вас к разговору о творчестве, давайте поговорим о прекрасном и о тех людях, которые умеют видеть это прекрасное и передавать нам в своём творчестве.

III. Поэтическая разминка (домашнее задание)

– Я просила вас дома перечитать поэтические произведения и отобрать то стихотворение, которое ближе вам, понятней, ярче и затронуло ваше сердце, ваши чувства. Но прежде прочтите эпиграф к нашему уроку:

Стихи не пишутся – случаются
Как чувства или же закат…

У: Как вы понимаете эти строки?
Д: Стихи рождаются в душе поэта, когда он испытывает какие-то чувства, когда к нему приходит вдохновение, муза, озарение.
У: А какие чувства испытывают люди?
Д: Любовь, ненависть, радость, грусть, печаль, разочарование, одиночество, тоска, тревога…

Дети читают наизусть отобранные дома стихи, аргументируя свой выбор. Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения А. Ахматовой:

Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго пред вечером бродить,
Чтобы унять ненужную тревогу…

Комментарий учителя: Стихи А. Ахматовой мне очень близки по духу и на протяжении всего урока мы будем обращаться к её творчеству.

IV. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний

У: Мы начали наш разговор о творчестве. Какие виды творчества вы знаете?
Д: Поэтическое, художественное, музыкальное.
У: Поэтическое творчество мы затронули и вскоре продолжим, а что вы можете сказать о художественном творчестве?
Д: Художник свои чувства, настроение, при помощи красок, передаёт в художественных образах. (слайд 3)
У: Музыкальное творчество. Постановка проблемы урока.
– Сейчас вы прослушаете фрагмент музыкального произведения Эдварда Грига (величайший композитор 19 века). Внимательно вслушайтесь и ответьте, что навеяла вам эта музыка, какие картины и образы вы себе представили, слушая это музыкальное произведение? Сделайте краткие записи в тетрадях (слайд 4)
Д: Солнышко просыпается, утро в деревне, пробуждение природы, приход весны, первый лучик солнца, прощание с зимой…
У: Вы правы. Эдвард Григ назвал своё произведение «Утро». Весеннее утро, пробуждение природы. А когда природа пробуждается?
Д: Весной.
У: Какие события ещё происходят весной?
Д: Пробуждаются лучшие чувства в каждом из нас и добрые качества, улучшается настроение, люди улыбаются и радуются солнышку. (слайд 5)

2. Знакомство с творчеством Б.Пастернака

У: Опять весна. Вы правы. На сегодняшнем уроке я хочу познакомить вас с удивительным поэтом – Борисом Пастернаком. 10 февраля 2010 года ему бы исполнилось 120 лет.
Прожил Б. Пастернак 70 лет. Сегодня первая ступенька, первое познание поэта. (слайд 6)

– Я хочу вас удивить… Мама Б. Пастернака была известной пианисткой и с детства сумела привить маленькому Борису любовь к музыке. И он увлёкся музыкой, буквально влюбился в неё. Сам сочинял музыкальные произведения и даже мечтал о композиторской деятельности. Так было до 11 лет. Но в жизни часто всё меняется. Нам Борис Пастернак известен как поэт, необычный поэт. В чём же спросите вы его необыкновенность. Я вам отвечу так: бывает поэзия описательная (описывает явления природы, происходящие действия, события), а бывает поэзия необыкновенно чувственная. Вот именно такая, как у Бориса Пастернака. Иными словами такая поэзия называется метафорической поэзией.

– Вот бы научиться видеть и чувствовать как Б. Пастернак. Попробуем.

3. Первичное знакомство со стихотворением Б. Пастернака «Опять весна»

У: Что вы увидели? Что почувствовали? Какие ощущения испытываете?
Д: Увидели образ весны, чувства смешанные: восторг и уныние, радость и грусть, одиночество и безысходность… (слайд 7)
У: Способность поэта словами нарисовать картину, создать художественный образ действительности и донести до читателя – вот настоящая поэзия, вот то понятие «стихи случаются…»
– Прочтите стихотворение вполголоса, попытайтесь проникнуться чувствами, переданными поэтом.

4. Анализ произведения – смысловое содержание + анализ литературных приёмов

У: Как по-вашему, мы будем анализировать данное стихотворение?
Д: Построчно, блоками, целым стихотворением.
У: Подходит смешанный тип анализа (исходя из динамики, происходящих событий)
У: Итак, работаем:

  • обрывки речей – недослышанное;
  • порой прошлогодней – в прошлом году;

У: Назовите литературный приём, использованный автором.
Д: Эпитет

  • сызнова – вновь, снова;

У: Вышел из рощи снова ручей. (слайд 8)
Д: Поэтическая метафора.
У: Сдвинула льды и вздулась запруда – движение, динамика, сила и мощь водного потока. (слайд 9)
У: Это поистине новое чудо… В чём же состоит это чудо?
Д: Происходящее вокруг – это и есть чудо. Это необходимо увидеть и прочувствовать. (слайд 10)
У: Это её чародейство и диво…
Д: Действие чар, удивляющее всех. Поэтическая метафора. (слайд 11)
У: Плечи, косынка, стан….
Д: Образ «Девушка-весна». Олицетворение. (слайд 12)
У: Это Снегурка у края обрыва… (слайд 13)
Д: Она должна уйти, уступить весне…Поэтическая метафора.
У: Снегурка должна уйти – это неизбежно. Течение времени продолжается.
У: Как называется литературный приём, при котором сталкиваются противоположности?
Д: Контраст… (слайд 14)
У:

Лампой висячего водопада
К круче с шипением пригвождена…

Д: Водопад сравнивается с огромной лампой, его мощный поток срывается со скалы с шипением, озаряя (освещая) всё вокруг. Поэтическая метафора. (слайд 15)

5. Работа над выразительным чтением

  • логическое ударение
  • паузы
  • темп
  • интонация
  • рифма

У: Найдите и подчеркните в тексте рифмующиеся слова. Прочтите что получилось?
Д: Основной сюжет стихотворения.
У: Найдите в тексте момент наивысшего напряжения. Как называется такой приём?
Д: Кульминация.

V. Релаксация

У: А сейчас закройте глаза, Опустите головы, представьте себе происходящее в произведении Б. Пастернака. Попытайтесь мысленно нарисовать образ весны, прочувствуйте её наступление.

(Звучит музыка А. Вивальди «Весна»)

VI. Выразительное чтение стихотворения детьми

VII. Цветовосприятие

У: Художник для создания образа пользуется красками, музыкант с помощью нот создаёт эти образы, поэты умеют подобрать такие нужные слова, при помощи которых мы проникаемся его мыслями и чувствами.
– Давайте попробуем совместить работу художника, музыканта и поэта. При помощи красок выразим это стихотворение. Как вы его представляете в цветовой гамме.
– У вас на партах лежат таблицы восприятия. Вдумайтесь, в каком цвете вы видите 1 куплет, второй и третий. (Работа с таблицами цветовосприятия).

(Затем дети анализируют выполненную работу).

VIII. Итог урока

У: Наш урок подходит к концу. Как, по-вашему, он прошёл? (Ответы детей)
– С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?
Д: Бориса Пастернака. (слайд 16)
У: Поэты никогда не умирают. Они живут вечно в своих стихах, а мы ныне живущие, читая их произведения, черпаем в них жизненные силы, исцеляем души и находим ответы на многие вопросы.
Анна Ахматова посвятила Борису Пастернаку свои стихи. Послушайте их. (слайд 17)
У: В память о поэтах, художниках, музыкантах прослушайте это произведение. (звучит песня «Память» в исполнении И. Талькова)
Д: Иными словами, поэты, музыканты, художники живу вечно в своих произведениях, в нашей памяти, в наших душах и сердцах. Наш сегодняшний урок – тому подтверждение…

IX. Рефлексия

У: И всё же жизнь продолжается, день сменяет ночь, опять весна… пробуждает природу, наши чувства…
– Давайте создадим свой весенний образ, атмосферу позитива и добра. (Коллективное творческое дело – поляна с первоцветами. Звучит музыка А. Вивальди «Весна»).

У:

Пусть в душе всегда звучит весенняя музыка
Звонкая, как журчание ручья,
Радостная, как пение птиц,
И нежная, как слова любви…

У: Наш урок подошёл к концу. Спасибо за активную работу на уроке.

Испанский A1 за 2 месяца

Уровень А1 – это испанский для начинающих. Если вы начинаете учить испанский с нуля, то начать вам нужно именно с занятий на уровне А1.

Освоив его, вы уже многое сможете сделать для решения самых важных задач общения на испанском языке.

С помощью нашего курса вы получаете систему занятий испанским по программе, соответствующей международным стандартам изучения иностранных языков, и все необходимые материалы и упражнения в интерактивных уроках разных видов, на выполнение которых требуется в среднем 120 часов занятий испанским.

Заниматься вы можете в любое время, в любом месте, с любого устройства, имеющего выход в Интернет.

Вам не надо искать преподавателя, репетитора или курсы. Просто начните заниматься!

Ваc ждут не только задания на запоминание слов и грамматических правил, но и интересные диалоги, тексты, обучающие сериалы, песни и упражнения к ним, а также словарные игры – всё, что нужно, чтобы развить необходимые навыки на практике.

Пройдя онлайн-курс A1 вы сможете:

  • здороваться и прощаться,
  • поздравлять с праздниками и достижениями,
  • выражать желания и просьбы,
  • знакомиться с новыми людьми, представлять себя и своих друзей,
  • рассказывать о себе и близких людях, своём городе и доме,
  • заказывать напитки и закуски в баре,
  • ориентироваться в городе и спрашивать дорогу,
  • описывать внешность и характер,
  • рассказывать о своей повседневной жизни и планах, чувствах и здоровье, вкусах и мечтах, погоде и привычках,
  • забронировать нужный вам номер и общаться с персоналом в гостинице,
  • заполнять анкеты и формы своими личными данными,
  • называть время и дату мероприятия или спрашивать о них собеседника.
  • понимать несложные письменные тексты, анализировать их содержание, находить в них нужную информацию, а также уметь самостоятельно рассказать или написать небольшой текст в рамках изученных тем
  • умение общаться на иностранном языке с собеседником, который (по вашей просьбе) говорит медленнее своего обычного темпа, потому что для того, чтобы понимать испанцев, обычно говорящих быстро, требуется больше опыта

Программа курса A1

Неделя №1. Знакомство. Семья

ФОНЕТИКА: Гласные звуки и соответствующие им буквы на письме. Простые и сложные согласные звуки и передача их на письме. Дифтонги и трифтонги. Синалефа. Правила постановки ударения. Интонация испанского предложения
ЛЕКСИКА: Знакомство. Семья. Числительные. Языки и национальности.
ГРАММАТИКА: Род существительных. Определённый артикль. Предлог DE. Личные местоимения испанского языка. Глаголы SER, HABLAR, LLAMARSE в единственном числе настоящего времени

Неделя №2. Город. Работа. Планы

ЛЕКСИКА : Город (В городе) Работа. Планы. Профессии. Основные глаголы испанского языка
ГРАММАТИКА: Предлог EN в испанском языке. Предлог PARA. Наречия MUCHO, POCO. Глаголы SER, TRABAJAR, ESTUDIAR, ESTAR, VIVIR в настоящем времени. Типы спряжения глаголов. Глагол IR. Оборот IR a infinitivo
ПРАГМАТИКА и ДИАЛОГИ: Разговор по телефону. В баре. Что будешь делать? ¡Menos mal! Время суток

Неделя №3. Я (Обо мне) Еда

ЛЕКСИКА Я (Обо мне). Еда. Личная информация.
ГРАММАТИКА: Возвратные глаголы. Глагол VENIR. Употребление глаголов IR и VENIR. Спряжение и употребление глаголов SABER и CONOCER. Род существительных в испанском языке (обобщение). Особые случаи образования рода одушевленных существительных.
ПРАГМАТИКА и ДИАЛОГИ: Персональные данные. Выражение непонимания. На паспортном контроле. Формулы вежливости. Просьбы и инструкции. Что будете есть? Поздравления и эмоции в испанском. Испанская кухня.

Неделя №4. Как выглядишь. Лицо. Одежда

ЛЕКСИКА: Как выглядишь. Лицо. Одежда. Месяцы и времена года на испанском. Цвета. Прилагательные, характеризующие внешность.
ГРАММАТИКА: Интенсификаторы в испанском языке. Долженствование: Tener que infinitivo. Особенности употребления артиклей. Прилагательные. Ser и estar c прилагательными.
ПРАГМАТИКА и ДИАЛОГИ: Восклицания. Пожелание a ver si. Обращения. Вводные слова испанского языка. У тебя нет температуры? Как сделать комплимент в Испании. Как сказать «красивый». Как он выглядит?

Неделя №5. Вкусы. Мечты. Возможности

ЛЕКСИКА: Вкусы. Мечты. Возможности. Существительные, словосочетания с глаголами в испанском языке.
ГРАММАТИКА: Глаголы gustar, apetecer. Безударная форма личных местоимений в дательном падеже испанского языка. Ударная форма личных местоимений в дательном падеже испанского языка. Глаголы poder и querer. Тоже и тоже нет. También y tampoco. Герундий.
ПРАГМАТИКА и ДИАЛОГИ: Me gustaría… No me apetece nada. Как узнать мнение собеседника и выразить своё. Вежливый отказ на испанском языке. Вежливая просьба и разрешение на испанском. Испания. В ресторане.

Неделя №6. Погода. Гостиница

ЛЕКСИКА: Погода. Гостиница. Испанские числительные до 1 000 000. Время. Наречия частотности в испанском языке
ГРАММАТИКА: Вопросительные местоимения в испанском языке. Глагол venir. Местоимения-прилагательные. Неопределенные и отрицательные местоимения и наречия. Безличные формы глаголов: hace, hay. Оппозиция hay, ser, estar. Артикль lo в испанском.
ПРАГМАТИКА и ДИАЛОГИ: Preguntas. Климат Испании. Поговорим о цене в Испании и не только. Диалог в гостинице. Досада и раздражение.

Неделя №7. Привычки. Мой дом

ЛЕКСИКА: Привычки. Мой дом. Дни недели на испанском. Комнаты и мебель. Предлоги места.
ГРАММАТИКА: Presente de Indicativo. Singular y 3ª Persona Plural. Presente de Indicativo. 1ª Persona Singular. Pronombres OD. Pronombres posesivos tónicos. Aquí, ahí y allí. Repaso del Presente de Indicativo, plural. DESDE, HASTA, A partir DE.
ПРАГМАТИКА и ДИАЛОГИ: Te invitan a casa, ¿qué dices? Удивление, недоверие, безразличие. Да ну? Вот это да! Mi día típico. Tiene muchas manías

Неделя №8. Уход за собой. Болезни

ЛЕКСИКА: Уход за собой. Болезни. Части тела.
ГРАММАТИКА: Возвратные глаголы. Глаголы эмоций. Конструкции с глаголами TARDAR, SOLER, LLEVAR. Las preposiciones. Глагол DOLER. Необходимость. Союзы причины и следствия. El verbo: formas personales. Los artículos: базовые правила употребления артиклей.
ПРАГМАТИКА и ДИАЛОГИ: Una mañana normal y corriente. Preguntas y respuestas. Olvidarse y acordarse. Tenemos que ir impecables. Costumbres. Симптомы болезней и лечение. Как разговаривать с больными.

Ответы на частые вопросы

Вы можете начать занятия в любой момент, главное – не откладывать момент начала занятий надолго. Отсчёт срока доступа начинается только с момента активации каждой из приобретённых ступеней, а не их покупки.

НО, если после начала текущего потока прошло много времени, а вам важен момент соревнования с другими участниками, то вам будет сложно догнать других участников текущего потока и занимать первые места в рейтинге. В этом случае лучше подождать старта нового потока и только тогда актировать курс. Следующие старты: 2 марта, 6 апреля, 4 мая, 1 июня.

a) Пройдите тесты DELE на проверку навыков аудирования и чтения на нашем сайте, а также знание грамматики и лексики. Чтобы начать занятия на уровне А2, надо получить высокий результат в тестах уровня А1; чтобы не испытывать стресса во время занятий на уровне В1, у вас должны быть высокие результаты в тестах уровня А2.

b) Ознакомьтесь с программой (например, на странице Тарифов https://ichebnik.ru/tarif можно скачать PDF планы ступеней) и попробуйте выполнить открытые уроки в интересующей вас ступени.

c) Свяжитесь с куратором (см. вопрос 8. Как связаться с куратором?), расскажите о своём опыте изучения испанского, возникающих проблемах, а также целях и задачах, которые вы перед собой ставите, и вам подберут подходящую для вас ступень.

В курсе у нас предусмотрено всё, чтобы вы смогли подготовиться к общению на испанском языке. А найти собеседника-носителя, и не одного, в наши дни помогают многие сервисы, причём бесплатно. С этой целью мы подготовили два обзора, которые, надеемся, вам помогут найти не только собеседников, но и друзей, надо только проявить активность и не бояться идти на контакт. Если вы у нас занимались, то многое знаете и умеете, а потому обязательно справитесь, надо только начать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: