Борис пастернак факты

Интересные факты о Борисе Пастернаке

В СССР до 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Бориса Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.

Массовый советский телезритель впервые познакомился со стихами Пастернака в 1976 в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Стихотворение «Никого не будет в доме» (1931), преобразившееся в городской романс, за кадром проникновенно исполнено под гитару Сергеем Никитиным и сразу стало широко известным. Позднее Эльдар Рязанов включил отрывок из другого стихотворения Пастернака в фильм «Служебный роман», правда в фарсовом эпизоде — «Любить иных — тяжёлый крест. » (1931). В 1970-х, 1980-х для цитирования Пастернака в популярном кино от режиссёра требовалась известная смелость.

В октябре 1984 по решению суда дача Пастернака в Переделкине была отобрана у родственников писателя и передана в государственную собственность.

Борис Пастернак написал две прелюдии (ми-бемоль минор и соль-диез минор) и сонату (си минор) для фортепиано.

В 1903 году при падении с лошади сломал ногу, и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в праздник Преображения Господня — ср. позднейшее стихотворение «Август»).

Берг, Раиса Львовна вспоминала, как на одном из выступлений Пастернака спросили, кого он больше любит, — Толстого или Достоевского. Он затруднялся ответить, но в итоге получалось, что Достоевский ему ближе.

Вступительная статья к тому стихов Пастернака в Большой серии «Библиотеки поэта» (1965) стала последней легальной публикацией в СССР Андрея Синявского. Через два с половиной месяца после подписания книги в печать, 4 сентября 1965 г., он был арестован, и в выпущенном в конце года каталоге серии имя автора вступительной статьи уже не упоминается.

Пастернак Борис — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович [29 января (10 февраля) 1890, Москва — 30 мая 1960, поселок Переделкино под Москвой], русский поэт.

Родился в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

«Мы с жизнью на один покрой» (Раннее творчество)

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов — А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма (символистов — главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов — в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, — мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» — стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать. «).

Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя — жизнь» (1922), посвященной лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

Поэт и эпоха. 1920-50-е гг.

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников — П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского и К. М. Симонова.

Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы. Наиболее выразительным знаком неправедности социального и духовного устройства России, определяющим нравственные основания и нравственную неизбежность революции, становится для Пастернака «женская доля» (в традициях Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского и гражданской лирики второй половины 19 в.).

В повести «Охранная грамота» (1930), своеобразном итоговом творческом отчете за два десятилетия, Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника — В. В. Маяковского. Мучительному разрыву с первой женой (художницей Е. В. Пастернак) и сближению с З. Н. Нейгауз (в первом браке — жена Г. Г. Нейгауза) посвящена новая книга лирики — «Второе рождение» (1932). Ее выход обозначил начало периода деятельного участия Пастернака в общественно-литературной жизни, продолжавшегося до начала 1937 года. Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей (1934), в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр.

В 1940-41 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вместе с циклом «Стихи о войне» составили книгу «На ранних поездах» (1943). Стихи этого периода, свидетельствующие о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов, отмечены стремлением к преодолению сложности языка, свойственной его ранней поэзии.

Биографии великих и известных людей

Дата рождения: 10 февраля 1890 года
Дата смерти: 30 мая 1960 года
Место рождения: город Москва

Борис Леонидович Пастернак — русский поэт, переводчик, Пастернак Б.Л. — писатель и публицист, родился 10 февраля 1890. Его литературные мотивы во многом были определены еще в детстве. Он жил в богемной среде, его окружали люди свободных взглядов и идей. Его отец был известным графиком, прекрасным художником, одним из преподавателей в Московском училище живописи. Он создавал прекрасные иллюстрации для книг и сотрудничал с самыми лучшими издательствами Москвы.

Леонид Осипович Пастернак также был замечательным портретистом и некоторые его работы до сих пор выставлены в Третьяковской галерее. Мать Бориса была популярной в светском обществе пианисткой, дружила с самим Шаляпиным и Скрябиным. Семья часто принимал в гостях Левитана, Поленова, Ге и других очень известных художников. Конечно же, такие люди не могли не оказать влияния на становление Бориса как личности и творца.

Он получил прекрасное образование и был очень способным учеником. Его родители были приверженцами иудаизма, а потому он был освобожден от посещения занятий по изучению закона Божьего. Интересно, что позднее он станет христианином. Причины изменения религиозных взглядов писателя неизвестны, исследователи стараются разобраться в этом до сих пор.

В юности Пастернак занимался самыми разными видами художественной деятельности. Он писал музыку, рисовал, изучал историю и даже поступил на исторический факультет университета Москвы в 1908 году, где проучился три года. В 1912 году он увлекался философией, прожил какое-то время в Маргбургском университете.

Борис вернулся в Москву в 1913 году и сразу же публикует несколько своих стихотворений в коллективном сборнике «Близнец в тучах». Это были первые подростковые стихи, которые наполнены лирикой, но еще не совершенны в техническом плане. Вплоть до 1920 года Пастернак считал свое увлечение литературой лишь развлечением, он и не думал о литературной карьере. Он служил государству, открыл собственный бизнес, но ни одно его предприятие не увенчалось успехом.

В 1921 году его жизнь изменилась. Русская интеллигенция с трудом переживает постреволюционные события, его семья иммигрирует в Германию. Он сам остался в Москве, где встретил молодую художницу Евгению Лурье. Он женился на ней, в браке родился сын Евгений, но сам брак не был счастливым и через девять лет распался. В 1922 году Пастернак выпустил сборник «Сестра- моя жизнь», который сразу же получил восторженные отзывы от читателей и критиков. В 1923 был опубликован сборник «Темы и Вариации», а затем и цикл стихов «Высокая болезнь», который вышел в свет в 1925. Не все его произведения были успешны. Весьма холодно отнеслись современники к его стихотворному роману «Спекторский».

Ближе к 30-м годам Пастернак начал увлекаться прозой. В 1928 увидела свет его автобиография «Охранная грамота», которая стала откровением на тему духовных поисков. В этой же книге он очень категоричен в определении собственной позиции в обществе и искусстве.

Все это время к нему с благосклонностью относится советская власть, критики нахваливают его мастерство, а сам он является членом ССП. Сам Сталин относится к нему лояльно. В 1932 году Пастернак встретил свою любовь — Зинаиду Нейгауз.

В этот период покоя и успеха арестовывают мужа и сына Анны Ахматовой, с которой поэт дружил. Он отправил Сталину свою новую книгу с небольшой запиской, в которой выразил свою надежду на освобождение этих людей. Это сразу же напрягло отношения между Пастернаком и властью. В 1937 году он пошел на откровенный конфликт с правящей партией, отказавшись подписать письмо от творческой интеллигенции, которое одобряло расстрел Тухачевского.

Пастернак в этот же период начал работать над переводами классики английской и немецкой литературы, он переводит на русский «Гамлета», «Фауста» и много других произведений. Его варианты перевода до сих пор считаются почти эталонными. В 1943 году во время войны он выпустил свой сборник «На ранних поездах». Во время самой войны он постоянно работал и сделал несколько важных переводов.

После окончания войны он начал работу над своим грандиозным творением. Его «Доктор Живаго» является одним из символов русской литературы, который узнаваем по всему миру. Это наследие сравнимое с самыми грандиозными литературными памятниками мировой культуры, с «Войной и Миром» Толстого или «Божественной комедией» Данте Алигьери. Роман «Доктор Живаго» был под запретом в Советской России, но был издан и с большим успехом распродан в Италии и Англии на английском языке. В 1988 году, уже в постперестроечный период, «Доктор Живаго» наконец был опубликован и в России.

Большим ударом по душевному здоровью писателя стало его награждение Нобелевской премией по литературе, от которой он был вынужден отказаться под давлением власти. Советская власть не любила великого писателя, он был совершенно чужой для советской культуры. Умер Пастернак 30 мая 1960 года. Пастернак сделал большой вклад в мировую культуру, он сделал несколько очень важных переводов с иностранных языков, которые имеют непереоценимое значение для русской литературы.

Важные вехи жизни Бориса Пастернака:

— Публикация первых стихов в общем сборнике «Близнец в тучах» в 1913
— Переезд семьи Пастернака в Берлин в 1921
— Сборник стихов «Моя сестра — жизнь» и женитьба на Евгении Лурье в 1922
— Публикация повести «Охранная грамота» и женитьба на Зинаиде Нейгауз в 1932
— Завершение и иностранные публикации романа «Доктор Живаго» в 1955
— Исключение из ССП и отказ от Нобелевской премии по литературе в 1958

Занимательные факты из биографии Бориса Пастернака:

— Пастернак написал две прелюдии и сонату для фортепиано в юношеские годы увлечения музыкой
— В 1903 году Пастернак во время катания на лошади упал и сломал ногу. Кость срослась неправильно и он на всю жизнь сохранил едва заметную хромоту, которую он тщательно скрывал от окружающих, этот дефект стал причиной освобождения от службы в армии
— Творчество Бориса Пастернака не было включено в школьню программу вплоть до 1989 года. Впервые строки его стихотворений для широкой публики прозвучали в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония Судьбы или с легким паром», что было своеобразным вызовом официальной власти
— Дача Пастернака в Переделкино была отобрана у его семьи в 1984.

«Страшная сказка» Б. Пастернак

«Страшная сказка» Борис Пастернак

Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как ирод в вифлееме.

Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.

Анализ стихотворения Пастернака «Страшная сказка»

Известие о начале Великой Отечественной войны застало Бориса Пастернака в Подмосковье, где он отдыхал вместе с семьей. Поэт успел отправить своих близких в эвакуацию до того момента, как вражеские войска подошли вплотную к столице. Однако первые месяцы войны, когда приходилось с замиранием сердца ждать фронтовые сводки и прятаться от бомбежки в подвале, оставили в душе поэта неизгладимый след. Именно эти воспоминания легли в основу стихотворения «Страшная сказка», которое было создано в конце 1941 года, когда пришло осознание, что жизнь, какой бы она тяжкой ни была. Все равно продолжается.

Борис Пастернак искренне верит в то, что пройдет время, и «все переменится вокруг, отстроится столица». Именно с этой оптимистичной строчки он начинает свое произведение, закладывая в него установку на скорую победу. Тогда людям казалось, что мощная советская армия сможет очень быстро расправиться с противником и отбросить его на исходные рубежи. Но даже если бы это действительно произошло, поэт понимает, что даже время не сможет сгладить тот ужас, который пережили люди, ставшие свидетелями авиационных налетов и оккупации, познавшие голод, страх, разруху и потери. Обращаясь к врагу, который стал таким осязаемым и близким, поэт пророчит ему, что «детей разбуженных испуг вовеки не простится». По мнению автора, нет такой силы у раскаянья, которая могла бы искупить «страх, избороздивший лица» простых людей, осознавших, что они могут лишится не только крыши над головой, но и жизни, которая в эти страшные дни ценится гораздо меньше, чем кусок хлеба. Этого, по убеждению Пастернака, никто и никогда не сможет простить немецко-фашистским захватчикам, посягнувшим на русскую землю. «Сторицей должен будет враг за это поплатиться», — подчеркивает поэт.

Оккупантов Борис Пастернак сравнивает с Иродом, правителем Вифлеема, который убил огромное количество младенцев в надежде, что именно среди них окажется Иисус Христос. Точно так же на оккупированной территории вели себя и немецкие войска, которые не щадили никого. Поэт еще не знает, что тем, кто остался на оккупированных землях, уготована страшная участь. Кто-то погибнет в концлагерях, другие станут жертвами научных опытов нацистов или же будут угнаны на работу в Германию. За неподчинение – расстрел, за помощь партизанам – виселица, за открытое сопротивление – уничтожение целой деревни. Факты подобных зверств будут обнародованы гораздо позже, но поэт словно бы предчувствует, что ждет его народ. И предрекает, что даже спустя годы «мученья маленьких калек не смогут позабыться».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: