Борис Леонидович Пастернак

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье художника Л. О. Пастернака, которому принесли известность иллюстрации к романам Л. Н. Толстого. Атмосферу детства Б. Пастернака определила жизнь при Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал отец: “Весной в залах Училища открывались выставки передвижников… Так прошли перед нашими глазами знаменитейшие полотна Репина, Мясоедова, Маковского, Сурикова, Поленова”. Работа Л.О. Пастернака над портретами Льва Толстого, Николая Федорова и Максима Горького означала для будущего поэта возможность увидеть великих людей своего времени. В 1910 г. Б. Пастернак был свидетелем похорон Льва Толстого, смерть которого потрясла всю Россию.

Б. Пастернак закончил Пятую классическую московскую гимназию. Переворот в духовной жизни двенадцатилетнего подростка вызвала встреча с композитором Скрябиным и страстное увлечение его музыкой. Один из друзей юности Пастернака С. Дурылин писал: “До 1912 года все… знали, что он будет музыкантом, композитором”.

Тяга к поэзии проявилась у Пастернака, когда он учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Его однокурсник К. Локс оставил словесный портрет поэта той поры: “Он сразу обрушивался потоком афоризмов, метафор, поэзия здесь присутствовала как нечто подразумевающееся и не подлежащее отсрочке”. В то время Пастернак участвовал в литературном кружке “Сердарда” и кружке символистов при издательстве “Мусагет”. Здесь он познакомился с Андреем Белым и сделал доклад “Символизм и бессмертие”, в котором высказал мысль о бессмертии “счастья существования” художника, которое “может быть испытано другими спустя века после него по его произведениям”.

Значительную роль в духовном становлении поэта сыграли его занятия философией. В 1912г. Б. Пастернак побывал в Германии, в университетском городе Марбурге и прослушал семинар популярного в то время профессора Г. Когена. Ему пророчили карьеру философа. Но именно тогда он понял, что “философию забрасывает бесповоротно”.

В апреле 1913 г. в альманахе “Лирика” были впервые опубликованы стихотворения Б. Пастернака.

После окончания университета Пастернак написал и выпустил книгу “Близнец в тучах” (1913), куда вошло 21 стихотворение. Уже первым ее читателям было очевидно подлинное дарование поэта. Заглавие книги говорило о близости автора к поэтическим традициям символистов, для которых было характерно представление о том, что каждый человек – собственный близнец, связанное с темой двойничества у Достоевского.

В стихотворениях “Эдем”, “Лесное” высказано понимание поэзии как средства самовыражения Вселенной. Здесь назначение поэта видится в способности раствориться в природе и говорить от ее имени:

Я – уст безвестных разговор,
Я – столп дремучих диалектов.

Это убеждение станет основой творчества Пастернака, и он будет верен ему до конца.

Отсутствие границ между человеком и окружающим миром Н. Бердяев расценивал как черту искусства авангарда. Но основы такого мироощущения были обозначены уже в философии “абсолютного всеединства” Вл. Соловьева, создавшего эстетику русского символизма.

В первой книге поэта рождалась его оригинальная метафора, сочетавшая, казалось бы, несовместимые явления. Например, в стихотворении “Вокзал”: “Вокзал, несгораемый ящик | Разлук моих, встреч и разлук”.

С. Дурылин считал, что у Пастернака еще в 1910 г., до футуристов, обнаружился “особый вкус к заумным звучаньям и словам”. Действительно, в сборнике встречаются узнаваемые цитаты из В. Хлебникова: “Но я, как репейник, бессмыслен. В степи, как журавль у бадьи”.

Вместе с тем сборник “Близнец в тучах” содержал немало реминисценций из Белого, Блока и других символистов. В одном из немногочисленных откликов на книгу “Первый журнал русских футуристов” упрекал автора в подражании символистам. В то же время символист В. Брюсов указал на органическую футуристичность его поэзии и отнес его к “порубежникам”, у которых футуризм сочетается со стремлением связать свою деятельность с художественным творчеством предшествующих поколений. К. Локс назвал сборник “Близнец в тучах” “новой формой символизма”. Таким образом, уже из первой книги Пастернака очевидно, что оригинальность поэта состоит в синтезе и глубокой переработке эстетических принципов символизма и авангарда.

В 1913г. Пастернак познакомился с Маяковским и решил отказаться от романтической манеры, героического тона и стремления к эффектам, т.е. от того, что давало основание заподозрить его в подражании этому поэту.

. В январе 1914 г. возникла литературная группа “Центрифуга”, куда Пастернак вошел вместе с С. Бобровым и Н. Асеевым. Хотя по сути своей эта группа представляла собой одно из умеренных направлений футуризма, появление ее было вызвано стремлением размежеваться с футуристами.

В книгу “Поверх барьеров” вошли стихотворения 1914- 1916 гг., она была издана в декабре 1916 г. На характер книги заметно повлияли контакты поэта с Маяковским, Хлебниковым, Северяниным.

Сборник открывался “Посвященьем”, выразившим представления автора об аскетическом укладе духовной жизни – “нищенском ханстве” поэтов-изгоев, ведущем начало от “Откровения” Иоанна Богослова.

В стихотворении “Петербург” описывается поездка Пастернака в столицу в 1915 г. Он обращается к пушкинскому образу Петербурга как воплощению творческого гения Петра I.

Исследователь поэзии Пастернака В. Альфонсов отметил, что в стихах периода “Близнеца в тучах” и “Поверх барьеров”, во многом еще незрелых, пробивается удивляющая своей зрелостью поэтическая мысль. Сборник “Поверх барьеров”, по его мнению, был самой экспериментальной книгой поэта. Он сознательно искал новую манеру, стремился к внешней изобразительности. Избежать чрезмерной усложненности Пастернаку позволяли глубина и подлинность выражаемых чувств.

В откликах современников отмечено, что в стихах Пастернака организующую роль играет интонация: “Он был бы непонятен, если б этот хаос не озарялся бы единством и ясностью голоса” (И.Эренбург). Вершиной раннего творчества Пастернака и его итогом стало стихотворение “Марбург”, завершавшее сборник “Поверх барьеров”. Оно было написано в 1916 г. (переделано в 1928 г.). В основе сюжета стихотворения лежала встреча поэта с девушкой, у которой он был домашним учителем, Идой Высоцкой. Пастернак сделал ей предложение и, получив отказ, мучительно переживал. В стихотворении передана драма неразделенной любви.

В. Маяковский в статье “Как делать стихи?” назвал гениальной одну из строф этого стихотворения:

В тот день всю тебя от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.

В “Марбурге” любовный сюжет отражает миропонимание лирического героя: возникают такие образы, как инстинкт-подхалим, бессонница, которую герой знает “как грамматику”, белое утро, узнаваемое в лицо. Стержнем стихотворения становится тема второго рождения – сквозная в поэзии Пастернака: любовь заново открывает для человека мир.

Понравилось сочинение » Борис Леонидович Пастернак , тогда жми кнопку of your page —>

Картина борис пастернак портрет русский писатель

Вы воспользовались неверной ссылкой.
Страница находится в разработке.
Страница с этим адресом была удалена или перемещена.
Вы не имеете доступ к данной странице
Попробуйте найти интересующую вас информацию, воспользовавшись меню!

Раздел: «Советы для жизни»

Родители отнюдь не одобряли решение сына стать художником. Разве это профессия? «Красильщик» какой-то! Разве она даёт средства достойно жить и быть уважаемым членом общества? А посему в 1881 году Леонид поступил в Московский университет и два года прозанимался на медицинском факультете. Когда настал черёд патологоанатомии, он не выдержал и оставил медицину. Правда, в дальнейшем знание пропорций человеческого тела и головы сослужило ему неоценимую пользу в живописи. Пастернак поступает в Новороссийский (Одесский) университет на юридический факультет. В этом университете разрешалось учиться параллельно ещё где-либо. И он поступает в Королевскую Мюнхенскую художественную школу, два года спустя блестяще, с медалью, оканчивает её. Пастернак рисовал портреты эпохи. Вот, с привкусом горечи, картина «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902), то есть того совета, что не принял его в стены училища в 1881-м. Вот «Ночь накануне экзамена». Кто из студентов не знавал таких ночей? Леонид учился не формально для дипломов и степеней, он учился всю жизнь, он бесконечно искал свой стиль, единственный и неповторимый, он оттачивал мастерство среди изменчивых и непостижимых ликов фантасмагорической эпохи, в которую жил и творил.

Они познакомились на молодёжной вечеринке, в Одессе – он, 23-летний, голубоглазый и стройный красавец, ещё безвестный художник, и она 18-летняя, мечтательная, бледная после тяжкой, чуть не смертельной болезни, уже известная пианистка. Леонид Пастернак, приехавший в 1885-м в Одессу получить диплом юриста, и его будущая жена Роза Кауфман, ученица великих мастеров Европы. Её, четырнадцатилетней девочки, игрой в Петербурге был восхищён сам Антон Рубинштейн. Любовь с первого взгляда. Но Пастернак был в отчаянии. Что мог предложить он, полунищий художник, ей, уже профессору Одесской консерватории. Он мог только рисовать и верить в свою счастливую звезду. И эпоха похлопотала о своём портретисте.

Вольноопределяющийся Пастернак отдаёт воинский долг Отчизне, прослужив год в артиллерии. Тонкая душевная связь с его любимой не рвётся. Он замышляет написать крупное полотно на Выставку передвижников – «Вести с Родины», навеянное его армейской службой. И вот оно – чудо! Сам Третьяков покупает картину для своей галереи! Окрылённый художник переезжает в Москву и там женится на своей возлюбленной пианистке. Шёл 1889-й год. Жизнь была холодна и нежна. В тихой Москве, вдали от столицы. В 1890-м рождается первенец, будущий великий русский поэт – Борис Пастернак. Но жизнь была дьявольски бедна. Заказов было архимало. И жена с сынишкой вынужденно уезжали в Одессу, к родственникам, куда наезжал летом и Леонид Осипович.

Он активно участвует в выставках передвижников, принимает участие в «Мире искусства». В 1894-м, выдвинутый на соискание должности профессора Московского училища живописи, он впадает в глубокую печаль. Дело в том, что попечитель училища, московский градоначальник великий князь Сергей Александрович считался юдофобом. Пастернак написал письмо, в котором заявил, что не откажется ради престижного места от веры своих отцов. И снова чудо. Он утверждён на должность! И четверть века профессор Пастернак преподавал в училище, куда, по иронии судьбы, его не приняли когда-то.

Зеркало русского мира

В 1900-м на выставке передвижников, работу художника «Дебютантка» заметил и высоко оценил сам граф Толстой, Лев Николаевич. Знаменитейший тогда, культовый, как говорят ныне, писатель пригласил автора к себе, в Ясную Поляну. Так Леонид Пастернак стал зеркалом Толстого, его внешнего облика, его внутреннего мира и мира его бессмертных произведений, в иллюстрациях к книгам классика. Только в одном Музее Толстого хранится сейчас 200 работ его портретиста и иллюстратора. Из них 36 – портреты графа. Черты многих великих людей, тех великих времён русского искусства схватила кисть или карандаш Пастернака. Всех не перечесть. Так, по памяти – портреты Горького, Рубинштейна, Ге, Гершензона, Шестова, Рахманинова, Рильке… В картинах он бесконечно глубоко отражал русский мир во всей его неподражаемой красе – скромной природы, строгих храмов, живых лицах людей в тени грядущих катастроф безжалостной эпохи. Когда настало Смутное время, и появились новые хозяева жизни – он отражал в зеркале творчества, всё что мог отобразить. Художник имеет лишь одно право творить, отражая.

Мастер и его прощальный приют

1921 год. Германия, куда он приехал на лечение. Он творит. Он уже творит импрессионистски. Разве подвластно ощущение безумной эпохи реализму передвижников? Разве не безумие эпохи гонит его из Германии в 1938-м из лап штурмовиков? Он вывозит картины, что смог, в тихий Оксфорд, куда не долетают бомбы, крошащие Лондон. Леонид Осипович Пастернак скончался в 1945-м на заре новой людской надежды. Возможно, он обрёл покой в конце своих дней, рассеяв по свету сотни своих отражений переменчивого мира. Сколько их сгорело в огнях пожарищ, сколько исчезло без вести?

Пастернак Леонид Осипович

Начальное художественное образование Л. О. Пастернак получил в Одесской рисовальной школе. Позднее он успешно совмещал занятия на юридическом факультете Одесского университета и в классах мюнхенской Королевской академии художеств.

Первая серьезная картина «Письмо с родины» (1889) принесла ему известность и была приобретена П. М. Третьяковым.
В этом же году Пастернак женился, а в 1890 г. в семье родился сын Борис (в будущем известный русский писатель).

Участие в выставках, портретирование заказчиков создали художнику устойчивую репутацию хорошего рисовальщика. Он открыл в 1889 г. частную школу рисования, одну из первых в Москве, а спустя пять лет был приглашен в качестве преподавателя в МУЖВЗ.

В основе творческого метода мастера лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие «самую суть изображаемого», он называл их школой «настоящего импрессионизма». Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах — за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ («Перед экзаменами», 1897; «Л. Н. Толстой в семье», 1901; «Студентка», «За чтением», обе 1900-е, и др.).

В 1890-е гг. Пастернаком были выполнены лучшие работы в области книжной графики: рисунки к Собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (1891); четыре акварели к роману «Война и мир» (1893). По личному приглашению Л. Н. Толстого, в постоянном дружеском общении с великим писателем художник создавал в 1898-99 гг. иллюстрации к роману «Воскресение», остающиеся до сих пор непревзойденными.

Уже к началу века Пастернак — признанный портретист и иллюстратор, член-учредитель СРХ, с 1905 г. — академик. В ближайшие десятилетия его моделями были Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, после 1917 г. — Ленин, члены правительства. В 1921 г. Пастернак уехал в Германию. Здесь им были выполнены портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. Последние годы жизни (после 1939) художник провел в Англии.

Пастернак Леонид Осипович (Картины художника):

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: