Борис Леонидович Пастернак

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье художника Л. О. Пастернака, которому принесли известность иллюстрации к романам Л. Н. Толстого. Атмосферу детства Б. Пастернака определила жизнь при Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал отец: “Весной в залах Училища открывались выставки передвижников… Так прошли перед нашими глазами знаменитейшие полотна Репина, Мясоедова, Маковского, Сурикова, Поленова”. Работа Л.О. Пастернака над портретами Льва Толстого, Николая Федорова и Максима Горького означала для будущего поэта возможность увидеть великих людей своего времени. В 1910 г. Б. Пастернак был свидетелем похорон Льва Толстого, смерть которого потрясла всю Россию.

Б. Пастернак закончил Пятую классическую московскую гимназию. Переворот в духовной жизни двенадцатилетнего подростка вызвала встреча с композитором Скрябиным и страстное увлечение его музыкой. Один из друзей юности Пастернака С. Дурылин писал: “До 1912 года все… знали, что он будет музыкантом, композитором”.

Тяга к поэзии проявилась у Пастернака, когда он учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Его однокурсник К. Локс оставил словесный портрет поэта той поры: “Он сразу обрушивался потоком афоризмов, метафор, поэзия здесь присутствовала как нечто подразумевающееся и не подлежащее отсрочке”. В то время Пастернак участвовал в литературном кружке “Сердарда” и кружке символистов при издательстве “Мусагет”. Здесь он познакомился с Андреем Белым и сделал доклад “Символизм и бессмертие”, в котором высказал мысль о бессмертии “счастья существования” художника, которое “может быть испытано другими спустя века после него по его произведениям”.

Значительную роль в духовном становлении поэта сыграли его занятия философией. В 1912г. Б. Пастернак побывал в Германии, в университетском городе Марбурге и прослушал семинар популярного в то время профессора Г. Когена. Ему пророчили карьеру философа. Но именно тогда он понял, что “философию забрасывает бесповоротно”.

В апреле 1913 г. в альманахе “Лирика” были впервые опубликованы стихотворения Б. Пастернака.

После окончания университета Пастернак написал и выпустил книгу “Близнец в тучах” (1913), куда вошло 21 стихотворение. Уже первым ее читателям было очевидно подлинное дарование поэта. Заглавие книги говорило о близости автора к поэтическим традициям символистов, для которых было характерно представление о том, что каждый человек – собственный близнец, связанное с темой двойничества у Достоевского.

В стихотворениях “Эдем”, “Лесное” высказано понимание поэзии как средства самовыражения Вселенной. Здесь назначение поэта видится в способности раствориться в природе и говорить от ее имени:

Я – уст безвестных разговор,
Я – столп дремучих диалектов.

Это убеждение станет основой творчества Пастернака, и он будет верен ему до конца.

Отсутствие границ между человеком и окружающим миром Н. Бердяев расценивал как черту искусства авангарда. Но основы такого мироощущения были обозначены уже в философии “абсолютного всеединства” Вл. Соловьева, создавшего эстетику русского символизма.

В первой книге поэта рождалась его оригинальная метафора, сочетавшая, казалось бы, несовместимые явления. Например, в стихотворении “Вокзал”: “Вокзал, несгораемый ящик | Разлук моих, встреч и разлук”.

С. Дурылин считал, что у Пастернака еще в 1910 г., до футуристов, обнаружился “особый вкус к заумным звучаньям и словам”. Действительно, в сборнике встречаются узнаваемые цитаты из В. Хлебникова: “Но я, как репейник, бессмыслен. В степи, как журавль у бадьи”.

Вместе с тем сборник “Близнец в тучах” содержал немало реминисценций из Белого, Блока и других символистов. В одном из немногочисленных откликов на книгу “Первый журнал русских футуристов” упрекал автора в подражании символистам. В то же время символист В. Брюсов указал на органическую футуристичность его поэзии и отнес его к “порубежникам”, у которых футуризм сочетается со стремлением связать свою деятельность с художественным творчеством предшествующих поколений. К. Локс назвал сборник “Близнец в тучах” “новой формой символизма”. Таким образом, уже из первой книги Пастернака очевидно, что оригинальность поэта состоит в синтезе и глубокой переработке эстетических принципов символизма и авангарда.

В 1913г. Пастернак познакомился с Маяковским и решил отказаться от романтической манеры, героического тона и стремления к эффектам, т.е. от того, что давало основание заподозрить его в подражании этому поэту.

. В январе 1914 г. возникла литературная группа “Центрифуга”, куда Пастернак вошел вместе с С. Бобровым и Н. Асеевым. Хотя по сути своей эта группа представляла собой одно из умеренных направлений футуризма, появление ее было вызвано стремлением размежеваться с футуристами.

В книгу “Поверх барьеров” вошли стихотворения 1914- 1916 гг., она была издана в декабре 1916 г. На характер книги заметно повлияли контакты поэта с Маяковским, Хлебниковым, Северяниным.

Сборник открывался “Посвященьем”, выразившим представления автора об аскетическом укладе духовной жизни – “нищенском ханстве” поэтов-изгоев, ведущем начало от “Откровения” Иоанна Богослова.

В стихотворении “Петербург” описывается поездка Пастернака в столицу в 1915 г. Он обращается к пушкинскому образу Петербурга как воплощению творческого гения Петра I.

Исследователь поэзии Пастернака В. Альфонсов отметил, что в стихах периода “Близнеца в тучах” и “Поверх барьеров”, во многом еще незрелых, пробивается удивляющая своей зрелостью поэтическая мысль. Сборник “Поверх барьеров”, по его мнению, был самой экспериментальной книгой поэта. Он сознательно искал новую манеру, стремился к внешней изобразительности. Избежать чрезмерной усложненности Пастернаку позволяли глубина и подлинность выражаемых чувств.

В откликах современников отмечено, что в стихах Пастернака организующую роль играет интонация: “Он был бы непонятен, если б этот хаос не озарялся бы единством и ясностью голоса” (И.Эренбург). Вершиной раннего творчества Пастернака и его итогом стало стихотворение “Марбург”, завершавшее сборник “Поверх барьеров”. Оно было написано в 1916 г. (переделано в 1928 г.). В основе сюжета стихотворения лежала встреча поэта с девушкой, у которой он был домашним учителем, Идой Высоцкой. Пастернак сделал ей предложение и, получив отказ, мучительно переживал. В стихотворении передана драма неразделенной любви.

В. Маяковский в статье “Как делать стихи?” назвал гениальной одну из строф этого стихотворения:

В тот день всю тебя от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.

В “Марбурге” любовный сюжет отражает миропонимание лирического героя: возникают такие образы, как инстинкт-подхалим, бессонница, которую герой знает “как грамматику”, белое утро, узнаваемое в лицо. Стержнем стихотворения становится тема второго рождения – сквозная в поэзии Пастернака: любовь заново открывает для человека мир.

Понравилось сочинение » Борис Леонидович Пастернак , тогда жми кнопку of your page —>

Борис Пастернак

Розамунда Цитировать: целиком, блоками, абзацами
«> 18 Авг 2011 18:43

» Борис Пастернак

Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989). Приблизительно до 1920 года Пастернак носил по документам отчество Исаакович.[1][2]
Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели. В 1900 году Райнер Рильке познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано).

25 октября 1905 года попал под казачьи нагайки, когда на Мясницкой улице столкнулся с толпой митингующих, которую гнала конная полиция. Этот эпизод войдёт в книги Пастернака.
В 1900 году Пастернак не был принят в пятую госгимназию (ныне московская школа № 91[1]) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом Пастернака Шурой учился Владимир Маяковский. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург». В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг (дочерью литератора и изобретателя Моисея Филипповича Фрейденберга). С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.
После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» — Николай Асеев и Сергей Бобров). В этом же году близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, в посёлке Всеволодо-Вильва, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь. В этом же году поэт побывал на Березниковском содовом заводе на Каме. В письме к С. П. Боброву от 24 июня 1916 г. (на следующий день после отъезда из дома во Всеволодо-Вильве) Борис называет содовый завод «Любимов, Сольвэ и К» и поселок европейского образца при нём «маленькой промышленной Бельгией» [3].
Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой. В 1926 году началась переписка с Р.-М. Рильке.
В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 годов. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем, 1923 году (23 сентября) в семье Пастернаков рождается сын Евгений.
В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

Очень люблю его стихи , особенно нравится вот это стихотворение:

Недавно этой просекой лесной
Прошелся дождь, как землемер и метчик.
Лист ландыша отяжелен блесной,
Вода забилась в уши царских свечек.

Взлелеяны холодным сосняком,
Они росой оттягивают мочки,
Не любят дня, растут особняком
И даже запах льют поодиночке.

Когда на дачах пьют вечерний чай,
Туман вздувает паруса комарьи,
И ночь, гитарой брякнув невзначай,
Молочной мглой стоит в иван-да-марье.

Тогда ночной фиалкой пахнет всё:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен
И в будущем из рук судьбы получен.

1927
Борис Пастернак. Сочинения в двух томах.
Тула, «Филин», 1993.

Борис Пастернак

русский и советский поэт и писатель, Нобелевский лауреат

Борис Леонидович Пастернак родился (29 января) 10 февраля 1890 года в Москве. Семья его была интеллигентной: отец – художник, мать – пианистка. У Бориса были младший брат и две сестры. В доме Пастернаков часто гостили музыканты, писатели, художники. Бывал там и Лев Толстой. В детстве Борис увлекался музыкой, даже писал сонаты.

Гимназию он кончил с золотой медалью и учился в Московском университете сначала на юридическом отделении, потом – на философском. Изучал философию в Германии.

С 1910-х годов Борис сдружился с футуристами. Его первые стихи были напечатаны в 1913 году, а в 1914 году вышла первая книга – «Близнец в тучах».

В 1921 году семья Пастернака уехала из России в Берлин, а сам он вел переписку с ними и другими эмигрантами. Женился на художнице Евгении Лурье, у них родился сын.

В 1920-е годы Пастернак пишет много стихов, поэмы, в 1928 году берётся за прозу. Это период официального признания Пастернака в СССР. Он активно участвует в работе Союза Писателей СССР, но в 1936 году его обвиняют в оторванности от реальности, и начинается постепенное отчуждение Пастернака от официальной литературы. Тем временем, сам Пастернак полностью погружается в творчество, переводит Шекспира, Гёте, Шиллера. Сегодня в России этих поэтов знают именно по переводам Пастернака.

В 1958 году Пастернак получает Нобелевскую премию по литературе. Эта премия связывалась с антисоветским романом «Доктор Живаго», поэтому Пастернака заставили отказаться от нее. В атмосфере травли писатель прожил не долго.

Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких в Переделкино. Несмотря на то, что писатель был официально вне закона, на его похоронах собралась масса людей, среди которых были Булат Окуджава, Наум Коржавин, Андрей Вознесенский.

Роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в России в 1988 году в журнале «Новый мир», а медаль и диплом Нобелевского лауреата вручены сыну писателя – Евгению.

Биография Пастернака

Биография Пастернака

Пастернак — первый поэт России,

об этом знаю я и еще несколько человек,

остальным придется подождать до его смерти.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29 января (10 февраля) 1890 года. Отец Бориса — Леонид Иосифович Пастернак, известный художник-график.

Борис рос в атмосфере искусства. Мать с детства начала обучать его музыке. Больше Пастернак любил тогда музыкальное искусство, а в нем — Скрябина. Борис показывал ему свои первые музыкальные произведения. Весьма волновался, но Скрябин неожиданно похвалил их и поинтересовался, где Борис учится. В то время молодой поэт выбрал себе юридический факультет, потому что он, на его взгляд, был не очень сложным. Но Скрябин не признавал легких путей в жизни и искусстве и посоветовал Пастернаку немедленно перевестись на историко-филологический факультет Московского университета, Борис и сделал. Впоследствии Пастернак учиться в немецком городе Марбурге, где с увлечением изучать философию Гегеля и Канта.

В лице Пастернака сочетаются философ, поэт и музыкант. Он всегда стремился дать философское объяснение мира, но одновременно испытывал его как тонкий лирик, который стремится вечной гармонии. Именно этим он отличается от других поэтов XX века. Хотя сначала Пастернак поддерживал связь с футуристами и символистами, он нашел свой путь в искусстве.

Пастернак всегда занимал позицию независимого поэта. Однако это было не только источником вдохновения, но и причиной для мучительных раздумий. Его долго мучили, что он не мог принять окружающую действительность, будто он стоит в стороне от истории. Но летом 1930 года тревога улеглась. Борис почувствовал новый прилив творческих сил, новое рождение. Поэтому не случайно в 1930-1931 годах он напишет сборник «Второе рождение», по поводу которой до сих пор спорят исследователи. Одни говорят, что Пастернак приспособился к социалистическому строю, начал служить советскому правительству. Другие считают, что поэт попал под влияние Зинаиды Нейгауз, жены его друга Генриха Нейгауза, известного музыканта. Зинаида Николаевна в то время увлекалась социализмом, участвовала в первомайских и октябрьских демонстрациях, а Пастернак влюбился в Зинаиду, и ее позиция, конечно, не могла не повлиять на него.

Кстати, лето 1930 года — солнечное и счастливое — Борис Пастернак прожил в Ирпене, под Киевом, где ему хорошо отдыхалось в кругу друзей и знакомых. Киевские впечатления поэта найдут отражение в стихах: «Баллада», «Ирпень», «Лето» и др.. В Ирпене пришел кульминации роман Пастернака и Зинаиды Нейгауз. Это было нелегко и неоднозначно, ведь Генрих, муж Зинаиды, был другом Бориса, а Пастернак тоже имел свою семью. Однако любовь оказалась сильнее обстоятельств, и Борис Пастернак наслаждался мгновением счастья, неожиданно подаренной ему судьбой. Борис и Зинаида гуляли иртиськимы тропами, ездили в Киев на концерты, собирали открытки с видами Киева … Пастернак писал, а Зинаида переписывала его стихи в особую тетрадь, который стал немым свидетелем Ирпенского лета.

В 1930 году Пастернак написал стихотворение «Смерть поэта», посвященный Маяковскому. Еще в 1910-х годах они дружили, оба принадлежали к группе футуристов, но Пастернак не соглашался с Маяковским по вопросам эстетики.

Сталин всегда пытался сделать из Пастернака «придворного» поэта, а после смерти Маяковского особенно. Сталин вызвал к себе Пастернака, вел с ним телефонные беседы, а Пастернак даже некоторое время верил, что Сталина можно просветить, что его поэтическое слово способно определенным образом повлиять на тирана. Позже Борис Леонидович поймет, что ошибался. Но уже в 30-е годы Пастернак осознавал существующее насилие.

Ирпенское лето разделило жизнь Пастернака пополам. Если в 1930 году у него еще были некоторые надежды на лучшее будущее, то через 2-3 года от этих надежд не осталось и следа.

В 1934 году Пастернак выступает на I съезде советских писателей, где его выступление резко отличалось от общих призывов к выполнению «социального заказа».

В 1936 году Пастернак участвует в дискуссии о формализме. Эта дискуссия превратилась в политическую расправу с выдающимися деятелями культуры того времени: Б. Пильняка, Ю. Олешей, Д. Шостаковичем, Вс. Мейерхольдом. Пастернак пытался защитить талант, но получил отпор. Из Союза писателей к нему послали членов, чтобы узнать о его здоровье.

В 1937 году Пастернак отказывается подписать письмо с требованием смертного приговора Якорь, Тухачевскому и другим военачальникам.

В 1939 году на него заводят дело в НКВД. Пастернак дружил с Вс. Мейерхольдом, режиссером Камерного театра, в котором ставили не пролетарские пьесы, а классические представления, пробуждали у зрителей чувство прекрасного и свободное мышление. Мейерхольда арестовали и обвинили в связях с иностранными разведками. Конечно, это был лишь вымышленный повод. Пастернак пытался спасти Мейерхольда, и все напрасно. По его самого уже должны были приехать люди в черных костюмах. Но Пастернак остался на свободе.

Осенью 1945 года Пастернак начинает работу над романом, о котором мечтал всю жизнь. Уже погиб Мейерходьд, умер Булгаков, были расстреляны украинскими неоклассики … Пастернак осознавал, что он может стать следующей жертвой, и готовился к смерти. Поэтому роман «Доктор Живаго» он писал как духовное завещание потомкам. Ни строки из романа не было напечатано в те годы. А о Пастернаке писали, что он оторвался от социалистического строительства, противопоставил себя народу.

Пастернака не трогали, но сидела в тюрьме близкий для Пастернака человек — Ольга Ивинська, которая стала прототипом Лары в романе «Доктор Живаго». Борис Леонидович писал тогда Ренате Швейцер: «ее посадили из-за меня, чтобы добиться показаний против меня. Только ее мужества я обязан тем, что меня арестовали и я имею возможность писать ».

Пастернак и его роман «Доктор Живаго» пережили страшные сороковые годы. Расправа над поэтом состоялась гораздо позже, когда к власти пришел Хрущев.

Это счастливый случай, что роман «Доктор Живаго» пережил сталинские и хрущевские времена. Сохранила его для нас Ольга Ивинська. Она передала роман в итальянское издательство Фильтринелли, где он и был напечатан в 1957 году. В 1958 году Борис Пастернак за достижения в области классической поэзии и прозы получил Нобелевскую премию. Но что ждало его на родине!

Пастернака исключили из Союза писателей, с ним было опасно встречаться. У дачи в Переделкино появились люди, которые дежурили, даже не скрываясь, и следили, кто куда шел и когда приходил. Пастернак почувствовал угрозу новых арестов, поэтому он направляет телеграмму Шведской академии с отказом от Нобелевской премии. Это не было проявление духовной слабости. Пастернак давно уже ничего не боялся, болезнь легких не оставляла никаких надежд, и он готовился уже перейти в мир мертвых. Но он думал о живых, о своих родных и близких друзей — об Ольге Ивинську, о сыне Евгения, о Всеволоде и Тамару Ивановых, живших рядом … Однако отказ от премии ничего не изменила. Обысков и арестов нельзя было остановить, однако Пастернак этого уже не увидел. 30 мая 1960 душа покинула его тело.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: