Болдинская осень

Гончаровы в Москве встретили Пушкина холодно. В Петербурге его ждал суровый выговор за самовольную отлучку на Кавказ от Бенкендорфа. Пушкин пробовал выхлопотать разрешение на поездку в Западную Европу или хотя бы в Китай. Был получен отказ. Булгарин начал открыто свой поход против Пушкина. Заметно охладели к поэту и его светские знакомые. И вот на фоне всего этого Пушкин получает, наконец, согласие на повторное своё предложение Гончаровой.
Отец тем временем определил во владение сыну деревню Кистеневку, поблизости от Болдина. Будущая тёща была неравнодушна к материальным вопросам; это сердило поэта, выводило его из себя, но, как бы то ни было, он должен был выехать, в конце концов, для устройства своих дел в Болдино.
31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в деревню Болдино Нижегородской губернии.
Казалось бы, можно и уезжать – к любимоц невесте, в Москву, но поэта задержала в деревне холера.
Это был одноэтажный деревенский дедовский дом за мелким частоколом, рядом вотчинная контора, церковь и длинная деревня с избами, крытые соломой.
Из-за холеры он задержался в Болдине на 3 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Он трудился каждый день, не покладая рук. Но он не только писал стихи. В первые дни ему всё же вникать в скучные деловые бумаги. Если сделать простой список того, что и когда им было написано, то есть, закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будет красноречивее всяких объяснений.
Первое его болдинское стихотворение было “Бесы”. 8 сентября он написал “Элегии”. С 3 по 9 сентября он написал “Гробовщика” — первое законченное Пушкиным произведение в прозе, 14-го – “Станционного смотрителя”, 20-го, в девять часов вечера, — “Барышню-крестьянку”, 25-го – девятую главу (позже она стала восьмой) “Евгения Онегина”; между 5 и 10 октября написан “Домик в Коломне”, между 12 и 14-м – “Выстрел”, 20-го окончена “Метель”, 23-го – “Скупой рыцарь”, 26-го “Моцарт и Сальери”, и в октябре же окончено “Путешествие Онегина”, 1 ноября – последняя пометка на “Истории села Горюхина”, 4-го окончен “Каменный гость”, и в ноябре же написан “Пир во время чумы”. За эти же болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений
Тематика этих вещей исключительно разнообразна, но нетрудно заметить, что когда человек начинает темой гробовщика и кончает темой чумы, то он не далёк от мысли о смерти. Это становится понятным, если вспомнить, что жестокая холера охватила страну. Поэт здесь, в Болдине, прощался со своим прошлым, которое перед ним возникало со щемящей его сердце отчётливостью: это были стихотворения “Элегия”, “Прощание”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной…”, “Пью за здравие Мери…” и, наконец, поэма “Домик в Коломне”, совсем отличная по тону от этих стихотворений.
В “Моей родословной” вспоминал он и своих далёких предков.
В эту осень Пушкин заканчивает и “Евгения Онегина”, спутника многих лет его жизни. Работал он над этим романом целых 7 лет 4 месяца 17 дней! Роман этот является первым произведением в духе настоящего реализма – не только у нас, но и во всей Западной Европе. Пушкин начал «Евгения Онегина», сильно сомневаясь в возможности его напечатать, и действительно, первая глава вышла в свет только в 1825 году.
Пушкинский роман и его образы вошли и в нашу русскую классическую литературу, определив во многом её дальнейшее развитие.
Достаточно ещё раз представить себе мысленно всю эту гигантскую работу Пушкина в “болдинскую осень”, как удивление снова и снова охватывает нас” да, разнообразие поразительное. И какой одновременно огромный творческий напор, какой размах замыслов! Такой напряжённой работы могло бы хватить на несколько лет, но великий поэт как бы раздвигает самое время и тем добывает необходимый ему воздух, простор и творческую свободу. Эта пушкинская “болдинская осень” – явление исключительное во всей мировой литературе, и она ещё ждёт внимательного исследователя-художника! Таким был первый приезд поэта в Болдино в 1830 году.
В 1834 г., в сентябре Пушкин снова заехал в Болдино, но прожил там всего три недели. На душе было тревожно, петербургские горькие мысли не оставляли, и написал он здесь только “Сказку о золотом петушке”, где власть без силы, мудрость без щедрости и красота без добра.

Болдинская осень Пушкина

Болдинская осень

03 сентября 1830 года Александр Пушкин приехал в имение Болдино Нижегородской губернии. «Болдинская осень» отмечена беспримерным размахом вдохновения писателя и стала самым плодотворным периодом в его творчестве. За три осенних месяца, прожитых здесь в 1830 году, было создано более 30 произведений различных жанров. Всего же Болдине, а Пушкин провел в родовом имении три осени (1830, 1833 и 1834 гг.), поэтом было написано около 50 произведений. Среди них «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «История Пугачева», «Пиковая дама», «Анджело», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», около 30 стихотворений (в том числе и бессмертная «Осень»), полемические и литературно-критические статьи. Исследователи творчества поэта назвали это чудом.

«Чудом» можно считать и тот факт, что пушкинская усадьба дошла до наших дней и сохранилась именно как усадьба. Благодаря музеефикации объекта культурного наследия даже сегодня можно почувствовать особенность облика болдинских заповедных мест. Старинный господский дом, усадебный парк с каскадом прудов, березовые аллеи и плакучие ивы, аромат яблоневого сада, сказочные беседки и мостики, прекрасный вид на живописные дали…

Общее собрание крестьян село Большое Болдино, которое в течение трех столетий находилось во владении рода Пушкиных, в апреле 1918 года единогласно «признало желательным» увековечить память великого поэта и приняло решение «сохранить навечно усадьбу, на ней постройки, сад и при ней полевую землю». Так, волей народа было положено начало сохранению пушкинской усадьбы, связанной с памятью о великом русском поэте.

Сегодня в Большом Болдине располагается литературно-мемориальный музей-заповедник А.С.Пушкина. Он включает в себя дом-музей, где создавал свои творения величайший поэт России, а позднее жили потомки его брата, здание бывшей крепостной конторы, усадебный парк с садом и двумя прудами, а также рощу Лучинник – любимое место прогулок поэта. Кстати, в эту заповедную рощу можно совершить экскурсию в экипаже XIX века.

Здесь сохранился господский дом – деревянный особняк с мезонином и старинная ветряная мельница, отреставрирована большая часть построек – вотчинная контора, баня, конюшни. В честь предков Пушкина построена часовня Архангела Михаила. К 200-летию со дня рождения поэта в Болдине была отреставрирована каменная церковь Успения Богородицы, построенная в XVIII веке.

В двух деревянных домах по соседству с усадьбой разместился музей пушкинских сказок. В кинотеатре «Лира» демонстрируются фильмы, поставленные по произведениям А.С.Пушкина. В доме-музее развернута литературно-мемориальная экспозиция, посвященная болдинскому периоду жизни и творчества поэта. Гости усадьбы могут остановится в гостинице (категория «три звезды»).

Живое представление о жизни крепостных крестьян Болдина и Кистенева дает восстановленная еще в советское время «крепостная контора». Здесь собраны вещи и предметы крестьянского быта первой половины XIX века – сундуки для хранения натурального оброка, весы на деревянной подставке с медными чашками на длинных цепях, икона Александра Невского, принадлежавшая, по преданию, Пушкиным, чернильный прибор бывшей «вотчинной» и т.д. Ценность представляют также «Щета по части Болдина и Кистенева» за 1833 – 1835 годы (к слову, село Кистенево – единственное имение из болдинских земель, принадлежавшее лично А.С.Пушкину), «Книга приходов и расходов» на 1825 год, «Памятная книга», куда заносились все события, происходившие в вотчине.

В советский период музею был передан и бывший барский дом в деревне Львовка, где располагалось имение сына А.С.Пушкина. Летом 1979 года в Большом Болдине, неподалеку от заповедного парка, был установлен памятник поэту (работа скульптора народного художника РСФСР О.Комова).

Музей систематически проводит Пушкинские праздники, научные конференции. По традиции, в сентябре в Болдине проводятся «Болдинские чтения» и фестиваль «Болдинская осень» с участием пушкинистов из различных городов мира. Ежегодно всеми формами массовой работы (экскурсии, беседы, вечера, народные гуляния) охватывается более 100 000 человек. В числе почетных гостей болдинского музея – потомки поэта, видные ученые страны, писатели и поэты, деятели культуры.

Каждый год в первое воскресенье июня здесь проходит Всероссийский пушкинский праздник поэзии. В нем также принимают участие известные поэты, артисты эстрады, фольклорные коллективы.

С пребыванием Пушкина в Большом Болдине связана загадка для современных исследователей творчества и биографии Александра Сергеевича. В этот период меняется отношение поэта к церкви, и он пишет произведения, исполненные глубокой веры в Бога. Есть версия, что осенью 1830 года А.С.Пушкин приезжал к преподобному Серафиму в знаменитую Саровскую пустынь. Одно из стихотворений поэта посвящено отцам-пустынникам, а на полях одной из рукописей появляется рисунок коленопреклоненного старца.

Материал подготовила Галина Филимонова

В настоящей публикации использован фрагмент карты-схемы путешествий А.С.Пушкина по России , выпущенной Государственным Историческим Музеем

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «М еста памяти»

Перепечатка материалов — только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

«Болдинская осень» Ю. Друнина

«Болдинская осень» Юлия Друнина

Вздыхает ветер. Штрихует степи
Осенний дождик — он льет три дня…
Седой, нахохленный, мудрый стрепет
Глядит на всадника и коня.
А мокрый всадник, коня пришпоря,
Летит наметом по целине.
И вот усадьба, и вот подворье,
И тень, метнувшаяся в окне.
Коня — в конюшню, а сам — к бумаге.
Письмо невесте, письмо в Москву:
«Вы зря разгневались, милый ангел, —
Я здесь как узник в тюрьме живу.
Без вас мне тучи весь мир закрыли,
И каждый день безнадежно сер.
Целую кончики ваших крыльев
(Как даме сердца писал Вольтер).
А под окном, словно верный витязь,
Стоит на страже крепыш дубок…
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог — был у ваших ног!
Но путь закрыт госпожой Холерой…
Бешусь, тоскую, схожу с ума.
А небо серо, на сердце серо,
Бред карантина — тюрьма, тюрьма…»
Перо гусиное он отбросил,
Припал лицом к холодку стекла…
О злая Болдинская осень!
Какою доброю ты была —
Так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала.
Густеют сумерки, как чернила,
Сгребает листья ветров метла.
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал.
И снова дождик, и снова стрепет —
Седой, все помнящий аксакал.

Анализ стихотворения Друниной «Болдинская осень»

Болдинская осень, пришедшаяся на 1830 год, – самая продуктивная пора в творческой жизни Пушкина. Несколькими месяцами ранее было официально объявлено о помолвке поэта с юной красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Несмотря на все договоренности, свадьба долго откладывалась. Мать невесты не желала отдавать ее без приданного, а денег в семье катастрофически не хватало. В августе скончался Василий Львович – дядя Александра Сергеевича. Из-за траура сроки бракосочетания вновь сдвинулись. В конце лета поэт отбыл в Болдино, чтобы оформить на себя расположенную неподалеку деревню Кистенево, которую подарил ему отец. Пушкин надеялся разобраться с делами за месяц, но тут вмешалась сама судьба. На Российскую империю обрушилась эпидемия холеры. Из-за нее в Болдино Александр Сергеевич пробыл около трех месяцев. Среди созданных в то время произведений – «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», ряд критических статей, «Сказка о попе и работнике его Балде».

Болдинской осени посвящено одноименное стихотворение советской поэтессы Друниной. Текст начинается с описания природы, занимающего буквально пару строк. Юлия Владимировна рисует типичную для осени картину – льющий на протяжении трех дней дождь, вздыхающий ветер. Далее появляется главный герой произведения – промокший всадник на коне, стремящийся поскорее попасть домой, в усадьбу. Его спешка обусловлена желанием как можно быстрее написать письмо любимой невесте, находящейся сейчас в Москве. Он рассказывает, что живет будто узник в тюрьме, что каждый день для него безнадежно сер, что ему одиноко. Герой бесится, тоскует, сходит с ума. Заключение в Болдино невыносимо для него. Вот только у потомков великого поэта совершенно другой взгляд на ту осень. Если для Пушкина она была злой, то ее значение для русской культуры сложно переоценить, о чем говорится в стихотворении Друниной. Эти три месяца подарили мировому искусству величайшие литературные произведения, которыми люди и по сей день зачитываются.

«Болдинская осень» отличается кольцевой композицией, показывающей вечный круговорот времен. Текст начинается и завершается упоминанием яркого образа – образа мудрого старого стрепета, взирающего на степи. Он видел скачущего по ним Пушкина. Он жив и видит осень двадцатого века. Кстати, с пушкинской эпохи осень не сильно изменилась – и дождь все льет, и пронизывающий ветер гуляет.

Урок литературы. А.С. Пушкин. Болдинская осень

Разделы: Литература

Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина, увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию школьников, разнообразить учебный процесс, путем использования ИКТ; развивать связную речь учащихся

Оборудование: ИКТ, репродукции картин, стихотворения А.С. Пушкина, симфоническая музыка.

Ход урока

1. Орг. момент.

Слово учителя

Ребята, мы сегодня познакомимся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Период с 1826 по 1837 год – расцвет творчества А.С. Пушкина. Торжество реализма. Совершенствование мастерства. Этот огромный период включает события разного масштаба: беседу с Николаем I, который объявил себя цензором поэта, знаменитую Болдинскую осень 1830 года… и постоянное победоносное творчество. Пушкин обращается к различным жанрам, темам, проблемам. По количеству и размаху завершённых и незавершённых трудов можно судить о вдохновенном напряжении, свойственном Пушкину, который был “человек в поэзии и поэт в жизни”. Творческий подвиг Пушкина – это и тома его произведений, и “толпа образов”, россыпь идей и проблем, которые он обозначил для себя и для нас, которые стремился осмыслить, тот ясный взгляд на жизнь, именуемый мудростью. Все произведения, все события творческой жизни А.С. Пушкина значительны. Чтобы показать масштаб личности поэта и писателя, убедиться в неповторимой яркости индивидуальности и неистощимом запасе жизненных сил, можно обратиться к одному из периодов его жизни – Болдинской осени 1830 года.

Слайд №1.Александр Сергеевич Пушкин . Парк в Болдино.

3. Сообщения учащихся. (Слайд №2)

Я не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья.

Гончаровы в Москве встретили Пушкина холодно. В Петербурге его ждал суровый выговор за самовольную отлучку на Кавказ от Бенкендорфа, коему Николай давно уже поручил специальный надзор за поэтом, Пушкин пробовал выхлопотать разрешение на поездку в Западную Европу или хотя бы в Китай. Был получен отказ. Заметно охладевали к поэту его светские знакомые. И вот Пушкин получает согласие на повторное свое предложение Гончаровой.

Слайд №3.Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова

По случаю помолвки с Натальей Гончаровой Пушкин ходатайствовал у царя разрешение на печатание своего “Бориса Годунова” . Правительство одобрило намерение Пушкина сделаться семьянином. “Бориса Годунова” разрешили напечатать, однако под личную ответственность автора.

Слайд №4. А.С.Пушкин в Болдино (сообщение учащихся)

Отец поэта определил во владение сыну деревню Кистеневку, поблизости от Болдина. Пушкину пришлось выехать для устройства своих дел в Болдино. После того как поэт вступил во владение деревней, он мог уехать в Москву, к любимой невесте, но его задержала холера. Он застревает в Болдине и проводит там ту самую осень, которая, как горный кряж с целым рядом отдельных вершин, возвышается в его творчестве.

Слайд №5.Болдинская осень

Пушкин не знал, что делать, думая о Москве и о невозможности свидеться с невестой, но он отлично знал, что вообще надо делать, и фактически трудился каждый день не покладая рук, трудился с таким напряжением, как, может быть, никогда.

Если мы сделаем простой список того, что и когда было им написано, то есть закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будет красноречивее всяких объяснений.

Приехал в Болдино Пушкин 3 сентября,

9-го уже закончил “Гробовщика” ,

14-го “Станционного смотрителя” ,

Слайд №6. Иллюстрация к повести “Станционный смотритель”

25-го — девятую главу романа “Евгений Онегин” ;

между 5 и 10-м написан “Домик в Коломне” ,

между 12 и 14-м — “Выстрел” ,

20-го окончена “Метель” ,

23-го — “Скупой рыцарь” ,

26 — го — “Моцарт и Сальери” ,

и в октябре же окончено “Путешествие Онегина” ,

4 ноября окончен “Каменный гость” ,

и в ноябре же написан “Пир во время чумы” .

За эти болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений.

Однако присущее поэту мужество и здесь не изменяет ему: не темы владеют поэтом, а поэт владеет темами. В “Гробовщике” все ужасы оказываются простой фантазией подвыпившего героя рассказа, а в “Пире во время чумы” дана такая сила упоения жизнью, что она заставляет преодолеть даже самое сознание близости смерти:

Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья
Бессмертны, может быть залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

Чтобы подобное ощущение не было результатом простого нервного подъема, явствует хотя бы из того, что оно было знакомо и совсем юному Пушкину. Так, в лицейском “Послании к Юдину” (1815) встречаем строки, заключающие ту самую мысль, слитую в одно целое с чувством, которую мы только что привели из гимна чуме. Вот эти юношеские строки:

Питомец муз и вдохновенья,
Стремясь фантазии вослед,
Находит в сердце наслажденья
И на пути грозящих бед.

О чем же они говорят? Все о том же: не только об утверждении борьбы с “грозящими бедами” , но и о том высоком наслаждении жизнью, которое дает эта борьба.

4. Подведем итоги:

В каком году и при каких обстоятельствах А.С.Пушкин оказался в своём имении в Болдино?

Какие произведения относятся в этому творческому периоду? Назовите их.

Назовите сроки написания произведений, относящихся к болдинскому периоду жизни А.С.Пушкина.

Болдинская осень в жизни А.С.Пушкина – творческий праздник.

Сравнить стихотворения “Если жизнь тебя обманет…” и “Элегия” (1830г) по настроению и способу выражения его, отношению к творчеству, пониманию смысла человеческого существования.

Список использованной литературы.

  1. “Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия” , 2006
  2. “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
  3. “Сто русских писателей”. Краткий справочник. Санкт-Петербург. “Золотой век”.1999г.
  4. Русские писателя. Библиографический словарь, Москва, Просвещение,1990г.
  5. Учебник-хрестоматия. Литература 9 класс. Дрофа, Москва, 2003г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: