Болдинская осень

Гончаровы в Москве встретили Пушкина холодно. В Петербурге его ждал суровый выговор за самовольную отлучку на Кавказ от Бенкендорфа. Пушкин пробовал выхлопотать разрешение на поездку в Западную Европу или хотя бы в Китай. Был получен отказ. Булгарин начал открыто свой поход против Пушкина. Заметно охладели к поэту и его светские знакомые. И вот на фоне всего этого Пушкин получает, наконец, согласие на повторное своё предложение Гончаровой.
Отец тем временем определил во владение сыну деревню Кистеневку, поблизости от Болдина. Будущая тёща была неравнодушна к материальным вопросам; это сердило поэта, выводило его из себя, но, как бы то ни было, он должен был выехать, в конце концов, для устройства своих дел в Болдино.
31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в деревню Болдино Нижегородской губернии.
Казалось бы, можно и уезжать – к любимоц невесте, в Москву, но поэта задержала в деревне холера.
Это был одноэтажный деревенский дедовский дом за мелким частоколом, рядом вотчинная контора, церковь и длинная деревня с избами, крытые соломой.
Из-за холеры он задержался в Болдине на 3 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Он трудился каждый день, не покладая рук. Но он не только писал стихи. В первые дни ему всё же вникать в скучные деловые бумаги. Если сделать простой список того, что и когда им было написано, то есть, закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будет красноречивее всяких объяснений.
Первое его болдинское стихотворение было “Бесы”. 8 сентября он написал “Элегии”. С 3 по 9 сентября он написал “Гробовщика” — первое законченное Пушкиным произведение в прозе, 14-го – “Станционного смотрителя”, 20-го, в девять часов вечера, — “Барышню-крестьянку”, 25-го – девятую главу (позже она стала восьмой) “Евгения Онегина”; между 5 и 10 октября написан “Домик в Коломне”, между 12 и 14-м – “Выстрел”, 20-го окончена “Метель”, 23-го – “Скупой рыцарь”, 26-го “Моцарт и Сальери”, и в октябре же окончено “Путешествие Онегина”, 1 ноября – последняя пометка на “Истории села Горюхина”, 4-го окончен “Каменный гость”, и в ноябре же написан “Пир во время чумы”. За эти же болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений
Тематика этих вещей исключительно разнообразна, но нетрудно заметить, что когда человек начинает темой гробовщика и кончает темой чумы, то он не далёк от мысли о смерти. Это становится понятным, если вспомнить, что жестокая холера охватила страну. Поэт здесь, в Болдине, прощался со своим прошлым, которое перед ним возникало со щемящей его сердце отчётливостью: это были стихотворения “Элегия”, “Прощание”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной…”, “Пью за здравие Мери…” и, наконец, поэма “Домик в Коломне”, совсем отличная по тону от этих стихотворений.
В “Моей родословной” вспоминал он и своих далёких предков.
В эту осень Пушкин заканчивает и “Евгения Онегина”, спутника многих лет его жизни. Работал он над этим романом целых 7 лет 4 месяца 17 дней! Роман этот является первым произведением в духе настоящего реализма – не только у нас, но и во всей Западной Европе. Пушкин начал «Евгения Онегина», сильно сомневаясь в возможности его напечатать, и действительно, первая глава вышла в свет только в 1825 году.
Пушкинский роман и его образы вошли и в нашу русскую классическую литературу, определив во многом её дальнейшее развитие.
Достаточно ещё раз представить себе мысленно всю эту гигантскую работу Пушкина в “болдинскую осень”, как удивление снова и снова охватывает нас” да, разнообразие поразительное. И какой одновременно огромный творческий напор, какой размах замыслов! Такой напряжённой работы могло бы хватить на несколько лет, но великий поэт как бы раздвигает самое время и тем добывает необходимый ему воздух, простор и творческую свободу. Эта пушкинская “болдинская осень” – явление исключительное во всей мировой литературе, и она ещё ждёт внимательного исследователя-художника! Таким был первый приезд поэта в Болдино в 1830 году.
В 1834 г., в сентябре Пушкин снова заехал в Болдино, но прожил там всего три недели. На душе было тревожно, петербургские горькие мысли не оставляли, и написал он здесь только “Сказку о золотом петушке”, где власть без силы, мудрость без щедрости и красота без добра.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень»

Произведение написано Пушкиным в 1833 году. А.С. приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал период нового творческого подъема поэта: началась его вторая знаменитая «Болдинская осень». В короткое время А.С. написал множество первоклассных произведений.
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.
Пушкин хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что публика сможет также понять всю красоту «улыбки на цветах увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».
Сходны в стихотворении образы осенней природы — лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: «прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч».
Жанр произведения – стихотворение, поэтому большое внимание уделено лирическим переживаниям. Главную роль в описании осени играют эпитеты: «могильная пропасть», «свежее дыханье». Пушкин, словно кистью рисует картину последнего вздоха природы. Метафора «в багрец и золото одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным. Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной. Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу. Размер стихотворения – ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживленный, веселый тон, точно передающий светлое душевное состояние автора. Ритмический узор размера противоречит грустной тематике стихотворения. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность произведения.
В стихотворении не присутствует свойственное лирике Пушкина нарастающее движение, преобладают личные интонации. Особая выразительность создается использованием лексики старого стиля: «осенний хлад», «страждут озими», «мучишь». «Осень» интересно рифмована: отдельными строфами, по восемь стихов в каждой. Первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой («очарованье», «увяданье», «дыханье»); вторая – с четвертой и шестой («краса», «леса», «небеса»); последние две – друг с другом («морозы», «угрозы»). Такая последовательность проведена через все стихотворение. Строфика произведения – октава, благодаря которой создается оттенок легкой грусти.
Наблюдается использование синтаксических приемов, усиливающих выразительность речи. В стихотворении присутствует перенос со строки «Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечет». Пушкин неоднократно меняет порядок слов, использует инверсию: «к привычкам бытия вновь чувствую любовь». В стихотворении встречается синтаксический параллелизм: «Чредой слетает сон, чредой находит голод».
Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает. Читая верное, точное и реалистическое изображение картин природы, невольно хочется лично увидеть рощу в Болдино, «последние лисы с нагих … ветвей», ощутить «осенний хлад». Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото». По-моему, данное творение – образец прекрасного лирического произведения, классика мировой поэзии.

141658 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень»

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Презентация на тему: Болдинская Осень А.С. Пушкина

Болдинская Осень А.С.Пушкина

Среди памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение «болдинской осени».

В Болдино Пушкин написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина«, но последняя сгорает, около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими опытами Пушкина.

Повести Белкина В «Повестях Белкина» Пушкин стремился развенчать сентиментально- поучительные повести и «ужасные» романтические истории, показать их жизненную несостоятельность, надуманность.

Унылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдалённые седой зимы угрозы. Отрывок из стихотворения «Осень»

1830 год Поэт прибыл в имение Болдино (Нижегородской губернии), где улаживал наследственные дела перед женитьбой на Наталье Гончаровой. За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Среди них: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы романа «Евгений Онегин», сказки, стихи, множество критических статей и набросков.

1833 год После поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: «Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:». Александр Cергеевич написал «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о мертвой царевне», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму», несколько стихотворений, закончил «Историю Пугачева».

1833 год После поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: «Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:». Александр Cергеевич написал «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о мертвой царевне», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму», несколько стихотворений, закончил «Историю Пугачева».

Болдинская осень была самой удивительной в жизни поэта. Тишина и уединение, ощущение полной свободы, спокойные ландшафты под огромным куполом неба — всё помогало душе настроиться на творчество. «Он запирался в своей комнате и писал в постеле с утра до позднего вечера, одевался наскоро… выезжал часа на три, возвратившись, опять ложился в постелю и писал до петухов. Это продолжалось у него недели две, три, много месяц, и случалось единожды в год, всегда осенью. Приятель мой уверял меня, что только тогда и знал он истинное счастие» — читаем в неоконченном «Отрывке». Здесь, в Болдино, понимаешь, что эти строки Пушкин написал о себе самом. Отпущенное на свободу вдохновение вылилось в необыкновенное разнообразие тем, замыслов, наполнило его стихи и прозу счастьем, которое стало истинным «чудом болдинской осени». И до сих пор живет здесь, маня к себе…

Прощание с прошлым Болдинская осень ознаменовалась необыкновенным приливом вдохновения. Словно знал поэт, что после женитьбы уже не будет такой свободы, сосредоточенности. С благодарной нежностью Пушкин прощается с женщинами, которых знал и любил когда- то, которые подарили ему минуты счастья и вдохновения. Он прощается с юностью, с ее мечтами и надеждами: Какие б чувства ни таились Тогда во мне- теперь их нет: Они прошли иль изменились… Мир вам, тревоги прошлых лет!

«Болдинская осень» Ю. Друнина

«Болдинская осень» Юлия Друнина

Вздыхает ветер. Штрихует степи
Осенний дождик — он льет три дня…
Седой, нахохленный, мудрый стрепет
Глядит на всадника и коня.
А мокрый всадник, коня пришпоря,
Летит наметом по целине.
И вот усадьба, и вот подворье,
И тень, метнувшаяся в окне.
Коня — в конюшню, а сам — к бумаге.
Письмо невесте, письмо в Москву:
«Вы зря разгневались, милый ангел, —
Я здесь как узник в тюрьме живу.
Без вас мне тучи весь мир закрыли,
И каждый день безнадежно сер.
Целую кончики ваших крыльев
(Как даме сердца писал Вольтер).
А под окном, словно верный витязь,
Стоит на страже крепыш дубок…
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог — был у ваших ног!
Но путь закрыт госпожой Холерой…
Бешусь, тоскую, схожу с ума.
А небо серо, на сердце серо,
Бред карантина — тюрьма, тюрьма…»
Перо гусиное он отбросил,
Припал лицом к холодку стекла…
О злая Болдинская осень!
Какою доброю ты была —
Так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала.
Густеют сумерки, как чернила,
Сгребает листья ветров метла.
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал.
И снова дождик, и снова стрепет —
Седой, все помнящий аксакал.

Анализ стихотворения Друниной «Болдинская осень»

Болдинская осень, пришедшаяся на 1830 год, – самая продуктивная пора в творческой жизни Пушкина. Несколькими месяцами ранее было официально объявлено о помолвке поэта с юной красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Несмотря на все договоренности, свадьба долго откладывалась. Мать невесты не желала отдавать ее без приданного, а денег в семье катастрофически не хватало. В августе скончался Василий Львович – дядя Александра Сергеевича. Из-за траура сроки бракосочетания вновь сдвинулись. В конце лета поэт отбыл в Болдино, чтобы оформить на себя расположенную неподалеку деревню Кистенево, которую подарил ему отец. Пушкин надеялся разобраться с делами за месяц, но тут вмешалась сама судьба. На Российскую империю обрушилась эпидемия холеры. Из-за нее в Болдино Александр Сергеевич пробыл около трех месяцев. Среди созданных в то время произведений – «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», ряд критических статей, «Сказка о попе и работнике его Балде».

Болдинской осени посвящено одноименное стихотворение советской поэтессы Друниной. Текст начинается с описания природы, занимающего буквально пару строк. Юлия Владимировна рисует типичную для осени картину – льющий на протяжении трех дней дождь, вздыхающий ветер. Далее появляется главный герой произведения – промокший всадник на коне, стремящийся поскорее попасть домой, в усадьбу. Его спешка обусловлена желанием как можно быстрее написать письмо любимой невесте, находящейся сейчас в Москве. Он рассказывает, что живет будто узник в тюрьме, что каждый день для него безнадежно сер, что ему одиноко. Герой бесится, тоскует, сходит с ума. Заключение в Болдино невыносимо для него. Вот только у потомков великого поэта совершенно другой взгляд на ту осень. Если для Пушкина она была злой, то ее значение для русской культуры сложно переоценить, о чем говорится в стихотворении Друниной. Эти три месяца подарили мировому искусству величайшие литературные произведения, которыми люди и по сей день зачитываются.

«Болдинская осень» отличается кольцевой композицией, показывающей вечный круговорот времен. Текст начинается и завершается упоминанием яркого образа – образа мудрого старого стрепета, взирающего на степи. Он видел скачущего по ним Пушкина. Он жив и видит осень двадцатого века. Кстати, с пушкинской эпохи осень не сильно изменилась – и дождь все льет, и пронизывающий ветер гуляет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: