Благородство в произведениях пушкина

Замысел романа «Дубровский» возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других», становится основой романа «Дубровский».

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа «Дубровский» является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.

» Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в «Дубровском» как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…»1

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

“Судебное заседание” по повести А.С. Пушкина

Сегодня многие нравственные качества — долг, честь, порядочность, благородство, мужество — оказались в значительной степени девальвированы и нечасто проявляются в обыденной повседневной жизни. Это вовсе не означает, что учащиеся не в состоянии понять и усвоить их с тем, чтобы эти качества стали частью их характера. Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в восьмом классе может завершиться уроком, посвящённым образу Петра Гринёва. Поиск оптимальной модели урока показал, что его построение в форме “судебного заседания” позволяет лучше понять содержание пушкинского произведения, найти более точные и верные оценки поведения Гринёва, Швабрина, других персонажей повести, наконец, самого Пугачёва, который не может быть представлен только в образе “народного заступника”.

Предлагаемый вариант урока не кажется нам надуманным. Последняя глава повести, как известно, называется «Суд», то есть финальная часть произведения как раз и есть не что иное, как “судебное разбирательство”.

Тема урока: Тема чести, мужества и благородства в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Форма урока — “судебное заседание”.

Цель урока:

  • осмысление учащимися событий, особенно сильно повлиявших на формирование духовного мира рассказчика;
  • развитие навыков находить и оценивать смысл и значение художественных деталей и композиции произведения в целом;
  • развитие ассоциативно-образного мышления;
  • воспитание интереса к исследовательской деятельности;
  • побуждение школьников к серьёзным размышлениям о значимости нравственности и морали в поведении.

Подсудимый — Гринёв; обвинители — судебная комиссия; свидетель — Швабрин.

Класс делится на группы: группа учащихся готовит и формулирует содержание обвинения; несколько групп — защитники, им даётся задание найти в тексте повести доказательства проявления чести и благородства П.А. Гринёвым:

1-я группа — гл. 1–11;

2-я группа — гл. 7;

3-я группа — гл. 8–9;

4-я группа — гл. 10;

5-я группа — гл. 11–12;

6-я группа — гл. 13–14.

Роль судьи может взять на себя на уроке учитель (ему придётся вести урок-заседание и делать обобщения на основе высказываний учащихся).

Народные заседатели — остальные ученики.

Для приближения к эпохе, описанной в повести, можно использовать элементы декоративного оформления, прибегнув к сценическому, театральному подходу.

I. Сообщение темы урока. Определение понятий:

честь — общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости;

мужество — храбрость, присутствие духа в опасности;

благородство — высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честью.

II. Представление действующих лиц.

III. Ход “судебного процесса”.

Секретарь: Встать, суд идёт!

Судья: Уважаемые дамы и господа! Уважаемые народные заседатели!

Сегодня слушаем дело Петра Андреевича Гринёва по обвинению в государственной измене.

Как показало следствие, Пётр Андреевич Гринёв, дворянин, офицер императорской гвардии, “вступил в службу к Пугачёву, был пощажён самозванцем, пировал с бунтовщиками, принимая от главного злодея подарки”, самовольно отлучился с места службы в Оренбурге в военное время и назад не вернулся.

Вопрос к свидетелю: что вы можете сказать по делу прапорщика Гринёва П.А.?

Швабрин: Уважаемый господин судья! Уважаемые народные заседатели! Я хорошо знаком с Гринёвым и утверждаю, что он был дружен с Пугачёвым и состоял у него на службе. Когда восставшими была захвачена Белогорская крепость, то Пугачёв расправился со всеми, кто не перешёл на его сторону, и лишь Гринёву даровал жизнь, приглашал его на свои пирушки и военный совет, отправил в Оренбург со своим посланием, пожаловал ему тулуп, лошадь и полтину денег.

Судья: Слово предоставляется защите подсудимого.

Защитники приводят факты из главы «Приступ».

К уроку были даны вопросы:

1. Какие перемены происходят в душе Гринёва в этой ситуации?

2. Как влияет на него поведение коменданта крепости Миронова и его жены?

3. Как ведёт себя молодой офицер, когда Пугачёв дарует ему жизнь?

4. Какие детали текста помогают ответить на эти вопросы?

Судья: Слово предоставляется свидетелю Архипу Савельичу.

Свидетель рассказывает о том, почему беглый каторжник, впоследствии назвавший себя “царём”, “народным заступником”, Емельян Пугачёв надолго запомнил свою первую встречу с юношей во время бурана. Гринёв не только благодарит своего спасителя, но и проявляет уважение к человеку, ведь буран не различает, кто перед ним: дворянин или холоп. Разглядел однажды Гринёв человека в Пугачёве, обратился к лучшему, что было в нём, и Пугачёв не может уже забыть про этот случай, потому и спасает его от лютой казни, хотя молодой дворянин и не признал в нём вожатого.

Судья: Вопрос к защите: как ведёт себя Гринёв после освобождения?

Материал, подготовленный защитниками по главе VIII, может выглядеть следующим образом.

  • О чём размышляет Гринёв после освобождения?

“Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею. было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах”.

  • Почему Пугачёв сбрасывает с себя “царскую” важность, когда разговаривает с Гринёвым?

“Что, струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею. Ты крепко передо мною виноват. но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов. Так ли ещё тебя пожалую, когда получу своё государство! Обещаешь ли служить мне с усердием?”

  • Какими качествами должен обладать человек, который в такой опасной ситуации искренне говорит Пугачёву, что не признаёт в нём государя, отказывается служить ему, оставаясь верным присяге, воевать против него?

“Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться”.

“Чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою Слушай: скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя. Ты сам увидел бы, что я лукавлю”.

“Моя искренность поразила Пугачёва. ”

Судья. Слово предоставляется обвиняющей стороне.

Обвиняющая сторона. Милостивый государь! Уважаемые дамы и господа! Мне доподлинно известно, что прапорщик Гринёв, находясь в осаждённом Оренбурге, вызывается стать во главе отряда и очистить Белогорскую крепость от бунтовщиков. Но чем это вызвано? Это следствие того, что он получил тайное послание от Марьи Мироновой, дочери коменданта, в которую он влюблён! Мало того, когда ему отказывают в этом, он самовольно покидает город! Видимо, он к тому же был “отряжен в Оренбург шпионом”.

Судья. Слово предоставляется защите.

Защита строит своё выступление, исходя из следующих вопросов:

1. Как Гринёв мог объяснить свою отлучку из Оренбурга и свои встречи с Пугачёвым?

2. Почему он рассказал Пугачёву всё о своей невесте и предательстве Швабрина, а на суде, намереваясь быть правдивым, скрывает существование обстоятельств, связанных с Марьей Ивановной?

Защита приводит доказательства проявления Гринёвым чести и благородства, сохранения верности присяге, что в свою очередь подкупает Пугачёва. В “разбойнике” и “душегубце” Гринёв видит человека широкой души.

Народные заседатели высказывают свои соображения по предъявленному обвинению.

Судья. Дорогие друзья! На сегодняшнем заседании мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу “Береги честь смолоду!”.

Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства. И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской. А.С. Пушкин в первичном замысле хотел продолжить записки Гринёва обращением своего героя к внуку. Послушайте это предисловие (оно так и не было включено в повесть):

“Любезный внук мой Петруша!

. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я всё полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Ты увидишь, что завлечённый пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых трудных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава Богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце своём два прекрасных качества, мною в тебе замеченных: доброту и благородство”.

Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства.

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сформулировать темы сочинения.

Литература

1. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Л.: Просвещение, 1971.

2. Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) // Литература в школе. 1991. № 6. С. 2–14.

3. Андронова Л.П. К урокам по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. 1992. № 2. С. 49–50.

4. Попова Т.М. Семейное начало в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Тарасе Бульбе» Н.В. Гоголя // Литература в школе. 1998. № 1. С. 22–28.

5. Алпатова Т.А. Лиризм романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. 1998. № 2. С. 5–15

Мое любимое произведение Пушкина

Пушкин — добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, и все же каждый раз, раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, видишь то безудержно веселые, то задумчивые, умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с писателем.
Мне нравятся стихи, поэмы Пушкина. Но в большей степени он привлекает меня как прозаик. Я зачитывал до дыр “Повести Белкина”, восхищался “Дубровским”. “Капитанская дочка” потрясла мое воображение и осталась любимым произведением.
Сейчас, если я слышу о чести, благородстве и верной любви, в моей памяти возникают образы Гринева и Маши Мироновой.
Это произведение, несмотря на небольшой объем, полно глубокого смысла. В “Капитанской дочке” одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них — это
история любви Маши и Гринева, другая — события, происходившие в то время в Оренбургской губернии.
Действие происходит в 1772 — 1775 годах, незадолго до и во время восстания Пугачева. А. С. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.
Завязка произведения состоит в том, что молодой офицер Петр Гринев был направлен служить в Белогорскую крепость. По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает 100 рублей Зурину, ругает своего дядьку Савельича, хотя тот и прав, не давая барину денег.
Следуя в крепость, Гринев с дядькой заблудились во время бурана, но случайно встретили мужика, выведшего их к постоялому двору. Юноша, поблагодарив вожатого за помощь, отдал ему свой заячий тулупчик. Казалось бы, рядовое событие, но какую огромную пользу оно принесло впоследствии!
Приехав в Белогорскую крепость, Гринев познакомился с дочерью своего начальника Миронова. Маша понравилась молодому человеку. Из-за девушки он поссорился со своим товарищем Швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринев вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина.
Поединок едва ли не закончился гибелью Гринева из-за подлости Швабрина. Выздоровев, Гринев узнал, что Швабрин написал на него донос. Это возбудило в юноше ненависть к своему врагу. Праведный гнев Гринева близок и понятен мне.
В это же время в губернии началось восстание. Повстанцы под началом Пугачева легко взяли крепость. Комендант, его жена и офицеры были убиты. Швабрин, запятнав честь офицера, изменив присяге, стал прислужником бунтовщиков. Гринев никогда бы не стал предателем. Он предпочел умереть, но верный Савельич спас своего господина. Пугачев оказался тем самым мужиком, которому Гринев когда-то подарил заячий тулупчик. Добро окупилось сторицей!
Юноша был потрясен тем, что детский тулуп, подаренный бродяге, избавил его от петли, а пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государство. Гринев не стал присягать на верность Пугачеву. “Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу”.
Этот поступок Гринева привел меня в восхищение: находясь полностью в руках Пугачева, он не пытается скрыть от него своих убеждений. Самозванец, пораженный такой честностью, отпустил юношу. Еще не раз придется Гриневу уви- деть благородство Пугачева: крестьянский вождь, восхищенный смелостью Гринева, спасает Машу Миронову от ненавистного ей Швабрина. Эти поступки Пугачева свидетельствуют о его незаурядной натуре с самой лучшей стороны. Он умел щадить не только друзей, но и врагов. Это гуманное поведение вызывает у меня искреннее уважение.
Образцом порядочности в повести выступает Петр Андреевич Гринев. Вспомним, что он отказался служить Пугачеву. А разве не о том же свидетельствует его отношение к Маше: Гринев не побоялся пожертвовать жизнью ради спасения Маши из рук Швабрина. А каким благородством проникнуто его поведение на суде, когда, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, Петр Андреевич старается не запятнать честь Маши!
Эпиграфом к “Капитанской дочке” Пушкин выбрал пословицу: “Береги честь смолоду”, и поведение героя полностью соответствовало ей. Как тут не вспомнить нынешнее состояние русской армии, когда офицеры распродают военное имущество, даже оружие! Побольше бы было у нас таких офицеров, как Гринев, беззаветно преданных России, все поступки которых направлялись на ее пользу!
Снова и снова возвращаюсь я мысленно к Гриневу, размышляя о его поступках. Чувствуется, что он глубоко симпатичен и самому автору. В чертах Петра Андреевича мы угадываем мысли и чувства самого писателя. Герои его произведений еще долго будут владеть моим сердцем.

16917 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Мое любимое произведение Пушкина

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

И. С. Никитин, А. К. Толстой, А. Н. Майков «Край ты мой, родимый край. » (1 вариант)

Школьное сочинение

Любовь к родине, к местам, где ты родился и вырос, живет в сердце каждого человека. Однако далеко не каждый сможет выразить свои чувства к родному краю так, как это делают поэты.

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай!

Волчий голос в поле!

Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательного поэта А. К. Толстого! В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие людей, проживающих здесь.

Нежностью и трепетом перед первозданной красотой родной природы наполнены стихи другого русского поэта — И. С. Никитина:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар до лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

В этом стихотворении автор восхищается оптимизмом и трудолюбием своего народа. Много страданий выпало на долю русского крестьянства, но люди все же сумели сохранить в себе эти чудесные качества. Еще не взошло солнце, а рыбаки уже проверяют сети, готовят лодки. Поля же просыпаются под веселую песню труженика-пахаря:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: