Благородство против подлости — по роману на Дубровский

А.С.Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и «дикость» дворянства, в романе «Дубровский» выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.

Самодурство и деспотизм знатного боярина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образо- » ван, благороден, храб, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных «идолов».
Бунт в душе народа почти постоянно выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы.

Владимир Дубровский влюблен в дочка своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя пустяковина служит сюжетным оправданием для того, чтобы битва повстанцев приняла массовый характер.

А.С.Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгу-лам.

В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда час придет, она опять встанет на защиту угнетенных.

Сочинение по произведению на тему: Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина

В романе А. С. Пушкина мы встречаемся с Евгением Онегиным — молодым человеком с очень сложным и противоречивым характером. Несмотря на то что в течение всего произведения автор говорит о нем в ироническом тоне, это герой не отрицательный. Но и не положительный. Поэт не скрывает недостатков Евгения, но и не оправдывает их. Однако всем содержанием романа автор дает нам понять, что повлияло на формирование такого сложного характера, раскрывает социальные причины противоречивости и трагичности образа своего героя.

Воспитание, полученное юным Онегиным от наемных мадам и мосье, было самым губительным. Гувернантки и гувернеры ничему серьезному не учили мальчика, а лишь слегка бранили за шалости. В результате Евгений вырос эгоистичным человеком, способным обидеть, причинить боль, порой даже не замечая этого. Сын богатого помещика, единственный наследник, он не умеет и не хочет трудиться: «Труд упорный ему был тошен». Он ведет скучную, пустую жизнь в Петербурге. Потом так же скучает в деревне. Если же он чем-то и увлекается, то ненадолго и лишь для того, «чтоб только время проводить». К любви Онегин тоже относится притворно, в духе усвоенных светских «истин», стремясь лишь обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

Таким встречаем мы Евгения Онегина на первых страницах романа. С другой стороны, мы видим, что он достаточно умен, благороден и тактичен:

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству.

Он сумел сразу оценить Татьяну Ларину, богатство и поэтичность ее души. Это говорит о том, что Онегин — тонкий и наблюдательный человек, да и сама Татьяна отмечает положительные стороны характера Евгения:

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

О незаурядном уме героя говорит и тот факт, что он сознает себя лишним человеком в никчемном великосветском обществе. Ему

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Несмотря на скудость полученного образования, Онегин старается углублять свои знания. Он читает весьма серьезную литературу и не уступает в споре Ленскому, получившему престижное вьхсшее образование. Именно дружба с Ленским открывает заложенные в глубине души Евгения доброжелательность и чуткость, способствует проявлению его лучших качеств.

И все же положительные задатки героя постоянно подавляются средой и неправильным воспитанием. Эгоистические стороны его характера часто берут верх над добротой и состраданием. Так, получив письмо Татьяны и решив сразу ей все объяснить, чтобы не оставлять в ее душе напрасных надежд, он, однако, не может удержаться от привычного «кокетства»:

Я вас люблю любовью брата —

И, может быть, еще нежней.

Этот намек оказывает противоположное действие, вселяет надежду в сердце девушки. Подобным образом ведет он себя и позже, на дне рождения Татьяны. Видя, какое сильное впечатление произвело на нее его появление и то, что она не в силах скрыть своего волнения,

Он молча поклонился ей;

Но как-то взор его очей

Был чудно нежен.

Эгоизм Онегина проявляется и, когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальный пир, он начинает ухаживать за его невестой. Евгений не сознает, что тем самым он причиняет страдания и ни в чем не повинной Татьяне. Он пассивно и равнодушно относится ко всему, кроме собственного спокойствия.

Благородный ум Евгения постоянно вступает в противоречие с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает свою неправоту, сознает, что для поединка нет никаких серьезных причин. Евгений отдает себе отчет, что еще не поздно все исправить. Однако, выросший под влиянием светских предрассудков, он боится сплетен соседей, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи о его трусости. Также мы видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие перевернуло всю его жизнь. Евгений очень страдает. Он потерял покой. Он не в силах даже находиться в тех местах, где ему все напоминает о происшедшем.

Онегин очень изменился, теперь он уже не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. К концу романа меняются и его чувства к Татьяне. Однако здесь его также ждет разочарование. Татьяна говорит, что любит его, но «другому отдана» и будет верна своему мужу.

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего романа. Светлые порывы его души все время сталкиваются с привычными, внушенными светской средой правилами поведения. Его ум не позволяет ему пойти привычным путем, доступным молодому дворянину, но обстоятельства жизни не дают ему возможности излечиться от гордого невнимания к окружающим, скуки и эгоизма. Конечно, Евгений Онегин — эгоист, но не самодовольный, не влюбленный в себя, а, как справедливо заметил В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Тем не менее, крушение его надежд, его личное несчастье — это справедливый итог, расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.
Другие сочинения по «Евгений Онегин» Пушкина


Образ Обломова (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и так далее… А кто-то предпочитает ничего не делать и лежать на диване. И это его право, ведь каждый сам решает, как жить.
Главный герой романа Гончарова «Обломов» выбрал последний вариант. Он лежит и спит, и ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась, по сути, часть русской жизни. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
Физическое бездействие – своеобразный выбор Обломова. Но во многом он вынужденный. Какие перспективы были ему открыты? Кем он мог бы стать в современном ему обществе?
В начале романа Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главный герой болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его.
Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром. »
Такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и ни о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев – просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет трагическую роль в судьбе Ильи Ильича. Как-то не укладывается в голове, что Обломов с его доброй и бесхитростной душой мог бы жить так, как жили эти «светские» люди.
Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка. Такой образ жизни, беззаботное детство, было присуще многим дворянам того времени. Среда и воспитание убили в Обломове все ростки деятельности и активности, но не убили истинно русскую душу.
Безусловно, Илья Ильич болен «обломовщиной», и эта болезнь лишила его выбора. Ведь выбирать — значит думать, анализировать, просчитывать варианты развития… Зачем? Если вместо этого можно лежать на диване и ничего не делать? Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
Таким образом, Обломов не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. С другой стороны, он не желал никому зла, он усыновил детей Агафьи Пшеницыной и воспитывал их на свои деньги. Возможно, делать добро другим – это и есть тот единственный путь, который он выбрал для себя.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Образ Обломова (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Смотрите также по произведению «Обломов»:

Образец сочинения: Образ Евгения Онегина в одноименном романе А. Пушкина

Евгений Онегин уже давно стал определением образа героя, который считатет жизнь нудной — такого себе русского Чайльд Гарольда. Александр Сергеевич изобразил его в романе близким другом автора, образ которого также есть в романе «Добрый мой приятель», — характеризует его автор. Из первых строк читатель понимает, что Онегин родился в Петербурге (на берегах Невы). Картины обучения герою словно обрисованы художником: вот его нянчить Мадам, потом Месье Л’аббе, который учит «ради шутки», , не ставит в укор за шалости, и водит гулять в Старинный сад. Юношеские года Онегина, это года денди — молодого человека, одетого за последней модой. Он разговаривает французским языком и умеет «мазурку легко танцевать». Кроме французкого Онегин знает латынь (но только «чтобы эпиграфы понимать, в конце листка черкнуть, уаіе, из Вергилия процитировать., так строк пять» почти равнодушный к истории (только отдельные истории знает от Ромула до наших дней, любит поэзию («Гомера ругал, Феокрита. »), тем не менее, знает толк в экономике ( читал Адама Смита). Онегин скучает, у него сплин, он имеет намерения занять чем-то. и «отряд книжек расставил хорошо, читал, читал, а все напрасно, книги, и их запыленные ряды закрыл тафтою навсегда. »

Очень важным ключом к пониманию характера Онегина есть его кабинет, ряд вещей, которые дополняют образ. Здесь есть вещи из Лондона и Парижа, Турции: янтарные колыбели, фарфор и бронза, духи «в чистом хрустале», «и щеточки для ногтей, также для зубов. ». Пушкина изображает Онегина франтом и педантом, который одевается по три часа. Вывод Пушкина по поводу заботы Онегина таков, своей внешностью Онегин и сегодня дает ответ всем, кто к ней равнодушный: «человек знаменит, быть может и думать о ногтях вместе с тем. »

И главнейшая наука, известная Онегину — наука любования, «которую посланий еще Назоном». Образ жизни главного героя выдается стадом любовных интриг «Дитятею роскошей и утех» называет его автор. Онегина приглашают на вечеринки, баллы, обеды. Кутила, «надев модный боливар, Онегин едет на бульвар», а потом в ресторан, где на него ждет Каверин, приятель самого Пушкина. Вдвоем они наслаждаются чудесами французской кухни: трюфеля, пирог, ананасы золотые — все им по душе. И эту кулинарную поэзию Пушкина рифмует балетом, так как именно его любит Онегин, «театра злой законодатель». Онегин посещает и баллы — мы найдем его и на петербургских баллах, и на московских, и на провинциальных именинах.

В своем герое автору нравится «и мечтаний жадность невольная, и своеобразность, и ум, холодный и едкий». Автор и герой виднеются увидеть красоту мира,: однако Онегину нужно распорядиться наследством умершего дяди — «к хозяйству должен браться. » — это же путешествовать ему придется в провинцию. В провинции на Евгения ждет «уважительный замок фамильный» — Пушкин изображает этот одинокий дом как пейзаж, он очень внимательный к интерьеру господского дома — в шкафу подранная тетрадь с расходами, «бутылок с наливками ряды, кувшины фруктовой воды и календарь за год четвертый. ». В провинции соседи прозывают Онегина фармазоном, так как он избегает их общества.

Рядом с Евгением — его приятель, Владимир Ленский, антипод главнойго героя. Характеристика его короткая, но яркая: он «мечтатель, поклонник Канта и поэт». Он умеет вдохновенно говорить и носит кудри до плеч. Ленський знакомит Онегина с семьей Лариных, их дочурками — Татьяной и Ольгой. Влюбленный в Ольгу, пылкий юноша не выдерживает насмешек и гибнет, убитый Онегиным на дуэли. Кое-кто считает то, что произошло обыденным концом, работой холодного сердца. И все же, думаю, это не так, Ленский мог простить насмешки приятелю, и не сделал этого, защищая честь дамы. Мог ли Онегин отказаться от дуэли? Нет, так как не он прислал вызов и оба стали «заложниками чести» и кто-то должен был быть убит. Позднее глазами Татьяны мы увидим дом без хозяина — и вместе с ней поймем его больше. Его вещи и книги подскажут печальные вкусы человека: портрет лорда Байрона, статуэтка Наполеона — целиком понятные. Возможно, и в своей усадьбе Онегин появился не совсем за свои желанием: «Чудак печальный и опасный, что в небе или в бездне возрос, этот гордый бес. »

Вывод не в честь хозяина усадьбы: «Кто же он? Никчемная тень? Неужели, как он в плаще Гарольдовым, химер слов модных? Или не пародия случайно. ». Невольно жертвой Онегина становится и Татьяна, так как отказавшись от любви чистой, Онегин убивает ее душу. Могло ли быть иначе? Нет, так бывает в жизни и не каждая любовь зажигает соответствующие чувства. Интересно. Пушкин позднее снова сталкивает эту пару и история повторяется: теперь Онегин влюбленный, а Татьяна отказывается от предложенного им и давно овеянного мечтой счастья. Она клянется в верности своему мужу. Что же здесь трагического, Татьяна — жертва? Наверное, потому, что любовь должна было состояться, и состоялось, чему-то не совпало во времени — и именно это является трагедией. Татьяна скажет, что утешает теперь его любовь, она даже найдет ему какую-то причину. «Или потому, что я теперь в мире, что муж — генерал. Смешные слова, сказанные лишь, чтобы поразить еще больнее. Так, его поразило именно это изменение — из бесцветной куколки на волшебного мотылька — а совсем не положение Татьяны в мире! Онегин видел много разных женщин, и любовь затрагивает его сердце сейчас.

Встретив Онегина, который возвратил в Россию после странствований, автор размышляет, изменился ли его друг? «Тот самый он, успокоился? Играет ли и до сих пор у чудака. ». Вот вероятные образы, предложенные Пушкиным — Мельмот, космополит, патриот, Гарольд, квакер — или какая-то другая маска. «Знакомы вы?» — спросит автор сам. И ответит: «И да, и нет. »

Пушкин сравнивает Евгения из Чацким, который прибыл «из корабля на балл». Где-то Онегин похожий на Дон Жуана, всемирного любовника, который гибнет из-за первой любви, которая произошла в его жизни. Онегин не Дон Жуан. Пушкин не хочет потерять своего любимого героя, похожего на него самого. А потому он отправит его в странствования — единое действенное лекарство от несчастной любви. Он простится со своим героем как-то очень быстро, как с родным человеком, чтобы ни герой, ни читатель не увидели слез.

Возможно, кто-то скажет, что Онегин есть «типичным представителем», или «героем, Который скучает». Это все так. Тем не менее, для меня Онегин — просто человек XIX столетия, человек передовой, влюбленный — так похож на многих моих современников, и так не похож на них. Такая история любви могла бы случиться и в XXI столетии, и тогда. И это хорошо, так как откуда же возьмется поэзия в мире? Она, как известно, — цветок невыполнимой любви.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: