СОДЕРЖАНИЕ
- 1 «К Чаадаеву (Любви, надежды, тихой славы…)» А. Пушкин
- 2 Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»
- 3 Александр Пушкин
- 4 Участвовал 12
- 5 Его коллеги по цеху
- 6 Видео 4
- 6.1 Детство и юность Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
- 6.2 Творческий путь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
- 6.3 Карьера Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
- 6.4 Личная жизнь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
- 6.5 Библиография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
- 6.6 Фильмография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
- 7 Новости по теме
- 8 Статьи по теме
- 9 А. С. Пушкин как оппонент П.Я. Чаадаева
Годы жизни Пушкина 1799 – 1837 гг.
Детство Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в московской Немецкой слободе.
Семья, в которой появился на свет будущий всемирно известный поэт, не из состоятельных, но имела богатую родословную. Прадед Александра Сергеевича – Абрам Петрович Ганнибал – был «воспитанником» и слугой Петра I.
Отец Пушкина – Сергей Львович – в молодости состоял на военной службе, однако довольно скоро подал в отставку и занялся своим любимым делом – литературой и поэзией.
Мать – Надежда Осиповна – Пушкина вела дела и воспитывала детей, а также фактически возглавляла семью, поскольку от природы обладала решительным, порой даже жестким, характером.
Начальное образование Пушкин получал у французских гувернеров, поэтому любовь к родному языку Пушкину привила его бабушка по материнской линии – Мария Алексеевна Ганнибал.
Юность Пушкина
19 октября 1811 года открылся Царскосельский Лицей. Родители Пушкина, постоянно пытавшиеся переделать непокорный характер сына, приняли решение отдать 12-летнего Сашу в это учебное заведение.
В Лицее впервые был открыт его поэтический талант, благодаря которому Пушкин быстро приобрел известность среди сверстников и преподавателей.
В 1814 году в московском журнале «Вестник Европы» под псевдонимом «Александр Н.к.ш.п» было опубликовано его первое стихотворение «К другу стихотворцу».
В этот период Пушкин вступает в литературное общество «Арзамас», а его поэтический талант высоко оценивается Державиным, Жуковским, Батюшковым.
9 июня 1817 года состоялся торжественный выпуск первых учеников Царскосельского лицея.
Молодость Пушкина
Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел. В это время он также увлекался театром. Кроме того, регулярно участвовал в заседаниях «Арзамаса», а также в 1819 году вступил в еще одно литературно-театральное сообщество – «Зеленая лампа».
1820-е годы для России – время подъема общественного движения, многие молодые люди вступали в тайные общества. Пушкин, однако, не состоял ни в одном из них. Гражданскую позицию он выражал в своих произведениях.
В 1820 году выходит первая книга Пушкина – поэма «Руслан и Людмила», которая произвела сильное впечатление на публику.
На юге
«Сочувствующие» декабристам стихотворения не оставались незамеченными властью, и весной 1820 года Пушкина перевели в г.Кишенев.
В 1822 году, выходит его первая «южная поэма» – «Кавказский пленник». Это произведение принесло Пушкину невероятную популярность.
Вместе с популярностью к Пушкину приходит осознание себя как профессионального литератора, он понял, что, публикуя свои произведения, можно зарабатывать.
В июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу. А в 1824 году окончательно отстраняется от работы, пишет прошение об отставке. Пушкина высылают в псковское имение Михайловское под надзор «местного начальства».
Михайловское
Ссылку в Михайловское Пушкин переживал тяжело, вел замкнутый образ жизни. Но, несмотря на подавленные настроения, продолжал много работать. Из под его пера выходят стихотворение «К морю», шуточная поэма «Граф Нулин», а в последние дни пребывания в Михайловском – знаменитый «Пророк».
При этом романтизм в творчестве Александра Сергеевича постепенно уходит на второй план. В нем начинает формироваться художник-реалист.
Возвращение Пушкина из ссылки
В сентябре 1826 года Пушкина срочно вызывают в Москву. Он был доставлен к Николаю I. На личной аудиенции император пообещал Пушкину «высокое покровительство» и освобождение от гнета цензуры.
После этого Александр Сергеевич вновь приступает к работе. У него появляется интерес к личности Петра I. Он пишет поэму «Полтава.
«Спокойная» жизнь, между тем, продолжалась недолго: в 1827 году начинается расследование по поводу стихотворения, отражающего события 14 декабря 1825 года, – «Андрей Шенье» и поэмы «Гавриилиада». Благодаря покровительству императора особых последствий для Пушкина это не вызвало, но после этих событий над поэтом был установлен негласный надзор.
Наталья Гончарова
Наталья Николаевна Гончарова – одна из первых красавиц Москвы и Петербурга XIX века.
Пушкин впервые встретился с Наташей в декабре 1828 года и безоговорочно влюбился. Через четыре месяца он уже просил руки Натальи Николаевны у ее матери. Но матушка согласия не дала. В апреле 1830 года Пушкин предпринял вторую попытку. На этот раз его предложение было принято.
18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова поженились. Они прожили в браке шесть лет, у них было четверо детей.
Болдино
После повторного успешного сватовства к Наталье Гончаровой Пушкин отправился в Болдино, неподалеку от которого располагалась деревня Кистенево – подарок отца на свадьбу. Пушкин планировал быстро уладить дела и вернуться в Петербург.
Но его планы нарушила холера. В Болдино был объявлен карантин – Пушкин остался там на всю осень, которую впоследствии назовут «болдинской». В этот период творчество поэта достигло «рассвета». Главное произведение «болдинской осени» – «Повести Белкина».
Зимой 1831 года Пушкин снова поступил на службу в должности историографа.
В январе 1833 года был избран членом Российской академии русского языка и словесности. А осенью этого же года вновь вернулся в Болдино, где опять испытал творческий подъем.
Последние годы жизни Пушкина
Последние годы Пушкина – довольно непростые. Он накопил много долгов и, чтобы как-то выйти из финансовых затруднений старался много писать.
В 1834-1835 годах издаются книги Пушкина: полный текст «Евгения Онегина», сборники стихотворений, поэм, повестей. Но расходятся они с трудом.
Несмотря на то, что литературная деятельность так и не приносит Пушкину больших доходов, в 1834 году он все-таки решился уйти в отставку по службе.
Кроме того, занялся издательским делом – начал издавать литературный журнал «Современник». Но спроса читателей, а, следовательно, и коммерческого успеха журнал не имел.
Дуэль Пушкина
В ноябре 1836 года разгорелся скандал между А.С.Пушкиным и поручиком Геккереном (Дантесом). Пушкин получил анонимное письмо, где был намек на любовную связь между его женой и Дантесом. Это, а также ряд других фактов, и послужило поводом для дуэли.
Дуэль состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Петербурга. Первым стрелял Дантес – пуля попала Пушкину в живот. Ответным выстрелом поэт легко ранил соперника в руку.
После дуэли за жизнь Пушкина боролись лучшие врачи, но по тем временам рана оказалась смертельной.
Александр Сергеевич и перед смертью обменялся несколькими записками с императором. В одной из них он попросил позаботиться о его семье. Николай I сделал все, чтобы жена и дети Пушкина ни в чем не нуждались.
10 февраля 1837 года в 14:45 минут Александр Сергеевич Пушкин умер. Великий русский поэт и писатель похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии.
«К Чаадаеву (Любви, надежды, тихой славы…)» А. Пушкин
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»
Стихотворение «К Чаадаеву», написанное Пушкиным в 1818 году, до сих пор считается литературным гимном декабристов. У этого произведения довольно необычная история, так как автор не планировал его публикацию. Однако, записанное со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стихотворение «К Чаадаеву» стало передаваться из рук в руки, пока не было опубликовано с некоторыми искажениями в альманахе «Северная звезда» лишь в 1929 году. Тем не менее, именно благодаря этому произведению за Александром Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I, не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества.
Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Будучи лицеистом, Пушкин подолгу любил беседовать с Чаадаевым, который к тому времени уже был студентом Московского университета, обсуждая с другом политическую ситуацию в России. С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания. Примером этому может служить стихотворение «К Чаадаеву», перовые строчки которого содержат намек на беззаботную юность двух молодых людей, опьяненных своими литературными успехами и общественным признанием. Кроме этого, между строк в первом четверостишье сквозит явное разочарование правлением Александра I, который провозгласил себя либералом и реформатором, однако режим его правления ознаменовался жестким периодом реакции, репрессиями и последующим подавлением восстания декабристов.
Далее поэт отмечает, что мнимая слава и юношеский максимализм не смогли убить в его душе желания изменить мир к лучшему и избавить Россию от самодержавия. При этом Александр Пушкин акцентирует внимание читателей на том, что отмены крепостного права, которую на словах провозгласил царский режим, так до сих пор и не произошло. «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», — пишет поэт, подразумевая, что его поколение еще не утратило надежду на изменение государственного строя. Вместе с тем Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки ни царь, ни его окружение, погрязшее в пороках, никогда не согласятся.
Именно поэтому в последних строчках стихотворения «К Чаадаеву» содержится открытый призыв к свержению самодержавия. Примечательно, что столь открыто и смело подобная идея, прозвучавшая в произведении Пушкина, была высказана впервые. Афишировать свою точку зрения молодой поэт, к этому времени уже переставший верить многочисленным обещаниям царя, не собирался. И этот факт подтверждают многие биографы Пушкина, отмечая, что стихотворение «К Чаадаеву» было доставлено адресату, и вскоре сам Пушкин о существовании этого шедевра литературного вольнодумства попросту забыл. К тому времени Петр Чаадаев не только являлся членом тайной масонской ложи, но и успел примкнуть к обществу будущих декабристов под названием «Союз благоденствия». Стихотворение Пушкина его участники восприняли, как призыв к действию, уверовав в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена». Впоследствии, когда заговор против царя был раскрыт, и многие представители знаменитых дворянских фамилий отправились в Сибирь, Александр Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность и сожалел, что не смог разделить участь людей, которые близки ему по духу, справедливо считая, что именно стихотворение «К Чаадаеву» заставило декабристов совершить попытку государственного переворота. Поэтому имя Пушкина неразрывно связано с декабристами, которых он вдохновил на открытую борьбу с самодержавием, впоследствии воспетую многими русскими поэтами.
Александр Пушкин
Участвовал 12
Его коллеги по цеху
Видео 4
Александр Пушкин — гениальный русский поэт, прозаик, драматург, основоположник современного русского языка.
Произведения Александра Пушкина актуальны по сей день: литературное наследие автора живет полной жизнью на театральных подмостках и в киноискусстве по всему миру.
Детство и юность Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве на Немецкой улице (ныне Бауманская улица) в семье чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (в девичестве — Ганнибал). Семейство Пушкиных принадлежит нетитулованному дворянскому роду, в творчестве Александра Сергеевича присутствуют отдельные стихи и рассказы, посвященные любимым родственникам. Александр Пушкин гордился тем, что мог назвать свой род древним, аристократичным и честным, но не угодившим государству.
В детстве маленький Саша часто гостил у бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в селе, первые детские ощущения и образы были воспроизведены поэтом в ранних стихотворениях в период обучения в лицее. Бабушка первой начала обучать мальчика грамоте и рассказывать истории из семейных преданий. Второй женщиной, приобщавшей Александра Пушкина к народной культуре, стала няня Арина Родионовна. Все члены большой семьи, кроме домашнего учителя Беликова, говорили всегда исключительно на французском языке, даже прислуга и гувернантки.
В возрасте девяти лет Александр Пушкин увлекся чтением — ребенок ознакомился с произведениями Гомера и Плутарха, а затем прочитал всю библиотеку отца, состоявшую из книг великих мыслителей и ученых. Вдохновившись произведениями Мольера, Александр Пушкин написал свое первое стихотворение на французском языке, подражая Мольеру, а затем исписал целую тетрадку, пробуя свои возможности и в русском стихосложении.
Мальчик с удовольствием покинул отчий дом в 1811 году, поскольку ладил только с сестрой и няней, и переехал в Царскосельский лицей, куда попал благодаря хлопотам А.И.Тургенева и успешно сданным экзаменам. Программа курса состояла из общеобразовательных предметов и философских, общественно-юридических наук. Лицей являл собой непривычное учебное заведение, отличное от типичных школ и гимназий: в нем не было культа телесных наказаний, ученики жили в раздельных комнатах, уровень получаемого образования считался крайне высоким. Но попустительство и безнадзорность привела лицеистов к слишком раннему взрослению в тех вопросах, ответы на которые лучше узнать в более старшем возрасте.
Творческий путь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
Жажда к знаниям и чувство человеческого достоинства прививались ученикам ежечасно, Александр Пушкин рос под эгидой гуманных и светлых идей. За шесть лет пребывания в стенах лицея, Александр Пушкин написал не один десяток произведений различных жанров (стихотворения, поэмы, элегии), публиковался в печатных изданиях (журнал «Вестник Европы», «Российский музеум »), был избран в члены литературного клуба «Арзамас», познакомился с рядом знаковых персон для своего времени (Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев и другие).
Лирика Александра Пушкина лицеистского периода полна штампов, копирок и подражаний, она берет истоки в гедонистических мотивах и завершается в упаднических настроениях по поводу невзаимной любви и в сокрушениях о быстротечности жизни. Также Александр Сергеевич проявлял интерес к социальным темам, отразившихся в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», в послании «Лицинию» и в поэме «Тень Фонвизина».
После 1817 года, когда Александр Пушкин выпустился из лицея, поэт активно участвует в культурной среде Петербурга. Пушкин посещает театры и балы, участвует в заседаниях «Арзамаса» и «Зеленой лампы», дружит с участниками первых тайных сообществ, общается с декабристами, создает несколько политических произведений, снискавших мгновенную славу в определенных кругах, — «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818 ), «Вольность» ( 1818 ), «Деревня» ( 1819 ).
В 1820 году Александр Пушкин публикует национальную богатырскую поэму «Руслан и Людмила», которая включала в себя новаторские приемы русско-французского словесного выражения, просторечия и фольклорную стилистику.
В 1820 году Александр Пушкин направляется в Крым, чтобы попасть на новое место службы, но заболевает воспалением легких и отбывает в Гурзуф, чтобы поправить здоровье. Именно там зарождаются идеи поэмы «Бахчисарайский фонтан», романа «Евгений Онегин» и пишутся строфы поэмы «Кавказский пленник», которая в 1822 году приносит Александру Пушкину всероссийское признание. Бывший лицеист становится первым поэтом страны.
В 1824 году Александр Пушкин издает еще одну «южную поэму» — «Бахчисарайский фонтан», которая стала образцом самой дорогостоящей поэзии за историю русской литературы начала 19-ого века, один стих (строка) был куплен за пять рублей.
Александр Пушкин много размышляет об объективной реальности и законах, в ней существующих, о том, что эти законы влияют и подчиняют всю человеческую суть, какой бы смелой, здравомыслящей и положительной она не была. С этой мыслью поэт начинает писать первые главы «Евгения Онегина».
Пушкин крайне увлечен произведениями Байрона, изучает работы древнегреческих мэтров, постепенно формируя собственный сжатый и лаконичный стиль написания стихов, в которых смешивается романтическая окраска вместе с устаревшими языковыми формами.
Одиночество в ссылке в Михайловском было плодотворным для Пушкина: поэт написал более ста произведений за два года, среди которых поэма «Цыганы» ( 1827 ), драма «Борис Годунов» (1825), послание «Я помню чудное мгновенье…» и др.
В 1829 году выходит пушкинская поэма «Полтава», написанная под вдохновением от образа Петра I, в произведении затрагиваются спорные вопросы взаимоотношений России и Европы, судьба человека на фоне исторических событий. «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы » — вот, что интересовало Пушкина, но поэма осталась непонятой современниками, внимание публики ослабло.
В 1830 году Александр Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить семейные дела накануне свадьбы, поэту приходится задержаться на три месяца в связи с холерными карантинами. За это время Пушкин успевает написать 30 стихотворений, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде».
В 1832 году Александр Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», где главный герой изображен в типичном романтическом ключе, а все остальные персонажи получались невероятно реалистичными. Однако Пушкин бросает создание произведения, почти завершив его, и увлекается темой пугачевщины и крестьянского бунта. В 1833 году Александр Сергеевич возвращается в Болдино и пишет «Историю Пугачёва», «Песни западных славян», повесть «Пиковая дама», поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень». «Медного всадника» не допустили к публикации.
Роман «Капитанская дочка» был издан в журнале «Современник», друзья Пушкина боялись, что выпуск романа в отдельной книге не принесет дохода, поэтому настояли на публикации в печатном издании.
Последним поэтическим циклом Александра Пушкина стал «каменоостровский» цикл в 1836 году, включавший в себя « Отцы пустынники и жены непорочны », « Как с древа сорвался …», «Памятник» и « Мирской власти ».
Карьера Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
В 1817 году Александр Пушкин становится выпускником Царскосельского лицея и в чине коллежского секретаря направлен на службу в Коллегию иностранных дел.
В 1820 году Александра Пушкина вызывают к петербургскому генерал-губернатору для объяснения содержания стихотворений и эпиграмм, которые несут провокационные и смелые замечания. Поэту грозила отставка и ссылка в Сибирь, но Н.М.Карамзин помог избежать жесткого наказания, поэтому Пушкина отправили служить на юг России, в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.
Новый начальник в Кишиневе оказался весьма лояльным человеком, позволяющим поэту путешествовать по ближним городам, так Александр Пушкин побывал в Одессе, Киеве. Поэт принимают в масонскую ложу «Овидий».
В 1823 году Александр Пушкин переводится в Одессу в канцелярию графа Воронцова, поэт оказывал знаки внимания жене начальника, чем вызвал негативное отношение к себе. В 1824 году Александра Пушкина отстраняют от службы за интерес к «атеистическим учениям», поэт направлен в ссылку в имение Михайловское.
В 1926 году состоялась личная аудиенция Александра Пушкина с императором Николаем I, который пообещал поэту покровительство и отсутствие цензуры. Однако в 1828 году за Александром Пушкиным устанавливается полицейский надзор.
В 1834 году Александр Пушкин переведен в звание камер-юнкера, которое обычно дается молодым юношам, поэт был крайне оскорблен. Пушкин с сего момента и до конца жизни постоянно испытывал нужду в финансах.
Личная жизнь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
В 1828 году Александр Пушкин влюбляется с первого взгляда в Наталью Гончарову, в последствии поэт сделал предложение девушке, но ее семья ответила невразумительно. Отчаявшийся Пушкин уехал служить на Кавказ, по возвращению встретил холодный прием в семье Гончаровых. Но в 1830 году Пушкин получает согласие и благословение, а в 1831 венчается с Натальей Гончаровой. Во время венчания кольцо поэта упало на пол, а затем погасла свеча — эти две детали стали плохим предзнаменованием для Пушкина.
В 1937 году состоялась дуэль Александра Пушкина и Дантеса, в результате которой поэт получил травму, несовместимую с жизнью. Перед смертью поэт переписывался с императором, надеясь успеть обговорить лучшие условия жизни для любимой жены и четверых детей. Николай Первый выполнил все просьбы Пушкина после его смерти и контролировал процесс похорон, умышленно не разглашая точное время прощания с телом и запрещая всякую церемонию. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.
Библиография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
- Поэмы
- Руслан и Людмила (1817—1820)
- Кавказский пленник (1820—1821)
- Гавриилиада (1821)
- Вадим (1821—1822)
- Братья разбойники (1821—1822)
- Бахчисарайский фонтан (1821—1823)
- Цыганы (1824)
- Граф Нулин (1825)
- Полтава (1828—1829)
- Тазит (1829—1830)
- Домик в Коломне (1830)
- Езерский (1832)
- Анджело (1833)
- Медный всадник (1833)
- Роман в стихах
- Евгений Онегин (1823—1832)
- Драматические произведения
- Борис Годунов (1825)
- Скупой рыцарь (1830)
- Моцарт и Сальери (1830)
- Каменный гость (1830) ФЭБ: Пушкин. Каменный гость. — 1948 (текст)
- Пир во время чумы (1830)
- Русалка (1829—1832)
- Проза Арап Петра Великого (1827)
Роман в письмах (1829)
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
История села Горюхина (1830)
Рославлев (1831)
Дубровский (1833)
Пиковая дама (1834)
История Пугачёва (1834)
Египетские ночи (1835)
Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (1835)
Капитанская дочка (1836)
- Сказки
- Жених (1825)
- Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
- Сказка о медведихе (1830—1831)
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
- Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
- Сказка о золотом петушке (1834)
Фильмография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin
По произведениям Александра Пушкина снято более ста фильмов во всем мире.
Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане (2013)
Дубровский (2013)
Борис Годунов (2011)
Барышня-крестьянка (1995)
Борис Годунов (1986)
Сказка о царе Салтане (1984)
Маленькие трагедии (мини-сериал, 1979)
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1973)
Станционный смотритель (ТВ, 1972)
Руслан и Людмила (1972)
Сказка о золотом петушке (1967)
Сказка о царе Салтане (1967)
Выстрел (1966)
Метель (1964)
Капитанская дочка (1958)
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1951)
Сказка о рыбаке и рыбке (1950)
Сказка о попе и его работнике Балде (1940)
Руслан и Людмила (1938)
Новости по теме
Открытый конкурс философских сочинений на тему «Феномен Даниила Андреева»
Институт философии РАН и Фонд метаисторических и религиозно-философских.
В галерее “Триумф” к 100-летию Гумилёва прочтут проповедь о пресвитере Иоанне
Местоположение: Москва, м. Площадь Революции, Китай-город, Галерея “Триумф”.
Статьи по теме
Личность и исторический субъект
История идентификации тех субъектов, что интересуют автора.
А. С. Пушкин как оппонент П.Я. Чаадаева
А.С. Пушкин как оппонент П.Я. Чаадаева
Как же выглядит Россия, ее история, ее роль и место во всемирной истории в чаадаевском изображении, если А.С.Пушкин в частном письме своему другу клянется, что ни за что на свете не хотел бы переменить отечество, или дословно: “Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал» (27).
Вышецитированные положения являются квинтэссенцией (неотправленного) письма А.С. Пушкина П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. По нашему мнению, они могли бы послужить эпиграфом к данному письму. Поскольку полемика А.С. Пушкина с П.Я. Чаадаевым имеет многогранный и всесторонний характер, приведем указанное письмо целиком и полностью. Итак, А.С. Пушкин пишет П.Я. Чаадаеву: “Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя очень удивился, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена энергия и непринужденность подлинника. Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что Схизма отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех. Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т.п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — [я] но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.
Но допустим (именно допустим. ), что у П.Я. Чаадаева в это время (в 1818 г. или в 1820 г.) уже сложились (целиком и полностью) воззрения, которые содержатся в его философических письмах, и эти воззрения в это же время были известны А.С. Пушкину. Допустим. А теперь процитируем полностью послание А.С. Пушкина к Чаадаеву:
Из цитированного документа следует, что, анализируя чаадаевскую рукопись, А.С. Пушкин, несомненно, анализирует содержание шестого и седьмого философических писем. Почему А.С. Пушкин совершенно не касается содержания первого философического письма, которое, по утверждению П.Я. Чаадаева, входило в состав этой рукописи? Почему А.С. Пушкина в исследуемом нами его письме-рецензии П.Я. Чаадаеву от 6 июля 1831 г. так волнует отношение П.Я. Чаадаева к Марку Аврелию, Давиду, Гомеру и совершенно не интересует чаадаевская трактовка исторической судьбы России, ее места во всемирно-историческом процессе (что является содержанием первого философического письма)?
Вспомним уже исследованное нами письмо А.С Пушкина П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г., представляющее собой рецензию первого философического письма, вспомним резко отрицательное отношение А.С.Пушкина к концепции первого философического письма, выразившееся, в частности, в словах А.С.Пушкина: “Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал”.
Воззрения А.С. Пушкина и концепция знаменитого первого философического письма П.Я.Чаадаева — “Две вещи несовместные. Неправда ль?” (55)
_______________
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 В приводимых в статье цитатах сохраняется орфография и пунктуация первоисточников. — Ред.
2 Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т. 7. М., 1948. С. 132.
3 Пушкин А. С. Там же. Т. 5. М., 1948. С. 85.
4 Пушкин в письмах Карамзиных 1836—1837 годов. М.; Л., 1960. С. 128.
5 Вяземский П. А. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М., 1879. С. 214. В «Современной песне» Д. В. Давыдов писал о П. Я. Чаадаеве: “Старых барынь духовник,/Маленький аббатик,/ Что в гостиных бить привык/ В маленький набатик” (Давыдов Д. В. Соч. М., 1985. С. 274).
6 Цит. по: Чаадаев П.Я. Полн. собр. и избр. письма: В 2 т. Т. 1. М., 1991. С. 535.
7 Русская старина. 1870. Т.1. (январь — июнь). С.162—164. В письме А.И. Тургеневу (октябрь — ноябрь 1835 г.) П.Я.Чаадаев писал: “Вы, между прочим, были неправы, когда определили меня как истинного католика. Я, конечно, не стану отрекаться от своих верований; да, впрочем, мне было бы и не к лицу теперь, когда моя голова начинает покрываться сединой, извращать смысл целой жизни и всех убеждений моих; тем не менее, признаюсь, я не хотел бы, чтобы двери убежища захлопнулись передо мной, когда я постучусь в них в одно прекрасное утро” (Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. Т.2. М., 1991. С. 100). “Чаадаев никогда не переходил в католичество, — и это была, разумеется, вопиющая непоследовательность” (Гершензон М. П.Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908. С.104).
8 Вяземский П. А. Записные книжки (1813—1848). М. 1963. С. 306.
9 Стасов В.В. Петр Яковлевич Чаадаев. Биографический очерк // Русская старина.1908. Т. 133 (январь—февраль—март). С. 288.
10 Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. Л. 1988. С. 353.
11 Прот. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. С.247.
12 Вспомним А.И. Герцена: “Впрочем, хоть я понимаю возможность гения, предупреждающего ум современников (например, Коперник) таким образом, что истина с его стороны в противность общепринятому мнению” (Герцен А.И. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1985. С.90., Философское наследие. Т.95.). “Знать истину не легко, но все же легче, нежели высказывать ее, когда она не совпадает с общим мнением” (Герцен А.И. Там же. Т. 2. М., 1986. С.81., Философское наследие. Т. 96.) “Неужели человек менее прав оттого, что с ним никто не согласен?”(Там же. С.100.) “Кто уважает истину, пойдет ли тот спрашивать мнение встречного-поперечного.Что, если б Колумб или Коперник пустили Америку и движение земли на голоса?” (Там же. С.267.).
13 Прот. Флоровский Г. Пути русского богословия. С.247.
14 Григорьев А.А. Эстетика и критика. М., 1980. С.217.
15 Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. Т. IX. 1956. С. 144.
16 Там же. С. 147.
17 Пыпин А.Н. История русской литературы. Т. IV. СПб., 1907. С. 557.
18 Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: Т.2. С. 135.
19 Розанов В.В. Литературные изгнанники. Т. 1. СПб., 1913. С. 304
20 Григорьев А.А. С. 233.
21 Там же. С.217.
22 Там же.С.198.
23 Там же. С. 209.
24 Плеханов Г.В. Избр. филос. произв.: В 5 т. Т. 4. М., 1958. С.750. См. также С.752.
25Там же. С.753.
26 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17т. Т.16. М., 1949. С.393.
27 Там же.
28 Там же. С. 392-393.
29 См.: Бакунин М.А. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987. С.126.
30 Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13т. Т. 3. М., 1953. С.247
31 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т.11. М., 1949. С.268.
32 Макаровская Г.В. “Философические письма” Чаадаева в оценке Пушкина // Освободительное движение в России. Межвузовский научный сборник. Выпуск 11. Саратов, 1986. С.23.
33 Литературное наследство. Т. 16—18. М., 1934. С.421—442.
34 Пушкин АС. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т.XI. С16—17.
35 Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. Т. 1. С.347.
36 Цит. по: Великие реформы в России 1856-1874 /Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Экфлора, Дж. Бунелла. М., 1992. С. 26.
37 Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания .Дневники: В 2т. Т. 1/ Сост. В.В. Кунин . М., 1986. С. 482.
38 Пугачев В.В. Пушкин и Чаадаев// Искусство слова. М., 1973. С. 102.
39 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17т. Т. 2(1). М., 1947. С. 72.
40 Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: Т. 1. С. 491.
41 Стасов В.В. Петр Яковлевич Чаадаев. Биографический очерк. С. 273-274.
42 “В своих показаниях капитан-командору Колзакову в Брест-Литовске, в 1826, Чаадаев говорил, по выходе в отставку, он прожил еще 2 года в России, но это не подтверждено никакими документами, все биографы Чаадаева повторяют, что он уехал из России весной 1821г.” (Там же. С. 53).
43 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17т. Т. 6. М., 1937. С. 15.
44 Жихарев М. Петр Яковлевич Чаадаев// Вестник Европы. 1871. Кн. 7. С. 183.
45 Герцен А.И. Собр. соч.: В 30т. Т. IX. С. 153.
46 Там же. С. 141.
47 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17т. Т. 6. С. 6.
48 Летописи государственного литературного музея. Книга первая. Пушкин. М., 1936. С. 502.
49 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17т. Т. 14. М., 1941. С. 430-431. В строках: “Вы видите единство христианства в католицизме, то-есть в папе. Не заключается ли оно в идее Христа, которую мы находим также и в протестантизме?”А.С. Пушкин выступает не в качестве адепта протестантизма, а в качестве оппонента католицизма. Известному своими прокатолическими тенденциями и в связи с этим приглашенному в Ватикан В.С. Соловьеву Е.Н. Трубецкой однажды сказал: “Поезжай в Рим и возвращайся оттуда Лютером”(Соловьев Вл. Владимир Святой и христианское государство и ответ на корреспонденцию из Кракова. М., 1913.С. 5.).
50 Пушкин А.С. Полн. собр.соч.: В 17т. Т. 14. С. 100.
51 Письма П.В. Киреевского к Н.М. Языкову. М.; Л. 1935. С. 43.
52 Там же. С. 33.
53 Герцен А.И. Собр. соч.: В 30т. Т. IX. С. 141.
54 Там же. С. 139-140. Журнал “Телескоп” (№ 15), в котором было опубликовано первое философическое письмо П.Я. Чаадаева, вышел в свет осенью 1836г.
55 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17т. Т. 7. С. 132.