Биография Пастернака

Ранние годы

Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан.

Образование

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.

Творческая жизнь

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.

Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Личная жизнь

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.

Последние годы

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.

Хронологическая таблица

Интересные факты

  • Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Пастернака

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Пастернака – проверьте свои знания тестом:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Борис Пастернак написал письмо Никите Хрущеву

Марка СССР, 1990 год

В 1958 году Борис Пастернак стал вторым писателем из России (после Ивана Бунина), удостоенным Нобелевской премии. Присуждение премии было воспринято советской пропагандой как повод усилить травлю на писателя. На него оказывалось давление, он был исключен из Союза Писателей СССР, публиковались статьи против него и его романа «Доктор Живаго».

Тогдашний первый секретарь ЦК ВЛКСМ Семичастный сообщил, что советское правительство не будет чинить Пастернаку препятствий, если он захочет выехать из страны.

В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

По советам адвокатов из Всесоюзного агентства по охране авторских прав 31 октября 1958 года Пастернак написал письмо Хрущеву. Вот этот текст:

«Уважаемый Никита Сергеевич, я обращаюсь к Вам лично, ЦК КПСС и Советскому правительству. Из доклада т.Семичастного мне стало известно о том, что правительство «не чинило бы никаких препятствий моему выезду из СССР».

Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее. Каковы бы ни были мои ошибки и заблуждения, я не мог себе представить, что окажусь в центре такой политической кампании, которую стали раздувать вокруг моего имени на Западе.

Осознав это, я поставил в известность Шведскую Академию о своем добровольном отказе от Нобелевской премии. Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти, и поэтому я прошу не принимать по отношению ко мне этой крайней меры. Положа руку на сердце, я кое-что сделал для советской литературы и могу еще быть ей полезен.

Не нам судить, прав или не прав был Пастернак, отказываясь от главной литературной награды мира – Нобелевской премии. Но он держался достойно и уезжать из страны не хотел – он говорил, что не смог бы жить в повседневности Запада.

Борис Пастернак умер от рака легких 30 мая 1960 года в Переделкино. Сотни людей пришли проводить его в последний путь.

В подготовке этого текста были использованы материалы книги Д. Быкова «Борис Пастернак» (ЖЗЛ).

Ивинская и Пастернак. Любовь длинною в жизнь

Лауреат Нобелевской премии, известный поэт Борис Пастернак многим был обязан одной-единственной женщине, которую он встретил в 1946 году, будучи уже дважды женатым.

В то время вдова, мать двоих детей двадцатичетырёхлетняя Ольга Всеволодовна Ивинская состояла в штате журнала «Новый мир». Во время первой встречи с Борисом Пастернаком в редакции издания они неожиданно для себя вдруг разговорились. Уже тогда известный поэт признался начинающей писательнице, что собирается написать роман. Некоторое время спустя он рассказывал об Ольге Всеволодовне: «Она является олицетворением самопожертвования и жизнерадостности. Жизненные невзгоды не оставили на её облике своего отпечатка. Я посвятил её в собственную духовную жизнь и все мои дела…»

Пастернак утверждал, что главная героиня его романа Лара появилась во многом благодаря Ольге, её внешней и внутренней красоте, необыкновенной доброте и загадочной таинственности.

Когда началась работа над романом, Пастернак вынужден был чаще заглядывать в редакцию журнала. Сначала отношения писателя и Ольги носили только дружеский характер, а позже появились более глубокие чувства. Тем не менее, он не смог уйти из семьи и оставить жену, к которой питал глубокую привязанность.

Близкие Пастернака негодовали. Они обвиняли Ивинскую в подлости и коварстве, принуждали покинуть его, требовали прекратить порочные отношения. А Пастернак не мог существовать без Ольги. Он говорил, что сам он полностью, его жизнь, творчество и любовь принадлежат Ивинской, а жене остались одни декорации. Но поэт был многим обязан Зинаиде Николаевне. Природная порядочность не позволяла ему оставить супругу.

Однако в 1949 году отношения с Ивинской пришлось прекратить из-за её ареста. Женщину обвиняли в том, что она хотела сбежать с Пастернаком за границу и предпринимала для этого определённые меры. От неё требовали признать, что в действиях поэта присутствует «политическая неблагонадёжность» и открытая клевета на советскую власть. Несколько месяцев бедную женщину ежедневно пытали в тёмных казематах, принуждая клеветать на любовника. В то время Ивинская уже ждала ребёнка от Пастернака. Палачи не были к ней снисходительны, и после одного из допросов у Ольги случился выкидыш. После окончания следствия Ольгу Всеволодовну отправили в лагерь. Пастернак начал ходить по различным инстанциям с одной единственной просьбой – выпустить любимую из тюрьмы. В течение четырёх долгих лет поэт заботился о её детях и всегда помогал им.

После своего освобождения в 1953 году Ивинская вернулась к Пастернаку, любовь которого стала ещё сильней, а отношение к женщине – более нежным.

В 1955 была дописана последняя глава «Доктора Живаго», но ни в одном издательстве не решились её опубликовать. Тогда писатель соглашается на публикацию романа в Италии. Через два года «Доктор Живаго» был издан, а через год писателю была присуждена Нобелевская премия. В Советском Союзе негодовали. Автора обвиняли в предательстве и измене Родине. Тогда Пастернак пишет письмо в Шведскую академию с отказом от премии.

Несколько лет он вынужден был прожить в Переделкино почти безвыездно, но когда изредка выезжал оттуда, то обязательно отправлял Ольге чрезвычайно трогательные письма.

В мае 1960 года состоялась их последняя встреча, через несколько дней после которой у писателя случился инфаркт, а после был обнаружен рак лёгких. Родственники поэта не допустили к поэту стремившуюся к любимому Ольгу.

Она, вся в слезах, стояла под окнами его дома, а больной отправлял ей коротенькие записки, в которых просил не настаивать на встрече. Перед кончиной он сказал родным, что рад смерти, так как больше не в силах переносить людскую подлость. 30 мая 1960 года писатель ушёл из жизни.

Ольга тяжело переживала смерть любимого человека. От неё отвернулись друзья и знакомые, и в её адрес посылалось множество лживых обвинений.

Но самое страшное было впереди.

Летом 1960 года Ивинская вновь была арестована. Её обвинили в контрабанде. Поводом стали гонорары из-за границы за роман «Доктор Живаго». Ольгу Всеволодовну приговорили к восьми годам лагерей. Туда же отправили и её дочь Ирину. Женщина освободилась четыре года спустя, а реабилитирована была в 1988 году.

Умерла Ольга Всеволодовна Ивинская 8 сентября 1995 года.

Пастернак Б.Л.

Борис Пастернак родился в Москве в печально знаменательный день 29 января (10 февраля) 1890 года, т.е. ровно 53 года спустя после гибели А.С. Пушкина. Отец его Л.О. Пастернак (художник-импрессионист, создатель классических иллюстраций к роману Л.Н. Толстого «Воскресение») и мать Р.И. Кауфман (талантливая пианистка, ценимая композитором А.Н. Скрябиным) принадлежа¬ли к узкому кругу утонченнейших людей, часто смотревших на мир только сквозь призму культуры. Поэт признается в 1927 году: «Ис¬кусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и ис¬ключительному привык относиться как к природе, как к живой норме» (письмо к М.А. Фроману 17 июня 1927 года).
В детстве, видя огромное количество этюдов, эскизов отца, зна¬ков непрерывно длящегося творческого процесса, будущий поэт придет к мысли, что творчество — тоже природа в ее мучительном развитии, движении. Преимущество творчества в том, что оно спо¬собно опережать остальные природные явления, подтягивать их, связывать воедино быт и бытие, небесное и земное. Творчество — это «существованья ткань сквозная», мучительное блаженство собирания мира.
В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета. Через год он перешел на философское отделение историко-фило¬логического факультета. Здесь читали лекции выдающиеся фило¬софы С.Н. и Е.Н. Трубецкие, профессор И.В. Цветаев (отец М.И. Цветаевой). За год до окончания университета, в 1912 году, поэт, в порядке усовершенствования, слушал курс лекций в Мар¬бурге в Германии у философа Германа Когена. О Марбурге — но не об отчизне отвлеченной философской мысли — поэт позднее напи¬шет стихотворение «Марбург» (1915), где прозвучит строфа-при¬знание, названная Вл. Маяковским гениальной:

В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.

Адресат «Марбурга», автобиографичного стихотворения-послания, лучшего во второй книге стихов поэта «Поверх барьеров» (1917) — юная Ида Высоцкая, московская гимназистка, ученица Пастернака-репетитора.
Первая его книга «Близнец в тучах» вышла еще в 1913 году.
На пути к поэзии Борис Пастернак преодолел два сильнейших искушения: 1) композитор А.Н. Скрябин рекомендовал ему всерь¬ез заняться музыкой; 2) философ Г. Коген в Марбурге, отмечая фи¬лософское дарование юноши, советовал избрать путь профессио-нального ученого-философа.
Оба предложения Пастернак отверг ради стихотворства. Эти отказы не были решениями неудачника. В дальнейшем поэт будет всячески подчеркивать роль неожиданных поворотов в своей судь¬бе. В творчестве, скажет он, следует избегать ориентации на чу-жой, «готовый» успех, на чье-то завершенное совершенство:

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги.

Настоящим своим поэтическим успехом Пастернак считал кни¬гу «Сестра моя — жизнь», созданную летом 1917, но вышед¬шую в 1922 году. Ее своеобразно дополнила в 1923 году книга «Те¬мы и варьяции», в которую вошли стихи 1916 — 1922 годов.

В этих книгах Борис Пастернак, вступавший в мир в союзе с футуризмом (он входил в группу «Центрифуга»), но преклонявшийся и перед Блоком, определился как поэт лирический, но «тоскующий по эпосу… по прозе… по обыденности» (Д.Лихачев)
После Октября 1917 года Пастернак оказался в литературной группе ЛЕФ, левом фронте искусства: его влекла поэтическая дерзость, личность Маяковского. Но в сущности, он всегда был независим от групп, школ и течений.
В 20 — 30-е годы наряду с новыми книгами стихов и поэтиче¬ских циклов — «Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1943), «Земной простор» (1945) — поэт создает целую серию про¬заических произведений преимущественно автобиографического характера: «Письма из Тулы», «Детство Люверс» (1922), «Воздуш¬ные пути» (1924) и историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» (обе в 1927), роман в стихах «Спекторский» (1925 — 1931). В 20-е годы поэт ведет активную пе-реписку с М.И. Цветаевой. В 1935 году, будучи в Париже, встретив Цветаеву, отговаривает ее от возвращения на Родину.
Поэт в военные годы был в эвакуации в Чистополе, недалеко от Елабуги, где покончила с собой М.И. Цветаева, но в 1943 году выезжал и на Брянский фронт. После Великой Отечественной войны Пастернак начал создавать главную свою книгу — роман «Доктор Живаго» (предварительное название «Мальчики и де¬вочки»). «Хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие… Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие», — писал он в 1946 году двоюродной сестре
О.М. Фрейденберг.
В романе о судьбах интеллигенции в годы революции Пастер¬нак как бы вернулся, но в ином качестве, с новым историческим ба¬гажом к романтическому представлению о жизни человека как жизни гения, творца: главный герой доктор Живаго еще и поэт, «не-что среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским» (при¬знание самого Пастернака).
Роман «Доктор Живаго» был удостоен в 1958 году Нобелев¬ской премии, но в атмосфере незаслуженных обвинений в антипатриотизме, после исключения из Союза писателей, угроз лишения советского гражданства, поэт не смог поехать в Стокгольм, чтобы получить премию. Он перенес инфаркт (после требований о вы¬сылке его из России). Поэт скончался в 1960году и был похоронен в Переделкино под Москвой.

/ Биографии / Пастернак Б.Л.

Смотрите также по Пастернаку:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Биография Пастернака

Ранние годы

Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан.

Образование

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.

Творческая жизнь

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.

Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Личная жизнь

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.

Последние годы

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.

Хронологическая таблица

Интересные факты

  • Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Пастернака

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Пастернака – проверьте свои знания тестом:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Леонид пастернак сын бориса пастернака

«У тебя есть все задатки быть тем, чем бы я хотел, чтобы ты был». Это из письма Бориса Пастернака 11-летнему сыну Жене. Теперь Евгений Борисович старше умершего в 70 лет отца, но по-прежнему для него он «папочка». Окончив с отличием Академию бронетанковых войск, сын поэта 12 лет прослужил в армии (не писарем при Генштабе, а танкистом под Читой), защитил диссертацию и. расстался с наукой и техникой, чтобы посвятить себя творчеству отца.

— Евгений Борисович, недавно одна за другой вышли две ваши документально-мемуарные книги об отце — поэте Борисе Пастернаке. До этого опубликованы воспоминания Зинаиды Николаевны Пастернак (Нейгауз), Ольги Ивинской, Зои Масленниковой, Александра Гладкова. Не могли бы вы оценить достоверность этих воспоминаний?

— Я не касаюсь ничьих воспоминаний. Но в отличие от названных вами книжек, а также от тех, которые мы с женой подготовили до этого: переписку Пастернака с моей тетушкой Ольгой Фрейденберг, тройную переписку Пастернака, Рильке и Цветаевой, мы выработали некий новый стиль. Он состоит в сочетании документального текста с текстом, идущим от нас как составителей. Это началось с того, что в переписку Б.П. с О.Ф. включены воспоминания Ольги Михайловны. Получается литературный текст, который можно читать. Нечто подобное с шестидесятниками прошлого века делал Корней Иванович Чуковский. «Существованья ткань сквозная» — это переписка моих родителей, в которую включены мои воспоминания. Сделать эту книжку было особенно трудно, потому что в ее основе — ранняя трагическая любовная история, первая любовь двух молодых людей, окончившаяся браком, созданием семьи, просуществовавшей всего 10 лет. Поэтому я долго не решался предать гласности эти письма и подумывал даже об их уничтожении как слишком личных, слишком близких. Но потом все больше и больше понимал, особенно читая перечисленные вами воспоминания, что без этой переписки представление о моих родителях, об их жизни, будет неполным, поскольку не отражено в других изданиях. Речь идет о конце двадцатых — начале тридцатых годов, когда отец, как и Маяковский, был на грани отчаяния и самоубийства. И в последней главе «Охранной грамоты» он писал не только о Маяковском. То есть впрямую он писал о Маяковском, но описывал свое тогдашнее состояние. Он выбрал путь второго рождения, а не смерти, но, повторяю, был близок к самоубийству.

— Старшее поколение хорошо помнит травлю Пастернака в «нобелевские дни» — в октябре-ноябре 1958 года. Вы, естественно, целиком были на стороне отца. Вы написали обо всем этом?

— Только что, в последнем номере «Континента», вышла наша с женой работа «В осаде». В ней дело Пастернака, которое виделось как некий политический скандал, представлено уже в полном трагизме, с привлечением документов из президентского и цековского архивов. Они помогают увидеть, что его просто душили насмерть, что это была репетиция того, что потом было сделано с Солженицыным. Отца вызывал Генеральный прокурор Руденко, его допрашивали и так далее. У нас любят проводить такие «командные маневры», учения, а потом реализовать какую-то операцию. Весной 1991-го, если вы помните, в Москву были введены войска — танки стояли на улицах, у многих проверяли документы. А потом был ГКЧП и все, связанное с ним. Но вернусь к воспоминаниям. Я почувствовал, что могу разрешить себе этот жанр, жанр очень личный, и сочетать его с перепиской моих родителей.

— Известный публицист Борис Парамонов, живущий на Западе, уверен, что Пастернака убили, что он был запрограммирован на 120 лет.

— Я могу привести только цифры. Брат Бориса Леонидовича, Александр Леонидович, дожил до 89 лет. Сестры прожили одна 87, другая 93. Отец был физически крепок, не позволял себе раскисать, бодро и быстро ходил, несмотря на хромоту, появившуюся в детстве в результате падения с лошади. Правая нога была на 2 сантиметра короче левой, которую он подгибал и выработал такую «побежку» — термин Корнея Ивановича Чуковского.

— В воспоминаниях Ольги Ивинской есть описание встречи Сталина с Пастернаком в 1924 году. Сталин вызвал Маяковского, Есенина и Пастернака. Беседовал с каждым в отдельности. Борис Леонидович, со слов Ивинской, так описал Сталина: «На меня из угла надвинулся маленький паукообразный человек». Вам не приходилось встречать подтверждения той беседы?

— Эта встреча не подтверждается. Я запрашивал всякие архивы. Правда, они могли проверить не очень обстоятельно.

— А Борис Леонидович не рассказывал вам об этой встрече?

— Папочка никогда не вспоминал при мне об этом. Он вспоминал только телефонный разговор со Сталиным в 1934 году о Мандельштаме, который Анна Андреевна Ахматова и Надежда Яковлевна Мандельштам записали, и записали точно.

— Интерпретация этого разговора есть и у Масленниковой, и у Вильмонта, который якобы при сем присутствовал.

— Я сильно в этом сомневаюсь, потому что Зинаида Николаевна в это время болела воспалением легких, полеживала, и хотя Николай Николаевич Вильмонт был братом жены Александра Леонидовича Пастернака, я думаю, он это присочинил. Кроме того, воспоминания о разговоре писались через 50 лет, так что если даже он и присутствовал, то вспомнил неточно. Конечно, «паукообразность» подкупает — сильный образ, но самый сильный образ, и он достоверен, вы найдете в воспоминаниях Александра Гладкова. Пастернак говорил о Сталине, как о гиганте дохристианской эры человечества. Это был языческий, восточный деспот с сильной криминальной окраской. Такой гениальный пахан, я бы сказал.

— Но страдал, говорят, когда жена застрелилась. И положил под стекло телеграмму соболезнования, посланную Пастернаком.

— Не знаю, лежала ли та телеграмма у него под стеклом, но написана она была сильно. Дело в том, что похоронная процессия Надежды Сергеевны Аллилуевой проходила под окнами нашей квартиры на Волхонке. И Сталин шел в шинели за гробом от Кремля до Новодевичьего кладбища. Пастернак видел это из окна. Сила той телеграммы в том, что, как говорил Пастернак, он впервые думал о Сталине как художник, то есть впервые увидел Сталина как трагическую фигуру.

— Кто были главные гонители Пастернака? Семичастный? Сурков? Направлял-то их серый кардинал Суслов.

— Главным был Марков Георгий Мокеевич, который делал доклад о Пастернаке на Президиуме правления писательской организации и требовал его изгнания. На общем собрании московских писателей письмо Пастернака зачитал Сергей Сергеевич Смирнов, который, кстати говоря, потом покаялся. Я его встретил и, не узнав, подал ему руку. Он как-то удивился, а позже Чуковскому говорил, что был очень рад. Я потом ему звонил, когда нас в 72-м году выселяли из Переделкино, и он очень помог: в тот раз не выселили. Выселили в 1984 году по методу — рояль на травку.

— Под музыку из американского фильма «Доктор Живаго» катались многие лучшие фигуристы мира, хотя сам фильм, на мой взгляд, так себе. Не было ли попыток наших, отечественных, кинематографистов поставить фильм по роману?

— НТВ собирается снимать телефильм.

— Самое большое на сегодняшний день собрание сочинений Пастернака — пятитомник. Делается ли что-нибудь в этом направлении?

— В Институте мировой литературы готовят первый том академического собрания сочинений Пастернака в 12 томах. Как и положено, там исследований будет, может быть, больше, чем самих сочинений.

— А почему вы, Евгений Борисович, сказали: «готовят»? Разве вы, старший научный сотрудник ИМЛИ, не принимаете в этом участия?

— Ведет эту работу замечательный ученый, академик Михаил Леонович Гаспаров, а я, действительно, принимаю участие.

— Вы работаете в академическом гуманитарном институте. А я помню времена, когда в расписании занятий факультета автоматики и телемеханики МЭИ стояло: «Старший преподаватель, к.т.н. Е.Б.Пастернак». Вы читали, кажется, теорию автоматического регулирования. Ваш брат Леня окончил физический факультет МГУ. Может быть, вопрос мой прозвучит наивно: почему дети блистательного лирика предпочли физику?

— Папочка считал, что в те времена, в которые мы жили, заниматься гуманитарной специальностью было бесчестно, пришлось бы лгать. Маяковский лгал и кончил трагически. Лучше не такая уж близкая тебе профессия, но — честная. Так мы с братом и поступили. Он, к сожалению, не дожил до наших дней — умер совсем молодым, в 38 лет, в 1976 году.

— Мне рассказывали, прямо за рулем автомобиля.

— Да, на углу Большой Никитской и Манежной площади. Машина остановилась на красный свет и дальше не тронулась.

— Простите меня, Евгений Борисович, что касаюсь боли. Мне кажется, что и жизнь Лени, и жизни Евгении Владимировны и Зинаиды Николаевны укоротила травля Хрущевым вашего отца.

— Еще бы! К тому же мой брат потерял отца, когда он был ему больше всего нужен, — в 22 года. Вся его бытность в университете, поиск работы под взглядом нашего отца прошли бы гораздо жизнерадостнее, сильнее, устойчивее, чем это получилось без него.

— Мне, как выпускнику МЭИ, хотелось бы вернуться к вашему преподаванию в нем. Мне кажется, тогда, в 1958 году, институт вел себя по отношению к вам достойно.

— Более того: один из тогдашних партийных трусов в коридоре административного корпуса убеждал меня сделать активные шаги, выступить с каким-то заявлением. Мимо нас как раз проходил Романов — секретарь парткома МЭИ и едва ли не член ЦК. И он, оглядев ту сцену, бросил моему визави: «Да оставьте вы его в покое! Что вы его мучаете?» Это потом, уже в 1974 году, когда из МЭИ ушел ректор Михаил Григорьевич Чиликин, личность незаурядная, меня из института выгнали за то, что я провожал за границу семью Солженицына.

— Евгений Борисович, хотелось бы знать о потомках вашего великого отца.

— У меня трое детей: Петр, Борис и Елизавета, и восемь внуков. А у Ленички была только одна дочь Леночка, которая вместе с моей невесткой Натальей Анисимовной Пастернак ведет дом-музей Пастернака в Переделкино. Петр — театральный художник, но для того, чтобы прокормить семью, ему приходится заниматься интерьерами артистических кафе и тому подобными делами. А Борис — главный архитектор Центра по изучению исторической застройки Москвы. Это — акционерное общество, без проекта которого никакое использование московских внутригородских участков невозможно. Но это теоретически. Посмотрите, пожалуйста, в окно. Видите архитектурное чудовище? Это культурный центр Галины Вишневской на Остоженке. На самом деле это большое доходное предприятие, там за сумасшедшие деньги продаются квартиры, а оперная студия занимает 2% всей площади. Организация сына не дала разрешения на это строительство, но правительство Москвы решило п0-своему.

— Ваша дочь, кажется, филолог?

— Она кандидат наук, занимается Боратынским, пишет статьи о Хомякове, а диссертацию защищала по Александру Первому как литературному герою.

— А кто такая Анна Пастернак, живущая в Англии и написавшая книжку о принцессе Диане?

— С этой так называемой писательницей семья Пастернаков считает неудобным быть знакомой, хотя она — наша родственница. Моему кузену — Чарльзу Пастернаку не повезло с женитьбой. И он с женой, родившей ему эту самую Анну, развелся. Книжка о принцессе Диане — настоящая желтая литература, принесшая Анне много денег, но мало чести.

— Что вас как сына и публикатора Бориса Пастернака огорчает?

— Многое. Вот, например, только что в Таллинне вышла книжка сына Юрия Михайловича Лотмана — Михаила Юрьевича. Он утверждает, что христианство Пастернака находится на грани сатанизма. Что за глупая фраза — не понимаю. Очевидно, он имел в виду то, что христианство моего отца, с его точки зрения, расходится с каноническим. Хотя и Патриарх Всея Руси Алексий II и покойный отец Александр Мень так не считают. Попадаются и другие ляпы. Современное литературоведение опирается на свободную трактовку текста и находит очень далекие аналогии. Книжку польского ученого Ежи Фарино о Пастернаке я читать не могу — такая она наукообразная. Это касается и книги Игоря Смирнова «Доктор Живаго» — роман тайн», в которой он нашел аналогии с картинами Рафаэля и тому подобное. Смирнов — хороший ученый, но я просил его не говорить: «Пастернак так хотел» или «Пастернак так думал», когда он излагает свои собственные мысли.

— Вы коснулись религиозных воззрений вашего отца. Я вспомнил в этой связи высказывание одного из героев романа «Доктор Живаго» — Михаила Гордона — о евреях. Оно, я бы сказал, близко к негативному. Не могли бы вы его пояснить?

— Могу. Мой отец, никогда не отрекавшийся от народа, к которому принадлежал, всю жизнь преодолевал племенную узость. Преодолевал настолько, что с полным правом считал себя русским писателем. В то время как люди, писавшие на идиш и которых он всегда жалел, были от него очень далеки. Их трагическая гибель в послевоенные годы глубоко его тронула, но когда они, будучи видными деятелями Союза писателей, упрекали Пастернака в том, что он пишет не на идиш, а на русском языке, это производило на него тяжкое впечатление. Примерно в таком же положении был и мой дед, Леонид Осипович Пастернак. Он считал себя русским художником, представителем импрессионизма в русской живописи. На мой взгляд, он недостаточно оценен в нашей стране, хотя множество его картин находится в Третьяковской галерее.

— Я помню, в середине семидесятых годов вышел прекрасный альбом Леонида Осиповича, называвшийся «Записи разных лет». Нельзя ли повторить тот альбом?

— Издательство «Советский художник», выпустившее тот альбом, хотело издать еще одну замечательную книгу: его переписку, тоже со многими иллюстрациями, но издательство перестало существовать, и я не могу найти других издателей. Остается неизданным и каталог картин художника, выставлявшихся в Пушкинском музее в 1990 году в связи со столетием Бориса Пастернака.

— Вы часто читаете стихотворения отца, записали даже это чтение на пластинку. Задам последний вопрос: какое из стихотворений Пастернака вам ближе всего?

— Конкретно сказать нельзя — это зависит от настроения, от моих занятий в тот момент, от многих факторов. Сейчас чаще всего ко мне приходят стихи из романа. Публика и у нас, и на Западе воспринимает эти стихи как высшее достижение поэта. Так считал и сам отец.

Пастернак Борис Леонидович

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «Пастернак Борис Леонидович» в других словарях:

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович — БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК (1890 1960), советский поэт и переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве. Отец его был известным художником, эмигрировавшим из России после революции. Сын окончил Московский университет, затем учился в Марбургском… … Энциклопедия Кольера

Пастернак, Борис Леонидович — Борис Леонидович Пастернак. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890 1960), русский поэт. В поэзии (сборники “Сестра моя жизнь”, 1922, “Второе рождение”, 1932, “На ранних поездах”, 1943; цикл “Когда разгуляется”, 1956 59) постижение мира человека и мира… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Пастернак Борис Леонидович — (1890 1960), рус. сов. поэт. Знакомство с поэзией Л. относится к раннему детству: отец П., художник Л.О. Пастернак, иллюстрировал произв. Л. Кн. «Сестра моя жизнь. Лето 1917 года» П. посвятил Л. «не памяти Лермонтова, а самому поэту, как если бы… … Лермонтовская энциклопедия

Пастернак Борис Леонидович — [29.1(10.2).1890, Москва, 30.5.1960, Переделкино Ленинского района Московской области], русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубликовал в 1913. Первый… … Большая советская энциклопедия

Пастернак, Борис Леонидович — Пастернак Борис Леонидович (1890–1960) в ранних стихах обнаруживал влияние В. Брюсова и, по ощущению современников, Ин. Анненского. Потом, после недолгого участия в футуристической группе «Центрифуга», занял твердую позицию «вне групп» … Русские поэты Серебряного века

Пастернак, Борис Леонидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пастернак. Запрос «Борис Пастернак» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Борис Пастернак … Википедия

Пастернак, Борис Леонидович — [1890 ] современный поэт и прозаик. Род. в семье художника академика Леонида Осиповича Пастернака. Учился на филологическом отделении историко филологического факультета Московского университета и в Марбургском университете. Мировоззренческие и… … Большая биографическая энциклопедия

Пастернак Борис Леонидович — Б. Л. Пастернак с С. М. Эйзенштейном, В. В. Маяковским, Л. Ю. Брик. Пастернак Борис Леонидович (1890, Москва — 1960, посёлок Переделкино, близ Москвы), поэт. Родился в д. 2/3 по . Отец — художник Л.О. Пастернак, был близок к ,… … Москва (энциклопедия)

Пастернак Борис Леонидович — (1890—1960), русский писатель. Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя жизнь», 1922, «Темы и вариации», 1923, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943, цикл «Когда разгуляется», 1956—59) — постижение мира… … Большой Энциклопедический словарь

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович — (1890—1960), русский советский поэт. Кн. стихов «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя — жизнь» (1917, опубл. 1922), «Темы и вариации» (1923), «Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1943), «Земной… … Литературный энциклопедический словарь

Биография Пастернака Бориса Леонидовича

Биография Пастернака Бориса Леонидовича

Биография, история жизни Пастернака Бориса Леонидовича

Борис Леонидович Пастернак, российский писатель, родился в 1890 году 29 января (10 февраля) в Москве. Отец писателя был художником, академиком Петербургской академии художеств, его звали Леонид Осипович. Мать, в девичестве Кауфман, была пианисткой. Родители переехали в Москву за год до рождения Бориса, он был старшим сыном. Всего в семье было четверо детей: Борис, Александр, Жозефина и Лидия. Известные художники того времени, музыканты и писатели бывали у Пастернаков. Был у них в гостях Лев Толстой, Райнер Рильке и другие известные люди. Из художников они дружили с Левитаном, Поленовым, Нестеровым, С. Ивановым и Н. Ге. Борис Пастернак начал заниматься музыкой под влиянием композитора Скрябина, занимался 6 лет. Сохранились им написанные сонаты для фортепиано.

В гимназию он принят не был из-за процентной нормы, однако пошёл туда учиться во второй класс на следующий год, это было в 1901 году. В 1903 году Борис сломал ногу, упав с лошади. Хромота осталась на всю жизнь, из-за этого он был освобождён от воинской повинности. Этот жизненный эпизод Пастернак отразил в своём стихотворении «Август». Это был день пробуждения творческих сил будущего поэта, эпизод совпал с праздником Преображения. Второй важный эпизод для Пастернака, который он включил в свои книги – революция 1905 года и удар казачьей нагайкой, под которую он попал на улице.

Гимназию Пастернак закончил с золотой медалью и поступил на истфак в Московский университет, на юридическое отделение, затем перевёлся на отделение философии. Не без колебаний он отказался от карьеры музыканта и композитора.

Летом 1912 года он поехал в Марбург изучать философию неокантианской школы. После этой поездки Пастернак перестал сосредотачиваться на изучении философии. Он начал в 1914 году входить в круги литераторов. Сначала это были символисты издательства «Мусагет», затем постсимволисты, группа «Лирика», потом он примкнул к футуристам из группы «Центрифуга». В «Центрифуге» были бывшие участники «Лирики» – Бобров и Асеев. В этом же году Пастернак познакомился с Маяковским. Пастернак поддерживал связи с лефовцами, но его позиция была независимой. Первую книгу лирики он выпустил в 1914 году. Первые три стихотворения были опубликованы в общем сборнике группы «Лирика».

В 1922 году Пастернак женился на Евгении Лурье, художнице. В это время вышла его программная книга «Сестра моя – жизнь». В следующем году родился сын Евгений. В 20-е годы вышли несколько сборников стихов, роман в стихах под названием «Спекторский». В 1928 году Пастернак начал писать прозу. В 30-е годы вышли «Автобиографические заметки». В них писатель изложил свои взгляды на творчество и искусство. На начало 30-х годов пришлось короткое время, когда его признало советское правительство. Была попытка влиться в свою эпоху, когда он написал книгу «Второе рождение». В 1932 году Пастернак женился во второй раз на З. Нейгауз. От второго брака родился ещё один сын – Леонид.

После поездки Бориса Леонидовича в Париж на Международный конгресс писателей от писателя требовали идейной перестройки и других тем. Стихи его стали приобретать всё более личные и трагические оттенки. Он помогал многим людям в это время, заступался за мужа и сына Анны Ахматовой, помогал дочери Цветаевой и отказывался быть «подписантом», проявлял гражданское мужество.

В 1952 году у писателя произошёл первый инфаркт. Широкое полотно жизни советской интеллигенции – роман «Доктор Живаго» – он написал за 10 лет (1945-1955 годы). Его ежегодно стали представлять на соискание Нобелевской премии, с 1946 года по 1950 год. В 1958 году его выдвинул Камю, лауреат прошлого года. Премия была присуждена, он стал вторым после Бунина Нобелевским лауреатом. Травля в советских кругах была только усилена. Личное давление, которое было на него оказано, принудило отказаться официально от премии. Однако его все равно исключили из Союза писателей, но оставили членом Литфонда. Пастернак продолжал публиковаться и получал гонорары.

Одно стихотворение оказалось опубликованным на Западе, которое называлось «Нобелевская премия». В феврале 1959 года ему предъявили обвинение по статье «Измена Родине». Статья не принесла последствий, так как разрешения на публикацию он не давал. В 1959 году Пастернак заболел, оставив незавершённым последнее произведение – пьесу «Слепая красавица». Умер Пастернак 30 мая 1960 года. Его жена не получила пенсии, она умерла в 1966 году. Только в 1987 году решение Союза писателей об исключении Пастернака было отменено. В 1989 году медаль и диплом Нобелевского лауреата вручили сыну писателя Евгению Борисовичу Пастернаку. У Бориса Пастернака осталось 4 внука и целых 10 правнуков. Первый музей писателя был открыт в России в 1990 году в Чистополе. Первое собрание сочинений в 11 томах Бориса Леонидовича Пастернака вышло в 2005 году. Собрание составлено сыном Евгением и женой писателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Биография Пастернака

Ранние годы

Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан.

Образование

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.

Творческая жизнь

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.

Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Личная жизнь

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.

Последние годы

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.

Хронологическая таблица

Интересные факты

  • Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Пастернака

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Пастернака – проверьте свои знания тестом:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Биография Пастернак Борис Леонидович

Биографии, годы жизни, литературные произведения, творчество известных писателей.

Биография Пастернак Борис Леонидович

Годы жизни, литературные произведения, творчество Пастернак Борис Леонидович

Биографии, годы жизни, литературные произведения, творчество известных писателей.

Биография Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович.

Современный поэт и прозаик.
Род. в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака.
Учился на филологическом отделении историко-филологического факультета Московского университета и в Марбургском университете.

Мировоззренческие и формальные истоки поэзии П. — в предреволюционной буржуазной культуре. П. принадлежит к той группе интеллигенции, которая свой протест против господствующего порядка жизни выражала в форме ухода от действительности, обособления в области «чистой деятельности духа». П. никогда не был субъективно против пролет, революции. Но он не находился и в рядах активных борцов за нее. Он стремился уйти на отдаленные от шума социальных схваток вершины буржуазной культуры, но живая жизнь все время вторгалась и вторгается в его творчество, прорывая буржуазно-идеалистическую, метафизическую оболочку последнего, показывая непрочность обособления в сферах «высокого творчества». Поэтому в творчестве П. нашли отражение события эпохи борьбы за пролетарскую диктатуру и за ее укрепление.

Первые лит-ые выступления П. относятся к 1912. Это — время распада школы символистов и зарождения футуризма. П. выступил соединительным звеном между боровшимися друг с другом символизмом и футуризмом. Впоследствии он организационно примкнул к той группе, где были Маяковский и Асеев, но затем порвал с нею, когда «Леф» заявил о необходимости поставить искусство на службу революции. Обороняя всегда и во всех случаях свободу своего поэтического творчества, П. оборонял основы своего субъективно-идеалистического мировоззрения и эстетики. Но за двадцать лет в поэзии П. не могли не произойти существенные изменения. Они особенно заметны при анализе важнейшей ее темы — отношения поэта к революции.

П. — лирик по преимуществу, причем в лирике своей он достигает максимального отвлечения от конкретных социально-исторических условий действительности. В одном из ранних стихотворений П. пишет:
«В кашнэ, ладонью затворясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе.
Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял, как к другу, вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы, в вермут окунал».

Одна из книг П. носит название «Поверх барьеров» (стихи 1912-1930). П. стремится встать «поверх» войны 1914, «поверх» революции 1917, «поверх» борьбы классов в стране и в искусстве. На войну 1914 П. ответил призывом к гуманности, к сочувствию, желанием избавиться от «дурного сна» или, вернее, заснуть накрепко, закрыть глаза перед страшным ликом жизни, уйти в любовные переживания.

Но в 1917, а еще более в последующие годы проблема революции встает перед П. во весь рост. Сначала революция осознается поэтом в образе стихии распада, пожаров, всеобщего изменения, когда «вдруг стало видимо далеко во все концы света», как говорит гоголевская строка, ставшая эпиграфом к одному из стихотворений П. Это огромное расширение кругозора, новая тревога жизни, принесенная революцией, заставили П. по-новому развивать тему отношения к действительности. Уже не уход от нее, а ее приятие, подчинение ей, передоверие себя революции — вот новый подход П. к старой теме. И это пассивное, жертвенное отношение к революции оказывается решающим для П. до самого последнего времени. О революции П. пишет, особенно на первых порах, отвлеченно, создает абстрактные ее образы (напрель «Жанна д’Арк из сибирских колодниц»).

За исключением поэм «1905» и «Лейтенант Шмидт» П. не пытался уяснить глубоко-действительный смысл пролетарской революции и дать изображение ее в прямой форме. Это связано со всем характером поэзии П., чуждающейся активного вмешательства в социальную практику. В стихотворении «Кремль в буран 1918 года» П. особо отчетливо выразил настроение пассивной отдачи себя революции.

Но, передоверяя себя стихии (пока только стихии) революции, П. вновь и вновь поднимает мучительный для него вопрос о судьбе личности и о судьбе искусства в социалистической революции и при социализме. Тезис поэта о несовместимости искусства и социализма —
«Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста»

связан с опасением за судьбу личности при социализме, ибо, по П., искусство есть выражение индивидуальной неповторимости. Неслучайно напрель поэма «Лейтенант Шмидт» является лирическим рассказом (вернее собранием лирических рассказов) о трагической личной судьбе лейтенанта, пожертвовавшего своим счастьем во имя революции. С точки зрения П. жизнь современника революц. эпохи — только топливо, неизбежное сгорание:
«Клубясь во много рукавов,
Он двинется, подобно дыму,
Из дыр эпохи роковой
В иной тупик непроходимый.
Он вырвется, курясь, из прорв
Судеб, расплющенных в лепеху,
И внуки скажут, как про торф,
Горит такого-то эпоха».

Если раньше — на рубеже 1918 и 1919 — революция для П. была только неоформленной стихией, то впоследствии (и особенно в стихах 1931-1932) П. настойчиво развивает тему социалистического строительства. Обращает на себя внимание внутреннее сопротивление, оказываемое поэтом социализму. Приятие социализма является для него жертвой: «телегою проекта нас переехал новый человек». Индивидуализм мешает поэту понять новую социалистическую действительность, — новая действительность, уничтожившая утонченную буржуазную индивидуалистическую культуру, вызывает в поэте, духовно связанном с прошлой культурой, некоторое чувство страха, отчужденности. В тех случаях, когда П. силою жизни принужден говорить о положительном значении строя новых отношений, социализм оказывается для него лишь отдаленным идеалом, будущим. Социализм в представлении П. означает не завершение и развитие, а отрицание сегодняшнего дня пролетарской революции. В поэме «Волны» [1932] это понимание революции выражено особенно полно. Страна социализма только «курится сквозь дым теорий», как исход из сегодняшнего дня, где приходится «грызться», где люди «заподозревают» друг друга. Отвлеченность представления П. о социализме и революции причудливо соединяется у него с комнатными, домашними, «семейными» ассоциациями. «В дни съезда шесть женщин топтало луга, лениво паслись облака в отдалены», — пишет он о лете 1930 — о том лете, когда происходил XVI партийный съезд. Пастернак пишет о «годах строительного плана», о пятилетке, но тут же возникает такой образ: «две женщины, как отблеск ламп «Светлана», горят и светят средь его тягот» — средь тягот четвертого года пятилетки.

При всей ущербности присущего П. понимания социализма он однако, не колеблясь, порывает с Западом, с его бурж. культурой:
«Прощальных слез не осуша
И плакав вечер целый,
Уходит с Запада душа,
Ей нечего там делать».

Так. обр. для поэта только один путь — путь к социализму. Но на этом пути перед П. возникают многочисленные препятствия. Он расстается с прошлым, жалея и грустя о нем, ибо практика пролетариата еще не стала кровным делом П., хотя он и приветствует новый порядок жизни. Противоречия творчества П. нашли отражение в его последней книге «Второе рождение», представляющей собой как бы итог всего его предшествующего развития и намечающей некоторые новые мотивы.

П. считал, что искусство подлинно только тогда, когда оно удалено от социальной практики. В «Охранной грамоте» он пишет о том, что «искусство есть запись смещения действительности, производимого чувством», иными словами, искусство не воспроизводит действительность в ее подлинности, а как бы произвольно создает действительность силою чувства. Такое представление об искусстве опирается на идеалистическую буржуазную эстетику. Чем менее стремится П. к тому, чтобы в своей поэзии дать отражение социальной действительности, тем шире открывает он двери творчества для чувственного восприятия природы. Через явления последней — метель, ливень, грозу, запахи трав — он выражает свои настроения. Но поскольку для П. «чувство» «смещает» действительность, постольку между «я» и объективно существующей природой возникает тот же непреодолимый разрыв, несоответствие, что и между «я» и революцией. П. воссоздает детали тревожного, находящегося в вечном движении мира природы. Редко можно встретить в поэзии П. природу умиротворенной и благодушной. В лирике П. господствуют грозы, ливни, метели, ледоходы. П. акцентирует разрыв между человеком и природой. Для П. чем больше развивается дознание человеческое, тем дальше уходит оно от детской, «первичной», инстинктивной слиянности с природой, с миром. П. заявляет о желании «припомнить жизнь и ей взглянуть в лицо» или спросить, обращаясь к детству:
«Но где ж тот дом, та дверь, то детство, где
Однажды мир прорезывался, грезясь?»

Констатируя этот разрыв и утерю непосредственности, П. заостряет мотив одиночества и пессимизма. Большая лирическая наполненность поэзии П. находит свой итог в таких пессимистических строфах:
«Наяву ли все? Время ли разгуливать?
Лучше вечно спать, спать, спать, спать
И не видеть снов.
Снова — улица. Снова — полог тюлевый.
Снова, что ни ночь — степь, стог, стон
И теперь, и впредь.
. Ах, как и тебе, прель, мне смерть
Как приелось шить. «

Сложность положения Пастернака последних лет заключается в том, что он сочувствует социализму, но не понимает еще подлинной сути его. И эта особенность находит свое выражение во всем стиле его творчества. Поэзии его чужда ясность разума. Она выступает в роли фиксатора смутных, расплывчатых «первичных» впечатлений, не поддающихся контролю разума и даже противостоящих ему. В стихотворении из цикла «Я их мог позабыть» П. говорит о том, что поэзия рождается том же путем, что и сказки, страхи, подозрения. Проза П. имеет те свойства, что и поэзия, — отличается субъективистским психологизмом. П. рассчитанно употребляет способ раскрытия жизни через детское восприятие, первоначальные впечатления от жизни («Детство Люверс», в сб. «Рассказы», 1925). В наиболее значительном своем прозаическом произведении «Охранная грамота» [19311 П. дает в переплетении лирические и философские отступления с повествованием о людях и событиях, оказавших влияние на духовное развитие автора мемуаров.

П. часто обращается к музыке, к композиторам, к отдельным музыкальным произведениям. Но гораздо существеннее не эти тематические элементы, а то внутреннее сродство поэзии П. с музыкой, которое находит свое отражение и в композиционном строении его произведений, и в их ритмике, и в их эвфонии, и в характере их метафор. Музыкальна фонетика стихов П., — в ней нет оглушающей звуковой трескотни, свойственной напрель Бальмонту («Чуждый чарам черный челн»). Вот напрель отрывок («Шекспир») со сложной игрой на «о», «у», «п», «т», «с», создающей звуковое представление о сумрачном туманном городе:
«Извозчичий двор и встающий из вод
В уступах — преступный и пасмурный Тауэр,
И звонкость подков и простуженный звон
Вестминстера, глыбы, закутанной в траур».

Разнообразие ритмики, умелое сочетание в одном небольшом произведении различных тем и вариаций, богатая инструментовка стиха — все это делает музыкально-выразительной поэтическую технологию П. Лирике его присуще стремление давать два параллельных разреза образа, два параллельных мотива, две параллельные стороны одной и той же темы. Его поэзия, как он сам говорит, — «гипнотическая отчизна». Стихи его «переметафоризованы». Тот опыт, который выражает в своем творчестве П., ограничен. Это зачастую опыт отвлеченной книжной культуры. Это, далее, опыт сочувствующего революции интеллигента, стремящегося стать и разглядеть жизнь «поверх барьеров», поодаль от социальных схваток. И даже теперь, когда П. пишет о социализме, он создает метафоры, основанные на бытовой домашности. «Размокшей каменной баранкой в воде Венеция плыла»; «народ потел, как хлебный квас на леднике»; «прибой, как вафли, их печет»; Дагестан дымится, «как в печку вмазанный казан»; Кавказ был «весь как смятая постель» и т. д. — такие примеры одомашненных метафор можно черпать в произведениях П. в изобилии.

Показательна беспомощность П. в создании крупных по композиции вещей. Так, поэма его «Спекторский», написанная с большим мастерством в отдельных своих главах и строфах, в целом распадается на серию мелких стихотворений, связанных между собой не теснее, чем стихотворения любого цикла любой из его книг.

Книгой «Второе рождение» П. вплотную подходит к новым для него темам, к новому комплексу идей, к новому способу художественного освоения мира. Подходит — и останавливается. Это — грустное прощание с прошлым, это — признание бессилия индивидуализма, это — еще неуверенная попытка посмотреть вперед.

Крупное поэтическое дарование П. обусловило за ним репутацию большого и своеобразного поэта, оказавшего влияние на советскую поэзию.

Биография Пастернак Бориса Леонидовича

Краткое содержание произведений русской и зарубежной литературы, сочинения по литературе, биографии писателей.

Биография Бориса Пастернака

Борис Леонидович Пастернак (29 января 1890 – 30 мая 1960) – всемирно известный русский писатель, поэт, журналист и переводчик. Автор популярного романа «Доктор Живаго», а также лауреат Нобелевской премии по литературе, которая была вручена Борису в 1958 году.

Детство

Борис Леонидович родился 29 января в Москве, в многодетной еврейской семье. Оба его родителя были творческими людьми: отец являлся художником и постоянным членом Петербургской Академии художеств, а мать – известной пианисткой, начавшей свою карьеру еще в Одессе, откуда семье пришлось переехать за год до рождения Бориса. Помимо него, в семье было еще двое братьев и сестра, но поскольку Борис был самым старшим среди них, ответственность лежала целиком и полностью на нём.

По словам самого писателя, родители не уделяли ему должного внимания. Поскольку они оба были творчески одаренными людьми, их жизнь сводилась к многочисленным выставкам, концертам и постановкам, которые они старались не пропускать.

Дети же оставались дома, предоставленными самим себе, пока их родители развлекались на очередном вечере. Но были в этом и свои плюсы: в доме часто гостили музыканты, писатели, художники и поэты. Так, с раннего детства Борис Леонидович видел у себя в гостиной Рахманинова, Левитана, Иванова, Скрябина и даже самого Толстого.

К слову, именно постоянная тесная взаимосвязь жизни семьи Пастернаков с прочими представителями бомонда и стали толчком для освоения Борисом музыки, а затем и литературы. По словам библиографов, сдружившись с Рахманиновым, Пастернак так сильно проникся идеей сочинения собственных композиций, что уже через несколько дней демонстрировал прекрасную сонату для фортепиано, а спустя несколько месяцев – еще две прелюдии. Однако страсть к музыке быстро пропала, несмотря на положительные отклики родственников и друзей будущего писателя о его творчестве.

В 1990 году Бориса Леонидовича записывают в Пятую московскую гимназию, где особый уклон шёл на освоение музыкальных дисциплин. Несмотря на протесты мальчика, родители хотели видеть его в будущем известным композитором, поэтому в стремлении обучить Бориса не слушали никого, кроме себя. Так, Пастернак, для которого в будущем уготована совершенно иная судьба, начинает изучать теоретические основы музыкального дела и, кстати, достигает немалых успехов в этой сфере.

Юность

В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью (успешно сдать все финальные экзамены Пастернаку помогают учителя Глиер и Энгель), Борис решает поступить на историко-филологический факультет Московского университета. По его мнению, это как нельзя лучше помогло бы ему творить и сочинять по-настоящему сильные и глубокие стихотворения. О карьере музыканта, к сожалению, Пастернак даже и думать не хотел, вопреки родительским наставлениям.

Однако поступить на историко-филологический факультет молодой человек так и не смог из-за чрезмерно высоких требований сразу по нескольким дисциплинам. В итоге композитор и, по совместительству, близкий друг Скрябин, советует молодому таланту поступать на юридический факультет того же университета, а проучившись год, спокойно перевестись на желаемое направление. Пастернак прислушивается к совету друга и оказывается студентом юридического факультета, откуда через год переводится на историко-филологический.

Благодаря хорошим родительским связям, а также собственному обаянию и харизме летом 1912 года Борис Пастернак уезжает ненадолго в Германию, где планирует обучаться философии у профессора Германа Когена – главы марбургской кантианской школы. Видя прекрасные способности своего подопечного, тот практически сразу же советует ему продолжать философское обучение, поскольку именно так он сможет достичь небывалых высот. Но, к сожалению, на тот момент Пастернак вновь вспоминает о писательской и поэтической карьере, поэтому уезжает из Германии и больше никогда не возвращается к философии.

Карьера писателя

После возвращения из Марбурга Борис Леонидович начинает всерьез задумываться о карьере писателя. Он общается со многими бывшими литераторами и пытается найти себя в таких коллективах, как «Мусагет» и «Лирика». Но все они характеризуются будущим писателем и поэтом как «несерьезные», поэтому Пастернак задерживается там недолго. В это же время он встречает футуриста Владимира Маяковского и даже на некоторое время примыкает к его творческому объединению «ЛЕФ», но и оттуда уходит. Однако сам Маяковский и его стихотворения оказывают невероятно большое влияние на творчество начинающего поэта. Его произведения приобретают нотки борьбы и ненависти к существующей власти, а также нечто новое, футуристическое.

С 1913 года Пастернак начинает публиковать свои первые работы. Наиболее известной из них становится стихотворение «Близнец на тучах», которое выходит весной 1913 года. Позднее появляется еще несколько произведений, которые объединяются Борисом в цикл «Начальная пора». Несмотря на тот факт, что опубликованные стихотворения воспринимаются общественностью крайне положительно, сам автор считает их незрелыми и неудавшимися, поэтому через пару лет забирает из публикации весь цикл, полностью перерабатывает (а местами даже переписывает целиком) и выпускает снова.

1920 год, по мнению многих библиографов, относится к периоду максимально плодотворного момента в жизни Бориса Пастернака. С начала года выходит сборник «Темы и вариации», сразу за ним – цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский. К концу года на свет появляются еще несколько удачных и хорошо воспринятых общественностью проз.

В период с 1920 по 1930 года творчество Пастернака официально признаётся Советской властью. Его начинают приглашать на всевозможные съезды, он зачисляется в Союз писателей СССР и чуть ли не удостаивается звания лучшего поэта Советского Союза. Тем не менее творчество Бориса Леонидовича вскоре начинает не устраивать правительство, так как она «не соответствует эпохе» и является «отрешенной от реальной жизни». Вслед за подобными комментариями следует официальная «просьба» сменить поэтический стиль на более соответствующий, что заставляет Пастернака пересмотреть свои положительные взгляды на власть и еще больше отстраниться от мира.

«Доктор Живаго»

Роман создавался Борисом Леонидовичем целых десять лет. Первоначально он носил название «Мальчики и девочки», затем формат менялся, и произведение называлось то «Свеча горела», то «Смерти нет».

Сам автор отзывался о романе как о вершине его писательской карьеры. Он утверждал, что собрал в произведении невероятно огромное количество мыслей и идей, попытался описать состояние и развитие эпохи, а также высказать свою точку зрения на такие вечные проблемы, как тайна жизни и смерти и их роль в истории человечества. Отдельной темой идёт трагическая судьба русской интеллигенции, подчеркиваемая Пастернаком через стихотворения главного героя – Юрия Андреевича Живаго.

Однако, в отличие от автора, восторженно отзывавшегося о своем творении, пресса и литературные критики восприняли роман в штыки. Аудитория разделилась на две группировки: тех, кто считал произведение действительным откровением о присутствующих в мире проблемах, и других – кто крайне негативно воспринимал каждое слово Бориса Леонидовича. В частности, Казакевич был недоволен формулировкой о том, что Октябрьская революция не только не оказала пользу существующему человечеству, но и наоборот – была самой бесполезной. А главный редактор газеты «Новый Мир» Симонов, прочтя роман, рекомендовал «ни в коем случае не давать трибуну Пастернаку!».

Роман был опубликован аж в 1957 году в Италии. Получив там признание и положительные отзывы, он стал распространяться по миру, издаваясь в Великобритании, Германии, Голландии. Несмотря на многочисленные попытки Советской власти изъять рукопись и запретить её публикацию, книга не только распространялась всё дальше, но и начинала переводиться на другие языки, добавляя своему автору еще большую популярность на родине и за границей.

Личная жизнь

Со своей первой женой Пастернак познакомился в 1921 году. Спустя год после встречи молодые люди втайне поженились, а через два года у них родился сын Евгений. Однако к 1965 году Евгения Владимировна умирает от сильнейшего воспаления легких, заставляя Бориса Леонидовича на несколько месяцев замкнуться в себе.

Со своей второй женой – Зинаидой Николаевной Нейгауз – писатель и поэт прожил недолго. Пара часто ссорилась и не могла найти компромиссов, поэтому в 1948 году, когда Борис встречает свою третью и последнюю любовь – Ольгу Ивинскую – он бросает семью и начинает новую жизнь. К слову, после его смерти жена была обвинена в измене родине и вынуждена была провести в заключении целых четыре года, после чего её отпустили и позднее оправдали.

Биография Пастернака Бориса Леонидовича

Биография Пастернака Бориса Леонидовича

Биография, история жизни Пастернака Бориса Леонидовича

Борис Леонидович Пастернак, российский писатель, родился в 1890 году 29 января (10 февраля) в Москве. Отец писателя был художником, академиком Петербургской академии художеств, его звали Леонид Осипович. Мать, в девичестве Кауфман, была пианисткой. Родители переехали в Москву за год до рождения Бориса, он был старшим сыном. Всего в семье было четверо детей: Борис, Александр, Жозефина и Лидия. Известные художники того времени, музыканты и писатели бывали у Пастернаков. Был у них в гостях Лев Толстой, Райнер Рильке и другие известные люди. Из художников они дружили с Левитаном, Поленовым, Нестеровым, С. Ивановым и Н. Ге. Борис Пастернак начал заниматься музыкой под влиянием композитора Скрябина, занимался 6 лет. Сохранились им написанные сонаты для фортепиано.

В гимназию он принят не был из-за процентной нормы, однако пошёл туда учиться во второй класс на следующий год, это было в 1901 году. В 1903 году Борис сломал ногу, упав с лошади. Хромота осталась на всю жизнь, из-за этого он был освобождён от воинской повинности. Этот жизненный эпизод Пастернак отразил в своём стихотворении «Август». Это был день пробуждения творческих сил будущего поэта, эпизод совпал с праздником Преображения. Второй важный эпизод для Пастернака, который он включил в свои книги – революция 1905 года и удар казачьей нагайкой, под которую он попал на улице.

Гимназию Пастернак закончил с золотой медалью и поступил на истфак в Московский университет, на юридическое отделение, затем перевёлся на отделение философии. Не без колебаний он отказался от карьеры музыканта и композитора.

Летом 1912 года он поехал в Марбург изучать философию неокантианской школы. После этой поездки Пастернак перестал сосредотачиваться на изучении философии. Он начал в 1914 году входить в круги литераторов. Сначала это были символисты издательства «Мусагет», затем постсимволисты, группа «Лирика», потом он примкнул к футуристам из группы «Центрифуга». В «Центрифуге» были бывшие участники «Лирики» – Бобров и Асеев. В этом же году Пастернак познакомился с Маяковским. Пастернак поддерживал связи с лефовцами, но его позиция была независимой. Первую книгу лирики он выпустил в 1914 году. Первые три стихотворения были опубликованы в общем сборнике группы «Лирика».

В 1922 году Пастернак женился на Евгении Лурье, художнице. В это время вышла его программная книга «Сестра моя – жизнь». В следующем году родился сын Евгений. В 20-е годы вышли несколько сборников стихов, роман в стихах под названием «Спекторский». В 1928 году Пастернак начал писать прозу. В 30-е годы вышли «Автобиографические заметки». В них писатель изложил свои взгляды на творчество и искусство. На начало 30-х годов пришлось короткое время, когда его признало советское правительство. Была попытка влиться в свою эпоху, когда он написал книгу «Второе рождение». В 1932 году Пастернак женился во второй раз на З. Нейгауз. От второго брака родился ещё один сын – Леонид.

После поездки Бориса Леонидовича в Париж на Международный конгресс писателей от писателя требовали идейной перестройки и других тем. Стихи его стали приобретать всё более личные и трагические оттенки. Он помогал многим людям в это время, заступался за мужа и сына Анны Ахматовой, помогал дочери Цветаевой и отказывался быть «подписантом», проявлял гражданское мужество.

В 1952 году у писателя произошёл первый инфаркт. Широкое полотно жизни советской интеллигенции – роман «Доктор Живаго» – он написал за 10 лет (1945-1955 годы). Его ежегодно стали представлять на соискание Нобелевской премии, с 1946 года по 1950 год. В 1958 году его выдвинул Камю, лауреат прошлого года. Премия была присуждена, он стал вторым после Бунина Нобелевским лауреатом. Травля в советских кругах была только усилена. Личное давление, которое было на него оказано, принудило отказаться официально от премии. Однако его все равно исключили из Союза писателей, но оставили членом Литфонда. Пастернак продолжал публиковаться и получал гонорары.

Одно стихотворение оказалось опубликованным на Западе, которое называлось «Нобелевская премия». В феврале 1959 года ему предъявили обвинение по статье «Измена Родине». Статья не принесла последствий, так как разрешения на публикацию он не давал. В 1959 году Пастернак заболел, оставив незавершённым последнее произведение – пьесу «Слепая красавица». Умер Пастернак 30 мая 1960 года. Его жена не получила пенсии, она умерла в 1966 году. Только в 1987 году решение Союза писателей об исключении Пастернака было отменено. В 1989 году медаль и диплом Нобелевского лауреата вручили сыну писателя Евгению Борисовичу Пастернаку. У Бориса Пастернака осталось 4 внука и целых 10 правнуков. Первый музей писателя был открыт в России в 1990 году в Чистополе. Первое собрание сочинений в 11 томах Бориса Леонидовича Пастернака вышло в 2005 году. Собрание составлено сыном Евгением и женой писателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: