Биография Николая Некрасова

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешнево, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему был свидетелем будущий поэт. Ф.Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе, к русскому языку.
В 1832-37 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.
В 1838, против воли отца, будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».
В 1843 Некрасов встречается с Белинским, идеи которого находят отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — «В дороге»(1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов становится умелым организатором литературного дела. Он собирает и публикует два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.
В 1847-66 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал становится органом революционно-демократических сил.
В эти годы Некрасов создает лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).
В период общественного подъема 1850-60-х и крестьянской реформы поэт пишет «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».
В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76), пишет поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871-72). Кроме того, создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 — цикл стихов «Последние песни».
Умер Н.Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.

Литература

География

История

Биология

МХК (Мировая художественная культура)

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова — (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Некрасов
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет…
Н. А. Некрасов

В 70х годах 19 века историческое значение поэзии Некрасова уже прочно утвердилось в сознании русского народа. Уже в годы своей жизни поэт пользовался большой популярностью среди россиян. Его стихи не оставляли равнодушными читателей. В те трудные времена они нужны были народу как поддержка и опора. Думаю, ни один из русских поэтов и писателей не познал так остро жизнь простого русского человека, как это сделал Некрасов. Вероятно потому, что ни один из них не испытывал такой гнетущей нищеты, не работал так много, как пришлось работать Некрасову. Почему же поэзия Некрасова пользовалась таким громадным успехом? Я объясняю это тем, что в 50-60 годы 19 века вырастал совершенно новый читатель–разночинец, который в стихах и поэмах находил отзвук собственных мыслей и дум. Николай Алексеевич стал поэтическим вождем нового поколения. Еще с детства мальчика влекло к угнетенным и обездоленным, в нем пробуждалось отвращение к окружающей грязи и невежеству, стремление к справедливости. И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства,
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидоал житью последних барских псов.
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где выучился я терпеть и ненавидеть…

Еще в ранних его стихах обнаружились мысли и чувства чуждые другим русским поэтам, но отвечающие на запросы времени. Некрасов говорит с народом на привычном и доступном для него языке. В его стихах не было потока слез, но они заставляли содрогнуться, остро ощутить чувство протеста. Первый народный поэт, он писал о народе и для народа. Нищие, ремесленники, плачущие голодные дети, писатели, умирающие в приютах для бедняков проходят перед нами в городских стихах поэта. Не о блистательной красоте города, не о его величественном великолепии говорит поэт, а о непосильном труде голодных людей, о нищих, замерзающих в мрачных его закоулках:

Мрут, как мухи извозчики, прачки,
Мерзнут дети на ложе своем.

Кто из русских поэтов так глубоко прочувствовал и понял русский народ, русскую душу? Кто живет его думами и печалями, говорит его языком, плачет его кровавыми слезами? На этот вопрос есть только один ответ: Некрасов!

Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!

Народ и родина. У Некрасова эти два понятия сливаются в единое целое. Любовь к народу, к родине, писатель пронес до последних дней. Истоки этой любви, наверно, связаны с Волгой, рекой его детства. Ведь даже тогда, “в золотую пору малолетства”, юный Некрасов не мог остаться равнодушным к тому бурлацкому стону, который горько терзал его сердце:

И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный, похоронный крик,
И сердце дрогнуло во мне.

Этот страшный крик как-будто проходит сквозь годы и ясно звучит в стихах Некрасова. Когда я читаю строки, в которых идет речь о каторжном труде людей, неверится, что такое могло быть на самом деле. Для людей, за плечами которых стоит царь-голод, друд становится гибельным. Тысячи крестьян, согнанных на строительство железной дороги, работая в нечеловеческих условиях, “гроб обрели здесь себе”:

Мы надрывались под зноем и холовом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Не могу не содрогнуться, читаястроки о больном белоруссе:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие,
Ноги опухли, колтун в волосах.

Поэт не просто созерцает дешераздирающую картину, он страстно зовет к борьбе, верит, что народ найдет правильную дорогу к счастью. По-моему, Некрасов глубоко убежден, что счастье народа в борьбе за свое счастье:

Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.

В условиях растущего возмущения народа, дума о его революционных возможностях все больше и больше волновала поэта. Прямым призывом освободиться от эксплуататоров прозвучало обращение к людям в стихотворении “На Волге”: Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

Но поэт ясно видит слабость народа, его пассивность и забитость. Видел, что несмотря на рост числа крестьянских волнений, они по-прежнему остаются разрозненными и обречены на провал. Сомнения в способности народа самому добиться освобождения, он прямо высказывает в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”:

Ты проснешся исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил,
Создал песню подобную стону
И духовно навеки почил? ..

Уже с юношеских лет Некрасов понял, что то “сердце не научится любить, которое устало ненавидеть”. И его сердце не уставало ненавидеть. Он ненавидел то, что мешало и не давало его родине жить светлой, счастливой жизнью. Он страстно желал свободы своей стране. Поэт преклонялся перед людьми революционного подвига, которые отдали собственную жизнь во имя отчизны:

Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.

Так оценивал Некрасов жизни Чернышевского, Добролюбова, Белинского. Думаю, что сам поэт жил для других. Сердце его принадлежало к таким сердцам, которым родина свята:

Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

О чем бы ни писал Некрасов: о крестьянском труде, о русской природе, о жизни городской бедноты, о Волге и о русских просторах– вся его поэзия –это чудесный родник неиссякаемой любви к родине. Некрасов помог мне еще лучше понять, что любить родину–это не просто созерцать ее луга, нивы, Это соизмерять свои мысли и поступки с жизнью своей страны:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.

Реферат некрасова

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен «глаголом жечь сердца людей», «воспламенять бойца для битвы», нести людям «любви и правды чистые учения».

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его «муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, «богатых словом, делом бедных», погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, «избранника неба», «глашатая истин вековых», посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт «в годину горя» должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь». Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

. Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою «неласковую музу» «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой.

Муза ведет поэта «чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода», заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение «Блажен незлобивый поэт» рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе «незлобивого поэта», которому современники «при жизни памятник готовят».

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, «чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений». Труден и горек его путь. Его «карающая лира» не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.

Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, «что тема старая — страдания народа и что поэзия забыть ее должна». Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна «изменчивой моде». Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, «влачатся в нищете, покорствуя бичам». Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения «Деревня»: «Здесь рабство тощее влачится по браздам. » Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема «страданий народа» должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, «кому посвящены мечтания поэта», «не внемлет он и не дает ответа».

Подобно Пушкину в стихотворении «Памятник», Некрасов в своей «Элегии» подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, «Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии».

Некрасов Н.А.

* Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии.
* Отец Некрасова, Алексей Сергеевич был мелкопоместным дворянином, офицером. Выйдя в отставку, он поселился в своем родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии (сейчас село Некрасово). Имел несколько душ крепостных, к которым относился достаточно жестко. Его сын с ранних лет наблюдал за этим, и считается, что данное обстоятельство обусловило становление Некрасова как поэта-революционера.
* Мать Некрасова, Александра Андреевна Закревская, стала его первой учительницей. Она было образована, и всем своим детям (которых было 14) тоже старалась привить любовь к русскому языку и литературе.
* Детские годы Николая Некрасова прошли в Грешневе. В возрасте 7 лет будущий поэт уже начал сочинять стихи, а еще через несколько лет – сатиры.
* 1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии. Учится Некрасов средне, периодически конфликтуя с начальством из-за своих сатирических стихов.
* 1838 год – Некрасов, не завершив учебный курс в гимназии (дошел всего лишь до 5 класса), уезжает в Петербург для поступления в дворянский полк. Отец мечтал, чтобы Николай Алексеевич стал военным. Но в Петербурге Некрасов, вопреки воле отца, пытается поступить в университет. Поэт не выдерживает вступительных экзаменов, и ему приходится определиться вольнослушателем на филологический факультет.
* 1838 – 1840 годы – Николай Некрасов вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.
* В этом же (1838) году состоялась первая публикация Некрасова. Стихотворение «Мысль» выходит в журнале «Сын отечества». Позже несколько стихов появляются в «Библиотеке для чтения», потом – в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду».
* Все трудности первых лет жизни в Петербурге Николай Алексеевич опишет позже в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». 1840 год – на первые сбережения Некрасов решается издать свой первый сборник, что и делает за подписью «Н.Н.», несмотря на то, что В.А. Жуковский его отговаривает. Сборник «Мечты и звуки» не имеет успеха. Расстроенный Некрасов уничтожает часть тиража.
* 1841 год – Некрасов начинает сотрудничать в «Отечественных записках».
* Этот же период – Николай Алексеевич зарабатывает на жизнь, занимаясь журналистикой. Он редактирует «Русскую газету» и ведет в ней рубрики «Хроника Петербургской жизни», «Петербургские дачи и окрестности». Сотрудничает в «Отечественных записках», «Русском инвалиде», театральном «Пантеоне». Одновременно под псевдонимом Н.А. Перепельский пишет сказки, азбуки, водевили, мелодраматические пьесы. Последние с успехом ставятся на сцене Александрийского театра в Петербурге.
* 1843 год – Некрасов знакомится с Белинским. Пробует издательское дело и выпускает альманах «Статейки в стихах…».
* 1845 год – написано первое реалистическое стихотворение Некрасова «В дороге». Стихотворение получило самую высокую оценку Белинского.
* Этот же год – Некрасов публикует альманах «Физиология Петербурга».
* 1846 год – Николай Алексеевич издает альманахи «Петербургский сборник» и «Первое апреля». Во все альманахи поэта вошли произведения Белинского, Тургенева, Достоевского, Даля, Герцена. В полицейских доносах Некрасова за изображение «низменной» жизни Петербурга называют «самым отчаянным коммунистом».
* 1847 – 1866 годы – Некрасов является редактором журнала «Современник».
* 1847-1864 годы – Некрасов состоит в гражданском браке с писательницей Авдотьей Яковлевной Панаевой, которая также сотрудничает в «Современнике».
* Основными темами творчества поэта в этот период стали лирика (стихотворения, посвященные Панаевой), стихи о городских бедняках, о крестьянской жизни, о народе.
* Середина 1850-х годов – Некрасов лечится от заболевания горла в Италии.
* 1856 год – очередной сборник стихов Некрасова имеет оглушительный успех.
* 1862 год – написана поэма «Рыцарь на час». Произведение стало результатом поездки Николая Алексеевича по родным местам. Этот же год – Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, расположенную недалеко от Ярославля. Начиная с этого года, в Карабихе поэт проводит каждое лето.
* 1866 год – после крестьянской реформы революционно-демократический журнал «Современник» запрещен цензурой.
* 1866 – 1876 годы – работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
* 1868 год – Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», которыми совместно с М.Е. Салтыковым руководит до самой своей смерти.
* 1870 год – написана поэма «Дедушка».
* 1871 – 1872 годы – Некрасов пишет поэму «Русские женщины».
* 1875 год – написана поэма «Современники». В начале этого же года поэт тяжело заболел. Оперировать Некрасова из Вены приехал знаменитый в то время хирург Бильрот, но операция не дала результатов.
* 1877 год – Некрасов издает цикл стихов «Последние песни». 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) – Николай Алексеевич Некрасов умирает в Петербурге от рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

/ Биографии / Некрасов Н.А.

Смотрите также по Некрасову:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector