Биография Михаила Юрьевича Лермонтова

Презентация «Биография Михаила Юрьевича Лермонтова». Размер 515 КБ. Автор: q.

Литература 9 класс

«Сочинение-рассуждение «Местоимение»» — Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой. Речевые клише. Аргументы. Сочинение. Примеры. Переход к рассуждению. Теоретическое рассуждение. Вступление. В 11 предложении текста автор называет того, о ком пойдёт речь. Текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания. Заключение (вывод). Пишем сочинение о местоимении.

«Русский поэт Лермонтов» — В стихотворении изображена самая гуща боя, показан ратный труд. «Вадим» (1832-34), стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»]. Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы родился в Москве. Не думая всерьез о литературном поприще, поэт ведет лирический дневник. Неожиданный финал. Лермонтов входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834).

«Вторая ссылка Лермонтова» — Лермонтов сообщал. Приятная прогулка. Дуэль. Издание стихотворений. Место дуэли Лермонтова. Лермонтов в Москве. Портрет Лермонтова в гробу. Тенгинский пехотный полк. Чувство единства. Первое захоронение. Перестрелка в горах. Эпизод из сражения.

«Своеобразие любовной лирики Пушкина» — Новый этап в жизни. Младенчество прошло. Чудное мгновенье. Философские представления поэта. Наталья Николаевна Гончарова. Дочь директора публичной библиотеки. Анализ стихотворения. Поэт благодарен женщине. Одесса. Пик чувства пройден. Екатерина Павловна Бакунина. Жена Пушкина. Любовная лирика А.С.Пушкина. Ты и вы. Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви. Любовная лирика. Приобретение навыков анализа стихотворений.

«Молодёжный жаргон» — Первобытность молодёжной речи. Маленький. Система ценностей. Антинорма. Знаете ли вы что такое жаргон. Стоит задуматься. Молодёжный жаргон. Большое количество ненужной информации. Крыша. Осуждаемые формы речи. Два вида жаргона. Современный жаргон. (ошибка. Диаграмма. Жаргон. Мы за чистоту русского языка. Словарь сленга. Наречие. Восторг. Контингент носителей. Токсикоманы. Появление жаргона. Драка.

«Творчество С.Есенина» — Гой ты, Русь, моя родная. Родители поэта. Сергей Александрович Есенин. Любовь к родному краю. Край любимый. Песнь о собаке. Тема родины. Пахнет яблоком и медом. Животные. Человек. Богатство цветообозначения. Урок литературы по творчеству С.Есенина. Задрожало зеркало затона. Ранний период. Внимание читателя. Скирды солнца. Средоточие красоты. Васильками сердце светится. Дед поэта. Тема родины в творчестве С.А. Есенина.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

Урок литературного чтения. М.Ю Лермонтов. Утёс

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Тема : М.Ю.Лермонтов. Страницы биографии.

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся 4-х классов в предметной области литературное чтение по теме: « М.Ю.Лермонтов. Страницы

биографии. Творческое наследие».

Задачи: 1. Учить выразительному чтению лирических произведений;

развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности.

2. Формировать умение соединять теоретические знания с практической деятельностью;

совершенствовать умение проявлять оценочную самостоятельность.

3. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

воспитывать готовность слушать, вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: 1. Учебники, рабочие тетради на печатной основе.

2. Словари, справочная литература.

3. Выставка книг о М.Ю.Лермонтове, книг с его стихами.

4. Презентация «Биография М.Ю.Лермонтова»

5. Карточки с заданиями.

I . Организационный момент. (0,5 мин)

II . Выход на тему урока. (0,5 мин.)

— Итак, мы начинаем урок литературного чтения.

— Напомните, как называется раздел, который мы изучаем?

— Какие произведения помещены в этот раздел?

— Послушайте стихотворение, постарайтесь определить фамилию автора.

(Подготовленный ученик читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»)

-Знакомы ли вам эти стихи? Кто их автор?

— Автор этих строк – русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с его биографией, творческим наследием.

III . Постановка учебных задач.

— Давайте попробуем выбрать учебные задачи для сегодняшнего урока.

( на доске вывешены плакаты с задачами:)

выразительно читать и слушать;

делить текст на части;

находить тему и главную мысль;

находить средства художественной выразительности;

работать в группе;

оценивать свою работу и работу товарищей.

После отбора на доске остаются только те задачи, которые будут решаться на данном уроке.

IV . Презентация «Биография М.Ю.Лермонтова».

Ну а начнем мы наш разговор о поэте со страниц его биографии. Постарайтесь представить себе, что это был за человек, как он жил, о чем мечтал…

(Демонстрируются слайды с портретами, живописными работами, которые сопровождаются рассказом о жизни поэта)

См. Приложение 1 .

— Более подробную информацию о жизни и творчестве поэта вы сможете найти в книгах, представленных на выставке.

V . Задание на антиципацию.

— Как вам кажется, какие по настроению стихи мог писать человек с такой непростой судьбой?

— Какое по настроению стихотворение будем читать сегодня на уроке – выберите ответ из предложенных на доске вариантов.

на доске записано:

о горькой судьбе

о несчастной любви

— В конце урока мы проверим ваши предположения.

VI . Динамическая пауза.

— Выполним дыхательную гимнастику и упражнения на формирование дикции.

(Ученик проводит упражнения)

1). Вдыхаем воздух через рот, выдыхаем через нос, рывки руками, наклон вперёд

2). То же упражнение, дышим наоборот.

3). «Шаги по ступенькам»: произносим пословицу «Не красна изба углами, а красна пирогами»

4). «Хорошо» Произносим слово с различной интонацией: ! ? ,

VII . Игра «В кругу друзей».

— А теперь, чтобы поближе познакомиться с одним из стихотворений М.Ю.Лермонтова, мы проведём игру «В кругу друзей».

— Распределите роли внутри группы:

— Вспомним правила работы в группе.

— Все готовы, можно приступать к работе. На неё отводится 7 минут.

См. Приложение 2.

VIII . Отчёты групп о проделанной работе.

Вопросы для 1-ой группы:

Какие слова вам удалось расшифровать?

Какие чувства, настроения возникли при чтении стихотворения «Утёс»?

Оцените работу своей группы.

Вопросы для 2-ой группы:

Расскажите о проделанной работе.

С кем из группы хотелось бы поработать в следующий раз?

Вопросы для 3 –ей группы:

Толкование каких слов нашли в словаре?

Какие средства художественной выразительности удалось найти?

Чья работа в группе была самой полезной?

Вопросы для 4-ой группы:

Сколько картин вы представили, читая стихотворение? Какие?

Как вы думаете, это стихотворение нужно читать ровно, или меняя темп?

Какую строфу нужно читать быстрее, а какую медленнее? Почему?

Сложнее или легче было выполнять задания в группе?

— Вопрос для всех участников игры:

— Почему Лермонтов назвал стихотворение «Утёс», а не «Тучка» или «Утёс и тучка»?

— Почему утёс плачет «тихонько», ведь его в пустыне никто не услышит?

— На чьей стороне симпатия автора?

— Прочитайте стихотворение так, чтобы почувствовать это отношение.

(Выразительное чтение стихотворения)

— Оцените своё чтение в соответствии с критериями.

— В ходе урока я задала вам вопрос о характере стихов Лермонтова. Чьи предположения оказались верными?

— Конечно, мы познакомились только с одним стихотворением поэта, но, забегая вперёд, хочу сказать, что главным в его лирике был мотив тоски, одиночества, неразделённых чувств. Но об этом вы узнаете чуть позже.

— На ваших рабочих местах остался ещё один лист – карта личных достижений. Вы много трудились сегодня. Если вы согласны с высказыванием – заштриховываем «пальчик», если ещё не уверены – не заштриховываете.

— Как вам кажется, выполнили мы на уроке поставленные задачи? Докажите.

— Кому сегодняшний урок доставил удовольствие?

— Это значит, что цель урока достигнута. Я благодарю вас за работу.

XI . Домашнее задание.

— Выучить стихотворение «Утес» наизусть. Нарисовать иллюстрацию в рабочей тетради.

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.doc

Михаил Юрьевич Лермонтов. Услышав это имя, каждый человек тут же вспоминает строчки, знакомые ему с самого раннего детства.

« Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…»

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), по воспоминаниям современников «был среднего роста, редкий красавец; он был добр, но ужасно вспыльчив». Перед женитьбой на матери поэта, Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана.

Поместье Юрия Петровича Лермонтова находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых.

В семье росла единственная дочь – Машенька, которая влюбилась в молодого, красивого отставного офицера. Марья Михайловна часто музицировала на фортепьяно, читала романы, предавалась мечтаниям, но была очень слаба здоровьем.

Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна вышла, когда ей не было ещё и 17 лет. Родители выбор дочери не одобрили.

После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах . Хозяйкой всему там была бабушка будущего поэта – Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Слайд 5. (бабушка)

Елизавета Алексеевна сама управляла своим имением. Своих крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, но никогда не применяла к ним телесные наказания.

В Москве в ночь с 2 на 3 октября 1814 года на свет появился великий русский поэт. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.

Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. Очень скоро после рождения сыны от чахотки умирает мать поэта – Мария Михайловна. После её смерти отец – Юрий Петрович покидает Тарханы, оставив своего сына на попечение бабушки.

Слайд 6. (маленький поэт)

Это самый ранний портрет Лермонтова — 3-4-летнего ребёнка, – выполненный неизвестным крепостным художником. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение.

Не удивляйтесь, но рисовать Лермонтов начал еще раньше, чем писать стихи. Пол в детской был покрыт сукном специально для того, чтобы мальчик рисовал на нем цветными мелками.

Сам Михаил Лермонтов рос очень слабым, болезненным ребёнком. Он рано начал говорить, а вот ходить научился лишь к 4 годам.

Дважды бабушка возила внука на Кавказские Минеральные Воды для лечения. Величественные картины природы Кавказа потрясли воображение юного Лермонтова. Там он нашёл дорогое его душе место. Впечатления от поездок мальчик отразил и в стихах, и в живописных работах.

Слайд 7. (в детстве)

Второй детский портрет Лермонтова, выполнен в 1820г. Здесь мы видим шести -летнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом печальных глаз. Гораздо позднее, став поэтом, Лермонтов напишет горькие строчки о печальной судьбе ребёнка, лишенного материнской ласки и отцовской заботы.

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, страстно любила внука. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему блестящее домашнее образование.

Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастился к чтению, занимался под руководством учителей и овладел европейскими языками (английским, немецким и французским), прекрасно изучил европейскую культуру и литературу.

Писать стихи Михаил начал ещё в детстве. Учился он в благородном пансионе при Московском университете, после поступил в университет. А затем, неожиданно, юный поэт резко изменил свою жизнь: стал военным. Эта перемена карьеры отвечала и желаньям бабушки. Она мечтала видеть внука военным и не придавала значения его литературному таланту.

Слайд 8. (Лермонтов – корнет)

Имя Лермонтова стало широко известно в России после появления стихотворения «Смерть поэта». Он написал его, узнав о трагической гибели А.С.Пушкина. За эти дерзкие, вольнолюбивые стихи по приказу императора Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию.

Слайд 9. (Л. в воен.мундире)

Этот портрет относится к 1837 года. Выполнен П.Е. Заболотским. Поэт изображен в расстегнутом мундире с золотыми шнурами. Здесь мы видим, что юношеская весёлость исчезла и даже светские дамы, разглядывая портрет, замечали «чёрную меланхолию». Его мало ценили, ещё меньше понимали окружающие, горечь и злость закипали в нём, и на бумагу ложились новые пламенные стихи.

Природа Кавказа приковала всё его внимание; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой. Кавказские горы навсегда становятся его любовью.

Здесь, на Кавказе, Лермонтов пишет стихи, с огромным желанием занимается живописью. Он создаёт замечательные пейзажи, зарисовки, наброски.

Слайд 10 (а,б,в)(живопись)

Такими он увидел Тифлис, Военно-грузинскую дорогу, Крестовую гору.

Хлопоты бабушки и заступничество В.А.Жуковского позволили поэту вернуться из ссылки. С Кавказа Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После стихотворения «Смерть поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься.

Однако, его новые стихи а также его независимое поведение вызвали вражду к нему со стороны царского двора и светского общества. За дуэль с сыном французского посла, хотя никто не пострадал, Лермонтов вновь был сослан на Кавказ.

Слайд 11 (автопортрет)

В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. На обороте написано «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный».

Это один из лучших и достоверных портретов Лермонтова. Он передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания, его состояние души. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким современники видели Лермонтова в Грузии.

В Пятигорске после ссоры с бывшим однокашником по военной школе Николаем Мартыновым состоялась дуэль.

Слайд 12.(на месте дуэли)

Дуэль произошла 15 июля 1841 года у горы Машук. Лермонтов выстрелил вверх Мартынов — прямо в грудь поэту. На месте дуэли Мартынова и Лермонтова позже был установлен памятник.

В результате дуэли Лермонтов был смертельно ранен. Когда поэта привезли на его квартиру, сразу собралось много народу, дамы плакали.

Слайд 13.(на смертном одре)

На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре». «Живопись нехороша, но память дорога» – писал один из современников. Портрет оставляет тяжелое впечатление.

Слайд 14.(пам. в Пятигорске)

В городе Пятигорске и по сей день стоит памятник М.Ю.Лермонтову, построенный на средства соотечественников. На высоком постаменте мы можем увидеть поэта, сидящего в задумчивой позе, с грустью на лице, любующегося красотами дорогого его сердцу Кавказа. Таким мы его и запомним.

Слайд 15 (годы жизни)

Поэт прожил очень короткую жизнь – всего 26 лет. Но след, который он оставил своим творчеством, еще долго будет волновать умы потомков.

Урок литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Утес»

Тема: М.Ю.Лермонтов. «Утес».

Цели:

  • Познакомить детей с творчеством М.Ю.Лермонтова.
  • Научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.
  • Продолжать формировать навыки выразительного чтения и умения интонацией передавать настроение.
  • Воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование: мультимидийная установка.

1. Организационный момент. Речевая разминка

– Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко, прохлопайте ритм.
– О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)
– Какие слова надо выделять? Это должны бытьсамые важные слова. (Расстановка логических ударений.)
– Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
– Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

2. Проверка домашнего задания

Как называется регион страны России, где мы с вами проживаем?

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы». Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.Лермонтов и Л.Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
Творческие группы ребят приготовили для нас рассказ о том, какие великие русские поэты и писатели побывали на Кавказе и о том, как эти путешествия повлияли на их творчество.

Ставрополье посетили многие известные люди России: военные и ученые, поэты и медики, писатели и музыканты. Среди них выдающиеся полководцы Александр Васильевич Суворов, Алексей Петрович Ермолов, писатели Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Лев Николаевич Толстой, композитор Михаил Иванович Глинка и др.
Величественная природа Кавказа, бурные события Кавказской войны стали источником вдохновения для Александра Сергеевича Пушкина.

Литературный критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский написал замечательные строки: «С легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии. Муза Пушкина как бы освятила давно уже существующее родство России с этим краем, купленным дорогою кровью сынов се и подвигами ее героев. И Кавказ, эта колыбель поэзии Пушкина, сделался и колыбелью поэзии Лермонтова».

3. Постановка цели урока, актуализация знаний

– Сегодня мы познакомимся с произведениями замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Его биографию нам поведает творческая группа библиографов.

4. Самостоятельное жужжащее чтение текста о поэте

– Предлагаю самостоятельно прочесть текст о поэте на с. 142–143 учебника.

5. Беседа после чтения

Что нового узнали о поэте? ( Мы узнали, что он даже маленький часто говорил в рифму, удивляя этим окружающих. Маленького поэта называли Мишелем. После смерти А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов написал стихи «На смерть поэта», о которых все говорили, что их написал великий поэт).

6. Физкультминутка

Как живешь? Вот так!
(Дети встают, показывают большой палец)
Как идешь? Вот так!
(Шаги на месте)
Как бежишь? Вот так!
(Бег на месте)
Как летишь? Вот так!
(Махи кистями)
Как плывешь? Вот так!
(Маха руками)
Как шалишь? Вот так!
(Прыжки с поворотами)
Как сидишь? Вот так!
(Садятся за парты).

7. Новая тема

– Творческая группа чтецов предлагает нам послушать несколько небольших стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,–
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою…
Ахнул дерзкий – и упал!
Но упал он в дальне море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой –
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в краю далеком?
Что кинул он в краю родном?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой!

– Мы же с вами сегодня работаем лишь с одним стихотворением «Утес».

Чтение стихотворения «Утес».

Выразительное чтение стихотворения.

8. Итог урока

– Какие открытия сделали сегодня на уроке?
– Понравились ли вам стихи М.Ю.Лермонтова.

9. Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
  3. Творческим группам проанализировать стихотворения «На севере диком», «Осень», «Горные вершины», «Парус», «Два великана».

Конспект и презентация к уроку литературы «Детство Михаила Юрьевича Лермонтова»

На уроках литературы обязательным условием является знакомство учащихся с биографиями писателей. Знакомство с биографией писателя даёт школьникам психологическую и эстетическую установку на изучение его произведений. Известно, что реальную действительность писатель воссоздаёт через личное отношение к ней, поэтому изучение биографии писателя преследует цель ввести учащихся в неповторимый мир художника слова, помочь им понять этот мир с позиций современности. На уроках необходимо создать условия для лучшего понимания произведений автора, связывая определенные этапы творчества писателя с событиями в его жизни.

Целевая аудитория: для 5 класса

Автор: Герасимова Ирина Ивановна
Место работы: МАОУ СОШ №8 с углублённым изучением математики г. Старая Русса Новгородской области
Добавил: Irichka

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: