Биография Михаила Юрьевича Лермонтова

Презентация «Биография Михаила Юрьевича Лермонтова». Размер 515 КБ. Автор: q.

Литература 9 класс

«Сочинение-рассуждение «Местоимение»» — Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой. Речевые клише. Аргументы. Сочинение. Примеры. Переход к рассуждению. Теоретическое рассуждение. Вступление. В 11 предложении текста автор называет того, о ком пойдёт речь. Текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания. Заключение (вывод). Пишем сочинение о местоимении.

«Русский поэт Лермонтов» — В стихотворении изображена самая гуща боя, показан ратный труд. «Вадим» (1832-34), стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»]. Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы родился в Москве. Не думая всерьез о литературном поприще, поэт ведет лирический дневник. Неожиданный финал. Лермонтов входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834).

«Вторая ссылка Лермонтова» — Лермонтов сообщал. Приятная прогулка. Дуэль. Издание стихотворений. Место дуэли Лермонтова. Лермонтов в Москве. Портрет Лермонтова в гробу. Тенгинский пехотный полк. Чувство единства. Первое захоронение. Перестрелка в горах. Эпизод из сражения.

«Своеобразие любовной лирики Пушкина» — Новый этап в жизни. Младенчество прошло. Чудное мгновенье. Философские представления поэта. Наталья Николаевна Гончарова. Дочь директора публичной библиотеки. Анализ стихотворения. Поэт благодарен женщине. Одесса. Пик чувства пройден. Екатерина Павловна Бакунина. Жена Пушкина. Любовная лирика А.С.Пушкина. Ты и вы. Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви. Любовная лирика. Приобретение навыков анализа стихотворений.

«Молодёжный жаргон» — Первобытность молодёжной речи. Маленький. Система ценностей. Антинорма. Знаете ли вы что такое жаргон. Стоит задуматься. Молодёжный жаргон. Большое количество ненужной информации. Крыша. Осуждаемые формы речи. Два вида жаргона. Современный жаргон. (ошибка. Диаграмма. Жаргон. Мы за чистоту русского языка. Словарь сленга. Наречие. Восторг. Контингент носителей. Токсикоманы. Появление жаргона. Драка.

«Творчество С.Есенина» — Гой ты, Русь, моя родная. Родители поэта. Сергей Александрович Есенин. Любовь к родному краю. Край любимый. Песнь о собаке. Тема родины. Пахнет яблоком и медом. Животные. Человек. Богатство цветообозначения. Урок литературы по творчеству С.Есенина. Задрожало зеркало затона. Ранний период. Внимание читателя. Скирды солнца. Средоточие красоты. Васильками сердце светится. Дед поэта. Тема родины в творчестве С.А. Есенина.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

Анализ стихотворения «Родина».

Стихотворение «Родина» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Оно явилось одним из самых значительных произведений русской лирики XIX века. В стихотворении поэт размышляет о своем отношении к отчизне: о любви к ней. В первых же строчках Лермонтов говорит о «странностях» этой любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Эти слова представляют как бы тезис, суждение, которое поэт будет доказывать и раскрывать на протяжении всего стихотворения.

Так почему же любовь Лермонтова к России – «странная»? Он не любит общепризнанно-высокого предмета патриотического воодушевления, когда «славу покупают кровью». Он привязан к иному лицу родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Это действительно высокое чувство, и «рассудок» его «не победит». А «странной» такую любовь Лермонтов называет, наверное, потому, что так может показаться тем, кто признает «славу, купленную кровью», «полный гордого доверия покой» и не понимает, как можно любить «холодное молчанье степей» России.

В стихотворении создан живой поэтический образ нашей родины, основное содержание, наполнение которого – русская природа и народная жизнь. В своих стихотворениях о природе Лермонтов часто использовал цветовые эпитеты. И особенно необычно, что в таком масштабном по своему значению стихотворении, как «Родина», так экономно используются художественно-изобразительные средства. «Бросившись на поиски» цветовых эпитетов, мы найдем всего лишь два: «желтеющая нива» и «белеющие березы». Но все же нужно оценить такие метафорические эпитеты, как «печальные деревни» и «безбрежные леса». Последний эпитет особенно красив, он внушает уважение, гордость, любовь к родной стране.

В стихотворении возникает образ русской деревни, дорогой Лермонтову. Для него родина заключается в жизни народа, в его простом быту. Разнообразные детали этого быта: «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно…», — поэт перебирает в памяти с «отрадой» и любовью.

В стихотворении «Родина» русская деревня — поэтическое воплощение отчизны. Это ее символ. Именно в этом стихотворении отчетливо прослеживается крестьянская тема. Лермонтов сочувственно относится к крестьянству. Здесь есть оттенок грусти, на который точнее всего указывает эпитет: «печальных деревень». Но здесь нет «мировой скорби», и этот оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением.

В стихотворении тема родины развивается от широкого плана к более узкому. В начале поэт перечисляет официальные формы патриотизма. Затем следует общее изображение русской природы, большой, я бы даже сказал, огромный мир России:

…степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

После этого описания следуют более частные детали. Они непосредственно связаны с народным бытом: «дрожащие огни деревень», «дымок спаленной жнивы», «полное гумно», «изба, покрытая соломой»… Наконец, в финале картина еще более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт-путешественник «смотреть до полночи готов».

У каждого из этих, различающихся масштабностью, отрезков свой характерный лексический состав. В первых шести строках преобладают слова обобщающие или отвлеченные: «отчизна», «рассудок», «слава». Далее употребляются слова, которые обозначают объекты широкого масштаба, географического и топографического характера: степи, леса, реки, проселочный путь. Лексика второй половины стихотворения более локальна, конкретна. Здесь изображаются частности, что показывается даже грамматически: слова употреблены в единственном числе: обоз, нива, изба, гумно.

Размер стиха также меняется: разностопный ямб первых 14 строк со свободной меняющейся рифмовкой сменяется как бы разговорными интонациями привычного четырехстопного ямба. Например:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Здесь семь и пять стоп. И четырехстопный ямб: «Чету белеющих берез».

Итак, стихотворением «Родина» Лермонтов утверждает свою любовь к России, к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу народа. Также поэт утверждает любовь к русской земле, возделанной трудом крестьянина. Лермонтов отчетливо перечисляет чуждые ему формы патриотизма. Он отстраняет от себя великодержавный патриотизм, равнодушно говорит о «славе, купленной кровью» и «заветных преданиях» «темной старины». Непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, а размышление о «странности» этой любви. Это придает произведению полемический и программный характер.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус»

Стихотворение «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов написал ещё в семнадцатилетнем возрасте в Петербурге в 1832 году. Знаменитые строчки родились у него в момент его прогулки вдоль берега Финского залива.

Поэт попытался отразить в нём свои личные душевные переживания. Молодой человек хотел стать филологом, но по желанию единственного в мире родного для него человека – бабушки – он согласился переехать в Петербург для того, чтобы поступить учиться в юнкерскую школу.

В этот ответственный в его жизни момент, он очень много думает и размышляет

Композиция делит всё стихотворение на три строфы и при этом очень чётко разграничивает основные образы произведения образ паруса и лирического героя. В молодые годы Лермонтов в своей лирике часто использовал образы бурь, разгулявшейся морской стихии и мелькающего вдалеке паруса.

Анализ 1 строфы

В начале стихотворения поэт стоит на берегу и смотрит на виднеющийся парус. Эти два образа – образ паруса и лирического героя- непосредственно связаны с понятием «одиночество». Герой одинок, разочарован в жизни. Также и парус мечется по волнам в полном одиночестве. И ни тот, ни другой не могут достигнуть душевной внутренней гармонии.

Анализ 2 строфы

Здесь лирический герой начинает искать пути спасения от одиночества. И путь для этого выбирает неординарный – борьбу со стихией. Но встречи с бурями не приносят ему счастья. Не принесут и перемен в жизни. Счастье должно быть в самом человеке и не нужно от него бежать.

Анализ 3 строфы

Третья строфа – это описание картины умиротворения и гармонии мира. Но это длится недолго. Герой желает только одного – обретения душевного покоя, обновления жизни. Но этот процесс, как он считает, возможен только через очистительную бурю.

В стихотворении «Парус» Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает ещё одну не менее важную и можно сказать, вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Поэт в отношении главного героя употребляет такие два эпитета, как «одинокий» и «мятежный». Лермонтов уверен, что одинокий человек не может быть счастливым.

Отсюда и ощущение лёгкой грусти в начале стихотворения. Но уже в конце мы ощущаем перемену в настроении не только автора, но и главного героя. Парус маленький, но он абсолютно не боится страшной бури. Он сильный по духу и не желает покориться судьбе. Он мятежный! И в этом находит своё счастье!

«Ужасная судьба отца и сына…» М. Лермонтов

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;
Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землей;
Ты счастливей меня, перед тобой
Как море жизни — вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О, если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере, я люблю!

Анализ стихотворения Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына…»

В 1831 году из-под пера Лермонтова вышла элегия «Ужасная судьба отца и сына…». Напечатана она была гораздо позже – в 1872 году ее впервые опубликовал историко-литературный журнал «Русский архив». Стихотворение посвящено трагическому событию в жизни поэта – смерти отца, Юрия Петровича. В произведении нашли отражение особенности отношений Лермонтова с ним. Дело в том, что мать Михаила Юрьевича скончалась рано – ей шел двадцать второй год. За воспитание будущего стихотворца взялась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца к мальчику она практически не допускала. О конфликтах между взрослыми Лермонтов в своих ранних художественных произведениях писал не раз. В частности, про их раздоры говорится в пьесе «Menschen und Leidenschaften».

В стихотворении обнаруживается связь не только со смертью Юрия Петровича, но и с оставленным им в январе 1831 года завещанием. В нем он предстает совсем не таким, как в воспоминаниях современников, – любящим супругом, заботливым отцом, против воли разлученным с сыном. Через элегию Лермонтов выражает сильнейшую скорбь, вызванную потерей папы. Кроме того, поэт сожалеет о годах, проведенных вдали от Юрия Петровича. Интересно, что именно отец был одним из первых людей, по достоинству оценивших писательский талант Михаила Юрьевича, усмотревших в нем потенциального гения.

Во второй части стихотворения появляются рассуждения о толпе и герое, ей противопоставленном, что характерно для романтической традиции в мировой литературе. Здесь обозначается родство Лермонтова с папой не только по крови, но и по духу: «Ты светом осужден. Но что такое свет?». По мнению Михаила Юрьевича, они с отцом стали «жертвою страданий», им пришлось терпеть нападки людей, «то злых, то благосклонных». Среди рассуждений о жестокости толпы находится место и для биографических мотивов. Лирический герой желает вновь испытать отцовскую любовь, размышляет о собственном одиночестве.

Темы, встречающиеся в элегии «Ужасная судьба отца и сына…» проявятся в стихотворении «Эпитафия», датированном 1832 годом. В нем Лермонтов снова говорит о гонениях, страдании, крепкой духовной связи папы и ребенка. Несмотря на то, что с момента кончины Юрия Петровича прошло достаточное количество времени, поэт не меняет мнение, не дает других оценок. Он по-прежнему тоскует по нему, хочет когда-нибудь встретиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: