Биография Михаила Державина

Родился 15 июня 1936 года в Москве. Отец — Державин Михаил Степанович (1904-1951), всенародный артист РСФСР, был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова. Мать — Державина Ираида Ивановна (1916-2000). Супруга — Державина (Бабаян) Роксана Рубеновна (1946 г. рожд.), известная эстрадная певица, народная артистка России. Дочь — Державина Мария Михайловна (1963 г. рожд.).

Михаил Державин вырос в уникальном доме на улице Вахтангова. В нем жили актеры, художники, музыканты, в соседнем подъезде находилось Театральное училище имени Б.В. Щукина. На первом этаже в маленькой квартирке жила семейство замечательного чтеца Д.Н. Журавлева. Здесь постоянно было развесёло и громко, для детей устраивались балы, вечера шарад и импровизаций, тут распевали, читали и танцевали под аккомпанемент С. Рихтера. Среди постоянных гостей были Михаил Державин и Александр Ширвиндт.

К Державиным нередко приходили знаменитые вахтанговцы — Р.Н. Симонов, В.Г. Кольцов, А.И. Горюнов, Н.П. Охлопков, А.Л. Абрикосов и другие. В детстве Михаил и не подозревал, что в Москве, помимо театра, есть ещё места, куда позволительно прогуливаться на работу. Вся существование заключалась в театре, тот, что был для него центром Вселенной. Дома дети ставили сказки, сами придумывали декорации, с азартом распределяли роли, шили костюмы. Кулисами для домашней сцены служили огромные географические карты, привезенные из Омска, где во время Великой Отечественной войны Державины совместно с другими актерами Театра имени Е. Вахтангова жили в эвакуации в здании школы. Там, в Омске, Михаил не пропускал ни одного спектакля отца. Особенно ему нравился «Фельдмаршал Кутузов», в котором Державин-старший играл главную образ. В свои пять лет Михаил выучил наизусть монолог Кутузова, читал его в госпитале перед ранеными.

Хотя в дальнейшем Михаил Державин не сыграл ни одной роли из репертуара своего отца, но «семейные черты» ослепительно проявились в его творчестве — дюжий драматизм, ослепительный прикол, колоритность бытовых деталей.

Отец ушел из жизни, когда Михаилу исполнилось всего 15 лет. Мама не работала, остались ещё две младшие сестры. Михаил помогал семье как мог: снимался в массовке на «Мосфильме», десятый класс окончил в вечерней школе, так как днем приходилось подрабатывать.

В 1954 году Михаил Державин поступил в Театральное училище имени Щукина, где его учителями стали замечательные актеры Театра имени Е. Вахтангова, которых он помнил ещё с детства.

Работа на сцене для молодого актера началась с гастролей. В 1959 году, по окончании училища имени Б.В. Щукина, его пригласили в Московский театр имени Ленинского комсомола. Однако в то время, когда Михаил Державин сдавал выпускные экзамены, театр уехал на гастроли по Волге. Присоединился к труппе уже в Куйбышеве. В спектакле, посвященном молодым годам Ленина, он сыграл семь эпизодических ролей. А затем возвращения театра в Москву сыграл свою первую большую образ в пьесе-фельетоне «Опасный возраст» Семена Нариньяни, посвященной стилягам. Спектакль имел огромный счастливый момент у зрителей. Стиляга по прозвищу Бубусь принес молодому актеру широкую известность.

В 1967 году Михаил Державин короткое время работал в Театре на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел следом за режиссером А.В. Эфросом. В том же году под влиянием старых друзей А. Миронова и М. Захарова он перешел в Московский академический театр Сатиры, где работает до настоящего времени.

Первой ролью Державина в новом театре стал Марич в «Последнем параде» А. Штейна (1968), в котором он сообща с Анатолием Папановым исполнял нарочно для этого спектакля написанные песни Владимира Высоцкого, в том числе и шибко популярную позже «Утреннюю гимнастику».

Вэтого за время работы в Московском академическом театре Сатиры Державин сыграл больше 60 ролей. Следуя на сцене традициям реализма, он естественен и органичен и в классике, и в пьесах современных авторов. В многообразии характеров, воплощенных актером, сосуществуют и взаимодействуют две линии: мужчина добрый, радостный, открытый (к примеру, Елисеев в «Банкете» А. Арканова и Г. Горина, 1968; Велосипедкин в «Бане» В. Маяковского,1970; Телятев в «Бешеных деньгах» А. Островского, 1981; Николай Буркини в «Прощай, конферансье!» Г. Горина, 1984) и мужчина агрессивный, ироничный, варварский (в частности, Красная кепка в «Ремонте» М. Рощина, 1975; Скалозуб в «Горе от ума» А. Грибоедова, 1976; Тартюф в одноименной пьесе Ж.-Б. Мольера, 1977; Семенов в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана; Виктор Викторович в «Самоубийце» Н. Эрдмана, 1982). Всем без исключения героям Державина присущи жизнелюбие и внутренняя активность.

По словам Михаила Державина, сатира для него — это в свое время всего высокая гражданственность, ее направление — подмогнуть людям осмыслить в сложных житейских ситуациях, искоренить все плохое, что есть в жизни. Создавая образы, артист балансирует на грани смешного и серьезного, смешного и грустного, смешного и уродливого. На сцене Державин любит театральность, само состояние игры, перевоплощение и, если образ написана одной краской, старается откопать в ней ещё и другую, нащупать в характере неоднозначность. Так, Тартюф в исполнении Державина начисто лишен ханжества, с которым обыкновенно связывают представление об этом персонаже. Его Тартюф становится героем психологической драмы, он берет не обманом и лицемерием, а открытой наглостью, грубой силой в сочетании с без малого мистическим обаянием, исходящем от его нарочито замедленных жестов, ровного и властного голоса, от взгляда, завораживающего собеседника. Актеру удалось передать весь трагизм финального краха своего героя. Жестокость другого своего персонажа — литератора Виктора Викторовича («Самоубийца»), стремящегося довести до самоубийства другого человека, Державин скрывает под маской простодушия, изображая его в иронически комедийной, шаржированно бытовой манере.

Неожиданные краски привносит Михаил Михайлович в образ Бобчинского в «Ревизоре» Н. Гоголя (1972), наделяя его болезненным честолюбием и агрессивностью. Вообще, в «Ревизоре» в постановке Театра Сатиры Бобчинский и Добчинский (Александр Ширвиндт) выдвигаются на первостепеннный проект, отношения их грубо конфликтны и основаны на взаимной ненависти. В течение всего действия Бобчинский морально угнетает Добчинского, но при всем накале соперничества они не могут быть единственный без другого. При этом для актеров существенно было явить причины, породившие отчаянное соперничество их героев: рассудок собственной нереализованности, пустоту и тоску существования.

Работая над ролью, Державин постоянно старается игрывать живого человека, во всей его сложности и противоречивости. Так, его властный, амбициозный, стопудово убежденный в собственной непогрешимости Скалозуб в «Горе от ума» Грибоедова (1976), и все-таки по-своему умен, корректен, изящен. Епиходов в «Вишневом саде» Чехова (1983) вызывает у зрителя в то же время и гогот, и жалость.

В 1970-х — начале 1980-х годов на сцене Театра Сатиры, кроме уже упомянутых ролей, Державин сыграл Медведя в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца (1971), Иванова в «Феноменах» Гр. Горина (1979), Брауна в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта (1980).

Интеллектуальная, аналитическая край творчества Михаила Державина явственно проявилась в образе Роберта Макнамары в исторической пьесе журналиста-международника Ф. Бурлацкого «Бремя решения»(1985) об Америке времен карибского кризиса. Министр обороны США Макнамара у Державина — не реакционер и милитарист, как тот самый персонаж долгое время трактовался в отечественной прессе, а некогда всего честный, интеллигентный мужчина, преданный своей стране и своему долгу.

В пьесе «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ (1986) Михаил Державин в тонкой иронической манере сыграл образ Ответственного, члена Особой комиссии. Пьеса И. Друцэ — философская притча, близкая театру абсурда: конкретные, жизненно достоверные характеры помещены в причудливую, нереальную ситуацию. Герой Державина за пределами своей должности, за пределами своей социально-политической функции — жизнелюбивый, славный, остроумный джентльмен. Но застывшие в его сознании догмы воздвигли стену между ним и реальной действительностью, все его попытки улучшить и перестроить бытие оканчиваются ничем. Герой Державина воспринимался зрителем как нерадостный символ давнехонько исчерпавшего себя государственного аппарата.

В спектакле «Прощай, конферансье!» Григория Горина (1984) в постановке Андрея Миронова соединились воедино эстрадная и драматическая грани актерской индивидуальности Державина. Миронов и Державин посвятили спектакль памяти своих отцов. В этом вместе с тем смешном и трагическом повествовании о жизни актеров в годы Великой Отечественной войны герой Державина конферансье Николай Буркини — тоненький, добрый, интеллигентный джентльмен, перед лицом смерти обнаруживает несокрушимую мощь духа и разума. В спектакле «Прощай, конферансье!» Державин — не только центральный герой пьесы, но и ведущий представления, вступающий в непосредственное живое общение со зрителем. Начав спектакль в иронично лирической манере, он понемногу усиливает драматизм, переходя в финале к открытому, пронзительному трагизму.

Среди недавних работ Михаила Михайловича Державина в Театре Сатиры — Американец в спектакле Ф. Искандера «Привет от Цюрупы!» (1999) и участие в новом спектакле-обозрении «Андрюша», посвященном Андрею Миронову.

Есть в творческом портрете актера Державина ещё одна черта, которая дала ему особую популярность. Она проявилась ещё со времен «капустников», где родился популярный дуэт Ширвиндт-Державин. Она позволила ему сделаться настоящим мастером точной и тонкой репризы — в эстрадном диалоге, конферансе, сценке, розыгрыше. Сдержанный иронист Ширвиндт и бойкий юморист Державин — так распределены их роли в творческом дуэте. Позднее они выступали в этом качестве не только на эстраде, но и в Театре Сатиры в спектакле Ширвиндта «Молчи, грусть, молчи. » (1985), тот, что изначально делался как капустник, к юбилею театра, а в результате шел на его сцене больше пятнадцати лет. В 1997 году состоялась премьера спектакля «Счастливцев — Несчастливцев» Горина — спектакля для двух исполнителей — Державина (Счастливцев) и Ширвиндта (Несчастливцев). В этой пьесе, повествующей о жизни актеров, есть и развлекуха со зрителем, и буффонада, и цирк, и водевиль, и драма.

Первой киноработой Михаила Державина стала образ в картине «Они были первыми». В последующие годы он снялся в фильмах «Джамайка», «Жених из Майами», «Бабник», «Импотент», «Лебедев супротив Лебедева», «Моя морячка», «Настоящий мужчина», «Новый Одеон», «Ночной визит», «Следствие ведут знатоки. Дело 15. Ушел и не вернулся», «Сон», «Спасите утопающего», «Старые клячи», «Третий не лишний», «Трое в лодке, не считая собаки», «Чокнутые». Недавно он снялся в новой картине режиссера А. Эйрамжана «Агент в мини-юбке», принимал участие в киноконцерте «Старые песни о главном-2».

Еще одна яркая страничка творчества Державина неразрывно связана с телевидением. Это — знаменитая передача «Кабачок 13 стульев», которая в течение долгих лет была одной из популярнейших передач на отечественном «голубом экране». В ней артист играл образ пана Ведущего.

Михаил Державин удостоен звания «Народного артиста России».

Михаил Михайлович увлекается спортом (футбол, хоккей), рыбалкой. Любит напевать. Готовит к изданию свою автобиографическую книгу «Бесполезные воспоминания».

Биография Михаила Державина

Биография Михаила Михайловича Державина

Актер театра и кино, Народный артист России Михаил Михайлович Державин родился 15 июня 1936 года в Москве. Его отец — Державин Михаил Степанович, народный артист РСФСР, был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова. Он умер, когда Михаилу исполнилось всего 15 лет. Чтобы помочь семье (мать не работала, остались еще две младшие сестры) Михаилу днем приходилось подрабатывать, десятый класс он окончил в вечерней школе.

В 1954 году он поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина.

В 1959 году, по окончании училища им. Щукина, его пригласили в Московский театр имени Ленинского комсомола. В 1967 году он некоторое время работал в Театре на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером Анатолием Эфросом. В 1969 году Державин перешел в Московский академический театр Сатиры, где работает до настоящего времени.

За время работы в Московском академическом театре Сатиры Михаил Державин сыграл более 60 ролей, среди которых Елисеев в «Банкете» Аркадия Арканова и Григория Горина, Велосипедкин в «Бане» Владимира Маяковского, Телятев в «Бешеных деньгах» Александра Островского, Николай Буркини в «Прощай, конферансье!» Григория Горина, Красная кепка в «Ремонте» Михаила Рощина, Скалозуб в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Тартюф в одноименной пьесе Жана-Батиста Мольера, Семенов в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся» Александра Гельмана, Виктор Викторович в «Самоубийце» Николая Эрдмана и др.

В 1970-х — начале 1980-х годов на сцене Театра сатиры, помимо уже перечисленных ролей Державин сыграл Медведя в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца (1971), Иванова в «Феноменах» Григория Горина (1979), Брауна в «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта (1980). Среди театральных работ Михаила Державина — Американец в спектакле Фазиля Искандера «Привет от Цюрупы!» (1999) и участие в спектакле-обозрении «Андрюша» (2001), посвященном Андрею Миронову.

В кино Державин дебютировал в 1956 году, снявшись в фильме Юрия Егорова «Они были первыми», где сыграл свою первую роль в кино — гимназиста Женьку. В том же 1956 году он сыграл небольшую роль комсомольца на собрании в фильме «Разные судьбы».

Одна из наиболее запомнившихся его киноролей — в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана по произведению Джерома К. Джерома, где Михаил Державин снимался вместе со своими партнерами по театральной сцене Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом.

В 1990-х годах Державин много снимался в комедиях у режиссера Анатолия Эйрамджана: «Бабник», «Моя морячка», «Жених из Майями», «Третий не лишний», «Импотент», «Ночной визит» и др.

В 1970-е годы актер был постоянным участником знаменитой телепередачи «Кабачок «13 стульев» в роли пана Ведущего. Передача в течение долгих лет была одной из популярнейших на отечественном телевидении и принесла Михаилу Державину, как и другим ее участникам, поистине всесоюзную славу.

Большой популярностью пользуются эстрадные выступления дуэта Михаил Державин — Александр Ширвиндт.

В настоящее время Державин занят в спектаклях Театра сатиры «Привет от Цюрупы!» (Американец), «Здравствуйте! Это Я! Андрюше-70!», «Таланты и поклонники» (Мартын Нароков), «Орнифль» (Маштю).

Михаил Державин удостоен звания Народного артиста РСФСР (1989).

Награжден орденом Дружбы (1996), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).

В 2006 году в Москве на Аллее российского кино рядом с «Мосфильмом» была торжественно открыта именная звезда Михаила Державина.

Державин увлекается спортом (футбол, хоккей), рыбалкой. Любит петь.

Женат третьим браком на эстрадной певице Роксане Бабаян. Имеет дочь Марию и двух внуков Петра и Павла.

Михаил Державин скончался 10 января 2018 года после продолжительной болезни.

Михаил Державин

фотографии >>

биография

Державин Михаил Михайлович

Родился 15 июня 1936 года в Москве в семье известного артиста Михаила Степановича Державина, народного артиста РСФСР, который был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова.

Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Заслуженный деятель культуры Польши (1976).
Народный артист РСФСР (1.06.1989).

В 1954 году поступил в театральное училище им. Щукина (курс Л.М. Шихматова), после окончания которого с 1959 года работал в Московском театре имени Ленинского комсомола, в 1967 года актер выступал на сцене театра на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом, и в том же году пришел в Московский Театр Сатиры, где работал до последних лет жизни.

Огромную популярность актеру принесла телевизионная передача «Кабачок «13 стульев», в котором ему досталась роль пана Ведущего.

В кино дебютировал еще будучи студентом второго курса, сыграв главную роль в фильме «Они были первыми». Одна из наиболее запомнившихся ролей — в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана по произведению Джерома К. Джерома, где актер сыграл вместе со своими партнерами по театральной сцене Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом. В 90-х годах снимался во многих комедиях режиссера Анатолия Эйрамджана, таких как «Бабник», «Моя морячка» и других.

С 1957 года выступал на эстраде с юмористическими интермедиями в дуэте с Александром Ширвиндтом, в 1985-1987 они вместе вели телевизионную музыкальную программу «Утренняя почта».

Ушёл из жизни 10 января 2018 года в госпитале г. Одинцово. Московской области.

Театр им. Ленинского комсомола
Бубусь («Опасный возраст» Семена Нариньяни, постановка С. Л. Штейна, 1960)
Молодой муж («Огонь твоей души» А. Араксманяна, постановка Р. Капланяна)
Конь Карагуш, заколдованный джигит («Чудесная встреча» Л. Черкашиной, режиссер — А. А. Муатов)
Киноартист («Снимается кино. » Э. Радзинского, постановка А.В. Эфроса)
Комментатор и репортер («Центр нападения умрет на заре» Агустина Куссани, постановка Б. Н. Толмазова)
Ведущий («Аттракционы», представление в 2-х отделениях по киносценариям А. Володина, постановка Феликса Бермана)
Алеша Переверзев («До свидания, мальчики» Б. Балтера, В. Токарева)
Алексей («Гамлет из квартиры № 13» А. Вейцлера и А. Мишарина, постановка О.Я. Ремеза)
Печорин («О Лермонтове. » О. Ремеза и Т. Чеботаревской, Постановка О. Ремеза)
Пистер («Каждому свое» С. Алешина, постановка А. В. Эфроса и Л. К. Дурова)
Полуянов, прокурор («Судебная хроника» Я. Волчека, постановка А.М. Адоскина и А.В. Эфроса)
Юрий Куницин («Чемодан с наклейками» Дм. Угрюмова, постановка С.Л. Штейна)

Театр Сатиры
Марсиаль («Интервенция» Л.И. Славина; режиссёр В. Плучек, 1967)
Марич («Последний парад» А. Штейна, 1968)
Елисеев («Банкет» А. Арканова и Гр. Горина, 1968)
Велосипедкин («Баня» В. Маяковского, 1970)
Медведь («Обыкновенное чудо» Е. Шварца, 1971)
Бобчинский («Ревизор» Н. Гоголя, 1972)
Красная кепка («Ремонт» М. Рощина, 1975)
Скалозуб («Горе от ума» А. Грибоедова, 1976)
Тартюф в одноименной пьесе Ж.Б. Мольера, 1977)
Иванов («Феномены» Гр. Горина. 1979)
Браун («Трехгрошовая опера» Б. Брехта, 1980)
Телятев («Бешеные деньги» А. Островского, 1981)
Семенов («Мы, нижеподписавшиеся. » А. Гельмана, 1982)
Виктор Викторович («Самоубийца» Н. Эрдмана, 1982)
Епиходов («Вишневый сад» А. Чехова, 1983)
Николай Буркини («Прощай, конферансье!» Гр. Горина, 1984)
Роберт Макнамара («Бремя решения» Ф. Бурлацкого, 1985)
«Молчи, грусть, молчи. » (1985)
Ответственный, член Особой комиссии («Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ, 1986)
Американец («Привет от Цюрупы!»)
«Маленькие комедии большого дома»
Мартын Нароков («Таланты и поклонники» А. Островского)
Генерал Пуркрабек («Швейк, или Гимн идиотизму» по Я. Гашеку)
Цукерман («Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э.С. Радзинского)
Маштю («Орнифль» Ж. Ануя)
«Андрюша» (спектакль-обозрение, посвященное Андрею Миронову)
«Нам все еще смешно» (ревю, посвященное 80-летнему юбилею театра)
Счастливцев («Счастливцев – Несчастливцев» Гр. Горина, 1997)

последнее обновление информации: 15.12.19

источники информации

публикации

И тут появился Джордж – словно из шляпы фокусника. Бац! И в кресле – старый добрый друг. Его не по годам кличут молодым человеком – миловидный, округлый, с брюшком, любитель как поесть, так и приготовить знаменитое ирландское рагу. С этого момента ясно, что фильм «Трое в лодке, не считая собаки» стряхнёт с себя наваждение меланхолии (как искупавшийся в реке пёс отряхивает с шерсти воду) и превратиться в то, чем ему и положено быть – в комедию.Джордж в исполнении Михаила Державина сияющим выражением лица задавал позитивную ноту. Прочь уныние из «безнадёжно больных джентльменов». Пускай английский автор приписывает им самые, что ни на есть, экзотические недуги – от воспаления коленной чашечки до плясок святого Вита, Джордж найдёт, чем удивить и порадовать товарищей – у него, как у профессионального эстрадника, легко отыщется рояль в кустах, точнее, сковородка со струнами, а именно банджо.

Из всей троицы джеромовских героев персонаж Михаила Державина самый неунывающий участник речного «роуд-муви». Если в лице Харриса (А. Ширвиндт) мы сталкиваемся нос к носу с маской суховатого джентльмена, точно проглотившего за ланчем выпуск «Спортивного листка». А в лице Джи (А. Миронов) – с веером масок, за которыми и уследить непросто, то Джордж равен самому себе – как воздух над живописной долиной Темзы, как лёгкий бриз, как речная волна.

Михаил Державин и был тем самым воздухом, которого обычно не замечают. Киноролей у Михаила Михайловича, потомственного театрального актёра, немного – среди них нет ни Гамлета, ни Павки Корчагина. Если жулик, то по фамилии Валетный, мелкий и незлобный, способный на пакости в не особо крупных размерах на текстильной фабрике (сериал про ЗнаТоКов). Если сплетник, то от доброты душевной, как Бобчинский в телеверсии «Ревизора». Но вот обычный курортник незаметно превращается у него в необычного – упрямого аккордеониста, который назло козням перетягивает на свою сторону симпатии публики и выигрывает музыкальный конкурс (фильм «Моя морячка»). Откуда в рядовом отдыхающем нефтянике такая воля к победе? Откуда это наполоновское? Или это чисто державинское? Как жаль, что артист с державинской фамилией не сыграл нашего анти-наполеона – фельдмаршала Кутузова. Роль, которая пришлась бы ему в пору, хоть в комедии, хоть в батальной драме. Роль, которая могла соединить комическую краску с игривым величием, лукавство с простотой. Но, увы, когда Державин подошёл к возрасту Кутузова, наступил спрос на «импотентов» и «женихов из Майами».

Самым постоянным экранным образом Державина был пан Ведущий в передаче-спектакле «Кабачок «13 стульев», но как артиста его запомнят, в первую очередь, участником парного конферанса с Александром Ширвиндтом на «Новогодних огоньках» да «Утренних почтах» и «Кинопанорамах». Эпизоды с их выступлениями без перерыва кочуют по интернету, показывают в современных передачах на ТВ. О эта участь скомороха! Однако – «попробуй, рассмеши», когда ты ни слова не говоришь по-русски, а только лопочешь не по-нашему и лучезарно улыбаешься в зал.

Если актёр Михаил Державин и был воздухом, то воздухом, в котором нуждаются все – приятным и немного опьяняющим, дающим всем вокруг быть собой и тонко чувствующим меру допустимых веществ в атмосфере. И потому, как обычный зритель я говорю: «Мне за Державина не обидно». Обидно, что ролей в кино немного.

Михаил Державин, биография, новости, фото

Имя: Михаил Державин (Mihail Derzhavin)

Отчество: Михайлович

День рождения: 15 июня 1936

Место рождения: г. Москва

Дата смерти: 10 января 2018 (81 год)

Причина смерти: узнать ишемическая болезнь сердца

Рост: 165 см

Восточный гороскоп: Крыса

Карьера: Российские актеры 333 место

Фото: Михаил Державин

Биография Михаила Державина

Семья Державиных была очень знаменита в свое время. Отец Михаил Степанович Державин был Народным артистом СССР, работал в театре имени Вахтангова. Мать – Державина Ираида Ивановна. Их семья жила в доме на легендарной улице Вахтангова, где проживали многие знаменитые актеры и художники. В этом же доме располагалось знаменитое театральное училище имени Щукина.

Юный Михаил рос в театральной обстановке. Со своими сверстниками они постоянно показывали театральные представления, сами писали сценарии сказок, придумывали декорации, и, конечно же, играли в своих спектаклях. Занавес ребята делали из географических карт. Для своих чад родители постоянно устраивали бальные вечера, проводили концерты, импровизировали. Державин уже с детства знал, кем будет в будущем.

Да и выбирать не приходилось, все само подталкивало в театр. В доме Державиных частыми гостями были выходцы театра Вахтангова: Рубен Симонов, Виктор Кольцов, Анатолий Горюнов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов. Державин с детства дружил с Александром Ширвиндтом, он был частый гость в доме на Вахтангова. Их родители дружили и посещали друг друга постоянно. Впоследствии Ширвиндт и Державин образовали творческий дуэт, который завоевал сердца миллионов.

Михаил тогда даже не думал, что можно, кроме театра, еще посещать какие-либо места. Театр был для него всем.

Когда началось война, театр имени Вахтангова вывезли в Омск. Мать Михаила была беременна дочкой. Пока они ехали в Омск, родилась сестренка Михаила, назвали ее Татьяной. В эвакуации театр продолжал свои выступления. Юный Михаил посещал все спектакли своего отца, не пропустив ни одного.

В 1954 году Михаил поступил, конечно же, в театральное училище имени Щукина. Его преподаватели были знаменитые выпускники Вахтангова, которых он знал и помнил с детства по домашним посиделкам.

Театр

После окончания «Щуки» Державин устровился в Московский театр имени Ленинского комсомола. Театр гастролировал по Волге. Михаил, сдав выпускные экзамены в «Щуке», приехал к своей труппе в Куйбышев.

Там он играет семь ролей второго плана. После того как театр приехал в Москву, Державин играл первую главную роль – стилягу Бубуса в пьесе «Опасный возраст». Эта постановка «взорвала зрителя», имела огромный успех. Именно с этого момента и началась народная слава артиста.

Все герои Михаила абсолютно различны, но очень любят жизнь. Как грамотно и тонко он подходит к характеру каждого персонажа. Он просто вживается в роль, понимая и принимая своего героя таким, какой он есть.

На сцене Державин всегда выкладывался изо всех сил. Он любит перевоплощаться, играть. Если его персонаж был однообразен по сценарию, то прикладывал все усилия найти в нем изюминку и преподнести ее зрителю так, чтобы тот понял смысл задумки и пережил со своим героем его время.

Он вместе со своими друзьями-актерами посвятил спектакль «Прощай, конферансье!» их отцам, уже ушедшим в иной мир. В этой постановке они вместе с Мироновым воссоединили эстрадную и драматическую границу актерской индивидуальности.

Личная жизнь

Первая супруга артиста Екатерина Райкина, дочь легендарного Аркадия Райкина. С юной девушкой они вместе учились в театральном училище. Когда сам Райкин посещал столицу, он останавливался в гостинице «Москва». Так, Державин вместе с Катей, бегали к Райкину в гостиницу, чтобы покушать. Вечно голодные студенты. Аркадий Райкин никогда не совался в личную жизнь своей дочери и Михаила. Даже после развода он продолжал относиться к Державину тепло и приветливо.

Вторая жена знаменитого артиста – Нина Буденная, дочь Семена Михайловича Буденного. Нина училась в МГУ на журналиста. У супругов родилась дочь Мария. Мария Михайловна осчастливила своих родителей, родив сыновей Петю и Пашу. Дочь окончила ГИТИС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: