Биография и творчество ва

Биография Алишера Навои

Алишер Навои (9.2.1441, Герат, — 3.1.1501, там же), узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 году стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 году был назначен визирем и получил титул эмира. Навои оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.

Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Алишер Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции Навои вызвали недовольство при дворе. В 1487 году Навои был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили Навои оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488 году, конец жизни провёл в усиленной творческой работе.

Литературное наследие Алишера Навои велико и многогранно: около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии 15 века. Навои творчески использовал многовековой художественный опыт литературы народов Средней Азии и Ближнего Востока. «Сокровищница мыслей» — свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498-1499 годах хронографически по четырём сборникам-диванам, соответственно четырём ступеням возраста поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». В это собрание входят стихи разных лирических жанров, особенно многочисленны газели (более 2600), излюбленный жанр Навои, отличавшиеся удивительной цельностью. Поэт оставил также «Диван Фани» — сборник стихов на фарси. Вершина творчества Навои — знаменитая «Пятерица», тема которой была подсказана Джами: «Смятение праведных» (1483), «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485). По устойчивой восточной традиции «Пятерица» Навои явилась «ответом» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-иранского поэта Амира Хосрова Дехлеви, писавшего на фарси. Обратившись к сюжетам их сочинений, восприняв и некоторые формальные особенности, Навои дал совершенно иное идейно-художественное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий. «Смятение праведных», первая поэма цикла, состоит из 64 глав и носит философско-публицистический характер, освещая наиболее существенные вопросы тогдашней действительности; в поэме резко обличаются феодальные усобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество мусульманских шейхов и законоведов, утверждаются идеалы справедливости. Поэма излагает основные черты мировоззрения Навои, его этические и эстетические взгляды. «Лейли и Меджнун» — поэтическая разработка популярного древнеарабского предания о трагической любви юного Кайса к красавице Лейли. Гуманистический пафос, эмоциональная напряжённость конфликта, сила художественного воздействия на читателя были причиной огромного влияния поэмы на многие восточные литературы и узбекский фольклор. «Фархад и Ширин» — героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует иранский шах Хосров. Поэма отличается от предшествующих произведений, разрабатывавших этот сюжет, тем, что её центральным образом становится не шах Хосров, а Фархад, борец за правду и справедливость, героические поступки которого противопоставлены трусости шаха. Образ Фархада стал нарицательным, воплощая социально-эстетический идеал народа. Навои использовал приёмы фольклорной поэтики, традиции народного героического эпоса. «Семь планет», четвёртая поэма цикла, состоит из семи сказочных новелл, объединённых общей рамкой. Поэма содержит иносказательные намёки, критикующие реальное окружение Навои, правителей — Тимуридов, самого Султан-Хусейна, его придворных и др. «Искандарова стена» — заключительная поэма цикла, её герой — идеальный справедливый правитель, высоконравственный мудрец Искандар.

Книга «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами. Для изучения истории узбекской и персидско-таджикской литературы, их взаимосвязей имели значение антология «Собрание утончённых» (1491-1492) — краткие характеристики писателей эпохи Навои, «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержащие сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зороастрийской и коранической мифологии. Важные вопросы теории литературы, особенно стихосложения, освещены в трактате «Весы размеров». В конце жизни Алишер Навои написал аллегорическую поэму «Язык птиц» (1499) и философско-дидактическое сочинение «Возлюбленный сердец» (1500) — о наилучшем устройстве человеческого общества. Известное влияние на книгу Навои оказали сочинения Юсуфа Баласагуни и «Гулистан» Саади. Основная идея книги — осуждение «жестоких, невежественных и развратных царей», стремление установить прочную централизованную власть справедливого правителя во главе благоденствующей страны. Это было мечтой всей жизни поэта. Трагически осознавая невозможность осуществления своих политических идеалов, он тем не менее верил в конечную победу светлого начала. Отсюда оптимизм и жизнеутверждающая сила его творений.

В литературе того времени было мнение, что язык тюрки груб для поэзии; Навои в трактате «Спор двух языков» (1499) теоретически обосновал культурное и художественное значение староузбекского языка, называемого тюрки. Навои оказал воздействие на развитие не только узбекской литературы, но и на развитие уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской и др. тюркоязычных литератур. Мировоззрение и творчество Навои не лишено идейных противоречий, социальных иллюзий. Но пафос творчества Навои — в его гуманизме и демократических устремлениях, в утверждении достоинства человека, его права на счастье. Творчество Алишера Навои имело большое значение для развития в восточных литературах прогрессивно-романтического творческого метода.

Комментарии к статье:

Автор: Посмертное признание
Дата: 2015-12-23 23:43:12

В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе были напечатаны почтовые марки.

В 1941 году узбекский писатель Муса Ташмухамедов написал роман «Алишер Навои».

В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм «Алишер Навои».

В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.

В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои.

В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».

С 2009 года в Астраханской области проводятся ежегодные культурные мероприятия в честь Алишера Навои.

Биография Грин А. С.

Биографии, годы жизни, литературные произведения, творчество известных писателей.

Биография Грина Александра Степановича

Годы жизни, литературные произведения, творчество Грина Александра Степановича

Биографии, годы жизни, литературные произведения, творчество известных писателей.

Биография Грин А. С.

Грин Александр Степанович.

(псевд. Александра Степановича Гриневского) (1880-1932).

Видный рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров (романтической прозы), ныне один из самых читаемых отечественных авторов, создатель уникального худож. мира, чье тв-во близко и к фэнтези, и к утопии, и к лит-ре о сверхъестественном. Род. в г.Слободский (Вятской губ.), провел тяжелое детство, перепробовал множество профессий: был матросом, грузчиком, золотоискателем, лесорубом, плотогоном, маляром, гасильщиком нефтяных пожаров, выступал шпагоглотателем в бродячем цирке. Записался в армию, дважды бежал из батальона; увлекшись эсэровской пропагандой, занялся революционной деятельностью, подвергался тюремному заключению и ссылкам (выбрал лит. псевд., потому что разыскивался полицией). Печататься начал с 1906 г.; с 1910-х гг. — професс. писатель. После Окт. революции держался вызывающе в стороне от «генеральной линии» сов. лит-ры, встречая непонимание и неприязнь критики (хотя избежал той травли, к-рая досталась Е. Замятину, М. Булгакову и др. «неприсоединившимся»); результатом стало постепенное отлучение Г. от лит-ры и читателей. Умер в Старом Крыму от рака, в нищете и одиночестве.

Пик читательской популярности Г. пришелся на период хрущевской «оттепели» (незадолго до этого, в разгар кампании против «безродных космополитов», произв. писателя были вычеркнуты из планов изд-в, не выдавались в б-ках); в 1960-х гг., на волне нов. роматического подъема в стране Г. превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя. Тогда же выяснилось, что мн. аспекты его тв-ва — выдуманная писателем, никогда не существовавшая на геогр. картах Страна Гринландия, внешне реалистическая и худож. совершенная, также пронизывающая почти все гл. произв. фантастика (в широком спектре — от НФ до фэнтези, готического романа и «лит-ры ужасов») и общая романтическая недосказанность, — позволяют считать Г. одним из недооцененных при жизни основоположников сов. фантаст. лит-ры. В то же время его проза с трудом поддается точной жанровой классификации, и всякая привязка к уже существующим «ярлычкам» неизбежно приведет к искажению реального — уникального — места Г. в отечественной лит-ре.

В советское время вышли 11 сборников расказов Грина, а также крупные вещи — «повесть-феерия» «Алые паруса»
(1923)
и романы: «Блистающий мир»
(1923; 1924)
«Золотая цепь»
(1925; 1926)
«Сокровище Африканских гор»
(1927)
«Бегущая по волнам»
(1928)
«Джесси и Моргиана»
(1929)
«Дорога никуда»
(1930)
Попытки объединить их предпринимались еще до революции — Собр. соч. в 3-х тт. (1913)
незаконченное ПСС в 15-и тт. (1928-29), были продолжены в последние десятилетия: Собр. соч. в 6-и тт. (1965) и др.
Хотя ряд специалистов вообще склонен отрицать принадлежность Г. к фантаст. лит-ре, ее элементы легко различимы во всем его тв-ве. Мн. герои обладают фантаст. способностями: ходят по воде, «аки по суху» — «Огненная вода» (1917), «Бегущая по волнам»
летают как птицы — «Состязание в Лиссе» (1921), «Блистающий мир»
им присущ дар ясновидения — как в р-зе «Путь» (1911), или чудовищная сила — как в р-зе «Гатт, Витт и Редотт» (1924); однако все эти свойства никак науч. не обоснованы и представляют собой худож. прием «символической» (по определению самого Г.) прозы. Однако можно обнаружить в ней и прямое использование элементов НФ: в «Золотой цепи»
действует робот — слуга, а в р-зе «Серый автомобиль» (1925)
приближающемся к жанру «лит-ры ужасов», — еще одна механическая «кукла», ополчившаяся на своего создателя.

Более чем вольная экранизация последнего р-за (см. «Господин оформитель») имеет минимальное отношение к первоисточнику; выход фильма подытожил череду многочисленных и — за исключением, м.б., нефант. фильма «Алые паруса» (1961) — откровенно неудачных отечественных экранизаций Г. (см. «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Золотая цепь»). Методы комбинированной съемки позволяли показать летящего человека, в то время как, по характеристике самого Грина, «это вовсе не человек летает, это парение духа!» (о романе «Блистающий мир»)
Худож. мир Г. по-своему утопичен, идеален и населен часто идеальными героями, нашедшими свое счастье и воплотившими в жизнь свои грезы, — и этим принципиально отличается от мира произв. Э. По и А. Бирса, с к-рыми писателя чаще всего сравнивают. Влияние его на отечественную НФ — в осн., косвенное, однако «в значительной мере ему мы обязаны тем, что наша фантастика, отсвечивающая металлом звездолетов и счетнорешающих машин,
потеплела в 50-60-е годы человеческими страстями».

Биография Грина Александра Степановича

Краткое содержание произведений русской и зарубежной литературы, сочинения по литературе, биографии писателей.

Жуковский Василий Андреевич

Русский поэт, почетный член (1827), академик (1841) Петербургской Академии Наук. Начав как сентименталист («Сельское кладбище», 1802), стал одним из создателей русского романтизма. Поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады «Людмила», 1808, «Светлана», 1808 &#151 1812). Перевел «Одиссею» Гомера, произведения Ф. Шиллера, Дж. Байрона. Литературная критика.

Биография

Родился 29 января (9 февраля н.с.) в селе Мишенское Тульской губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры. Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу (в Астраханский гусарский полк). В 1789 он был произведен в прапорщики, что давало право на дворянство, был внесен в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии.

Первоначальное образование получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника. Обучался в частном пансионе, после закрытия которого был определен в Главное народное училище. Отсюда был исключен «за неспособность» и далее продолжал обучение в доме В. Юшковой, сводной сестры поэта. Здесь впервые приобщился к литературному творчеству.

В 1797 &#151 1801 Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. Участие в «Дружеском литературном обществе», в которое входили представители образованной дворянской молодежи, определило творческие интересы Жуковского. В 1802 в карамзинском «Вестнике Европы» появилось первое большое стихотворение «Сельское кладбище» (вольный перевод элегии английского поэта Т. Грея), выразившее взгляды и настроения, характерные для русского сентиментализма. К 1808 творчество Жуковского приобрело романтический характер, первые баллады: «Людмила» (1808), «Кассандра» (1809), «Светлана» 1808 &#151 12) написаны на основе иностранных литературных источников.

В начале войны 1812 вступил в ополчение; откликом на военные события явились стихи «Певец во стане русских воинов» (1812), послание «Императору Александру» (1814), принесшие ему широкую известность.

С 1815 начинается двадцатипятилетний период его придворной службы, сначала в должности чтеца при императрице, вдове Павла I, а с 1825 &#151 воспитателя наследника, будущего Александра II.

К 1810 &#151 1820 относится расцвет творчества Жуковского. В это время созданы баллады «Эолова арфа» (1814) и «Вадим» (1817), перевод баллады В. Скотта «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» (1822), романтические стихи «Цвет завета» (1819), «Море» (1822).

Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина, выкупа из крепостной неволи Шевченко, освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов. В начале 1830-х все большее место в его творчестве занимают переводы: поэмы Ф. Шиллера «Кубок», поэмы Байрона «Шильонский узник». Написаны баллады на античные темы: «Торжество победителей», «Жалоба Цереры». В 1831 написаны сказки: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна».

Отношения с царским двором обострились настолько, что, получив почетную отставку в 1841, Жуковский принял решение переселиться в Германию, где весной этого года женился на юной Елизавете, дочери своего старого друга художника Рейтерна. Он делал несколько попыток вернуться в Россию, но состояние здоровья жены и надвигающаяся слепота не позволили осуществить эти намерения.

Творческая деятельность Жуковского не ослабевала в последний период жизни. Он закончил начатый еще в России перевод индийской народной повести «Наль и Дамаянти», перевел поэму «Рустем и Зораб» и «Одиссею» Гомера (1849). В 1845 написал «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке». Смерть прервала его работу над переводом «Илиады».

Умер Жуковский в Баден-Бадене 12 апреля (24 н.с.) 1852. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Биография Жуковского

Ранние годы

Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.

Образование и творчество

Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.

Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808), «Кассандра»(1809), «Светлана»(1808-1812)).

С 1805—1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808—1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского расцветает и достигает своего пика.

После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.

В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”.

Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб» (1849), «Одиссея» (1848-1849, «Наль и Дамаянти» (1844).

Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.

Личная жизнь

В 58 лет Жуковский женился на 20-летней дочери его друга живописца Рейтерна – Елизавете. После, 12 лет он жил у своих новых родственников в Германии, вплоть до самой смерти. У него было двое детей – Павел (1844) и Александра (1842).

Смерть писателя

Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Будущий поэт появился на свет в результате внебрачной связи богатого помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи. Надо отдать должное, родной отец не отказался от сына, и принял в свою семью. Приняла и полюбила его законная супруга Бунина – Мария Григорьевна.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Жуковского

Тест по биографии

Ответьте на вопросы этого теста, и вы узнаете насколько хорошо знаете краткую биографию Жуковского:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: