Биография и творчество Достоевского

В о время этого путешествия Достоевский заканчивает писать свой великий роман «Идиот», который был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1868 год.

Город Веве, где жили Достоевские летом 1868 года.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Вот что писал Достоевский о замысле этого произведения: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал ни наш, ни цивилизованной Европе ещё далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление это безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо». Вообщем, Достоевский попытался воплотить образ Христа в князе Мышкине.

В 1871 году Достоевский пишет роман «Бесы», в котором «бесы» — это анархисты, идеи которых всё чаще стали проникать в Российскую действительность. Интересное про этот роман можно узнать здесь .

В 1873 году князь Мещерский, владелец консервативного журнала «Гражданин», предлагает Достоевскому стать редактором его издания. Фёдор Михайлович, соскучившийся по общественной жизни, с радостью принимает это предложение. И впервые на страницах этого журнала предстаёт перед нами в роли автора цикла произведений, которые он назвал «Дневник писателя»(хотя его он стал вести раньше), и этот дневник он продолжал до конца своей жизни. Это не просто описание своей жизни, а взгляд на события тех лет; описание Российской и зарубежной действительности(с его точки зрения, конечно); его мысли по поводу и «без повода»; и иногда он печатал и свои небольшие рассказы, например «Кроткая» или «Мальчик у Христа на ёлке». А так же Достоевский в «Гражданине» попытался изменить политику журнала, который разделял взгляды официальных кругов, и поэтому их сотрудничество продолжалось недолго, тем более что пост редактора оказался обременительным и отвлекал от работы над художественными произведениями. В апреле 1874 года Достоевский не без удовольствия покидает журнал «Гражданин».

С 1872 года семья Достоевских каждое лето(и даже зиму 1874-75 годов)проводит в небольшом городке Старая Русса, что в Новгородской губернии.

Дом Достоевских в Старой Руссе.1881г.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Здесь Достоевский с семьёй отдыхал от суетливой Петербургской жизни, а позже он приобрёл здесь дом. Один столичный знакомый Достоевского был крайне удивлён, увидя что известный писатель бродит по городку и ищет свою не вернувшуюся домой корову. Просто Фёдор Михайлович хотел, что бы для своих детей всегда было свежее молоко.

Это дети Достоевского: Люба и Федя.1878г.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Именно здесь были написаны многие главы «Братьев Карамазовых», а так же целиком роман «Подросток», главным героем которого является Аркадий Долгорукий, незаконнорожденый сын помещика и крестьянки, мечтающий разбогатеть, но потом с помочью Макара Долгорукого(слуга его отца, живущий по Христианскому закону)осознаёт многое. «Поди и раздай твоё богатство и стань всем слугой. Вот тогда и станешь богат паче прежнего в бесчётно раз; ибо не пищею только, не платьями ценными, не гордостью и не завистью счастлив будешь, а умножившеюся бесчётно любовью. Уж не малое богатство, не сто тысяч, не миллион, а целый мир приобретёшь!» — говорил Макар Долгорукий. В одном из ранних высказываний писателя о «Подростке» Достоевский сказал: «Разложение — главная видимая мысль романа. никто о будущем не думает».

Последняя квартира Достоевского в Кузнечном переулке.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Н.А.Некрасов предложил напечатать «Подросток» в «Отечественных записках», на что Достоевский согласился с удовольствием, тем более что это стало возобновлением отношений между двумя писателями спустя 30 лет. 27 декабря 1877 года Некрасов умер, и Достоевский с глубоким сожалением говорил что они почти всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Фёдор Михайлович и в своём дневнике.

В 1870-ые годы Достоевский находился на пике своего таланта и часто приглашался на различные благотворительные вечера и собрания, где он читал отрывки из своих произведений и стихотворения Пушкина, которого он ценил выше других поэтов. Он становится признанным и широко известным писателем. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.

Кабинет писателя в его последней квартире.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

В 1877 году семья Достоевских переезжает в свой последний дом при жизни Фёдора Михайловича. Этот дом находится на углу Кузнечного переулка и улицы Ямская(которая ныне носит имя великого писателя) — Кузнечный переулок,5. И именно в этом доме было написано самое его великое произведение роман «Братья Карамазовы»; роман, который является итогом творческого пути Достоевского.

Писатель в 1878 году.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Это результат длительных размышлений автора над многими проблемами, а многие идеи, характеры, эпизоды романа либо подготовлены предшествующими произведениями писателя, либо возникли в его творческом воображении задолго до начала писания «Братьев Карамазовых». Я эту книгу осмелюсь даже назвать «Российской Библией», потому что в этой книге собраны все слабости человечества, все его достоинства, все основные мысли про атеизм и религию, про родителей и детей, про богатство и бедность. Эта книга учит жить.

В центре романа находится история семьи Карамазовых — отец семейства Фёдор Павлович и его сыновья, старшим из которых был Дмитрий(про него, и не только про него, можно узнать здесь ), средним Иван(про него, и не только про него, можно узнать здесь) , младшим Алёша, незаконнорожденым Смердяков. Эту книгу можно было бы поделить на много других книг и одной из главных стала бы книга «Великий инквизитор».

Писатель в 1880 году.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Эту историю рассказал Алёше страдающий неверием Иван в минуту тяжёлых мучений. «Это фантастическая поэма, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников — Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно от того, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского Православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист», вот так сказал про эту часть романа сам Достоевский перед студентами С.-Петербургского университета 30 декабря 1879 года. В раннем наброске Достоевский писал про братьев: «Один брат — атеист. Отчаянье. Другой — весь фанатик. Третий — будущее поколение, живая сила, новые люди». Где «живая сила» безусловно это Алёша(это имя Достоевский дал герою в честь своего маленького сына, который умер от эпилепсии, болезни, которая ему передалась по наследству; писатель считал ,что сын умер вместо него), которому удаётся в конце романа объеденить их чувством высокого религиозно-этического «братства», противостоящим «химическому разложению» окружающего общества, основанного на эгоизме, издевательстве богатого и сильного над слабым и беззащитным.

Достоевский мечтал написать продолжение «Братьев Карамазовых», действия в котором должны были продолжиться двадцать лет спустя, где Алёша был бы уже взрослым человеком, пережившим душевную травму с Лизой Хохлаковой, а Митя уже возвращался бы с каторги.

Вечер в московском благородном собрании, посвящённый А.С.Пушкину.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Последним крупным событием в жизни и творчестве Достоевского стало его знаменитое выступление на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве, которое произошло 8 июня 1880 года и на котором присутствовали самые известные писатели и генерал-губернатор Москвы. Это выступление произвело настоящий фурор; это было бесспорно самым лучшим выступлением на том вечере.

Похороны Достоевского.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Очевидцы рассказывают, что один молодой человек, пожавший руку Достоевскому после его выступления, упал в обморок. Достоевский, боготворивший Пушкина, ещё за три года до этого события высказал мысль о том, что «не было бы Пушкина, не было бы и последовавших за ним талантов». А 8 июня он сказал: «Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. В этом смысле Пушкин есть пророчество и указание.» После этого выступления, ночью, Фёдор Михайлович подъехав к только что открытому памятнику, положил венок к ногам своего великого учителя и поклонился ему до земли. И надо сказать, что такое отношение и любовь к великому поэту, Достоевский пронёс через всю жизнь, начиная с самого детства.

Родные и друзья у могилы Ф.М.Достоевского.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений. 26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно уронил ручку на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. Физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращалось, то возобновлялось вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «. Я знаю, я должен сегодня умереть!». В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей. На похоронах, молодёжь пыталась пронести к могиле Достоевского кандалы, как пострадавшему за политические убеждения.

Федор Михайлович Достоевский на смертном одре 29 января 1881.Художник И.Н.Крамской.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

А.Г.Достоевская впоследствии писала в своём дневнике: «На другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И.Н.Крамской. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Федор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим неведомую никому тайну загробной жизни. «

Диван в его кабинете, на котором умер писатель.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Хотя у Достоевского перед смертью было слабое физическое здоровье, но он был полон душевных сил и мыслей. Вот что сказала в 1916 году А.Г.Достоевская: «Смерть унесла его действительно полного замыслов. Он мечтал в 1881 год всецело отдать «Дневнику», а в 1882 засесть за продолжение «Карамазовых».

Достоевский внёс в мировую литературу то, что должен был кто-то внести. М.Горький, неоднократно выступавший против политики Достоевского, сказал: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память, — этот человек Достоевский».

Мне бы хотелось закончить биографию Достоевского его же словами, которые как мне думается, характеризуют его: «ТОТ, КТО ЖЕЛАЕТ УВИДЕТЬ ЖИВОГО БОГА, ПУСТЬ ИЩЁТ ЕГО НЕ НА ПУСТОМ НЕБОСВОДЕ СОБСТВЕННОГО РАЗУМА, НО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ».

РАЗДЕЛЫ САЙТА:

— БИОГРАФИЯ-1 (Детство, юность, кружок «петрашевцев», «казнь»).

— БИОГРАФИЯ-2 (Каторга, ссылка, женитьба, работа в журнале).

— ХРОНОЛОГИЯ (Основные даты жизни Достоевского).

— ЖУРНАЛ «ВРЕМЯ» (Работа Достоевского в интересном журнале).

— НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ (Неизвестные факты из жизни писателя, критика Достоевского, его высказывания).

НАШИ ДРУЗЬЯ И ПАРТНЁРЫ (Ссылки на интересные сайты).

ДОСТОЕВСКИЙ (1821—1881)

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в семье врача московской Мариинской больницы для бедных. Получил хорошее образование в пансионе и в Петербургском Главном инженерном училище. В 1834 году был зачислен в Инженерный департамент, но вскоре вышел в отставку и занялся литературным трудом. Первая его повесть «Бедные люди» имела успех. С 1847 года писатель посещал кружок М.В. Петрашевского, увлекаясь идеями утопического социализма. Через год за участие в этом кружке был приговорен к смертной казни. В последние минуты казнь заменили каторгой. Через 9 лет, после каторги и службы рядовым в Семипалатинске, он вернулся в Петербург. Он создал великие произведения: романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Показывая страшные потаенные бездны человеческой души, он раскрывал и величие человека, ориентируясь на высокий идеал: Иисуса Христа.

О философских воззрениях и достижениях Достоевского трудно писать, тем более кратко. Он создавал главным образом полифонические произведения, где высказываются герои, взгляды которых нередко принципиально отличаются от убеждений самого Достоевского. Таково видение мира в живом противостоянии самых разных идеологий. И в одной личности сочетаются противоречивые чувства, мысли, желания, убеждения.

В отличие от подавляющего большинства писателей Достоевский затрагивал в своих художественных произведениях проблемы не только социальные и психологические, но и философские, религиозные, научные. Уровень его идей был очень высок. Такие знаменитые в XX веке ученые, как Эйнштейн и Фрейд, признавали, что в интеллектуальных прозрениях им очень помогли произведения Достоевского. Причина, конечно, не в том, что писатель разрабатывал конкретные научные проблемы, а в обобщающем философском осмыслении бытия. Он, можно сказать, спроецировал неевклидову геометрию на духовный строй личности; раскрыл глубины человеческого самосознания и утверждал мысль о том, что человек не безвольное орудие в руках провидения, что он наделен свободой выбора жизни «по Богу» или «по дьяволу». Подчас человек поступает парадоксальным, «неевклидовым» образом.

Обдумывая идею прогресса в природе и обществе, Достоевский пришел к неутешительному выводу. В космическом механизме, подчиненном всесильным, вечным и мертвым законам природы, звезды сгорают и вспыхивают вновь, планеты возникают и рассыпаются в прах, и все это «бесконечно раз повторяется. ». «Скучища неприличнейшая. » Что означает в этой извечной круговерти материи жизнь одного человека, да и существование всего человечества, которое тоже обречено на смерть? «И как бы разумею, праведно и свято ни устроилось на земле человечество, все это тоже приравняется завтра к тому же нулю».

А к чему сводится идея всеобщего материального благополучия? К тому, чтобы человеку «совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории». (От подобной экономической идиллии западного обывателя пришел в ужас и негодование Герцен, когда ему довелось жить в этом обществе.) Но тут и взбунтуется человек, пойдет подчас наперекор очевидности, сделает пусть даже подлость и глупость, однако по собственной прихоти. «Ведь все дело-то человеческое, кажется, и действительно в том и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не штифтик!»

Речь идет не только об утверждении своего индивидуального Я. Парадоксалист у Достоевского, в отличие от Индивидуалиста западной культуры, не озабочен самоутверждением. Его беспокоит другое: как можно радоваться личному благополучию или верить в счастье будущих поколений, когда за все это заплачено слезами и кровью миллионов и миллионов — тех, кто жил прежде! «Если бы даже предположить эту сказку об устроенном наконец-то на земле человеке на разумных и научных основаниях..-, то уж одна мысль о том, что природе необходимо было по каким-то там косным законам ее истязать человека тысячелетия, прежде чем довести его до этого счастья, одна мысль об этом уже невыносимо возмутительна».

За ответом Парадоксалист обращается не к бесстрастной природе, а к ее Творцу. А далее следует высказывание, отрицающее благой промысел всемогущего Создателя: «Ну что, если человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы, чтоб только посмотреть: уживется ли подобное существо на земле или нет?»

Мыслитель подводит нас к первой и последней тайне — о смысле жизни человека-человечества, подводит к бездне бытия и предлагает заглянуть в нее. А там — только небытие. Микрокосм стоит перед безмерным, непостижимым и бессмысленным космосом, пытаясь что-нибудь узнать о смысле своей жизни и смерти, но в ответ слышит только свой вопрошающий голос. (Между прочим, Достоевский читал «Микрокосм» немецкого философа и биолога Г. Лот-це и даже перепечатал в своем журнале главу «Наслаждение в жизни и труд».) В этом молчании Природы, Космического Разума, Бога таится ответ: некого спрашивать о смысле своей жизни. «Все дозволено!» Выбор за каждым.

Сам писатель ориентировался на образ Христа и высказался словами Алеши Карамазова: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом — не будем забывать друг о друге». Кстати, глубоко верующий Достоевский избегал мистики. «Я православие определяю не мистической верой, — писал он, — а человеколюбием, и этому радуюсь». «В русском христианстве, по-настоящему,

даже и мистицизма нет вовсе, в нем одно человеколюбие, один Христов образ, — по крайней мере, это главное».

Художественный метод Достоевского был основан на мысленных экспериментах, резких столкновениях противоположных идей и характеров, высочайшей напряженности чувств и мыслей, погружении в глубины бессознательного. Писатель-философ мог с полным основанием утверждать: «Меня зовут психологом; неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Идеи и образы Достоевского оставили глубокий след не только в литературе, но и в философии XX века и оказали значительное влияние на таких очень разных мыслителей, как Ницше и Швейцер, Бердяев и экзистенциалисты. Удивительное предвидение Достоевского напрямую связано с наступлением «космической эры». Он — автор термина «спутник» (в значении — искусственный спутник Земли). Вот слова черта, порожденного больным сознанием Ивана Карамазова: «Что станется в пространстве с топором. Если куда попадет подальше, то примется, я думаю, летать вокруг Земли, сам не зная зачем, в виде спутника. Астрономы вычислят восхождение и захождение топора, гатцук внесет его в календарь, вот и все». (Гат-цук— от фамилии издателя календарей. — Р.Б.) Орудие казни, кружащееся над нашей планетой, является символом ядерного меча. Писатель соединил мистический дар пророчества с рациональным научно-техническим прогнозом.

Достоевский понимал, что человеческий разум для подавляющего большинства людей служит прежде всего орудием, средством, помогающим максимально удовлетворять постоянно растущие материальные потребности. Эту проблему писатель исследовал своим излюбленным методом мысленного эксперимента. Он предположил, что было бы с людьми, если б они достигли предельных возможностей в пользование природными богатствами (в «Дневнике писателя» такие возможности предоставляют бесы; для нашей реальности — «нечистые силы» техники, машин). Люди летали бы по воздуху, получали баснословные урожаи и т.п., перестав интересоваться «высшими, глубокими мыслями, всеобщими явлениями». И наступил бы величайший кризис в истории человечества — кризис потребительства, бездуховности бессмысленности бытия. Ощущая пропажу «свободы духа, воли и личности», они в конце концов истребили бы себя «каким-нибудь новым способом, открытым ими вместе со всеми открытиями».

«Увеличилась ли сумма счастья в человеческой жизни равномерно с развитием господства человека над природой, возможного для него при теперешнем развитии естественных наук?» — спрашивал Достоевский. Ответ возможен только отрицательный: и дело конечно

же не в недостатках научного метода. Писатель понимал то, что до сих пор не укладывается в головах энтузиастов так называемой научно-технической революции: «Прогресс естественных знаний имеет отношение к жизни главным образом своей технической стороной». Действительно, техническое могущество современного человечества несравненно превосходит его интеллектуальный потенциал.-Сейчас, когда с полной очевидностью проявился экологический кризис, сотрясающий биосферу, живую оболочку планеты, есть все основания говорить, что человек не выдержал испытания властью над природой.

. Советский историк науки и физик Б.Г. Кузнецов справедливо отметил: «Поэтика Достоевского была рационалистической, потому что сквозной темой романов была мысль, бьющаяся в своих противоречиях, стремящаяся к воплощению». Именно поэтому творчество Достоевского восхищало, вдохновляло и изумляло крупнейших мыслителей самого разного толка. Вот еще одно пророчество Федора Михайловича: «Наступает вполне торжество идей, перед которыми никнут чувства человеколюбия, жажда правды, чувства христианские. Наступает. слепая, плотоядная жажда личного материального обеспечения, жажда личного накопления денег всеми средствами». Человекобог оборачивается человекобогачом, который становится социальным ориентиром, оттесняя в тень образ Христа. Разве он оказался не прав?!

Но он не ограничился указанием страшного симптома духовной пагубы. Ведь истинное богатство человека — микрокосм его души, охватывающий и вмещающий и реальную Вселенную, и миры воображаемые, прошлое и будущее; преодолевающий трагическую ограниченность личной жизни, дарующий человеку высшие радости бытия. «Есть нечто гораздо высшее бога-чрева. Это — быть властелином и хозяином даже себя самого, своего я, пожертвовать этим я, отдать его — всем. В этой идее есть нечто неотразимо-прекрасное, сладостное, неизбежное и даже необъяснимое.

Не случайно философская притча «Великий Инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» послужила исходным материалом для сочинений многих философов. (В ней показана трагическая несовместимость общественного бытия, ориентированного на материальное благосостояние, с высшими идеалами добра, справедливости, красоты.)

Рассуждения о «высоких категориях», размышления о бытии человечества или отдельных типов людей Достоевский соединял о конкретными злободневными темами и с судьбой Родины. Более 120 лет назад он отметил в письме студентам Московского университета: «Странное дело: всегда и везде, во всем мире, демократы бывали за народ; лишь у нас русский наш интеллигентский демок-

ратизм соединился с аристократами против народа. Презрение не ведет к любви!» (События последних двух десятилетий полностью подтвердили этот вывод.) В русском народе, по убеждению Достоевского, огромные духовные силы, свет добра, благоговения перед образом Христа. Поэтому России суждено стать надеждой не только Европы, но и всего мира. Возможно, кто-то с ехидцей отметит: уж это предсказание Достоевского определенно не сбылось! Да, страна не выдержала напора внешних и внутренних врагов. Но ведь еще не наступил конец мировой истории.

В общем, можно с полным основанием согласиться с мнением религиозного философа С.Н. Булгакова о Достоевском: «Конечно, его без преувеличения следует причислить к величайшим писателям и мыслителям всех времен и народов. В романах Достоевского, нужно прямо сказать, заключено больше и подлинной философии, нежели во многих томах ее школьных представителей. Понимание общего значения Достоевского в этом смысле до сих пор остается уделом немногих. »

Последнее замечание, быть может, излишне категорично. Не случайно же Достоевскому в XX веке в мире было посвящено едва ли не больше исследований, чем любому другому писателю или философу. Его величие как мыслителя поняли многие. Но страшная беда нашего народа и всего человечества, — общий путь научно-технического развития и нравственно-интеллектуальной деградации современного общества, или, точнее, его определяющих социально-политических групп, пошел в направлении саморазрушения человеческой личности и окружающей природной среды. Свершается именно то, против чего предостерегал Достоевский (и не он один).’ Человек не выдержал «наглой пробы», определенной для него высшими силами. Или и тут вдруг неожиданно, по Достоевскому, пробудится новый Парадоксалист и резко изменит свою судьбу?!

Презентация Достоевский биография

Данная презентация познакомит старшеклассников с основными этапами жизни и творчества великого русского писателя – Фёдора Михайловича Достоевского. Более всего презентация будет уместна на первом уроке литературы из целой череды уроков, посвящённых изучению произведений этого писателя. Материал идеально впишется в систему уроков любого УМК по литературе в 10 классе.

Используя данную презентацию на уроке, учитель сможет:

— очень подробно представить учащимся основные узловые моменты в биографии и творчестве Ф. М. Достоевского;

— подчеркнуть значимость этого писателя в русской литературе.

Презентацию частично можно использовать в том числе и в среднем звене, когда идёт первое знакомство с произведениями Достоевского. Ученикам также будет интересно посмотреть материал, изложенный в этой презентации, вне уроков.

Презентация состоит из 21 слайда – хорошо иллюстрированных и содержательных:

1. Титульный слайд.

4. Учёба и служба.

5. Работа в Петербурге.

6. Творчество 40-х г: тема маленького человека.

7. Революционная деятельность.

8. Возвращение с каторги.

9. Творчество 60-х гг.

10. Использованные Интернет-ресурсы.

С этой презентацией урок станет насыщенным и интересным.

Биография и творчество Достоевского

1821 г. – родился 30 октября (11 ноября) в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. Детство прошло на Новой Божедомке.

1837 г. – смерть матери Марии Федоровны.

18381843 гг. – учеба в Петербургском военно-инженерном училище.

1839 г. – скоропостижная смерть отца Михаила Андреевича.

1843–1844 гг. – служба в чертежной инженерного корпуса при Санкт-Петербургской инженерной команде.

1844 г. – выход в отставку, начало литературной деятельности.

1846 г. – роман «Бедные люди». Необычайный успех. Положительный отзыв Некрасова и Белинского. В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ «маленького» человека, тема психологической двойственности человеческой личности. Эта тема продолжается в произведениях 40-х годов: «Двойник», «Господин Прохарчин» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1846–1849).

1847 г. – становится участником кружка М.В.Петрашевского.
Апрель–июнь – в «Санкт-Петербургских ведомостях» публикуются фельетоны Достоевского «Петербургская летопись».

1848 г. – Сентябрь–октябрь – на собрании у Петрашевского Достоевский читает отрывки из «Бедных людей».
Декабрь – в «Отечественных записках» опубликована повесть «Белые ночи». Секретный агент П. Д. Антонелли начинает наблюдение за петрашевцами; Достоевский сближается с Н. А. Спешневым.

1849 г. 15 апреля – Достоевский читает на собрании у Петрашевского нелегальное «Письмо Белинского к Гоголю».
23 апреля, 4 часа утра – вместе с другими членами кружка арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Восемь месяцев следствия и приговор военного суда – смертная казнь.
22 декабря – ожидание на Семеновском плацу приведения приговора в исполнение. Замена смертной казни 4-летней каторгой.
25 декабря – путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов.

1850–1854 гг. – годы каторги в Омском остроге.

1854–1859 гг. – служба рядовым в Семипалатинске.

1859 г. – отставка и возвращение в Петербург. Возобновление литературной деятельности. Повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

1860 г. конец января – вышло двухтомное собрание сочинений.
Весна – становится постоянным посетителем кружка А. П. Милюкова при журнале «Светоч».
14 апреля – участвует в спектакле «Ревизор» в пользу Литературного фонда в роли почтмейстера Шпекина.

1861 г. – январь – выходит первый номер журнала «Время», где начинается печатание романа «Униженные и оскорбленные». Достоевский участвует в литературных чтениях в пользу воскресных школ.
19 февраля – подписан Манифест об освобождении крестьян.
Апрель – «Время» начинает публикацию «Записок из Мертвого дома».

1861–1865 гг. – издание вместе с братом журнала «Время» (1861–1863), а после его запрещения – журнала «Эпоха» (1864–1865).

1860–1880 гг. – создание крупнейших произведений:
«Преступление и наказание» (1866)
«Идиот» (1868)
«Бесы» (1871–1872)
«Подросток» (1875)
«Братья Карамазовы» (1879–1880).

1873–1881 г. – печатается «Дневник писателя» в журнале «Гражданин», редактируемом Достоевским по 1874 г.

1880 г. – открытие «Книжной торговли Ф. М. Достоевского».
8 июня – заседание Общества любителей российской словесности. Достоевский выступает с речью о Пушкине. Призыв к объединению враждующей партии русского общества и совместной работе на «родной ниве».

1881 г. 28 января (9 февраля) – смерть писателя в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector