Биография Гоголя: интересные факты

Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.

Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.

Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть «Нос».

Сюжет «Ревизора» был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над «Ревизором», когда Гоголь решал покончить с произведением.

Знаменитое произведение писателя «Вий» скорее всего было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета «Вия» в народном фольклоре.

Гоголь не был женат. Также истории ничего не известно о его романах и связях с какими-либо женщинами. Тот факт, что он часто жил у друзей-мужчин, вместе с отсутствием в его жизни женщин, подтолкнул некоторых исследователей к предположению о латентном гомосексуализме Гоголя.

В конце жизни психологическое состояние Гогля существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение «Мертвых душ». Также он распорядился чтобы его надгробие соответствовало православныым канонам и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.

При перезахоронении Гоголя, по одной из версий его голова была повернута в сторону, а по другой — вообще отсутствовала, так как была похищена для коллекции основателя театрального музея Алексея Бахрушина. Впоследствии эта версия была обыграна Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» в эпизоде с похищением Бегемотом головы Берлиоза.

При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень, лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. После этого в новом свете предстает фраза Булгакова, обращенная к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

Мистика Гоголя. Был ли великий писатель похоронен заживо?

Наверное, нет более загадочного и мистического писателя, как Николай Васильевич Гоголь. Перечитывая его биографию, многие задаются вопросами. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти.

Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, — этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу.

Великий украинский и русский писатель, Гоголь, как никто другой имел чувство магизма, передавая в своем творчестве действия темных, злых магических сил. Но мистика Гоголя присуща не только его произведениям, но и его жизни, начиная с момента рождения.

Через некоторое время после женитьбы, в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет. Николай рос в богобоязненной религиозной семье, и его мать с малых лет постоянно водила в церковь. С другой стороны, он был окружен украинской культурой, богатой на легенды, поверья о потусторонних демонических силах. К тому же рос он очень болезненным мальчиком, и вплоть до гимназии с ним часто случались непонятные нервные припадки.

По окончанию гимназии, Николай Гоголь, переехав в Санкт-Петербург, начинает свою творчество с мистических рассказов, принесших ему огромную популярность. Все сюжеты, по его признанию, он брал из народного творчества. Его персонажи — Вий, Черт, Ведьма – настолько органичны в его произведениях, как будто они существовали на самом деле, мистика Гоголя буквально пронизывает их.

Но все же главной книгой своей жизни, Гоголь считал «Мертвые души». Он смотрел на это произведение, как на что-то, что лежало вне его власти, где он должен был раскрыть тайны, ему завещанные. – «Когда я пишу, глаза мои раскрываются неестественною ясностью. А если я прочитаю написанное еще не оконченным кому бы то ни было, ясность уходит с глаз моих. Я это испытывал много раз. Я уверен, когда сослужу свою службу и окончу, на что я призван, то умру. А если выпущу на свет несозревшее или поделюсь малым, мною совершаемым, то умру раньше, нежели выполню, на что я призван в свет» — говорил он друзьям.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том «Мертвых душ». Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих пор неясно.

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией — боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

Н. В. Гоголь умер 21 февраля 1852 года в Москве, похоронили его на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году, после закрытия монастыря и кладбища, останки Николая Гоголя перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря. Вот тогда же и было обнаружено, что из гроба покойного украден череп. Как утверждают многие свидетели, сам скелет покойного был перевернут, так что есть основания предполагать, что опасения Николая Васильевича быть похороненным заживо были не напрасными.

Мистика и фантастика в творчестве Н.В. Гоголя

Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем с их фольклорными прототипами, выявление сходства. Место мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести», цели их введения.

Подобные документы

Влияние фольклора на творчество Н.В. Гоголя. Источники фольклорных элементов в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий». Изображение народной жизни в произведениях Гоголя. Формировавшие нравственных и художественных воззрений писателя.

курсовая работа, добавлен 23.06.2011

Характеристика наиболее ярких образов представителей демонологии Гоголя, встречающихся на страницах циклов «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода». Основные гипотезы о природе образа Вия, реализация сказочных и фольклорных мотивов в повести.

курсовая работа, добавлен 02.12.2010

Символика цветов в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Выражение отношения автора к своим персонажам, зависимость употребления цветов автором от рассказчика. Символика, использованная для характеристики каждого цвета произведения.

контрольная работа, добавлен 05.02.2011

Способы передачи чужой речи в художественных произведениях. Сказ как форма повествования с установкой на чужое слово. Понимание и толкование цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отличительные признаки повествовательной манеры рассказчиков.

курсовая работа, добавлен 01.07.2014

Эволюция творчества Н.В. Гоголя как движение от романтизма к реализму. Художественные особенности «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Истоки романтического в Гоголевском произведении. Воспроизведение народных нравов, бытовых обычаев и поверий в книге.

курсовая работа, добавлен 30.01.2012

Творчество русского писателя Н.В. Гоголя. Знакомство Гоголя с Пушкиным и его друзьями. Мир мечты, сказки, поэзии в повестях из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Особенности жанра поэмы «Мертвые души». Своеобразие художественной манеры Гоголя.

реферат, добавлен 18.06.2010

Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, этапы его творчества. Место Петербургских повестей в творчестве Гоголя 30-х годов XIX ст. Художественный мир Гоголя, реализация фантастических мотивов в его Петербургских повестях на примере повести «Нос».

реферат, добавлен 17.03.2013

Фантастика как особая форма отображения действительности. Типологическое сходство произведений Гоголя и Гофмана. Особенность фантастики у Гофмана. «Завуалированная фантастика» у Гоголя и Гофмана. Творческая индивидуальность Гоголя в его произведениях.

реферат, добавлен 25.07.2012

Общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем. «Петербургские повести» как особый этап в литературной деятельности Гоголя. Художественное постижение всех сфер русской жизни. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

презентация, добавлен 25.10.2011

Происхождение и воспитание Николая Васильевича Гоголя. Его годы обучения и служба чиновником. Литературные произведения Гоголя, художественные особенности повестей, вошедших в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отзыв Пушкина об этом сборнике.

Мистика жизни Гоголя

1. Семья и школа

Родительский дом.- Даровитый отец и домовитая мать.- Страсть к театру в семье Гоголя.- Лицей князя Безбородко.- Отсутствие друзей у Гоголя в школе.- «Таинственный Карло».- Ранние проблески наблюдательности.- Слабая постановка преподавания в лицее.- Невежественные учителя.- Леность Гоголя.- Домашние спектакли.- Маленький библиотекарь.- Первые стихотворные опыты Гоголя в школе.- Он делается редактором школьного журнала.- Мечты о службе в Петербурге.- Дружба с Высоцким

2. Приезд Гоголя в Петербург и начало его литературной известности

Разочарование и неудачи,- Экспромтом в Любек.- Поступление на службу и отставка.- Первые успехи на литературном поприще.- «Вечера на хуторе».- Знакомство с Жуковским, Пушкиным и Карамзиным.- В кругу нежинских товарищей.- «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Женитьба», «Ревизор».- Гоголь в роли неудачного адъюнкта по кафедре истории.- Тяготение к литературе.- Белинский предсказывает Гоголю славную будущность.- «Ревизор» ставится на сцену по личному желанию императора Николая I

3. Первые поездки за границу

В Германии и Швейцарии.- В Женеве и Париже.- Известие о смерти Пушкина.- В Риме.- Впечатления и встречи.- Смерть Виельгорского — Приезд на короткое время в Москву и Петербург.- Вторичный приезд в Рим.- Жизнь и литературные занятия Гоголя в Риме

4. Предвестники душевного расстройства

Перемена в душевном настроении Гоголя по возвращении из-за границы.- Затруднения с первым томом «Мертвых душ».- Физические и нравственные страдания Гоголя.- Неприятности московской жизни.- Сборы в Иерусалим.- Гоголь приходит в дом Аксаковых с образом Спасителя в руках.- Отъезд за границу.- «Блюстители огней истины».- Любовь и мистицизм.- Уединенные чтения отцов церкви с А.О.Смирновой.- Страсть к проповедничеству в беседах и письмах.- Денежные затруднения.- Трехлетняя субсидия от императора Николая I.- Трудные роды 2-го тома «Мертвых душ».- Молитва для испрашивания вдохновения у Бога

5. Неожиданное крушение

Гоголь пишет «Размышления о божественной литургии».- Он сжигает рукопись 2-го тома «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями».- Буря, вызванная этой книгой.- Письмо Белинского к Гоголю по поводу его переписки с друзьями.- Действие, произведенное на Гоголя всем этим погромом.- Путешествие ко святым местам

6. Печальный конец

Лето в деревне.- Гоголь принимается сызнова за 2-й том «Мертвых душ» и заканчивает его вчерне.- Переезд в Москву.- Чтение первых глав в семье Аксаковых и общий восторг.- Постоянные переделки рукописи.- Гоголя охватывает «страх смерти».- Вторичное сожжение рукописи.- Смерть Гоголя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector