Биография Гоголь Николай ВасильевичЖизнь и творчество Гоголь

Биография Гоголь Николай Васильевич
Жизнь и творчество Гоголь.Н.В

Гоголь Николай Васильевич (1809-52), русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба— 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые души» (1-й том — 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.

Гоголь Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии — 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель.

Семья. Детские годы

Происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места — Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери — Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Другим источником сильных переживаний мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил «под террором загробного воздаяния».

» Задумываться о будущем я начал рано. » . Годы учения. Переезд в Петербург

Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре — как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно «в лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу).

По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу — вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.

» Вечера на хуторе близ Диканьки «

Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия. ». Вместе с тем «веселость» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки — от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах. » проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.

После выхода первой прозаической книги Гоголь — знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.

«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор»

1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений — «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях); начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана первая редакция комедии «Женихи» (будущей «Женитьбы»). Сообщая о новых созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем «Современнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к «Вечерам. » («малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик — пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств — вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в «Тарасе Бульбе» — столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же «петербургских повестей» из «Арабесок» («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет»; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, «Нос» и «Шинель») — это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», в котором «сборный город» как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги — плута или авантюриста — в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной «немой сценой». Освобожденная от конкретных деталей «наказания порока», передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое — как напоминание о неминуемом Страшном суде.

Главная книга — «Мертвые души»

В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию — в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами», сюжет которых (как и «Ревизора») был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка «ревизских душ» умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно — не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и вытекавшая отсюда антитеза «живой» — «мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, «ревизская душа») передвигались в сферу переносной и символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим — общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначение «поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала).

Второй том » Мертвых душ» . » Выбранные места из переписки с друзьями «

После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых — «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

В апреле 1848,после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.

К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям — А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).

В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир. » (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.

Полное собрание сочинений. М.; Л., 1937-52. Т. 1-14.

Гиппиус В. В. Гоголь. Л., 1924.

Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М., 1990.

Николай Гоголь // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Сочинение. «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите (Н. Г. Чернышевский)»

«Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною. Они не понимают, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучают меня. Что могу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех мук»х. Спасите меня!» Множество великих писателей откликалось на призыв «маленького человека», задавленного, униженного и оскорбленного. В их творчестве жил и развивался его образ, причем каждый из авторов по-своему выражал отношение к нему.

Н. В. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил, закричал на всю Россию о трагедии «маленького человека». Писатель осознал и показал опасность деградации общества, в котором все более и более увеличивается жестокость, равнодушие людей друг к другу.

«Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству». Вот так по пуговицам мундира, по погонам, по замшевым или простым панталонам, по другим внешним, кажущимся смешными и ничтожными, признакам определяется сразу и навсегда человек. Уважение к нему зависит не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Растет чинопоклонение, причем человек продает честь и совесть, чтобы получить следую щий орден, повышение. Это становится целью его жизни. Ради этого он льстит начальникам, сносит их презрение. Зато забравшись на место, сам начинает унижать своих подчиненных. Так затаптывается человеческая личность. Она теряет свое достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.

«Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, — тебе тогда не стать мне и в подметки», — думает Поприщин. Если человек обладает тем, что считается модным и престижным в обществе, гордыня и чванство наполняют его душу. Если же он беден, то он просто теряет самоуважение, теряет ощущение себя как личности. «Я думал несколько раз завести разговор с его превосходительством, только никак не слушается язык. Хотелось бы мне заглянуть в гостиную, куда видишь только иногда отворенную дверь, за гостиную еще в одну комнату», — записывал в своем дневнике Поприщин.

Гоголь говорит, что будущего у общества, в котором люди, недостойные звания людей, помыкают безмолвными существами, может просто и не быть, потому что деградация его приведет к самоуничтожению. Судьба этого общества, признающего лишь деньги, отвергающего все новое, чистое, светлое, окажется сродни судьбе Чарткова. Тогда уже действительно становится возможным поклонение собственному носу, если ои в мундире, расшитом золотом, а по шляпе с плюмажем можно заключить, что он имеет ранг статского советника. «Как подойти к нему?» — думал Ковалев. Он начал около него покашливать; но нос ни на минуту ни оставлял набожного своего положения. «Милостивый государь. — сказал Ковалев, внутренне принуждая себя ободриться, — милостивый государь. «

Писатель с состраданием показывал несправедливость и жестокость общества по отношению к «маленькому человеку». На службе молодые чиновники часто смеялись над Акакием Акакиевичем, «острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия», оскорбляли его, сыпали на голову бумажки, окружающие замечали его, когда он был нужен, и всегда были не слишком вежливы к нему.

Николай Васильевич Гоголь призвал Все общество обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как казалось, людей. Призвал взглянуть на них с пониманием и жалостью. «Матушка, спаси твоего бедного сына. прижми ко груди своей бедного сиротку! ему нет места на свете! его гонят! Матушка! пожалей о своем больном дитятке!» И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и тогда начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Акакием Акакиевичем, вдруг остановился, пронзенный его тихими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И в этих проникновенных словах звучали другие: «Я брат твой». И молодой человек содрогнулся, увидев, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным».

Писатель обвинял общество за его отношение к человеку, как к мухе. Пусть и смешно само по себе горе Акакия Акакиевича по поводу потери шинели, но для него в этой шинели сосредоточились счастье и смысл жизни. А окружающие и здесь лишь посмеялись над его бедой, никто не помог ему, а «значительное лицо» еще и накричал на него так, что бедняга потерял сознание. И когда Башмачкин заболел, единственное, что мог для него сделать доктор, было пожелание заказать немедленно сосновый гроб. Даже смерти Акакия Акакиевича не заметил почти никто.

Взывая к справедливости, автор заявил о необходимости покарать бесчеловечие общества. Акакий Акакиевич, вставший из могилы, являлся прохожим и отбирал у них шинели, шубы. Он только тогда успокоился, когда отнял шинель у «значительного лица», который распек его. На «значительное лицо» появление Акакия Акакиевича произвело неизгладимое впечатление, «он гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?» О несчастном Башмачкине заговорили. Но, как часто бывает, общество слишком поздно обратило внимание на человека. Лишь после его смерти и необычных обстоятельств, связанных с ней, люди обратили внимание на существование бедного чиновника.

Гоголю многим обязан «маленький человек», Который так нуждался во внимании, защите, понимании. И ведь Башмачкин не единичен, он не является исключением, таких людей множество, они составляли значительную часть общества. Вот почему Русь многим обязана Гоголю.

« Ревизор»

Николая Васильевича Гоголя по праву называют «хрестоматийным» писателем народной русской жизни девятнадцатого века. В его произведениях достоверно отображаются не только исторические события, но и жизнь, быт простых людей. Девятнадцатый век — один из самых сложных в социально-политическом плане веков в нашей стране. Это эпоха наполеоновских войн, декабристов, крепостного права, царской цензуры, репрессий Были писатели и поэты, произведения которых рассказывали обо всех ужасах самодержавия, о его жертвах; о восстании декабристов на Сенатской площади, положившем начало активной революционной деятельности в стране; о крепостном праве и его отмене; о Наполеоне, его республике и солдатах. Их имена навеки внесены в русскую литературу как имена борцов за свободу и прав человека. Это , , . Кроме того, были писатели, для которых важнее всего — повседневная жизнь и характеры простых людей. Они описывали жизнь «русских низов» — крестьян, ремесленников, крепостных, высмеивали чиновников-казнокрадов, поддавали критике самого царя. К разряду таких писателей и относится . На страницах его произведений мы встречаем обыкновенных людей, страдавших от самодержавия, крепостного ярма и чиновничьего беспредела. Одно из наиболее известных и уважаемых творений Гоголя — комедия «Ревизор».

Она была создана с целью поднять острые социальные вопросы, высмеять отрицательные черты и пороки системы, найти выход из сложившейся в России ситуации. Предметами обсуждения и осмеивания в комедии является глупость, ничтожество, лесть, страх градоначальников города N перед вышестоящим руководством. Комедия формально разбита на две части — произвол городничего и его помощников до приезда ревизора-«Хлестакова» и полное их бессилие после. Автор очень выразительно изобразил резкий, мгновенный переход и изменения в действиях властей уездного города.

Гоголь пытался воссоздать реальную картину русских городов в России девятнадцатого века, когда под прикрытием самого императора процветала коррупция в высших эшелонах власти. При Николае Первом этот процесс достиг апогея: улицы не убираются, суд, призванный защищать права народа, не работает, государственные учреждения превращены или в сарай, или в конюшню. Градоначальники не обращают внимание на проблемы людей. Именно эти вопросы поднял в «Ревизоре» .

Комедия расходилась по стране со скоростью света. Впервые в русской литературе простой люд мог посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки и пороки, а иногда даже и почерпнуть что-то новое. Колоссальный успех «Ревизора», по-моему, — в ее исключительной реалистичности. Впервые в русской прозе так доступно, простым народным языком описывались чиновничьи изъяны.

Комедия пришлась по душе всей стране, кроме, разумеется, градоначальников всех мастей — от маленьких деревушек до самой столицы. «Ревизор», несмотря на давнее написание, до сих пор является классикой и основой русской социальной комедии, а — гениальным мастером иронии и сарказма.

Сочинение по повести Гоголя «Шинель»

Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них — это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем крепостнического государства.

Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.

Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина — маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: ‘«низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель — собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».

Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»».

Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».

Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.

В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: