Биография Державина

Державин Гаврила (Гавриил) Романович (1743 — 1816)
Афоризмы, цитаты >>
Биография

Русский поэт, представитель русского классицизма. Родился 3 июля 1743 в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Отец — армейский офицер. Родители не обладали образованием, но старались дать детям лучшее воспитание. Державин, родившийся очень слабым и хилым, «от церковников» научился читать и писать. В семь лет, когда семья жила в Оренбурге, его поместили в пансион «сосланного в каторжную работу» немца Розе, где за четыре года, Державин научился немецкому языку, отличаясь «чрезвычайной к наукам склонностью». Ему было 11 лет, когда умер его отец. Вдова с детьми осталась в большой бедности. Переехав в Казань, вдова отдала детей для обучения сначала гарнизонному школьнику Лебедеву, потом артиллерии штык-юнкеру Полетаеву. В 1759 Державин вместе с братом были помещены в гимназию. Научным предметам, «по недостатку хороших учителей», в гимназии «едва ли», по словам Державина, учили его «с лучшими правилами, чем прежде». За время пребывания в гимназии он усовершенствовался лишь в немецком языке и пристрастился к рисованию и черчению, оказавшись в числе первых учеников. В начале 1762, года за два до этого записанный в гвардию, он отправился в Петербург на службу и в марте он был уже в солдатских казармах. Двенадцать лет (1762 — 1773) составляют наиболее безотрадный период в его жизни. Он пристрастился к картам и, живя в отпуске в Москве, проиграл деньги, присланные матерью на покупку имения. Это едва его не погубило: он научился подборам карт, подделкам и прочим мошенничествам. «Впрочем, — прибавляет Державин, — совесть, или лучше сказать, молитвы матери, никогда его (в «Записках» Державин говорит о себе в третьем лице) до того не допускали, чтоб предался он в наглое воровство»; «когда не было денег, никогда в долг не играл»; «всегда содержал свое слово свято». «Когда случалось, что не на что было не токмо играть, но и жить, то, запершись дома, ел хлеб с водой и марал стихи». «Марать стихи» Державин начал еще в гимназии. Несмотря на то что среди казарменной обстановки Державин «должен был, хотя и не хотел, выкинуть из головы науки», он продолжает «по ночам, когда все улягутся», читать случайно добытые книги, немецкие и русские, начинает переводить в стихах «Телемаха», «Мессиаду». Державина спасает Пугачевщина. В 1773 главным начальником войск, посланных против Пугачева, был назначен Бибиков и Державин, произведенный в офицеры, после десяти лет солдатской службы, решается лично явиться к нему с просьбой взять с собой в Казань как казанского уроженца. По приезде в Казань, Державин пишет Речь, которой казанское дворянство отвечало императрице на ее рескрипт. Он едет с секретными поручениями в Симбирск, Самару и Саратов. Труды Державина за время Пугачевщины окончились для него преданием суду. Причиной тому была отчасти вспыльчивость Державина, отчасти недостаток «политичности». Суд над Державиным был прекращен, но все заслуги его пропали даром. По возвращении в Петербург, обойденный наградами, Державин вынужден был сам хлопотать о них, тем более что во время Пугачевщины унего были и материальные потери: в его оренбургском имении недели две стояли 40000 подвод, везших провиант в войско, причем съеден был весь хлеб и весь скот. Были поданы три просьбы Потемкину и императрице, и только в феврале 1777, Державину, была объявлена награда: «по неспособности» к военной службе, он с чином коллежского советника «выпускался в штатскую», несмотря на заявление о том, что он «не хочет быть статским чиновником». Ему жаловалось 300 душ в Белоруссии. Державин счел себя обиженным. Гораздо счастливее был он в это время в картах: осенью 1775, «имея в кармане всего 50 рублей», он выиграл до 40000. Вскоре Державин получает видную должность в сенате и в начале 1778, влюбившись с первого взгляда, женится на 16-летней Екатерине Яковлевне Бастидон, дочери камердинера Петра III, португальца Бастидона. Брак был самый счастливый. С красивой наружностью жена Державина соединяла кроткий и веселый характер, была начитана и любила искусства. Первые произведения Державина не удовлетворяли его самого, т.к. чаще всего это были прямые подражания Ломоносову. Перелом в поэтической деятельности происходит в 1778 — 1779, когда он избирает «особый путь, руководствуясь наставлениями Баттэ и советами друзей моих, Н.А. Львова, В.В. Капниста и Хемницера, причем наиболее подражал Горацию». Почти все его друзья были моложе Державина, но стояли гораздо выше по образованию. Служба в Сенате была непродолжительна. В сенате нужно было составлять роспись доходов и расходов на новый, 1784, год. Вяземскому хотелось довольствоваться росписанием и табелью прошлого года, но только что оконченная ревизия показала, что доходы государства значительно возросли. Державин указывал на незаконность желания генерал-прокурора и настоял на составлении новой росписи, «в которой вынуждены были показать более противу прошлого года доходов 8000000». Это был первый случай открытой борьбы Державина «за правду», приведший поэта впервые к горькому убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». В феврале 1784 он должен был выйти в отставку, но несколько месяцев спустя был назначен олонецким губернатором. Не успел Державин приехать в Петрозаводск, как у него начались неприятности с наместником края, Тутолминым, и менее чем через год, Державин был переведен в Тамбов. Здесь он также «не усидел долго»: энергия его очень скоро привела к столкновению с наместником, возник ряд дел, перенесенных в сенат. Сенат, направляемый Вяземским, стал на сторону наместника и успел так все представить императрице, что она повелела удалить Державина из Тамбова. Дело постоянно откладывалось и явившийся в Москву Державин шесть месяцев «шатался по Москве праздно». Решение сената было крайне уклончивое и направлялось к тому, что т.к. Державин уже удален от должности, то «и быть тому делу так». Державин отправился в Петербург, надеясь «доказать императрице и государству, что он способен к делам, неповинен руками, чист сердцем и верен в возложенных на него должностях». На поданную им просьбу императрица приказала объявить сенату словесное повеление, чтобы считать дело «решенным», а «найден ли Державин винным или нет, того не сказано». После новой просьбы, 2 августа 1789 г. состоялся именной указ, которым повелевалось выдавать Державину жалованье «впредь до определения к месту». Ждать места ему пришлось более 2 лет. К поэту стали «ласкаться». Потемкин, «так сказать, волочился за Державиным, желая от него похвальных себе стихов». В декабре 1791 Державин был назначен статс-секретарем императрицы, но, не сумев угодить императрице, скоро «остудился» в ее мыслях. Державин, получив близость к императрице, больше всего хотел бороться с столь возмущавшей его «канцелярской крючкотворной дружиной», носил императрице целые кипы бумаг, требовал ее внимания к запутанным делам, чего от поэта вовсе не ждали. Поэт так «охладел духом», что «почти ничего не мог написать горячим чистым сердцем в похвалу императрице», которая «управляла государством и самым правосудием более по политике, чем по святой правде». Вредили ему и его излишняя горячность и отсутствие придворного такта. Уже через три месяца после назначения, императрица жаловалась Храповицкому, что ее новый статс-секретарь «лезет к ней со всяким вздором». Статс-секретарем Державин пробыл менее 2 лет и в сентябре 1793 был почетно удален от службы императрице и назначен сенатором. Он отличался усердием и ревностью к службе, ездил в сенат иногда даже по воскресеньям и праздникам, чтобы просмотреть целые кипы бумаг. С сенаторами он скоро рассорился и в начале 1794, сохраняя звание сенатора, был назначен президентом коммерц-коллегии. Должность, некогда очень важная, теперь была значительно урезана и предназначалась к уничтожению. Незадолго до своей смерти императрица назначила Державина в комиссию по расследованию обнаруженных в заемном банке хищений, что являлось доказательством доверия императрицы к правдивости и бескорыстию Державина. В 1793 Державин лишился своей жены, но через полгода вновь женился не по любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным». Женой стала Дьякова. Воспоминания о первой жене, внушившей ему лучшие стихотворения, никогда не покидали поэта, — 1782 — 1796 были периодом наиболее блестящего развития поэтической деятельности Державина. За время губернаторства (1785 — 1788) Державин почти не писал стихов. После воцарения императора Павла поэт сначала подвергся гонению «за непристойный ответ, государю учиненный», но потом одой на восшествие его на престол императора вернул его милость. Державин получает почетные поручения, делается кавалером мальтийского ордена, снова получает место президента коммерц-коллегии. При Александре I Державин одно время был министром юстиции (1802 — 1803). В 1803 Державин получает полную отставку. Последние годы жизни (1803 — 16) Державин проводил преимущественно в деревне Званке, Новгородской губернии. Он начинает увлекаться драмой и пишет произведения, называемые Мерзляковым «развалинами Державина». Живя по зимам в Петербурге, Державин, вместе с Шишковым, основал в 1811 литературное общество. Скончался 8 июля 1816 в деревне Званке. Тело его погребено в Хутынском монастыре (в семи верстах от Новгорода). Детей не было ни от первого, ни от второго брака.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)

Пушкинскую эпоху называют золотым веком русской поэзии не только благодаря

Александру Сергеевичу. В это же время творили прекрасные поэты — Державин,

Батюшков, Жуковский, Баратынский, баснописец Крылов, начинали Лермонтов и

Гавриил Романович Державин был непосредственным предшественником Пушкина. Он был славой XVIII века, его боготворили, им восхищались. Можно сказать, что слава

Державина перешла к Пушкину.

Сам Александр Сергеевич вспоминает, как он относился к Державину в юности:

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду Это было

в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к

нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и

поцеловать ему РУКУ» руку, написавшую «Водопад». Державин был очень стар Он

был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел,

подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мУгны, губы отвислы:

портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до

тех пор, пока не начался экзамен в

русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.

Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его

стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел

«Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах

описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина,

голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не

помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в

восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли. «

Это Пушкин написал в 1835 году, к этому времени отношение его к поэзии Державина

по существу не изменилось. Он считал его великим поэтом.

Некоторые мыслители считали, что великая русская литература началась с оды

Державина «Бог». Именно этой одой он открыл свое собрание сочинений:

О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени

превечный, Без лиц, в трех лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет

места и причины, Кого никто постичь не мог. Кто все собою наполняет, Объемлет,

зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог.

Ты есть! — природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет,

Ты есть — и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих; Я

телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я Бог!

Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел ? — безвестен; А сам собой я быть не

Державин — поэт классицизма. Но он внес в классицизм «сердечную простоту»,

поэтому его оды, его лирические стихи как бы шагнули из условностей классицизма

в живую жизнь. В творчестве поэта отразилось много конкретных черт русской

жизни, русского быта, живых русских раздумий того времени. В них появилось

Современному читателю порой читать Державина трудновато. Но таков поэтический

язык допушкинской эпохи. Это русский язык еще неустоявшийся и пестрый, еще не

приведенный в гармонию. Он насыщен формами и оборотами, которые шли из старины.

Родился Гавриил Державин близ Казани в семье мелкопоместного дворянина. Систематического образования не получил. Десять лет прослужил солдатом в Преображенском полку. В 1772 году был произведен в офицеры. В 1977 году перешел на штатскую службу: служил в сенате, был губернатором в Петрозаводске и Тамбове, затем секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I. Отличаясь независимостью характера и прямотой («Горяч и в правде черт!» — говорил он о себе), Державин нередко ссорился с начальством, побывал даже под судом. С 1803 года жил на покое, проводя лето в своем имении Званке, на берегу Волхова.

Сочинять стихи он начал, еще будучи солдатом, писал в казарме. В 1776 году свои

оды поэт напечатал отдельной книжкой, но без обозначения своего имени. Книжка

осталась незамеченной. Позже он был принят в кружок популярных в то время

писателей — Н.А. Львова,

И.И. Хемницера, В.В Капниста, многому учился у них, штудировал труды теоретиков

классицизма — Буало, Батте, читал Горация и других античных авторов.

Эти штудии Державину сильно помогли Свои новые сочинения он анонимно печатал в

петербургских журналах — и это уже были истинно державинские произведения- «На

смерть князя Мещерского», «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного

отрока». Читатели почувствовали, что никто из прежних поэтов, ни Сумароков, ни

Ломоносов, с такой смелостью не пользовались «низким штилем», не вводили так

просторечия, не рисовали с такой смелостью в стихах самих себя, своих знакомцев,

окружающую обстановку В стихах классицистов все было регламентировано, а

Державин, сохраняя оду как жанр, насыщал ее новым содержанием.

Огромный успех имела ода Державина «Фелица», написанная в 1782 году. Под видом

царевны «Киргиз-Кайсацкия орды» Фелицы поэт вывел императрицу Екатерину. Та,

прочитав оду, наградила поэта и дала ему личную аудиенцию.

Державин нарисовал в «Фелице» образ Екатерины как просвещенной «матери

отечества», неустанно радеющей о благе подданных, свято соблюдающей законы,

умной и простой в быту й привычках Поэт пытался создать идеальный образ монарха.

В каком-то смысле эта ода была уроком поэта царям.

Державин воспевал императрицу, но при этом сатирически рисовал ее вельмож. За

что те, естественно, мстили ему. Так он и был услан подальше от столицы в глухую

Олонецкую губернию — но губернатором. Державин объездил весь Север Во время

плавания по Белому морю однажды в шторм он чуть не погиб

Гавриил Романович был очень смелым, решительным, мужественным человеком. Есть в

его биографии и такой факт. Когда до Петербурга дошли слухи о восстании

Пугачева, Державин добился назначения его в команду к генералу Бибикову,

возглавлявшему правительственные войска против повстанцев. Три года он провел в

огне крестьянской войны, два раза чуть не попал в плен к самому Пугачеву

«В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед», — писал Белинский.

А историк русской литературы Г Гуковский подтверждает: «Его стихи рвут из рук,

их переписывают в заветные тетради, они не нуждаются даже в печати, их и без

того знают наизусть все. » Это уже 80-90 годы конца XVIII века

Державин придавал огромное значение изобразительной силе стихов, звуковой,

Прочитаем вместе замечательное стихотворение «Лебедь», в котором и звукопись

прекрасна, и изобразительность изумительная, и со-

держание очень серьезное — в этом стихотворении, которое напоминает греческое

предание о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей, мы видим,

что Державин знал себе цену как поэту и понимал, что останется он в памяти людей

не как вельможа, а как великий поэт.

Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь, С душой бессмертною и пеньем,

Как лебедь, в воздух поднимусь

В двояком образе нетленный, Не задержусь в вратах мытарств; Над завистью

превознесенный, Оставлю под собой блеск царств.

Да, так! Хоть родом я не славен, Но, будучи любимец муз, Другим вельможам я не

равен И самой смертью предпочтусь.

Не заключит меня гробница, Средь звезд не превращусь я в прах, Но, будто некая

цевница, С небес раздамся в голосах

И се уж кожа, зрю, перната Вкруг стан обтягивает мой, Пух на груди, спина

крылата, Лебяжьей лоснюсь белизной

Лечу, парю — и под собою Моря, леса, мир вижу весь; Как холм, он высится главою,

Чтобы услышать Богу песнь.

С Курильских островов до Буга, От Белых до Каспийских вод, Народы, света с

полукруга, Составившие россов род.

Со временем о мне узнают: Славяне, гунны, скифы, чудь, И все, что бранью днесь

пылают, Покажут перстом и рекут:

«Вот тот летит, что, строя лиру, Языком сердца говорил И, проповедуя мир миру,

Себя всех счастьем веселил».

Прочь с пышным, славным погребеньем, Друзья мои! Хор муз, не пой! Супруга!

облекись терпеньем! Над мнимым мертвецом не вой.

Державин прославил в своих стихах полководцев Румянцева и Суворова, казачьего

атамана Платова, но прославил и простого русского солдата — Росса, как он

возвышенно его называл. Он пишет и о барышнях-дворянках, и воспевает девушек

крестьянок. Он большой жизнелюб, поэтому пейзажи его очень настоящие,

выразительные, яркие. Природа у Державина бодра и целительна.

Мы начали рассказ о Державине с отрывка из воспоминаний Пушкина. Но Пушкин не

знал, что через несколько дней после этого экзамена в Лицее Гаврила Романович

сказал Аксакову: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин».

Державин Гаврила Романович

Русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки. Религиозно-философские размышления («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774 &#151 94; «Бог», 1784; «Водопад», 1791 &#151 94); лирические стихи.

Биография

Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 &#151 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды».

В 1782 написал «Оду к Фелице», обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II &#151 назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 &#151 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог «ладить» с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 &#151 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 &#151 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 «избрал совсем другой путь». Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода «На смерть кн. Мещерского» (1799), ода «Бог» (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: «Я &#151 царь, я &#151 раб, я &#151 червь, я &#151 бог»; «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791 &#151 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения «К лире», «Похвала сельской жизни». Эстетические воззрения Державина выражены в трактате «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811 &#151 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: «Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна» и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество «Беседа любителей русского слова», в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и «заметил» юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Умер 8 июля (20 н.с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

Михаил Державин

фотографии >>

биография

Державин Михаил Михайлович

Родился 15 июня 1936 года в Москве в семье известного артиста Михаила Степановича Державина, народного артиста РСФСР, который был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова.

Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Заслуженный деятель культуры Польши (1976).
Народный артист РСФСР (1.06.1989).

В 1954 году поступил в театральное училище им. Щукина (курс Л.М. Шихматова), после окончания которого с 1959 года работал в Московском театре имени Ленинского комсомола, в 1967 года актер выступал на сцене театра на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом, и в том же году пришел в Московский Театр Сатиры, где работал до последних лет жизни.

Огромную популярность актеру принесла телевизионная передача «Кабачок «13 стульев», в котором ему досталась роль пана Ведущего.

В кино дебютировал еще будучи студентом второго курса, сыграв главную роль в фильме «Они были первыми». Одна из наиболее запомнившихся ролей — в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана по произведению Джерома К. Джерома, где актер сыграл вместе со своими партнерами по театральной сцене Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом. В 90-х годах снимался во многих комедиях режиссера Анатолия Эйрамджана, таких как «Бабник», «Моя морячка» и других.

С 1957 года выступал на эстраде с юмористическими интермедиями в дуэте с Александром Ширвиндтом, в 1985-1987 они вместе вели телевизионную музыкальную программу «Утренняя почта».

Ушёл из жизни 10 января 2018 года в госпитале г. Одинцово. Московской области.

Театр им. Ленинского комсомола
Бубусь («Опасный возраст» Семена Нариньяни, постановка С. Л. Штейна, 1960)
Молодой муж («Огонь твоей души» А. Араксманяна, постановка Р. Капланяна)
Конь Карагуш, заколдованный джигит («Чудесная встреча» Л. Черкашиной, режиссер — А. А. Муатов)
Киноартист («Снимается кино. » Э. Радзинского, постановка А.В. Эфроса)
Комментатор и репортер («Центр нападения умрет на заре» Агустина Куссани, постановка Б. Н. Толмазова)
Ведущий («Аттракционы», представление в 2-х отделениях по киносценариям А. Володина, постановка Феликса Бермана)
Алеша Переверзев («До свидания, мальчики» Б. Балтера, В. Токарева)
Алексей («Гамлет из квартиры № 13» А. Вейцлера и А. Мишарина, постановка О.Я. Ремеза)
Печорин («О Лермонтове. » О. Ремеза и Т. Чеботаревской, Постановка О. Ремеза)
Пистер («Каждому свое» С. Алешина, постановка А. В. Эфроса и Л. К. Дурова)
Полуянов, прокурор («Судебная хроника» Я. Волчека, постановка А.М. Адоскина и А.В. Эфроса)
Юрий Куницин («Чемодан с наклейками» Дм. Угрюмова, постановка С.Л. Штейна)

Театр Сатиры
Марсиаль («Интервенция» Л.И. Славина; режиссёр В. Плучек, 1967)
Марич («Последний парад» А. Штейна, 1968)
Елисеев («Банкет» А. Арканова и Гр. Горина, 1968)
Велосипедкин («Баня» В. Маяковского, 1970)
Медведь («Обыкновенное чудо» Е. Шварца, 1971)
Бобчинский («Ревизор» Н. Гоголя, 1972)
Красная кепка («Ремонт» М. Рощина, 1975)
Скалозуб («Горе от ума» А. Грибоедова, 1976)
Тартюф в одноименной пьесе Ж.Б. Мольера, 1977)
Иванов («Феномены» Гр. Горина. 1979)
Браун («Трехгрошовая опера» Б. Брехта, 1980)
Телятев («Бешеные деньги» А. Островского, 1981)
Семенов («Мы, нижеподписавшиеся. » А. Гельмана, 1982)
Виктор Викторович («Самоубийца» Н. Эрдмана, 1982)
Епиходов («Вишневый сад» А. Чехова, 1983)
Николай Буркини («Прощай, конферансье!» Гр. Горина, 1984)
Роберт Макнамара («Бремя решения» Ф. Бурлацкого, 1985)
«Молчи, грусть, молчи. » (1985)
Ответственный, член Особой комиссии («Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ, 1986)
Американец («Привет от Цюрупы!»)
«Маленькие комедии большого дома»
Мартын Нароков («Таланты и поклонники» А. Островского)
Генерал Пуркрабек («Швейк, или Гимн идиотизму» по Я. Гашеку)
Цукерман («Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э.С. Радзинского)
Маштю («Орнифль» Ж. Ануя)
«Андрюша» (спектакль-обозрение, посвященное Андрею Миронову)
«Нам все еще смешно» (ревю, посвященное 80-летнему юбилею театра)
Счастливцев («Счастливцев – Несчастливцев» Гр. Горина, 1997)

последнее обновление информации: 15.12.19

источники информации

публикации

И тут появился Джордж – словно из шляпы фокусника. Бац! И в кресле – старый добрый друг. Его не по годам кличут молодым человеком – миловидный, округлый, с брюшком, любитель как поесть, так и приготовить знаменитое ирландское рагу. С этого момента ясно, что фильм «Трое в лодке, не считая собаки» стряхнёт с себя наваждение меланхолии (как искупавшийся в реке пёс отряхивает с шерсти воду) и превратиться в то, чем ему и положено быть – в комедию.Джордж в исполнении Михаила Державина сияющим выражением лица задавал позитивную ноту. Прочь уныние из «безнадёжно больных джентльменов». Пускай английский автор приписывает им самые, что ни на есть, экзотические недуги – от воспаления коленной чашечки до плясок святого Вита, Джордж найдёт, чем удивить и порадовать товарищей – у него, как у профессионального эстрадника, легко отыщется рояль в кустах, точнее, сковородка со струнами, а именно банджо.

Из всей троицы джеромовских героев персонаж Михаила Державина самый неунывающий участник речного «роуд-муви». Если в лице Харриса (А. Ширвиндт) мы сталкиваемся нос к носу с маской суховатого джентльмена, точно проглотившего за ланчем выпуск «Спортивного листка». А в лице Джи (А. Миронов) – с веером масок, за которыми и уследить непросто, то Джордж равен самому себе – как воздух над живописной долиной Темзы, как лёгкий бриз, как речная волна.

Михаил Державин и был тем самым воздухом, которого обычно не замечают. Киноролей у Михаила Михайловича, потомственного театрального актёра, немного – среди них нет ни Гамлета, ни Павки Корчагина. Если жулик, то по фамилии Валетный, мелкий и незлобный, способный на пакости в не особо крупных размерах на текстильной фабрике (сериал про ЗнаТоКов). Если сплетник, то от доброты душевной, как Бобчинский в телеверсии «Ревизора». Но вот обычный курортник незаметно превращается у него в необычного – упрямого аккордеониста, который назло козням перетягивает на свою сторону симпатии публики и выигрывает музыкальный конкурс (фильм «Моя морячка»). Откуда в рядовом отдыхающем нефтянике такая воля к победе? Откуда это наполоновское? Или это чисто державинское? Как жаль, что артист с державинской фамилией не сыграл нашего анти-наполеона – фельдмаршала Кутузова. Роль, которая пришлась бы ему в пору, хоть в комедии, хоть в батальной драме. Роль, которая могла соединить комическую краску с игривым величием, лукавство с простотой. Но, увы, когда Державин подошёл к возрасту Кутузова, наступил спрос на «импотентов» и «женихов из Майами».

Самым постоянным экранным образом Державина был пан Ведущий в передаче-спектакле «Кабачок «13 стульев», но как артиста его запомнят, в первую очередь, участником парного конферанса с Александром Ширвиндтом на «Новогодних огоньках» да «Утренних почтах» и «Кинопанорамах». Эпизоды с их выступлениями без перерыва кочуют по интернету, показывают в современных передачах на ТВ. О эта участь скомороха! Однако – «попробуй, рассмеши», когда ты ни слова не говоришь по-русски, а только лопочешь не по-нашему и лучезарно улыбаешься в зал.

Если актёр Михаил Державин и был воздухом, то воздухом, в котором нуждаются все – приятным и немного опьяняющим, дающим всем вокруг быть собой и тонко чувствующим меру допустимых веществ в атмосфере. И потому, как обычный зритель я говорю: «Мне за Державина не обидно». Обидно, что ролей в кино немного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector