Биография Державина Гавриила Романовича

Державин родился 3 (14) июля 1743 в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Казанской губернии.

Учился в Казанской гимназии, и уже в это время начал писать стихи. Гимназию он не окончил, из-за произошедшей канцелярской ошибки Державин был призван на военную службу в Петербург на год раньше положенного срока . Его записали, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. Державину пришлось десять лет ждать офицерского чина, при этом, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме.

Вместе с полком участвовал в перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. В период военной службы, находясь в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, стал шулером, совершил ряд уголовных проступков.

Только что произведенный в офицеры, Державин в качестве члена секретной следственной комиссии принял деятельное участие в усмирении пугачевского бунта.

Позднее Державин был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян, и был вынужден в течение нескольких лет зарабатывать на жизнь карточной игрой, причем не всегда честной.

В жизни и творчестве Державина принципиальные перемены произошли в конце с70-х годов. В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем будет воспевать в своих стихах в течение многих лет под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта.

В 70-е годы Державин, несмотря на свой неуживчивый характер, понемногу начал продвигаться по служебной лестнице, постепенно занимая все более и более ответственные посты.

Так, он был олонецким и тамбовским губернатором, затем статс-секретарем Екатерины II и сенатором, государственным казначеем, наконец министром юстиции.

В поэзии с 1779 он избрал «свой особый путь». До 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода – торжественное поэтическое произведение, чья размеренная и звучная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, этот традиционный жанр сумел преобразовать и вдохнуть в него совершенно новую жизнь.

Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как Ода к Фелице, Ода на смерть князя Мещерского, Бог, Водопад были написаны непривычным для того времени удивительно звучным языком.

В последние десятилетия его жизни новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70–80-е годы, значительно усилились. Поэт отказался от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, любовью, дружбой, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII – начале XIX вв. – дружеские послания, любовная лирика, шуточные стихи – жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Это ничуть не смущает старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, так как именно таким образом он может в стихах выразить свою индивидуальность.

Удивляет тот факт, что несмотря на новаторский характер творчества Державина, его литературное окружение в конце жизни составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того изящного и легкого слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. Державин состоял с 1811 года в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литературный стиль.

Однако, Державину это не помешало понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал в Царскосельском лицее на экзамене.

Последние годы жизни прожил на полном покое, частью в Петербурге, частью в своей новгородской деревне Званка.

Державин умер 8 (20) июля 1816 в своем любимом имении Званка.

Черты классицизма в поэзии Гавриила Романовича Державина

В истории русской литературы восемнадцатого века Гаври­ил Романович Державин занимает особое место.

Знаменитый критик девятнадцатого столетия Виссарион Гри­горьевич Белинский назвал стихи Державина поэтической лето­писью царствования Екатерины Великой. Посвятив ей оду «Фелица» (полное название — «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице»), он добился широкого признания не только в высших кругах общества, но и у будущих поколений читателей.

Ода — один из жанров лирической поэзии, широко распространившийся в пору господства литературного направления под названием «классицизм». Термин «классицизм» произошел (от латинского слова classicus, что значит «образцовый». В основе этого литературного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Окружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть преображен в нужном для писателя направлении. Соответственно, и героями произведений классицистов могли быть не рядовые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь властители, цари.

В соответствии с требованиями классицизма выдающийся русский ученый и поэт Ломоносов разработал так называемую теорию «трех штилей», разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновид­ность, которая называлась торжественной одой. Она была предназначена для воспевания и восхваления высших достиже­ний человека, для выражения глубоких философских идей, а также для прославления лиц, стоящих на верхних обществен­ных ступенях.

Ярким примером торжественной оды в поэзии Ломоносо­ва может служить «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла выразить соб­ственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Ода Державина, написанная в 1782 году, имеет существен­ные художественные особенности, отличающие ее от класси­ческой ломоносовской торжественной оды. У Ломоносова императрица предстает перед читателем в своем «божествен­ном» качестве — как помазанница Божия. И при этом лишена каких-либо индивидуальных, личностных черт. Поэт воспевает императрицу, вознося хвалы ее государственным деяниям.

Державинский подход к адресату своего стихотворения более разносторонен. Называя Екатерину «богоподобной ца­ревной», поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к чи­тателю. Более того, ода Державина, при легкой сатирической направленности, отличается шутливым тоном, приближенным к обыденности материалом, обильным использованием выра­жений из повседневной речи.

Уже само название оды носит шутливый оттенок. Исполь­зуя его, поэт как бы намекает монархине о том, что она и сама имеет отношение к литературному творчеству. Таким образом, наряду со всеми признаками классической оды, в стихотворе­нии возникают элементы дружеского послания. Екатерина, как известно, занималась сочинительством. Одним из ее лите­ратурных опытов стала «Сказка о царевиче Хлоре», которую она написала для своего внука — будущего императора Алексан­дра Первого. Имя героини оды «Фелица», что в переводе озна­чает «счастливая», также заимствовано поэтом из этой сказки. Так в его произведении возникает игровой элемент, придающий некий не вполне официальный характер всей оде. Причем Дер­жавин не сомневается, что императрица не только не будет на него в обиде, но и по достоинству оценит такой диалог двух рав­ноправных служителей муз. Из того же игрового ряда и имено­вание себя и сановников Фелицы мурзами. Для Державина тут присутствует и автобиографический момент, так как сам он вел свою родословную от татарского князя (мурзы) Багрима, слу­жившего великому московскому князю Василию Темному.

Однако шутливый тон и игровое обрамление не лишают оду ее основного хвалебного смысла. Вероятно, именно поэто­му императрица благосклонно отнеслась к шуточному харак­теру стихотворения. Однако особенность хвалы, и в этом отли­чие Державина от его предшественника Ломоносова, — в вос­певании не только исторических заслуг Екатерины, но и ее личных человеческих достоинств. Так, поэт подчеркивает не­прихотливость императрицы в быту:

Не могли не понравиться державному адресату оды и стро­ки, восхваляющие ее обращение с подданными:

Но еще больше ценит поэт справедливость и доброту цари­цы, а особенно то, что… Материал с сайта //iEssay.ru

Разумеется, Державину, как человеку, близкому к придвор­ным кругам, известны были не только добродетели, но и пороки Екатерины и ее «мурз». Но даже просто сказать вслух об этом в те времена было опасным для жизни; да и сам жанр оды не предпо­лагал никаких эпитетов, кроме хвалебных, панегирических.

Значение оды «Фелица» в истории русской литературы очень велико. Она стала первым произведением реалистичес­кого жанра, хотя и была облечена в шутливую аллегорическую форму.

Уверенность в долгой жизни своих произведений Держа­вин выразил в стихотворении 1795 года «Памятник», где так оценил свои заслуги перед русской литературой:

Это произведение, представляющее собой переложение оды древнеримского поэта Горация, послужило образцом для знаменитого пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Гавриил Романович Державин

Жизненный путь Гавриила Романовича Державина — русского поэта и драматурга эпохи Просвещения, сенатора, государственного деятеля Российской империи. Литературная и общественная известность, ода «Фелица», посвященная автором Императрице Екатерине II.

Подобные документы

Биографический очерк жизни и литературного творчества русского поэта эпохи Просвещения, государственного деятеля, сенатора и тайного советника Гавриила Романовича Державина. Просветительские начинания екатерининской эпохи под руководством Державина.

презентация, добавлен 11.10.2014

Жизнеописание русского поэта эпохи Просвещения Гавриила Романовича Державина: происхождение, образование, творческая и государственная деятельность. Русский классицизм в произведениях поэта. Государственная служба Г.Р. Державина и последние годы жизни.

биография, добавлен 09.10.2014

Учеба Гавриила Романовича Державина в Казани в гимназии. Поступление на военную службу. Содержание поэзии Державина. Совершенствование формы стиха. Государственная служба поэта. Влияние Оссиановой поэзии. Изобразительное искусство в поэзии Державина.

реферат, добавлен 09.09.2014

Жизнь и творчество знаменитого русского поэта Гавриила Романовича Державина. Содержание поэзии и форма стиха: появление сатиры и шутки, употребление народных оборотов и выражений. Служебные проблемы Державина: недовольство императрицы и гонения.

реферат, добавлен 15.01.2012

Особенности творчества русского поэта эпохи Просвещения Г.Р. Державина, живописность его поэзии. Проявление авторской личности в оде «Фелица» и стихотворении «Евгению. Жизнь Званская». Проблема соотношения лирического «Я» с чертами самого автора.

реферат, добавлен 18.05.2017

Державин как гениальный поэт-художник и первый русский поэт-реалист. Жизненный и творческий путь Гаврила Романовича Державина. Влияние творчества Ломоносова на формирование Державина как поэта, его подход к проблеме подражания. Тематика стихотворений.

реферат, добавлен 04.06.2010

Создание Гавриилом Державиным народных училищ и Тамбовского театра во время его губернаторства. Зарождение традиций классицизма в творчестве Державина. Позиция Державина во время подавления Пугачевского восстания. Юмор и лирика в поэзии Державина.

презентация, добавлен 05.03.2014

Поэзия Г.Р. Державина, ее тематика, новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Изображение царицы Екатерины II в оде «Фелица» (1782 г.), ее образ. Фелица как просвещенная монахиня и частное лицо. Мнение Белинского о Державине.

доклад, добавлен 05.05.2009

Обзор жизненного пути и творческой деятельности Г.Р. Державина — русского поэта эпохи Просвещения, представителя классицизма, который значительно преобразил его. Первый сборник стихов Державина. Отличительные черты и новаторство его поэзии и драматургии.

реферат, добавлен 17.12.2011

Происхождение рода Державиных и биографические сведения о семье поэта. Участие молодого писателя в государственном перевороте и в подавлении пугачевского восстания. Первые стихи поэта, приход литературной известности, членство в Российской Академии наук.

Презентация на тему: Державин Гавриил Романович

Державин Гавриил Романович Выполнила: Ученица ИФФ2-10 класса Шеменёва Анастасия Научный руководитель: Степанова И.А.

Проблема, лежавшая в основе работы: Г.Р. Державин – поэт и государственный деятель, одна из самых ярких личностей XVIII века. Цель моей работы заключалась в исследовании проблемы писатель и эпоха. Источниковедческой базой работы являются автобиографические «Записки» Державина, где отражен жизненный путь Державина поэта и характер эпохи. В качестве дополнительных источников привлекались роман Ходасевича «Державин» и роман Михайлова.

Державин – поэт и государственный деятель эпохи просвещения. 24 ноября 1873 года в Петербурге состоялась торжественная церемония открытия памятника Екатерине II. Под грохот пушек Петропавловской крепости и колокольный звон перед собравшимися предстала фигура императрицы, а у ее ног – девять сподвижников, прославивших ее царствование. Среди них и Гаврила Романович Державин. Мы знаем Г.Р. Державина, прежде всего как признанного первого русского лирика XVIII в., дерзнувшего смешать и спутать все стили, дерзнувшего заговорить «языком сердца» и «истину царям с улыбкой говорить».

Но сам поэт считал себя имеющим право на уважение не столько за поэтическую деятельность, сколько за благие свои стремления к государственной службе. Никто из литераторов не дослужился до таких чинов и не занимал столь высоких должностей, как Державин: губернатор Олонецкой и Тамбовской губерний, статс-секретарь при Екатерине II, сенатор, государственный казначей, министр юстиции. И добился он всего без большого образования, без знатной родни, без связей. XVIII век – век Просвещения, время значительных успехов русской государственности и русской культуры. Эпоха Петра I и Екатерины II являющихся воплощением идеи абсолютной монархической власти. Радищев назвал это столетие «безумным» и «мудрым». Это век развития в русском искусстве классицизма, не отделимого от идей воспитания человека и преобразования мира в соответствии с требованиями разума, пропаганда идеи служения личности обществу и государству. Искусство классицизма призвано было воспитывать в человеке гражданственность и благонравие.

«Падал я, вставал в мой век.»«Записки» Державина. Один из поэтов нашего края Валентик в стихотворении, посвященном 260-летию со дня рождения Державина, скажет о нем: «Держава – в имени и роде! И в поэтической породе Держал он свой державный шаг, Поэзии российской флаг.» Мысли об общественном благе, необходимости честного исполнения своего долга и служения Родине, неоднократно звучали в автобиографических «Записках» Державина, написанных им в 1811-1813 годах. Замечу, что автор о себе пишет преимущественно в третьем лице – «он», и лишь иногда, в минуты сильного волнения, сбивается на «я».

В своей работе я хочу остановиться на некоторых страницах этой книги, наиболее ярко, на мой взгляд, раскрывающих характер Державина: чувство собственного достоинства, решительность, прямота в обращении с сильными мира сего, правдолюбие и вместе с тем вспыльчивость и горячность, нежелание и неумение подчиняться. Культ честного служения обществу, государству, державе пронизывает все творчество Г.Р. Державина, Державин-держава-державность. Кажется, что фамилия поэта – это псевдоним, настолько ясно она ложится на идеологию классицизма.

Когда читаешь первые главы «Записок», немало сходного невольно обнаруживаешь в судьбе молодого Державина с судьбой хорошо знакомого пушкинского героя – Петра Гринева. Они почти сверстники, близкие по происхождению, семейным традициям. Вспоминаешь эпизод из «Капитанской дочки», когда Петруша Гринев проигрывает в карты и, несмотря на недовольство Савельича, отдает долг как человек, живущий по закону чести. Державин во времена своей службы вообще очень сильно пристрастился к картам, бывало, и проигрывал, но никогда « не старался каким – либо переворотом отыгрываться или обманами, лжами и пустыми о заплате уверениями доставать деньги; но всегда содержал слово свое свято, соблюдал при всяком случае верность, справедливость и приязнь». Державин – был свидетелем события русской истории XVIII века – крестьянского восстания предводительством Емельяна Пугачева. Он, как и пушкинский герой, оказался в эпицентре событий и наверняка мог бы повторить слова Гринева о Пугачевском бунте «бессмысленном и беспощадном».

Державин и Екатерина II. В 1791 году Державин назначается секретарем Екатерины II. Дворцовая жизнь текла по своим особым законам. Климат двора нередко определялся фаворитами императрицы, которые в угоду своим личным интересам готовы были на все. Что касается Державина, то он часто становился «неугодным» для многих вельмож из-за своего служебного рвения. Державин увидел жизнь двора воочию, и у него изменилось представление и о Екатерине II. Первая встреча с Екатериной ошеломила его, но в дальнейшем он изменяет свое мнение о ней. Это не означало, конечно, что Державин перестал видеть в ней «просвещенную монархиню», просто в представлении Державина она утрачивает черты исключительности, перестает быть неземным существом.

Оценка личности и деятельности Державина в романе Ходасевича «Державин». Роман Ходасевича «Державин» был написан в 1931 году. Его автор – поэт «серебряного века». Главное достоинство Державина – поэта, Ходасевич видит в том, что он сумел «выразить свою личность такой, какова она была, нарисовать портрет свой живым и правдивым, не искаженным условной позой и не стесненным классической драпировкой». Ходасевич сумел найти новый подход к изображению жизни поэта, не прибегая к расширению фактического материала. «Биограф — не романист. Ему дано изъяснить и освещать, но отнюдь не выдумывать», — подчеркивает он в предисловии к роману.

Избранный писателем принцип повествования в критике назван «принципом психологических расшифровок». Излагая известные факты биографии Державина, Ходасевич пытается психологически мотивировать поступки персонажей. Кроме того по всему роману разбросаны характеристики Державина и оценки его деятельности на государственном поприще: «движимый человеколюбием», «поклонник Закона», «умом был прям, а душой прост», «упрямый и прямолинейный». Роман Ходасевича по существу заканчивается истолкованием оды «На тленность», написанной за два дня до смерти. Стихотворение не закончено, это акростих: из первых букв стихотворных строк складывается выражение «РУИНА ЧТИ». Что это означает? И каким могло быть продолжение? Кажется, что Державин в этом стихотворении отказывается от мысли о том, что история и поэзия («Звуки лиры и трубы») способны побеждать время. Но мы помним, что мысль о поэтическом бессмертии впряжена в стихотворении Державина «Памятник». Для Ходасевича, пережившего потрясения революции и ощутившего себя поэтом отошедшего времени, поэтическое завещание Державина стало поводом для размышлений о собственной судьбе.

Заключение. Однажды Г.Р. Державин написал эпитафию самому себе: « Здесь лежит Державин, который поддерживал правосудие, но, подавленный неправдою, пел, защищая законы». Державин на всю жизнь остался верен своему принципу: правосудие превыше всего. Работа с «Записками» Г.Р. Державина и романом Ходасевича дала мне возможность более глубоко прочувствовать Державина как личность. Эпоха играет немалую роль в деятельности и жизни любого человека, а в биографии Державина его время, XVIII век отразился со всеми его позитивными и негативными сторонами.

Державин Г.Р. «Записки», Москва, 2000г. Державин Г.Р. «Записки», Москва, 2000г. Ходасевич В.Ф. «Державин», Москва, 1988г. Благой Д.Д. «История русской литературы XVIII век», Москва, 1946 г. Гусев В. « Мощь и трагедия «старина»» / Материалы научной международной конференции посвященной 260-летию со дня рождения поэта. Пашкуров Л.К., Казань, 2003 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: