Бессонница (Фёдор Тютчев)

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали.

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

Федор Тютчев
Бессонница
(Ночной момент)

Ночной порой в пустыне городской
Есть час один, проникнутый тоской,
Когда на целый город ночь сошла,
И всюду водворилась мгла,
Все тихо и молчит; и вот луна взошла,
И вот при блеске лунной сизой ночи
Лишь нескольких церквей, потерянных вдали,
Блеск золоченых глав, унылый, тусклый зев
Пустынно бьет в недремлющие очи,
И сердце в нас подкидышем бывает,
И так же плачется и также изнывает,
О жизни и любви отчаянно взывает.
Но тщетно плачется и молится оно:
Все вкруг него и пусто и темно!
Час и другой все длится жалкий стон,
Но наконец, слабея, утихает он.

Комментарий:
Автограф неизвестен.

Первая публикация — Изд. 1900. С. 369 (с датой — апрель 1873). Вошло в Изд. Маркса. С. 176.

Списки — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 192—192 об. и 193—193 об. В списке на л. 193 — дата: «1873. Апрель»; оба списка с одинаковым заглавием «Бессонница».

Печатается по Лирике II.

В коммент. к первой публикации в связи с этим стихотворением и подобными приведена ссылка на биографический труд И. С. Аксакова, который был очевидцем физического и душевного состояния Тютчева в последнее время его жизни. Он писал: «Но что было особенно поразительно — это утрата им, рядом с сохранением острой и логической мысли, способности к поэтической мерной речи. Позыв к стихотворчеству сказывался в нем беспрестанно; он часто твердил стихи про себя, часто принимался за диктовку, но не замечал, что стихам недоставало то меры, то рифмы, что они выходили каким-то неясным поэтическим бредом. Он как бы потерял музыкальный слух, власть над гармонией слова: поэтическое творчество было, очевидно, ему уже не под силу». В связи с этим обстоятельством сложилась традиция конструирования текста из списков на л. 192—192 об. и 193—193 об. Тот и другой список несут в себе погрешности, производящие впечатление каких-то оплошностей или диктующего, или записывающего. Появилось явное нарушение метра в 7-й строке: «Лишь нескольких церквей, потерянных в сизой ночи» (л. 193), но в другом списке дефект был устранен: «Лишь несколько церквей, потерянных вдали» (л. 192). В этом варианте (л. 192—192 об.) несовершенна запись конца стихотворения: пропущена 12-я строка: «О жизни и любви отчаянно взывает»; в несколько ослабленном варианте представлена здесь внешняя обстановка: «Вокруг него и пусто и темно». В результате текстологи позволяли себе выбирать художественно более полноценные строки, которые, видимо, произносил поэт, и включали их в подготовленный к печати текст.

В Изд. 1900 6-я строка — «И вот при блеске лунной ночи»; 7-я — «Лишь несколько церквей, потерянных вдали»; 12-я — «О жизни и любви отчаянно взывает»; 14-я — «Все вкруг него и пусто и темно!».

В Изд. 1900, Чулков II. С. 273 и Изд. Маркса. С. 176 в 6-й строке пропущено слово «сизой»: «И вот при блеске лунной ночи» вместо: «И вот при блеске лунной сизой ночи». В остальном указанные издания не различаются. В Изд. Маркса. С. 404, в коммент. отмечено: «Продиктовано поэтом также на одре болезни. Однако оно написано гораздо глаже предыдущей пьесы» (имеется в виду стих. «17-ое апреля 1818»).

Представляет собой заключительный аккорд «ночной поэзии» Тютчева; примечательно то, что впервые в этой разновидности его лирики появился образ церквей и молитвенное настроение, правда, безысходное.

Датируется апрелем 1873 г.

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

Отражение жизни в творчестве Федора Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской области. Принадлежал к старинному царскому роду. Первоначальное образование получил под руководством С. Е. Раича. Увлекался классической поэзией, рано начал писать стихи. В четырнадцать лет Тютчев стал сотрудником Общества любителей российской словесности.

Н. А. Полевой отозвался о Тютчеве как о поэте, подающем «блестящие надежды». А. С. Пушкин с «изумлением и восторгом» отнесся к доставленным ему из Германии стихам Тютчева и напечатал их в «Современнике». Критические статьи И. С. Тургенева и А. А. Фета, отзывы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого и других хотя и выражали разные идейно-эстетические позиции, однако в целом свидетельствовали о признании истинного таланта Тютчева в литературных кругах.

Как поэт Тютчев сложился на рубеже двадцатых-тридцатых годов. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессоница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Весенние воды», «Осенний вечер» и другие. Проникнутая страстной, напряженной мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика этого поэта художественно выразила сложность и противоречивость действительности.

В студенческие годы и в начале пребывания за границей Тютчев находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Стихотворение «К оде Пушкина на вольность» близко русскому гражданскому романтизму. Однако свободомыслие Тютчева носило умеренный характер. Режим «канцелярии и казармы», «кнута и чина», символизировавший в глазах поэта официальную Россию, был для него неприемлем, но недопустима была и насильственная борьба с ним. Отсюда внутренняя противоречивость стихотворений. Усиливающееся с годами ощущение назревающих социальных сдвигов, сознание того, что Европа вступила в новую «революционную эру», способствует в политическом плане укреплению консервативных настроений Тютчева, развитию у него утопически идеализированного представления о николаевской России, которой якобы предначертана высокая историческая миссия. В сороковых годов политические взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, мыслится им в качестве оплота против революционного Запада.

Консервативные политические взгляды Тютчева сочетаются с мятущимся духовно-нравственным строем его поэзии. Боясь революции, он испытывает острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений. Для мироощущения поэта характерны ставшие крылатыми слова из стихотворения «Цицерон»: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!». Отнеся себя к «обломкам старых поколений», он ощущает горечь при мысли о своей оторванности от «нового, младого племени», о невозможности идти с ним «навстречу солнцу и движенью». Об этом он пишет в стихах «Бессонница», «Как птичка, раннею зарей». В самом себе поэт ощущает «страшное раздвоенье», «двойное бытие», составляющее, по его мнению, отличительное свойство человека его эпохи.

Поэзия Тютчева вся пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил, «среди громов, среди огней, среди клокочущих страстей, в стихийном пламенном раздоре». Диалектическое постижение действительности — в непрестанном движении — характеризует философскую глубину лирики поэта. Особенное тяготение проявляет он к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. «Гармонии в стихийных спорах» в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах», поэт противопоставляет полное неразрешимых противоречий нравственное бытие человека. В стихотворениях Тютчева человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, «же-

стокую», «упорную», «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистические мотивы в его поэзии сочетаются с мужественными нотами, славящими подвиг «непреклонных сердец», сильных духом натур. Об этом говорится в стихотворении «Два голоса».

Подобно Е. А. Баратынскому, Тютчев — крупнейший представитель русской философской лирики: он откликается на вековечные вопросы, волнующие человеческое сознание. Художественный метод поэта, при всем его своеобразии, отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Романтическое мировосприятие безусловно определяет собой поэтический стиль Тютчева двадцатых-тридцатых годов. Представление о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира обусловлены особенностями образной системы и композиции стихов поэта. Соответствие душевных состояний человека явлениям природы либо подчеркивается прямым сравнением, либо угадывается, что придает стихотворениям символический смысл.

8256 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Стихотворения / Отражение жизни в творчестве Федора Тютчева

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Тютчевиана

Cайт рабочей группы по изучению
творчества Ф. И. Тютчева

14 июня – 20 июня

30 ссылок

  1. В порядке исключения укажем на электронный препринт доклада Романа Лейбова в тютчевском сообществе, подготовленный для Эткиндовских чтений.
  2. Тютчев в комментариях к стихотворению Мандельштама Бессонница. Гомер. Тугие паруса.Слухи о том, как один гражданин писал курсовую о Тютчеве.
  3. О Тютчеве в одном англоязычном блоге.
  4. Отзыв о предисловии к книге Пумпянского (заметки о языке и стиле Николаева).
  5. В записи о грамотности: Давайте вернем в школу розги. Хотя бы на уроки русского языка. Одного Тютчева фоном на эскалаторе в метро явно не достаточно.
  6. Анонс московской выставки, где экспонируется семейный альбом Тютчевых. О ней же. И снова о ней.
  7. Противопоставляются Тютчев и Бродский.
  8. Упоминание Тютчева в связи с характерными для него мотивами.
  9. Рассказ об ответе пользователя на экзамене, где в качестве одногоз вопросов ему достался Тютчев.
  10. Готовясь поступать на журфак МГУ пользователь готовит к ответу Тютчева.
  11. О необходимости читать Тютчева (в числе прочего) за лето и недовольстве одного из пользователей этим фактом.
  12. Да простит высший суд составителю этого обзора аннотацию в стиле жёлтой прессы: Муж любит свою жену странною любовью — рассуждающий на эту тему пользователь считает, что источник формулы — Тютчев. Заметим, что в той же реплике ошибочно сконтаминированы два советских фильма.
  13. Пользователь признаётся в любви стихам Тютчева в ответе на подобие анкеты.
  14. Список вопросов к аттестации в 11 классе и о мотивах Тютчева в поэзии Мандельштама — среди них.
  15. Тютчев среди любимых поэтов одного из пользователей.
  16. Песня группы Маврик «Линия судьбы» (Восприятие, истолкование, оценка)

вариация на тему жанра сочинения. Ассоциации с Тютчевым в связи с текстом названной песни.

  • В фильме Сталкер звучит стихотворение Тютчева.
  • . я не вижу ничего плохого в том, что ничего не смыслящей крохе читают вслух Пушкина и Тютчева — тексты с выверенной ритмикой и звучанием — и, подрастая, она тянется к художественным пересказам мифов и не воспринимает всерьез массовый поток пустобрехой «детской» литературы.
  • Темы рефератов по культурологии, среди которых Историософия русского европейца Ф.И. Тютчева (трактат «Россия и Запад», стихи).
  • Тютчев в очередном списке книг, рекомендованном к прочтению в определённом возрасте.
  • Собрание ссылок на подборки стихов русских поэтов, среди которых — Тютчев.
  • Рассказ о буднях богемы: Сквер Тютчева был пуст.
  • всё, что тебя окружает находится в твоём сознании. / всё, что ты говоришь понимается людьми иначе. / Тютчев в силентиуме выжэг.
  • Тютчев в ряду 30 избранных авторов одного из пользователей.
  • утро началось неплохо.. со строчек Тютчева в смске.. а потом. а потом я устроила истерику. понаписала гадостей, порыдала в подушку, поубивалась.
  • Тест на маньячку: Вставьте правильное слово в стихотворение Тютчева
    «Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора
    Весь день … как бы хрустальный
    И лучезарны вечера»:
    — стоит
    — сидит
    — Будет сидеть, я сказала!
  • Один из пользователей признаётся в том, что у него каша в голове от прочитанного.
  • — Осторожно! — шепнул Семёнов. Друзья спрятались за поруганный бюст Тютчева. Вовремя. По улице проехала девушка на «ровере» (малороссийской разновидности велосипеда, используемой для мучений русскоязычного населения). — рассказ Смерть російського резидента.
  • Стихотворение Дмитрия Быкова о Тютчеве: Приснился Тютчева новооткрытый текст
  • Стихотворение с упоминанием Ф. Тютчева:
  • сверкаю лебядкинстансами штучными
    глаголом сжигаю строчки
    как правильно — очкИ, или Очки?
    нет, не поэт я с фамилией Тютчев

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: