Береги честь смолоду» (по повести А

Тему чести можно назвать основной в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение создавалось на основе документального труда о восстании Пугачева, которым писатель очень интересовался. Он длительное время изучал историю крестьянского бунта под предводительством лже-царя, саму личность Пугачева.
В результате проделанной работы родилась не только «История Пугачева», но и «Капитанская дочка», в которой Пушкин затрагивает важные вопросы: как должен вести себя человек в сложных ситуациях, что может послужить ему опорой и поддержкой в трудную минуту. Писатель приходит к мысли, что только чувство собственного достоинства и чести может сохранить человека в человеке. Это Пушкин и демонстрирует на протяжении всего произведения на примере своих героев.
Сам эпиграф «Капитанской дочки», взятый из фольклора, настраивает нас на основную тему повести — «Береги честь смолоду». Уже с первых глав в произведение входит тема чести офицерского мундира и человеческого долга. Так, отец Петруши непременно хочет, чтобы тот служил не в Петербурге, где офицеры только «мотают да повесничают», а в провинции: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
Тема чести солдатского мундира неразрывным образом связана с любовью к отечеству, долгом перед императрицей. Благословляя Петра, отец напутствует его таким словами: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду».
Мы видим, что герой сделал эти слова своим жизненным кредо. В самых трудных обстоятельствах, которые, по воли судьбы, выпали на его долю, он хранил верность императрице и своей стране, потому что присягал им: «Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
Даже под страхом смертной казни Гринев отказывается служить Пугачеву. При этом молодой герой ведет себя очень просто и достойно. Такое поведение вызывает изумление и уважение даже у «безжалостного» бунтаря: «Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть» — сказал он, ударяя меня по плечу. – …Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
Тема воинской чести в повести плавно перерастает в тему чести человеческой. Ею обладают все главные герои произведения, в том числе и «злодей» Пугачев. В самом начале он помогает заблудившимся в метели путникам – выводит Гринева и Савелича из пурги. За это Петр дарит «мужику» свой заячий тулуп. Позже, в осажденной крепости, когда мужик оказывается предводителем бунтарей, он вспоминает про этот тулупчик. Оценив поведение Петра, достойное и благодарное, Пугачев сохраняет ему и его дядьке жизнь: «Ты крепко передо мною виноват» — продолжал он; — «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
И еще один раз Пугачев спасет Гринева, проявив благородство и честь. Лже-царь освободит Машу Миронову из плена Швабрина. Важно, что он сделает это не только из симпатии к Гриневу, но и потому, что считает непозволительным обижать девушку, да, к тому же, еще и сироту: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» — закричал он. – «Будь он семи пяденей во лбу, а от суда моего не уйдет».
Пушкин показывает, что при всех недостатках Пугачев ведет себя очень достойно, вплоть до своей смертной казни, на которой присутствовал и Гринев.
Но писатель показывает нам не только положительные примеры. В «Капитанской повести» есть и антигерой, променявший свою честь на жизнь «в тылу врага». Этот герой – Алексей Иванович Швабрин. С ним Гринев знакомится в Белогорской крепости.
Уже с самого начала Швабрин ведет себя недостойно. Он, будучи отвергнут Машей Мироновой, наговаривает на нее, порочит честное имя девушки.
Позже, когда крепость была взята войсками Пугачева, Швабрин, забыв о своем происхождении и о своей присяге, переходит на сторону казаков: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!» А еще чуть позже, воспользовавшись своим положением победителя, Алексей Иванович подло мстит Маше: он силой – заперев девушку в комнате и не давая ей еды – пытается добиться ее согласия выйти за него замуж.
Но героине даже в голову не приходит согласиться. Так, вместе с образом Маши Мироновой, в повесть входит тема женской чести и достоинства. Эта простая девушка оказывается сильной и цельной личностью, с твердыми убеждениями и принципами, которые она будет отстаивать до конца.
Так, Маша не сдается под грубым напором Швабрина — она считает, что лучше умереть, чем стать женой предателя: «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».
Оставшись одна, без родителей и без жениха, арестованного по клевете Швабрина, Маша решается идти к самой императрице.
Пушкин описывает эпизод встречи девушки с Екатериной II. Маша держит себя просто и искренно, но с большим достоинством: «Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. …Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя».
В результате судьба главных героев оказывается счастливой – они воссоединяются. На их примере Пушкин показывает, что лишь честь и достоинство являются истинными помощниками и проводниками в сложных жизненных ситуациях.
Человек зачастую не волен распоряжаться своей судьбой, но как вести себя, каким принципами руководствоваться – этот выбор всегда остается лишь за человеком. И от того, какое решение он примет, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», на мой взгляд, именно об этом.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / «Береги честь смолоду» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Краткие сюжеты произведений в прозе «Повести Белкина»

«Повести Белкина» являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих на фоне прекрасной русской природы. Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые — эти герои живут в своем мире, но он прочно вошел в нашу жизнь. Мы уже не мыслим своего существования без героев Пушкина. Они учат нас благородству и терпению, самостоятельности и добру.

Остановимся подробнее на повести «Метель». Ее нехитрый сюжет легко запоминается и долго будоражит воображение читателя. Кажется, что это авантюрная повесть, которая задумана автором, чтобы рассказать об удивительных вещах, которые случаются в жизни. Но Пушкин намного мудрее, чем кажется на первый взгляд.

Показав двух молодых, легкомысленных людей, автор развивает мысль об ответственности человека за свои поступки. Сколько бы нам ни было лет, мы обязаны думать, что последует за нашими действиями, чем они обернутся для окружающих.

Марья Гавриловна, ослепленная любовью, бежит из родительского дома, не подозревая, что наказывает себя, может быть, на всю жизнь. Она слишком молода и влюблена, чтобы думать о ком-нибудь, кроме Владимира. Оказавшись обвенчанной с неизвестным, она покорно и терпеливо несет свой жребий, не обвиняя никого.

Наша героиня утратила надежду на счастье, но сохранила любовь к жизни, окружающим. Она по-прежнему красива и приветлива, ровна в общении со всеми, никому не оказывая предпочтения. Марья Гавриловна прекрасно понимает, что обмануть можно всех, но только не судьбу и Бога. Она даже не пытается этого делать. За свое благородство и верность, покорность судьбе Марья Гавриловна «награждается» встречей с нареченным. Это почти фантастично. Но Пушкин-художник — реалист, и в его произведении все происходит очень логично и правдоподобно. Бурмин открывает героине и читателям самые потаенные глубины души. Он не боится показаться злодеем, оттолкнуть от себя любимую женщину. Молчать для него далее невыносимо. Мы сочувствуем герою, воспринимая его поступок как легкомыслие, которое только молодостью можно объяснить и простить. За свою жестокую шутку он платит годами одиночества и раскаяния, поэтому получает в конце концов награду от судьбы.

Какие прекрасные чувства, возвышенные герои! Повесть «Барышня-крестьянка» озорная и веселая, как ее главная героиня. Лиза Муромская, благовоспитанная и образованная девушка, живущая по законам помещичьего уклада. Но как балованное дитя, она старается обойти законы своего круга. Начитавшись романов, мечтательная натура Лизы жаждет приключений. Девушка представить себе не может, что жизнь сама вскоре сведет ее с Алексеем Берестовым, которого так жаждет увидеть героиня.

Простое любопытство, начавшееся как веселая интрига с переодеванием, вскоре перерастает в глубокое и сильное чувство. Молодые люди любят друг друга, но каждый видит перед собой непреодолимую преграду: Лиза робеет сознаться в содеянной шалости, Алексей видит непреодолимую трудность в браке с крестьянкой. Жизнь сама решает за героев. Им ничего не остается, как просить благословения родителей.

Прекрасный мир, шагнувший со страниц произведений Пушкина, учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.

«Повести Белкина», написанные Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, по-прежнему интересны, открывают новый мир, способный обогатить возвышенными чувствами. Они являются неиссякаемым кладезем, из которого можно черпать бесконечно.

Тема «Метели» — превратности любви. Именно ее развивают фабула и сюжет новеллы. Все, как кажется, логично, по литературным канонам того времени. Но так ли это? Анекдот как своеобразная программа является сюжетной основой новелл Пушкина, с традиционным набором элементов: «влюбленные» (богатая невеста-бедный жених) «препятствие» (запрет родителей) «бегство»; «препятствие» (метель) «влюбленные» («первая» невеста-»блестящий» жених) «тайное препятствие» («узы брака») «счастливое совпадение»; «хэппи-энд».

Сюжет также представляет собой разработанную схему произведения в противоположность фабуле, которая является схемой событий. Отметим два наиболее существенных момента в сюжете «Метели»:

а) За счет «фигуры умолчания» в новелле создается «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника («Какое известие ожидало его!» Какое же? Умолчание. ), каков секрет «полусумасшедшего письма», полученного родителями Марьи Гавриловны от «несчастного» Владимира, в чем причина молчания Бурмина, оттягивающего решающее объяснение, и так далее.

Тайна, согласно устойчивой схеме, объясняется только в самом конце новеллы.

б) Сюжет «Метели» дан с двойным опосредованием: во-первых, он изложен от лица помещика Белкина; во-вторых, самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т. (увиден глазами «девицы К.И.Т.», рассказавшей повесть Белкину, явно «уездной барышни»).

Система персонажей в первой части новеллы кажется построенной по схеме: «протагонисты-антагонисты-помощники». Протагонисты — влюбленная пара (Марья Гавриловна и Владимир), антагонисты — препятствующие их любви родители богатой невесты Марьи Гавриловны (Гаврила Гаврилович Р. и его жена — Прасковья Петровна), помощники — все те, кто устраивает побег влюбленных и готовит несостоявшееся венчание, — жадринский священник, сорокалетний корнет Дарвин, «землемер Шмит в усах и шпорах», «сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы» (свидетели), кучер Терешка, горничная Марьи Гавриловны, крестьяне, помогающие Владимиру найти Жадрино.

Во второй части привычная расстановка персонажей разрушена, а устойчивые читательские ожидания обмануты: ни антагонистическая роль родителей, ни романтический любовный треугольник (с появлением блестящего полковника Бурмина) не состоялись. Родители оказываются не против брака Марьи Гавриловны и Володи (что дискредитирует и сам «побег») браку Марьи Гавриловны и Бурмина препятствует вовсе не романтическая память первой о погибшем возлюбленном. Новое представление о расстановке персонажей достигается через эпиграф из «Светланы» Жуковского с ее мотивом «призрачного» жениха: невеста-призрачный жених-подлинный жених. Кто же из двух женихов (Владимир или Бурмин) призрачный и кто подлинный? Загадка, но заданная не по романтическому шаблону.

По романтическому канону призрачным должен быть «ложный» жених Бурмин, с соответствующими атрибутами (ночь, метель). И здесь ожидания обмануты: призрачным оказывается как раз Владимир, все действия которого определяются литературными штампами — и так и остаются как бы «выдуманными»; Бурмин же, чье поведение тоже согласовано с литературными образцами, при этом находится в полном согласии с бытом и его предписаниями. Быт, а не литература, в итоге становится решающей инстанцией новеллы — быт, которому принадлежат остальные ее персонажи; быт, для которого всей этой «литературной» истории с побегом словно бы и не было (о ней так и не стало известно; так была ли она?). В итоге расстановка персонажей такова: любовный треугольник и быт.

На новом уровне вернемся к вопросу о теме: какова глубинная тема новеллы? Ответ: «Быт и литературность». Как реализуется эта тема, станет понятно при рассмотрении композиции произведения. Композиция определяется отношением всех конструктивных элементов произведения к его целому. Какие же конструктивные элементы являются определяющими в «Метели»? Литературные цитаты, отсылки и намеки, иронически сопоставленные с бытовыми реалиями. Композиция «Метели»

построена на последовательном сталкивании двух планов — быта и литературности. Отсюда — конфликт.

Комический эффект новеллы достигается благодаря постоянному подчеркиванию несоответствия литературных поведенческих штампов и бытового уклада. Герою, преследующему свои скромные цели, напрасно кажется, что ничего не стоит завоевать лежащее перед ним маленькое пространство. Под обличьем близкого и доступного скрываются неподатливые, крупные, типические для традиционного быта величины. В «Метели» это по-особому подчеркнуто Владимир Николаевич заблудился на крохотном куске земли, пятиверстный путь до Жад-рина превращается в нескончаемое кружение по снегу и метели, и все в сторону. Узенькая площадь внезапно расширяется, и общим законам жизни — «судьбы» — дано достаточно места, чтобы они могли разыграться, как это им свойственно. Отсюда никчемность и бесплодность авантюры — европейского авантюрного сюжета на русской почве. Даже стихия (метель) не на стороне романтической литературности, а на стороне быта.

Вот мы и пришли к выводу, что новаторская идея «Метели» — самоотрицание новеллы; победа бытового уклада над литературной интригой.

Ирония здесь в том, что победа эта достигается путем невероятных, подчеркнуто литературных совпадений. В новелле «Выстрел» выстрел никого не убивает, в новелле «Метель» похититель никого не похитил, а намеченная к похищению вернулась домой.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Автор — повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев. Также от лица вымышленного автора написаны, например, “Повести Белкина” и “История села Горюхина”. А. С. Пушкин создает вполне определенный образ повествователя — поместного дворянина. Детство его проходит в деревне, растет он недорослем, затем отец отправляет его на военную службу, и через какое-то время он возвращается в родовое поместье и решает заняться сочинительством.

Примерно так же выглядит история рассказчика “Капитанской дочки”; линия “автор — повествователь — герой” здесь прослеживается довольно четко. Пушкин как будто строит лесенку во времени: сам он смотрит из середины XIX века на повествователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости. Таким образом, до читателя доходит многомерная историческая картинка, сложная, как сама жизнь. А. С. Пушкина, безусловно, очень волновала тема восстаний в России, как крестьянских бунтов, так и таких, как события декабря 1825 года, в которых принимали участие его близкие друзья. Раздумья над этим обратили мысль автора к драматическим событиям истории, и он пишет очерк “История Пугачева”.

Но как художник, А. С. Пушкин не смог полностью выразить себя в историческом труде, и у него возник замысел художественного произведения о пугачевском восстании. Герои “Капитанской дочки”, со своими обычными человеческими судьбами, оказываются в самом центре исторических событий. Мы читаем о далеком даже для А. С. Пушкина XVIII веке, но благодаря тому, что повествование ведется от первого лица, все описанное близко и понятно нам. Мы не смотрим со стороны, а вместе с молодым Гриневым участвуем в событиях его жизни. Предводитель крестьянского бунта, кровавый, не знающий жалости злодей предстает перед нами живым человеком, с достоинствами и недостатками, — благодаря Гриневу. Юный Петруша Гринев — герой “Капитанской дочки”, он еще не умеет оценивать события, непосредственным участником которых становится.

Он просто живет и чувствует и поступает так, как велит ему совесть. Обезоруживающая честность не раз спасает ему жизнь. Эта же честность — залог особого доверия читателя ко всему, о чем рассказывает Гринев. Мы не можем сопоставлять Л. Гринева с А. Пушкиным ни по уму (вспомним его рассказ о жизни в родительском доме до армии), ни по душевным качествам (богатство и многогранность духовного мира поэта не вызывают сомнений, чего не скажешь о Гриневе), но в понятии чести и долга их мнения совпадают. Дворянин, не считающий для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону восставших, — это мог быть и Пушкин.

Не случайно подлость проявляется в каждом слове и поступке дворянина-предателя Швабрина: и в его отношении к Маше, и на дуэли, и после ареста. А. С. Пушкин под видом издателя пишет, что единственное дополнение его к рукописи Гринева — это эпиграфы. Таким образом, только в эпиграфах автор напрямую выражает свою позицию. Первый и главный из них — “Береги честь смолоду”.

Проблема чести — одна из главных в “Капитанской дочке”. Положительные герои те, кто “берег честь смолоду”: Гринев, Маша, семья Мироновых и т. д. К ним же в некоторой степени можно отнести и Пугачева. По крайней мере, в отношении Гринева он поступил честно. Повествователь в “Капитанской дочке” — это тот же Гринев, но уже в старости.

Он смотрит на себя со стороны, посмеивается над ошибками молодости, над своей неопытностью, но он и гордится тем, что не потерял своего дворянского достоинства, основные жизненные принципы его сформировались уже тогда и остались неизменны. В отличие от молодого Петруши, все мысли которого были заняты любимой девушкой, Гринев-повествователь дает оценку и историческим событиям. Это именно он говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копейка…” Итак, в самом центре решающих событий истории находится средний, гораздо более заурядный человек, чем сам Пушкин, тем не менее им же выбранный.

Рассказ искреннего и открытого Гринева рисует объективную картину происходящего, не подает поводов для подозрений в каком-либо “умничаньи” (кстати, любимое его слово). Язык Гринева-повествователя прост и доступен, без затей. Пушкин-поэт мог использовать описание бурана как аллегорию крестьянского восстания: “Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!” Гринев же просто описывает метель, благодаря которой он познакомился с Пугачевым. “Капитанская дочка” — повесть не просто о народном восстании, а об общечеловеческих проблемах.

Нигде в повести мы не встретим описания угнетенного народа, наоборот, например, Савельич бескорыстно любит своих хозяев и предан им. И все же “Капитанская дочка” — глубоко народное произведение, даже общенародное, примиряющее все сословия. Почти все эпиграфы к главам взяты из народных песен. Их слова становятся выражением чувств героя-дворянина. Пушкин говорит нам, что жизнь сложнее любых Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч. ру схем, что для объединения людей недостаточно их принадлежности к одному сословию.

Гриневу намного более симпатичен Пугачев, чем Швабрин — такой же, как он, офицер. Каждый герой повести — не просто представитель своего сословия, но самостоятельная личность: и Савельич, и Пугачев, и императрица. Пугачев — представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за ним, он вождь и понимает, что одинок и рано или поздно его предадут. Обсуждая калмыцкую сказку об орле и вороне, Пугачев и Гринев высказывают свою жизненную позицию. Пугачев не может жить иначе, для него бунт — смысл жизни, для Гринева же — “жить убийствами и разбоем значит клевать мертвечину”.

Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не менее остаются доброжелательны друг к другу. В повести относительно мало описаний кровопролития, всем и так хорошо известна жестокость крестьянской войны. Но там, где такие сцены есть, в них изображены страдания обеих сторон — это и башкирец с изуродованным лицом, и смерть четы Мироновых. Снова А. С. Пушкин разрушает любые схемы и главным измерением сюжета делает такое человеческое качество, как сострадательность, обычная доброта.

Вспомним, как впервые в повести появляются Пугачев и императрица — словно два полюса. Герои встречаются с ними как с обыкновенными людьми, и лишь затем выясняется, что оба они наделены властью. Милосердие же проявляют лишь к тем, кому лично симпатизируют.

Избирательно. В “Капитанской дочке” много сказочного. Здесь отразилась мечта поэта о возможности устройства такого мира, где все зиждется на добрых и мудрых человеческих отношениях; герой и повествователь помогают внушить именно эту мысль читателю.

Сочинение на тему: Главная мысль в повести Станционный смотритель Пушкин

Главная мысль

В повести «Станционный смотритель», несомненно, поднято очень много важных вопросов, но­ самая главная мысль, как мне кажется, очень сильно связана с картинками, которые были повешены на стене, в доме станционного смотрителя. У чиновника четырнадцатого класса, Самсона Вырина, в комнате висели изображение­ притчи из евангелия о блудном сыне. Несколько изображений со стихами, написанными по-немецки внизу, под картинками. Они изображали несколько эпизодов, тот, когда сын уходит с мешком денег за плечами, потом, когда он сидит за столом и пирует, а его окружают­ псевдодрузья и продажные женщины. Следующая картинка показывает бедственное состояние молодого человека, после того, как он потратил все деньги, а друзья от него отвернулись. И, самая последняя, демонстрирует радостного отца, который встречает в распростертыми объятиями своего вернувшегося ребенка.

Когда только начинаешь читать повесть, трудно поверить, что судьба станционного смотрителя и его дочки, Дуни, может как-то пересечься с изображенным на картинке. Но это происходит, когда Дуня покидает отца, уехав с молодым человеком, который ей понравился. Он воплощает в жизнь то, что изображено на картинках. Он уезжает, глубоко обидев отца, чтобы потом опять вернуться, раскаявшись. Но все происходит несколько не так, как люди привыкли видеть на картинках. Самсон Вырин умирает, так и не дождавшись объятий раскаявшейся дочери, и она обнимает его могилу.

Главная мысль­ данного произведения заставляет нас обратить внимание на родительскую любовь, которая может простить все, что угодно. Родители никогда не осуждают своих детей, они готовы принять их обратно, даже если­ дети их очень сильно обидели. Но если ребенок придет с открытой душой, раскаявшись в содеянном, то родитель никогда не станет его упрекать лишний раз.

Главная мысль заключается в том, что самая бескорыстная и бесконечная любовь – это любовь родителей к детям.

Когда станционный смотритель уже давно жил без своей дочери, так несправедливо покинутый ею, он не осквернил ее образ ни одной плохой мыслью, ни одним плохим словом. Единственное, за что он беспокоился, была ее жизнь и настоящее существование. Он был готов принять ее обратно, если ей будет плохо, и он был даже рад бы принять ее, настолько самоотверженной и бескорыстной была его любовь к дочери. То, что автор в начале описывает изображения, висевшие на стене, не зря. В картинках был высказан первый намек на главную мысль произведения, которое потом с каждой строчкой раскрывает ее полнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: