Белый парус стих лермонтова

С именем М. Ю. Лермонтова учащиеся хорошо знакомы по IV классу, где они изучали «Бородино». Вспомним, что осталось у них в памяти об этом стихотворении, о самом поэте, а затем обратимся к вступительной статье хрестоматии, дополнив ее наглядными материалами: портретами поэта, фотографиями его родных мест.

М. Ю. Лермонтов был младшим современником А. С. Пушкина. Учитель скажет, как любил Михаил Юрьевич Пушкина, как восхищался его поэтическим даром, как глубоко был потрясен трагической гибелью поэта.

Лермонтов унаследовал вольнолюбие поэзии Пушкина. Стихи молодого поэта вызывали горячий отклик у передовых людей России, он стал народным поэтом.

Одним из самых известных стихотворений Лермонтова стал его «Парус», работе над которым и посвящается первый урок. На втором уроке читаем с учащимися «Два великана».

В «Парусе» читателя поражает ясность и живописность нарисованной картины, которую не только понимаешь, но и видишь. Морской пейзаж в нем осязаем и красочен; глазам открывается целая гамма ярких цветов; туман голубой, струя светлей лазури, луч солнца золотой, парус белеет. Море показано в движении, и изменение пейзажа помогает понять основную мысль стихотворения, смену настроений, содержание центрального образа. Первые две строчки каждого четверостишия передают ту или иную картину меняющегося моря, а следующие две — настроение, чувство, вызванное ею.

Сначала перед нами возникает овеянная туманом морская даль с белеющим парусом. Вид одинокого паруса рождает у автора задумчивость, и естественно звучат его вопросы-размышления: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» А далее картина меняется, и читатель уже не только видит, но и слышит море, его шум: поднимается, свищег ветер, надувая парус так, что мачта гнется и скрипит, волны играют, нарастает тревога. И ей созвучно настроение горькой уверенности в том, что для паруса невозможно счастье: «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Но вот море опять спокойно (струя светлей лазури), и прежние настроения задумчивости и тревоги сменяются твердой убежденностью, что парус мятежный, что он ищет не покоя, а бури. Автор сочувствует этому стремлению, хотя грусть его не исчезает: ведь так нелегок путь избравшего бурю вместо покоя. .

«Парус» — стихотворение с очень глубоким подтекстом. Оно проникнуто сложным и противоречивым чувством, в котором грусть и мятежность, ликование и тревога, пылкость и безнадежность. Оно волнует серьезностью мыслей, богатством чувств, заключенных всего в 12 строчках. Здесь и недовольство современностью, отрицание ее за то, что она обрекает человека на вечную неудовлетворенность, и одиночество, и грусть от сознания невозможности счастья, и жадное желание активного вмешательства в жизнь, и сочувствие гордому протесту, мятежу, а следовательно, отказ от смирения и покорности судьбе.

Волнующ и глубок образ мятежного паруса. Не случайно он стал бессмертным в русской поэзии, символом неустанных поисков, жажды действий и борьбы.

Вероятно, каждый из нас не раз читал «Парус» про себя, отдаваясь магическому действию слов и мелодии. Наслаивающиеся годы приносят новый опыт чувств, давая возможность все более глубокого проникновения в смысл лермонтовского стихотворения.

Естественно, что учащиеся V класса смогут воспринять эти стихи пока лишь в самом первом приближении. Особая трудность анализа «Паруса» связана с тем, что пятиклассникам почти недоступно понимание символики. До «Паруса» они познакомились с поэтическим пейзажем в «Зимнем утре». Но там он был иным. Вместе с Пушкиным дети любовались картинами природы, то радостными, то печальными, и этого было достаточно для элементарного понимания стихотворения. У Лермонтова же голубое море и белый парус не только поэтически увиденная природа, но и символические образы. При неосторожном анализе ученики начинают слишком грубо «подставлять» под них конкретные значения. Тогда учитель может услышать такие ответы: «Лермонтов пишет о парусе, но думает о том человеке, который сидит в лодке и управляет этим парусом. Тот человек борется со стихией, он мятежный». Или: «Под парусом подразумевается революционер, а под морем восстание» (вариант: «революционное движение»).

Опасаясь подобного вульгарного упрощения поэтического смысла «Паруса», задержим внимание школьников на образном строе стихотворения и на настроении, какое рождается при его чтении. В начале урока, познакомив учащихся с Лермонтовым (прочитав статью в хрестоматии или рассказав о нем), сообщим, что, когда поэту было 18 лет, он поздним летом приехал из Москвы в Петербург, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков.

Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами морскую гладь. Какие чувства мог он в это время испытывать? Точно ответить на этот вопрос нельзя. Но представим, чем обычно поражает человека море и почему многие так любят его? Если в классе есть ребята, бывавшие на море, обратимся к ним. Если нет, попытаемся вместе пофантазировать, мобилизовать художественные впечатления от прочитанных книг, кинофильмов; всмотримся в картины художников Айвазовского, Судковского и др.

Близость моря всегда волнует человека, ему трудно не восхититься величественным простором, не испытать гордости и прилива сил. Море удивляет изменчивостью и непостоянством: то оно безмятежно спокойно, лишь колышется легкая зыбь, то оно пенится и шумит.

Так же изменчив, непостоянен его цвет. Только что оно казалось лазурно-синим, ярким от солнечного блеска. А зашло солнце за тучу — все море стало свинцово-серым. Красота моря, его непостоянство, стихийная сила всегда поражают. Возле моря хочется размышлять о чем-то серьезном, сокровенном.

Михаил Лермонтов
стихотворение
«Парус»

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Пейзажно-символическое стихотворение Лермонтова, написано в 1832 году в Петербурге.

Бестужев-Марлинский А. А.
(русский поэт, писатель и критик)

Первый стих «Белеет парус одинокой» Лермонтов заимствовал из поэмы А. А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский».

В данном стихотворение, Лермонтов отразил не только свое мироощущение, взгляд на поэтику, но и настроения передовой интеллигенции 30-х годов XIX века — ее революционные порывы и духовную разобщенность в обстановке последекабрьской реакции.

Лермонтов М — Парус (стих и песня С.Лемешев)

Лермонтов М
Белеет парус одинокий
стих и песня
исполняет Сергей Лемешев

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит.
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой!

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 [15] октября 1814, Москва — 15 [27] июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.

Серге́й Я́ковлевич Ле́мешев (1902—1977) — советский оперный певец (лирический тенор).

Лемешев собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство.
Кроме пения в оперных спектаклях, Лемешев много и плодотворно трудился над исполнением камерного репертуара. С гордостью он отмечал, что ему удалось спеть и записать все 100 романсов П. И. Чайковского (помимо романсов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
Лемешев выступал как эстрадный певец, исполняя лучшие песни М. И. Блантера («Моя любимая», «Пшеница золотая»), Т. Н. Хренникова («Песня о Москве», «Песня о песне»), Б. А. Мокроусова («Одинокая гармонь»), А. Г. Новикова («Отъезд партизан», «Россия», «Размечтался солдат молодой»), Н. В. Богословского («Письмо в Москву», «Алёнушка», «Где ж ты, утро раннее?», «Помнишь, мама?»).

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус»

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» — создание семнадцатилетнего поэта.
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» — стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Центральный образ стихотворения тоже двух планов : это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса : от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет , не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст , который служит основой композиции в данном произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

141721 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
Короткая справка