Белые ночи Достоевского: краткое содержание

Рассмотрим краткое содержание повести «Белые ночи» Достоевского. Жанр этого произведения был определен самим писателем как «сентиментальный роман». Однако по форме «Белые ночи» — повесть. Она принадлежит к циклу повестей и рассказов, которые были созданы в Петербурге до того, как Федор Михайлович был осужден по делу петрашевцев.

Композиция повести

Состоит произведение «Белые ночи» Достоевского из 5 глав, которые имеют названия: «Ночь 1», «Ночь 2» и т. д. В повести всего описано 4 ночи. Пятая глава имеет название «Утро». Это отражает динамику развития в произведении сюжета — от сна к пробуждению.

Первая ночь

Герой произведения «Белые ночи» Достоевского восемь лет проживает в Петербурге. Он при этом не смог завести в городе ни одного знакомства. Герою известен практически весь Петербург. Он знает многих людей в лицо, видит каждый день на улицах. Старичок является одним из таких знакомых. Герой его встречает на Фонтанке в определенный час. Если оба находятся в хорошем настроении, они друг другу кланяются. Знакомы Мечтателю и дома. Он даже порой воображает, что они разговаривают с ним, равно как и сам герой общается с ними с удовольствием. У него имеются среди домов любимцы, есть также короткие приятели. Мечтателя мучит беспокойство вот уже три дня. Причиной является боязнь одиночества. Опустел город, поскольку жители отправились на дачи. Мечтатель готов поехать вместе с ними, однако никто его не приглашал, как будто все забыли его, как будто он совсем чужой для них.

Возвращаясь после прогулки в поздний час, герой повести «Белые ночи» Достоевского увидел девушку на набережной. Она смотрела пристально в воду канала. Эта девушка плакала, и она прошла по тротуару мимо него, пока Мечтатель пытался найти слова утешения. Он не решился последовать за ней. Вдруг недалеко от этой незнакомки оказался нетрезвый господин, который поспешил за ней вслед. Тогда герой бросился на него с сучковатой палкой. Тот оставил в покое даму. Мечтатель рассказал ей, что создает в своем воображении целые романы. Однако на самом деле он даже ни разу не был знаком с женщинами, поскольку очень робок. Девушка отвечает, что ей даже нравится такая скромность. Герой надеется увидеть ее вновь и просит девушку прийти следующей ночью снова на набережную. Та обещает быть здесь в девять часов, однако умоляет героя в нее не влюбляться и рассчитывать лишь на дружбу. У девушки имеется тайна, о которой ей не хочется рассказывать. Мечтатель ощущает себя настолько счастливым, что бродит всю ночь по городу и никак не может вернуться домой. Этим заканчивает описание первой главы произведения Достоевский. «Белые ночи», краткое содержание которых нас интересует, продолжаются следующими событиями.

Вторая ночь

Дама просит при встрече Мечтателя рассказать ей свою историю. Он отвечает, что у него нет никакой истории. У девушки же имеется слепая бабушка, которая не отпускает ее никуда. После того как девушка нашалила 2 года назад, бабушка пришила ее платье к своему. Теперь собеседница Мечтателя вынуждена читать вслух старушке и сидеть дома. Герой отвечает, что считает себя мечтателем, и лишь тогда вспоминает о том, что не знает до сих пор имени своей спутницы. Девушка представляется Настенькой. Мечтатель рассказывает ей о своих грезах. Он дожил в своих мечтах до 26 лет, справляет даже «годовщину своих ощущений». Настенька рассказывает герою историю своей жизни.

Отец и мать девушки очень рано умерли, и поэтому она осталась с бабушкой. Однажды, когда эта старушка уснула, Настенька уговорила Феклу, глухую работницу, сесть на свое место, а сама отправилась к подруге. Когда старушка проснулась и спросила о чем-то, Фекла убежала, испугавшись, поскольку не могла понять, о чем бабушка ее спрашивает. Однажды в мезонин бабушкиного дома переехал новый жилец. Он стал снабжать Настеньку книгами, приглашал ее вместе со старушкой в театр на пьесу «Севильский цирюльник». Они втроем после этого посещают театр еще несколько раз. Затем жилец говорит, что должен уехать в Москву. Тайком от бабушки Настенька собирает вещи, так как хочет отправиться вместе с ним. Жилец говорит, что не может пока жениться на девушке. Но он обязательно приедет за ней через год, когда устроит свои дела. Сейчас он уже три дня находится в городе, однако все еще не приходил к Настеньке. Мечтатель предлагает ей написать любимому письмо и обещает через знакомых девушки передать его. Настенька дает ему давно уже написанное и запечатанное письмо. Герои прощаются. Произведение «Белые ночи» Достоевского продолжается уже в следующей главе.

Третья ночь

В ненастный и пасмурный день герой произведения осознает, что любовь к нему Настеньки была только радостью о близком свидании с другим. Девушка пришла на встречу с героем на час раньше, поскольку хотела увидеть любимого и надеялась на то, что он непременно придет. Однако тот не явился. Мечтатель успокаивает девушку, делая различные предположения: он мог не получить письмо, возможно, ему нельзя сейчас прийти или же он ответил, но письмо придет несколько позже. Девушка надеется на следующий день увидеть любимого, однако ее не покидает чувство досады. Настенька сокрушается, что возлюбленный ее совсем не похож на Мечтателя, столь доброго к ней. Так заканчивается очередная глава произведения «Белые ночи». Повесть продолжается описанием четвертой ночи.

Четвертая ночь

В 9 часов следующего дня герои уже были на набережной. Но мужчина не появляется. Герой признается девушке в любви, говорит о том, что понимает ее чувства к своему любимому и относится с уважением к ним. Настенька отвечает, что ее предал этот человек, и поэтому она попытается всеми силами разлюбить его. Если Мечтатель сможет подождать, пока совсем улягутся прежние чувства, то любовь и благодарность Настеньки достанется ему. Молодые люди мечтают радостно о совместном будущем.

Вдруг в минуту их прощания показывается жених. Настенька, задрожав и вскрикнув, вырывается из рук Мечтателя и бросается навстречу к нему. Она исчезает вместе со своим возлюбленным. Долго глядел им вслед Мечтатель из произведения «Белые ночи». Достоевский по главам описывает, как менялось внутреннее состояние главных героев, которые как будто совершают в повести переход от сна к пробуждению. Происходит это в следующей главе, которая называется «Утро».

В дождливый и унылый день Матрена, работница, принесла письмо от Настеньки Мечтателю. Девушка извинялась и благодарила его за любовь. Она обещает сохранить навсегда его в памяти, а также просит Мечтателя не забывать ее. Несколько раз герой перечитывал письмо, слезы наворачивались на его глаза. Мечтатель мысленно благодарит Настеньку за минуту блаженства и счастья, которую девушка подарила ему. На днях Настенька выходит замуж. Однако чувства девушки противоречивы. Она пишет в письме, что хотела бы «любить вас обоих». Однако Мечтатель вынужден оставаться вечно лишь братом, другом. Он опять оказался один в комнате, вдруг «постаревшей». Однако и через 15 лет Мечтатель вспоминает с нежностью свою недолгую любовь.

Несколько фактов о произведении

Итак, мы описали событийную канву произведения, которое создал Достоевский. «Белые ночи», краткое содержание которого, конечно, художественных особенностей повести не передает, было написано Федором Михайловичем в 1848 году. Сегодня произведение включено в школьную программу по литературе наряду с другими творениями этого писателя. Очень интересны в этой повести, как и в других произведениях Федора Михайловича, герои. «Белые ночи» Достоевский посвятил А. Н. Плещееву, поэту и другу своей молодости.

Критика

Что касается критики, отметим следующее. Произведение «Белые ночи» (Достоевский) отзывы вызвало положительные практически сразу же после первой публикации. На него откликнулись такие известные критики, как А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, А. А. Григорьев, Н. А. Добролюбов, Е. В. Тур и другие.

Краткое описание достоевского

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин […] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Ошибка 404

Вы перешли по ссылке, которая никуда не ведёт.

Российская государственная библиотека запустила новую версию официального сайта. Сейчас он работает в тестовом режиме.

Если вы оказались на этой странице или обнаружили другую ошибку в работе сайта, пришлите, пожалуйста, информацию с описанием возникшей проблемы на адрес 404@rsl.ru.

Спасибо, что помогаете сделать наш сайт лучше!

«Преступление и наказание»

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Разворачиваются события в 60-е годы девятнадцатого века, в Петербурге. Одним теплым летним вечером бывший студент Родион Раскольников относит свою последнюю дорогую вещь старой процентщице Алене Ивановне. Он планирует убить старуху, и этим поступком избавить от мучений остальных молодых людей, зависящих от нее.

Возвращаясь, он заходит в кабак, где знакомится со спившимся чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает историю о том, как его жена из-за нищеты и чахотки отправила дочь Соню на панель. Утром пришло письмо от матери с рассказом о мучениях сестры Раскольникова, попавшей к помещику Свидригайлову. Мать сообщает, что скоро приедет с Дуней в Петербург, в связи со свадьбой сестры. Ее жених Лужин скорее пользуется нищенским положением невесты, нежели испытывает к ней чувства.

Раздумывая о тех жертвах, которые приносят девушки во имя благополучия своих семей, Раскольников сомневается. Но он все же решается на убийство. От его рук погибла не только старуха, но и внезапно появившаяся ее сестра Лизавета. Похищенное имущество он спрятал в укромном месте, не успев толком посмотреть на него. Пережитое не оставляет его в покое, он близко к сердцу принимает все разговоры о происшествии. Ему известно, что арестовали деревенского парнишку Миколку. Родион практически готов признаться в содеянном.

Прогуливаясь, он натыкается на пострадавшего от кареты человека. Это его недавний знакомый Мармеладов. Помогая ему последними деньгами, Раскольников привозит его домой и вызывает врача. Там же знакомится с Катериной Ивановной и Соней. На какое-то время ему легче. Но, увидев в своей каморке приехавших к нему мать и сестру, он выгоняет их.

Чувствуя себя одиноким, он надеется на понимание такой же грешной как он, Сони. Его друг Разумихин заботится о родных Родиона. В сестру он влюбился с первого взгляда, и узнавший об этом Лужин ставит ультиматум: он или брат. Родион, дабы отвести от себя подозрения, ищет встречи с Порфирием Петровичем, расследовавшим дело старухи. В процессе беседы, опытный следователь приходит к выводу, что перед ним идеологический убийца. Порфирий Петрович надеется, что угрызения совести приведут Раскольникова с признанием. Родион близок к этому. Обедая в одном из номеров, куда поселились Дуня с матерью, раскрывается обман Лужина. Он убеждал присутствующих, что Родион отдал Соне за ее низменные услуги те деньги, которые мать собрала для учебы. Лужина выгоняют.

Раскольников ищет приюта у Сони, но их взгляды на жизнь разнятся. Он снова приходит на встречу со следователем и почти выдает себя. Лужин снова обманом пытается вернуть доверие невесты, но Раскольников его разоблачает. Оказавшаяся на улице Катерина Ивановна умирает от кровотечения. Свидригайлов предлагает помочь Соне и детям.

Свидригайлов, так и не добившись взаимности от Дуни, застрелился. Раскольников решается на признание, и его отправляют в ссылку в Сибирь. Мать, не выдержав горя, умерла. Разумихин женился на Дуне. Соня приехала вслед за любимым, и терпеливо переносит его равнодушие. Но со временем, к нему приходит понимание поступков и их следствия, и он ищет ответы в Евангелие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: